УДК 378 ББК 74.58
Д 31
Дёмкина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; Email: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ПРОФЕССИИ И
СПЕЦИАЛИСТАХ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
(рецензирована)
В статье анализируются представления абитуриентов и студентов о будущей выбранной профессии и специалистах на начальных этапах обучения в вузе. Рассматриваются показатели, которые могут иметь значение для целенаправленного профессионального воспитания будущих специалистов с первых шагов их приобщения к профессии. Анализируются данные из «Анкеты абитуриентов» и показываются их суждения и представления о выбранной профессии.
Ключевые слова: профессия, специалист, ментальный подход, успешность профессиональной деятельности, профессиональная перспектива, профессиональный опыт.
Demkina Elena Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology, Adyghe State University; e-mail: demkina 72@mail. ru
ANALYSIS OF STUDENTS’ CONCEPTIONS ABOUT JOB AND SPECIALISTS IN THE INITIAL STAGES OF EDUCATION IN HIGH SCHOOL
(reviewed)
The article analyzes the conceptions of the future chosen profession and specialists in the initial stages of training in college. Factors that may be useful for targeted professional training offuture specialists from the first steps of their initiation to the profession have been considered. Data from the "Questionnaires of applicants" have been analyzed and their opinions and ideas about their chosen profession have been shown.
Keywords: profession, professional, mental approach, the success of professional activities, professional perspective, professional experience.
Для определения задач профессионального воспитания на основе ментального подхода в образовательном учреждении большое значение имеет начальный уровень представлений абитуриентов, выбравших ту или иную профессию. Естественно эти представления не могут быть полными или точными, поскольку информация о будущей профессии, которую могут получить выпускники школ, отличается обобщенностью, схематичностью.
Как отмечают психологи «успешность профессиональной деятельности специалиста, способность переносить тяготы работы и осознанно соблюдать дисциплину не могут обнаружиться даже при тщательной психодиагностике. Эти качества должны воспитываться в процессе обучения и приобретения профессионального опыта, на примере сотрудников со стажем. ... Только после предварительного ознакомления кандидата с сущностью деятельности психолог может выявить, как он видит свою профессиональную перспективу, по какой причине он пришел в эту сферу деятельности, насколько осознан выбор профессии и соответствует ли уровень притязаний его личностным качествам, имеются ли у него психологические профессионально важные качества для совершенствования в процессе освоения профессии» [1, с. 12-13].
Это, безусловно, верное положение. Поэтому здесь особенно важно знать и учитывать начальные представления выпускников школы и уровень их ориентации в профессии. Ориентироваться в представлениях («образе-Я», «образе профессии»), которые регулируют поведение студентов в образовательном процессе важно для любого субъекта воспитания, в том числе и для самого обучающегося. Рассмотрим, какие показатели могут иметь значение для целенаправленного профессионального воспитания будущих специалистов с первых шагов их приобщения к профессии.
Первый блок данных, полученных в процессе диагностики, включал в себя характеристики, выявленные в процессе анализа документов из личных дел студентов, анкеты абитуриента в приемной комиссии и данных аттестационных характеристик по окончании каждого курса. Какие характеристики выявлены этими методами?
По данным первичного обследования, до 70% поступающих в университет являются иногородними. На протяжении нескольких лет существует тенденция увеличения количества юношей, поступающих на обучение в университет. Особенно это касается экономического, педагогического и филологического факультетов. На заочном отделении - групп социальных педагогов. В разных учебных группах юноши составляют от трети до половины студентов. Около трети поступающих на обучение имеют родственников, работающих в данной профессиональной сфере. Все эти обстоятельства в той или иной мере влияют на профессиональное самоопределение будущих специалистов, определяют уровень их информированности о содержании и условиях деятельности специалистов этой сферы труда.
Анализ данных из «Анкеты абитуриентов», которую заполняли абитуриенты по нашей просьбе, показывает, что их суждения и представления о выбранной профессии носят самый общий и поверхностный характер. Для целей профессионального воспитания и кураторам, и преподавателям важно ориентироваться в начальных представлениях первокурсников с тем, чтобы целенаправленно их корректировать и развивать. Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие уровень представлений поступающих в университет (сравнивались ответы набора за несколько лет, начиная с 2004 г. Проанализировано более 700 анкет).
