Научная статья на тему 'Новая система оплаты труда в высшей школе: оценка и мнения преподавателей (по результатам социологического исследования)'

Новая система оплаты труда в высшей школе: оценка и мнения преподавателей (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСТВО / БЕЗОПАСНАЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / QUALITY TO LIFE / STUDENTS / SAFE AND HEALTH SAVING AMBIENCE TO ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов В. В.

В статье осуществлена оценка новой системы оплаты труда в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SYSTEM OF A PAYMENT IN THE HIGHER SCHOOL: ESTIMATION AND OPINIONS OF TEACHERS (BY RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

In article the estimation of new system of a payment in the higher school is carried out.

Текст научной работы на тему «Новая система оплаты труда в высшей школе: оценка и мнения преподавателей (по результатам социологического исследования)»

3. Виноградов И. и др. Основы потребительских знаний. М., 2000.

4. Войтов А. С. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики). М., 2003.

5. Глухов В. В. Менеджмент. СПб., 2006.

6. Гребенников Н. В. Основы семейной жизни. М., 1991.

7. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система в России. М., 1997.

8. Институциональная экономика / под ред.

A.Н. Олейника. М., 2007.

9. Кульбацкий Е. М., Ганьшина Г. В., Короткова А. В., Рябова И. Ю. Теория и практика домоведе-ния. М., 2006.

10. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики / под ред. А. В. Сидоровича. М., 2001.

11.Персональный менеджмент / под ред. С. Д. Резника. М., 2000.

12.Потребностеведение / Б. М. Мочалов,

B. В. Соколов, В. И. Самарин и др. М., 1979.

13.Радаев В. В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М., 2005.

14. Резник С. Д., Бобров В. А. Управление семейной экономикой. М., 2003.

15. Тюгашев Е. А. Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума. Новосибирск, 2002.

16. Управление организацией / под ред. А. Г Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М., 2008.

17. Финансы и банки в условиях перестройки экономики / Н. Т. Стрельцова. Новосибирск, 2000.

18. Финансы / под ред. С. И. Лушина, В.А. Сле-пова. М., 2000.

19. Экономика предприятия / пер. с нем. М., 1999.

20. Экономическая теория (политэкономия) / под общ. ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М., 1997.

21. Экономика семьи / под общ. ред. В. В. Чек-марева. Кострома, 2005.

22. Экономическая психология. Социокультурный подход / под ред. И. В. Андреевой. СПб., 2000.

23.Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.

Lvova M. C.

REFLEXION OF PROBLEMS OF HOUSEKEEPING IN TRAINING COURSES OF AN ECONOMIC PROFILE

The substantiation of necessity of inclusion of a problematics of housekeeping in training courses of the economic theory and other economic disciplines, the analysis of degree of reflexion of problems of housekeeping and the major teoretiko-methodological positions of a science concerning housekeeping as subject of economy in modern educational process is resulted.

Keywords: housekeeping, an economic science, educational process.

УДК 378 Кисляков П. А.

ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ*

В статье представлен анализ проблемы качества и образа жизни студенчества: определен социально-экономический аспект жизнедеятельности студентов, выделены показатели качества и образа их жизни, определены задачи формирования безопасной и здоровьесберегающей среды жизнедеятельности в образовательном учреждении. Приводится описание исследования образа жизни студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: качество жизни, студенчество, безопасная и здоровьесберегающая среда жизнедеятельности.

Молодежь представляет собой фактор поли- пе развития нашего общества. Закономерен тре-

тического, интеллектуального, творческого балан- вожный тон, присущий научным работам в этой

са, и воспроизводственный потенциал нации. В проблематике, поскольку противоречия сложивши-

российской науке все отчетливее признается осо- еся в конце XX начале XXI вв. вдвойне больнее

бая роль проблем молодежи на современном эта- ударили именно по качеству жизни молодежи.

* Статья опубликована в рамках выполнения государственного контракта (№ П 1028 от 20.08.2009) по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы.

126

© Кисляков П. А., 2010

В настоящее время категория «качество жизни» и, методика ее определения применительно к различным группам населения, до конца не разработаны. В целом, можно согласиться с мнением ряда авторов [1], которые понимают под качеством жизни степень удовлетворенности при наличии условий, соответствующих его потребностям и позволяющих вести активную в биологическом, социальном и экономическом плане жизнь, отражающую его ролевую функцию в конкретном обществе. Одним словом, качество жизни характеризует ценностные установки мироощущения индивидуума.

Можно выделить следующие блоки оценки качества жизни: физическая сфера, психологическая сфера, уровень независимости, социальные взаимоотношения, окружающая среда, духовная сфера, сфера безопасности. Систематизирующим фактором качества жизни является здоровье, которое определяется шестью основными факторами: образом жизни, внешней средой, биологическими факторами, медицинским обслуживанием.

