Научная статья на тему 'Поэзия онлайн: поэт и субъект'

Поэзия онлайн: поэт и субъект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
622
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЭТЫ / СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ / БЛОГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / БЛОГОСФЕРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПОЭТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСЬ / КОММЕНТАРИИ / THE SUBJECT IN POETRY / BLOGOSPHERE / COMMUNICATION STRATEGY / IMAGE / AUTHOR / COMMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алешка Татьяна Вячеславовна

Объектом исследования в статье является трансформация поэтической субъективности в блогосфере как новом и постоянно изменяющемся информационном и коммуникативном пространстве. На материале личных блогов поэтов на Facebook (Б. Херсонский, А. Родионов, Р. Осминкин, А. Логвинова, Г. Лукомников, А. Кабанов и др.) анализируются изменения в сфере литературного быта, способах презентации поэтических текстов, в их структуре, в конструировании имиджа и создании образа «я», который поэт выстраивает в интернете. Для этого рассматривается ряд стихотворных текстов, размещенных поэтами в личных блогах, анализируется влияние на их восприятие и конструирование лирического субъекта онлайнового контекста в различных его проявлениях собственные записи, комментарии и возможность моментальной обратной связи с читателем, поле ленты друзей и т.д. Выясняется, что здесь важными оказываются такие моменты, как всеобщая персонификация и нерасчленённость, тождественность субъекта и объекта, смещение поэтического субъекта, его неопределенный статус, анонимность личного начала, которое может представать в форме массового (через комментарии), смещение границы между читателем и писателем. Проводится и сопоставление традиционной печатной репрезентации поэзии и сетевого её варианта в аспекте условий существования и восприятия читателем лирического субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetry online: a poet and a subject

The object of research of the article is the transformation of the poetic subjectivity in the blogosphere as a new and constantly changing information and communication field. Changes in the sphere of literary life are analyzed based on personal blogs of poets (B. Khersonsky, A. Rodionov, R. Osminkin, A. Logvinova, G. Lukomnikov, A. Kabanov, and others) on Facebook, as well as the ways of presentation of poetic texts, in their structure, in creating and developing the “I” image, that a poet forms on the Internet. For this reason a number of poetic texts, posted by the poets into their personal blogs, are considered. The influence on their perception and construction of the lyrical subject of the online context in its various manifestations is analysed, also personal notes, comments and the possibility of immediate feedback from the reader, friends’ news feed, etc. examined. Such aspects as general personification, identity of the subject and the object, removal of the poetic subject and it’s unclear status, anonymity of the personal character, which can appear as a mass (through the comments), displacement of the boundary between the reader and the writer turn out to be crucially important. There is also a comparison of the traditional printed representation of poetry and its network variant in terms of existence and perception of the lyric subject by the reader.

Текст научной работы на тему «Поэзия онлайн: поэт и субъект»

Русская литература ХХ-ХХ! веков: направления и течения

Т.В. АЛЕШКА (Минск, Беларусь).

УДК 821.161.1-1:004

ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45

ПОЭЗИЯ ОНЛАЙН: ПОЭТ И СУБЪЕКТ

Аннотация. Объектом исследования в статье является трансформация поэтической субъективности в блогосфере как новом и постоянно изменяющемся информационном и коммуникативном пространстве. На материале личных блогов поэтов на Facebook (Б. Херсонский, А. Родионов, Р. Осминкин, А. Логвинова, Г. Лукомников, А. Кабанов и др.) анализируются изменения в сфере литературного быта, способах презентации поэтических текстов, в их структуре, в конструировании имиджа и создании образа «я», который поэт выстраивает в интернете. Для этого рассматривается ряд стихотворных текстов, размещенных поэтами в личных блогах, анализируется влияние на их восприятие и конструирование лирического субъекта онлайнового контекста в различных его проявлениях - собственные записи, комментарии и возможность моментальной обратной связи с читателем, поле ленты друзей и т.д. Выясняется, что здесь важными оказываются такие моменты, как всеобщая персонификация и нерасчленённость, тождественность субъекта и объекта, смещение поэтического субъекта, его неопределенный статус, анонимность личного начала, которое может представать в форме массового (через комментарии), смещение границы между читателем и писателем. Проводится и сопоставление традиционной печатной репрезентации поэзии и сетевого её варианта в аспекте условий существования и восприятия читателем лирического субъекта. Ключевые слова: поэтическое творчество, поэты, современная поэзия, блоги, информационные технологии, информационное пространство, коммуникативное пространство, блогосфера, коммуникативные стратегии, поэтическая субъективнось, комментарии.

