Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА И ВОЗРАСТАНИЕ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ СО СТОРОНЫ США'

АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА И ВОЗРАСТАНИЕ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ СО СТОРОНЫ США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
412
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / США / АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочетков Александр Павлович

На основе анализа стратегических внешнеполитических подходов пришедших к власти в США демократов рассматриваются перспективные направления развития российско-американских отношений при новой американской администрации Байдена с точки зрения национальной безопасности России. Акцентируется внимание на сходстве и отличиях политики демократов и республиканцев в этом вопросе. Как показывает настоящее исследование, тотальной конфронтации по всем направлениям развития российско-американских отношений в ближайшие годы ожидать не приходится. Там, где это выгодно, США будут стараться путем переговоров обеспечивать свои интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIDEN ADMINISTRATION AND THE GROWING THREATS TO RUSSIA'S SECURITY FROM THE UNITED STATES

Based on the analysis of strategic foreign policy approaches of the Democrats that came to power in the United States, the article examines the promising directions of the development of Russian-American relations under the new Biden administration in terms of Russia's national security. The article focuses on the similarities and differences between the policies of the Democrats and the Republicans on this issue. As the study shows, we cannot expect a total confrontation in all areas of the development of Russian-American relations in the coming years. Where it is profitable, the United States will try to ensure its interests through negotiations. At the same time, according to the author, in the post-Soviet space, in the most important regions of the world, the United States will take all measures to put pressure on Russia, strengthen confrontation in relations with it in order to prevent the strengthening of Russia's position and influence in the modern world. Under the pretext of fighting for human rights in order to destabilize the domestic political situation and change the political regime, the Biden administration will try to organize a color revolution in our country.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА И ВОЗРАСТАНИЕ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ СО СТОРОНЫ США»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2021. № 61

УДК 321.02

Б01: 10.17223/1998863Х/61/22

А.П. Кочетков

АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА И ВОЗРАСТАНИЕ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ СО СТОРОНЫ США

На основе анализа стратегических внешнеполитических подходов пришедших к власти в США демократов рассматриваются перспективные направления развития российско-американских отношений при новой американской администрации Байдена с точки зрения национальной безопасности России. Акцентируется внимание на сходстве и отличиях политики демократов и республиканцев в этом вопросе. Как показывает настоящее исследование, тотальной конфронтации по всем направлениям развития российско-американских отношений в ближайшие годы ожидать не приходится. Там, где это выгодно, США будут стараться путем переговоров обеспечивать свои интересы.

Ключевые слова: Россия, США, администрация Байдена, российско-американские отношения, национальная безопасность

Введение

Национальная безопасность России, защита нашей страны от внешних угроз во многом зависят от грамотной внешней политики, от умения выстроить партнерские отношения с ведущими мировыми державами, и особенно с США. Отношения России и США оказывают решающее влияние не только на национальную безопасность нашей страны, но и на устойчивость и безопасность всего мирового порядка. При этом Россия должна выстраивать российско-американские отношения исходя, прежде всего, из своих национальных интересов. Сегодня, несмотря на ряд серьезных осложнений, российско-американское сотрудничество необходимо для контроля за нераспространением атомного оружия, предотвращения гонки вооружений на новом технологическом уровне, эффективной борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, для совместного исследования Арктики, мирного освоения космоса, для решения других глобальных проблем.

Российские и зарубежные политологи уделяют значительное внимание российско-американским отношениям. Исследованию этой проблемы посвятили свои работы Д. Дмитриев [1], А. Кортунов [2], А. Кузнецов [3], Е. Кра-совская [4], Т. Лепина [5], А. Тарелин [6], О. Сугак [7], Д. Тренин [8], А. Уткин [9], Найджел Гулд-Дэвис [10], Брайана Клаули [11], Дина Спеклер [12], Брет Стивенс [13], Нэйтан Ходж [14] и др. Вместе с тем перспективы развития российско-американских отношений при новой американской администрации Байдена исследованы недостаточно. Целью данной статьи является анализ стратегии политики администрации Байдена в отношении России и определение угроз национальной безопасности России со стороны США в ближайшие годы.

