Научная статья на тему 'Фреймовый анализ стратегий блог-коммуникации'

Фреймовый анализ стратегий блог-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
172
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фреймовый анализ / блогосфера / Блог-дискурс / Коммуникативные стратегии / фрейм-сценарий / слоты / frame-analysis / blog-sphere / Blog-discourse / communicative strategies / frame-scenario / Slots

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евсюкова Татьяна Всеволодовна, Гермашева Татьяна Мартиросовна

Представлены результаты исследования виртуальных стратегий блог-коммуникации, полученные посредством фреймового анализа. Работа обоснована методологическими принципами когнитивно-дискурсивной лингвистики. На примерах блог-дискурса показаны характерные коммуникативные стратегии обобщенных типажей блогосферы. На основе данных коммуникативных стратегий разработаны фреймы-сценарии, выделены группы типических слотов. На основании распределения выделенных слотов по группам и обобщения базовых смыслов построен универсальный фрейм-сценарий стратегий блог-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Евсюкова Татьяна Всеволодовна, Гермашева Татьяна Мартиросовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article represents the results of virtual blog-communication strategies research by means of frame-analysis. The research is based upon the methodological principle of cognitive and discourse linguistics. By the examples from blog-discourse typical communicative strategies of the generalized characters of blog-sphere are shown. On the basis of the given communicative strategies the frames-scenarios have been worked out, groups of typical slots have been highlighted. The highlighted slots being allocated into groups and basic concepts being generalized, the universal frame-scenario of blog-communication strategies has been constructed.

Текст научной работы на тему «Фреймовый анализ стратегий блог-коммуникации»

УДК 378

ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ БЛОГ-КОММУНИКАЦИИ © 2011 г. Т.В. Евсюкова, Т.М. Гермашева

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», Rostov State Economic University,

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002,

main@rsue.ru main@rsue.ru

Представлены результаты исследования виртуальных стратегий блог-коммуникации, полученные посредством фреймового анализа. Работа обоснована методологическими принципами когнитивно-дискурсивной лингвистики. На примерах блог-дискурса показаны характерные коммуникативные стратегии обобщенных типажей блогосферы. На основе данных коммуникативных стратегий разработаны фреймы-сценарии, выделены группы типических слотов. На основании распределения выделенных слотов по группам и обобщения базовых смыслов построен универсальный фрейм-сценарий стратегий блог-коммуникации.

Ключевые слова: фреймовый анализ, блогосфера, блог-дискурс, коммуникативные стратегии, фрейм-сценарий, слоты.

The given article represents the results of virtual blog-communication strategies research by means of frame-analysis. The research is based upon the methodological principle of cognitive and discourse linguistics. By the examples from blog-discourse typical communicative strategies of the generalized characters of blog-sphere are shown. On the basis of the given communicative strategies the frames-scenarios have been worked out, groups of typical slots have been highlighted. The highlighted slots being allocated into groups and basic concepts being generalized, the universal frame-scenario of blog-communication strategies has been constructed.

КеутеоМ«: frame-analysis, blog-sphere, blog-discourse, communicative strategies, frame-scenario, slots.

Когнитивно-дискурсивная парадигма исследования обеспечивает синтез понятий, направленных на понимание речевой деятельности с понятиями прагматической и дискурсивной лингвистики. М. Минский создал универсальную парадигму для передачи и получения информации, формируя адаптируемую базу для структурирования и упорядочения информации. Согласно его теории, информацию можно распределить по специальным конструктам, которые он назвал фреймами. Помимо фрейма Минский предложил ряд терминов, таких как «слоты», «терминалы», с целью создать и систематизировать теорию фреймов, а также показать членение самого фрейма (слоты) и качественное различие в содержании элементов фрейма (терминалы) [1, с. 19].

В.А. Маслова определяет фрейм с позиций когнитивной лингвистики как «структуру данных для представления визуальной стереотипной ситуации, особенно при организации больших объемов памяти. Это организация представлений, хранимых в памяти, структура знаний, информация об определенном фрагменте человеческого опыта. Данное знание включает: а) лексические значения; б) энциклопедическое знание предмета; в) экстралингвистическое знание» [2, с. 59 - 60]. Фрейм организует понимание мира, а следовательно, и речевое поведение языковой личности и рассматривает его как «структура данных для представления стереотипной ситуации, стереотипного речевого поведения» [3, с. 9].