Со времен появления Рунета1 сетевое пространство стало активно осваиваться поэтами как новая среда обитания поэтических текстов. Но только на рубеже двух тысячелетий, с возникновением первых бло-гов и первых популярных блогеров появились веские основания гово-

1 Рунет - русскоязычный Интернет, часть сайтов Интернета с основным контентом на русском языке.

рить о новой эпохе в существовании литературы, потому что образование и развитие блогосферы - это появление не только нового информационного пространства, но и коммуникативного, ставшего причиной определенных трансформаций в сфере литературного быта, в способах презентации поэтических текстов и в их структуре, особенно с учетом появления Web 2.0 и мобильного интернета.

Поскольку сегодня свои блоги и страницы в различных социальных сетях имеют многие как начинающие, так и известные поэты, блогосфе-ра является важной средой для изучения существования поэтического текста в Интернете, возникновения и использования культурных мемов, новых коммуникативных стратегий, динамики отношений поэта и читателя, изменений в структуре поэтического текста и поэтической субъективности. Поэтому в данной работе в центре внимания именно блоги поэтов, а конкретнее - блоги, размещенные на блог-хостинге Facebook, так как здесь зарегистрировано самое большое количество пользователей во всем мире и в русскоговорящем его сегменте.

Блоги являются важным каналом информации и коммуникации, оперативным и доступным способом тиражирования текстов, ресурсом возможностей выбора точной целевой аудитории и увеличения количества читателей в целом, дают возможность обратной связи. В блогах можно читать стихи, сразу после их создания и задолго до их публикации, в блогах можно обсуждать поэтические тексты, видеть реакцию других блогеров и иметь прямую коммуникацию с автором/читателем. В блогах появляются анонсы новых книг, выступлений поэтов и других литературных мероприятий и событий. За наиболее популярными блогами следят издатели и редакторы, представители СМИ, в различных изданиях появляются публикации из FB2, а сам Facebook как феномен становится темой и образом художественных произведений3, а

4

также материалом для их создания .

В книге «Рунет: Сотворенные кумиры», посвященной русскоязычному интернету, Ю. Идлис замечает, что уже в начале XXI века «растущей популярностью блогов объясняли очень многие процессы в современной литературе - появление так называемой новой искренности, от-

2 Например, в сетевом журнале «Лиеггатура» есть рубрики «Литблоги», «Избранные FB-записи».

3 Например, «Ода Цукербергу» Б. Херсонского, «Народная фейсбук-эпопея» В. Нугатова, стихи А. Русс, А. Логвиновой, А. Кабанова, А. Цветкова, Р. Осминкина и др.

4 Б. Херсонский. Открытый дневник. Киев, 2015.

ношения между автором и читателем, интерактивность современного письма» [Идлис 2010: 140]. То есть сегодня уже можно говорить о том, что блогосфера совершила «экспансию из виртуального пространства в пространство культурное» [Хитров: эл. ресурс].