Многие российские и иностранные эксперты сходятся во мнении, что новое американское руководство во главе Дж. Байденом считает Россию

главным врагом и поэтому станет уделять отношениям с ней первостепенное внимание. Например, Найджел Гулд-Дэвис - старший научный сотрудник по России и Евразии Международного института стратегических исследований убежден: «Ни одна другая страна (как Россия. - А.К.) не угрожает более широкому спектру американских интересов и ценностей, как внешних, так и внутренних» [10]. Он отмечает четыре особенности, которые будут влиять на взаимоотношения России и США.

Во-первых, Россия - единственная страна, способная уничтожить США, и наоборот. Обе страны признают, что их уникальные отношения как двух крупнейших ядерных держав должны рассматриваться с особой осторожностью. Их общая заинтересованность в том, чтобы избежать ядерной войны и, по возможности, дестабилизирующей и дорогостоящей гонки вооружений, вынуждает хотя бы к минимальной степени сотрудничества.

Во-вторых, сегодня российско-американские отношения достигли наихудшей точки с начала 1980-х гг. Россия теперь видит в Соединенных Штатах своего главного противника и стремится бросить вызов американским интересам и ценностям на международной арене.

В-третьих, по мнению Гулд-Дэвиса, Россия, якобы своим вмешательством во внутренние дела США, в частности в президентские выборы 2016 г., попытками дискредитировать нового президента США Дж. Байдена, дестабилизирует политический процесс в США.

В-четвертых, при попустительстве Трампа за последние четыре года США проводили противоречивую политику в отношении России. С одной стороны, Трамп отказывался критиковать Россию за ее действия, с другой -Конгресс настаивал на решительных действиях в ответ на агрессивную политику России [10].

Из этих четырех фактов, считает Гулд-Дэвис, вытекают четыре следствия. Во-первых, продление договора СНВ-3 на какой-то срок лишь отсрочит, а не решит проблему предотвращения новой гонки вооружений. Поддержание стратегической стабильности в любом случае будет представлять собой растущую проблему по мере разработки и развертывания гиперзвукового оружия нового поколения. Необходим диалог России и США по мерам укрепления доверия - как минимум для обеспечения деконфликтации на таких театрах военных действий, как Сирия.

Во-вторых, для противодействия России администрация Байдена попытается восстановить прежние альянсы и институты. Политика по конкретным вопросам будет меняться в нежелательных для России направлениях, в частности на Украине, которую, по словам Байдена, сделает приоритетной.

В-третьих, администрация Байдена, в отличие от Трампа, создаст независимую, беспартийную комиссию для изучения и борьбы с российской угрозой политическому процессу США. С этой целью будут реформированы внутренние институты и практика США.

Аналогичным образом Соединенные Штаты будут стремиться реформировать внутреннюю практику - как в США, так и в других странах. Кроме того, полагает Гулд-Дэвис, новая администрация согласует новые международные нормы, препятствующие отмыванию коррупционных денег через западные страны с помощью подставных компаний, анонимного бенефициар-

ного владения и связанной с этим практики, что настроит крупный бизнес в России против власти.

В-четвертых, даже если победа Байдена не принесет демократам большинства в обеих палатах Конгресса, в ближайшее время произойдет переход к более бескомпромиссной политике в отношении России со стороны демократов и республиканцев в Конгрессе [10].

Другой эксперт, директора московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, справедливо полагает, что администрация Байдена продолжит политику Трампа, который, вопреки широко распространенному мнению, не разрушил Североатлантический альянс и не был сторонником России. Именно при Трампе были введены самые жесткие санкции против нашей страны, НАТО продолжило расширяться на востоке, а Америка сохранила статус ключевого центра принятия решений в НАТО [1, 8].

Можно согласиться с рядом положений, высказанных данными экспертами. Действительно, Байден сформировал опытную команду, хорошо знающую Россию и настроенную в основном антироссийски. Это Энтони Блин-кен, госсекретарь США; Джейк Салливан, советник по национальной безопасности; Эврил Хейнс, директор ЦРУ; Виктория Нуланд, заместитель государственного секретаря по политическим вопросам; Андреа Кендалл-Тейлор, старший директор по делам России и Центральной Азии; Кэтлин Хикс, первая женщина-заместитель главы Пентагона; Шанти Калатил, координатор по правам человека и демократии, и др. [15, 16].

