Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века
УДК 159.9
Фетискин Николай Петрович
доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет
НОВАЯ ПАРАДИГМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА.
Всероссийский симпозиум в Костромском государственном университете*
В сообщении информируется о прошедшем 27-29 октября 2016 г. на базе Костромского государственного университета Всероссийском симпозиуме «Новая парадигма организационного управления в условиях вызововXXI века», приуроченном к 95-летию доктора психологических наук, профессора Л.И. Уманского. Приводятся данные о его участниках, о работе пленарных и секционных заседаний, других формах работы. Дан текст резолюции, принятый на заключительном собрании участников симпозиума.
Ключевые слова: симпозиум, организационное управление, Л.И. Уманский.
27-29 октября 2016 г. на базе Костромского государственного университета состоялся Всероссийский симпозиум «Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века», приуроченный к 95-летию доктора психологических наук, профессора Л.И. Уманского.
Наряду с костромичами, учредителями конференции выступили Институт психологии РАН, Российское психологическое общество, Московский им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский, Ярославский им. П.Г. Демидова, Владимирский им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Курский государственные университеты, Международная академия психологических наук.
Участниками конференции стали 320 специалистов из вузов и научных учреждений российских городов: Курска, Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Воронежа, Иваново, Ярославля, Тулы, Пензы, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска, Новосибирска, Ельца, Казани, Белгорода, Кирова, Орла, Коломны, Нальчика, Тюмени, Калининграда, Нижнего Новгорода, Ижевска, Коврова, Шуи, а также казахстанской Астаны и белорусского Минска.
Структурную основу симпозиума 27 октября 2016 г. составили пленарные заседания, проведённые в двух частях.
Первая часть пленарного заседания была посвящена анализу и обобщению научного опыта и жизнедеятельности доктора психологических наук, профессора Л.И. Уманского. В 13 аналитических сообщениях были раскрыты разные аспекты научной деятельности учёного, подготовки молодых исследователей, организационно-воспитательной и научно-методической работы в детско-молодёжных лагерях «Комсорг», вопросы социальной психологии групп и коллективов, лидерства, воспитания современной молодёжи, семьи как малой группы.
Вторую часть пленарного заседания составили научные доклады, посвящённые методологии организационного управления, рассматриваемые в контексте идей Л.И.Уманского и вызовов XXI века. В данной части работы симпозиума было заслуша-
* Осуществлено при финансовой поддержке Проект № 16-06-14128.
но 15 научных докладов с их последующим обсуждением. В целом в ходе пленарных заседаний было заслушано 28 разноплановых научных сообщений.
Во второй и третий день симпозиума были проведены секционные заседания, обсудившие проблемы по следующим направлениям:
- Парадигмы организационного управления в условиях вызовов XXI века;
- Малая группа в системе реализации управленческих и воспитательных задач;
- Управленческие проблемы духовно-нравственного воспитания народа;
- Новые горизонты самоактуализации личности в изменяющемся мире;
- Семья как институт гармонизации межпоколенных отношений;
- Психологические проблемы управления качеством здоровья и жизнедеятельности;
- Конструктивные и девиантные новообразования в структуре личностной направленности.
В ходе научного собрания проведены круглый стол «Психолого-акмеологические основания повышения продуктивности управления развитием общества и малых групп в условиях изменяющегося мира», вечерняя лекция профессора Н.П. Фети-скина (Кострома) по теме: «Социально-психологические механизмы гендерного конструирования», мастер-классы, презентации новых книг участников симпозиума.
В рамках работы симпозиума работали:
- психологическая служба сопровождения, информационно- технологического обеспечения пленарных и секционных заседаний;
- служба фотохроники;
- выставка новых психологических изданий организаторов и участников симпозиума;
- Школа молодых ученых, где были обсуждены 8 работ молодых учёных, выполняющихся в контексте идей Л.И. Уманского, представляющих научные коллективы Новосибирска, Иваново, Владимира, Коврова, Екатеринбурга, Нальчика, Санкт-Петербурга, Костромы.
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).
