Драфт: молодая наука
Т. С. ПОТАПОВА
(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
УДК 81-2 ББК Ш5 (2Рос=Рус)6-3 3 5
НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ
Аннотация: В статье рассматривается социально-политическая тема как факт глубоко индивидуального поэтического высказывания в современной российской поэзии. Новая социальная поэзия анализируется на примере творчества Кирилла Медведева и Валерия Нугатова.
Ключевые слова: новая социальная поэзия, К. Медведев, В. Нугатов.
К началу 1990-х годов возникло ощущение исчерпанности социально-политической темы как материала для поэтического высказывания в виду идиосинкразии, вызванной использованием данной темы советскими поэтами, писавшими по партийному заказу, и антисоветскими поэтами, у которых разногласия с властью были не эстетические, а идеологические. На волне этого ощущения усталости в 1998 году Дмитрий Кузьмин публикует статью «Политическое в современной литературе: предмет, материал, рамка»1, смысл которой сводится к следующему: поэт, будучи одновременно гражданином, испытывает естественную потребность выразить свою гражданскую позицию, но не находит возможности сделать это в стихах, потому что эстетически данная проблематика для него исчерпана или невозможна, а единственной жизнеспособной формой такого высказывания является высказывание рамочное.
На рубеже 1990-2000-х годов литературная ситуация меняется, значимым маркером этого изменения становится выход антологии «Время “Ч”. Стихи о Чечне и не только», составленной Н. Винником и изданной в «Новом литературном обозрении». Для опубликованных в ней авторов политическое уже не формальная рамка высказывания, а его непосредственный предмет. Входит в антологию «Время “Ч”» и стихотворение екатеринбургского поэта Олега Тихомирова, в котором есть строки:
Ты бы смог пройти мимо Чечни, повстречай ты ее в коридоре?
1 Кузьмин Д. Политическое в современной литературе: предмет, материал, рамка // Майские чтения. - № 2. иЯЬ: http://may-almanac.chat.ru/num2/40kuzmin.htm.
Драфт: молодая наука
Почему данные строки являются ключевыми для целой книги? Они указывают на то, что политическое событие является одновременно событием нашей частной жизни, от которого не спрятаться. Поэт вынужден включать его в свое личное пространство и пространство своих стихов. С этого момента, по мнению Д. Кузьмина, начинается новый этап бытования социально-политического в поэтическом творчестве. В 2003 году публикуется знаменитая статья Марии Майофис «Не ослабевайте упражняться в мягкосердии. Заметки о политической субъективности в современной русской поэзии»2, где идет речь о том, каким образом социально-политическая тема становится фактором глубоко индивидуального поэтического высказывания.
В 2000-х годах в журнале «Новое литературное обозрение» появляется рубрика «Новая социальная поэзия». Рассмотрим некоторых авторов, чьи стихотворения в ней публиковались.
Кирилл Медведев - поэт, переводчик, издатель и политический активист. В 2003 году он отказывается от участия в литературной жизни, от любых публикаций и публичных чтений: «К системе, настолько девальвирующей и опошляющей Слово, настолько профанирующей его, я не хочу иметь даже косвенного отношения»3. В 2004-м манифестирует отказ от авторских прав на свои тексты. В 2006 году Медведев на персональном интернет-сайте размышляет по поводу выхода в «НЛО» его книги «Тексты, изданные без ведома автора». Несколько лет назад Кирилл Медведев вновь начинает читать и публиковать новые стихи, в которых социально-политическая тема становится фактом глубоко индивидуального поэтического высказывания.
К. Медведев - основатель «Свободного марксистского издательства». Аскетичное оформление, простота и дешевизна исполнения сочетаются с хорошим вкусом издателя, что делает эти книги эстетически привлекательными и одновременно намеренно «пролетарскими».
Поэма «Жить долго, умереть молодым», опубликованная Медведевым в возглавляемом им издательстве в серии «Крафт», показывает, как трансформируется лирическая поэма, выполняя утилитарную функцию репортажа. Сюжет поэмы - попытка Кирилла Медведева взять интервью у французского кинорежиссера Клода Ланцмана, снявшего фильм о Холокосте. Бывший ревностный марксист Ланцман отказывается отвечать на политически заостренные вопросы о современной агрессивной политике Израиля и прячется за комфортной мас-
2 Майофис М. Не ослабевайте упражняться в мягкосердии // Новое литературное обозрение. - 2003. - № 62.
3 Медведев К. Коммюнике. иКЬ: http://kirillmedvedev.narod.ru/comm--.html.
Драфт: молодая наука
кой признанного художника. Но «интеллектуал - это не привилегия, а место в борьбе»4, - считает Медведев.
Кирилл Медведев объясняет свой интерес к марксизму как «реакцию на пресловутую “постмодернистскую чувствительность”, на разрыв всяческих связей между словами, предметами, людьми, действиями, на все это мерцание осколков в головах, на неспособность выстроить хоть немного связную картину мира... »5.