Система фреймов-сценариев, содержащих слоты -коммуникативные действия, формализуют стратегии блог-коммуникации, которые проявляют виртуальную

ценностную картину мира. В данной работе представлен результат фреймового анализа корпуса блог-дискурса с целью выявления базовых коммуникативных стратегий субъектов блог-дискурса и построения универсального фрейма-сценария блог-коммуника-ции. Для достижения цели выполнены задачи по выведению из фреймов-сценариев коммуникативных стратегий блог-коммуникации фрагментов-слотов, их типологизации и обобщению в универсальный фрейм-сценарий коммуникативных стратегий блог-дискурса.

В виртуальной среде фреймы-сценарии представляют наиболее типичные ситуации общения и подвергаются формализации и обобщению в ходе фреймового анализа. Виртуальная коммуникативная среда формирует собственную систему ценностных координат, на основании которой строятся коммуникативные стратегии блог-коммуниканта - субъекта блог-дискурса. Данные стратегии могут быть формализованы в систему фреймов-сценариев и исследованы посредством фреймового анализа. Сообщество блог-коммуникантов выработало собственную типологию относительно применяемой ими преимущественно коммуникативной стратегии, в которой отражена ценностная картина мира виртуальной коммуникативной среды. С целью преодоления возможной двусмысленности целесообразно использовать существующую в виртуальном социуме типологию и соответствующую терминологию в процессе фреймового анализа коммуникативных стратегий блог-коммуникации.

«Тысячник» - представитель блог-сообщества, пользующийся особым авторитетом, общающийся с

наибольшим количеством «друзей» и получающий наибольшее число откликов на свои посты. «Тысячник» получает материальную выгоду от общения в блогах. Преимущественной коммуникативной стратегией в данном случае является привлечение максимального числа партнеров коммуникации. Например,

Да, только что отфрендил около тысячи человек (психиаторы, подскажите, я нормален?) - столько набралось людей, добавивших меня во френды, но ни разу не прокомментировавших. Желание это зрело давно... и вот, свершилось.

Я понимаю, что большая их часть отфрендит меня в ответ, но не вижу повода печалиться - ни они никогда не заходили ко мне в журнал, ни я к ним. Вины своей в непосещении их журналов не чувствую -это они меня френдили, а я лишь отвечал взаимностью. [URL: http://valse-boston.livejournal.com/323994. html (дата обращения: 07.06.2010)].

Фрейм-сценарий данной коммуникативной стратегии (Ф-Т) представляется в следующем виде: (1) в реальном мире я чувствую свое одиночество и недооце-ненность; (2) я хочу самовыразиться в блоге так, чтобы меня оценили достойно; (3) хочу выразить в своем посте то, что обязательно привлечет многих;(4) я чувствую удовлетворение, когда появляется множество отзывов на мой пост, содержание их комментариев не имеет значения; (5) чем больше людей входят со мной в виртуальное общение, тем больше авторитета я приобретаю; (6) я могу управлять своими «друзьями»; (7) я могу хорошо зарабатывать, ведя свой блог; (8) у меня множество виртуальных друзей; (9) не имеет значения, кто эти люди, важно только их количество.

Ценностью для подобной виртуальной личности является приобретение авторитета в сообществе путем привлечения множества «друзей» - комментаторов. Средствами такой коммуникативной стратегии могут быть эмфатически окрашенные предложения, специфическая эмотивно-«яркая» лексика, обилие просторечных и жаргонных инклюзий, изображения, гиперссылки.