По нашему мнению, в противовес администрации Трампа новое политическое руководство США не станет выделять Китай как главную для себя угрозу, а, скорее, будет в равной степени проводить политику сдерживания и противоборства в отношении России и Китая. При этом давление на Россию при новой администрации значительно возрастет, так как в отличие от своего предшественника Байден и те финансово-политические круги, которые стоят за ним, считают Россию главным геополитическим конкурентом, от которого исходит угроза американскому гегемонизму в современном мире. Поэтому США в ближайшем будущем попытаются инициировать новые и реанимировать старые конфликты по всему периметру российских границ, чтобы создать вокруг России зону постоянных угроз и нестабильности, заставить ее заниматься исключительно нейтрализацией этих угроз, отвлекая внимание от решения наиболее важных внутренних, социально-экономических и международных проблем. Так, по мнению Брайана Клаули, еще будучи вице-президентом в администрации Обамы, Байден был одним из главных сторонников так называемой Европейской инициативы сдерживания, специально предназначенной для наращивания военного присутствия США и НАТО вокруг границ России. Этого подхода, как полагает Клаули, он будет придерживаться и будучи президентом США [11]. Таким образом, Байден и его сторонники попытаются ослабить влияние России в решении главных мировых проблем. На постсоветском пространстве новая администрация США и Россия будут противостоять друг другу, прежде всего, на Украине, в Беларусии и Грузии. Безусловно, в среднесрочной перспективе Россия будет помогать Белоруссии как своему союзнику в создании жизнеспособной политической системы и преодолении социально-экономического кризиса, что вызовет негативную реакцию администрации Байдена, которая продолжит поддержку

белорусской оппозиции с целью свержения режима Лукашенко посредством «цветной» революции.

Анализ развития ситуации на постсоветском пространстве указывает на возможность возрастания кризисных процессов в СНГ, которые пройдут в результате расширения масштабов вмешательства США во внутренние дела постсоветских республик. На Украине продолжится падение рейтинга Зеленского, увеличится риск возобновления войны на Донбассе и ухудшится экономическое положение населения и бизнеса. В результате усилится война олигархических кланов и их противостояние попыткам США накинуть на них узду, что, возможно, даст новый импульс сепаратистским тенденциям в регионах. Так, вполне вероятно возрастание угрозы венгерского сепаратизма в Закарпатье по аналогии с Донбассом. Все это вместе с отказом Украины от нейтрального статуса, а значит и от гарантий России и США по поддержанию этого статуса, только ослабляет украинскую государственность и возникает реальная угроза распада страны.

Для подрыва системы безопасности России в Крыму Западом будут использоваться гибридные методы - информация, военное давление, развед-операции и диверсии, экономика, энергетика, дипломатия. Для борьбы США с Россией на Черном море кроме Болгарии, Румынии и Турции будут привлечены Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия.

Однако в отношении Донбасса и Крыма новая администрация США заинтересована скорее не в эскалации, а в поддержании напряжения вокруг конфликтов в этих регионах. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что, увеличивая санкционное давление на Россию из-за Крыма и Донбасса, США не будут переходить линии, из-за которых возможна существенная эскалация конфликта в этом регионе. Они будут участвовать в переговорах по поводу Донбасса и Крыма, но не более того [4].

Вместе с тем России нужно быть готовой к использованию против нее проблемы Приднестровья, поскольку последнее окружено недружественными государствами и легко может быть заблокировано невоенными методами, активировать которые США могут путем непубличных договоренностей. В этом случае Киев и мировая общественность должны знать, что Россия считает себя вправе проложить в небе над Одесской областью гуманитарный воздушный коридор, в функционирование которого никому лучше не вмешиваться.

В прошедшие годы США не удалось подавить Россию санкциями и гонкой вооружений. Поэтому прежний механизм санкций, работавший с 2014 по 2020 г., в 2021 г. будет расширен и видоизменен. В этом отношении в США могут действовать по плану, включающему в себя следующие шаги:

1. Начать мощную пропагандистскую кампанию под девизом «80 лет лендлизу». Пропаганда будет развернута через сеть городов-побратимов в России. Цель кампании - закрепить в массовом сознании россиян решающую роль США в советской победе над гитлеровской Германией.

2. Усилить работу с российской молодежью в направлении пропаганды свободы собраний и оппозиционной активности через грантовые программы для натаскивания оппозиционных лидеров и продвижения «американских свобод» в различных социальных сегментах - женщины, этнические меньшинства, инвалиды, бедные, так называемые «россияне в зоне риска» - в об-

щем, все потенциально проблемные и недовольные социальные группы. Программа так и называется: «Делясь Америкой с Россией».

