Научная статья на тему 'Преодоление коммуникативного вакуума в блогосфере'

Преодоление коммуникативного вакуума в блогосфере Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
405
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / BLOG / БЛОГОСФЕРА / BLOGOSPHERE / БЛОГЕР / BLOGGER / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / VIRTUALITY / ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / ЭСКАПИЗМ / ESCAPISM / СИМУЛЯКР / SIMULACRUM / КОММУНИКАТИВНЫЙ ВАКУУМ / COMMUNICATIVE VACUUM / "МОРАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО" / "MORAL LONELINESS" / ОТЧУЖДЕНИЕ / ALIENATION / ТЕЛЕСНОСТЬ / CORPORALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шапошников Всеволод Аркадьевич

Современный человек все реже сталкивается с явлениями материального мира и все больше оказывается окружен обманчивыми виртуальными образами. Коммуникация с реальными людьми во всем многообразии ее невербальных уровней сейчас часто уступает место урезанной и искаженной коммуникации в электронных формах. Одной из таких актуальных электронных форм коммуникации является блог виртуальный дневник. Каковы причины обращения людей к подобной форме коммуникации? Какое влияние блогосфера оказывает на коммуникативную сферу индивида? Эти вопросы должны неминуемо встать перед современными науками о человеке. Наблюдение показывает, что блог не дает автору полноценного общения, насыщенной коммуникации и более того, лишь усугубляет реальное одиночество. Уже само активное ведение блога представляется в определенной степени реакцией автора на одиночество или состояние изоляции. Одна из основных причин обращения к форме блога «моральное одиночество»: не имея возможности найти заинтересованную аудиторию для своих идей и мнений в реальном пространстве, люди рассчитывают получить заинтересованный отклик в блоге. Подтолкнуть к ведению блога может и нарушенное здоровье, не позволяющее вести социальную жизнь, и географическая оторванность от родной культуры в результате эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Vacuum Overcoming in the Blogosphere

The modem person seldom faces phenomena of the material world less often and is more surrounded by deceptive virtual images. Communication with real people in all variety of its nonverbal levels nowadays it often gives way to the cut-down and distorted communication in electronic forms. One of such up-to-date electronic forms of communication is a blog a virtual diary. What are reasons that people appeal to this form of communication? What influence is made by the blogsphere on the communicative sphere of the individual? These questions have to rise inevitably before modern sciences about the person. Supervision shows that the blog doesn't give to the author full communication, saturated communication and moreover, only aggravates real loneliness. Already active blogging is represented in a certain degree with the reaction to the author's loneliness or a condition of isolation. One of the main reasons to appeal to the blog form ";moral loneliness": not having an opportunity to find the interested audience for the ideas and opinions in real space, people expect to receive the interested response in the blog. Also the person can be pushed to blogging by the broken health which doesn't allow to have a social life, and geographical isolation from the native culture as a result of emigration.

Текст научной работы на тему «Преодоление коммуникативного вакуума в блогосфере»

УДК 811.161.1'42

В. А. Шапошников

Преодоление коммуникативного вакуума в блогосфере

Современный человек все реже сталкивается с явлениями материального мира и все больше оказывается окружен обманчивыми виртуальными образами. Коммуникация с реальными людьми во всем многообразии ее невербальных уровней сейчас часто уступает место урезанной и искаженной коммуникации в электронных формах. Одной из таких актуальных электронных форм коммуникации является блог - виртуальный дневник. Каковы причины обращения людей к подобной форме коммуникации? Какое влияние блогосфера оказывает на коммуникативную сферу индивида? Эти вопросы должны неминуемо встать перед современными науками о человеке.

Наблюдение показывает, что блог не дает автору полноценного общения, насыщенной коммуникации - и более того, лишь усугубляет реальное одиночество. Уже само активное ведение блога представляется в определенной степени реакцией автора на одиночество или состояние изоляции. Одна из основных причин обращения к форме блога - «моральное одиночество»: не имея возможности найти заинтересованную аудиторию для своих идей и мнений в реальном пространстве, люди рассчитывают получить заинтересованный отклик в блоге. Подтолкнуть к ведению блога может и нарушенное здоровье, не позволяющее вести социальную жизнь, и географическая оторванность от родной культуры в результате эмиграции.

Ключевые слова: блог, блогосфера, блогер, коммуникация, виртуальность, одиночество, эскапизм, симулякр, коммуникативный вакуум, «моральное одиночество», отчуждение, телесность.