Подавляющее количество (87%) отвечают, что стать специалистом (в той или иной сфере труда) они решили в школе, отмечая, что это произошло, как правило, в 9 классе. Большинство (67%) отвечает, что выбор сделан по совету родителей, друзей, знакомых или родственников. На втором месте по частоте выбора стоит ответ «привлек профиль факультета», на третьем - «привлекла оригинальность профессии». При этом главным при принятии решения поступать в Университет для большинства служил такой мотив, как получение профессии, достижение своих целей, выбор факультета.
В приемной комиссии вуза на вопрос «Уверены ли Вы, что Ваше решение поступить в наше учебное заведение полностью соответствует Вашим интересам и желаниям?» абитуриенты закономерно выбирают ответ «уверен полностью», и лишь в единичных случаях отмечается вариант «не совсем уверен» или «затрудняюсь ответить».
Вопрос «Какие стороны профессиональной деятельности могут представлять для Вас наибольшую трудность?» не имел вариантов ответа. Наиболее часто (около 40% ответов) абитуриенты пишут в анкете, что они готовы к трудностям и постараются с ними справиться, либо что трудности их не пугают, что они привыкли справляться с разными трудностями. Такое же количество - около 40% абитуриентов считают, что наибольшую трудность в профессии для них может представлять большая занятость и соблюдение дисциплины. Остальные затрудняются с ответом, в том числе и пропуская ответ в данной графе.
Трудности, которые ожидают в учебе, многими не раскрываются. Этот вопрос часто оставался без ответа, но здесь причины скорее в нежелании раскрывать свои поведенческие качества (это подтверждают данные заполнения методики «СОЧ(И). Ответившие на данный вопрос чаше всего называли такие трудности, как необходимость быть дисциплинированным, преодолевать свою лень, успевать по времени учиться, выполнять общественные поручения, участвовать в общественной работе. Лишь 7% абитуриентов считают трудным совмещение учебы и работы по специальности (на старших курсах эту трудность обучения в вузе называют 42% опрошенных студентов. Этот факт требует более конкретного информирования поступающих в приемной комиссии. Планов о поступлении в вуз это, конечно, не изменит, однако будет способствовать адаптации к условиям обучения в вузе.
Вопрос «Какие черты характера Вы хотели бы у себя сформировать для успешной работы по избранной специальности?» предлагал на выбор 12 качеств: дисциплинированность, трудолюбие, организованность, смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, самообладание, сила воли, общительность, самостоятельность, дружелюбие. Абсолютно все они отмечаются абитуриентами как желательные (подчеркивалось от двух до 10 качеств). Наиболее часто отмечались трудолюбие, дисциплинированность, самообладание, сила воли. Около 20% отвечавших отметили, что все (!) эти качества у них и так имеются, поэтому им не нужно эти качества формировать.
О завышенной самооценке своей подготовленности свидетельствуют и ответы на вопрос «Достаточно ли у Вас представлений о будущей профессии и характере деятельности выпускников Университета?». 43% отвечавших в массиве проанализированных анкет считают, что этих представлений «вполне достаточно»,
56% выбрали вариант «не совсем достаточно», остальные - «многое еще не известно». В то же время ответы на вопрос «Откуда Вы знаете об особенностях деятельности специалистов выбранной Вами профессии?» показывает, что подавляющее большинство (до 70%) информацию о профессии получили из средств массовой информации и из книг. Остальные отметили сведения, полученные от знакомых, родственников и родителей.
Несколько вопросов «Анкеты абитуриента» строились как незаконченное предложение, которое требовало продолжения и предполагало более конкретные ответы о характере будущей профессии. Выполнение этого небольшого задания особенно ярко показывают обобщенность представлений абитуриентов о будущей профессии. Для многих эти вопросы оказались трудными, и они их пропускали. Часто используются клишированные формулировки.