«Прынцесса» или вариант данной коммуникативной стратегии - «Деффачка Канфетка» строит свой виртуальный мир в розовом свете, идеализируя себя и свое окружение:

Привет всем огромный! Я - March Bunny, Мартовская ЗайАтс, и это мой дневник, мои мысли, мой мирр... Я - странное создание, псих повышенной восприимчивости, с неуравновешенными мыслями и длинными заячьими уФФками. Люблю музыку, «Алису в Стране Чудес» и раДуГу! [URL:http://lifeemo. mindmix.ru/478-035-welcome-moi-dorogie-welcome.zhtml (дата обращения: 27.04.2010)].

Данная стратегия предусматривает следующий фрейм-сценарий (Ф-Пр.): (1) мир недостаточно совершенен для меня; (2) мир необходимо украсить; (3) в виртуальном мире мои проблемы становятся победами и я в полной безопасности; (4) мой виртуальный мир я разукрашиваю сама и населяю теми, с кем мне комфортно; (5) общаться со мной могут все, кто разделяет мою картину мира.

Основными ценностями описываемой стратегии выступают гедонизм, безопасность, а средствами являются разговорный стиль, жаргонизмы, эмотивные обороты.

Я не могу жить без 30 seconds to Mars и Fall Out Boy в наушниках, никогда не откажусь от чизкейка, уважаю волков (когда они меня не едят... а они пока не намерены). Уважаю неформальные субкультуры. Сама - эмо-панк. Готы, эмо, панки, рокеры, метта-листы, ска - всегда добро пожаловать. Гламурные особи, рэпперы и арэнбишники - трижды подумайте, прежде чем сюда зайти. Я не пугаю, нет. Знаю, что и среди вас есть хорошие люди. Но с большинством представителей этих *культур* мы вряд ли найдем общий язык. Обожательницы винкс и витч - вы до меня еще не доросли, подумайте 10 раз, если вам все же угодно заглянуть.

Правила? А они кому-то нужны? Если да, скажите, кому, специально для него напишу. [URL: http://lifeemo.mindmix.ru/478-035-welcome-moi-dorogie-elcome.zhtml (дата обращения: 15.09.2010)].

«Эмо» - коммуникативная стратегия, распространенная в реальном мире в среде соответствующей молодежной субкультуры, характеризующаяся гипердраматизацией действительности, чувственностью, преобладанием полярных (положительных и отрицательных) эмоций. Как правило, такое стереотипное поведение демонстрируют девушки-тинэйджеры, перенося его в среду блогосферы.

Превалирующей ценностью в рамках данной коммуникативной стратегии является возможность свободного излияния гипертрофированных эмоций, наличие слушателей. К средствам реализации стратегии можно отнести молодежную лексику, обилие аллюзий, эмотивных оборотов. Например:

446 сутки сижу я здесь. Давно вы обо мне ничего не слышали. Половина населения и в мыслях не чешет кто я такая. да мне и это совершенно не нужно. Итак. Вещаю.

Погода ужасная. следы от ожогов кривыми и уродливыми шрамами навечно отпечатались на моем теле. У моего парня от такой жары проблемы с сердцем. Ему становиться хуже. я за него очень переживаю.

P.S. Куда катиться мир? Оглянитесь сколько обезображенного ничтожества вокруг, а некоторым просто можно посмотреть в зеркало... Топор вам в голову... [URL://www.emo-heart.ru/blog/topor_vam_v_ golovu/2010-08-31-6972 (дата обращения: 18.08.2010)].

Фрейм-сценарий данной коммуникативной стратегии (Ф-Э) можно представить в следующих слотах: (1) я одинок, меня не понимают; (2) весь мир - против меня; (3) в блоге я могу быть самим собой и чувствовать безопасность; (4) мои душевные страдания поймут только здесь; (5) мои чувства проявляются в моем блоге; (6) я реализую себя, бурно выражая свои чувства; (7) меня могут понять только такие, как я.

«Айтишник» - стратегия, предусматривающая демонстративную компетентность в области информационных технологий, которая не предполагает необходимости ею делиться:

Димок пишет об инструментах работы с кейвор-дами (статья переводная, оригинал тут). На блоге Сео-Критика можно найти список блогохостингов, а на блоге ValentOs (кстати, рекомендую, неплохой новый блог) - список видеошаринг-хостингов. Ну и теоретики могут ознакомиться с очередным seo-дайджестом с master-x. [URL: http://www.seobreeze. net/?p=298 (дата обращения: 27.09.2010)].