Все структурные элементы блога - личные записи и сообщения, профиль пользователя, комментарии, лайки, перепосты, френдлента, мультимедийный контент - в своей гипертекстуальности и нелинейности участвуют в формировании коммуникативной стратегии автора и по-разному влияют на любой появляющийся в блоге текст и его восприятие. Конечно, далеко не все поэты являются активными коммуникантами, т.е. пользователями, интенсивно вступающими в процесс интернет-общения, стремящимися к обмену информацией, созданию и поддержанию контактов, повышению личного рейтинга. Каждый выбирает режим общения наиболее комфортный для него и соответствующий его коммуникативной стратегии в целом - от полного приспособления и продуктивного существования в блогосфере (А. Родионов, А. Логвинова, Б. Херсонский, Г. Лукомников), до попыток игнорировать данную среду или очертить какой-то круг приемлемого для себя существования (М. Степанова, Е. Фанайлова, П. Андрукович, П. Барс-кова, Ника Скандиака). Но то, что БасеЪоок изменил нашу жизнь и литературу, не подлежит сегодня сомнению. Осмысливая данную ситуацию, Б. Херсонский пишет:

Наверное, душа моя погибла,

ибо с утра я не открываю молитвослов,

а включаю компьютер.

Сначала на экране появляется

грозное предупреждение антивируса Касперского:

«Ваши базы данных сильно устарели».

И я вспоминаю строчку псалма:

«Не отвержи мене во время старости».

Затем в правом нижнем углу, на небесно-голубом фоне появляется реклама Виндоус-10: «Хочешь бесплатно? Твое обновление уже ждет тебя».

И я вспоминаю строчку псалма:

«Обновится яко орля юность твоя».

Что-то со мной не так, определенно не так.

Но ничего не поделать.

Мои базы данных сильно устарели,

и мое бесплатное обновление

уже ждет-не дождется меня5.

Некоторые поэты ведут блоги, но не используют для регулярного стиховыкладывания, в крайнем случае, вывешивают опубликованное «на бумаге» или в интернет-изданиях или только дают интернет-ссылки на публикации. Другие выделяют свои поэтические тексты в отдельный блог (Б. Херсонский, Б. Кенжеев) или собирают написанное (размещенное в ленте блога) в отдельных папках, как, например, А. Логвинова.

Личностные особенности, взгляды, создаваемый имидж, умение выстраивать контент блога способствуют увеличению количества френдов и популярности в целом. Пространство социальных сетей встраивает любое художественное высказывание в прагматическое измерение, выступает его конститутивным свойством, что также уже отрефлексировано в творчестве поэтов.

Даже не знаю я что рассказать тебе Постум

лайков как будто хватает, а вот перепостов вроде как мало6

А. Логвинова

Или:

бывает написал стихотворение выложил в социальную сеть и тут же получил моментальный отклик

5 Стихотворение опубликовано на странице Б. Херсонского в Facebook

27.08.2015 // https://www.facebook.com/borkhers. Все произведения из Facebook публикуются с разрешения авторов.

6 Стихотворение опубликовано на странице А. Логвиновой в Facebook

10.03.2016 // https://www.facebookxom/anna.logvmova.5?ref=ts.

не нарадуешься

а бывает наоборот написал стихотворение выложил в социальную сеть сидишь ждешь а отклика всё нет и нет огорчаешься конечно

но бывает и так что

написал стихотворение

а в социальную сеть не стал выкладывать

решил дать ему отстояться

чтобы осела пена сиюминутного

и выпало в осадок всё наносное

сидишь ждешь

пена осела

осадок выпал

не нарадуешься

и бежишь выкладывать в социальную сеть [Осминкин 2015: 52]

В блоге, с одной стороны, гораздо легче, чем в офф-лайне «создавать себе имидж и находить отклик. <.. .> в текстах блога можно разглядеть мастерскую, где ведется черная рутинная работа над собой: поиск адекватного образа или его закрепление» [Алябьева: эл. ресурс]. Но, с другой стороны, в блоге более сложно выстраивать коммуникацию, основанную на грамотном позиционировании, так как среди френдов (и тех, кто сможет прочитать стихи в своей френдленте) есть не только референтно значимая для поэта группа людей, но и достаточное количество людей посторонних и случайных.

