Научна i жизнь
5 МЕСТО: Глотова Евгения - гимназия № 15 г. Костромы.
Студенческая олимпиада по немецкому языку проводилась на призы Госканцелярии земли Северный Рейн-Вестфалия, Германской службы Академических Обменов и Торгово-промышленной палаты Костромской области. Призовые места распределились следующим образом:
1 МЕСТО: Воскобойник Евгений - КГУ;
2 МЕСТО: Насырова Ильмирг КГТУ; Загулин Юрий КГУ;
3 МЕСТО: Лобакова Радмила - КГУ.
В олимпиаде по польскому языку приняли участие студенты филологического факультета КГУ им. Н. А. Некрасова. Призы предоставила Торгово-промышленной палата Костромской области. Победи! елями стали:
1 МЕСТО- Попова Светлана;
2 МЕСТО Котруца Диана;
3 МЕСТО Литвинова Марина.
Научно-исследовательская лаборатория
межкультурных исследований проводила также
конкурс студенческих работ по тематике меооприятий "еждународной недели. Грамоты КГУ им. Н. А. Некрасова получили:
1 МЕСТО I руздева Марина (иняз, руководитель Новосельцева О. Н.);
1 МЕСТО Райкина Мария (ИПП, руководитель Скрябина О. Б.);
2 МЕСТО: Баркова Ксения (иняз, руководитель Ваулина Л. Н.);
2 МЕСТО: Дубова океана (ИГП~П;
3 МЕСТО: Никан^рова Юлия (юрфак, руководитель Казначеева Т. А ).
Подведение итогов международной недели состоялось на заключительном пленарном заседании. Выступавшие отметили высокий уровень организации, разнообразие форм мероприятий недели. Подчеркивалась актуальность предложенных на обсуждение вопросов и уникальность опыта по привлечению широкого круга студентов к межкультурным встоечам. Было внесено предложение о проведении очередной международной недели «Диалог культур - культура диалога» в сентябре 2008 года.
Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова
КОНГРЕСС О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
26-27 октября 2097 года на баз; Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова был проведен Международный конгресс «Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества».
Организаторами конгресса выступили Костромской государственный университет им. -H.A. Некрасова; Институт психологии РАН; Международная академия психологических наук; Российское психологическое общество' Костромская академия социально-политической психологии, акмеологии и менеджмента.
В paöoic конгресса приняли участие 350 делегатов, представляющих 38 регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Актюбинск, Томск, Пермь, Уфа, Балашов, Иваново, Владимир Ярославль, хверь, Тыва, Липецк, Смоленск, Вооонеж. Курск, Ростов-на-Дону Паратов, Краснодар, Белгород, Астрахани, Оренбург, Киров,
Вологда и др.), а также специалисты из Белоруссии (3), Казахстана (3), Молдовы (2) и Польши (2).
Качественный состав уча^ников конгресса: докторов наук, профессоров - 32, кандидатов наук доцентов - 91, аспирантов и соискателей -90, студентов - 137.
На пленарном заседании было заслушано 12 докладов. По содержанию и форме они были концептуальным и прикладными и отражали методологические и практико-ориентированные аспекты психологического сопровождения национальных проектов. Большой научный интерес вызвали доклады Н.П. Фетискина (г. Кострома) «Методологические и прикладные стратегии психологического сопровождения приооитетны* нацпроектов»; ГМ. Зараковского (г. Москва) «Место и роль национальных проектов в системном решении задач повышения качества жизни населения России».
228
Зестник КГУ им. Н.А Некрасова, 2007, Том 13
©Н.П. Фетискин, Т.Н. Миронова, 2007
Конгресс о психологическом сопровождении национальных проектов
С системно-обобщающими докладами выступили начальник департамента образования и науки Костромской области А.А Анохин «Реализация национального проекта «Образование» и начальник департамента здравоохранения Костромской области К.Л. Талашов «Реализация национального проекта «Здоровье» в Костромском регионе».
Прикладные аспекты психологического сопровождения национальных проектов нашли отражение в пленарных сообщениях проректора по учебной работе заведующего кафедрой социальной и политической психологии, д. пс. наук, профессора ИвГУ 8.И. Назарова (г. Иваново; «Не-ооходимость национального проекта в области профориентационной работы со школьниками», к. пс. наук, профессора И.Н. Карицкого (г. Москва.) «Ментальные барьеры личности психологические практики преодоления» к. пс. н., профессора ННГУ В.11 Яшина (г. Нижний Новгород) «Психология в ракурсе реализации национальных проектов», ведущего специалиста, д. пс. н., профессора ИП РАН Ь.Н. Резникова Москва) «Отношение к труду русских как социально-психологическое обеспечение национальных проектов», директора МОУ Караваевская средняя школа Костромского района, к. пед. н., победителя Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения ■ - 2007» О.Р. -Голованова (г. Кострома) «Конкурсное движение как фактор развития сельской шчолы в контексте нацпроекта «Образование»
Тематика конференции вкточапа следующие на.фавления:
Национальный проект как этап полиментального развития общества. Социально-психологические основания национальных проектов.
Уровни социально-психологической готовности законодательных и исполнительных органов к инновационной реализации приоритетных государственных проектов.
Роль личностных и этнических факторов в реализации государственных проектов.
Социально-психологическое сопровождение реализации национальных проектов как система и как проблема.
