А.Н. Елизаров, М.Н. Болдинова
новая позитивная психология объективной успешности: технология самодиагностики
в статье представлена анкета, позволяющая субъекту осуществлять самодиагностику объективной успешности своей деятельности.
Ключевые слова: деятельность, успешность деятельности, позитивная психология, жизненный успех, профессиональный успех, успешность профессиональной карьеры, социальная успешность, успешный человек, успешный профессионал.
В последние годы представители психологического сообщества нашей страны все чаще обращаются к концепции новой позитивной психологии М. Селигмана. Человековедческие дисциплины советского периода имели нормативно-директивный характер - требовалось определить норму и как бы вогнать в нее человека, осуждая либо наказывая все отклонения [1]. Концепция новой позитивной психологии свободна от этого недостатка. М.Н. Розенова по этому поводу пишет о том, что идеология позитивной психологии абсолютно созвучна идеям гуманистической и экзистенциальной психологии [3]. Важное достоинство концепции новой позитивной психологии М. Селигмана - технологичность. С.А. Беличева пишет о том, что в советские времена доминировал принцип декларативности - декларировались некоторые истины, но пути и технологии их достижения не разрабатывались [1]. Новая позитивная психология М. Селигмана свободна и от этого недостатка.
педагогика и психология
проблемы практической психологии
к таланту М. Селигмана относится способность представлять результаты научных исследований в виде доступного широкой аудитории текста, который временами переходит в анкету, позволяющую осуществить самодиагностику применительно к тем психологическим свойствам личности, о которых идет речь [4; 5]. Это включает читателя в диалог с автором, делает позицию читателя при чтении активнее, способствует превращению чтения в дистантное психологическое консультирование, функцией которого является психологизация социальной среды. Текст, таким образом, представляет собой форму гуманитарной технологии.
В нашей предыдущей статье мы: 1) обосновали необходимость для позитивной психологии разработки анкеты, позволяющей субъекту осуществлять самодиагностику объективной успешности своей деятельности;
2) осуществили обзор научной литературы, необходимый для разработки такой анкеты [2]. В данной публикации мы представляем читателю саму анкету. Анкета представлена в виде, пригодном для осуществления научных исследований, но легко может быть изменена для целей психологического консультирования. Анкета позволяет подсчитывать как балл по отдельным видам успешности, так и интегральный показатель успешности.
«Уважаемые господа!
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова проводит исследование с целью помощи людям в достижении успешности их деятельности. Просим вас принять участие в исследовании. Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности ваших ответов. к каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выберите те, которые вы считаете верными, и обведите кружком. Анкету подписывать не требуется. Заранее благодарим за помощь!
1. За время учебы в высшем учебном заведении:
1) у меня была одна или более задолжностей (не по причине болезни);
2) у меня была одна или более оценок «удовлетворительно»;
3) мои оценки были «хорошо» и «отлично»;
4) оценки по всем предметам у меня были «отлично».
2. Вы с удовольствием ходите на работу?
1) да, это так, моя работа позволяет мне заниматься интересным для меня делом;
2) скорее да, чем нет, но не всегда приходится заниматься тем, чем бы хотелось;
3) скорее нет, чем да, финансовая составляющая приносит большее удовлетворение, чем интерес к самой работе;
4) нет, это не так, работа для меня - средство для существования.
3. как часто вы ощущаете удовлетворение от своей деятельности?
1) часто;
2) временами;
3) редко;
4) совсем не ощущаю.
4. Ваш заработок вас полностью устраивает?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да, т.к. он не позволяет мне в полной мере ощущать свою финансовую независимость;
4) нет, это не так.
5. Ваш заработок соответствует усилиям, прилагаемым вами на работе?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так, усилий много, а денег мало.
6. На какие средства вы существуете?
1) вы обеспеченный человек, не стеснены в средствах, поэтому вам нет нужды работать;
2) вы живете на сбережения и/или проценты от сбережений;
3) вы имеете свое дело;
4) для того чтобы существовать, вы вынуждены работать по найму;
5) вы живете на средства родственников (родителей, супруга и т.д.).