Сквозной мотив поэзии Медведева - мотив растерянности человека перед лицом глобальных культурных процессов. Сочинение Медведева с характерным названием «Текст, посвященный трагическим событиям 11 сентября в Нью-Йорке» стало, по мнению Д. Кузьмина, «наиболее адекватной реакцией русской литературы на потрясшую мир катастрофу». Как отмечает критик, «название отражает невозможность найти точные слова для всей совокупности чувств, борющихся в душе человека при мысли о событиях 11 сентября. Лирический субъект Медведева беспрестанно думает о случившемся, скрупулезно фиксирует как собственные ощущения и размышления, так и полученные из СМИ домыслы и факты. Лирический герой отождествляет себя с каждой из цитат или псевдоцитат, видит в каждой из них как свою долю клишированности и пустоты, так и свою долю выстраданности и 6
истинности» .
Лирический герой Медведева слит с автором. Читатель фактически находится внутри настоящего лирического монолога, предполагающего сиюминутную вовлеченность в тему, полемическую неуравновешенность, мгновенное сочленение мыслей и образов; монолога, от начала и до конца существующего в цельности и одновременности.
Сегодня Кирилл Медведев - законодатель «радикального верлибра», его творчество отличают критическая направленность, социальная и политическая окраска. В № 111 журнала «Новое литературное обозрение» за 2011 г. публикуется «“Поход на мэрию” и другие стихотворения» Медведева. Описываются реалии наших дней:
нам согласовали антифашистский митинг, но не согласовали шествие.
мы с правозащитником Пономаревым пошли разбираться в мэрию.
4 Цветков А. Интеллектуал - не привилегия! иЯЬ: http://www.rabkor.ru/interview/ 3612.html.
5 Там же.
6 Кузьмин Д. Политическое в современной литературе: предмет, материал, рамка // Майские чтения. - N° 2. иЯЬ: http://may-almanac.chat.ru/num2/40kuzmin.htm.
Драфт: молодая наука
Здесь Химкинский лес и его защитники во главе с Евгенией Чи-риковой, размышления о социальном бессилии, столкновение политической теории и практики «прямого действия»:
По дороге на защиту леса я думал о бессилии,
обсасывал в уме старую идею о том, что использование оружия
это признак бессилия.
вот об этом я думал.
Когда нам навстречу выдвинулся полк ОМОНа и все ошалели, но уже не от философского, а от вполне земного человеческого бессилия, я с восторгом вспомнил идею из одного анархистского манифеста о том, что мол размышлять о пацифизме может только тот, кто владеет оружием,
вот бы нам оружие подумал я, мы бы здорово порассуждали о пацифизме,
и вдруг в этой высшей точке нашего бессилия появилось оружие: наши ряды раздвинулись и из самой гущи студентов-пацифистов, пропащих интеллигентов и местных пенсионеров застрекотал пулемет. Омоновцы падали как подрубленные деревья Химкинского леса.
Но все-таки главное чтоб революции не было - сказала Женя Чирикова, когда мы стоя над кучей трупов пытались сообразить что же делать дальше. Во время октябрьской революции было убито меньше народу, чем сегодня, сказал я.
Читатель находит в тексте уклонения от реального положения дел - незаметные на фоне почти документального повествования. «Именно так и должно быть, ведь перед нами политическая поэзия -не пересказ газетной передовицы, но преобразование действительности посредством самого текста, который не подменяет опостылевшую реальность, но указывает на дремлющие в ней “точки роста”»7, - отмечает Кирилл Корчагин в статье о поэтике и политике Медведева.
Тексты К. Медведева существуют в двойной динамике: одновременно агитационного порыва и мучительной рефлексии. Страстная влюбленность героя в идеологию всегда остается немного неразделенной, неосуществимой.
А мы, левые, не чувствуем твердо никаких своих прав, разве что эфемерное право на утопию...
7 Корчагин К. Революция маски. иЯЬ: http://www.openspace.ru/literature/events/ details/35834/page1/.
Драфт: молодая наука
Тексты Медведева пропитаны отрезвляющей холодной иронией, в стихотворение уже вложена критика самого этого стихотворения: оно постоянно проверяет само себя на прочность. Кирилл Медведев способен посмотреть на себя и на окружающий мир «снаружи». Увидеть свои упования - идеологические, культурные, человеческие - как преходящее, гибкое, живое; как часть более сложной системы.
имейте в виду, что все это конечно не панацея, это вообще не лечение, это самоцельный политический акт и ничего больше так что если у вас какие-то проблемы то через некоторое время все равно придется искать решения
но антидепрессанты уже не помогут, психотерапевтические сеансы не помогут, книги и диски не помогут, не поможет все то во что вы зарываете свои жизни считая это печальной но единственно возможной участью свободного человека.