3. Под предлогом «облегчить доступ молодежи к информации» развивать тему «Медиа и информация в России» с целью сбора компромата под видом журналистских расследований и ведения пропаганды в интернете.

4. Развивать грантовую программу «Одна планета» - о вреде освоения Арктики, помощи глубоководным животным и народам Севера и т.д., как средство борьбы с конкурентами.

5. Всячески пропагандировать проект «Америка работает в России», в котором будут широко рекламироваться позитивная деятельность американских университетов и вклад ТНК в развитие экономики России.

6. Через раскрутку темы «Угроза русских ядов» формировать имидж России как страны-отравителя. Для этого привлечь в странах СНГ как можно больше авторов, пишущих о случаях отравления российскими властями оружием массового поражения людей, аналогично историям со Скрипалями и Навальным. Оказывать давление на политиков стран, где размещены американские химико-биологические лаборатории, с целью обвинения России в попытках нарушить работу биолабораторий в Восточной Европе. Под видом усиления работы по определению ядов развить подразделения по их разработке и применению.

Под прикрытием заявления Госдепартамента США об уверенности в том, что у России есть секретные химико-биологические военные программы, потребовать от фармацевтических компаний прекратить поставки в Россию химических субстанций-прекурсоров, патогенов и технологий двойного фармацевтического назначения [17].

Весьма вероятно, что антироссийские пиар-компании будут носить глобальной характер и станут проводиться в Европе, Азии и Африке с целью не только сдерживания России и расширения американского влияния, но и создания поводов для введения против России новых санкций. В настоящее время на Ближнем Востоке происходит перегруппировка сил и дальнейший ход событий во многом будет определяться противостоянием Израиля и Ирана. Израильская сделка с Саудовской Аравией способствует укреплению отношений Ирана и Китая, что может привести к усилению противостояния в Сирии между Россией и США с участием Израиля и Турции. Для России ситуация осложнится изменением политики Турции в отношении проливов. Порт Тартус так не был передан России в долгосрочную аренду.

Новая администрация США не будет препятствовать развитию некоторых процессов, импульс которым дала администрация Трампа. Так, например, американский ВПК успешно конкурирует с Россией на рынке ВТС; ТЭК нейтрализует ряд российских инициатив с помощью санкций и прочего.

Что касается антироссийских санкций со стороны США, то они наверняка будут видоизменяться, усиливаться, станут более точечными, направленными против высшего политического руководства России. Наиболее очевидно появление новых ограничений по таким принципиальным для команды Байдена вопросам, как нарушение прав человека и продвижение интересов России на постсоветском пространстве.

Велика вероятность того, что новые ограничения затронут «Северный поток-2», что даст возможность США доказать всему миру, что они продол-

жают контролировать мировую арену. По мнению директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, несмотря на большие финансовые выгоды проекта для ФРГ, Германия и Америка могут достигнуть компромисса, по которому данный проект либо не будет завершен, либо не будет функционировать [1].

Вместе с тем можно лишь частично согласиться с директором Российского совета по международным делам Андреем Кортуновым, который уверен, что Байден не будет усиливать санкции в отношении России, поскольку жесткие ограничения для российского нефтегаза по примеру Ирана или вытеснение России из мировой финансовой системы создают слишком большие политические и экономические риски для самих США [1, 2]. Санкции слишком выгодный для США инструмент, чтобы не воспользоваться им против России в тех областях, которые существенно не затрагивают американские интересы. Конечно, тотальной экономической войны между Россией и США не будет еще и потому, что у новой американской администрации есть вопросы, такие как договоры о сокращении вооружений и стратегической безопасности и заключение новой ядерной сделки с Ираном, по которым она хотела бы активизировать сотрудничество с Россией.

Тем не менее России необходимо приготовится к долгой игре в «санкции-контрсанкции» и проводить самостоятельную эффективную экономическую политику, которая включала бы реальные процессы импортозамещения, формирование конкурентной среды на внутреннем рынке, в том числе - ТЭК, конвертирование рубля с привязкой его к золотому стандарту или к совокупности природных богатств России. И, наконец, России необходимо дать юридическую оценку распаду СССР и предъявить претензии к бывшим его республикам, отказавшихся выплачивать союзную внешнюю задолженность.

