Научная статья на тему 'НОВАЯ РЕДАКЦИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ'

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
440
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гитолендия Гиоргий Гиаевич

В статье анализируется содержание новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в контексте изменений, касающихся укрепления государственного суверенитета России и содержания ее национальных интересов в условиях динамичных изменений структуры мирового порядка, происходящих в процессе становления многополярного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW EDITION OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the content of the new edition of the National Security Strategy of the Russian Federation in the context of changes related to the strengthening of Russia's state sovereignty and the content of its national interests in the context of dynamic changes in the structure of the world order taking place in the process of becoming a multipolar world.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ РЕДАКЦИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ»

Слово - молодым ученым ^^^^^^^^^^^^^

УДК 321.011; 327

DOI 10.34823/SGZ.2021.5.51692

Г.Г. ГИТОЛЕНДИЯ* аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова

Новая редакция Стратегии национальной безопасности РФ

В статье анализируется содержание новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в контексте изменений, касающихся укрепления государственного суверенитета России и содержания ее национальных интересов в условиях динамичных изменений структуры мирового порядка, происходящих в процессе становления многополярного мира.

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, государственный суверенитет, национальные интересы, международные отношения.

G.G. GITOLENDIYA Postgraduate student of the Faculty of Global Processes Lomonosov Moscow State University

The new edition of the National Security Strategy of the Russian Federation

The article analyzes the content of the new edition of the National Security Strategy of the Russian Federation in the context of changes related to the strengthening of Russia's state sovereignty and the content of its national interests in the context of dynamic changes in the structure of the world order taking place in the process of becoming a multipolar world.

Keywords: national security strategy, state sovereignty, national interests, international relations.

* Гитолендиа Гиоргий Гиаевич, e-mail: gitolendia.g@gmail.com.

Процессы современного мирового развития в настоящее время очень быстро приобретают новые, ранее не существовавшие черты, и отличаются все большей стремительностью и непредсказуемостью. Понятно, что в таких условиях должны меняться и подходы к вопросам обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов Российской Федерации, что и нашло свое отражение в новом государственном документе страны - Стратегии национальной безопасности, утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным своим Указом № 400 от 2 июля 2021 года.

Обновление Стратегии национальной безопасности Российской Федерации законодательно предусмотрено один раз в шесть лет, по истечении которых предполагается более конкретное на данный момент времени определение ее содержания, включая вопросы формулировки стратегий внешней и внутренней политики Российской Федерации, ее национальных интересов и многое другое. Предыдущая редакция Стратегии, как известно, была принята в последний день 2015 г., но растущая динамика изменений в мировой политике, включающая в себя достаточно быстрые сдвиги в структуре современного мирового порядка, а также новые тенденции внутреннего развития России, - все это определяло необходимость ее своевременной корректировки.

Новая Стратегия национальной безопасности РФ, являющаяся одним из основных документов, относящихся к стратегическому планированию развития страны, была призвана определить современные способы и средства обеспечения ее развития и отреагировать на изменения реальных тенденций развития общемирового. Она обеспечивает на основе учета сложившихся на данный момент времени условий внутреннего и внешнего развития России, определение перечня соответствующих стратегических задач.

С принятием каждой новой редакции Стратегии национальной безопасности РФ специалистами всегда всесторонне и подробно анализируется текст документа, а стандартным результатом такого анализа становится выявление того, что сохранилось и что изменилось в его содержании, каковы изменения в формулировках и акцентах по сравнении с документами прошлых лет. И в этом отношении следует отметить, что новый документ характеризуется большей четкостью и конкретностью в отношении формулировок, а также в нем

ощущается заметный сдвиг в сторону более консервативных установок и подходов к проблеме.

Отмечая, что в разделе общих положений новой Стратегии в главном остались неизменными все основные понятия, следует обратить особое внимание на новое положение о «суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления»1. Иными словами, было прямо сказано о том, что в условиях происходящих в настоящее время динамичных изменений структуры мирового порядка Россия будет четко придерживаться курса на самостоятельное и независимое развитие, отстаивая собственные национальные интересы в продолжающемся сложном процессе становления многополярного мира.

