Научная статья на тему 'Новая профилактическая стратегия - эффективный инструмент решения современных проблем общественного здоровья'

Новая профилактическая стратегия - эффективный инструмент решения современных проблем общественного здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
301
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая профилактическая стратегия - эффективный инструмент решения современных проблем общественного здоровья»

время классическую остеопатию следует наполнить доказательной базой современных научных достижений, в познании структуры и функции организации на всех уровнях тела человека: от субклеточных элементов, клеток, до тканей и систем. Естественно, использование современного приборного (физиологические и клинические методы) обеспечения предаст классической остеопатии новый импульс в получении достоверных результатов лечения.

Литература

1. ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: АМЕРИКАНСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ Джордж У.Нортуп, ДО, ФААО Чикаго, Иллиноис 60611, третье издание.

2. Краниосакральная терапия. Джон Е. Апледжер и Ян Д. Вредвугд Арбор, Мичеган 1983.

3. Развитие фундаментальных основ остеопатической медицины в России. Аннотированный сборник избранных публикаций 1996 - 2005г. Русская Высшая Школа Остеопатической Медицины. 2005г. Санкт-Петербург.

4. Немедикаментозная терапия. Под редакцией Н.А.Белякова. Издательский дом СПбМАПО, Санкт-Петербург, 2005г.

5. Принципы остеопатии. Д.Е.Мохов И.А.Егорова Т.Н.Трофимова Санкт-петербург, издательский дом СПбМАПО 2004г.

6. Анатомические поезда. Томас В. Майерс. New York, Addison Wesley. 1995.

7. Early Osteopathy in the Words of A.T.Still. Kirksville, Missouri. The Thomas Jefferson University Press 1991.

8. Osteopathic manipulative medicine. SFIMMS series in neuromusculoskeletal medicine. San Francisco, CA 94114, 2000.

В.Ф. Москаленко

НОВАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца,

Киев, Украина

Многоаспектная значимость здоровья как интегрального критерия качества жизни населения, социально-культурного развития общества и мощного фактора дальнейшего общественного прогресса обуславливает ориентацию современной государственной политики большинства стран мира в сфере здраво-хранения на сохранение и укрепление общественного здоровья.

Международный опыт решения современных проблем в сфере охраны здоровья населения убедительно доказывает, что инвестиции в здоровье являются весомым вкладом в развитие человеческого потенциала, социальное благополучие и экономическое благосостояние людей.

Новые вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются системы здравоохранения в современных условиях глобализации, интеграции, мобильности и технологического прогресса, включая демографические и климатические изменения, увеличение глобального бремени болезней, растущие запросы населения относительно качества медицинской помощи, создание дорогостоящих технологий и методов лечения, приводят к повышению стоимости медицинского обслуживания и общих затрат на здравоохранение.

Кризисные явления в мировой экономике усложняют работу национальных систем здравоохранения по сохранению здоровья, своевременному оказанию доступных и качественных медицинских услуг населению на уровне современных стандартов, создают угрозу возможной нежизнеспособности и даже краха многих систем в ближайшем будущем в случае непринятия адекватных мер по их масштабной модернизации.

Во многих стратегических и программных документах ВОЗ, в частности в Таллиннской и Бангкокской хартиях, резолюциях сессий Исполнительного комитета Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) подчеркнута актуальность совершенствования систем здравоохранения. Актуальность решения вопросов укрепления систем здравоохранения нашла отражение в резолюции 59-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ «Здравоохранение в период глобального экономического кризиса: последствия для Европейского региона ВОЗ».

В целях совершенствования систем здравоохранения во многих странах мира осуществляются поиск путей их адаптации к новым условиям и разноплановые реформы, направленные на совершенствование систем здравоохранения, обеспечение соответствия результатов их деятельности ожиданиям пациентов, повышение качества медицинской помощи. Примерами таких реформ являются структурно-функциональные преобразования в сфере здравоохранения в Великобритании, Германии и других странах мира.