Психологические основы рефлексивного управления реализацией национальных проектов и их корректировки.
Стратегии качества реализации национальных проектов в сфере образования, здраво
охранения, демографии и экономики.
Психолого-квалиметрический мониторинг реализации национальных проектов.
Ментальный барьер: категория, сущность, пути его преодоления Ментальный барьер как форма проявления ментальных архетипов
Факторы ментального кризиса и поведенческих рисков в условиях социальной энтропии.
Девиантныс факторы социальной среды и их барьерная роль в реализации национальных проектов.
Социальная депривация как проблема интег-ративного развития общества.
Предпосылки социально-психологической энтоопии и их влияние на устойчивость развития государства.
Психологические стереотипы и традиции восприятия социальных инноваций в полиментальном обществе.
Креативные механизмы преодоления ментальных барьеров и стереотипов в процессе реализации национальных проектов.
Системогенетический аспект социальной психологии и философии как объяснительный механизм раскрытия ментальных барьеров при реализации национальных проектов в развитии общества.
Работа конгресса проходила в форме пленарных и секционных заседаний, крутого стола и мастер-классов.
Участники конгресса с учетом исследуемой проблематики были заняты в работе следующих четырех секций:
Методологические основания национальных проектов и психологические возможности преодоления ментальных барьеров в процессе их реализации;
Психологические основания рефлексивного управления реализацией национальны.; проектов в социальных группах и молодежных объединениях;
Психологическое сопровождение национального проекта «Образование»;
Психологическое сопровождение национальных проектов в сфере здравоохранения, демографии и АПК.
На секционных заседаниях было заслушано 46 докладов.
В обсуждении пленарных, секционных и ав-торско-презентационных сообщений приняло участие 133 участника конгресса.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4 2007
229
Научная жизнь
К числу позитивных фактов проведенного симпозиума следует отнести активное участие не только ведущих ученых, но и аспирантов, и студентов. В этой связи необходимо отметить интересный доклад аспиранта кафедры общей психологии С.Н. Смирнова «Национальный проект «Демография»: современное состояние и перспективы реализации».
Помимо секционных обсуждений проблематики национальных проектов присутствующие на конгрессе приняли участие в работе мастер-класса «Развитие креативности в контексте преодоления социальных стереотипов в сфере образования». проведенного к. пс. н., доцентом кафедры ВлГПУ И.В. Плаксиной (г. Владимир). Интерес у участников вызвал также мастер-класс «Психологическая профилактика профессиональной деформации работников здравоохранения», проведенный к.пс.н., доцентом КГУ им. H.A. Некрасова И.В. Тихоновой (г. Кострома).
Не менее интересным и дискутабельным был круглый стол «Психологическая готовность и возможности реализации национальных проектов в полиментальном российском обществе», проведенный под руководством д. пс. н. профессора E.H. Резникова и д. пс. н., профессора 1.М. Зара-ковского, д. пс. н., профессора В.П. Фоминых; д. пс н. профессора Н.П. Фетискина. Содержанием круглого стола было обсуждение креативных механизмов преодоления ментальных барьеров и стереотипов в процессе реализации национальных проектов.
В материалах конгресса опубликованы научные труды 209 авторов
Результатом проведенного конгресса явилась положительная заключительная оценка деятельности оргкомитета по заявленным программным разделам. Отмечалась творческая атмосфера и высокий уровень обсуждаемых проблем. Участники конгресса отметили: 1. Национальные проекты дают по-
ложительный эффект, но в процессе их выполнения выявился ряд трудностей, обусловленных психологическими факторами. В связи с этим конгресс был чрезвычайно актуальным мероприятием.
2. В заслушанных докладах и выс-
туплениях участников конгресса содержатся конструктивные идеи и предложения, реализация которых может способствовать повышению результативности национальных проектов, и, тем самым, повышению качества жизни населения России - главной стратегической цели социально-экономического развития страны.
Участники конференции рекомендовали:
1. Одобрить результаты проведенных исследований и разработок в области психологического сопровождения национальных проектов и рекомендовать продолжить и развить их с учетом замечаний и предложений, поступивших в процессе дискуссий.
2. Всем ученым, специалистам, руководящим работникам актуализировать реализацию продуктивных идей и конкретных предложений, составляющих основу психологического сопровождения национальных проектов в процессе работы по их реализации.
3. Оргкомитету конференции сделать анализ содержания докладов и выступлений участников конференции и подготовить сводку конкретных предложений с указанием ведомств и организаций, которые могли бы их реализовать.
4. Рекомендации конгресса и свгцку предложений разослать всем учредителям и участникам конгресса, а также в министерств регионального развития РФ, Фонд развития регионов РФ и Академию проблем качества РФ.
5. Просить руководителей КГУ им. H.A. Некрасова, ИП РАН, ВНИИТЭ, Общероссийского общественного совета по вопросам качества жизни граждан Российской Федерации, Академии проблем качества РФ организовать и провести в 2008 г. всероссийскую конференцию по обмену опытом работы в области качества жизни и психологического сопровождения национальных проектов.
6. Отразить содержание конгресса в средствах массовой информации, психологических журналах.
7. Поручить членам оргкомитета Н.П. Фе-тискину, Г.М. Мануйлову, Т.И. Мироновой подготовить методическое пособие по психологическому сопровождению нацпроектов.
вестник КГУ им. H.A. Некрасова 2007, Том 13