Научная статья на тему 'ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ ВОПРОСАМ ПОМОЩИ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ'

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ ВОПРОСАМ ПОМОЩИ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
помощь развитию / сотрудничество / устойчивое развитие / внешняя политика / development assistance / cooperation / sustainable development / foreign policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перская В. В.

В период президентства Д.Трампа в США внимание вопросам помощи развитию было расценено как второстепенное, не относящееся к приоритетам национального развития страны1 . При этом США традиционно играли доминирующую роль в содействии международному развитию, поскольку это является одним их важных элементов внешнеполитической стратегии страны на протяжении последних 30-ти лет. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и Парижское соглашение по изменению климата базируются на понимание того, что решение основных системных проблем: политических, экономических, социальных и экологических, стоящих перед миром, требуют сотрудничества всех стран мира2 . Вместе с тем, диспропорциональность развития между Севером и Югом дополняются международным неравенством, которое явилось следствием недоучета последствий продвижения экономической глобализации для стран со слабым государственным регулированием и неспособностью обеспечить социальную справедливость в социумах. Это обусловливает углубление международного сотрудничества в целях содействия устойчивому развитию. Суть сотрудничества в области развития заключается в поддержке развивающихся стран в их усилиях по улучшению жизни своих граждан, в помощи правительствам стран. чтобы повысить уровень и качество жизни народов этих стран. В этой связи акцент делается на изменение форматов информации собственно форм и видов помощи, что должно повысить уровень доверия молодежи и избирателей развивающихся стран к этой помощи, способствовать сохранению национальной специфики развития на пути движения к устойчивому развитию. Но при этом упор как по линии ОЭСР, так и США делается на продвижение ценностных ориентиров запада, которые могут обеспечить реальный позитивный результат при использовании помощи развитию. Базовыми организациями США по оказание международной помощи развитию является Агентство США по международному развитию USAID), Международная корпорация по финансированию развития (DFC) и Корпорация « Вызов тысячелетия» (Мillennium Challenge Corporation -MCC). Пандемия COVID-19 практически свела на нет достижения в международном развитии, достигнутые за прошедшие десятилетия. Так, впервые с 1998 года идет рост глобальной бедности3 , который к концу 2021 г. обусловит попадание в крайнюю бедность около 150 млн человек, сокращение доступности медицинских услуг и питания приведет к росту на 45% детской смертности, 4 а закрытие школ нарушит функционирование образовательных систем для более чем 90 % молодого населения стран мира.5 Выдвижение С. Пауэр на руководство USAID и введение должности администратора USAID в Совет национальной безопасности США указывают на то, что США серьезно относятся к изменению своей глобальной стратегии в области развития в период президентства Д.Байдена. В международном развитии руководством USAID предполагается реализовать тихую революцию, когда новые подходы приводят к новым решениям и генерируют дополнительные ресурсы6 . Одновременно на Агентство возлагаются задачи на основе выявления степени конфликтогенности региона, содействовать его преодолению и восстановлению нормального развития.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перская В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PRINCIPAL CHANGE OF THE FOREIGN POLICY OF THE USA IN THE CONTEXT OF STRENGTHENING ATTENTION TO INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE

During the presidency of Donald Trump in the United States, attention to development assistance was seen as secondary, not related to the country's national development priorities. At the same time, the United States has traditionally played a dominant role in promoting international development, since this is one of the important elements of the country's foreign policy strategy over the past 30 years. The 2030 Agenda for Sustainable Development and the Paris Agreement on Climate Change are based on the understanding that the solution of the main systemic problems: political, economic, social and environmental, facing the world, require the cooperation of all countries of the world. At the same time, the disproportionality of development between the North and the South is complemented by international inequality, which was a consequence of the underestimation of the consequences of the advancement of economic globalization for countries with weak state regulation and the inability to ensure social justice in societies. This leads to deepening international cooperation to promote sustainable development. The essence of development cooperation is to support developing countries in their efforts to improve the lives of their citizens, in helping the governments of countries. to improve the level and quality of life of the peoples of these countries. In this regard, the emphasis is on changing the formats of information of the actual forms and types of assistance, which should increase the level of confidence of young people and voters in developing countries in this assistance, contribute to the preservation of the national specifics of development on the way to sustainable development. But at the same time, both the OECD and the United States are focused on promoting the value orientations of the West, which can provide a real positive result when using development assistance. The main US organizations for international development assistance are the US Agency for International Development (USAID), the International Development Finance Corporation (DFC) and the Millennium Challenge Corporation (MCC). The COVID-19 pandemic has virtually erased the international development gains achieved over the past decades. So, for the first time since 1998, there is an increase in global poverty, which by the end of 2021 will cause about 150 million people to fall into extreme poverty, a reduction in the availability of medical services and nutrition will lead to an increase in child mortality by 45%, and the closure of schools will disrupt functioning of educational systems for more than 90% of the young population of the countries of the world. S. Power's nomination to the leadership of USAID and the introduction of the post of USAID administrator to the US National Security Council indicate that the United States is serious about changing its global development strategy during the presidency of D. Biden. In international development, USAID leadership intends to implement a quiet revolution, when new approaches lead to new solutions and generate additional resources. At the same time, the Agency is entrusted with tasks on the basis of identifying the degree of conflict potential in the region, to help overcome it and restore normal development.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ ВОПРОСАМ ПОМОЩИ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ»

POLITICAL SCIENCES

A PRINCIPAL CHANGE OF THE FOREIGN POLICY OF THE USA IN THE CONTEXT OF STRENGTHENING ATTENTION TO INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE

Perskaya V.V.

Doctor of Economics, Professor, Honored Economist of Russia, Director of the Research Institute of the International Economic Relations of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Leningradsky Ave, 49, Moscow, 125167

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В КОНТЕКСТЕ

УСИЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ ВОПРОСАМ ПОМОЩИ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ

Порская В.В.