Помимо вопросов анкеты выполняли несколько заданий, среди которых было задание назвать 20 качеств, характеризующих личность поступающего (по сути -описать свой образ). Это задание сопоставимо с инструкцией методики «СОЧ(И)» (Структура образа человека иерархическая), поэтому в целях нашего исследования ответы небольшой (50 человек) группы абитуриентов были обработаны по программе характеристики образа человека В.Л. Ситникова. Эта программа позволяет выявить иерархию представлений о себе и о других, структурированную по нескольким группам качеств: волевые, деятельностные, интеллектуальные, конвенциональные (общепринятые), поведенческие, социальные, телесно-физические, эмоциональные.
Анализ характеристик «Я-образа» абитуриентов показал, что в приемной комиссии существенно преобладают конвенциональные признаки (человек, личность, индивид, абитуриент, кандидат, дочь, сын, брат, сестра, внук, правнук, гражданин, парень, девушка, мужчина, мальчик, друг, подруга, мать, жена, ребенок, соседка, коллега, служащий, выпускник, бывший школьник, часть мира, как все, специалиста в будущем). Эти признаки не только занимают первое место в иерархии показателей, но почти в два раза превышают количество других характеристик. Преобладание конвенциональных характеристик, по определению автора методики, свидетельствует о желании отвечающего закрыть свою личность, не показывать ее индивидуальных особенностей, что вполне объяснимо в процессе обследования в приемной комиссии вуза.
На втором месте стоят социальные характеристики, которые отражают отношение к другим людям: дружелюбный, отзывчивый, ответственный, добрый, справедливый, честный, вежливый, общительный, гуманист, мусульманин, помощник, любящий, нужный, стеснительный, патриот, романтик, лидер, умею ценить людей, можно доверять и др. Третье место в характеристиках собственной личности занимают деятельностные качества, причем чаще всего они отвечают на вопрос «что ты умеешь делать», который был в инструкции. Называются такие признаки, как трудолюбивый, грамотный, успешный, способный, деятель, собеседник, спортсмен, чемпион, музыкант, охотник, футболист, велосипедист, фотограф, читатель, работник, программист, компьютерщик, организатор и др.
Конвенциональные, социальные и деятельностные группы составляют 70% всех качеств, называемых абитуриентами. Далее идут волевые качества (решительный, целеустремленный, усидчивый, волевой, спокойный, выносливый, уверенный, верю в себя), эмоциональные (жизнерадостный, веселый, счастливый, с юмором, шут), поведенческие (не говорю лишнее, быстрый, исполнительный, законопослушный, интересующийся, смелый, разговорчивый), телесно-физические качества (сильный, красивый, физически развитый, тренированный) и интеллектуальные (умный, разумный, сообразительный, интеллектуальный, понимающий, логичный). Ни в одной анкете нет отрицательных характеристик, только положительные, и с высокой позитивной оценкой.
В целом анализ ответов на вопросы «Анкеты абитуриентов» и методики «СОЧ(И) показывает, что подавляющее большинство абитуриентов, что вполне объяснимо, хотят представить себя в лучшем свете, многие завышают оценку своих знаний о профессии и свои собственные качества. Но главное, абитуриенты демонстрируют «ученическую» позицию при выборе профессии, ориентируются на свой интерес. Лишь в единичных ответах встречаются утверждения, что выбираемая специальность подходит по способностям, что работа здесь будет получаться, что она устраивает по условиям и режиму работы. Таких характеристик нет даже в ответах абитуриентов, чьи родители работают в этой профессиональной сфере. При этом поступающие в вуз высказывают лишь самые общие, хотя и социально значимые и позитивные, представления о выбранной профессии. Данное положение свидетельствует о значительных резервах профессионального воспитания в сфере
профориентационной работы с учащимися школ, хотя тот факт, что большинство поступающих являются иногородними, безусловно, затрудняют ее проведение. Выход здесь возможен в разработке грамотной и целенаправленной информации, которая может распространяться.
В ходе исследования изучались мотивы профессионального выбора абитуриентами учебного заведения. Установлено что только 51% респондентов сориентированы на получение специальности. В то же время свою специальность в качестве престижной назвали лишь 30% опрошенных. Это позволяет предположить, что значительную часть абитуриентов образовательных учреждений в большей степени привлекает возможность получения образования, нежели работа по специальности.