V. A. Shaposhnikov

Communicative Vacuum Overcoming in the Blogosphere

The modern person seldom faces phenomena of the material world less often and is more surrounded by deceptive virtual images. Communication with real people in all variety of its nonverbal levels nowadays it often gives way to the cut-down and distorted communication in electronic forms. One of such up-to-date electronic forms of communication is a blog - a virtual diary. What are reasons that people appeal to this form of communication? What inluence is made by the blogsphere on the communicative sphere of the individual? These questions have to rise inevitably before modern sciences about the person.

Supervision shows that the blog doesn't give to the author full communication, saturated communication - and moreover, only aggravates real loneliness. Already active blogging is represented in a certain degree with the reaction to the author's loneliness or a condition of isolation. One of the main reasons to appeal to the blog form - "moral loneliness": not having an opportunity to find the interested audience for the ideas and opinions in real space, people expect to receive the interested response in the blog. Also the person can be pushed to blogging by the broken health which doesn't allow to have a social life, and geographical isolation from the native culture as a result of emigration.

Keywords: a blog, a blogosphere, a blogger, communication, virtuality, loneliness, escapism, simulacrum, communicative vacuum, "moral loneliness", alienation, corporality.

Современный человек все реже непосредственно сталкивается с явлениями материального мира и все больше оказывается окружен обманчивыми, виртуальными образами. Коммуникация с реальными людьми во всем многообразии ее невербальных особенностей/аспектов сейчас часто уступает место урезанной и искаженной коммуникации в электронных формах. Одной из таких актуальных форм коммуникации, обеспеченных электронными технологиями, является блог - виртуальный дневник.

С нашей точки зрения, значительный интерес для изучения особенностей взаимодействия индивидуального и массового сознания в современной России представляют следующие вопросы: Како-

вы причины обращения людей к подобной форме коммуникации? Какое влияние блогосфера оказывает на коммуникативную сферу индивида?

Блогосфера стоит на стыке массовой и межличностной коммуникации и отличается значительной ограниченностью уровней взаимодействия автор-аудитория, автор-читатель, читатель-читатель - общение сведено к электронной переписке и обмену изображениями. Погружение отдельного человека в блогосферу может быть разной интенсивности: от редких случайных посещений до «жизни в блоге», когда человек чаще взаимодействует с виртуальным миром, чем с реальным. Постоянно проводимые нами эмпирические наблюдения показывают, что блог не дает

© Шапошников В. А., 2014

Преодоление коммуникативного вакуума в блогосфере

141

автору полноценного общения, насыщенной коммуникации и более того - лишь усугубляет реальное одиночество. Одна из причин этого нам видится в том, что коммуникационная схема блога искусственна, ограниченна и допускает непредсказуемое грубое вторжение пользователей-читателей в то пространство, которое автор блога полагает сугубо личным, а читатели - публичным. В какой-то степени коммуникация в блоге напоминает связь автора и читателя через книгу, но в блоге коммуникация уже не «отложенная», а сиюминутная, к тому же подчас имеющая признаки симультанной.

Уже само активное ведение блога представляется в определенной степени реакцией автора на одиночество или состояние изоляции, которое может быть вызвано разными причинами, как внешними, так и внутренними. На определенном этапе становится возможным говорить об эскапизме - уходе из реальной жизни в пространство симулякров. Коммуникативный вакуум - недостаток реальной насыщенной коммуникации -блогеры пытаются компенсировать за счет коммуникации виртуальной. Очевидно, что эта попытка компенсации никогда не может быть на 100 % успешной. Блогосфера не скрывает своей ирреальности - нередко собеседники и комментаторы блога анонимны и безлики. Даже авторы популярных блогов нередко бывают лишены персоналии, скрываясь под сетевыми псевдонимами. Коммуникация с подобными виртуальными субъектами малоэффективна. Тем не менее, эта блоговая коммуникативная система сейчас широко востребована.

Одной из основных причин обращения к форме блога мы полагаем «моральное одиночество» (термин Э. Фромма [10]). Не имея возможности найти заинтересованную аудиторию для своих идей и мнений в реальном пространстве, люди рассчитывают получить заинтересованный отклик в блоге. Однако автор блога оказывается под ударом, так как коммуникация в блогосфере развивается по иным законам, нежели в реальной жизни. Пытаясь преодолеть коммуникативный вакуум и обращая свои идеи к лояльной и дружественной аудитории, блогер не может быть уверен, что сообщение будет получено и прокомментировано лишь доброжелателями. Выстраивая круг «френдов», «друзей», автор все равно остается в публичном поле, и извне в блог могут прийти и критически настроенные читатели, и откровенные провокаторы.