д.э.н., проф., заслуженный экономист России, директор института исследований МЭО Финунивер-

ситета при Правительстве РФ, Москва, Ленинградский просп.,д.49, 125167

Abstract

During the presidency of Donald Trump in the United States, attention to development assistance was seen as secondary, not related to the country's national development priorities. At the same time, the United States has traditionally played a dominant role in promoting international development, since this is one of the important elements of the country's foreign policy strategy over the past 30 years.

The 2030 Agenda for Sustainable Development and the Paris Agreement on Climate Change are based on the understanding that the solution of the main systemic problems: political, economic, social and environmental, facing the world, require the cooperation of all countries of the world. At the same time, the disproportionality of development between the North and the South is complemented by international inequality, which was a consequence of the underestimation of the consequences of the advancement of economic globalization for countries with weak state regulation and the inability to ensure social justice in societies. This leads to deepening international cooperation to promote sustainable development. The essence of development cooperation is to support developing countries in their efforts to improve the lives of their citizens, in helping the governments of countries. to improve the level and quality of life of the peoples of these countries. In this regard, the emphasis is on changing the formats of information of the actual forms and types of assistance, which should increase the level of confidence of young people and voters in developing countries in this assistance, contribute to the preservation of the national specifics of development on the way to sustainable development. But at the same time, both the OECD and the United States are focused on promoting the value orientations of the West, which can provide a real positive result when using development assistance.

The main US organizations for international development assistance are the US Agency for International Development (USAID), the International Development Finance Corporation (DFC) and the Millennium Challenge Corporation (MCC).

The COVID-19 pandemic has virtually erased the international development gains achieved over the past decades.

So, for the first time since 1998, there is an increase in global poverty, which by the end of 2021 will cause about 150 million people to fall into extreme poverty, a reduction in the availability of medical services and nutrition will lead to an increase in child mortality by 45%, and the closure of schools will disrupt functioning of educational systems for more than 90% of the young population of the countries of the world.

S. Power's nomination to the leadership of USAID and the introduction of the post of USAID administrator to the US National Security Council indicate that the United States is serious about changing its global development strategy during the presidency of D. Biden. In international development, USAID leadership intends to implement a quiet revolution, when new approaches lead to new solutions and generate additional resources. At the same time, the Agency is entrusted with tasks on the basis of identifying the degree of conflict potential in the region, to help overcome it and restore normal development.

Аннотация

В период президентства Д.Трампа в США внимание вопросам помощи развитию было расценено как второстепенное, не относящееся к приоритетам национального развития страны1. При этом США традиционно играли доминирующую роль в содействии международному развитию, поскольку это является одним их важных элементов внешнеполитической стратегии страны на протяжении последних 30-ти лет.

1 Remarks by President Biden in Press Conference.MARCH 25, 2021. URL:

https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/03/25/remarks-by-president-biden-in-press-conference/ Дата обращения - 25.03.2021

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и Парижское соглашение по изменению климата базируются на понимание того, что решение основных системных проблем: политических, экономических, социальных и экологических, стоящих перед миром, требуют сотрудничества всех стран мира2. Вместе с тем, диспропорциональность развития между Севером и Югом дополняются международным неравенством, которое явилось следствием недоучета последствий продвижения экономической глобализации для стран со слабым государственным регулированием и неспособностью обеспечить социальную справедливость в социумах. Это обусловливает углубление международного сотрудничества в целях содействия устойчивому развитию. Суть сотрудничества в области развития заключается в поддержке развивающихся стран в их усилиях по улучшению жизни своих граждан, в помощи правительствам стран. чтобы повысить уровень и качество жизни народов этих стран. В этой связи акцент делается на изменение форматов информации собственно форм и видов помощи, что должно повысить уровень доверия молодежи и избирателей развивающихся стран к этой помощи, способствовать сохранению национальной специфики развития на пути движения к устойчивому развитию. Но при этом упор как по линии ОЭСР, так и США делается на продвижение ценностных ориентиров запада, которые могут обеспечить реальный позитивный результат при использовании помощи развитию.

Базовыми организациями США по оказание международной помощи развитию является Агентство США по международному развитию USAID), Международная корпорация по финансированию развития (DFC) и Корпорация « Вызов тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation -MCC).

Пандемия COVID-19 практически свела на нет достижения в международном развитии, достигнутые за прошедшие десятилетия.

Так, впервые с 1998 года идет рост глобальной бедности3 , который к концу 2021 г. обусловит попадание в крайнюю бедность около 150 млн человек, сокращение доступности медицинских услуг и питания приведет к росту на 45% детской смертности,4 а закрытие школ нарушит функционирование образовательных систем для более чем 90 % молодого населения стран мира.5

Выдвижение С. Пауэр на руководство USAID и введение должности администратора USAID в Совет национальной безопасности США указывают на то, что США серьезно относятся к изменению своей глобальной стратегии в области развития в период президентства Д.Байдена. В международном развитии руководством USAID предполагается реализовать тихую революцию, когда новые подходы приводят к новым решениям и генерируют дополнительные ресурсы6. Одновременно на Агентство возлагаются задачи на основе выявления степени конфликтогенности региона, содействовать его преодолению и восстановлению нормального развития.7

Keywords: development assistance, cooperation, sustainable development, foreign policy.

Ключевые слова: помощь развитию, сотрудничество, устойчивое развитие, внешняя политика.

Методология.

Системный анализ роли и значимости мягкой силы США в обеспечении мирового устойчивого развития позволил выявить трансформационные преобразования в этой сфере. связанные с переходом власти к демократической партии в 2021г.

Исследование объемов и качественной составляющей помощи международному развитию США способствовало выявлению основных направлений этого сотрудничества в предстоящие четыре года Президента Д.Байдена.