Эффект от введения санкций, по нашему мнению, не даст США желаемых результатов и приведет к полному или частичному разрушению международных институтов (ВТО, системы коллективной безопасности, ООН). Поэтому наши «западные партнеры» будут изыскивать иные способы воздействия на Россию, более эффективные, чем санкции. Вполне вероятно, речь пойдет о «внешнем локдауне», вернее - попытке его осуществить (отключение SWIFT, нефтяное и газовое эмбарго, запрет отдельных категорий товаров и даже «закрытие западных рынков» для России).

В то же время американская правящая элита не может не признавать необходимости сотрудничества с Россией в вопросах контроля над вооружением. Контроль над вооружением необходим: доверие между США и Россией кануло в лету, и наши страны вышли из соглашений, предназначенных для сокращения риска военных ошибок, способных привести к апокалиптическим последствиям [14].

Команда Байдена и хотела бы ввести новые санкции, но она вынуждена была пойти на продление договора СНВ-3, так как этот договор американцам нужен, пока экономика США как минимум не оправилась от пандемии. В условиях значительного падения американской экономики из-за пандемии у США нет денег на модернизацию ядерного потенциала после выхода из СНВ-3. Согласно сентябрьскому докладу 2020 г. бюджетного управления конгресса, выход из этого договора обойдется Америке почти в 500 млрд долларов на протяжении 10 лет [18].

Такого же мнения придерживается профессор политологии Блумингтон-ского университета Индианы Дина Спеклер, которая выразила уверенность, что после продления договора СНВ-3 Россия и США продолжат переговоры о новом договоре, а также будут обсуждать иранскую ядерную программу. Иран будет одним из приоритетов американской внешней политики, где взаимодействие с Россией также неизбежно [12].

Однако вопрос, который действительно является для администрации Байдена первостепенным в отношениях между США и Россией, касается внутренней политики последней. По мнению Брета Стивенса, обозревателя The New York Times, Джо Байден во внешней политике сделает ставку на диссидентов, так как диссиденты стратегически важны для США для продвижения американского понимания демократии в мире и укрепления через такой подход внешнеполитических позиций, морального лидерства США [13].

Поэтому несомненно активизируется работа новой американской администрации с российскими НКО, направленная на то, чтобы усилить противостояние российского гражданского общества. Стратегически новая американская администрация сделает ставку на мягкую силу, попытается путем массированной пропаганды изменить враждебный образ США в глазах российской общественности, внушив ей мысль, что США является последовательным защитником прав человека, для обеспечения которых и вводятся американские санкций против России. Администрация Байдена организовала широкомасштабную пропагандистскую кампанию не только в США, но и во многих странах мира, с целью оказать давление на власти России и добиться освобождения Навального, стремясь представить его арест не просто как нарушение прав человека, а оскорбление российского народа, который хочет, чтобы его голос услышали [14].

Заключение

Проведенное исследование показало, что стратегически Россия постоянно будет оставаться в поле зрения новой администрации США. Учитывая планы Байдена, отношения с Россией, с одной стороны, так и останутся кон-фронтационными, а с другой - может возобновиться диалог по некоторым общим для двух стран вопросам, решение которых в настоящее время выгодно США. Политика Байдена в отношении России будет сочетать в себе черты сотрудничества и конфронтации.

Тем не менее новая американская администрация усилит давление на Россию по линии прав человека; ужесточит под различными предлогами санкции, особенно в сфере экономики; будет поддерживать, и раздувать конфликты по всему периметру наших границ, создавая постоянную угрозу российской национальной безопасности; предпримет попытку организовать в нашей стране очередную «цветную» революцию. Все это диктует необходимость усиления внимания политического руководства России вопросам национальной безопасности, решение которых приобретает сегодня первостепенное значение.

Литература

1. Дмитриев Д. «США ждет перезагрузка». Эксперты из России и США - о приоритетах администрации Байдена. 2021. URL: https://news.rambler.ru/conflicts/45671601/?utm_con-tent=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 26.05.2021).

2. Kortunov А. Thriteen Points on Joe Biden and Russia. 2020. URL: https://russian-council.ru/en/analytics-and-comments/analytics/thirteen-points-on-joe-biden-and-russia/ (accessed: 26.05.2021).

3. Кузнецов А.А. Ядерная политика США в 2009-2016 гг. : дис. ... канд. истор. наук. М., 2019. 270 с.