В настоящее время ощущается насущная необходимость в поиске и формировании универсальной модели системы здравоохранения, способной функционировать с максимальной продуктивностью в разных странах и обеспечивать оказание медицинской помощи максимально высокого уровня при минимальных финансовых ресурсах. Чрезвычайную важность приобретают вопросы преодоления существенных финансовых ограничений, поиска адекватных источников финансирования для обеспечения реальных потребностей общества в различных услугах здравоохранения.

При поиске путей оптимизации охраны здоровья населения особое внимание следует уделить развитию профилактики как наиболее эффективной стратегии. Ее действенность подтверждена опытом мировой медицины, хотя содержание понятия профилактики и конкретные формы ее осуществления менялись на разных этапах истории человечества в зависимости от условий обще-

ственного строя, господствующего мировоззрения и уровня развития науки. Сегодня профилактика должна трактоваться в новом контексте как механизм реального улучшения общественного здоровья и экономии ресурсов.

В основе формирования концепций и программ профилактики лежит теория факторов риска, которые, в отличие от непосредственных причин заболеваний и их последствий, создают негативный фон, способствующий возникновению заболеваний. Существует реальная возможность использования знаний о факторах риска на практике для профилактики заболеваний, прогнозирования их возникновения, особенностей течения, диагностики.

Как показывает исторический опыт, большинство достижений в сфере общественного здоровья связано с устранением или уменьшением действия факторов риска.

Так, улучшение водоснабжения и развитие санитарии позволили противостоять многим возбудителям инфекционных болезней и кардинально сократить заболеваемость холерой, другими диарейными заболеваниями. В последующем благодаря вакцинации и иммунизации населения была ликвидирована в мировом масштабе натуральная оспа, практически ликвидирован полиомиелит, существенно сократилась заболеваемость другими инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики.

Законодательными мерами во многих странах удалось ослабить негативное влияние некоторых производственных факторов, факторов риска на дорогах и т.п. Однако, во многих других отношениях современный мир стал более уязвимым, что связано с распространением поведенческих факторов риска и появлением новых угроз для общественного здоровья.

Экспертами ВОЗ определены ведущие факторы риска для здоровья населения. В частности, для развивающихся стран такими факторами являются бедность, низкая масса тела, небезопасная вода, плохие санитарно-гигиенические условия, небезопасный секс, железодефицитная анемия, дым в помещениях от сжигания твердых видов топлива. Для экономически развитых стран палитру факторов риска составляют артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, табакокурение, злоупотребление алкоголем, ожирение и низкая физическая активность. Эти факторы риска, ассоциирующиеся с богатством и изобилием, получают сегодня распространение также в развивающихся странах, создавая двойное бремя нездоровья.

Анализ бремени болезней в Европе на основе показателя DALY свидетельствует, что почти 60% его величины приходится на 7 ведущих факторов риска, а именно на высокое кровяное давление (12,8%), табак (12,3%), алкоголь (10,1%), гиперхолестеринемию (8,7%), избыточную массу тела (7,8%), недостаточное потребление фруктов и овощей (4,4%), малоподвижный образ жизни (3,5%). Каждый из указанных факторов связан, по крайней мере, с двумя ведущими заболеваниями, наряду с этим, каждое ведущее заболевание связано с

двумя и более факторами риска.

В условиях эпидемиологического перехода в середине XX ст. от инфекционного к неинфекционному типу патологии значимость перечисленных факторов риска существенно возрастает.

Наиболее важными причинами бремени болезней в странах Европейского региона ВОЗ являются хронические неинфекционные заболевания (77,0%), в то время как на внешние причины травм и отравлений приходится 14,0%, инфекционные заболевания - 9,0%.

