Научная статья на тему 'Новая позитивная психология объективной успешности: технология самодиагностики'

Новая позитивная психология объективной успешности: технология самодиагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК / УСПЕШНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ / ACTIVITIES / THE SUCCESS OF ACTIVITIES / POSITIVE PSYCHOLOGY / LIFE SUCCESS / PROFESSIONAL SUCCESS / CAREER SUCCESS / SOCIAL SUCCESS / SUCCESSFUL PERSON / SUCCESSFUL PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизаров Андрей Николаевич, Болдинова Марина Николаевна

В статье представлена анкета, позволяющая субъекту осуществлять самодиагностику объективной успешности своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елизаров Андрей Николаевич, Болдинова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW POSITIVE PSYCHOLOGY OF OBJECTIVE SUCCESSFULNESS: TECHNOLOGY OF SELF-DIAGNOSTICS

The article presents a questionnaire that allows a person to perform a self-test to the subject of objective success of their activities.

Текст научной работы на тему «Новая позитивная психология объективной успешности: технология самодиагностики»

А.Н. Елизаров, М.Н. Болдинова

новая позитивная психология объективной успешности: технология самодиагностики

в статье представлена анкета, позволяющая субъекту осуществлять самодиагностику объективной успешности своей деятельности.

Ключевые слова: деятельность, успешность деятельности, позитивная психология, жизненный успех, профессиональный успех, успешность профессиональной карьеры, социальная успешность, успешный человек, успешный профессионал.

В последние годы представители психологического сообщества нашей страны все чаще обращаются к концепции новой позитивной психологии М. Селигмана. Человековедческие дисциплины советского периода имели нормативно-директивный характер - требовалось определить норму и как бы вогнать в нее человека, осуждая либо наказывая все отклонения [1]. Концепция новой позитивной психологии свободна от этого недостатка. М.Н. Розенова по этому поводу пишет о том, что идеология позитивной психологии абсолютно созвучна идеям гуманистической и экзистенциальной психологии [3]. Важное достоинство концепции новой позитивной психологии М. Селигмана - технологичность. С.А. Беличева пишет о том, что в советские времена доминировал принцип декларативности - декларировались некоторые истины, но пути и технологии их достижения не разрабатывались [1]. Новая позитивная психология М. Селигмана свободна и от этого недостатка.

педагогика и психология

проблемы практической психологии

к таланту М. Селигмана относится способность представлять результаты научных исследований в виде доступного широкой аудитории текста, который временами переходит в анкету, позволяющую осуществить самодиагностику применительно к тем психологическим свойствам личности, о которых идет речь [4; 5]. Это включает читателя в диалог с автором, делает позицию читателя при чтении активнее, способствует превращению чтения в дистантное психологическое консультирование, функцией которого является психологизация социальной среды. Текст, таким образом, представляет собой форму гуманитарной технологии.

В нашей предыдущей статье мы: 1) обосновали необходимость для позитивной психологии разработки анкеты, позволяющей субъекту осуществлять самодиагностику объективной успешности своей деятельности;

2) осуществили обзор научной литературы, необходимый для разработки такой анкеты [2]. В данной публикации мы представляем читателю саму анкету. Анкета представлена в виде, пригодном для осуществления научных исследований, но легко может быть изменена для целей психологического консультирования. Анкета позволяет подсчитывать как балл по отдельным видам успешности, так и интегральный показатель успешности.

«Уважаемые господа!

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова проводит исследование с целью помощи людям в достижении успешности их деятельности. Просим вас принять участие в исследовании. Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности ваших ответов. к каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выберите те, которые вы считаете верными, и обведите кружком. Анкету подписывать не требуется. Заранее благодарим за помощь!

1. За время учебы в высшем учебном заведении:

1) у меня была одна или более задолжностей (не по причине болезни);

2) у меня была одна или более оценок «удовлетворительно»;

3) мои оценки были «хорошо» и «отлично»;

4) оценки по всем предметам у меня были «отлично».

2. Вы с удовольствием ходите на работу?

1) да, это так, моя работа позволяет мне заниматься интересным для меня делом;

2) скорее да, чем нет, но не всегда приходится заниматься тем, чем бы хотелось;

3) скорее нет, чем да, финансовая составляющая приносит большее удовлетворение, чем интерес к самой работе;

4) нет, это не так, работа для меня - средство для существования.