Ориентируясь на запросы публики (или на собственные нарцис-сические склонности), многие поэты размещают в своих блогах большое количество фотографий, рассказы о событиях личной жизни. Таким образом, блог представляет собой «зону смешения публичного и интимного дискурсов, которые, тем не менее, не приходят в равновесие» [Вокуев 2011: эл. ресурс]. Этот «зазор между публичностью и интимностью позволяет, в частности, использовать разные коммуникативные стратегии» [Кронгауз: эл. ресурс], нередко чередуя их, как смену масок или ролей в повседневной жизни. У каждого из поэтов,

даже пытающихся дистанцироваться от прагматики, есть некий набор идентичностей, каждая из которых диктует свои правила. Например, Е. Фанайлова под одним из постов приводит следующий перечислительный ряд: «Ваш корреспондент Русской службы Радио Свобода, он

7

же модератор дискуссий, он же литератор, он же доктор-терапевт» .

Интернет-технологии изменили не только многие принципы коммуникации, но и продолжают активно влиять на саму структуру поэтических текстов. Во-первых, текст оказывается вырванным из привычной среды (поэтической книги, антологии, журнальной публикации), и помещенным часто в совершенно чуждый ему контент -френдленту. «При «бумажном» чтении смысл всякого текста по необходимости складывается в контексте других текстов, помещенных до или после него (в формате газеты, журнала и так далее), тогда как электронное чтение выстраивает симультанный контекст энциклопедического типа, где общность различных фрагментов основана исключительно "на логических структурах, задающих иерархию полей, тем, рубрик, ключевых слов" (Р. Шартье)» [Арсеньев 2011: эл. ресурс] или хронологии размещения постов.

Каждый стихотворный текст в Фейсбуке оказывается во множестве контекстов, как предсказуемых (пространство личной страницы писателя), так и случайных (пространство различных френдлент). В контексте блога текст обусловлен имиджем писателя, совокупностью маргинальных полей блога, личными записями, которые часто предстают как «наглядная демонстрация того, из какого сора растут стихи, и этот сор находится не где-то за текстом, а тут же, рядом, в последующей или предыдущей записи» [Горбачев: эл. ресурс]. В контексте этих «дневниковых» записей часто воспринимаются и стихи поэта. Например, А. Кабанов выложил в своем блоге стихотворение «А когда пришел черед умирать коту» -

А когда пришел черед умирать коту -я купил себе самую лучшую наркоту: две бутылки водки и закусь - два козинака, и тогда я спросил кота -что же ты умираешь, собака?

Помнишь, как я возил тебя отдыхать в Артек, мой попугай-хомяк, мой человек,

7 Пост от 28.04.2016 на странице Е. Фанайловой в Facebook.

я покупал тебе джинсы без пуговиц и ремня, как же ты дальше будешь жить без меня?8 -

и получил в комментариях непосредственную реакцию читательницы: «Что-то так прошибло, что не могу остановиться. Обрыдалась и о вашем коте, и о своём и обо всех других остальных котах на белом свете». Поэт ответил: «С моим котом всё в порядке, не надо путать стихи с реалиями. Зачем читать всё буквально? Это же не газета». На что получил еще более непосредственное: «Только, пожалуйста, не говорите, что и кота никакого у Вас нет».

Специфический субъект стихов Андрея Родионова, конкретизированный именем и биографическими деталями жизни автора, его манера вести личный блог9 в репортажной, стихотворной форме ведут к нерасчлененности субъекта и объекта (для многих читателей), воспринимаются как прямое высказывание, как элементы стиха, уменьшающие или стирающие дистанцию между поэтом и субъектом. Разрабатывается как бы идея нон-фикшн путем внедрения непосредственных автобиографических воспоминаний.