Для подобной коммуникативной стратегии используется следующий фрейм-сценарий (Ф-Айт.): (1) я гениален; (2) я принадлежу к числу избранных;

(3) я знаю и умею то, что недоступно большинству;

(4) я разбираюсь во всем, что присутствует в современном мире и недоступно остальным; (5) другие неспособны понять то, что понимаю и умею я; (6) другие недостойны того, чтобы я раскрывал им свои знания; (7) если я захочу, я помогу кому-либо советом.

Ценностью в данном случае является владение специальными знаниями, образование, а также ограниченный доступ к этим знаниям. Используются такие средства реализации данной стратегии, как специальные термины и терминологизированные жаргонизмы и т.п.

«Копи Пастер», «Баянист» - коммуникативные стратегии блогосферы, подразумевающие использование чужой информации, копирование чужих постов с тем, чтобы выдавать сообщения и данные за собственные. Отличие данных двух коммуникативных стратегий состоит в сроках первичного появления информации и в интенсивности и объему скопированного материала.

Ну с «баянистом» скажем так я не совсем согласен, повторяющихся тем в дневнике нет? Нет! Для кого то (как для меня) это совсем и баяны! По поводу спамера, тоже не согласен, я ни кому ничего не навязываю (как делают это некоторые в коментах). А вот что копипастер, я согласен! Пока нет у меня опыта написания статей, так что пока пользуюсь чужим трудом! [URL: http://shadow3d.org.ua/post 113973455/ (дата обращения: 9.08.2010)].

Ценностная составляющая данных коммуникативных стратегий - самореализация при недостатке собственных средств, способность оценивать актуальность старой информации, подбирать и структурировать ее.

Фрейм-сценарий таких коммуникативных стратегий (Ф-Коп.) включает: (1) нет смысла придумывать что-то самому; (2) я могу просто скопировать понравившийся мне пост; (3) я не умею и не хочу ничего выдумывать; (4) зато я умею находить интересную информацию; (5) я чувствую удовлетворение, когда мои сообщения пользуются популярностью.

«Спамер» и «Флудер» - схожие распространенные коммуникативные стратегии, обеспечивающие психотерапевтический эффект, позволяющие не только самореализовываться, но и получать материальную выгоду от коммуникации. Спамер посылают во всевозможные направления обилие сообщений, содержащих рекламу или предложения о приобретении товара или услуги или деловых предложений различного рода,

или просто поток бессмысленной информации, сообщения, содержащие бессмысленную обсценную лексику, безосновательные обвинения. Флудер «загрязняет» блогосферу ненормативной, обсценной и сниженной лексикой. И тому, и другому безразлично, кто его адресат, однако они использует все доступные им приемы, чтобы привлечь его внимание, вовлечь в свою игру. Характеристику спамерам представляет следующий пост:

Спамеры начали оставлять спам-каменты в чу-^жих стэндэлонах от моего имени! И я даже теоретически не представляю, как с этим бороться!

Чёрт, ну почему этих мерзких «оптимизаторов» не убили маленькими головкой об асфальт! [URL: http://Уatsшtko.Иvejoшrnalœm/(дата обращения: 23.07.2010)].

К ценности представленной коммуникативной стратегии можно отнести потенциальную материальную выгоду от блог-коммуникации, психотерапевтический эффект, возможность достичь чувства защищенности или удовлетворения от выплеска агрессии. Средствами реализации служат экспрессивные языковые выражения, специальная и жаргонная лексика, сниженная и обсценная лексика.

Могу подогнать проги для спам-рассылки и сборщик открытых e-mail адресов с сайтов. Скачать можешь, воспользовавшись прямым линком: [URL: http://files.prokofiev.biz/upload_ftp/soft_for_spa... (дата обращения: 27.05.2010)].