В то же время следует также понимать, что само формирование многополярного мира во многом связано с тем, что безвозвратно уходит время господства коллективного Запада во главе с США. Эти силы стремятся как можно сильнее затормозить данный процесс, в частности, посредством внедрения концепции «миропорядка, основанного на правилах». Подобными рода действиями, как отмечал глава российского МИДа С. Лавров, «Запад преследует цель увести дискуссии по ключевым темам в удобные ему форматы, куда несогласных не приглашают».2 Иными словами, в процессе формирующей многополярности современного мира наличие суверенности имеет принципиальное значение, тогда как для мира, основанного на правилах, важным является лишь признание непонятно каким образом утвержденных «правил», которые очень расплывчато сформулированы и могут произвольно меняться, если они не соответствуют текущим интересам мирового гегемона и его союзников.

В новой Стратегии национальной безопасности РФ особо отмечается появление новых центров силы в условиях формирующей многополярности современного мира, а это в це-

1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения 23.07.2021).

2 Лавров С.В. О праве, правах и правилах [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике, 2021, № 4. URL: https://gbbalaffairs.ru/artides/o-prave-pravah-i-pravilah/ (дата обращения 24.07.2021).

лом ведет к значительным изменениям в структуре существующего миропорядка. Причем, специально о развитии процессов формирования полицентричного мира, как было отмечено в прошлой версии Стратегии от 2015 г., не было сказано, возможно потому, что утвердилось мнение о том, что этот процесс будет длится достаточно долгий исторический период, хронологические рамки которого на настоящий момент пока еще трудно определимы. Несмотря на такого рода неопределенность, в новой редакции Стратегии четко говорится о необходимости дальнейшей поддержки стабильности в международных отношениях средствами коллективного многостороннего взаимодействия в рамках ООН при ее координирующей роли, как основного международного института, способного обеспечить решение возникающих проблем в условиях продолжающихся процессов глобализации.

Таким образом, признается, что роль проверенных механизмов межгосударственного взаимодействия не снижается, а сохраняет свое значение в ходе продолжающихся процессов развития и укрепления новых центров экономического роста в мире. Эти процессы сопровождаются и ростом их влияния в международных делах. В результате складывается достаточно позитивная новая геополитическая ситуация, которая создает реальные возможности в решении ряда международных проблем на региональном уровне, без участия внешних сил, в том числе ведущих западных стран, что крайне раздражает последних, поскольку они постепенно утрачивают свои прежние возможности влияния на ход мирового развития.

В то же время для России в рамках обеспечения собственной национальной безопасности возникновение новых центров силы не представляет угрозы. Более того, этот фактор имеет особое значение в смысле появления новых неагрессивных партнеров и потенциальных союзников, которые также, как наша страна, выступают за равноправные межгосударственные отношения на основе взаимного уважения собственного суверенитета, что создает основу для более безопасного мира.

В условиях продолжения процессов глобализации и постепенно формирующей многополярности современного мира перед Россией возникает также естественная необходимость более четкого формулирования собственных национальных интересов на основе укрепления своего государственного суверенитета. И в этом отношении следует обратить внимание

еще на одно наиболее существенное новшество в новой Стратегии - изменение приоритетов в соотношении между внутренним развитием России и проблемами международного характера, что выразилось в сосредоточении основного внимания в сфере национальной безопасности на решении проблем собственного развития. Среди этих проблем на первое место выдвигается задача, обозначенная краткой формулой «сбережение народа России», но которая в своей развернутом виде представляет собой достаточно сложное и многосторонне содержание.

Так что в новой Стратегии, в отличие от предыдущих ее версий, в отношении перечня национальных интересов наблюдается достаточно резкий переход от преобладания внешних ориентиров и приоритетов к выдвижению на первый план проблем собственного развития. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что в руководстве страны осознали невозможность добиться реальных позитивных результатов в поисках компромиссов с западными партнерами России в решении тех общих проблем, которые могли бы способствовать полноценному социально-экономическому развитию своей страны, не говоря уже о сохранении собственной духовной и культурной идентичности.

