Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1
УДК 327
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran12021716 Сергей РОГИНКО
«КЛИМАТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ» БАЙДЕНА И ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Аннотация. Предмет статьи - возможности перехода лидирующей роли от Евросоюза к США по линии глобальных усилий в области изменения климата в свете политических инициатив новой администрации США. Автор подробно разбирает основные положения климатической политики администрации Байдена и анализирует влияние этой политики на характер ведущихся переговоров по Парижскому соглашению. Выявлены принципиально новые моменты: постановка климатической повестки во главу угла национальной внутренней и внешней политики и политики безопасности США. Исследуются организационные нововведения и управленческие решения, внедряемые администрацией Байдена для реализации климатической политики нового типа, показана их связь с кадровыми изменениями в администрации и руководстве ведущих федеральных министерств и ведомств, резко повысивших климатические компетенции руководящих сотрудников. Проводится сопоставление новых обязательств ЕС и предполагаемых обязательств США в рамках Парижского соглашения на период до 2030 г. Даётся прогноз направлений наибольшей активности США на переговорах в рамках Парижского соглашения и связанных с этим рисков и вызовов для России. Предлагаются возможные ответные меры с российской стороны.
Ключевые слова: выбросы парниковых газов, климатическая политика, Парижское соглашение, Рамочная Конвенция ООН, изменение климата, РКИК ООН, Межправительственная Группа экспертов, МГЭИК, исполнительный указ, нормы карбоноёмкости.
Разворот Америки лицом к климатической повестке с приходом администрации Байдена был желательным для Евросоюза шагом; сенсацией для давно ожидавшей этого Европы он не стал и стать не мог по причине полной предсказуемости позиции Демократической партии в данном вопросе. Последняя была исчерпывающе изложена в предвыборной партийной платформе (2020 Democratic Party Platform), которая предусматривала не только «немедленное возобновление участия в Парижском соглашении», но и «полную интеграцию темы изменения климата в нашу внешнюю политику и национальную стратегию безопасности». И даже «восстановление глобального климатического лидерства США»1.
Впрочем, по части климатического лидерства США возникают вопросы: непонятно, что, собственно, демократы собрались восстанавливать. До сих пор Америка в глобальном климатическом сообществе была скорее «беспечным ездоком», который то присоединялся к общим конструкциям, то выходил из них, когда вздумается. Обычно итерации «вход-выход» совпадали со сменами администрации: демократы «входили» (Киотский протокол при Б. Клинто-
© Рогинко Сергей Анатольевич - кандидат экономических наук, руководитель Центра экологии и развития Отдела экономических исследований ИЕ РАН; профессор, директор Института мировой экономики и международных финансов Финансового Университета при Правительстве РФ. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 24.02.2021.
1 Party Platform. 2020 Democratic Party Platform. URL: https://democrats.org/where-we-stand/party-platform/combati ng-the-dimate-crisis-and-pursuing-environmental-justice/ (дата обращения 24.02.2021).
не, Парижское соглашение при Обаме и Байдене) - республиканцы «выходили» (Киотский протокол при Дж. Буше-мл., Парижское соглашение при Д. Трампе). Последняя случилась в 2017 г., когда Трамп объявил о выходе из Соглашения со словами «меня избрали представлять граждан Питтсбурга, а не Парижа»1. Процедура выхода стартовала 4 ноября 2017 г. и длилась целых три года (в полном соответствии с нормами), завершившись буквально сразу после президентских выборов - 4 ноября 2020 г.
То, что США недолго пробудут вне глобальной климатической конструкции, стало ясно сразу после инаугурации нового президента. В своём Twitter Байден написал: «Мы сегодня сталкиваемся с совмещающимися кризисами: COVID-19, вызванный им экономический кризис, изменение климата и расовое неравенство. Сегодня президент Байден предпринял действия с целью борьбы с этими вызовами»2.