7. Ваш средний ежемесячный заработок расположен в диапазоне:
1) вы ничего не зарабатываете;
2) от 1 рубля до 20 000 рублей;
3) от 20 001 до 39 000 рублей;
4) от 39 001 до 58 000 рублей;
5) от 58 001 до 77 000 рублей;
6) от 77 001 рублей и выше.
8. За время вашей трудовой деятельности:
1) вы смогли учредить свою организацию;
2) вас один раз и более повышали в должности;
3) вас не повышали в должности, но и не понижали;
4) вас один раз и более понижали в должности;
5) один раз и более вам предлагали уволиться по собственному желанию.
9. каков уровень занимаемой вами должности в иерархии организации, к которой вы принадлежите?
педагогика и психология
проблемы практической психологии
1) вы - руководитель организации;
2) внутри организации вы руководите группой сотрудников от 11 человек и более, при этом у вас есть руководитель;
3) вы руководите группой до 10 человек, при этом у вас есть руководитель;
4) вы - исполнительное звено.
10. В какой мере вы чувствуете и ощущаете себя частью вашей организации?
1) часто;
2) временами;
3) редко;
4) совсем не ощущаю.
11. Оцените, насколько хорошее впечатление вы производите на ваших коллег?
Очень плохое Очень хорошее
1 2 3 4 5 6 7
12. Оцените, насколько хорошее впечатление вы производите на ваше-
го руководителя?
Очень плохое Очень хорошее
1 2 3 4 5 6 7
13. Насколько вы принимаете цели вашего руководства?
1) полностью;
2) временами;
3) редко;
4) совсем не принимаю.
14. Насколько вы поддерживаете миссию, философию вашей организации?
Совсем не поддерживаю Полностью поддерживаю
1 2 3 4 5 6 7
15. Каково ваше стремление работать наилучшим образом?
Очень слабое Очень сильное
1 2 3 4 5 6 7
16. Каково ваше стремление к обучению для улучшения качества труда?
Очень слабое Очень сильное
1 2 3 4 5 6 7
17. Являетесь ли вы лидером круга людей, объединенных одной целью?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так.
18. Вы являетесь человеком, который систематически поддерживает и укрепляет группу людей, объединенных одной целью?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так.
19. Скажут ли ваши коллеги, что вы - лидер?
1) да, это так;
1) скорее да, чем нет;
1) скорее нет, чем да;
1) нет, это не так.
20. Для вас ваша работа - генератор внутреннего развития и большей осмысленности существования?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так.
21. Ваша работа для вас - прежде всего условие достижения необходимого уровня жизненного комфорта и стабильности?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так.
22. Является ли для вас реализация себя как руководителя перспективой в вашей работе?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так.
23. В вашей профессиональной деятельности вас награждали:
1) орденами или медалью;
2) почетными грамотами;
3) почетными званиями;
4) нет, не награждали.
педагогика и психология
проблемы практической психологии
24. В вашей профессиональной деятельности вы получали поощрения в виде денежной премии?
1) это происходит постоянно ежегодно;
2) я редко получаю денежные поощрения (1-2 раза за весь свой трудовой стаж);
3) это было 1 раз за все время моей профессиональной деятельности;
4) ни разу.
25. Выбранная вами профессия наиболее полно соответствует вашим склонностям и способностям?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так.
26. Насколько вы удовлетворены процессом вашего труда?
Очень слабо Полностью
1 2 3 4 5 6 7
27. Насколько вы удовлетворены результатами вашего труда?
Очень слабо Полностью
1 2 3 4 5 6 7
28. Какова эффективность и результативность вашего труда?
Очень низкая Очень высокая
1 2 3 4 5 6 7
29. Какова оценка эффективности и результативности вашего труда вашим руководителем?
Очень низкая Очень высокая
1 2 3 4 5 6 7
30. Насколько вам удается руководствоваться собственными установками, внутренними ресурсами (знаниями, навыками) в проблемных ситуациях на работе?
