35. Kuiper M., van Tongeren F. Growing Together or Growing Apart? A Village Level Study of the Impact of the Doha Round on Rural China // World Bank Policy Research Working Paper. 2005. № 3696.
36. Rauch J. Balanced and Unbalanced Growth // NBER Working Papers. 1994. № 4659.
37. Ventura J. Growth and Interdependence // Quarterly Journal of Economics. 1997. V. 112. № 1. P. 57-84.
38. Zebregs H. Intraregional Trade in Emerging Asia // IMF Policy Discussion Paper. 2004. № 1.
39. Ortiz C. Learning-by-Doing, Government Spending and Economic Growth: a Model a la Matsuyama-Barro // Universidad Del Valle Working Paper. 2003. № 68.
40. Rodriguez F., Rodrik D. Trade Policy and Economic Growth: a Sceptic’s Guide to the CrossNational Evidence // NBER Working Papers. 1999. № 7081.
41. Ramey G., Ramey V. Cross-Country Evidence on the Link Between Volatility and Growth // American Economic Review. 1995. V. 85. № 5. P. 1138-1151.
42. Гильфасон Т. Природа, энергия и экономический рост // Экон. журнал ВШЭ. 2001. № 4. С. 459-486.
43. Rossi-Hansberg E., Wright M. Urban Structure and Growth // NBER Working Papers. 2005. № 11262.
44. Barro R., McCleary R. Religion and Economic Growth // NBER Working Papers. 2003. № 9682.
45. Doppelhofer G., Miller R., Sala-i-Martin X. Determinants of Long-Term Growth: a Bayesian Averaging of Classical Estimates (Bace) Approach // NBER Working Papers. 2000. № 7750.
Поступила в редакцию 4.07.2008 г.
Ipatov P.L. «Economic» and «non-economic» factors of economic growth: interaction and complementarities. The problems of influence of different factors on the economic growth rate are presented in the article. Influence of traditional and also «non-economic» factors (sociopolitical, geographical and climate, psychological, infrastructural) is analyzed.
Key words: economic growth factors, non-economic growth factors, neoclassic models, multiplicative effect, human resources, innovation-technological factors.
НОВАЯ РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Н.Ю. Белоусова
В статье исследуются условия и предпосылки становления новой российской государственности как необходимого условия формирования эффективных механизмов противодействия коррупции.
Ключевые слова: государственность, коррупция, государственная политика противодействия коррупции.
Только сильное государство способно эффективно бороться с возникающими социально-экономическими и политическими проблемами, как внешними, так и внутренними. Для того чтобы государство было «сильным», а не «силовым» важны следующие аспекты:
- наличие национальной идеи, сплачивающей граждан вокруг основных моральнонравственных ценностей российской цивилизации (государственность, социальная справедливость, духовность и т. п.);
- авторитет политической власти, возможный тогда, когда власть, выражая интересы народа, будет компетентной, эффективной, некоррумпированной;
- способность государства сформировать здоровую конкурентную среду в рамках национальной экономики, в которой были бы поставлены действенные барьеры для теневой деятельности олигархических и криминальных структур.
Современное состояние российской государственности можно охарактеризовать отсутствием устойчивого стремления власти и политической элиты воздействовать на предупреждение коррупционной анархии. Причем еще Г. Гегель утверждал, что содействие анархии выступает единственным всеобъемлющим преступлением против государства, т. к. оно включает в себя «все остальные государственные преступления, и те,
кто наносит вред государству не опосредованно, подобно другим преступникам, а непосредственно, нападают на само государство, являются самыми страшными преступниками» [1].
Государственность - это особое состояние общества (нации), отражающее уровень развития всего созданного им с целью наиболее эффективной реализации общенациональных экономических интересов государства (социально-экономической системы). Государственность выступает своего рода вектором институционального движения государства, отражая его политико-экономическое, ценностное «кредо».
Становление новой российской государственности, трансформация социально-экономических и политических условий развития страны осуществляются в сложных условиях противодействия традиционной российской культуры и менталитета с новейшими инновациями, с внедрением в российскую практику западных институтов, что приводит к нестабильности развития общества и экономики.