Слова у него не разошлись с делом: сразу после инаугурации он подписал указ (executive order), обязывающий администрацию присоединить США к Парижскому климатическому соглашению. Тем самым запущена процедура, предполагающая возврат Штатов в статус полноправной Стороны Соглашения к 19 февраля 2021 г. США на своём примере подтвердили тот факт, что в Парижское соглашение вступить легко - выйти из него значительно трудней.
Реакция основных глобальных игроков на этот шаг также была вполне ожидаема. Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш заявил: «Я тепло приветствую решение президента Бай-дена вновь вступить в Парижское соглашение по климату и присоединиться к растущей коалиции правительств, городов, государств, предприятий и людей, борющихся с климатическим кризисом»3. К похвалам генсека присоединились лидеры многих стран, в общем хоре которых особенно выделялись президент родины Парижского соглашения - Франции - Э. Мак-рон и премьер-министр Великобритании Б. Джонсон - страны, где в ноябре 2021 г. в Глазго должна пройти Конференция сторон Соглашения (COP26).
Ещё два указа, подписанные тогда же, 20 января, касались главных мишеней климатической политики демократов - нефтегазового бизнеса: были отозваны разрешения на прокладку нефтепровода Keystone XL и введён временный мораторий на аренду территории для добычи нефти и газа в Арктическом национальном заповеднике дикой природы. Кроме этого, Байден поручил федеральным агентствам полностью пересмотреть и отменить все федеральные нормы и правила регулирования, введённые администрацией Трампа, которые так или иначе касаются вопросов изменения климата. Таких экологических норм, подпадающих под новую «регуляторную гильотину», насчитывается более 100.
«День климата» в Белом доме
Но этим дело не ограничилось: ровно через неделю, 27 января 2021 г. Байден выступил с новой масштабной серией инициатив, убеждающих в том, что его команда по своим климатическим амбициям готова превзойти все предшествовавшие администрации демократов вместе взятые. Объявив эту дату «днём климата в Белом Доме», Байден использовал прин-
„4
ципиально новую лексику: изменение климата названо «экзистенциальной угрозой» .
1 Harrabin R. Paris Agreement: Trump confirms US will leave climate accord. BBC. 24.10.2019. URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-50165596 (дата обращения 24.02.2021).
2 Joe Biden. Twitter. URL: https://twitter.com/joebiden (дата обращения 24.02.2021).
3 Генсек ООН приветствует решение США вернуться в Парижское соглашение по климату. ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10510335 (дата обращения 24.02.2021).
4 Remarks by President Biden Before Signing Executive Actions on Tackling Climate Change, Creating Jobs, and Restoring Scientific Integrity. The White House. 27.01.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-rem arks/2021/01/27/remarks-by-president-biden-before-signing-executive-actions-on-tackling-climate-change-creating-jobs -and-restoring-scientific-integrity/ (дата обращения 24.02.2021).
Правда, обоснование экзистенциальности оказалось не самым удачным: он сослался на прошлогодние лесные пожары в Калифорнии, которые сожгли более 5 тыс. акров; эта площадь, по мнению Байдена, «примерно равна размеру всего штата Нью-Джерси»1. Более свежие примеры, такие, как начавшиеся в конце января морозы и снежные заносы в Аризоне и Техасе, были почему-то проигнорированы. Никто не обратил внимания и на странную игру цифрами в речи президента: площадь гарей, оказалась завышена более чем в 1 тыс. раз (разница между 5 тыс. акров и реальной площадью штата Нью-Джерси). Не вспомнился и тот очевидный факт, что главной причиной возгораний в Калифорнии были объекты энергетической инфраструктуры, на содержании которых местный оператор - Pacific Gas & Electric -экономил десятилетиями. Впрочем, Байдена можно понять: агитировать за борьбу с потеплением, когда страна замерзает - задача непростая, требующая нестандартных решений, выходящих за пределы традиционной логики.
Такое специфическое обоснование, тем не менее, дало старт небывалой перемене в американской политике: Байден провозгласил «общегосударственный подход к тому, чтобы поставить изменение климата в центр нашей внутренней, национальной безопасности и внешней политики». Тем самым климатической повестке дан сверхвысокий статус и приоритет над остальными направлениями деятельности администрации США.