© Фетискин Н.П., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
331
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
На заключительном пленарном заседании участники Всероссийского симпозиума, посвященного 95-летию Л.И. Уманского (27-29 октября 2016 г., Кострома), приняли резолюцию, включающей следующие констатирующие и рекомендательные положения:
1. Симпозиум, посвященный 95-летию Л.И. Уманского, продемонстрировал востребованность его организационно-управленческих идей в новом веке. В первую очередь оказались высоко значимыми его инструментализированные воспитательные программы, что отмечалось практически всеми выступающими на пленарных и секционных выступлениях, на открытых лекциях, круглых столах и мастер-классах. Их представляли 320 участников симпозиума из 26 регионов России и двух стран СНГ, включая 20 докторов наук и 101 кандидатов наук. Обсуждение затронутых проблем, в 160 научных сообщениях участников симпозиума, продолжалось в рамках разнообразной научно-культурной программы, которая была построена по модулям, задаваемым наследием Л.И. Уманского.
2. Симпозиум определил растущий спрос на идеи и социальные практики Л.И. Уманского, актуализировал умение применять разработанные идеи и практические наработки Л.И. Уманского. Определилась перспектива продуктивного модуля в сфере образования, особенно его воспитательной составляющей, который можно назвать модулем Л.И. Уманского.
В течение 3-х дневной реализации многоплановой программы симпозиума был отработан ряд научно-практических рекомендаций, адаптировавших как важный рубеж в развитии психологически насыщенной социально-психологической теории и принципиально новых видов воспитательных практик, в значительной мере выведенных из наследия великого ученого и гражданина.
В этой связи предстоящий 100-летний юбилей ученого может послужить важным этапом для их нового парадигмального воплощения.
3. В начале XXI века, как дефицитарного века на продуктивные парадигмы организационно-кризисного управления, основанного на «вызовах» Эпохи Великого Эволюционного Перелома, проходит свое становление новая, ноосферная парадигма управления, в том числе организационного управления. Речь идет о новом синтезе научных основ такого управления: ноосферизма, ноосфер-ной кибернетики, гомеостатики, организационной психологии, акмеологии организационного управления, теории циклов и системогенетики и др.
4. Выход из сложившегося глобального экологического кризиса императив выживаемости человечества в XXI веке требует организационного управления и духовно-нравственного воспитания народа, реабилитации в современном духовно-нравственном пространстве России установок на воспитание совести и чувственности за будущее всей Жизни на Земле.
5. Требует разработки и развитие теории психоиммунитета по ограничению к технологиям и манипуляции сознанием, социальной и киберин-формационной вирусологии, на базе развития в образовательном пространстве России всесторонне, гармонично развитой и творческой личности.
6. Реабилитация детско-молодёжных девиаций (рассматриваемых Л.И. Уманским в виде социальных болезней малых и больших групп) требует раскрытия механизмов глубокой связи творчества как закона жизни и здоровья, смысла жизни и реализации творческого потенциала. Важным механизмом такой реабилитации является становление культуры созидательно-творческой радости и счастья, культуры красоты и гармонии, как базовых культур в российских системах образования и воспитания.
7. Поддержать идею участников симпозиума о создании на базе Костромского государственного университета:
1) Межрегиональной научно-исследовательской лаборатории, ориентированной на комплексную реализацию проектов в рамках РГНФ и решения актуальных региональных научно-практических проблем. Готовность в участии её создания проявили представители Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Ковровской технологической академии.
2) Создать на базе КГУ общественный научно-исследовательский институт «Человек XXI века». Продуктивность его работы послужит не только важным фактором повышения межрегионального статуса КГУ, но и парадигмальному решению широкого диапазона научно-практических задач.
Реализацию указанных проектов поручить председателю оргкомитета симпозиума Н.П. Фетискину.
Материалы симпозиума отражены в 2-х томах, включающие 175 авторских публикаций, представленных в монографической форме. Общий объём публикаций составил 824 с. (51,9 п.л.).
Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского): монографические материалы Всерос. симп. Кострома, 27-29 окт. 2016 г. В 2-х т. / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. -Кострома: КГУ 2016. - Т. 1. - 287 с.
Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского): монографические материалы Всерос. симп. Кострома, 27-29 окт. 2016 г. В 2-х т. / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. -Кострома: КГУ, 2016. - Т. 2. - Ч. 1. - 337 с.
Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского): монографические материалы Всерос. симп. Кострома, 27-29 окт. 2016 г. В 2-х т. / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. -Кострома: КГУ, 2016. - Т. 2. - Ч. 2. - 209 с.
332
Вестник КГУ ^ 2016