Изучение основных стратегических направлений внешнеполитического курса администрации президента США Д.Байдена позволил сформулировать основные подходы к стратегии реализации помощи международному развитию США в предстоящий период.

Обзор литературы.

Иностранная помощь в целях содействия международному развитию является достаточно глубоко исследованным вопросом, в т.ч. в рамках об-

2 OECD (2019), Development Co-operation Report 2019: A Fairer, Greener, Safer Tomorrow, OECD Publishing, Paris, URL:

https://doi.org/10.1787/9a58c83f-en., р.17-27

3COVID-19 to Add as Many as 150 Million Extreme Poor by 2021

https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2020/10/07/covid-19-to-add-as-many-as-150-miUion-extreme-poor-by-2021#:~:text=The%20COVID%2D19%20pandemic%20is,severity%20of%20the%20economic%20contraction.

4 Reversing the Inequality Pandemic: Speech by World Bank Group President David Malpass URL:https://www.worldbank.org/en/news/speech/2020/10/05/reversing-the-inequality-pandemic-speech-by-world-bank-group-president-david-malpass

5 https://unstats.un.org/sdgs/report/2020/#sdg-goals^ara обращения - 20.03.2021

6 K.M.Lord, A.M.Chang. The quiet revolution: What Congress should know about foreign assistance today. Febru-ary,8,2021.URL:

https://www.brookings.edu/blog/future-development/2021/02/08/the-quiet-revolution-what-congress-should-know-about-for-eign-assistance-today/?utm_campaign=Global%20Economy%20and%20Development&utm_medium=email&utm_con-tent=110085770&utm_source=hs_email. Дата обращения - 28.03.2021

7 Reuben E. Brigety II. The Fractured Power.How to Overcome Tribalism.March/April 2021. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-02-16/fractured-power?utm_medium=newslet-ters&utm_source=weekend_read&utm_content=20210327&utm_campaign=Weekend%20Read_032721 %20The%20Frac-tured%20Power&utmJerm=FA%20Weekend%20Read-0Ш20.Дaтa обращения - 28.03.2021

разовательных курсов в ведущих вузах. (1) В последние годы её рост сопровождается включением в процесс частных агентов в роли доноров, превращением неправительственных организаций в каналы передачи бюджетных государственных ресурсов из развитых в развивающиеся страны, возникновением государственно-частных альянсов и партнёрств с целью финансирования целевых программ. Эти программы направленны на превращение бывших реципиентов помощи в доноров, рост целевых фондов в составе ресурсах межправительственных многосторонних организаций на фоне сдержанных объемов многосторонней помощи, и т.д. Одновременно идет процесс перехода в состав доноров ряда развивающихся экономик, в т.ч. Китая, Индии и России (2). Наиболее представительные аналитические обзоры представляются на регулярной основе ОЭСР (3,4), поскольку эта организация на многосторонней основе реализует стратегии содействия международному развитию. Вопросы непосредственного участия США в реализации программ содействия международному сотрудничеству проанализированы экспертами Брукинг-ского института, в т.ч. в рамках обеспечения Целей устойчивого развития ООН до 2030г.(5,11), тендерного равноправия (6,7), реальных проектов двусторонней помощи (8, 9). Анализ последствий политики администрации Д.Трампа в части реорганизации практической деятельности по оказанию помощи развитию исследован (10) в контексте утраты конкурентных преимуществ США в мировом сообществе.

Новизна настоящей статьи заключается в том, чтобы выявить изменение стратегии США в области содействия международному развитию и сфокусировать внимание на стремлении США восстановить свою ведущую роль в этой сфере международного сотрудничества как страны, стремящейся обеспечить более высокий уровень и качество жизни в странах-реципиентах помощи и доноров нелегальных миграционных потоков8.

Дискуссия.

Соединенные штаты Америки традиционно играли ведущую роль в реализации стратегии помощи международному развитию. Начиная с 90-х годов прошлого века они стали рассматривать помощь развитию как эффективный инструмент поддержания альянсов с участием развивающихся стран, продвигая их в международные организации или формируя мировой порядок на правилах.

8 Remarks by President Biden in Press Conference.MARCH 25, 2021. URL:

https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-re-marks/2021/03/25/remarks-by-president-biden-in-press-con-ference/ Дата обращения - 26.03.2021

9 В.В.Перская. Социальное неравенство - неизбежность преобладающей в мире модели социально-политического устройства//"Социально-трудовые исследования", 2020, №1 (38)/с. 8-19, ISSN 2658-V.V.Perskaya. Social inequality - the inevitability of the prevailing model of the socio-political structure in the world // "Social and labor research", 2020, No. 1 (38) / p. 8-19, ISSN 2658-37123712

10Caitlin McKee, Catherine Blampied, Ian Mitchell, and An-

drew Rogerson. Revisiting Aid Effectiveness: A New

Развитие мировой экономики в условиях экономической глобализации стало высоко диспропорциональным, характеризующаяся неравномерностью развития территорий, стран и уровней доходов граждан как в развитых, так и развивающихся странах, достигнув, практически, критических значений. Подробно данный аспект проанализирован нами в статье «Социальное неравенство - неизбежность преобладающей в мире модели социально-политического устройства»9.

Пандемия COVID-19 усугубила эти проблемы, выявив одновременно с одной стороны, политизированность помощи развитию, с другой ее низкую эффективность, поскольку страны-реципиенты вместе с содействием получали определенный процедурный опыт лоббирования и коррупционных схем, широко применяемых западными странами и ТНК в своей практике. Так, в частности доноры стали все меньше интересоваться задачами национального развития стран-получателей помощи, продвигая исключительно свои интересы и свою финансовую систему, подрывая суверенитет и потенциал развития национальных систем стран-реципиентов; транспарентность расходов донорских средств снизилась в разы; получателями выступают страны, выбор которых не подчинен никаким объективным критериям, а рост объемов помощи определяется волюнтаристически. Такая оценка дана экспертами США10

Эксперты США отмечают, что задачи помощи содействия развитию трансформируются в современном мире, т.к. необходимо решать проблемы изменения климата, бедственного положения беженцев, предотвращения конфликтов и постконфликтного восстановления, гендерного равенства и прав человека.