И этот статус предусматривается не только на словах: указы, подписанные Байденом, подкреплены соответствующим организационным и финансовым потенциалом. Степень проработанности этих документов позволяет говорить о серьёзной компетенции их составителей в вопросах государственного управления; фактически в них сформированы новые, «климатические» вертикали и горизонтали власти, прописан новый «климатический» функционал действующих структур и новых формирований.
Климатический менеджмент и климатические менеджеры
Прежде всего, стоит назвать учреждённое 27 января 2021 г. Управление внутренней климатической политики (Climate Policy Office) при Администрации Президента, которое наделено неординарными по объёму правами и функциями; оно:
• координирует процесс выработки внутренней климатической политики;
• консультирует Президента по данным вопросам;
• обеспечивает соответствие решений и программ внутренней климатической политики
заявленным президентом целям и эффективное их достижение;
• контролирует выполнение внутренней повестки Президента в области климатической
2
политики .
Согласно указу от 27.01.2021 г., Управление климатической политики имеет штат, возглавляемый Помощником Президента и Национальным советником по климату (National Climate Advisor), и включает заместителя помощника Президента и заместителя Национального советника по климату. Управлению дан карт-бланш на набор любого количества персонала и выделение объёма финансирования и иной помощи, которая потребуется для решения поставленных перед ним задач. Всем федеральным органам и учреждениям вменено в обязанность сотрудничать с Управлением и предоставлять ему ту информацию, поддержку и помощь, которую оно может запросить3.
1 Ibid.
2 Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad. The White House. 27.01.2021. URL: https:// www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/27/executive-order-on-tackling-the-climate-crisis-at-ho me-and-abroad/ (дата обращения 24.02.2021).
3 Ibid.
Такая организация недвусмысленно обозначает «сквозной» подход в продвижении климатических приоритетов, целей и задач в процессы целеполагания и исполнения задач на уровне всех государственных институтов и структур, регулирующих внутреннюю экономическую, социальную и экологическую политику Америки.
Руководить Управлением поручено Джине Маккарти, возглавлявшей при Обаме EPA (Агентство по охране окружающей среды) и названной Байденом «одним из самых выдающихся климатических лидеров Америки»1. Она же получит дополнительный статус Национального советника по климату при президенте и возглавит Национальную целевую группу по климату, состоящую из руководителей практически всех ведущих министерств США, функционал которой - «обеспечить общегосударственный подход к климатическому кризису» . Ожидается, что на должность заместителя помощника Президента и заместителя Национального советника по климату будет назначен Али Заиди - в настоящее время главный советник по климату мэрии Нью-Йорка. Не менее ангажированным с точки зрения климатической повестки выглядит и остальной состав команды Байдена, который уместно квалифицировать как «самый климатический» за всю историю США. Такой концентрации специфической «климатической компетенции» ведущих функционеров Белый дом ещё не видел. Пройдёмся по ключевым фигурам.
Номинантом Байдена на пост главного профильного ведомства - Агентства по охране окружающей среды (EPA) стал Майкл Реган - чернокожий экологический активист, занимающий малозначимый пост регионального директора экологического НПО Environmental Defense Fund в Северной Каролине. Реган имеет стаж работы в ЕРА, где он трудился при администрациях Клинтона и Буша-мл. Дальнейший его опыт ограничен традиционными видами деятельности, характерными для НПО «климатического» профиля, к которым, безусловно, относится Environmental Defense Fund. Его, несомненно, можно назвать пассажиром новейшего «политкорректного» социального лифта, понимающего, кому и за что он обязан возвышению. И если уровень его компетенции вызывает вопросы, то по его ангажированности и решимости проводить руководящую линию вопросов не возникает.