Непосредственное влияние на формирование качества жизни личности оказывает образ жизни. Обычно, говорят о здоровом или нездоровом образе жизни, видя в этом сознательно совершаемые человеком действия, которые могут привести либо к сохранению и укреплению здоровья, повышению качества жизни, либо к возникновению различных заболеваний.

Студенты высших учебных заведений составляют особый социальный слой населения, объединенный определенным возрастом, специфическими условиями обучения и образом жизни. Несомненно, обучение в вузах следует отнести к категории специфического умственного труда, то есть труда, требующего постоянного, длительного активного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций. Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием учебы в ВУЗе. Высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания, кризис нравственных ценностей, неуверенность в своем будущем, смена места жительства и многие другие факторы требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условия проживания и обучения, формирования межличностных отношений вне семьи и преодоления сложных жизненных ситу-

аций. По свидетельству многих авторов здоровье студентов в значительной степени зависит от социально-гигиенических параметров обучения и быта [1].

Хотя университет является не единственным социальным институтом, где осуществляют свою деятельность студенты, степень его влияния на качество жизни трудно переоценить. Таким образом, правомерно поставить вопросы. Какую среду создает современный университет для студентов и что он в состоянии сделать для формирования качества жизни? Что университет может изменить к лучшему, что развить в молодых людях, что дать им? И столь же важно ответить на вопрос о том, что теряется за время учебы в университете? Постановка и решение данных вопросов позволит разработать внутри-вузовскую систему мониторинга, включающую оценку объективных и субъективных показателей качества жизни студентов и позволяющую выявить условия и факторы обеспечения качества жизни студентов, с целью формирования в вузе оптимальной среды жизнедеятельности.

Нами проведено исследование ряда показателей качества жизни студентов. В анкетировании приняло участие 750 студентов очного отделения ГОУ ВПО «ШГПУ». Проведенный опрос позволил выявить следующие особенностей качества и образа жизни студентов.

В контингенте студентов «критически низкий» и «низкий» социально-экономический слой (уровень дохода ниже прожиточного минимума) составляет 25%. Около 45% студентов являются приезжими, из них 80% проживают в общежитии. Причем студенты, проживающие в общежитии или снимающие жилье оценивают свое благосостояние ниже. Это связано с дополнительными затратами на проезд, питание, оплату жилья. Около 95% малообеспеченных студентов получают социальную стипендию и/или материальную помощь. За время учебы в вузе 13 студентов (4%) создали собственные семьи, из них 9 имеют детей. Студенты, состоящие в браке, реже оценивают свое благосостояние как «хорошее», в связи с чем они также имеют материальную поддержку со стороны вуза. Для существенной части студентов способом улучшить свое материальное положение является занятость на рынке труда, что в свою очередь противоречиво сказывается на образе жизни и качестве подготовки. Доля студентов, имеющих постоянную

Экономика образования ♦ № 2, 2010І

127

работу, резко возрастает с 5% на первом курсе до 35% на четвертом и пятом, при этом лишь в единичных случаях она соответствует специальности получаемого образования.

Большинство студентов (около 60%) отмечают систематический характер учебных занятий. Проведенный опрос показал, что около половины студентов (48%) считают, что организация учебного процесса в вузе не позволяет сохранить здоровье. Учебная нагрузка, по мнению большинства студентов (82,6%), соответствует возможностям здоровья, в 5,4% указано на недостаточную нагрузку.

Несмотря на то, что фактически все опрошенные нами студенты (91%) знают о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, и как следствие повышения качества жизни только 35% из них оценивают свой образ жизни как здоровый. Среди опрошенных девушек этот показатель составляет 27%, среди юношей 42%. К факторам, не позволяющим назвать свой образ жизни здоровым, были отнесены следующие: нерациональное питание (58%), малоподвижный образ жизни (40%), курение (37%), употребление алкоголя (28%), проблемы в сексуальной сфере (6%). Более половины (67%) не всегда соблюдают режим питания, а 25% студентов постоянно питаются неправильно. Примерно половина (54%) студентов указали на полное отсутствие самостоятельных занятий физическими упражнениями в режиме дня, среди них наибольший удельный вес занимают девушки. Лишь каждый третий студент систематически посещает спортивную секцию, тренажерный зал, при том, что в вузе работает 12 спортивных секций. Характерной особенностью образа жизни современной учащейся молодежи является их приверженность к курению. Примерно одна треть из опрошенных нами студентов курят. Среди девушек этот показатель составляет 35%, среди юношей - 40%. Каждый второй студент, считает ведущими препятствиями к формированию ЗОЖ чисто внешние, не зависящие от него причины: недостаток времени, отсутствие условий реализации ЗОЖ.