Соединенные Штаты Америки до 2016г. ( т.е. до избрания в качестве президента Д.Трампа) преследовали стратегию интернационализма, трактуя его как свойственного всему западному миру, отстаивающему формирование открытого мирового порядка.

Д.Трамп де факто отверг неолиберальную стратегию как за рубежом, так и внутри страны, отрицая внешнеполитическую исключительность США как сверхдержавы, приверженной демократическим ценностям и лидерству в продвижении демократических ценностей. 11

Национальная стратегия Д.Трампа «Сделать Америку снова великой», по оценке экспертов

Framework and Set of Measures for Assessing Aid "Quality" 2020. Center for Global Development 2055 L Street NW Washington;

Patrick W. Quirk. Eguiar Lysundia. Strengthening citizen-centered governance should be a core element of the Biden administration's democracу agenda. Wednesday, December 16, 2020. URL:

https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2020/12/16/strengthening-citizen-centered-govern-ance-should-be-a-core-element-of-the-biden-admi.. .Дата обращения - 15.03.2021

11 Hal Brands.The Last Chance for American International-ism.Confronting Trump's Illiberal Legacy.January 20, 2021 URL:.https://www.foreignaffairs.com/articles/united-

США, не способна противостоять (или конкурировать) авторитарным державам в условиях высокой степени взаимосвязанности между странами.

В этой связи перед администрацией Д. Байдена поставлена задача «обновления американского интернационализма» в эпоху геополитического и идеологического соперничества12. При этом администрация Д.Байдена признает факт того, что предыдущая администрация не ошибалась в части коррумпированности и утраты эффективности работы ВОЗ и Совета ООН по правам человека. Глобализация усилила экономическое давление на американский реальный сектор и рабочий класс, а пандемия СОУТО-19 показала уязвимость США от глобальных цепочек поставок и наличию зависимости от Китая.

В этой связи перед США стоит задача выработки более конкурентного подхода к содействию международному развитию, способного противостоять «коррумпированным авторитарным властям и конкурентам США», в т.ч. исключая политику автаркии и формируя условия для более глубокой экономической интеграции с демократическими союзниками. 13

В этой связи приоритетными намечаются три направления:

1.Борьба с глобальной коррупцией, исключая безнаказанность клептократов, использование платформы открытых данных и повышения прозрачности, возобновляя двустороннюю помощь в проведении реформ в странах-реципиентах по борьбе со взяточничеством.

Требования прозрачности бенефициарного владения, включенные в Закон о государственной обороне, принятый Конгрессом, предоставляют будущей администрации инструмент для ужесточения контроля над коррумпированными иностранными гражданами.

Таким образом, США намерены применять внутренние законы для иностранных граждан, находящихся на территории других стран, продол-

жая внедрять в международную практику «экстерриториальность» американского законодательства, отвергая де факто международное право.

2. Проведение политики принятия американских стандартов на международном уровне и усовершенствованные механизмы возврата активов, принуждение союзников к соблюдению антикоррупционных законов США.

Инструментами являются финансирование и прочая поддержка журналистов-расследователей и демократических активистов в разоблачении политической и деловой элиты в иностранных государствах.

Внедрение американских (разработанных и управляемых США ) инновационных цифровых инструментов для повышения прозрачности и подотчетности в электронном управлении ( или цифрови-зации общественной жизни и государственного управления), предоставление гражданских технологий в частном секторе, в т.ч. внедряя блокчейн, искусственный интеллект американского произ-водства.14

3. Поддержка гражданского общества на основе официальной двусторонней помощи в проведении реформ по борьбе с коррупцией в приоритетных для США регионах - Центральной Америке, Восточной Европе, Юго-Восточной Азии, используя возможности в периоды внутренних политических изменений. Работа будет вестись в направлении оснащении организаций гражданского общества ресурсами для работы в сложных условиях, обеспечивая устойчивость их развития и результативность усилий при сотрудничестве с частным сектором и технологическими компаниями. Это включает в себя создание свободной медиа-среды, в которую иностранные организации могут инвестировать в поддержку местных СМИ15.

- противодействие злоупотреблениям исполнительной власти, помогая парламентам стать более профессиональными и прозрачными, в том числе путем сотрудничества с Конгрессом США. для расширения таких усилий, как Партнерство за демократию в палатах парламентов.

states/2021-01 -20/last-chance-american-international-

ism?utm_medium=newsletters&utm_source=fato-

day&utm_cam-

paign=The%20Last%20Chance%20for%20Ameri-can%20Internationalism&utm_content=20210120&utm_ter m=FA%20Today%20-%20112017 Дата обращения -26.03.2021

12 Hal Brands.The Last Chance for American Internationalism. Confronting Trump's Illiberal Legacy.January 20, 2021. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-01 -20/last-chance-american-international-ism?utm_medium=newsletters&utm_source=fato-day&utm_cam-

paign=The%20Last%20Chance%20for%20Ameri-can%20Internationalism&utm_content=20210120&utm_ter m=FA%20Today%20-%20112017.Дата обращения -23.03.2021