Не возникает таких вопросов и по поводу Дженнифер Грэнхолм - номинантки Байдена на должность министра энергетики - ведомства, как минимум, не меньшего по значимости с точки зрения климатической политики, чем ЕРА. Будучи губернатором Мичигана с 2003 по 2011 гг., Грэнхолм добилась федерального финансирования в размере 1,35 млрд долл. для компаний, производящих в её штате электромобили и аккумуляторы для них. После отставки с поста губернатора Грэнхолм ожидаемо получила другой - в совете директоров компании «Протерра Инкорпорейтед»3, производителя электромобилей. Уже известно, что, уходя в министерство, Дж. Грэнхолм получит от компании более 5 млн долл. компенсации4. Соображения конфликта интересов, обычно возникающие в Штатах при появлении подобной информации, в нынешней ситуации вряд ли будут востребованы; тем самым «климатический» курс в энергетике США можно считать абсолютно предсказуемым.
Немалой величиной среди экспертов по климатическим вопросам считается и Брайан Диз, назначенный Байденом директором Национального Экономического совета и своим
1 Remarks by President Biden...
3 Ibid.
3 Gennifer Granholm, Member of the Board, Proterra Inc. URL: https://www.proterra.com/team-member/jennifer-granholm/ (дата обращения 24.02.2021).
Salvato F. Biden's Energy Secretary Nominee Will Make Over $5m When She Leaves Private Sector, Joins Government. National file. 26.01.2021. URL: https://nationalfile.com/bidens-energy-secretary-nominee-will-make-over-5m-when-she-leaves-private-sector-joins-government/ (дата обращения 24.02.2021).
главным экономическим советником в Белом доме. Бывший советник Обамы по вопросам климата, Б. Диз сыграл ключевую роль в переговорах по Парижским климатическим соглашениям. После этого рабочее место было предсказуемо связано с климатическим бизнесом: он занимал пост «глобального руководителя по инвестициям в устойчивое развитие» в финансовом холдинге BlackRock. Как заявил Байден, «Брайан является одним из самых проверенных и опытных государственных служащих в стране — надёжным голосом, на который я могу рассчитывать, чтобы ... взять на себя экзистенциальную угрозу изменения климата».
Глобальные амбиции
На Диза, помимо обеспечения климатических приоритетов во внутренней экономике, возложена немалая часть внешнеполитических задач, связанных с возвращением США в Парижское соглашение. И в этом вопросе он будет помогать самой знаковой фигуре внешней климатической политики США. Речь идёт о бывшем госсекретаре Джоне Керри, сыгравшем немалую роль в заключении Парижского соглашения и подписавшего его в Париже от имени Штатов. Для него создана уникальная должность: специального посланника президента по климату со статусом члена Совета национальной безопасности. Его Байден выделил особо, охарактеризовав Керри как «одного из самых выдающихся американских государственных деятелей и одного из моих ближайших друзей, выступающего от имени Америки по одной из самых насущных угроз нашего времени»1.
Эти назначения, безусловно, являются ключевыми, но далеко не единственными: за каждой из перечисленных фигур потянутся многочисленные последователи: «десанты» Бай-дена уже направлены во все органы федеральной власти. Планируется масштабная зачистка ЕРА, Министерства энергетики, Госдепартамента и других ведомств от трамповских назначенцев и даже просто нейтральных чиновников, заподозренных в недостаточном энтузиазме в продвижении климатической повестки. Предвидя возможные репрессии, действующие аппаратчики пытаются смягчить удар, заранее расписавшись в лояльности: такое заявление, в частности, можно найти на сайте Министерства энергетики, чиновники которого приветствуют в нём группу назначенцев Байдена.
Всё это масштабное «климатическое» нормотворчество, запущенное в режиме «бешеного принтера», заставляет серьёзно оценить риски, возникающие перед Российской Федерацией в рамках новой климатической политики Байдена.