В отличие от российской стратегии нацбезопасности, переориентированной на решение собственных проблем, американский ее аналог, принятый несколькими месяцами раньше, нацелен на сохранение и продолжение политики активного внешнего давления как на своих противников, так и на союзников. Еще в марте 2021 г. Президент США Дж. Байден в директивной форме представил всему миру так называемую «Промежуточную стратегию национальной безопасности», озаглавленную как «Обновление преимуществ Америки», в которой он отметил следующее: «Мы сталкиваемся с миром растущего национализма, отступающей демократии, растущего соперничества с Китаем, Россией и другими авторитарными государствами...»1. И это «требует от нас осознания и восстановления наших непреходящих преимуществ, а также подхода к миру с позиции уверенности и силы»2.

1 Biden J.R. Renewing America's advantages. Interim National Security Strategic Guidance. The White House. Washington March, 2021, p. 6.

2 Ibid, p. 23.

Таким образом, в своем противодействии растущим центрам силы в современном мире США способны противопоставить лишь «уверенность и силу», которая по Байдену, будет обеспечена модернизацией своего военного потенциала и активизацией сети альянсов Америки, ее партнерских отношений с рядом стран, в число которых входят как официальные союзники, так и многочисленные сателлиты, а также при одновременном лидировании в сфере дипломатии. Но мир, построенный на силе, как показывает история, не может быть устойчивым. Устойчивость может быть достигнута главным образом посредством вовлечения всех субъектов и акторов мировой политики в процессы на основе учета их собственных национальных интересов.

В то же время, высказываемое Дж. Байденом мнение о том, что центральным столкновением нашего времени является борьба между демократической и авторитарной системами правления, кажется подлинным и имеет глубокие последствия для внешней политики и геополитики США1. В Саммите за демократию также примут участие организации гражданского общества со всего мира, которые стоят на переднем крае борьбы за демократию. Сколачиваемый США союз по сути дела явится одним из средств борьбы за сохранение собственного лидерства в мире, которое постепенно ускользает из их рук. И хоть этот процесс может занимать исторически достаточно долгое время, но в его объективной направленности, связанной со снижением роли США в мировых делах уже в настоящее время практически никто в мире не сомневается, прежде всего, в самих Соединенных Штатах.

В отличие от нового курса стратегии национальной безопасности США, сформулированном Дж. Байденом в «Промежуточной стратегии национальной безопасности», новый российский подход, хотя и в чем-то представляющий собой стратегию мобилизации, не содержит в себе каких-либо элементов экспансии. Здесь мы можем наблюдать лишь стремление России к тому, чтобы целенаправленно создавать свое в полной мере суверенное будущее, которое в настоящее время зависит от успехов в развитии национальной экономики в новых технологических условиях, в сохранении и развитии народа

1 Brands H. The Emerging Biden Doctrine. Democracy, Autocracy, and the Defining Clash of Our Time [Electronic resource] // Foreign Affairs. June 29, 2021. Mode of access: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021 -06-29/emer-ging-biden-doctrine (date of access: 21.07.2021)

России как главной ценности государства и общества, а также в сохранении и защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.

Таким образом, в обновленной стратегии подходы России к обеспечению национальной безопасности стали более не только более расширенными и последовательными, но и более жестким, поскольку реальная и полноценная суверенность России требует использования всех необходимых дипломатических и силовых средств в условиях непрекращающихся попыток внешнего давления, в том числе и силового давления.

В тоже время эта жесткость стала естественной реакцией на применяемые против России методы уже не только холодной, сколько гибридной войны, охватывающей все сферы - от экономики до идеологии и культуры. Потому и в новой Стратегии национальной безопасности РФ введен такой компонент, как обеспечение информационной безопасности, который становится особо важным в условиях проникновения новых информационных технологий во все сферы жизни современного общества и расширение возможностей их применения в целях нанесения значительного ущерба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.