широкомасштабными и межнациональными. Россия к ним вынуждена подключиться, но как пассивный участник.
Представляется, что актуализация внимания правительства России к профилактике свелась к открытию сети «Центров здоровья», разработке системы сайтов в Интернете, ряде Программ на Центральных каналах ТВ. Только в октябре этого года министр здравоохранения РФ «продавил» принятие закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
В заключение хотелось бы указать на то, что социология здравоохранения должна стать важнейшей отраслью не просто социологического знания, но и научной сферы в целом. Именно она должна дать российскому обществу объективную и системную оценку эффективности государственного управления, показав заинтересованность правительства на разных уровнях управления в повышении качества жизни населения.
Москаленко В.Ф., Грузева Т. С.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ 2020: УКРАИНСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»
Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, Украина, Киев
На рубеже XXI века системы здравоохранения многих стран столкнулись с новыми серьезными глобальными, региональными и национальными вызовами. Многочисленные проблемы обусловлены социально-экономической
нестабильностью, экологическими угрозами, неблагоприятными медикодемографическими сдвигами, негативными эпидемиологическими тенденциями, проявлениями неравенства в здравоохранении и т.д. Распространение факторов риска среди населения привело к высоким уровням заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями, инвалидности и смертности.Глобальное бремя болезней и неравенство в здоровье и его охране требуют разработки и внедрения современных стратегий, механизмов, технологий и методов борьбы с заболеваниями и укрепления здоровья.
На 60-ой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ в 2010 г. было принято решение о разработке новой европейской политики «Здоровье - 2020» в ответ на новые вызовы и угрозы для общественного здоровья. В течение 2011 -2012 гг. состоялись многочисленные обсуждения, консультации, согласования, а в сентябре 2012 г. на 62-ой сессии ЕРК ВОЗ был принят документ «Здоровье-2020: основы Европейской политики в поддержку действий всего государства и
общества в интересах здоровья и благополучия».
Общими целями политики «Здоровье-2020» является значительное улучшение здоровья и повышение уровня благосостояния населения, сокращение неравенства в отношении здоровья, укрепления общественного здравоохранения и обеспечения наличия устойчивых систем здравоохранения, ориентированных на потребности людей. Четыре приоритетные области стратегических действий включают инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан; решение наиболее актуальных проблем неинфекционных и инфекционных заболеваний, укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала общественного здравоохранения, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования, обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды.
Украина в числе первых стран Европейского региона ВОЗ начала разработку проекта Общегосударственной программы «Здоровье-2020: украинское измерение» (Программа), в основу которой положены стратегические направления государственной политики в здравоохранении, учтены цели, задачи, ценности и принципы новой европейской политики «Здоровье-2020». Разработка нового программного документа осуществлялась в соответствии с концепцией, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины.В основу научного обоснования проекта Программы положены анализ ситуации о здоровье и состоянии здравоохранения в Украине, установление приоритетных проблем, ключевых стратегий развития в соответствии с основными направлениями государственной политики, учет рекомендаций международных организаций в здравоохранении, лучшего опыта европейских стран, определение принципов построения программы, привлечение специалистов ведущих научных школ, главных внештатных специалистов МЗ Украины к разработке задач и мероприятий, экспертиза материалов, определение индикаторов успеха, проведение прогнозных расчетов и установление прогнозных показателей.
Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваний, снижение заболеваемости, инвалидности исмертности населения, повышение качества иэффективности оказания медицинской помощи, обеспечения социальной справедливостии защиты прав граждан на охрану здоровья.
Структурно проект Программы включает 13 разделов: государственная политика по формированию системы общественного здоровья; формирование здорового образа жизни и повышение мотивации населения к здоровому образу жизни; охрана окружающей среды,создание здоровой среды; инвестирования в здоровье людей; совершенствование медицинской помощи населению и
72
профилактики неинфекционных заболеваний; развитие системы оказания медицинской помощи; стратегическое управление; кадровое обеспечение; финансовые ресурсы и управление ними; обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и оборудованием учреждений здравоохранения и льготных групп населения; информационное обеспечение; развитие науки и создание эффективной системы внедрения в практику современных инновационных технологий; международное сотрудничество и партнерство.
К научному обоснованию и разработке проекта Программы были привлечены ученые, менеджеры, организаторы и специалисты здравоохранения, других причастных к решению проблем здравоохранения отраслей, представители общественных и неправительственных организаций, объединений пациентов и др. Широкое обсуждение проекта, учет, интересов провайдеров и потребителей услуг, различных организаций, широких слоев населения будет способствовать ее совершенствованию и успешному выполнению.
Принятие и реализация Программы позволят сократить распространенность факторов риска возникновения хронических неинфекционных болезней среди населения; внедрить принципы здорового образа жизни;снизить преждевременную смертность и инвалидность, обусловленные хроническими неинфекционными заболеваниями; улучшить детерминанты здоровья и повысить уровень благополучия населения; продлить среднюю ожидаемую продолжительность жизни; усовершенствовать лидерство и коллективное стратегическое управление винтересах здоровья; улучшить финансирование медицинской сферы; инвестировать в здоровье на всех этапах жизни человека; обеспечить реализацию права на здоровье и охрану здоровья; привлекать представителей общественных, негосударственных и благотворительных организаций, бизнес-структур к решению проблем здоровья; обеспечить межсекторальный подход, улучшить международное сотрудничество в сфере здравоохранении.
Москаленко В.Ф., Грузева Т. С
СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ
Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца,
Киев, Украина
Старение представляет собой одну из крупнейших общественных трансформаций XXI века, обусловленную сложным комплексом факторов и