Слияние эстетического и политического в поэзии есть шаг в ногу со временем. Для вновь волнующей сейчас общество мечты о политике стихи Медведева играют роль не самого громкого, но очень точного резонатора.
В издательстве К. Медведева, в серии «Крафт» вышла книга Валерия Нугатова «Мейнстрим». «Нугатова принято считать человеком, разрушающим литературу. В действительности он разрушает нечто еще более подозрительное - литературный консенсус. <...> Нугатов, эпатируя и настаивая на примате эстетики, занимает бескомпромиссную позицию, разоблачая негласные и уродливые правила игры внутри самой литературы, тем самым ставя под сомнение и социальный порядок, этой литературой воспеваемый»8, - представляет В. Нугатова издатель Медведев.
«Мейнстрим» Нугатова деконструирует социальные мифологемы и обнажает изначальную несправедливость общественной устройства. В крайне некомфортном мире человеку отведены две роли - бесконечного страдальца и насильника, чье поведение - лишь компенсаторный выплеск агрессии. Социальные сети и новые медиа, современное искусство и литература не способны преобразовать общество и только засоряют информационное пространство:
8 Медведев К. Новые книги серии «Крафт». иЯЬ: http://fmbooks.wordpress.com/ 2011/12/07/кгайпе^т/.
Драфт: молодая наука
всё будет ипотека всё будет дискотека дежурная аптека во имя человека и трупы в новостях и трупы в новостях
«Целью работы Нугатова является именно раздражение в биологическом смысле: проверка нерва на способность передачи информа-ции»9, - полагает Данила Давыдов.
В № 107 журнала «Новое литературное обозрение» за 2011 г., в рубрике «Новая социальная поэзия» опубликован текст Валерия Нугатова «Пропаганда поэзии»:
они пропагандируют порошок а мы пропагандируем поэзию они пропагандируют прокладки а мы пропагандируем стихи они пиво клинское а мы стихи сваровского они колготки сисси
а мы интеллектуальную составляющую
они нас сериалами
а мы их толерантностью
они нас гомофобией
а мы их культуркой
они криминальными сводками
а мы бл.дь литературоведческим анализом
Поэтический текст выглядит нарочито небрежным, «непоэтичным»: нет ни размера, ни рифмы, ни выровненности строк, лексика и синтаксис передают разговорную, грубоватую речь раздраженного человека. Но такой, видимо, по мнению автора, и должна быть современная поэзия, рассчитанная на резкую эмоциональную реакцию неприятия со стороны потребительского общества.
Композиция некоторых произведений Валерия Нугатова и Кирилла Медведева производит впечатление аморфности; тексты настолько длинны, что, возможно, до окончательной словесной точности вызревают уже на бумаге. Создание подобного впечатления является для авторов одним из способов политического и эстетического воздействия.
9 Давыдов Д. Второй метауровень // Новое литературное обозрение. - 2007. -N° 85. ЦЯЬ: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/85/an29.html.
Драфт: молодая наука
Лирика Нугатова по преимуществу персонажная: стихотворения, составившие «Мейнстрим», написаны от лица эпатажных и брутальных речевых масок. Для сравнения отметим, что в поэзии Кирилла Медведева осуществляется выбор одной маски из репертуара, той, в которой зазор между автором и героем минимален.
Принципиальное отличие текстов Нугатова и внешне похожих опытов Медведева заключается в том, что Медведев артикулирует частное, а Нугатов говорит «за» поколение и социум, оставаясь фигурой, локализованной «здесь и сейчас», но не вполне проявленной как индивидуальность. Мир корпораций, гипермаркетов и мультиплексов («ты помнишь стокманн / ты помнишь мегу / ты помнишь алтын / ты помнишь эльдорадо») выносит индивидуальность за скобки. Ощущение тотальной утраты этического содержания распространяется на все институты общества и становится основой для резкой социальной критики в поэзии Валерия Нугатова.
Закончим краткое знакомство с «Новой социальной поэзией» прозаической цитатой поэтессы Полины Барсковой: «Ни поэтом, ни гражданином никто быть не обязан: как и всё на свете, это с тобой происходит в силу сложнейшего сочетания причин, внешних и внутренних, - и тогда ты вдруг обнаруживаешь, что не можешь не быть тем или иным. Допустим, Фанайлова иногда не может не писать стихи, связанные с военными и национальными стигмами современной России, Г ронас иногда не может не писать стихи о состоянии беженства и отщепенства в современном мире, и так бесконечно - до Александра Блока, который, я подозреваю, и рад был бы не писать стоившие ему остатков равновесия и разума “Двенадцать”, но не мог»10. Все больше современных российских поэтов обращаются к социальнополитическому как к материалу для поэтического высказывания, и это обращение для них не менее важно, чем обращение к событиям социальной, культурной и их частной жизни.
10 Поэтическое / Политическое // Воздух. - 2011. - N° 2-3. иКЬ: http://www.litkarta. ru/projects/vozdukh/issues/2011-2-3/politics.