3. как часто вы ощущаете удовлетворение от своей деятельности?

1) часто;

2) временами;

3) редко;

4) совсем не ощущаю.

4. Ваш заработок вас полностью устраивает?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да, т.к. он не позволяет мне в полной мере ощущать свою финансовую независимость;

4) нет, это не так.

5. Ваш заработок соответствует усилиям, прилагаемым вами на работе?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так, усилий много, а денег мало.

6. На какие средства вы существуете?

1) вы обеспеченный человек, не стеснены в средствах, поэтому вам нет нужды работать;

2) вы живете на сбережения и/или проценты от сбережений;

3) вы имеете свое дело;

4) для того чтобы существовать, вы вынуждены работать по найму;

5) вы живете на средства родственников (родителей, супруга и т.д.).

7. Ваш средний ежемесячный заработок расположен в диапазоне:

1) вы ничего не зарабатываете;

2) от 1 рубля до 20 000 рублей;

3) от 20 001 до 39 000 рублей;

4) от 39 001 до 58 000 рублей;

5) от 58 001 до 77 000 рублей;

6) от 77 001 рублей и выше.

8. За время вашей трудовой деятельности:

1) вы смогли учредить свою организацию;

2) вас один раз и более повышали в должности;

3) вас не повышали в должности, но и не понижали;

4) вас один раз и более понижали в должности;

5) один раз и более вам предлагали уволиться по собственному желанию.

9. каков уровень занимаемой вами должности в иерархии организации, к которой вы принадлежите?

педагогика и психология

проблемы практической психологии

1) вы - руководитель организации;

2) внутри организации вы руководите группой сотрудников от 11 человек и более, при этом у вас есть руководитель;

3) вы руководите группой до 10 человек, при этом у вас есть руководитель;

4) вы - исполнительное звено.

10. В какой мере вы чувствуете и ощущаете себя частью вашей организации?

1) часто;

2) временами;

3) редко;

4) совсем не ощущаю.

11. Оцените, насколько хорошее впечатление вы производите на ваших коллег?

Очень плохое Очень хорошее

1 2 3 4 5 6 7

12. Оцените, насколько хорошее впечатление вы производите на ваше-

го руководителя?

Очень плохое Очень хорошее

1 2 3 4 5 6 7

13. Насколько вы принимаете цели вашего руководства?

1) полностью;

2) временами;

3) редко;

4) совсем не принимаю.

14. Насколько вы поддерживаете миссию, философию вашей организации?

Совсем не поддерживаю Полностью поддерживаю

1 2 3 4 5 6 7

15. Каково ваше стремление работать наилучшим образом?

Очень слабое Очень сильное

1 2 3 4 5 6 7

16. Каково ваше стремление к обучению для улучшения качества труда?

Очень слабое Очень сильное

1 2 3 4 5 6 7

17. Являетесь ли вы лидером круга людей, объединенных одной целью?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так.

18. Вы являетесь человеком, который систематически поддерживает и укрепляет группу людей, объединенных одной целью?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так.

19. Скажут ли ваши коллеги, что вы - лидер?

1) да, это так;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) скорее да, чем нет;

1) скорее нет, чем да;

1) нет, это не так.

20. Для вас ваша работа - генератор внутреннего развития и большей осмысленности существования?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так.

21. Ваша работа для вас - прежде всего условие достижения необходимого уровня жизненного комфорта и стабильности?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так.

22. Является ли для вас реализация себя как руководителя перспективой в вашей работе?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так.

23. В вашей профессиональной деятельности вас награждали:

1) орденами или медалью;

2) почетными грамотами;

3) почетными званиями;

4) нет, не награждали.

педагогика и психология

проблемы практической психологии

24. В вашей профессиональной деятельности вы получали поощрения в виде денежной премии?

1) это происходит постоянно ежегодно;

2) я редко получаю денежные поощрения (1-2 раза за весь свой трудовой стаж);

3) это было 1 раз за все время моей профессиональной деятельности;

4) ни разу.

25. Выбранная вами профессия наиболее полно соответствует вашим склонностям и способностям?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так.

26. Насколько вы удовлетворены процессом вашего труда?