13 Hal Brands.The Last Chance for American International-

ism.Confronting Trump's Illiberal Legacy.January 20, 2021

URL.https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-01 -20/last-chance-american-international-

ism?utm_medium=newsletters&utm_source=fato-day&utm_cam-

paign=The%20Last%20Chance%20for%20Ameri-

can%20Internationalism&utm_con-

tent=20210120&utm_term=FA%20Today%20-%20112017

Дата обращения - 23.03.2021

14 Patrick W. Quirk. Eguiar Lysundia. Strengthening citizen-centered governance should be a core element of the Biden administration's democracy agenda. Wednesday, December 16, 2020. URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2020/12/16/strengthening-citizen-centered-govern-

ance-should-be-a-core-element-of-the-biden-admi......Дата

обращения - 20.03.2021

15 Patrick W. Quirk. Eguiar Lysundia. Strengthening citizen-centered governance should be a core element of the Biden administration's democracy agenda. Wednesday, December 16, 2020. URL:

https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2020/12/16/strengthening-citizen-centered-govern-ance-should-be-a-core-element-of-the-biden-admi.. .Дата обращения - 12.02.2021

Этот аспект помощи содействия развитию направлен на трансформирование и трансформирование государств с президентской властью, обеспечивая контроль над ними. Эти устремления касаются контроля исполнительной власти, законотворческой деятельности, правоприменительной практики, включая деятельность судебных органов в президентских республиках.

В качестве инструментов предлагается наращивания потенциала сотрудников в судебных органах, установления сроков пребывания в должности судей, ограничивая их от политической системы стран их пребывания.

В странах с зарождающейся демократией разрыв между центром и остальной частью страны растет с точки зрения социально-экономических показателей и качества государственных услуг, и США будут оказывать помощь в изменении политического ландшафта стран в части значимости роли отдаленных, сельских или неблагополучных районов. В се это направлено на обеспечение внутренней демократии в странах, в т.ч. на основе предоставленных инновационных информационных технологий со стороны США.

Выше обозначенные цели обозначены США как политика в области содействия международному развитию, направленному на человека-гражданина, предоставляя ему полноценное восприятие демократических основ и прав граждан16.

В этой связи США ставят перед собой задачу вновь возродить роль и8ЛШ как ведущего агентства по обеспечению политики США в области содействия международному развитию.

В качестве определяющих направлений экспертное сообщество выделяет следующее:

- помощь странам в смягчении последствий СОУГО-19 в целях формирования здоровой среды для человека и экономики, в т.ч. обеспечение доступа к вакцинам для предотвращения будущих пандемий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- помощь в смягчении для развивающихся стран последствий изменения климата и содействие в адаптации к ним17.

ШАГО, преобразовав кадровый состав и восполнив его специалистами, имеющими опыт международной деятельности, должен получить необходимые ресурсы и стать ведущим международным центром по развитию в 21 веке.

По оценке администрации президента Д. Бай-дена, приоритет в области развития, как и оборонная политика и дипломатия - это базовые основы

16 Patrick W. Quirk. Eguiar Lysundia. Strengthening citizen-centered governance should be a core element of the Biden administration's democracу agenda. Wednesday, December 16, 2020. URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2020/12/16/strengthening-citizen-centered-govern-

ance-should-be-a-core-element-of-the-biden-admi......Дата

обращения - 20.03.2021

17 G. Ingram. Making USAID a premier development agency. Feb.2021. URL: Http//www.brookings.edu\research/making-usaid-a-premier-development-agency/ Дата обращения -23.03.2021

18 G. Ingram. Making USAID a premier development agency.

Feb.2021. URL: Http//www.brookings.edu\research/making-

для внутренней и внешней политики США, в т.ч. обеспечения национальной безопасности США.

^АГО современная администрация рассматривает в одном ряду с Госдепом и Минобороны США, сетуя на то, что бюджет ШАГО в 2020-2021 г. в 14 раз меньше оборонного бюджета.

Сотрудничество в целях развития или иностранная помощь в современных условиях является главным инструментом продвижения интересов США, таких как помощь в стабилизации положения союзников и построение рыночной экономики Такая постановка вопроса объясняется не столько значимостью американского образа жизни и экономики для мирового сообщества, сколько их «моральным императивом как отдельных лиц, так и нации в целом» 18.

Воспитание американского общества в указанном духе осуществлялось уже с конца 60-х годов19, и результатом явилась поддержка подавляющим числом социума США иностранной помощи, используемой для общественных благ: образования детей, удовлетворения потребностей в области здравоохранения, реагирование на стихийные бедствия, гендерного равенства, установления демократических стандартов жизни на основе свободы личности, принятых в США.

^АГО в условиях президентства Д.Трампа утратило ряд своих полномочий в политике развития и управления бюджетом, т.к.их большая часть реализуется государственным секретарем. Он контролирует 60 % бюджета иностранной помощи, при этом основные программы возложены на Государственный департамент и Казначейство, а также на Корпорацию «Вызовы тысячелетия»

(МСС). Противоречие имеет место и в том, что работавшие там дипломаты не понимали и не уважали уникальный опыт экспертов и дипломатов в области развития, не согласуя свои действия с ними, затрудняя реальное продвижение интересов США на внешнем контуре.

В современных условиях администрация вновь ставит задачу, чтобы стратегия США на внешнем контуре, реальная политика и обозначенные приоритеты были четко взаимоувязаны в процессе деятельности ^АГО. И все эти составляющие должны быть адекватным образом профинансированы

Приоритетами в области международного сотрудничества в области развития для США будут являться на период 2021-2024гг. определяются:

usaid-a-premier-development-agency/ Дата обращения -20.03.2021

19 Большинство американцев разделяют американский интернаицонализм.. В 2019 г.7 из 10 заявили, что для бу-дущегсо их страны лучше всего играть активную роль в мировых делах, и 93 % с тем, что США доджны работать над ограничением распространения COVID-19 в других странах.- Источник: К. Lord, .А. Mei Chang. The quiet revolution: What Congress should know about foreign assistance today. 02.08.2021. URL: https://www.brook-ings.edu/blog/future-development/2021/02/08/the-quiet-rev-olution-what-congress-should-know-about-foreign-assis-tance-todayДата обращения - 20.03.2021

- выращивание местного потенциала в странах-партнерах, чтобы они могли взять на себя ответственность за свое развитие, уменьшая свою зависимость от иностранной помощи;

- разработка программ по среднесрочной и долгосрочной реакции ^АГО на пандемию га\ТО-19 в мире;

- разработка стратегии в контексте глобальной борьбы с Китаем20 с целью снизить его потенциал в деятельности по содействию международному развитию, при этом не исключая его из решения глобальных задач - изменение климата и гуманитарных вопросов.