Выявленные тенденции указывают на необходимость создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающей и безопасной среды жизнедеятельности молодежи. Здоровьесберегающая среда представляет собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потреб-

ность в двигательной и интеллектуальной активности. Основными задачами формирования оптимальной среды жизнедеятельности в образовательном учреждении являются - создание благоприятной образовательно-развивающей и психологической среды, в которой будет реализован творческий потенциал каждого педагога и каждого студента; постоянное совершенствование качества оздоровительных и образовательных услуг; реализация планомерной программы повышения уровня психолого-педагогического опыта и инновационной культуры педагогов [2].

В Шуйском государственном педагогическом университете разрабатывается и реализуется социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоровьесберегающей среды жизнедеятельности учащейся молодежи. Исследование реализуется в следующих направлениях:

- информационно-методическое обеспечение образования в области социальной безопасности и здоровьесбережения в рамках дисциплин федерального (Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни) и национального (Социальная безопасность образовательного пространства, Основы здорового образа жизни студента) компонентов;

- проектно-технологическое обеспечение, включающее обучение студентов способам и средствам обеспечения безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья посредством реализации активных форм обучения, направленных на проектирование поведения в нормальных условиях жизнедеятельности и условиях чрезвычайной, кризисной ситуации;

- программно-методическое обеспечение воспитательной работы по формированию культуры безопасности учащейся молодежи во внеаудиторное время (эстафета «Спасатель», олимпиада по безопасности жизнедеятельности, конкурс студенческих научных и методических работ по проблемам безопасности в современном социуме, психологические тренинги по выходу из кризисных ситуаций, молодежный интернет-форум, встречи-семинары со специалистами МЧС, здравоохранения, МВД, соцзащиты и др.).

Разработка психолого-педагогических аспектов в формировании безопасной и здоровьесберегающей среды выполняет значительную роль в социализации личности, выполняя ряд важных функций: профилактика, коррекция, ориентация

в социальных условиях жизни, гуманизация отношений с окружающим миром, снижение количества рисков и опасных ситуаций социального происхождения. Это позволит повысить качество воспитательного потенциала социума, гуманизировать отношения между представителями разных поколений, способствовать процессам саморегуляции личности. Важной в этом направлении является подготовка специалистов к работе по обеспечению безопасности и здоро-вьесбережения в социально-гуманитарной сфере. Каждый специалист гуманитарного профиля, прежде всего педагог, должен владеть навыками формирования здорового образа жизни, конструктивными способами разрешения кризисных ситуаций как необходимых условий сохранения жизни и укрепления здоровья своей и окружающих. Подготовка студентов педагоги-

ческих и гуманитарных вузов должна обеспечить высокий уровень готовности к работе по обеспечению социальной безопасности здоровьесбе-режения обучающихся различных демографических и социальных групп, поскольку от компетентности будущих педагогов в данной сфере зависит, в перспективе образовательная среда жизнедеятельности подрастающего поколения.

Библиографический список

1. РоманцовМ. Г., Коваленко С. Н. Качество жизни современных студентов // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2002/5-8.htm.

2. Кисляков П. А. Психолого-педагогические основы управления качеством здоровьеформирующего образования в педагогическом вузе. Шуя, 2008. 172 с.

Kislyakov P. A. SHAPING QUALITY TO LIFE STUDENT YOUTH

The article presents the problems of quality and lifestyle students: is determined social aspect to vital activity student, is chosen factors quality and image to their lifes, determined problems of the shaping the optimum ambience in educational institution. Happens to the description of the study lifestyle student of the pedagogical high school.

Keywords: quality to life, students, safe and health saving ambience to activity.

Толстобров Г. М.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

В статье обосновываются концептуальные подходы к исследованию интеллектуального капитала. Ключевые слова: интеллектуальный капитал, концептуальные подходы.

В XXI веке формируется «информационная экономика» или «экономика, базирующейся на знаниях» (knowledge-based economy). Понятие «экономики, основанной на знаниях» получило в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе. В условиях информационной экономики резко возрастает значение интеллектуального, человеческого капитала; структурного и информационного капитала; усиливается информационная мобиль-

ность производственных ресурсов и гибкость институциональных структур, формируется электронное правительство и сетевые сообщества. Важнейшими сферами инвестиций в информационно-инновационной экономике становятся сферы воспроизводства информации, научных знаний, человеческого капитала и информационной инфраструктуры.

В условиях информационной экономики резко возрастает значение интеллектуального

© Толстобров Г М., 2010

Экономика образования ♦ № 2, 2010

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.