При этом не стоит ограничиваться только чисто внешнеполитическими инициативами: такие внутренние меры как новые нормы карбоноёмкости в энергетике и ведущих отраслях промышленности, нормативы снижения удельных выбросов автомобилей могут стать серьёзным инструментом глобальной игры. Она начнётся, когда США решат навязать такие нормы всему миру, используя уже хорошо известный и отработанный механизм ультиматумов и санкций. Впрочем, это вряд ли произойдёт раньше, чем сами Штаты смогут продемонстрировать значимое улучшение показателей удельных выбросов; а на это может уйти не один год.
Поэтому на нынешнем этапе стоит сосредоточиться на ближайших инициативах США в области глобальных климатических усилий. В подписанном Байденом 27 января 2021 г. Исполнительном указе (Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad) впрямую говорится о «международном лидерстве Соединённых Штатов, направленном на значительное усиление глобальных действий»2. Причём, эта работа также будет проводиться си-
2 Remarks by President Biden...
2 Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad. The White House. 27.01.2021. URL: https:// www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/27/executive-order-on-tackling-the-climate-crisis-at-home-and-abroad/ (дата обращения 24.02.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1
стемно, координированно и по единому плану. Тем же указом предусматривается, что все американские учреждения, участвующие в разнообразных видах международной деятельности, разрабатывают стратегии и планы, чтобы включить климатические темы в свою работу. Разработка ведётся в координации со Специальным посланником президента по климату; планы и стратегии представляются президенту через помощника президента по вопросам национальной безопасности. Срок представления - в течение 90 дней с даты принятия упомянутого указа (т.е. до 27 апреля 2021 г.)1.
Серьёзность намеченного поворота очевидна: если до сих пор климатическая повестка от имени США озвучивалась в мировом сообществе считанным количеством ведомств - в основном, Госдепартаментом, Минэнерго и ЕРА (именно они обычно присутствовали на климатических переговорах в рамках ООН), то в самом ближайшем будущем картина изменится. На продвижение климатической повестки в её американской версии мобилизован весь потенциал министерств, ведомств и агентств США, а также других государственных институтов и аналитических центров. Будут задействованы и Министерство обороны, и структуры разведки - задачи им уже поставлены.
На традиционных площадках переговоров по линии Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения ожидаемо увеличится число переговорщиков и экспертов в делегации США, что создаст серьёзные проблемы для тех стран-оппонентов, которые не смогут адекватно нарастить свои команды. Но ареной продвижения американской версии климатической повестки станут не только привычные площадки ООН и G20; поскольку задачи поставлены всем ведомствам США, они начнут продвигать климатическую тематику по всем линиям международного сотрудничества. И это требует от стран, взаимодействующих с США в данных областях, поднять «климатическую» компетенцию своих переговорных команд; иначе отказ от квалифицированного дискурса чреват проигрышем.
Вызовы и ответы
Актуален вопрос: какое «направление первого удара» изберёт Вашингтон? На чём будет поставлен главный акцент во внешней климатической политике США? Ответ несложно найти в тексте упомянутого указа Байдена: речь идёт, прежде всего, о «повышенных» обязательствах по сокращению национальных выбросов. Об этом говорится прямо и недвусмысленно: «Реагирование на климатический кризис потребует как значительных краткосрочных глобальных сокращений выбросов парниковых газов, так и чистых нулевых глобальных выбросов к середине века или раньше»2. Это положение привязано к выводам Специального доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата, подготовленного к Конференции ООН по климату в Катовице (2018 г.); с выводами доклада на Конференции не согласился ряд стран, включая Россию. В итоге формулировка решения Конференции была изменена с «поддержать» на «принять к сведению», что не помешало ангажированным сторонам и персоналиям перейти к открытому давлению, призывая всех взять на себя новые, более жёсткие обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.
То, что США присоединятся к такому давлению, подтверждают и слова пресс-секретаря избирательной кампании Байдена Джамала Брауна, который заявил, что на площадке Парижского соглашения Байден хочет использовать вес США как экономического и дипломатического игрока, чтобы подтолкнуть другие страны «сделать больше в области изменения климата». По словам Брауна, «он возглавит серьёзные дипломатические усилия, чтобы заставить
1 ша.