В содействии международному развитию ^АГО противопоставит китайской стратегии модель грантовой поддержки, которая будет базироваться на прозрачности, нацеленности на определенную цель и равенстве ее получения. Эта помощь будет реализовываться во взаимодействии с Комитетом содействия развитию ОЭСР, Всемирным банком, Всемирной организацией здравоохранения и другими международных организациями;

- тендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин21.

- одним из базовых целей программах развития - содействие формированию и развитию гражданского общества, сформулировав основные прин-

22

ципы этой деятельности. 22

- интегрирование целей и задач в области развития (ЦУР ООН 2030) в политику и практические цели, стоящие перед демпартией США, при этом подчинив действия основных доноров этим целям;

- продвижение в процессе помощи демократии, прав человека и борьбу с коррупцией согласно законодательству США. Все это должно быть отражено в обновленной Стратегии USAID в области

23

демократии, прав человека и управления23, сделанной на основе предыдущей версии.

Акцент, видимо, будет сделан на развитие интернет-платформ, социальных сетей, на выявление граждан авторитарных режимов для разъяснения им редств и методов для борьбы с этими режимами. В ней будут отражены вопросы изменения климата и восстановления после пандемии COVID-19.

- Цифровая инициатива направлена на создание условий для восстановления экономического производства, делая его инклюзивным. Но такие

страны как «Россия, Китай и другие автократии используют цифровые инструменты в качестве оружия против демократии»24. США должны запустить крупную государственную / частную глобальную цифровую инициативу с участием многих доноров25, чтобы вести развивающиеся страны в цифровую эпоху, которая нацелена на:

A) продвижение в области развития для стран-партнеров;

Б) внешнеполитические / стратегические достижения как противодействие агрессивности Китая в отношении 5G и российской дезинформации;

B) на получение коммерческой прибыли США.

В указанной Стратегии эксперты настаивают

на изменении порядка финансирования политики в области развития. В частности, это использование авансового финансирования на весь срок реализации страновой программы, позволяющее инвестировать в инфраструктуру и долгосрочные проекты. Во-вторых, сроки отчетности использования средств должны быть скорректированы с учетом возможных бюджетных ограничений правительств-партнеров. И для стран-союзников для кумулятивного инвестирования должны быть разработаны четкие критерии, которым они должны соответствовать, чтобы работать совместно с США.

В этой связи полагаем возможным вывод, что помощь развитию и ее внешнее соответствие ЦУР ООН 2030 на деле направлена на проведение политики восстановления гегемонизма США и их бессловесных союзников в мире. Эта помощь абсолютно не учитывает ни потребности, ни задачи национального суверенного развития стран-реципиентов помощи.

Пандемия СОУ[Э-19 на практике обнулила все те факты позитивности, которые традиционно приводят эксперты вследствие помощи по международному развитию за последние десятилетия.

Вполне ожидаемым может быть то, что руководство США столкнется с растущим разрывом между потребностями международного развития и реальными политическими возможностями для их решения с учетом того, что внутренние потребности США во время пандемии обострили внутренние противоречия в стране.

20 G. Ingram. Making USAID a premier development agency. Feb.2021. URL: Http//www.brookings.edu\research/making-usaid-a-premier-development-agency/ Дата обращения -20.03.2021

21 Ginette Azcona, Antra Bhatt, Jessamyn Encarnacion, Juncal Plazaola-Castano, Papa Seck, Silke Staab, Laura Turquet. GENDER EQUALITY IN THE WAKE OF COVID-19. UN Women 2020 .р.р.17 e-ISBN: 978-92-1-005339-6 URL:https://www.unwomen. org/-/media/headquarters/attachments/sections/library/publica-tions/2020/gender-equality-in-the-wake-of-covid-19-en.pdf?la=en&vs=5142.Дата обращения - 20.03.2021

22 . G. Ingeram.Making USAID a premier development

agency/F eb. 17.2021. URL:

https://www.brookings.edu/research/making-usaid-a-

premier-development-agency/#footnote-9. Дата обращения-20.03.2021

23USAID STRATEGY ON DEMOCRACY HUMAN RIGHTS AND GOVERNANCE U.S.Agency for International Development .Washington, 2013. Р.р.46 URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/docu-ments/1866/USAID-DRG_fina-_6-24-31 .pdf Дата обращения - 20.03.2021

24 G. Ingram. Making USAID a premier development agency. Feb.2021. URL: Http//www.brookings.edu\research/making-usaid-a-premier-development-agency/ Дата обращения -20.03.2021

25George Ingram. Development in Southeast Asia: Opportunities for donor collaboration Chapter 2. The digital world. DECEMBER 2020. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2020/12/Development-Southeast-Asia-Ch2-Digital.pdf Дата обоащения - 25.03.2021

В 2021 г. , Конгресс США выделил 6,4 млрд долларов для финансирования чрезвычайной международной помощи, но президент Байден предложил выделить дополнительно 11 млрд долл на международные усилия по реагированию на пандемию, но Конгресс не поддержал это предложение.

Кроме того, в Конгрессе США было озвучено предложение, что США должны усилить консалтинг в части повышения эффективности сбора налогов в странах-реципиентах (БЯМ), что сократит потребности в помощи их развитию. DRM составляет 5,5 трлн долл в год, являясь крупнейшим источником финансирования содействия развитию.