4. Красовская Е. При президентстве Байдена ситуация на Донбассе не изменится. 2021. URL: https://golos.ua/news/ekspert-rasskazal-kak-prezydentstvo-bajdena-povlyyaet-na-uregulyrova-nye-konflykta-na-donbasse/ (дата обращения: 26.05.2021).

5. Лепина Т.В. Российский вектор внешней политики США в контексте избирательного сотрудничества : дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 182 с.

6. Тарелин А.А. Подходы политико-академического сообщества США к отношениям с Россией в начале XXI века : дис. ... канд. полит. наук. М., 2012. 210 с.

7. Сугак О.А. Формирование и развитие внешней политики США в отношении России : 1991-2008 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2015. 300 с.

8. Trenin D. Joe Biden's foreign policy and Russia. 2020. URL: https://russiancouncil.ru/ en/analytics-and-comments/comments/joe-biden-s-foreign-policy-and-russia/ (accessed: 26.05.2021).

9. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М. : Логос, 2000. 270 с.

10. Nigel Gould-Davies. Russia Policy Priorities for a Biden Presidency. 2020. URL: https://www.themoscowtimes.com/2020/10/30/russia-policy-priorities-for-a-biden-presidency-a71885

11. Cloughley B. Biden, Europa and no prospect of detente with Russia.2020. URL: https://www. strategic-culture.org/news/2020/11/17/biden-europe-no-prospect-of-detente-with-russia/ (accessed: 26.05.2021).

12. Expert names main directions of US foreign policy under Biden. 2021. URL: https://en.news-front.info/2021/01/25/expert-names-main-directions-of-us-foreign-policy-under-biden/ (accessed: 26.05.2021).

13. StephensB. Dissidents First: A Foreign Policy Doctrine for the Biden Administration. 2021. URL: https://www.nytimes.com/by/bret-stephens (accessed: 26.05.2021).

14. Ходж Н. Путин для Байдена - это головная боль размером с Россию. 2021. URL: https://inosmi.ru/politic/20210125/248973825.html (дата обращения: 26.05.2021).

15. How Biden era could kickstart coordinated approach to Russia. 2021. URL: https://www.thegu-ardian.com/us-news/2021/jan/18/how-biden-era-could-kickstart-coordinated-approach-to-russia

16. Ким В. Почти вся команда Джо Байдена перед назначением проходила собеседование у Джорджа Сороса. 2021. URL: https://www.eg.ru/politics/1025279-pochti-vsya-komanda-djo-bay-dena-pered-naznacheniem-prohodila-sobesedovanie-u-djordja-sorosa/ (дата обращения: 26.05.2021).

17. Итоги 2020 года: все только начинается. 2021. URL: https://russtrat.ru/analytics/8-yanvarya-2021-0036-2634

18. Американист спрогнозировал политику администрации Байдена в отношении РФ. 2021. URL: https://iz.ru/1114390/2021-01-21/amerikanist-sprognoziroval-politiku-administratcii-baidena-v-otnoshenii-rf (дата обращения: 26.05.2021).

Alexander P. Kochetkov, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation).

E-mail: apkoch@mail.ru

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2021. 61. pp. 216-224.

DOI: 10.17223/1998863Х/61/22

THE BIDEN ADMINISTRATION AND THE GROWING THREATS TO RUSSIA'S SECURITY FROM THE UNITED STATES

Keywords: Russia; United States; Biden administration; Russian-American relations; national security

Based on the analysis of strategic foreign policy approaches of the Democrats that came to power in the United States, the article examines the promising directions of the development of Russian-American relations under the new Biden administration in terms of Russia's national security. The article focuses on the similarities and differences between the policies of the Democrats and the Republicans on this issue. As the study shows, we cannot expect a total confrontation in all areas of the development of Russian-American relations in the coming years. Where it is profitable, the United States will try to ensure its interests through negotiations. At the same time, according to the author, in the post-Soviet space, in the most important regions of the world, the United States will take all measures to put pressure on Russia, strengthen confrontation in relations with it in order to prevent the

strengthening of Russia's position and influence in the modern world. Under the pretext of fighting for human rights in order to destabilize the domestic political situation and change the political regime, the Biden administration will try to organize a color revolution in our country.

References

1. Dmitriev, D. (2021) "SShA zhdet perezagruzka". Eksperty iz Rossii i SShA - o prioritetakh administratsiiBaydena ["The United States is waiting for a reset". Experts from Russia and the United States about the priorities of the Biden administration]. [Online] Available from: https://news.rambler.ru/conflicts/45671601/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&ut m_source=copylink (Accessed: 26th May 2021).

