9. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
10. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
11. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. -М.: ООО Оникс, ООО Мир и образование, 2007. - 640 с.
12. Отраднова, А. С. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 184-189.
13. Петрова, А. С. Профессиональная адаптация молодых специалистов в ОВД: понятие и пути совершенствования / А.С. Петрова, М.А. Шелепова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 3.
14. Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации : учеб. пособие / А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 115 с.
15. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильчев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
УДК 378.14
В.Я. Слепое*
«Новая педагогика» в образовательных организациях войск национальной гвардии Российской Федерации
В статье обосновывается необходимость разработки принципиально новых подходов к организации обучения и воспитания в образовательных организациях войск национальной гвардии Российской Федерации. Определяются задачи «новой педагогики» в подготовке офицеров Национальной гвардии.
Ключевые слова: педагогика, система, задачи, образование духовность, воспитание, обучение, саморазвитие.
V.J. Slepov*. «The new pedagogy» in educational organizations of the Russian Federation troops National Guard. Need for developing of absolutely new approaches to education's organization in educational organization's troops of the Russian Federation National Guard is proved in this article. «New pedagogical» tasks in a system of preparing officers of the Russian Federation National Guard are determined.
Keywords: pedagogy, system, purposes, education, spirituality, upbraiding, training, self-development.
Воспитательный процесс является одним из основополагающих компонентов образования. Вопросам воспитания в педагогической науке уделялось и уделяется большое значение. Воспитать настоящего человека, человека с большой буквы, является одной из главных задач многих социальных институтов, участвующих в этом процессе. Воспитание настоящего офицера, офицера войск национальной гвардии Российской Федерации требует приложения еще больших усилий ввиду высоких требований, предъявляемым к офицерскому составу и педагогическим работникам, их профессионализму, моральным и деловым качествам.
Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» ставит перед военной педагогикой многие сложные и важные задачи, решение которых связано не только с научным обоснованием особенностей процесса подготовки офицерских кадров, способных обеспечивать национальную безопасность нашего государства, но и с формированием такой системы образования, которая должна
* Слепов, Владимир Яковлевич, профессор Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 759-66-33, 8-911-748-55-33.
* Slepov, Vladimir Jakovlevich, the professor of Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard Forces, Doctor of the pedagogic sciences, the Honored figure of a science of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 759-66-33.
© Слепов В.Я., 2016
Слепов В.Я. «Новая педагогика» в образовательных организациях войск национальной гвардии...
способствовать достижению приоритетных целей войск национальной гвардии Российской Федерации. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос обеспечения образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации разработками, определяющими содержание дидактических и воспитательных основ подготовки будущих офицеров новой силовой структуры. Все это показывает острую необходимость в расширении количественного и качественного научного потенциала образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации. При решении этой задачи ориентироваться следует прежде всего на ведущих учёных и специалистов.
Еще А.С. Макаренко говорил: «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» [2]. Здесь, видимо, уместно напомнить, что глубокие и перспективные мысли о постановке университетского (академического) образования высказывали в своих работах многие русские ученые-педагоги: Н.И. Пирогов, Л.И. Петражицкий, А.Ф. Шварбович и др. Так, Н.И. Пирогов писал, что «ни один университет на свете, несмотря на название, не представляет всеобъемлющего научно-учебного учреждения... Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного всё-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была для национальности приманчива его внешность, только блестит. Мы живем в такое время, когда сильно чувствуется необходимость в сближении чисто научного с прикладным, научного и учебного. А в этом-то отношении академия и могла бы иметь огромное и самое благодетельное влияние на наше просвещение» [5].
Современное образование в образовательных организациях войск национальной гвардии Российской Федерации, на наш взгляд, должно обеспечивать совмещение дисциплин социально-экономического и гуманитарного циклов с такой подачей учебного материала, которая научила бы курсанта самостоятельно мыслить, способствовала формированию «знающего, ищущего, критического ума». В этом процессе, видимо, также не обойтись без усилий академической образовательной организации, которая может обосновать требования, отражающие состояние знаний о методологии познания и культуры будущего выпускника, необходимые для профессиональной карьеры, творчества и самореализации, и при этом быть настоящим патриотом своего государства и получать удовлетворение от служения Отечеству.