Прогнозные расчеты показывают, что если не противодействовать многим факторам риска, их негативное воздействие на здоровье будет еще сильнее проявляться в будущем. Анализ роли конкретных факторов риска в формировании связанной с ними патологии является оптимальным методом раскрытия причин, общих закономерностей эпидемиологических процессов, их прогнозных тенденций, обоснования эффективных мер профилактики. Известно, что сокращение факторов риска в популяции и улучшение детерминант здоровья сопровождаются снижением заболеваемости, смертности населения и увеличением средней ожидаемой продолжительности жизни. Успехи в реализации профилактического направления в здравоохранении четко демонстрирует работа ВОЗ по борьбе с инфекционными болезнями.

В 1950 г. по инициативе ВОЗ в мире началось важное профилактическое мероприятие - массовая иммунизация детей против туберкулеза вакциной БЦЖ. В 1952 г. была разработана первая противополиомиелитная вакцина. Полное искоренение оспы, изувечившей и забравшей жизни миллионов людей, явилось в 1979 г. действительно революционным событием и огромной победой мирового сообщества над опасной болезнью благодаря профилактике. Успешными оказались совместные усилия специалистов здравоохранения в борьбе с полиомиелитом, благодаря которым были спасены 1,2 млн детей, у 5 млн предупрежден детский паралич. Одним из действенных инструментов в работе по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с их глобальным распространением стали Международные санитарные правила (1951 г.), пересмотренные и переименованные в Медико-санитарные правила в 1969 г., а затем в 2005 г., с расширением сферы их действия и с учетом новых заболеваний. Последний вариант Правил вступил в силу в 2007 г. Важным профилактическим шагом в борьбе с инфекционными болезнями стало создание в 2000 г. Глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий борьбы против их международного распространения.

В результате трансформации доминирующего инфекционного типа патологии населения в неинфекционный на смену приоритетам борьбы с инфекционными болезнями пришли задачи сокращения и предупреждения многих социально обусловленных болезней эндогенного характера, таких как сердечнососудистые, онкологические, эндокринные, психические и т.д. Сегодня на ле-

чение хронических неинфекционных болезней приходится 70-80% расходов на медицинскую помощь. Так, на сердечно-сосудистую патологию - ведущую причину нездоровья в 25 странах-членах ЕС тратится 168 млрд. евро. Во Франции на долю болезней, связанных с ожирением, приходится от 1,5% до 4,6% суммарных расходов на здравоохранение, Великобритании - 4,6%, Швеции -1,9%. На лечение заболеваний, обусловленных алкоголем, в странах Европы расходуется около 1% ВВП. Расходы, связанные с умышленными и непреднамеренными травмами, дорожно-транспортными происшествиями, обходятся европейцам в 2% ВВП.

В свете этих социально-экономических последствий одним из ключевых вопросов является то, в какой степени системы здравоохранения должны способствовать вложению средств в политику и стратегии, направленные на уменьшение спроса на медицинскую помощь за счет действенных мер по укреплению здоровья и профилактике болезней. Однако на предупреждение медико-социальных потерь и экономических убытков, укрепление здоровья и профилактику выделяется относительно небольшая часть бюджета здравоохранения.

Опыт развитых стран мира по внедрению широкомасштабных профилактических программ подтвердил возможность управления факторами риска и снижения заболеваемости населения сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так, проведение в США в начале 70-х гг. XX ст. целенаправленных мер по борьбе с артериальной гипертензией на федеральном уровне привело к снижению в 2 раза смертности от мозговых инсультов за 20 лет, от инфаркта миокарда - на 40%. Благодаря реализации аналогичных программ в Японии смертность от инсультов сократилась в четыре раза, в ФРГ - в 2 раза. Проведение в 80-х гг. XX ст. в ряде городов бывшего СССР широкомасштабных профилактических программ также показало эффективность профилактики на популяционном уровне.