каждую крупную страну ставить более амбициозные внутренние климатические цели., помимо и сверх обязательств, которые они уже взяли на себя»1.
До сих пор такого рода давление осуществлялось в основном Евросоюзом и отдельными функционерами ООН, включая Генерального секретаря Антониу Гуттериша; подключение к этой линии США, причём потенциально - в роли лидера - создаёт совершенно иную картину, гораздо более опасную. Реагирование на действия такой коалиции потребует неординарных усилий от всех стран, не желающих внешних «углеродных» ограничений своего экономического развития. Находящаяся в этой группе Россия, которую, по словам Байдена, он готов «без колебаний заставлять платить и защищать жизненные интересы нашего народа»2, ожидаемо оказывается в роли мишени.
Реализовать эти намерения Байден собирается не только в рамках ООН и G20; им анонсированы две собственные глобальные площадки: Саммит лидеров по климату (Leaders' Climate Summit) и Форум крупнейших экономик по энергетике и климату (Major Economies Forum on Energy and Climate). Начать работу предполагается оперативно: ближайший Саммит лидеров намечен уже на 22 апреля 2021 г. (День Земли). При этом в упомянутом указе Байде-на прямо прописано, что целью этого саммита станет «повышение климатических амбиций».
Конечно, эффективность действий США и характер ответа на них будет во многом определяться тем, насколько серьёзными станут новые обязательства Штатов по Парижскому соглашению, которые Д. Керри планирует представить уже на запланированном Саммите лидеров. С нынешними обязательствами, принятыми при Обаме, возникает немало проблем из-за произвольно выбранного базового года: вместо принятого в РКИК ООН в качестве базы 1990-го США в то время решили отсчитывать свои обязательства от 2005-го. Сокращения планировались к 2030 г. на уровне 26% от базового года; на эту цифру тогда обратили внимание многие, сопоставив её с обязательствами России, принятыми на уровне 25%. Нетрудно догадаться, с кем соревновался Обама, выбрав такую некруглую цифру. Эксперты заметили и смену Штатами базового года. Простое сопоставление национальных нетто-выбросов парниковых газов США в 1990 г. (5,548 млрд т СО2-экв.) и в 2005 г. (6,643 млрд т)3 даёт разгадку американского выбора точки отсчёта. Если пересчитать планируемые Штатами сокращения относительно 1990 г., то выходит, что американские обязательства составят минус 11,1% против 25% российских. Подобный американский «фотошоп» заставил включить в повестку переговоров Парижского соглашения вопрос о сопоставимости базовых годов.
* * *
Как обстоит ситуация с новыми обязательствами США? Пока они не объявлены официально, можно опираться только на оценки. Известно, что климатические НПО, в эйфории от победы Байдена на выборах, настаивали на сокращении выбросов США к 2030 г. на целых 70%. И эта цифра, по имеющимся данным, была отвергнута администрацией; реалистичные оценки будущих сокращений колеблются от 40 до 50%. Причём «фотошоп» сохраняется: данные об изменении базового года отсутствуют. Если же пересчитать прогнозируемые обязательства США к базовому 1990 г., то вместо 40% мы получим 28,3%, а вместо 50% - 40,1%. Такие обязательства вряд ли покажутся амбициозными по сравнению, например, с обязатель-
1 Irfan U. How Joe Biden plans to use executive powers to fight climate change. VOX. 06.01.2021. URL: https://www.vox.com/21549521/climate-change-senate-election-joe-biden (дата обращения 24.02.2021).
2 Байден пообещал заставить Россию за всё «заплатить». РИА «Новости». 04.02.2021. URL: https://ria.ru/20210204/bayden-1596096916.html (дата обращения 24.02.2021).
3 Inventory of U.S. Greenhouse Gas Emissions and Sinks 1990-2019. US EPA. URL: https://www.epa.gov/ghgemissio ns/inventory-us-greenhouse-gas-emissions-and-sinks (дата обращения 24.02.2021).