Очень слабо Полностью

1 2 3 4 5 6 7

27. Насколько вы удовлетворены результатами вашего труда?

Очень слабо Полностью

1 2 3 4 5 6 7

28. Какова эффективность и результативность вашего труда?

Очень низкая Очень высокая

1 2 3 4 5 6 7

29. Какова оценка эффективности и результативности вашего труда вашим руководителем?

Очень низкая Очень высокая

1 2 3 4 5 6 7

30. Насколько вам удается руководствоваться собственными установками, внутренними ресурсами (знаниями, навыками) в проблемных ситуациях на работе?

Совсем не удается Полностью удается

1 2 3 4 5 6 7

31. Стремитесь ли вы к достижению эталонной модели профессионала в вашей профессии?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так;

5) скорее, к своему представлению о модели профессионала.

32. Оказывают ли вам поддержку в ваших начинаниях в профессиональной деятельности ваши близкие люди?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так;

5) нет, среди моих близких нет людей, разделяющих мои интересы.

33. Для вас поддержка близких людей:

1) является очень важной;

2) имеет значение небольшое;

3) почти не имеет значения;

4) для меня это не важно.

34. конфликты в вашем коллективе, если они бывают, чаще всего имеют предметно-деловой характер, направленный на отстаивание своей точки зрения по поводу улучшения качества работы (производства)?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так.

35. конфликты в вашем коллективе, если они бывают, чаще всего имеют личностный характер, последствия которого переходят в неприязнь членов коллектива?

1) да, это так;

2) скорее да, чем нет;

3) скорее нет, чем да;

4) нет, это не так.

36. Укажите, пожалуйста, на какой стадии развития вашего профессионализма вы находитесь.

1) перед вами стоит вопрос о выборе профессии или вынужденной перемене ее;

2) вы привержены выбранной вами профессии и осваиваете ее;

3) вы уже привыкли к вашей работе, хорошо в ней адаптировались;

4) вы любите свою работу и успешно выполняете все профессиональные функции;

5) на работе вы начинаете выделяться специальными качествами и умениями и можете выполнять трудные профессиональные задачи;

педагогика и психология

проблемы! практической психологии

6) вы как мастер хорошо известны в своем профессиональном кругу, а возможно и за его пределами;

7) вы авторитетный специалист, находите единомышленников, подражателей и учеников, для вас ваша деятельность является смыслом жизни.

37. Укажите, пожалуйста, свой стаж в той профессиональной сфере, в которой сейчас работаете:

1) от 0 до 5 лет;

2) от 6 до 10 лет;

3) от 11 лет и более.

Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.

Пол________Возраст_________В каком городе вы живете?___________________

Образование: среднее, среднее специальное, высшее, ученая степень. Семейное положение: женат (замужем), не женат (не замужем).

Наличие детей: да, нет.

Если у вас есть дети, то сколько? (укажите возраст, пол)_______________

Сфера деятельности___________________________________________________

Профессия___________________________________________________________

Должность________________________Дата заполнения_____________________

Спасибо за помощь!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение вопросов анкеты представлено в таблице 1.

В столбце 3 (характер оценки в зависимости от ее субъекта) таблицы 1 в некоторых случаях указано, что оценка осуществляется окружающими и является экспертной. В этих случаях по ответу испытуемого делается вывод о высокой или низкой успешности деятельности на основании того, что эксперты (кандидаты и доктора психологических наук) на этапе разработки анкеты сочли, что данный вопрос с соответствующими ему вариантами ответа выполняет диагностическую функцию по отношению к переменной, соответствующей критерию успешности, представленному в столбце 4 (критерий успешности) для этой строки. Остальную информацию относительно интерпретации таблицы 1 читатель найдет в статье, обосновывающей разработанную анкету [3].

В таблице 2 (упрощенный вариант таблицы 1) представлены критерии успешности деятельности, выявляемые анкетой, безотносительно к типу критерия (внешний, внутренний, психологический) и характеру оценки в зависимости от ее субъекта.