В Евпатории, в Заозерном Сижу под спецтентом на пляже, У родителей Катиных на море Черном Скромный бизнес, катамараны есть даже

В округе все молодые матери Поглядывают на меня с интересом, Впервые почувствовал себя спасателем, Приободрился, играю прессом10

Хотя виртуальная личность, или «образы «я», которые человек выстраивает в интернете, - явления того же порядка, что и повествование о себе, а потому невозможна без фикции» [Вокуев 2012: 16]. Все это

8 Стихотворение опубликовано на странице А. Кабанова в Facebook, Пост от 11.03.2016 // Шр8://ц'цгцг.£асеЬоокхот/каЬапоУ8Ьо?1хе£=18

9 Еще со времен активного аккаунта в Ыуе1оигпа1 А. Родионов так определил свою манеру создавать посты: «Я - журналист Живого Журнала» («Раз в месяц он дрался.» //Родионов А. Игрушки для окраин. М., 2007).

10 Стихотворение опубликовано на странице А. Родионова в Facebook 24.06.2016 // https://www.facebook.com/profi1e.php?id=100002991397886&fref=ts

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

еще усугубляется и комментариями, где друзья и знакомые поэта могут обсуждать стихотворение как реальную дневниковую запись.

Таким образом, субъект в блоге дополняется новыми элементами конструирования субъективности, и участвуют в этом, прежде всего, маргинальные поля аккаунта, которые оказываются причастны к порождению смысла. А в традиционной коммуникативной цепочке «Автор -Текст - Адресат» появляется дополнительное звено - «Виртуальная личность», через призму которой во многих случаях и воспринимается лирический субъект. Виртуальная личность многоструктурна, она «включает в себя других пользователей. её виртуальные манифестации могут быть вызваны прямо или непосредственно действиями других пользователей» [Хитров: эл. ресурс]. Автора, пишущего в сетевом дневнике, «интересует отклик, который он может получить от удаленного, если перефразировать Мандельштама, собеседника» [Хитров: эл. ресурс]. Причем тот факт, что многие пользователи оставляют свои глубоко личные записи в общем доступе, говорит в пользу этого утверждения. Их интересует «отклик не только знакомых, но и другого, неизвестного сознания» [Хитров: эл. ресурс]. Другое сознание ценно тем, что оно делает мое собственное сознание другим по отношению ко мне. «Другой отчуждает меня от меня, расслаивает, дает мне насладиться моей собственной глубиной и непредсказуемостью. А потом возвращает меня мне, уже преображенного мне удивленному» [Хитров: эл. ресурс].

В соцсетях субъект, будучи даже вполне устойчивым и конкретным в обычной ситуации творчества, становится менее целостным. Во-первых, в контексте личной информации он осложняется новыми элементами конструирования, во-вторых, он видоизменяется из-за утраты границы с читателем, в-третьих, каждый раз, когда текст попадает во френдленту, субъект, по сути, конструируется заново. Постоянно меняющийся контекст вынуждает искать ключ к тексту в самом тексте, что, безусловно, усложняет его восприятие, но уже с другой стороны. Субъект в пространстве социальной сети пересобирается в виде виртуального множества показателей, что, впрочем, не является уникальным, так как нецельность субъекта - явление, вполне вписывающееся в тенденции современной поэзии. Но зато тексты, размещенные в блогах, часто имеют комментарии не только читателей, но и самих авторов11, и комментарии могут быть достаточно пространными, что, безусловно, влияет на

11 Комментарии автора могут появляться сразу под текстом и без инициативы читателей.

восприятие читателями текста и еще раз подтверждает интерактивный характер письма в блоге.

В контексте блога любое произведение даже после своей публикации всегда остаётся «открытым», оно по своей природе никогда не может быть «закрытым», раз и навсегда завершённым. Б. Херсонский пишет об этом в предисловии к книге «Открытый дневник»: «В каком-то смысле это - "тетрадка черновиков", которые иногда так и не удается переписать начисто». [Херсонский 2015: 4]. А Г. Лукомников, например, может разместить в своем блоге только что написанное стихотворение, а через пару часов - исправленный его вариант, и потом подсчитывать лайки к обоим текстам.