Совсем не удается Полностью удается
1 2 3 4 5 6 7
31. Стремитесь ли вы к достижению эталонной модели профессионала в вашей профессии?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так;
5) скорее, к своему представлению о модели профессионала.
32. Оказывают ли вам поддержку в ваших начинаниях в профессиональной деятельности ваши близкие люди?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так;
5) нет, среди моих близких нет людей, разделяющих мои интересы.
33. Для вас поддержка близких людей:
1) является очень важной;
2) имеет значение небольшое;
3) почти не имеет значения;
4) для меня это не важно.
34. конфликты в вашем коллективе, если они бывают, чаще всего имеют предметно-деловой характер, направленный на отстаивание своей точки зрения по поводу улучшения качества работы (производства)?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так.
35. конфликты в вашем коллективе, если они бывают, чаще всего имеют личностный характер, последствия которого переходят в неприязнь членов коллектива?
1) да, это так;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) нет, это не так.
36. Укажите, пожалуйста, на какой стадии развития вашего профессионализма вы находитесь.
1) перед вами стоит вопрос о выборе профессии или вынужденной перемене ее;
2) вы привержены выбранной вами профессии и осваиваете ее;
3) вы уже привыкли к вашей работе, хорошо в ней адаптировались;
4) вы любите свою работу и успешно выполняете все профессиональные функции;
5) на работе вы начинаете выделяться специальными качествами и умениями и можете выполнять трудные профессиональные задачи;
педагогика и психология
проблемы! практической психологии
6) вы как мастер хорошо известны в своем профессиональном кругу, а возможно и за его пределами;
7) вы авторитетный специалист, находите единомышленников, подражателей и учеников, для вас ваша деятельность является смыслом жизни.
37. Укажите, пожалуйста, свой стаж в той профессиональной сфере, в которой сейчас работаете:
1) от 0 до 5 лет;
2) от 6 до 10 лет;
3) от 11 лет и более.
Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
Пол________Возраст_________В каком городе вы живете?___________________
Образование: среднее, среднее специальное, высшее, ученая степень. Семейное положение: женат (замужем), не женат (не замужем).
Наличие детей: да, нет.
Если у вас есть дети, то сколько? (укажите возраст, пол)_______________
Сфера деятельности___________________________________________________
Профессия___________________________________________________________
Должность________________________Дата заполнения_____________________
Спасибо за помощь!»
Значение вопросов анкеты представлено в таблице 1.
В столбце 3 (характер оценки в зависимости от ее субъекта) таблицы 1 в некоторых случаях указано, что оценка осуществляется окружающими и является экспертной. В этих случаях по ответу испытуемого делается вывод о высокой или низкой успешности деятельности на основании того, что эксперты (кандидаты и доктора психологических наук) на этапе разработки анкеты сочли, что данный вопрос с соответствующими ему вариантами ответа выполняет диагностическую функцию по отношению к переменной, соответствующей критерию успешности, представленному в столбце 4 (критерий успешности) для этой строки. Остальную информацию относительно интерпретации таблицы 1 читатель найдет в статье, обосновывающей разработанную анкету [3].
В таблице 2 (упрощенный вариант таблицы 1) представлены критерии успешности деятельности, выявляемые анкетой, безотносительно к типу критерия (внешний, внутренний, психологический) и характеру оценки в зависимости от ее субъекта.