Опыт реализации разработанной Европейским региональным бюро ВОЗ в рамках стратегии "Достижение здоровья для всех к 2000 году" долгосрочной международной интегрированной программы профилактики неинфекционных заболеваний (программа СШ01) подтвердил эффективность интегрированных подходов в борьбе с неинфекционными болезнями. Долгосрочное осуществление проекта "Северная Карелия" в Финляндии показало, что путем сокращения таких факторов риска, как артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия и табакокурение, можно уменьшить частоту ишемической болезни сердца среди мужского населения трудоспособного возраста на 80%; смертность от рака легких - на 60%. Доказано, что снижение на 1% уровня холестерина в популяции позволяет сократить смертность от ишемической болезни сердца на 2%-4%, уменьшение распространенности табакокурения на 1% - предупредить 2 тыс. смертей от ишемической болезни сердца.

Однако, несмотря на убедительные доказательства значимости профилактики в предупреждении заболеваний и высокой эффективности применения профилактических программ, она еще не стала приоритетом и действенным инструментом в деятельности систем здравоохранения многих стран по укреплению и сохранению здоровья населения. То же самое можно сказать и о властных структурах любого уровня, где профилактика не является действительным приоритетом.

Недостаточная реализация широких возможностей профилактики обусловлена, с одной стороны, премущественной ориентацией служб здравоохранения на болезнь и больного, а не на охрану здоровья здоровых; с другой стороны, - отсутствием надлежащего финансирования профилактических программ, сложностью расчетов их стоимости и прогнозной оценки ожидаемой эффективности, что является определяющим для политиков, планирующих финансовые ресурсы.

Вместе с тем, по данным специалистов Центра по контролю за инфекционными болезнями (США, Атланта), 1 доллар США, вложенный в вакцинацию против кори, дает прибыль в размере 11,9 долл. США, полиомиелита - 10,3 долл. США, паротита - 6,7 долл. США, краснухи - 7,7 долл. США, которые экономятся на лечении этого заболевания.

Известно, что на ликвидацию оспы в мировом масштабе было потрачено 313 млн долл. США, а величина предупрежденного ущерба составляет ежегодно 1-2 млрд. долл. США. Ни одна отрасль не дает такой весомой отдачи.

Таким образом, полученные в последние десятилетия XX ст. во многих странах мира действенные результаты выполнения профилактических программ наглядно подтвердили необходимость широкомасштабного осуществления комплексных профилактических мероприятий на популяционном уровне. Именно профилактика, реализуемая в рамках национальных стратегий на основе широкого межсекторального подхода, является реальным механизмом решения глобальных проблем в сфере сохранения и укрепления здоровья. Принципы комплексной стратегии укрепления здоровья нашли отражение в ряде важнейших документов международного уровня, в т.ч. Оттавской хартии по укреплению здоровья (1986 г.), программе ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке» (1998 г.), Бангкокской хартии по укреплению здоровья (2005) и других документах.

В соответствии с материалами Европейской министерской конференции ВОЗ «Системы здравоохранения - здоровье - благосостояние» современный подход к укреплению здоровья населения должен предусматривать сочетание мер, принятых на разных уровнях воздействия на детерминанты здоровья. Мероприятия, осуществляемые на верхнем (государственном) уровне, должны включать действия, способствующие укреплению здоровья населения и касающиеся перераспределения налоговых поступлений, повышения качества жилья, применения поощряющих к обучению стимулов. Меры, реализуемые на ниж-

нем (местном) уровне, предполагают использование непосредственных действий по укреплению здоровья и первичной профилактике заболеваний, направленных на поведение и образ жизни отдельных людей.

Важное значение при обосновании и выборе стратегий имеет наличие информации о результативности и экономической эффективности предложенных мер, наиболее адекватных организационных структурах и механизмах их финансирования. В условиях ограниченности поддержки мероприятий по охране и укреплению здоровья населения, низкого уровня приоритетности финансирования указанных мероприятий в большинстве стран, особую актуальность приобретают вопросы контроля расходования средств, выделяемых на охрану и укрепление здоровья, преодоления ограниченности сферы финансовой деятельности, т.е. ведомственных или иных преград.