В блог-литературе незавершенность текста выражена особенно отчётливо в силу того, что каждый новый комментарий к произведению (в том числе и ответ на него автора самого произведения, который тоже приравнивается к комментариям) является «не относительно самостоятельной интерпретирующей единицей, как, к примеру, литературная критика в традиционной оффлайновой литературе, а органичной частью (вспомогательным интерпретирующим продолжением) самого произведения, которая может повлиять на изменения основного текста, придать ему новые смысловые значения, создать новый поворот темы и даже породить продолжение основного текста. Именно поэтому каждый комментатор в той или иной степени является и соавтором самого произведения» [Тимофеева: эл. ресурс]. Таким образом, субъект, являющийся автономным в бумажной публикации, в блоге оказывается менее защищенным в плане целостности. Даже если в стихотворении в результате комментариев изменено хотя бы одно слово, это уже может изменить характер субъективности.

Трансформируется и сама фигура автора «как гаранта идентичности и аутентичности текста, ибо текст может постоянно меняться под действием множественного коллективного письма» [Арсеньев 2011: эл. ресурс]. Одним из крайних проявлений данного положения являются Народные фейсбук-эпопеи В. Нугатова.

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ

недавно перечитал библию и удивился тому как плохо этот роман написан

недавно перечитал коран и удивился тому как плохо этот роман написан

недавно перечитал бхагавадгиту и удивился тому как плохо этот роман написан

недавно перечитал веды и удивился тому как плохо этот роман написан

недавно перечитал тайную доктрину и удивился тому как плохо этот роман написан...

[Нугатов: эл. ресурс]

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

Нугатов на своей странице в Facebook предлагает только первую или несколько первых строк как своего рода камертон для коллективного творчества, тогда как реальный объем, композиция произведения создаются массовым и анонимным коллективом посредством добавления комментариев к первой реплике12. Как пишет П. Арсеньев, «прагматический статус этих текстов уже невозможно определить как "экспериментальное стихотворение", поскольку они инициированы и продолжают конструироваться (до сих пор) коллективно. Подобно технике флешмоба или краудфандинга, заводимые Нугатовым facebook-эпопеи приглашают к участию коллективное тело и коллективную экономику, которые требуют некой критической массы анонимных участников, но не имеют верхней границы их числа. Такая радикальная форма овнешнения и растворения поэтической процедуры не только представляет собой практику, соотносимую на уровне прагматики с методами современной эстетики взаимодействия, но и предлагает еще одну модель конструирования политического субъекта - по ту сторону самовыражения суверенного автора, осуществляющуюся в сеансах коллективного лингвистического экзорцизма» [Арсеньев 2013: эл. ресурс].

Возможности и ограничения социальной сети заставляют авторов организовывать материал фрагментарно. «Целостность восприятия текста больше не страхуется материальной единичностью носителя, а доступность любого фрагмента/текста перестает столь очевидно соседствовать с аналитичностью <...> Текст отрывается от «своего» «смысла», но заново историзируется - на уровне материальных параметров своего носителя» [Арсеньев 2011: эл. ресурс]. Здесь же можно вспомнить произведения А. Очирова («Палестина», «Израиль»), в которых монтируются поэтические фрагменты с тем, что попадается в ленте Фейсбука или LiveJoumal. «Это различные новости, комментарии, фрагменты из вполне серьезных статей и т.д., но все это образует единое информационное пространство. Так что порой трудно понять, где проходит граница между речью поэта и «чужой» речью. Получается монтажное произведение, в котором голос автора неотличим от тех голосов, которые он считает нужными вовлечь в свой текст» [Корча-

12 Этот прием используют, кстати, многие читатели в своих комментариях на страницах других поэтов, но «продолжения» (или реплики), как правило, так и остаются в комментариях.