Таблица 1
Сфера активности Тип критерия (внешний или внутренний, психологический) Характер оценки в зависимости от ее субъекта критерий успешности Прямые вопросы (ответ на вопрос соответствует величине успешности) обратные вопросы (ответ на вопрос обра-тен величине успешности)
Учебная деятель- ность Внешний Самооценка Успеваемость 1 -
Внутренний Самооценка Удовлетворение потребностей субъекта в его деятельности 21, 26 2, 3, 10, 20, 25
Внутренний Окружающими (экспертная) Удовлетворение потребностей субъекта в его деятельности 30 -
Трудовая (профессиональная) деятельность Внутренний Окружающими (экспертная) Степень удовлетворенности развитием трудового пути 36, 37 -
Внутренний Самооценка Величина материального вознаграждения за труд - 4, 5
Внешний Самооценка Величина материального вознаграждения за труд 7 6
Внешний Самооценка Наличие, количество и качество наград - 23, 24
Внешний Самооценка Должностное продвижение - 8
Внешний Самооценка Уровень занимаемой должности в иерархии организации 9 -
Внешний Самооценка Должностное продвижение - 8
Внешний Самооценка Уровень занимаемой должности в иерархии организации 9 -
Внешний Окружающими (коллегами) Эффективность взаимодействия с коллегами 11 -
педагогика и психология
проблемы практической психологии
Сфера активности Тип критерия (внешний или внутренний, психологический) Характер оценки в зависимости от ее субъекта критерий успешности Прямые вопросы (ответ на вопрос соответствует величине успешности) обратные вопросы (ответ на вопрос обра-тен величине успешности)
Трудовая (профессиональная) деятельность Внешний О кружающими (коллегами) Эффективность взаимодействия с коллегами 11 -
Внешний О кружающими (руководителем) Эффективность взаимодействия с коллегами 12 -
Внешний Самооценка Эффективность взаимодействия с коллегами - 13
Внешний О кружающими (экспертная) Эффективность взаимодействия с коллегами 35 34
Внешний, психологи- ческий Самооценка Направленность личности 1П 22, 31
Внешний Самооценка Результативность взаимодействия с коллегами - 17, 18
Внешний Самооценка Результативность взаимодействия с коллегами - 17, 18
Внешний О кружающими (коллегами) Результативность взаимодействия с коллегами - 19
Внутренний Самооценка Наличие или отсутствие результата деятельности 27 -
Внешний Самооценка Наличие или отсутствие результата деятельности 28 -
Внешний О кружающими (руководителем) Наличие или отсутствие результата деятельности 29 -
Значимые отношения с близкими людьми Внешний Самооценка Наличие поддержки со стороны близких людей - 32
Внешний О кружающими (экспертная) Наличие поддержки со стороны близких людей - 33
Таблица 2
№ критерий успешности деятельности Прямые вопросы (номер ответа на вопрос соответствует величине успешности) обратные вопросы (номер ответа на вопрос обратен величине успешности)
1 2 3 4
1 Успеваемость (в вузе) 1 -
2 Степень удовлетворения потребностей субъекта в его деятельности 21, 26, 30 2, 3, 10, 20, 25
3 Степень удовлетворенности развитием трудового пути 36, 37 -
4 Величина материального вознаграждения за труд 7 4, 5, 6
5 Наличие, количество и качество наград - 23, 24
6 Должностное продвижение - 8
7 Уровень занимаемой должности в иерархии организации 9 -
8 Эффективность взаимодействия с коллегами 11, 12, 35 13, 34
9 Результативность взаимодействия с коллегами - 17, 18, 19
10 Направленность личности (психологический критерий) 14, 15, 16 22, 31
11 Наличие или отсутствие результата (результативность) деятельности 27, 28, 29 -
12 Наличие поддержки со стороны близких людей - 32, 33
Интегральные критерии (по номерам критериев таблицы 2):
1. Успешность деятельности по внутренним критериям: 2 + 3.
2. Референтность деятельности: 4 + 5 + 6 + 7.
3. Эффективность деятельности (в ракурсе взаимодействия с коллегами): 8 + 9.
4. Общий показатель успешности: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12.
педагогика и психология
проблемы практической психологии
Библиографический список
1. Беличева С.А. Психологическая подготовка социальных, психосоциальных работников, социальных педагогов для превентивной практики // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. № 3. С. 3-23.
2. Елизаров А.Н., Болдинова М.Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 95-106.
3. Розенова М.И., Киселев С.Н. Позитивная психология в России: проблемы терминологии и целей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 1. С. 87-96.
4. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М., 2013.
5. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006.