Весь ХХ в. политические элиты существовали и функционировали в замкнутом пространстве «социалистического лагеря». В связи с этим специфика российской ситуации заключается в том, что резкая смена идеологических ориентиров произошла без каких-
либо существенных изменений в структуре политической элиты. Радикальная либеральная идеология оказалась удобной основой для конвертации власти в собственность. Интересы основной массы населения оказались вне сферы интересов новой политической элиты.
Неспособность государства противостоять коррупции становится сильным аргументом в пользу либерализации - предоставления бизнесу все большей свободы. Таким образом, замыкается порочный круг: либерализм усиливает коррупцию, а коррупция -либерализм. Этот вывод противоречит официальной доктрине либералов, в соответствии с которой либерализм - главное средство борьбы с коррупцией [2].
Проведение либеральной экономической политики в условиях России, когда главный источник богатства «цивилизованных» стран -технологическое превосходство производительных сил - отсутствует, определяет ее колониальный статус с перспективой исчезновения. Это положение вытекает из элементарных основ либерализма, являющегося агрессивным протекционизмом стран с развитыми производительными силами и основой их колонизаторской политики [2].
Факторы, определяющие приоритеты процесса становления новой российской государственности, представлены на рис. 1.
Рис. 1. Факторы, определяющие приоритеты процесса становления новой российской государственности
Сложность борьбы с коррупцией состоит в том, что коррупция - это проблема не только криминальная, но и политическая, экономическая, социальная. Несмотря на всеобщее осуждение, декларацию борьбы с ней и обещание политических партий и руководства страны ее искоренить, коррупция продолжает уверенно существовать. Более того, на современном этапе трансформации российского общества появляется больше возможностей для коррупционных действий, последствия которых для социального развития становятся все более опасными. Масштабная коррупция негативно влияет на репутацию страны в международном сообществе, что препятствует привлечению иностранных инвестиций и создает угрозу социальной и экономической безопасности.
Практически все государственные ведомства (на федеральном и региональном уровнях) в той или иной степени вынуждены соприкасаться с проблемами теневой экономики. Борьба с ее проявлениями возложена как минимум на целый ряд государственных органов. Однако сложилась парадоксальная ситуация: множество ведомств занимается проблемами теневой экономики, а она продолжает развиваться. Каждый орган действует в своей области и не охватывает всю сферу теневой экономики. Таким образом, стимулируется «растаскивание» достаточно целостного явления на различные части при отсутствии у каждого из перечисленных органов желания и компетенции доводить дело до логического завершения. Координация их деятельности также не приводит к положительным результатам, поскольку нет головного органа, организующего борьбу с теневой экономикой.
Усложнение социальной структуры общества, появление различных гражданских движений и инициатив заставляет искать новые механизмы взаимоотношений государственных органов власти с населением и организациями, выражающими его интересы. Развитие идет по двум направлениям: с одной стороны, предпринимаются усилия по повышению качества услуг, оказываемых населению государством (образование, здравоохранение, социальное страхование и др.), с другой - формируются новые механизмы вовлечения граждан в процесс принятия и реализации государственных решений. Это
способствует эффективному использованию ресурсов для решения социальных проблем, более точному определению приоритетов государственной политики.
Необходимо прилагать усилия к формированию новой культуры и нового стиля работы государственных органов власти с ориентацией на запросы и нужды населения, повышение ответственности за распределение услуг и ресурсов. Оценка деятельности этих органов зависит от уровня удовлетворения граждан государственными услугами, степени их доверия к государству и реальной возможности участвовать в разработке и принятии решений. Большое значение имеет расширение консультативной и информационно-аналитической работы с общественными организациями и населением. Важнейшим условием эффективной работы госаппарата является гласность, публичность и обязательность обоснования принимаемых решений, право граждан на их разъяснение, наказание за предоставление ложной или искаженной информации.