Таблица 1

Сфера активности Тип критерия (внешний или внутренний, психологический) Характер оценки в зависимости от ее субъекта критерий успешности Прямые вопросы (ответ на вопрос соответствует величине успешности) обратные вопросы (ответ на вопрос обра-тен величине успешности)

Учебная деятель- ность Внешний Самооценка Успеваемость 1 -

Внутренний Самооценка Удовлетворение потребностей субъекта в его деятельности 21, 26 2, 3, 10, 20, 25

Внутренний Окружающими (экспертная) Удовлетворение потребностей субъекта в его деятельности 30 -

Трудовая (профессиональная) деятельность Внутренний Окружающими (экспертная) Степень удовлетворенности развитием трудового пути 36, 37 -

Внутренний Самооценка Величина материального вознаграждения за труд - 4, 5

Внешний Самооценка Величина материального вознаграждения за труд 7 6

Внешний Самооценка Наличие, количество и качество наград - 23, 24

Внешний Самооценка Должностное продвижение - 8

Внешний Самооценка Уровень занимаемой должности в иерархии организации 9 -

Внешний Самооценка Должностное продвижение - 8

Внешний Самооценка Уровень занимаемой должности в иерархии организации 9 -

Внешний Окружающими (коллегами) Эффективность взаимодействия с коллегами 11 -

педагогика и психология

проблемы практической психологии

Сфера активности Тип критерия (внешний или внутренний, психологический) Характер оценки в зависимости от ее субъекта критерий успешности Прямые вопросы (ответ на вопрос соответствует величине успешности) обратные вопросы (ответ на вопрос обра-тен величине успешности)

Трудовая (профессиональная) деятельность Внешний О кружающими (коллегами) Эффективность взаимодействия с коллегами 11 -

Внешний О кружающими (руководителем) Эффективность взаимодействия с коллегами 12 -

Внешний Самооценка Эффективность взаимодействия с коллегами - 13

Внешний О кружающими (экспертная) Эффективность взаимодействия с коллегами 35 34

Внешний, психологи- ческий Самооценка Направленность личности 1П 22, 31

Внешний Самооценка Результативность взаимодействия с коллегами - 17, 18

Внешний Самооценка Результативность взаимодействия с коллегами - 17, 18

Внешний О кружающими (коллегами) Результативность взаимодействия с коллегами - 19

Внутренний Самооценка Наличие или отсутствие результата деятельности 27 -

Внешний Самооценка Наличие или отсутствие результата деятельности 28 -

Внешний О кружающими (руководителем) Наличие или отсутствие результата деятельности 29 -

Значимые отношения с близкими людьми Внешний Самооценка Наличие поддержки со стороны близких людей - 32

Внешний О кружающими (экспертная) Наличие поддержки со стороны близких людей - 33

Таблица 2

№ критерий успешности деятельности Прямые вопросы (номер ответа на вопрос соответствует величине успешности) обратные вопросы (номер ответа на вопрос обратен величине успешности)

1 2 3 4

1 Успеваемость (в вузе) 1 -

2 Степень удовлетворения потребностей субъекта в его деятельности 21, 26, 30 2, 3, 10, 20, 25

3 Степень удовлетворенности развитием трудового пути 36, 37 -

4 Величина материального вознаграждения за труд 7 4, 5, 6

5 Наличие, количество и качество наград - 23, 24

6 Должностное продвижение - 8

7 Уровень занимаемой должности в иерархии организации 9 -

8 Эффективность взаимодействия с коллегами 11, 12, 35 13, 34

9 Результативность взаимодействия с коллегами - 17, 18, 19

10 Направленность личности (психологический критерий) 14, 15, 16 22, 31

11 Наличие или отсутствие результата (результативность) деятельности 27, 28, 29 -

12 Наличие поддержки со стороны близких людей - 32, 33

Интегральные критерии (по номерам критериев таблицы 2):

1. Успешность деятельности по внутренним критериям: 2 + 3.

2. Референтность деятельности: 4 + 5 + 6 + 7.

3. Эффективность деятельности (в ракурсе взаимодействия с коллегами): 8 + 9.

4. Общий показатель успешности: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12.

педагогика и психология

проблемы практической психологии

Библиографический список

1. Беличева С.А. Психологическая подготовка социальных, психосоциальных работников, социальных педагогов для превентивной практики // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. № 3. С. 3-23.

2. Елизаров А.Н., Болдинова М.Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 95-106.

3. Розенова М.И., Киселев С.Н. Позитивная психология в России: проблемы терминологии и целей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 1. С. 87-96.

4. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М., 2013.

5. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.