Стремление к преодолению коммуникативного вакуума людьми, имеющими, казалось бы, достаточно широкий круг общения в силу осо-

бенностей своей профессиональной деятельности, представляется весьма показательным. Причем это касается как включения, так и удаления людей из блогосферы.

В 2008 г. свой блог на Ь1уе_)оигпа1 закрыл писатель Сергей Лукьяненко. Он в публикации высказал мнение о том, что пора запретить усыновление российских детей родителями из-за рубежа, что вызвало в комментариях бурную дискуссию (общее число дошло до 2 тысяч комментариев). Позже Лукьяненко написал: «Я долго и с удовольствием вел этот журнал. <...> Часто меня задевало Ваше несогласие, хотя я старался никогда этого не показывать. :) Сегодня - задело особенно сильно. <... > Данный журнал закрыт. Не стерт, а просто прекратил существование, данная запись последняя» [2]. Некоторое время спустя блог был возрожден, но с жесткой моде-рацией комментариев - чтобы обсуждение велось только в доброжелательном и конструктивном ключе.

В 2011 г. писатель и драматург Евгений Гришковец объявил, что «уходит из ЖЖ навсегда». Произошло это после его резкого критического отзыва на творчество комического театра «Квартет И» - этот отзыв аудитория блога восприняла в штыки. На тот момент блог Гришков-ца был в русскоязычном интернете в числе самых популярных. Мотивы закрытия блога он, в частности, вербализировал так:

«...Не хочу и не могу быть на одной из кнопок некого пульта, нажатием которой любой желающий может преодолеть все мыслимые дистанции и со всей легкостью обратиться ко мне в какой угодно форме, с любыми словами, вопросами, претензиями, гневом или ненавистью. Мне нечем себя защитить!!! Я трачу слишком много, непосильно много душевных и физических сил для того, чтобы бороться... » [1]

Мы можем наблюдать на этих двух примерах, что даже популярные блогеры не получают удовлетворения от формата коммуникации, который предлагает блог. Ожидая от аудитории блога только поддержки и одобрения своих идей и мнений, избавления от «морального одиночества», блогеры не всегда получают желаемое, и столкновение с этой реальностью оказывается болезненным.

Причиной для обращения к коммуникации через блог также может служить одиночество, вызванное географической миграцией, оторванностью от привычной культуры, языка. Для эмигрантов блог выступает как канал связи, через который можно транслировать свои мысли на родном языке и ожидать, что они будут правиль-

но восприняты в соответствии с культурным кодом. Многие популярные авторы российской блогосферы постоянно или периодически проживают за рубежом, например, литературовед и журналист Андрей Мальгин (Италия), иллюстратор Яна Франк (Германия), предприниматель и общественный деятель Антон Носик (Израиль).

Пример активной блогерской деятельности из-за рубежа - поэт и журналист Андрей Ширяев. Он более 10 лет прожил в Эквадоре, куда эмигрировал, по собственному признанию, по политическим мотивам. Он вел блог на собственном сайте и активно общался с соотечественниками в социальной сети БаееЬоок, организовывал через интернет русскоязычные литературные проекты (премия «Эквадор»). При этом Ширяев тяжело болел - страдал от диабета, перенес два инфаркта и инсульт. 17 ноября 2013 г. он опубликовал в блоге на сайте последнее стихотворение. В нем есть строки:

Сценарий лжи. Леплю куличи из ила, тяну больное, путаясь в алфавите. Честней, пока не поздно, разлить чернила, и кинуть грош Харону, и встать, и выйти. [5]

Мы видим здесь разочарованность, признание поражения, ложности выбранного «сценария». Отчужденная жизнь в интернете не дала облегчения - не освободила от телесной боли, не дала достаточно пространства для творческой самореализации. На следующий день Ширяев на своей странице в БаееЬоок попрощался с читателями, после чего застрелился.

Таким образом в ряде ярких случаев можно говорить даже не только о «жизни в блоге», но и о наиболее полном слиянии с виртуальной реальностью - «смерти в блоге». Это не редкость, так как одним из оснований, толкающих человека к ведению блога, может стать и одиночество, вызванное телесным недугом.