Государство совместно с институтами гражданского общества должно взять на себя реализацию воспитательной функции. Эта функция может быть реализована через государственные образовательные стандарты и государственные средства массовой информации. Одной из положительных тенденций в этой сфере является формирование в России т. н. общественных палат как важного института гражданского общества. В их задачи входит обсуждение различных инициатив, экспертная оценка предлагаемых государством административных мер и проектов законов, общественный контроль за деятельностью исполнительной власти и т. п. Все это придает большую прозрачность функционированию государственной власти и препятствует распространению коррупции.
Государственная политика - это не просто борьба за власть, как иногда определяют политологи, это сложная управленческая практика.
В этой практике обязательно должны быть ценности, преследуемые управлением, или ценностные цели. Обязательно должны быть:
- выявлены факторы, которые торпедируют эти ценности;
- определены проблемы и задачи, подлежащие решению, соответствующие меры
решения, действия в пространстве государственного управленческого инструментария, который воплощается в виде нормативно-правовых актов и организационно-управленческих решений;
- практика должна обязательно сопровождаться сравнением текущих результатов с запланированными и коррекцией государственно-управленческой политики.
В современной России процессу разрастания коррупции сопутствует ряд проблем, которые ее порождают: во-первых, медленный отход от закрытости и неподконтроль-ности власти; во-вторых, не сформированная полностью система естественного разделения труда между властными институтами и свободными агентами рынка; в-третьих, неразвитость и несовершенство законодательства; в-четвертых, слабость гражданского общества и др.
Практика борьбы с коррупцией показывает, что почти всегда активная борьба с ней сопровождается использованием других нравственно сомнительных методов (доносами, завистью, стяжательством). Р. Теобалд, рассматривая антикоррупционные усилия в развивающихся странах, выделял законноадминистративные меры, деполитизацию, переоснащение, подотчетность, приватизацию и др. [3].
Приоритетным объектом управления антикоррупционных усилий предлагается общественное мнение - для снижения общего коррупционного фона в обществе. Меры по созданию особой нравственной атмосферы в обществе по отношению к коррупции (негативный образ) и статусу государственного чиновника (позитивный образ) должны способствовать деинституционализации коррупции. Отдельные меры в любой области способны ликвидировать «прорехи» для совершения возможных коррупционных актов. Однако наиболее эффективен весь комплекс мероприятий.
Коррупция в «цивилизованных» странах и в России имеет принципиально различные условия возникновения. «Цивилизованные» страны «золотого миллиарда» обогащаются за счет технологической ренты, своеобразной колониальной эксплуатации стран с менее развитыми производительными силами или стран, находящихся в невыгодных климатических условиях.
Построение модели рыночной экономики в России способствовало расслоению общества, разрушило основы социальной справедливости. Увеличение имущественной
дифференциации населения и повышение уровня бедности привели к нарушению социального мира и общественного согласия, подорвали веру в будущее миллионов граждан. По экспертным оценкам специалистов, структура российского общества достигла наивысшей точки поляризации. При этом более 70 % населения обладает менее чем 10 % всех накоплений, а 0,2 % - около 100 тысяч домохозяйств - 70 % национального богатства. По такому показателю, как качество жизни, Россия находится на 60-м месте [4].
Реалии экономического развития России свидетельствуют о том, что взятая на вооружение либеральная модель рыночной экономики оказалась неприемлемой и нанесла колоссальный вред стране [5]. Прогрессивная доктрина, согласно которой благополучие всего народа должно быть конечной целью всего развития общества, частной деятельности и государственной политики, осталась нереализованной.
Ю. Львов считает, что современная рыночная экономика «...это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителей, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы» [6].
Основной целью экономики как определенного социального института является удовлетворение потребностей людей. По мнению М.В. Талан, недостижение или неполное достижение цели влечет с неизбежностью появление «теневой» экономики, которая удовлетворяет потребности, не охватываемые легитимной экономикой [7]. В условиях коренных изменений социальноэкономических отношений в переходный период к рынку сложилась ситуация, когда общественные потребности не стали находить реального отражения в структуре и функциях важнейшего социального института - экономики. Все это привело к снижению его роли, к перерождению и трансформации отдельных функций, к утрате ценностных
ориентиров, отвечающих потребностям общества.