ВОЗ рекомендует правительствам, министерствам здравоохранения занимать ведущую роль в разработке стратегий профилактики факторов риска, поддерживать научные исследования, совершенствовать системы контроля и расширять доступ к глобальной информации.

Системам здравоохранения необходимо обеспечивать целостный подход к медицинскому обслуживанию, включающий содействие улучшению здоровья, профилактику, интегрированные программы борьбы с болезнями, с акцентом на эффективные профилактические стратегии относительно факторов высокого риска для здоровья: табакокурение, небезопасный секс, нездоровый пищевой рацион, ожирение.

Целесообразным является использование межсекторального и международного сотрудничества для управления факторами риска и повышения эффективности просветительской деятельности. Необходимо придерживаться сбалансированности между деятельностью на уровне правительств, общин и отдельных лиц, поддерживать реализованные ими меры усилиями негосударственных организаций, средств массовой информации. Важными мероприятиями в плане формирования стратегии борьбы с факторами риска должны стать их оценка и определение контингента лиц, в наибольшей степени испытывающих действие факторов риска.

Чрезвычайно важным является изучение причин нездоровых моделей поведения, большей преемственности и адекватности одних мер по сравнению с другими, хотя восприятие отдельных факторов риска, их количественных и качественных оценок, а также аналитических подходов и других параметров может существенно отличаться у специалистов и представителей общественности.

В соответствии с Европейской стратегией профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями «Курс на оздоровление», деятельность по устранению или уменьшению влияния факторов риска и их детерминант, а также по укреплению систем здравоохранения в целях более эффективной профилактики должна базироваться на следующих принципах: проведение профилакти-

ки на всех этапах жизни с рассмотрением ее как инвестиции в здоровье и развитие; создание обществом среды обитания, благоприятной для здоровья и выбора здорового образа жизни; соответствие деятельности служб общественного здоровья и медицинских служб задачам, стоящим перед ними в плане борьбы с существующими болезнями и укрепления здоровья; создание для людей возможностей укрепления здоровья, эффективного взаимодействия с медицинскими службами и активного участия в принятии решений относительно лечения и контроля болезней; обеспечение общей доступности возможностей для укрепления здоровья, профилактики болезней и получения медицинской помощи; ответственность правительств за выработку государственной политики по охране здоровья населения и принятие надлежащих мер во всех секторах общества.

Исходя из общемировых тенденций общественного здоровья, реальных возможностей систем здравоохранения в отношении его охраны и укрепления, существующих проблем и вызовов, а также недооценки профилактики (главным образом на государственном уровне), чрезвычайно актуальной и своевременной задачей, по нашему мнению, является разработка и реализация новой стратегии тотальной профилактики в здравоохранении и общественном здоровье. Указанная стратегия предусматривает рассмотрение профилактики в сфере охраны здоровья населения, прежде всего, как социальной профилактики с широких государственных межведомственных позиций, а не в узковедомственном понимании профилактики медицинской. Необходимость такого подхода обусловлена значительными потерями экономических и людских ресурсов вследствие заболеваний, инвалидности и смертности, которые возможно предотвратить путем осуществления системных межотраслевых медико-социальных профилактических мероприятий государственного характера.

Понимание необходимости перехода к такой широкой глобальной медико-социальной профилактике в общественном здоровье, охватывающей деятельность во всех секторах экономики и общества в целом, осуществляемой тотально и постоянно, а главное - с системных государственных позиций уже демонстрируют ВОЗ и многие страны мира, в т.ч. Великобритания, Германия, Франция, США, Швеция, Россия и др.