Если ссылка уже мертвая, пишите мне в личку. В архиве: 3 совтины + кейгены к ним, т.к. такие вещи халявными не бывают. Также добавлен в архив mailbomber, кстати, тоже в комплекте с лекарством к нему

[http://xakeps-best.mylivepage.ru/forum/1289/864_ %D0%A1%D0%9F% (дата обращения: 13.04.2009)]. > среда, 30 декабря 2009 г. олололол. <Оменя не терять хЗ 14:31:21 Олололололололололо. *хочет поспамить *

Олололололололололо. *хочет поспамить *

Олололололололололо. *хочет поспамить*

[URL:http:/fludnya.beon.ru/ (дата обращения: 30.12.2009)]. Фрейм-сценарий в данном случае строится следующим образом (Ф-Сп.): (1) я одинок в реальном мире; (2) общение в блогах мне нужно для достижения чувства удовлетворения и получения материальной выгоды; (3) я могу так построить коммуникацию, чтобы манипулировать адресатом; (4) я получаю удовлетворение от использования грубой и обсценной лексики; (5) мне приятно заполнять блоги бессмысленными текстами, чтобы на меня обратили снимание; (6) я буду постоянно посылать свои сообщения до тех пор, пока не достигну успеха; (7) кто-нибудь обязательно отреагирует.

«Провокатору» не нравится его реальная жизнь, работа и люди вокруг. Не сумев реализовать себя в реальной жизни, они уходят в блогосферу. Они активно обсуждают самые острые вопросы, однако их

интересуют не сами проблемы, а процесс спора. Провокатор представляет коммуникативную стратегию, в соответствии с которой целью является вывести партнера по общению из себя, заставить его остро реагировать на сообщение. Он манипулирует партнером, принуждает его сорваться, нарушить правила.

Ценность в данном случае можно определить, как умение выявить болевую точку партнера по коммуникации или целого социума блогосферы, чтобы получить удовлетворение от острой реакции на намеренно грубую или искаженную информацию. Провокатор использует такие языковые средства, как обсценная и сниженная лексика, жаргонизмы и др.

«Ничтожные проституты - журналюги-криво-защитники-грантососы смеют рассуждать о справедливости и жизненных ценностях. За кружку пива обливают грязью Родину! Подлецы, недостойные человеческого звания. Разрушители. Хуже власовцев, гаже Бендеры! Молитесь, что до вас еще не дошли руки народной справедливости!» [URL: http:// salahbekov.livejournal.com/119216.html (дата обращения: 21.09.2010)].

Для данной коммуникативной стратегии предполагается следующий фрейм-сценарий (Ф-Пров.): (1) я гениален и одинок среди людей; (2) я так хорошо разбираюсь в людях, что могу легко ими манипулировать; (3) если я разозлю максимальное число партнеров по коммуникации, они будут беззащитны и раскроют свои тайные мотивы; (4) мне интересно доводить людей до проявления агрессии; (5) добиваясь успеха своей провокации, я чувствую успешность своего самораскрытия.

«Бытовушник» - распространенная коммуникативная стратегия, при которой самовыражение достигается путем подробного сообщения мельчайших деталей своей жизни. Это может быть сообщение глубоко личного характера, например:

Хочу за грибами сходить... Я больной лесной маньяк! меня не оторвать от грибов и чего бы то ни было, лишь бы собиралось! Жуть... Послезавтра поеду с отцом.))))).

Ну все нужно идти спать, а то завтра и конячки и .. Спокойной ночи Вам всем

=))) урааа!!!! сегодня катался на лошадях! всё было супер!!!! первый раз ездил на них когда-то давно, в 9м классе, а сейчас!!!! ого-го!!! ноги болят, свести не могу вместе, но с нетерпением жду завтрашнего дня, чтобы снова встретиться с этими большими и добрыми животными!

[URL: http://olshansky.livej ournal.com/?style=mine (дата обращения: 4.09.2010)]

Ценностью описываемой коммуникативной стратегии является самореализация при слабости Я-концепции виртуальной языковой личности блогера.

Фрейм-сценарий (Ф-Быт.) в данном случае строится в следующей последовательности: (1) я одинок и беззащитен в реальном мире; (2) я сообщаю обо всех своих мыслях и действиях; (3) мои сообщения привлекательны для читающих; (4) в процессе создания сообщений я приобретаю уверенность в себе; (5) я

самореализуюсь, «проигрывая» свою жизнь в блоге; (6) мой блог дублирует мою жизнь в реальности.