Для сравнения национальный частный сектор инвестирует в проекты по содействию развитию около 3.9 трлн.долл, международные частные инвестиции не превышают 1 трлн долл, а ремитансы около 300 млрд.долл, т.о. собственно официальная помощь развитию в среднем не превышает 200 млрд.долл.26

Конгресс США требует от ^АГО использовать государственные ресурсы для стимулирования инвестиций частного капитала в развивающихся странах. Это могут быть как прямые инвестиции в акционерный капитал, ссуды и гарантии по кредитам, страхование политических рисков и техническую помощь для выявления и ускорения инвестиционных проектов.

Конгресс США в 2019г. объединил Корпорацию зарубежных частных инвестиций ( ОР1С) с частью подразделений ШАГО, создав ББС 27, у которой есть новые полномочия по инвестированию в акционерный капитал и бюджет в 60 млрд долларов.

Эта корпорация фактически будет выступать соинвестором или инициатором инвестирования крупных капиталовложений, которые при снижении рисков могут вызывать интерес со стороны частного сектора стран-реципиентов США рассматривает инвестиции в инфраструктуру, энергетику, водоснабжение, сельское хозяйство и здравоохранение.

Симптоматично, что в 2021г. Конгресс США ставит вопрос об использовании американской правоприменительной практики для обнаружения доходов от коррупции, возврата средств в страны происхождения средств, спрятанных в иностранных юрисдикциях. Только вследствие коррупции их развивающихся стран ежегодно выводится от 20 до 40 млрд долл28.

26 К. Lord, .А. Mei Chang. The quiet revolution: What Congress should know about foreign assistance today. 02.08.2021. URL: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2021/02/08/the-quiet-revolution-what-congress-should-know-about-foreign-assistance-today. Дата обращения - 25.03.2021

27 US International Development Finance Corporation. URL: https://www.dfc.gov/ Дата обращения - 25.03.2021

28 К. Lord, .А. Mei Chang. The quiet revolution: What Con-

gress should know about foreign assistance today.

02.08.2021.URL: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2021/02/08/the-quiet-revolution-what-con-gress-should-know-about-foreign-assistance-today Дата обращения - 25.03.2021

Таким образом, на период 2021-2024 г. помощь «американского народа» в рамках деятельности USAID будет ориентироваться на продвижение американских интересов и поддержание роли лидера Америки на мировой арене., что направлено на построение безопасного и процветающего мира и безопасной и процветающей Америки29.

USAID призвано продвигать и демонстрировать миру демократические ценности за рубежом30

Выводы.

1. США за период президента Д. Трампа утратили свою лидирующую роль в международной помощи развитию. Реформирование USAID в части обеспечения большего дипломатического и политико-экономического профессионализма сотрудников USAID, возможности привлечения профессионалов-отраслевиков - представляет актуальную задачу на период функционирования администрации Д.Байдена.

2. USAID, чтобы быть эффективной и оперативно реагирующей на вызовы современного развития и восстановить свой позитивный авторитет в развивающихся странах, должна обрести финансовую самостоятельность, в т.ч. для выполнения роли инициатора крупномасштабных инвестиций в сооружение объектов. жизненно важных для стран-реципиентов помощи. Таким образом опыт КНР в части использования помощи в виде коммерческого и технического содействия развивающимся странам признан как отвечающий потребностям времени и экономическим интересам стран-реципиентов помощи.

3. USAID вновь будет выполнять роль агента и одновременно инструмента реализации внешней политики ( в т.ч. и внешнеэкономических приоритетов) США, в т.ч. в части восстановления лидерства США как мирового гегемона, используя для этого правоприменительную практику США для наложения санкций или возврата финансовых средств, выведенных по оценке США, из национальных юрисдикций за границу.

4. Помощь по линии USAID будет, в первую очередь, подчинена проведению интересов США и обеспечению их безопасности на мировой арене, во-вторых, решению глобальных проблем изменения климата, и в третьих, повышению значимости американских корпораций в развитии экономик развивающихся стран. Собственно потребности развивающихся стран и обретения ими полного суверенитета за счет эффективного использования

29 Gloria Steel. RESTORING USAID'S LEADERSHIP IN FOREIGN ASSISTANCE. Statement by USAID Acting Ad-ministrator.February 4, 2021. URL:https://www.usaid.gov/news-information/press-releases/feb-4-2021-restoring-usaid-leadership-foreign-as-sistance// Дата обращения - 25.03.2021

30 NEW USAID PARTNERSHIP PROMOTES EQUITY IN SCIENCE. February 26, 2021.URL: https://www.usaid.gov/news-information/press-re-leases/feb-26-2021 -new-usaid-partnership-promotes-equity-science/. Дата обращения - 25.03.2021

помощи развитию будут USAID использоваться как формальный предлог для вмешательства во внутренние дела развивающихся стран. Одновременно USAID будет расширять информационно -пропагандистское сопровождение консультационной и иной помощи США в целях формирования климата, подтверждающего и продвигающего в развивающиеся страны демократические ценности и образ жизни США.

References

1. Foreign Aid / edited by L.M. Kapitsa) M. : MGIMO-University, 2013, p. 331

2. Framework and Set of Measures for Assessing Aid "Quality". Working Paper 524.January 2020Wash-ington, DC: Center for Global Development. 2055 L Street NW Washington, DC 20036 URL:https://www.cgdev.org/publication/ revisiting-aid-effectiveness-new-framework-and-set-measures-assessing-aid .

3. Development Co-operation Report 2019. A Fairer, Greener, Safer Tomorrow. OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/9a58c83f-en. ISBN 97892-64-57881-4 (pdf)

4. Aid by DAC members increases in 2019 with more aid to the poorest countries .OECD - Paris, 16 April 2020 . Preliminary ODA levels in 2019 on a grant equivalent basis.