16 августа 2013 г. известный российский переводчик и литературный критик Виктор Топоров опубликовал на своей странице в БаееЬоок двустишие: «Да здравствует мир без меня! / Редчайшая, впрочем, <...>ня». Пять дней спустя он скончался в больнице после тяжелой операции, ему было 67 лет. Виктор Топоров тяжело болел, но при этом продолжал регулярно пополнять свой виртуальный дневник новыми записями. Так, 13 августа Топоров сообщил на своей странице в БаееЬоок, что находится в больнице. Запись за 14 августа: «НЕ МОГУ никого порадовать, кроме собственных недоброжелателей. Без экстренной операции все же не обойтись, причем исход гадателен» [9]. Заметим наличие

«недоброжелателей» в числе френдов, которое Топоров отдельно фиксирует. Мы видим, что даже в минуту резкого ухудшения здоровья критик остается настороже и готов к пикировкам, которые, очевидно, составляли значительную долю его блогерского бытия. Что еще мы наблюдаем здесь? Блог выступает единственным каналом коммуникации между двумя «пространствами». С одной стороны блога - писатель на больничной койке, с другой - друзья, коллеги, читатели. На самом же деле он одинок (окружен лишь ближайшими родственниками), а все остальные находятся по ту сторону стекла. Но в блоге он как бы пребывает вместе с ними, не физически, а в виде адресованного им текста.

Исследователи неоднократно отмечали связь темы технологий интернета с вопросом о теле и телесности. Например, Е. Н. Шапинская отмечает, что создание «цифрового двойника» в интернете может являть собой «уход в тотальный эскапизм, обещающий лучший мир, свободный от гнета повседневности и ограничений собственной телесности» [11]. Образ автора, складывающийся из записей в блоге и сопутствующей коммуникации с читателями, как раз и представляется таким конструируемым «цифровым двойником». В блоге личность, казалось бы, может представать в «очищенном» виде - без телесности, в виде чистого творчества. Единственное проявление телесности, физической связи автора блога с аудиторией - это взаимодействие рук с устройством ввода информации, гаджетом (клавиатурой, мышью, сенсорным экраном). Технологические объекты материального мира становятся как проводниками для высказываний бло-гера, так и средствами отчуждения его от аудитории. Уход от телесности дает кажущуюся свободу, но приводит к реальному одиночеству. Однако в случае борьбы автора с болезнью тела такой переход в виртуальную жизнь в блоге может стать весьма привлекательным, нести седатив-ный эффект. Впрочем, лишь до определенного предела, когда телесный недуг становится непереносим или приводит к смерти.

Подводя итог представленному анализу поиска людьми спасения от коммуникативного вакуума посредством «переселения» в блог, зафиксируем, что именно коммуникативный вакуум представляется доминирующим жизненным обстоятельством, подталкивающим человека к погружению в блогосферу. При этом вакуум может реализовы-ваться на разных уровнях - и как «моральное одиночество», не дающее делиться идеями и мнениями, и как отчужденность от культуры родной , и как следствие болезни тела, когда физи-

_V х рщхш

Преодоление коммуникативного вакуума в блогосфере

ческое общение оказывается сильно ограничено. Блог - это не только пространство для восполнения недостатка коммуникации. Это и дневник, и трибуна, и своего рода самоценное произведение искусства, и пространство для презентации своего творчества. Однако именно проблема блога как пространства коммуникации стоит очень остро и чревата вполне реальными жизненными драмами. Неверно оценивая формат коммуникации в блоге, человек рискует получить резко негативный травмирующий опыт. А недостаточно отрефлек-сировав собственную мотивацию, которая подталкивает к ведению блога, автор может просто не получить удовлетворения и пользы от процесса и остаться в депрессивном состоянии коммуникативного вакуума. В связи с этим дальнейшие исследования в области коммуникации блогосферы я полагаю перспективными и заслуживающими внимания.

Библиографический список

1. Блог Евгения Гришковца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. peeep. us/3e408031, http://www. peeep. us/6779ed2a.

2. Блог Сергея Лукьяненко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doctor-Hvsv. liveiournal. com/366225. html, http://doctor-livsv. liveiournal. com/365745. html.

3. Быховская, И. М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа [Текст] / И. М. Быховская // Труды ученых ГЦОЛИФКа. Ежегодник. -М., 1993. - С. 58-68.