Начало XXI в. характеризуется определенной позитивной динамикой понимания социального статуса воспитания. Несмотря на то, что в стране по-прежнему сохраняется ориентация на западную модель образования, традиционные ценности российской культуры продолжают играть определяющую роль в воспитании молодёжи.
Преодоление российским обществом ценностной дезориентации и духовного кризиса способствует упрочению в общественном сознании воспитательных ценностей, соответствующих общечеловеческим духовным приоритетам и национальным традициям.
Основополагающее значение для решения актуальных проблем современной молодёжи имеет тенденция укрепления в сознании российского общества понимания передачи от поколения к поколению нравственных ценностей - таких, как добро, патриотизм, мир, прогресс, семья, здоровье образование, честный труд, нравственный помысел, социальное благополучие.
Ценностная дезориентация молодёжи, нарастание в подростковой среде бездуховности, потребительства, доминирование псевдоценностей, культа денег, жестокости, насилия, жажды развлечений, отрицание положительного опыта предыдущих поколений, зачастую игнорирование таких нравственных понятий, как «честь», «совесть», «справедливость», «долг», «Родина», приводят к ряду деструктивных последствий как для формирования отдельной личности, так и для общества в целом. Очевидно, что в таких условиях манипулировать коллективным сознанием намного проще.
Деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации направлена на сохранение национальной безопасности России, охрану стратегически важных государственных объектов, предотвращение деструктивных социальных воздействий и угроз. Для выполнения этих задач необходимы специально подготовленные высококвалифицированные кадры - офицеры, обучить и воспитать которых должны образовательные организации войск национальной гвардии Российской Федерации.
Чтобы подготовить офицера, отвечающего требованиям современности, необходимо обеспечить ряд условий: создать целевую установку на формирование готовности и подготовленности выпускников к службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Сегодня воспитательно-образовательный процесс направлен на формирование у курсантов профессиональных и специально-профессиональных компетенций, разработку методологических и теоретических оснований подготовки обучающихся с учётом специфики задач Национальной гвардии.
Социально-экономический и политический кризис является фактором дезориентации населения в обществе, социальной аномии, что, в свою очередь, приводит к появлению новых социальных рисков и угроз. При обучении курсантов образовательных организаций войск национальной гвардии
Российской Федерации важно ориентировать их правильно понимать социальную и политическую ситуацию в нашей стране. Воспитывая курсантов в духе патриотизма, самоотверженного служения Отечеству, образовательные организации войск национальной гвардии Российской Федерации должны научить будущих офицеров быть готовыми защищать государство от различных рода угроз.
Статус офицера национальной гвардии Российской Федерации требует его психологической зрелости, стрессоустойчивости, готовности действовать в условиях повышенного риска на основе собственной нравственно-правовой убеждённости, физической подготовленности и боевого мастерства.
В этой связи требуются актуальные разработки в области психолого-педагогических наук, направленные прежде всего на формирование профессионализма выпускника.
Необходима принципиально новая методика подготовки офицера войск национальной гвардии Российской Федерации, которая должна быть направлена как на гармоничное развитие личности обучающегося, так и на формирование у него всех необходимых качеств, необходимых для решения боевых задач в условиях новых требований оперативно-тактической теории и практики.
Все это входит в систему процесса подготовки кадров для войск национальной гвардии Российской Федерации.
Необходимо учитывать прогнозируемые внутренние и внешние угрозы, которые могут привести к вооруженным конфликтам, активизации деятельности незаконных вооруженных формирований, террористических и экстремистских организаций. Обучение офицеров должно быть направлено на поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности войск национальной гвардии Российской Федерации, а воспитание личного состава должно основываться на высоких нравственных принципах. Чтобы добиться таких результатов, необходимо введение ряда инноваций как в подборе педагогических работников с новым мировоззрением, так и в разработке принципиально новых программ обучения.
Таким образом, процесс обучения и воспитания в образовательных организациях войск национальной гвардии Российской Федерации требует принципиально новых методик и инновационных подходов.
Сегодня важнейшая задача, стоящая перед каждым курсантом образовательной организации силовой структуры, - познать механизмы собственного поведения в нестандартной ситуации, научиться ими управлять, стать хозяином своих поступков, иметь волю и мужество нести за них ответственность, особенно, в ситуациях, связанных с реальной угрозой жизни людей. Профессия офицера войск национальной гвардии Российской Федерации требует повышенной ответственности и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях, тем самым предопределяя ведущее значение благоприятных личностных характеристик курсанта (мотивы, потребности, целевые установки, характер, воля, устойчивая нервная система, а также как интуиция, предвосхищение, эвристика, способность преодолевать привычную логику мышления) [6].