гин: эл. ресурс]. Или, например, произведение М. Палей «Центон из ФБ -комментариев»13:

зимой бывает холодно. клубника очень вкусная. внуки - это радость. сыра нет. ой, а я думала, только у меня так! почему-то потею. мой ужин сегодня (фото). здоровье - самое дорогое. у сестры моего мужа было то же самое. летом очень жарко. мой учился плохо, потом подтянулся. хорошо бы искупаться. через сорок лет после развода (фото). красавцы! люблю вас! вечером напьюсь. ой, а я думала, только у меня так! когда сильный дождь, зонтик не поможет. а дихлофосом не пробовали? подумаешь. да он сам дурак! осенью часто простужаюсь. ой, а я думала, только у меня так! на свадьбе было триста двадцать человек. искал сыр. да ну, чушь! а где иначе? собственно, все мы живём один раз. не расстраивайтесь! у меня на ногах грибок. ой, сочувствую! мы ходили в цирк. от этого сыра всегда отрыжка. ой, а я думала, только у меня так! зимой бывает холодно. клубника очень вкусная. внуки - это радость. сыра нет. почему-то потею. мой ужин сегодня (фото). здоровье - самое дорогое. ой, а я думала, только у меня так!

В целом же, чаще происходит частичный отказ от самоценного поэтического «я» (за счет ориентация на Другого), что не только снимает многие мифологизированные штампы, но и открывает новые возможности его конструирования. Здесь важны такие моменты, как всеобщая персонификация и нерасчленённость, тождественность субъекта и объекта, смещение поэтического субъекта, его неопределенный статус, анонимность личного начала, которое может представать в форме массового (через комментарии), смещение границы между читателем и писателем и т.д. То есть, практически весь спектр актуальных проблем литературоведения предстает в ситуации блога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, пространство блога является для поэта не только новой средой обитания, но и пространством, трансформирующим его идентичность и поэтическую субъективность, а также структуру поэтических текстов в целом.

13 Стихотворение опубликовано на странице М. Палей в Facebook 10.07.2016 // https://www.facebook.com/marina.pa1ei.3?fref=ts

ЛИТЕРАТУРА

Алябьева Е. Плацдарм единения. Екатерина Алябьева о социальных смыслах Живого Журнала // Критическая масса. - 2006. - №3. URL: http://magazines.russ.ru/km/2006/3/ea6.html

Арсеньев П. Техника чтения 2.0 или поэзия после блогов //Транслит. - 2011. - №9. URL: http://litbook.ru/article/262/

Арсеньев П. «Выходит современный русский поэт и кагбэ нам намекает»: к прагматике художественного высказывания //НЛО. -2013. - №124. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2013/124/19a.html

Вокуев Н.Е. Между дневником и масс-медиа: особенности блога как средства коммуникации // Аналитика культурологии. - 2011. -№19. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-dnevnikom-i-mass-media-osobennosti-bloga-kak-sredstva-kommunikatsii#ixzz40H0JDeLi

Вокуев Н.Е. Феноменология притворства в современной культуре. Автореферат. - Сыктывкар, 2012.

Горбачев А. Живая поэзия // Октябрь. - 2004. - № 5. URL: http://magazines.russ.ru/october/2004/5/gorb30.html

Идлис Ю. Рунет: Сотворенные кумиры. - М., 2010. Корчагин К. Тактика ускользания: о том, как понять современную поэзию. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/8736-modern-poetry

Кронгауз М. Публичная интимность //Знамя. - 2009. - №12. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2009/12/kr10.html

Осминкин Р. Тексты с внеположными задачами. - М., 2015. Нугатов В. Народные фейсбук-эпопеи. - URL: http://syg.ma/ @paviel-arsieniev/valierii-nughatov-narodnyie-fieisbuk-epopiei

Тимофеева Г. Литературные блоги: между литературой и журналистикой. - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa /wa/Main?textid=2684&level1=main&level2=articles Херсонский Б. Открытый дневник. - Киев, 2015. Хитров А. Блог как феномен культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. 10. - № 1. - С. 66-76. URL: http://www.old.jourssa.ru/2007/CB5/Hitrov.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.