4. Быховская, И. М. Телесность как социокультурный феномен [Текст] / И. М. Быховская // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. - СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. - С. 248-249.

5. В Эквадоре покончил с собой поэт Андрей Ширяев, написав последний стих и объяснив причины в Facebook [Электронный ресурс] // Newsru.com - 18 октября 2013. - Режим доступа: http://www. newsru. com/cinema/18oct2013/shirvaev. html.

6. Дауншифтинг: русский колорит [Электронный ресурс] // Общая газета, 2007. - Режим доступа:

http://rusaecuador._wordpress.

com/2010/04/21/дауншифтинг-русский-колорит/

7. Кон, И. Пластика тела [Электронный ресурс] / И. Кон // Тело в русской культуре : сборник статей / сост. Г. И. Кабакова и Ф. Конт - М., 2005. - Режим

доступа: http://www._fedv-

diarv.ru/html/112010/11112010-03b. html.

8. Сайт Андрея Ширяева [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. shirvaev. com/.

9. Страница на Facebook Виктора Топорова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. facebook. com/victor. toporov.

10. Фромм, Эрих. Бегство от свободы. Перевод с английского Г. Ф. Швейника [Электронный ресурс] /

Эрих Фромм. - Режим доступа: http://www. magister. msk.ru/library/philos/fromme01. htm

11. Шапинская, Е. Н. Эскапизм в киберпростран-стве: безграничные возможности и новые опасности [Текст] / Е. Н. Шапинская // Культурологический журнал. - Российский институт культурологии. -2013 - № 2 (12). - Режим доступа: http://www. cr-iournal.ru/files/file/11 2013 15 41 50 1384947710. pdf.

Bibliograficheskij spisok

1. Blog Evgeniya Grishkovtsa [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. peeep. us/3e408031, http://www. peeep. us/6779ed2a.

2. Blog Sergeya Luk'yanenko [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://doctorlivsy. livejournal. com/366225. html, http://doctorlivsy. livejournal. com/365745. html.

3. Bykhovskaya, I. M. CHelovecheskaya telesnost' kak ob"ekt sotsiokul'turnogo analiza [Tekst] / I. M. Bykhovskaya // Trudy uchenykh GTSOLIFKa. Ezhegodnik. -M., 1993. - S. 58-68.

4. Bykhovskaya, I. M. Telesnost' kak sotsiokul'turnyj fenomen [Tekst] / I. M. Bykhovskaya // Kul'turologiya. XX vek. EHntsiklopediya. T. 2. - SPb.: Universitetskaya kniga; Aletejya, 1998. - S. 248-249.

5. V EHkvadore pokonchil s soboj poeht Andrej SHiryaev, napisav poslednij stikh i ob"yasniv prichiny v Facebook [EHlektronnyj resurs] // Newsru.com - 18 oktyabrya 2013. - Rezhim dostupa: http://www. newsru. com/cinema/18oct2013/shiryaev. html.

6. Daunshifting: russkij kolorit [EHlektronnyj resurs] // Obshhaya gazeta, 2007. - Rezhim dostupa: http://rusaecuador. wordpress. com/2010/04/21/daunshifting-russkij-kolorit/

7. Kon, I. Plastika tela [EHlektronnyj resurs] / I. Kon // Telo v russkoj kul'ture : sbornik statej / sost. G. I. Kabakova i F. Kont - M., 2005. - Rezhim dostupa: http://www. fedy-diary.ru/html/112010/11112010-03b. html.

8. Sajt Andreya SHiryaeva [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www. shiryaev. com/.

9. Stranitsa na Facebook Viktora Toporova [EHlek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. face-book. com/victor. toporov.

10. Fromm, EHrikh. Begstvo ot svobody. Perevod s anglijskogo G. F. SHvejnika [EHlektronnyj resurs] / EHrikh Fromm. - Rezhim dostupa: http://www. magister. msk.ru/library/philos/fromme01. Htm

11. SHapinskaya, E. N. EHskapizm v kiberprostran-stve: bezgranichnye vozmozhnosti i novye opasnosti [Tekst] / E. N. SHapinskaya // Kul'turologicheskij zhur-nal. - Rossijskij institut kul'turologii. - 2013 - № 2 (12). - Rezhim dostupa: http://www. cijour-nal.ru/files/file/11_2013_15_41_50_1384947710. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.