ствами ЕС (55% к 2030 г. по отношению к 1990 г.), не говоря уже о принятых Европарламен-том в октябре 2020 г. новых целей, повысивших планку ЕС до минус 60%. На таком фоне выглядеть «мировым климатическим лидером» Штатам, прямо скажем непросто, что, разумеется, не помешает им вещать о своём лидерстве urbi et orbi. Тем более что цель внешнеполитической пропаганды по климатической тематике в указе Байдена уже поставлена, и за финансированием дело не станет.
Как бы то ни было, очевидны основные уязвимые пункты позиции США:
• амбициозные новые обязательства Штатов по Парижскому соглашению достигаются
специфической подгонкой базового года под максимально выгодный имиджевый эффект;
• проблемы с энергоэффективностью и карбоноёмкостью экономики США, уровень которых в ряде отраслей и производств отстаёт от мировых стандартов.
Эти темы, которые могут быть использованы для защиты интересов независимого экономического развития нашей страны, требуют серьёзной аналитической проработки. Исходя из неё, можно сформулировать основы отечественной переговорной позиции на всех профильных площадках, включая РКИК ООН, Парижское соглашение, Саммит лидеров и др. Важнейшим форумом, где такая работа окажется востребованной, станет СОР-26 - Конференция Сторон РКИК ООН и Парижского соглашения в Глазго (ноябрь 2021 г.). Конференция рассматривается Байденом и Керри как главное событие года, на котором США намерены добиться от других стран серьёзного «повышения амбиций» в своих обязательствах в рамках Соглашения, что делает неотложной тщательную подготовку ответных мер.
Список литературы
Порфирьев Б.Н. Как России извлечь пользу из Парижского соглашения по климату. Forbes. 07.10.2019. URL: https://ecfor.ru/publication/kak-rossii-izvlech-polzu-iz-parizhskogo-soglasheniya-po-klimatu/ (дата обращения 20.02.2021).
Порфирьев Б.Н., Полеванов В.П. О климатической проблеме и природоподобных технологиях // Экономические стратегии. 2017. №3. С. 40-49.
Рогинко С.А. В центре мировой дискуссии. Проблемы климатической повестки // Современная Европа. 2019. №6. С. 127-137. DOI: 10.15211/soveurope62019127137
Рогинко С.А. Горячий климат планеты. О Парижском соглашении, и не только // Международная жизнь. 2018. №6. С. 14-28.
Рогинко С.А. Климат и коронавирус: война повесток? // Современная Европа. 2020. №7. С. 78-88.
Рогинко С.А. Контуры поствирусной климатической реальности // Экологический вестник России. 2020. №4. С. 50-54.
Рогинко С.А., Симонов К.В. Трамп оценивает погодные катаклизмы. Похолодает ли на переговорах по реализации Парижского соглашения. Независимая газета. 14.03.2017. URL: https://www.ng.ru/energy/2017-03-14/11_6947_trump.html (дата обращения 20.02.2021).
References
Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad. The White House. January 27, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/ 01/27/executive-order-on-tackling-the-climate-crisis-at-home-and-abroad/ (accessed 24.02.2021).
Harrabin R. Paris Agreement: Trump confirms US will leave climate accord. BBC. October 24, 2019. Available at: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-50165596 (accessed 24.02.2021).
Inventory of U.S. Greenhouse Gas Emissions and Sinks1990 - 2019. US EPA. Available at: https://www.epa.gov/ghgemissions/inventory-us-greenhouse-gas-emissions-and-sinks (accessed 24.02.2021).
Irfan U. How Joe Biden plans to use executive powers to fight climate change. VOX. January 06, 2021. Available at: https://www.vox.com/21549521/climate-change-senate-election-joe-biden (accessed 24.02.2021).
Party Platform. 2020 Democratic Party Platform. Available at: https://democrats.org/where-we-stand/party-platform/combating-the-climate-crisis-and-pursuing-environmental-justice/ (accessed 24.02.2021).