Виртуальная коммуникативная стратегия «Аф-фтар» направлена на реализацию творческих, политических, публицистических и других амбиций блогера. В данных рамках таким образом реализуются языковые личности с различными потребностями. Это могут быть несостоявшиеся в реальности прозаики и поэты (компьютерная графомания), политические обозреватели и ведущие дискуссионных клубов, звезды и популярные личности в различных областях. В ходе реализации подобной стратегии наблюдается многословие, большой объем постов, определенность в стилевой принадлежности и лексическом наборе, обилие имен собственных, преимущественно известных в СМИ. Например, в блоге Кати Гордон находим:

Если на площади собирается больше 500 человек значит это кому-нибудь нужно. И даже инициативу доброй воли однажды может возглавить злоумышленник...

Партии торгуют электоратом, демонстрируют власти кто «лучше собирает». По слухам «Родину» в свое время прикрыли не за скандальные лозунги, а за то, что партия перестала «собирать».

Действующие игроки готовы покупать «живые души» любыми способами: концертами, лозунгами, обещаниями. Живой товар вывозят на Селигер, живой товар вызывают на митинги, живой товар зомбируют телеящиком. При этом в борьбе за души «покупатель», подчиняясь политической драматургии, иногда выдает и верные лозунги и инициативы... [URL: http://katyagordon.livejournal.com/ 474397.html (дата обращения: 14.09.2010)].

Представляется, что ценностью такой коммуникативной стратегии является презентация собственного творческого потенциала в различных гуманитарных областях, для чего блогосфера предоставляет неограниченное пространство.

Данная стратегия реализуется в следующем фрейме-сценарии (Ф-Авт.): (1) у меня есть творческие способности, я талантлив; (2) публике будет очень интересно познакомиться с моим творчеством; (3) я знаю, что и как нужно писать; (4) мое творчество воздействует на общество; (5) я могу добиваться желаемого эффекта, манипулируя публикой; (6) я успешно самореализуюсь в своем блоге.

Стратегия «Звезда» предполагает анонсирование собственной популярности и уникальности. «Звезды» эпатируют своими странностями, делятся в блогах деталями своей жизни, предлагая фанатам личную информацию. Звездные блоги многочисленны, весьма посещаемы, часто цитируются, так как дают возможность рядовому блогеру непосредственно общаться со звездой, что в реальной жизни не всегда возможно.

Ценность данной стратегии коррелирует со степенью популярности звезды, ее потребностью в саморекламе и самовыражении.

Привет всем. Я хотела бы обратиться лично ко всем моим фанатам/друзъям во всем мире. Прежде всего, спасибо за вашу поддержку и любовь, сейчас

для меня это значит очень много. Самая важная вещь, которую я хочу вам сказать - это то, что я и Кэрри очень-очень любим друг друга. Этот развод не связан с изменой, обидой или ссорами. Я знаю, это звучит как штампованная фраза, но мы лучшие друзья, и мы ими останемся. Все что я знаю на данный момент это то что я хочу сделать самый лучший альбом, насколько смогу, а Кэрри хочет проделать самую лучшую работу в том, чем он занимается. Он хороший человек, поэтому поддержите его тоже. Никогда не знаешь свое будущее, но будущее мое и Кэрри могло бы быть светлым. Разве что не сейчас. Спасибо за сочувствие и заботу. Целую, Мисс П. [URL: http://www.pinkspage.com/news/a-message-from-pnk (дата обращения: 16.08.2010)].

Фрейм-сценарий коммуникативной стратегии звездного блогера (Ф-З) может быть составлен из следующих слотов: (1) я необычайно талантлив; (2) я сам достиг известности и популярности; (3) я могу быть образцом для подражания; (4) я пишу свой блог для своих фанатов; (5) люди должны восхищаться мной.