5. George Ingram. How The Next Administration Can Enhance US Engagement In Global Development. October 21, 2020. URL: https://www.brook-ings.edu/blog/up-front/2020/10/21/how-the-next-ad-ministration-can-enhance-us-engagement-in-global-development/?utm_campaign=brookings-comm&utm_medium=email&utm_con-tent=97964963&utm_source=hs_email.Дата обращения - 22.10.2020

6. George Ingram and Nora O'Connell. USAID's draft policy retrenches on gender equality. Sept., 2020

7. George Ingram and Nora O'Connell. A leap in gender equality begins with better data. May, 2018.

8. George Ingram. Why restoring US leadership at the multilaterals is an important step for addressing COVID-19. May 14, 2020.

9. George Ingram. What every American should know about US foreign aid. October, 2019.

10. Kristine Lee. The United States Can't Quit on the UN.When America Withdraws, China Wins. September 24, 2020. URL:https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-09-24/united-states-cant-quit-un?utm_me-dium=newsletters&utm_source=fatoday&utm_cam-paign=Dire%20 Straits&utm_con-tent=20200924&utm_term=FA%20Today%20-%20112017

11. George Ingram. Why restoring US leadership at the multilaterals is an important step for addressing COVID-19/ May,2020. URL: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2020/05/14/why-restoring-us-leadership-at-the-multilaterals-is-an-important-step-for-addressing-covid-19/

12. Remarks by President Biden in Press Confer-ence.MARCH 25, 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/03/25/remarks-y-president-biden-in-press-conference/

13. OECD (2019), Development Co-operation Report 2019: A Fairer, Greener, Safer Tomorrow, OECD Publishing, Paris, URL: https://doi.org/10.1787/9a58c83f-en., p. 17-27

14. COVID-19 to Add as Many as 150 Million Extreme Poor by 2021. URL:

https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2020/10/07/covid-19-to-add-as-many-as-150-million-extreme-poor-by-

2021#:~:text=The%20C0VID%2D19%20pandemic% 20is,severity%20of%20the%20economic%20contracti on.

15. Reversing the Inequality Pandemic: Speech by World Bank Group President David Malpass URL: https://www.worldbank.org/en/news/speech/2020/10Z0 5/reversing-the-inequality-pandemic-speech-by-world-bank-group-president-david-malpass

16. K.M.Lord, A.M.Chang. The quiet revolution: What Congress should know about foreign assistance today. February,8,2021. URL: https://www.brook-ings.edu/blog/future-development/2021/02/08/the-quiet-revolution-what-congress-should-know-about-foreign-assistance-today/?utm_cam-paign=Global%20Economy%20and%20Develop-ment&utm_medium=email&utm_con-

tent=110085770&utm_source=hs_email

17. Reuben E. Brigety II. The Fractured Power.How to Overcome Tribalism.March/April 2021 URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-02-16/fractured-power?utm_me-dium=newsletters&utm_source=week-end_read&utm_content=20210327&utm_cam-paign=Weekend%20Read_032721%20The%20Frac-tured%20Power&utm_term=FA%20Weekend%20Rea d-012320

18. V.V.Perskaya. Social inequality - the inevitability of the prevailing model of the socio-political structure in the world // "Social and labor research", 2020, No. 1 (38) / p. 8-19, ISSN 2658-3712

19. Caitlin McKee, Catherine Blampied, Ian Mitchell, and Andrew Rogerson. Revisiting Aid Effectiveness: A New Framework and Set of Measures for Assessing Aid "Quality" 2020. Center for Global Development 2055 L Street NW Washington;

20. Patrick W. Quirk, Eguiar Lysundia. Strengthening citizen-centered governance should be a core element of the Biden administration's democracy agenda. Wednesday, December 16, 2020. URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2020/12/16/strengthening-citizen-centered-gov-ernance-should-be-a-core-element-of-the-biden-admi...

21. Hal Brands. The Last Chance for American Internationalism. Confronting Trump's Illiberal Legacy. January 20, 2021 URL:.https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-01 -20/last-chance-american-international-

ism?utm_medium=newsletters&utm_source=fato-day&utm_cam-

paign=The%20Last%20Chance%20for%20Ameri-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

can%20Internationalism&utm_con-

tent=20210120&utm_term=FA%20Today%20 -

%20112017

22. Patrick W. Quirk. Eguiar Lysundia. Strengthening citizen-centered governance should be a core element of the Biden administration's democracy agenda. Wednesday, December 16, 2020. URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2020/12/16/strengthening-citizen-centered-governance-should-be-a-core-element-of-the-biden-admi......

23. Ginette Azcona, Antra Bhatt, Jessamyn Encarnacion, Juncal Plazaola-Castano, Papa Seek, Silke Staab, Laura Turquet. GENDER EQUALITY IN THE WAKE OF COVID-19. UN Women 2020 .p.p. 17 e-ISBN: 978-92-1-005339-6 URL:https://www.unwomen.org/-

/media/headquarters/attachments/sections/library/pub-lications/2020/gender-equality-in-the-wake-of-covid-19-en.pdf?la=en&vs=5142

24. USAID Strategy On Democracy Human Rights And Governance U.S.Agency for International Development .Washington, 2013. P.p.46 URL: https://www.usaid.goV/sites/default/files/documents/1 866/USAID-DRG_fina-_6-24-31 .pdf

25. US International Development Finance Corporation. URL: https://www.dfc.gov/

26. Restoring Usaid's Leadership In Foreign As-sistance.Statement by USAID Acting Administrator Gloria Steele.February 4, 2021. https://www.usaid.gov/news-information/press-re-leases/feb-4-2021 -restoring-usaid-leadership-foreign-assistance

27. New USAID Partnership Promotes Equity In Science. February 26, 2021.

URL: https://www.usaid.gov/news-

information/press-releases/feb-26-2021-new-usaid-partnership-promotes-equity-science

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.