2. Kortunov, A. (2020) Thriteen Points on Joe Biden and Russia. [Online] Available from: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/thirteen-points-on-joe-biden-and-russia/ (Accessed: 26th May 2021).

3. Kuznetsov, A.A. (2019) Yadernaya politika SShA v 2009-2016 gg. [Nuclear policy of the USA in 2009-2016]. History Cand. Diss. Moscow.

4. Krasovskaya, E. (2021) Pri prezidentstve Baydena situatsiya na Donbasse ne izmenitsya [Under Biden's presidency, the situation in the Donbas will not change]. [Online] Available from: https://golos.ua/news/ekspert-rasskazal-kak-prezydentstvo-bajdena-povlyyaet-na-uregulyrova-nye-konflykta-na-donbasse (Accessed: 26th May 2021).

5. Lepina, T.V. (2010) Rossiyskiy vektor vneshney politiki SShA v kontekste izbiratel'nogo sotrudnichestva [Russian vector of US foreign policy in the context of electoral cooperation]. Political Science Cand. Diss. Moscow.

6. Tarelin, A.A. (2012) Podkhody politiko-akademicheskogo soobshchestva SShA k otnosheni-yam s Rossiey v nachale XXI veka [Approaches of the US political and academic community to relations with Russia in the early 21st century]. Political Science Cand. Diss. Moscow.

7. Sugak, O.A. (2015) Formirovanie i razvitie vneshney politiki SShA v otnoshenii Rossii: 19912008 gg. [Formation and development of the US foreign policy towards Russia: 1991-2008]. History Cand. Diss. Krasnodar.

8. Trenin, D. (2020) Joe Biden's foreign policy and Russia. [Online] Available from: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/comments/joe-biden-s-foreign-policy-and-russia (Accessed: 26th May 2021).

9. Utkin, A.I. (2000) Amerikanskaya strategiya dlya XXI veka [American Strategy for the 21st Century]. Moscow: Logos.

10. Gould-Davies, N. (2020) Russia Policy Priorities for a Biden Presidency. [Online] Available from: https://www.themoscowtimes.com/2020/10/30/russia-policy-priorities-for-a-biden-presidency-a71885

11. Cloughley, B. (2020) Biden, Europa and no prospect of detente with Russia. [Online] Available from: https://www.strategic-culture.org/news/2020Z11/17/biden-europe-no-prospect-of-detente-with-russia/ (Accessed: 26th May 2021).

12. En.news-front.info. (2021) Expert names main directions of US foreign policy under Biden. [Online] Available from: https://en.news-front.info/2021/01/25/expert-names-main-directions-of-us-foreign-policy-under-biden/ (Accessed: 26th May 2021).

13. Stephens, B. (2021) Dissidents First: A Foreign Policy Doctrine for the Biden Administration. [Online] Available from: https://www.nytimes.com/by/bret-stephens (Accessed: 26th May 2021).

14. Hodge, N. (2021) Putin for Biden is a headache the size of Russia. [Online] Available from: https://inosmi.ru/politic/20210125/248973825.html

15. Wintour, P. (2021) How Biden era could kickstart coordinated approach to Russia. [Online] Available from: https://www.theguardian.com/us-news/2021/jan/18/how-biden-era-could-kickstart-coordinated-approach-to-russia

16. Kim, V. (2021) Almost all of Joe Biden's team was interviewed by George Soros before his appointment. [Online] Available from: https://www.eg.ru/politics/1025279-pochti-vsya-komanda-djo-baydena-pered-naznacheniem-prohodila-sobesedovanie-u-djordja-sorosa/ (Accessed: 26th May 2021).

17. Russtrat.ru. (2021) Itogi 2020 goda: vse tol'ko nachinaetsya [Results of 2020: everything is just beginning]. [Online] Available from: https://russtrat.ru/analytics/8-yanvarya-2021-0036-2634

18. Izvestiya. (2021) Amerikanist sprognoziroval politiku administratsii Baydena v otnoshenii RF [Americanist predicted the Biden administration's policy towards the Russian Federation]. [Online] Available from: https://iz.ru/1114390/2021-01-21/amerikanist-sprognoziroval-politiku-administratcii-baidena-v-otnoshenii-rf (Accessed: 26th May 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.