Доказано, что профилактика на популяционном уровне является наиболее устойчивой и значимой стратегией в долгосрочной перспективе в решении проблем общественного здоровья. Это обуславливает необходимость обоснования, разработки и реализации новой концепции в виде современной профилактической стратегии в здравоохранении и общественном здоровье и внедрения глобальной комплексной интегральной межсекторальной и межотраслевой системы профилактики вертикальной и горизонтальной направленности.

Горизонтальный вектор системы должен охватывать все причастные к формированию общественного здоровья сектора экономики и общества, включая, образование, культуру, науку, промышленность, аграрный сектор, транс-

порт, энергетику, строительство и т.д. Вертикальная направленность профилактических мероприятий предусматривает их реализацию на уровне отдельного человека, семьи, общины и общества в целом.

Объединение в рамках реализуемых профилактических программ вертикальных и горизонтальных векторов, как нам представляется, должно обеспечить глобальное комплексное интегрированное межсекторальное, межотраслевое взаимодействие на всех уровнях, что позволит эффективно предупреждать негативные тенденции в общественном здоровье и позитивно влиять на активное долголетие населения.

Данная профилактическая стратегия абсолютно актуальна на всех этапах развития общества, а также в различные возрастные периоды индивидуума, во всех сферах жизни, т.е. должна иметь тотальный характер.

Глобальная комплексная интегральная межсекторальная, межотраслевая система профилактики вертикальной и горизонтальной направленности должна предусматривать соответствующий алгоритм ее формирования и реализации. Составляющими такого алгоритма являются государственный характер, ответственность правительства, политическая приверженность, определение приоритетов, четкая стратегия, программно-целевой подход, межсекторальное взаимодействие, вертикальная направленность от человека к обществу в целом, тотальный характер на всех этапах жизни во всех сферах бытия, сокращение факторов риска, улучшение основных детерминант, формирование здорового образа жизни, надежная научная доказательная основа, информационно-разъяснительная деятельность (адвокация), достаточные инвестиции в развитие инфраструктуры, формирование людских ресурсов, нормативно-правовое регулирование, мониторинг ситуации и оценка результатов, международное сотрудничество.

Такой подход к решению проблем в сфере охраны здоровья населения не ограничивает ответственность медицинского сектора за координацию деятельности в здравоохранении и общественном здоровье. Основные направления по совершенствованию медицинского обслуживания состоят в обеспечении населения доступными и качественными медицинскими услугами. При этом целесообразно смещение парадигмы медицинской помощи на оказание комплексных услуг, включая профилактические, уделение большего внимания вопросам сохранения здоровья, улучшения стандартов медицинской помощи, адекватного финансирования и т.д.

Важнейшими аспектами профилактической деятельности является ее поддержка на уровне общины, коллективов, семьи и каждого человека. Поэтому политика в здравоохранении и общественном здоровье должна нацеливаться на формирование и развитие солидарных сообществ, систематическую работу со всеми их секторами с целью уменьшения негативного влияния факторов риска на здоровье, развитие оздоровительного потенциала в конкретных жиз-

ненных условиях, в учреждениях, заведениях и организациях социально-культурной, образовательной, производственной и других сфер, создание для всех членов общин возможностей для реализации своего потенциала.

Профилактический вектор в здравоохранении и общественном здоровье будет результативным при условии создания и обеспечения соответствующей нормативно-правовой базы, направленной на ограничение рекламы, спонсорства и сбыта опасных для здоровья изделий, защиту людей от негативного воздействия вредных факторов.

Финансовые и налоговые меры должны способствовать принятию решений в пользу здорового образа жизни.

Успешной реализации профилактических программ и стратегий будут способствовать укрепление международного сотрудничества, широкий обмен информацией, интеллектуальное и техническое взаимодействие, наращивание потенциала, проведение научных исследований по проблеме профилактики и внедрение их результатов, мониторинг ситуации по предупреждению негативного влияния на здоровье факторов риска, улучшение детерминант здоровья и межсекторальные мероприятия по повышению эффективности деятельности по укреплению здоровья.