Особая задача стоит перед органами управления образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации по разработке принципиально новой образовательной программы, методик обучения и воспитания будущих офицеров, а также выработке у них высоких нравственных качеств.
Режим военного положения по содержанию предполагает «обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с неё, а также ограничение свободы передвижения по ней; участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьба с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; охрана военных, важных государственных и социальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности; ОПП и ООБ; участие в эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временным отселением жителей в безопасные районы; участие в ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов; запрещение нахождения граждан на улицах и иных общественных местах в определенное время суток, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств; осуществление контроля продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных
Слепов В.Я. «Новая педагогика» в образовательных организациях войск национальной гвардии...
федеральными Законами и иными нормативными правовыми актами РФ, у граждан производить изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ; участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного положения [8].
Психологическое состояние людей, осуществляющих служебную деятельность в мирных условиях, принципиально отличается от психологического состояния людей в экстремальной военной обстановке. К примеру, если в обычной профессиональной деятельности приобретенный стойкий стереотип как основа автоматизированных навыков способствует сноровке и лёгкости осуществления функциональных операций, то в условиях стрессовых (боевых) стереотип тормозит переключение внимания [6]. Следовательно, необходимо готовить кадры с развитым оперативным мышлением, умением прогнозировать развитие событий с тем, чтобы избежать неоправданных потерь при выполнении боевой задачи. В этом суть надежности в профессиональной деятельности в условиях режима военного положения.
Для педагогических работников образовательной организации войск национальной гвардии Российской Федерации сам процесс формирования профессиональной надежности чрезвычайно актуален. Он позволяет развить у будущего офицера ценное и жизненно необходимое в условиях военного положения творческое начало, дающее возможность создать эмоциональный буфер, противостоять факторам стресса - неопределённости информации и отсутствию уверенности в эффективности принятых решений. Вот почему подготовку будущих офицеров к действиям в чрезвычайных ситуациях следует рассматривать как сочетание нравственного воспитания и профессионального обучения. Необходимо, чтобы выпускник обладал достаточной эмоциональной и духовной удовлетворенностью. Служебная деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации отличается многозадачностью, которая требует специальной психологической подготовки, поскольку офицеру необходимо выдерживать значительные интеллектуальные, физические, эмоциональные и нравственные нагрузки. Таким образом, «новая педагогика» образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации должна учитывать эти особенности в профессиональной подготовке офицеров.
Профессиональная деятельность офицерского состава построена на сложном сочетании знания и интуиции, волевых актов, интеллектуальной и физической работы, и спонтанных решений в условиях «режима военного положения», когда нарушается естественный инстинкт самосохранения, поэтому образовательные организации должны учить будущих офицеров преодолевать внутренние личностные конфликты.
Главной задачей профессиональной подготовки каждого курсанта к работе в опасных условиях является воспитание осознанной готовности действовать в рискованных ситуациях не только профессионально, но и поступать по совести. Как сказал Герой Советского Союза М.М. Громов, «нужно быть объективным судьей самому себе, никогда и ничего не сваливать на других или на обстоятельства». Следует особо подчеркнуть, что в процессе воспитания офицеров войск национальной гвардии следует руководствоваться в первую очередь принципами профессионализма, компетентности и высокой нравственности, которые являются важнейшими составляющими при обучении будущих офицеров.
Не исключено, что офицерам Нацгвардии придется работать в экстремальных ситуациях, требующих решительных действий в случае возникновения массовой паники, а в необходимых случаях использовать силовое воздействие в целях установления законности и общественного порядка.
Здесь следует вновь сказать о необходимости «новой педагогики», которая должна готовить будущих офицеров к действиям в рискованных ситуациях. Опыт нас учит, что морально-нравственная составляющая является решающей в профессиях, где требуется постоянная готовность выполнять обязанности в условиях риска для жизни.