Porfiriev B.N. Kak Rossii izvlech polzu iz Parizhskogo soglasheniya po klimatu [How Russia can benefit from the Paris Climate Agreement]. Forbes. October 07, 2019. Available at: https://ec for.ru/publication/kak-rossii-izvlech-polzu-iz-parizhskogo-soglasheniya-po-klimatu/ (accessed 20.02.2021). (In Russian).
Porfiriev, B.N. Polevanov, V.P. (2017). O klimaticheskoi probleme i prirodopodobnikh techno-logiyah [Climate Problem and nature-like technologies]. Economicheskiye strategii [Economic Strategies]. 3. P. 40-49. (In Russian).
Remarks by President Biden Before Signing Executive Actions on Tackling Climate Change, Creating Jobs, and Restoring Scientific Integrity. The White House. January 27, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/01/27/remarks-by-president-biden-before-signing-executive-actions-on-tackling-climate-change-creating-jobs-and-restoring-scientific-integrity/ (accessed 24.02.2021).
Roginko S.A., Simonov K.V. Trump otsenivaet pogodnye kataklizmi. [Trump assesses the Weather Cataclysms]. Nezavisimaya Gazeta [Independent Newspaper]. March 14, 2017. Available at: https://www.ng.ru/energy/2017-03-14/11_6947_trump.html (accessed 20.02.2021). (In Russian).
Roginko, S.A. (2018). Goryachii klimat planeti [Planet's Hot Climate]. Mezhdunarodnaya Zhizn [International Life]. 6. P. 14-28. (In Russian).
Roginko, S.A. (2019). V tsentre mirovoi discussii. Problema klimaticheskoi povestki [Centre of Global Discourse. Issues of the Climate Agenda]. Sovremennaja Evropa [Contemporary Europe]. 6. P. 127-137. (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope62019127137
Roginko, S.A. (2020). Klimat i coronavirus: voina povestok [Climate and Coronavirus: Clash of Agenda?]. Sovremennaja Evropa [Contemporary Europe]. 7. P. 78-88. (In Russian).
Roginko, S.A. (2020). Konturi postvirusnoi klimaticheskoi realnosti [Contours of Post-Viral Climate Reality]. Ecologicheskii Vestnik Rossii [Ecological Herald of Russia]. 4. P. 50-54. (In Russian).
Salvato F. Biden's Energy Secretary Nominee Will Make Over $5m When she Leaves Private Sector, Joins Government. National file. January 26, 2021. Available at: https://nationalfile.com/ bidens-energy-secretary-nominee-will-make-over-5m-when-she-leaves-private-sector-joins-government/ (accessed 24.02.2021).
Biden's Climate Office and Paris Agreement Author. Sergey Roginko, Candidate of Sciences (Economics), Head of Center for Ecology and Development, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Professor, Director of Institute of World Economy and International Finance, Financial University of the Government of Russian Federation Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009 E-mail: [email protected].
Abstract. The subject of the analysis is the initiatives of the new US administration in the field of global efforts in the field of climate change and national climate policy. The author analyzes
in detail the main provisions of the Biden administration's climate policy and provides a forecast of the impact of this policy on the nature of the ongoing negotiations on the Paris Agreement. The article analyzes fundamentally new issues, including putting the climate agenda at the forefront of the national domestic and foreign policy and security policy of the United States. The article examines the organizational innovations and management decisions implemented by the Biden administration to implement a new type of climate policy, and their connection with personnel changes in the administration and management of leading federal ministries and departments, which are expressed in a sharp increase in the climate competence of senior personnel. The forecast of areas of greatest activity of the US in negotiations under the Paris agreement and formed for Russia in this context, risks and challenges. The study of possible retaliatory measures from the Russian side is given.
Key words: Greenhouse Gas Emissions, climate policy, Paris Agreement, United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC), Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC), existential threat, executive order, carbon intensity standards, Leaders' Climate Summit, Major Economies Forum on Energy and Climate, Earth Day.
DOI : http: //dx .doi.org/ 10.15211/vestniki eran12021716