Выводы. В современных условиях глобализации, интеграции, мобильности и технологического прогресса, появления новых вызовов и угроз здоровью населения и системам здравоохранения наиболее актуальной и эффективной стратегией для всех стран мира является профилактика.

Профилактические стратегии должны претворяться в жизнь с помощью соответствующего алгоритма и реализовываться на всех этапах развития, во всех сферах жизни, т.е. иметь тотальный характер и рассматриваться как инвестирование в человеческий капитал.

Осуществление профилактических стратегий требует комплексного интегрированного межсекторального, межотраслевого подхода, вертикальной и горизонтальной направленности, доказательности, результативности и экономической эффективности. Сочетание вертикальных и горизонтальных направлений обеспечит глобальное тотальное комплексное интегрированное межсекторальное взаимодействие на всех уровнях и во всех общественных структурах.

Переход от профилактики медицинской к профилактике социальной, реализация глобальной комплексной интегральной межсекторальной, межотраслевой системы профилактики на уровне правительственных структур, общин, семьи, каждого человека, во всех причастных секторах общества, позволит существенно сократить распространенность факторов риска среди населения, угроз для жизни и здоровья людей, реально уменьшить их влияние на здоровье, ликвидировать некоторые из них, улучшить детерминанты и интегральные показатели здоровья населения, повысить качество жизни и всесторонне содействовать общественному прогрессу.

Принципиальная новизна данной профилактической концепции заключается в ее комплексности, многовекторности, перманентности и универсальности. Доказательным базисом перспективности такой системы является наличие достоверных убедительных данных об эффективности ее составляющих, результативности функционирования.

Муджикова О.М., Сердюк И.Ю., Строев Ю.И., Чурилов Л.П.

САНОГЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ МЕСТНОЙ И СИСТЕМНОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ОРГАНИЗМЕ И ЕГО НАРУШЕНИЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ: «КОНФЛИКТ КРЕМЛЯ И СЕЛЬСОВЕТА»

Санкт-Петербургский государственный университет

Согласно принципам общей теории систем и кибернетики, ни строго централизованная регуляция, ни абсолютная автономия элементов не обеспечивают многоуровневой системе оптимальной устойчивости. Последняя достижима при сочетании и определенном разграничении автономии низших и иерархических влияний стороны высших уровней организации[1-2]. В организме осуществляются как системные дистантные нейроэндокринные воздействия на поведение клеток, так и зонально-фокальные биорегуляторные влияния, передаваемые аутакоидами - местными химическими сигналами, генерируемыми самими клетками и действующими невдалеке от места своей продукции. К тому же каждая клетка - программная живая машина, основывающаяся на собственной генетической библиотеке ответов на эти сигналы. Возникает важнейший вопрос о соотношении местных и системных форм регуляции в норме и при патологии. В духе знаменитой вирховской концепции «организма-государства» важно отметить, что и Кремль, и сельсовет участвуют в регуляции жизни общества -вопрос в том, как разграничены и сочетаются их задачи?

По нашему убеждению, в основе ряда заболеваний лежит нарушение информационного разграничения сфер влияния между системной нейроэндокринной регуляцией (гормоны и нейротрансмиттеры) и местными (зональными) аутакоид-ными механизмами аутокринного и паракринного характера (цитокины и другие медиаторы воспаления). Как в здоровом организме, так и при штатном, нормергическом успешном функционировании типовых патологических процессов эти управляющие программы не конфликтуют между собой, так как короткоживущие аутакоидные сигналы эффективны только на небольшом удалении от источника, а их молекулярные носители не достигают регуляторно значимых концентраций в системном кровотоке. С другой стороны, системные нервные и гормональные сигналы не унифицируют и не парализуют основанную на аутакоидной регуляции оптимальную и топически разнообразную работу местных защитных механизмов, так как доступ гормонов и нейротрансмит-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.