Анализ представленных фреймов-сценариев показывает, что ряд фреймов обладают схожими слотами и могут быть объединены в группы, например фреймы Ф-Тыс., Ф-Айт. и Ф-Авт.; фреймы Ф-Пров. и Ф-Э; фреймы Ф-Сп. и Ф-Пров.; фреймы Ф-Коп. и Ф-Быт. Данные группы фреймов демонстрируют следующие типические слоты, распределенные по группам фреймов-сценариев стратегий блог-коммуникации (табл. 1 - 7).

Таблица 1

Слоты группы 1 - «Непризнанность, одиночество»

Группа1

Непризнанность одиночество

(Ф-Т)

(Ф-Э)

(Ф-С)

(Ф-Быт.)

(Ф-Быт.)

(Ф-Зв.)_

(1) в реальном мире я чувствую свое одиночество и недооцененность (1) я одинок, меня не понимают (1) я одинок в реальном мире

(1) я одинок и беззащитен в реальном мире

(2) я сообщаю обо всех своих мыслях и действиях

(5) люди должны восхищаться мной_

Таблица 2

Слоты группы 2 - «Способности, талант»

Группа 2

Способности, талант

(Ф-Айт)

(Ф-Пров.)

(Ф-Авт.)

(Ф-Зв.)

(Ф-Айт)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Ф-Авт.)

(1) я гениален

(1) я гениален и одинок среди людей

(1) у меня есть творческие способности, я талантлив

(1) я необычайно талантлив

(5) другие неспособны понять то, что понимаю и умею я (4) мое творчество воздействует на общество

Таблица 3

Слоты группы 3 - «Самовыражение»

Группа 3

Самовыражение

(Ф-Тыс.)

(Ф-Тыс.)

(Ф-Быт.)

(Ф-Быт)

(Ф-Сп.)

(Ф-Сп.)

(Ф-Пров.)

(Ф-Быт.)

(Ф-Быт.)

(Ф-Авт.)

(2) я хочу самовыразиться в блоге так, чтобы меня оценили достойно

(3) хочу выразить в своем посте то, что обязательно привлечет многих

(3) мои сообщения привлекательны для читающих

(2) я сообщаю обо всех своих мыслях и действиях

(4) я получаю удовлетворение от использования грубой и обсценной лексики

(5) мне приятно заполнять блоги бессмысленными текстами, чтобы на меня обратили снимание (5) добиваясь успеха своей провокации, я чувствую успешность своего самораскрытия

(3) мои сообщения привлекательны для читающих

(5) я самореализуюсь, «проигрывая» свою жизнь в блоге

(6) я успешно самореализуюсь в своем блоге_

Слоты, включенные в группу 2 получены из фреймов-сценариев Тысячник, Эмо, Бытовушник, Звезда, где отмечается непризнанность и одиночество блогера.

Превознесение собственных способностей и таланта проявляется при анализе фреймов-сценариев Айтишник, Провокатор, Автор, Звезда.

Группа 3 обобщает слоты фреймов-сценариев Тысячник, Бытовушник, Спамер, Провокатор, Автор, в которых выявлена направленность на самовыражение.

Группа 4 включает слоты фреймов-сценариев Эмо, Провокатор, Бытовушник и Звезда, где отражается противопоставление своего виртуального мира в бло-

госфере реальному объективному миру, причем по- тор и Автор, в которых выявлено намерение манипу-

следний коннотируется отрицательно.

Группа 5 широко представлена фреймами-сценариями Тысячник, Айтишник, Спамер, Провока-

лировать партнерами по коммуникации.

Группа 6 включает фреймы-сценарии Провокатор, Эмо и Звезда, анализ которых указывает на потребность ограничения круга общения в блогосфере.

Таблица 4

Слоты группы 4 «Противопоставление объективному миру»

Группа 4

Противопоставление объективному миру

(Ф-Э) (Ф-Пров.) (Ф-Быт.) (Ф-Зв.)

(2) весь мир - против меня

(1) мир недостаточно совершенен для меня (6) мой блог дублирует мою жизнь в реальности

(3) я могу быть образцом для подражания_

Таблица 5

Слоты группы 5 - «Манипулирование»

Группа 5

Манипулирование

(Ф-Тыс.)