Опрос абитуриентов, поступавших на обучение в Адыгейский государственный университет, показал, что 44% из общего числа опрошенных приняли решение о поступлении в образовательное учреждение самостоятельно, 41% указали на то, что, на их выбор повлияли родители, родственники, и 6% - по совету знакомых и друзей. Все эти факты требуют организации целенаправленной работы по профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовке школьников в целях обучения и поступлении в высшие учебные заведения.
Рассмотрим, как меняются представления о профессии и профессионалах через год обучения в вузе, когда проводится аттестация студентов для их перевода на второй курс обучения.
О том, что признаки для аттестации студентов характеризуют его, в основном, как «ученика», а не как будущего специалиста свидетельствуют «Рекомендации кураторам и старостам курсов по составлению характеристик на студентов для проведения устной аттестации». Перечень оцениваемых качеств содержит 20 личностных характеристик, а также оценку успеваемости, дисциплинированности и общественно-полезной деятельности. 20 личностных характеристик включают в себя пять уровней развития следующих качеств:
Гражданская зрелость, успешность обучения, участие в НИР СНО, профессиональная ориентированность, отношение к обязанностям студента, волевые качества, эмоциональные качества, отношение к преподавателям, честность и правдивость, культура поведения, требовательность к себе, взаимоотношения с
окружающими людьми, реакция на критику и способность критически оценивать свою деятельность, участие в общественной жизни группы и факультета и общественно-полезной деятельности, авторитет, культурный рост.
Кураторы групп оценивают уровень выраженности каждого качества и присваивают им определенный балл. Высокий уровень - 3 балла; хороший - 2 балла; удовлетворительный - 1 балл; неудовлетворительный - О баллов; качество отсутствует-вычитается 3 балла. Общая сумма баллов позволяет отнести студента к одной из четырех групп уровня развития качеств и распределить их по рангу от наиболее успешных к наименее успешным. Сумма баллов может колебаться от 77 до 18, что позволяет получить некоторую картину развития группы в целом.
Отношение к профессии из двадцати личностных качеств характеризует профессиональная ориентированность. Остальные качества, хотя и могут характеризовать уровень профессиональной пригодности, но при таких общих формулировках трактуются, как показывает практика, с точки зрения повседневного управления поведением и деятельностью студентов.
«Профессиональная ориентированность», согласно рекомендациям, оценивается по следующим показателям: высокий уровень развития: проявляет чувство гордости за принадлежность к профессии и большой интерес к будущей профессиональной деятельности; хороший уровень: проявляет интерес и с желанием готовится к будущей профессиональной деятельности; удовлетворительный: удовлетворен сделанным выбором, но готовится без особого интереса; неудовлетворительный: допускает сомнения в выборе профессии и будущей работе; качество отсутствует: внешне не связывает свою судьбу с этой профессией.
Анализ уровня развития этого качества у студентов четырех групп юридического, экономического педагогического и филологического факультетов (92 чел; набор 2010 г.) показал, например, что кураторы курсов при аттестации после первого курса оценили профессиональную ориентированность на высоком уровне лишь у 17 человек; на хорошем уровне - у 50 человек, на удовлетворительном - у 21 человек, на неудовлетворительном - у 4 человек, один человек ранее был отчислен.
Это означает, что высокая мотивация поступления в вуз, которая выявлялась в приемной комиссии через год обучения существенно снизилась. Конечно, не все мотивы поступления были профессиональными. Вместе с тем, к концу первого года
обучения более адекватной становится самооценка студентов.
Приведенные данные нельзя оценить как вполне благополучные. Снижение интереса профессии в большой мере объясняется плохой адаптацией студентов к условиям вузовского обучения. А значит, необходима целенаправленная работа по профессиональному воспитанию с учетом ментальных особенностей студенчества на самых первых этапах освоения профессиональных знаний и требований к профессии.
Литература:
1. Лебедева В.П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию / В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов // Педагогика.- 1996. - №5. - С. 12-13.
References:
1. Lebedeva V.P. Practice-oriented approaches to the developmental education / V.P. Lebedeva, V.A. Orlov, V.I. Panov// Pedagogy. -1996. - № 5. - P. 12-13.