Антикоррупционная политика как предмет правового регулирования должна включать:
- определение понятий, целей и принципов антикоррупционной политики;
- охрану прав и свобод человека и гражданина как главную цель такой политики;
- установление приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определение системы субъектов реализации антикоррупционной политики;
- определение компетенции конкретного органа публичной власти, ответственного за реализацию антикоррупционной политики;
- определение и проведение антикоррупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;
- формирование общественного правосознания о недопустимости элементов коррупции в повседневной жизни;
- формирование основ международного сотрудничества в реализации мер по противодействию коррупции.
Приоритетным направлением антикоррупционной политики является предупреждение коррупции. Достижение этой цели связано с необходимостью установления сфер правового регулирования, наиболее подверженных коррупции, а также антикоррупционных стандартов (гарантий, ограничений и запретов), обеспечивающих предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование каждой из этих сфер.
Определяющим фактором построения эффективной системы противодействия коррупции выступает укрепление государственности (рис. 2).
Сферами правового регулирования антикоррупционной политики в РФ необходимо признать следующие: реализацию избирательных прав и права на референдум; деятельность политических партий; государственную и муниципальную службу; службу в
СОКРАЩЕНИЕ КОРРУПЦИИ
Рис. 2. Роль укрепления государственности в противодействии коррупции
коммерческих организациях; службу в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями; особые сферы исполнения полномочий органов государственной власти, в т. ч.: законотворчество, судебную и правоохранительную деятельность, бюджетный процесс, банковскую деятельность, кредитование, эмиссию ценных бумаг, приватизацию государственного и муниципального имущества, государственные закупки, регистрацию и лицензирование видов деятельности, экспертизу, сертификацию товаров и услуг, предоставление и получение международной финансовой и гуманитарной помощи.
Основное дело в России на ближайшие десятилетия - восстановление и развитие страны как ведущей мировой державы, базисом которого должно стать формирование полноценной высокоморальной государственности страны, строгое следование ценностям гуманизма и соблюдения принципов «державности» и величия российского государства.
1. Гегель Г. Конституция Германии // Г. Гегель Политические произведения. М., 1978.
С. 153.
2. Цыганов В., Бородин В., Шишкин Г. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). М., 2004. С. 192.
3. Teobald R. Corruption, Development, and Underdevelopment. Durham, 1990. P. 170-180.
4. Валянский С., Камочинский Д. Понять Россию умом. М., 2000. С. 222.
5. Бабаев В. Экономическая функция как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности Российского государства // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Н. Новгород, 2001. Т. 1. С. 10.
6. Львов Ю. Основы экономики и организации бизнеса. СПб., 1982. С. 7.
7. Талан М. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории и законодательного регулирования. Казань, 2001. С. 8.
Поступила в редакцию 7.07.2008 г.
Belousova N.Y. New Russian statehood as a key element of corruption control system. In the article conditions and preconditions of new Russian statehood making as a necessary condition of formation of effective mechanisms of corruption control are investigated.
Key words: statehood, corruption, state policy of corruption control.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА УСЛУГ В СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ1 Т.В. Блинова, А.Ю. Митрофанов, А.В. Русановский
Основной задачей статьи является прогнозирование доли сектора услуг в структуре занятости населения РФ. Прогноз выполнен для 2010-2020 гг. Основой прогноза является модель, сочетающая в себе цепь Маркова и векторную авторегрессию.
Ключевые слова: секторальная структура экономики, сфера услуг, цепь Маркова, отраслевая и секторальная структура занятости.
Формирование долгосрочных предпосылок экономического развития России сопряжено со структурной перестройкой хозяйственной системы и интенсивным развитием
1 Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 08-02-27214а/В.
сектора услуг. Анализ современной научной литературы свидетельствует о том, что среди исследователей не существует единого подхода к выделению сектора услуг в структуре экономики. Обобщая и систематизируя существующие в отечественной и зарубежной литературе точки зрения, можно выделить несколько подходов.