(Ф-Тыс.)

(Ф-Тыс.) (Ф-Тыс.) (Ф-Айт) (Ф-Сп.)

(Ф-Сп.) (Ф-Пров.) (Ф-Пров.) (Ф-Авт.)

(4) я чувствую удовлетворение, когда появляется множество отзывов на мой пост, содержание их комментариев не имеет значения

(5) чем больше людей входят со мной в виртуальное общение, тем больше авторитета я приобретаю

(6) я могу управлять своими «друзьями»

(7) я могу хорошо зарабатывать, ведя свой блог

(7) если я захочу, я помогу кому-либо советом

(2) общение в блогах мне нужно для достижения чувства удовлетворения и получения материальной выгоды

(3) я могу так построить коммуникацию, чтобы манипулировать адресатом

(2) я так хорошо разбираюсь в людях, что могу легко ими манипулировать

(4) мне интересно доводить людей до проявления агрессии

(5) я могу добиваться желаемого эффекта, манипулируя публикой

Таблица 6

Слоты группы 6 - «Преференции в общении»

Группа 6

Преференции в общении

(Ф-Пр.) (Ф-Пр.) (Ф-Э) (Ф-Зв.)

4) мой виртуальный мир я разукрашиваю сама и населяю теми, с кем мне комфортно (5) общаться со мной могут все, кто разделяет мою картину мира (4) мои душевные страдания поймут только здесь

(4) я пишу свой блог для своих фанатов_

Таблица 7

Слоты группы 7 - «Безопасность»

Группа 7

Безопасность

(Ф-Э)

(Ф-Пр.)

(Ф-Быт.)

(3) в блоге я могу быть самим собой и чувствовать безопасность

(3) в виртуальном мире мои проблемы становятся победами и я в полной безопасности 4) в процессе создания сообщений я приобретаю уверенность в себе_

К данной группе принадлежат фреймы-сценарии стратегий Эмо, Провокатор и Бытовушник, так как в них выявляются указания на незащищенность, стремление к достижению безопасности.

Представленные таблицы указывают на то, что слоты различных фреймов-сценариев стратегий блог-коммуникации, объединенные в группы, имеют схожие смыслы. Полученный результат позволяет нам провести анализ слотов по группам и построить уни-

версальный фрейм-сценарий стратегий блог-коммуникации (Ф-У): (1) я чувствую свое одиночество; (2) я обладаю необыкновенными способностями, я гениален; (3) меня удовлетворяет возможность самовыражения в виртуальном мире; (4) в реальном мире невозможно найти понимание; (5) я умею манипулировать партнерами по общению, мне это приносит удовлетворение и материальную выгоду; (6) я общаюсь только с тем, с кем хочу общаться, я тщательно

выбираю своих партнеров для достижения целей; (7) общение в блоге обеспечивает мне защищенность от опасностей реального мира.

Итак, проведя формализацию стратегий блог-коммуникации в систему фреймов-сценариев, мы подвергли полученные фреймы анализу, номинировав их с привлечением терминологии, принадлежащей собственно блогосфере («Тысячник», «Прынцесса», «Эмо», «Айтишник», «Копи Пастер» и «Баянист», «Спамер» и «Флудер», «Провокатор», «Бытовушник», «Аффтар», «Звезда»). Посредством фреймового анализа и обобщения содержания фреймов выделены группы типических слотов, передающих смыслы не-признанности и одиночества, превознесения собственных способностей и талантов, самовыражения, противопоставления своего виртуального мира в бло-

Поступила в редакцию

госфере отрицательно коннотируемому реальному миру, намерения манипулировать партнерами по коммуникации, потребности ограничения круга общения в блогосфере, указания на незащищенность.

Литература

1. Минский М. Фреймы для представления знаний: пер. с англ. / под ред. Ф.М. Кулакова. М., 1979. 151 с.

2. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007. 296 с.

3. Гельпей Е.А. Конструктивная роль фреймов прагматической связности реплик в диалогической речи (на материале английского языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2007. 21 с.

2 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.