Бесспорно, новые методы обучения и воспитания могут быть разработаны только высококвалифицированными педагогическими работниками. Учёный-педагог Л.И. Петражицкий говорил, что «задача университетов двойственная, а путь для успешного решения её - единый. Он заключается. в замещении университетских кафедр истинными учеными и мыслителями», что «сама учебная, отнюдь не игнорируемая нами, сторона дела может быть разумно и идеально устроена, если мы будем сознавать и помнить, что университет служит науке, а не обучению и воспитанию только, и что профессора - не преподаватели только высших учебных заведений, а учёные; те же из них, которые только "преподаватели", лишь по недоразумению попали в университет» [3].
Новые реалии современной жизни России обостряют необходимость создания новой силовой структуры, которой и стала Национальная гвардия, а подготовка ее кадров требует принципиально новых методов обучения и воспитания. Однако существует необходимость сохранить в «новой
педагогике» принцип преемственности, предполагающий единое духовное пространство, в котором основополагающими становятся опора на имеющийся опыт прошлого.
Как правило, у выпускника любой образовательной организации ещё нет готовности применять полученные умения и навыки на практике. Это приходит с опытом. Возникает вопрос: как, где и кем организуется такая практика, приближенная к действительности; готов ли наш выпускник фактически применить оружие на поражение, когда он оказывается в условиях нестандартной ситуации, способен ли он нести ответственность за принятое им решение и свои действия?
И здесь важна разъяснительная и просветительская работа, которая также является одним из направлений образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации. Общество должно четко понимать, зачем Российской Федерации нужны войска национальной гвардии.
В настоящее время в образовательных организациях Национальной гвардии основные усилия руководства и педагогических работников должны быть направлены прежде всего на совершенствование содержания образовательного процесса, повышение квалификации научно-педагогического состава, активизацию самостоятельной познавательной деятельности курсантов и слушателей.
Однако в образовательных организациях имеются и нерешённые вопросы. Проводимая работа зачастую носит несистемный характер; ей не хватает целеустремленности и плановости.
Следует признать тот факт, что много говорилось и говорится по сей день о причинах и противоречиях, сдерживающих процесс повышения качества подготовки специалистов для Национальной гвардии. Говорилось об идеях личностно-социально-деятельностного подхода, личностно-ориентированного и проблемно-деятельностного обучения, блочно-модульной организации образовательного процесса, комплексного учебно-методического обеспечения учебных занятий и повышения активности профессорско-преподавательского состава и курсантов (слушателей) в достижении необходимого качества обучения и воспитания [9]. Однако положение остается прежним, и не потому, что отсутствует желание что-то изменить в лучшую сторону, а потому, что отсутствует чёткий алгоритм действий. «Новая педагогика» поможет в решении этой проблемы.
Принципиально новые подходы к деятельности образовательных организаций войск национальной гвардии должны учитывать всё многообразие процессов системы высшего военного образования, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей.
Это позволит достичь высокого уровня координаций действий и управленческих решений всех субъектов образовательного процесса за счёт оптимального распределения функций и полномочий, повышения педагогической культуры научно-педагогического состава; создания на основе инновационных технологий развивающей среды в ходе учебных занятий; обеспечения непрерывности психолого-педагогического сопровождения самостоятельной познавательной деятельности курсантов и слушателей и т.д. [1].
Очевидно, что «новая педагогика» образовательных организаций войск национальной гвардии России требует разработки научно обоснованных методик процесса обучения и воспитания, а также принципиально новых подходов к организации деятельности руководства и научно-педагогического состава.
Главная идея, которую необходимо взять на вооружение образовательным организациям войск национальной гвардии Российской Федерации и на реализацию которой были бы направлены все усилия, - это формирование особого образовательного и научного пространства на базе создаваемых образовательных организаций. Их задача - обеспечить высокий профессиональный уровень обучения и воспитания офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, в любую минуту готовых встать на защиту Родины.
Список литературы
1. Давыдов, В. П., Сальников, В. П., Слепов, В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России : учебник. - СПб., 2000. - 256 с.
2. Макаренко, А. С. Сочинения. - Т. 4. - М., 1951. - 316 с.
3. Петражицкий, Л. И. Университет и наука. - СПб., 1907.
4. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
5. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1985.
6. Пономаренко, В. А. Страна Авиация. Черное и белое. - М.: Наука, 1995.
7. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
8. Устав (Проект) войск национальной гвардии РФ. - С. 19.
9. Шабанов, Г. А. Система педагогического обеспечения качества образования в вузе : монография. - М.: МОСУ, 2004. - 207 с.