Научная статья на тему 'Новая отраслевая классификация видов производственной деятельности в сфере культуры'

Новая отраслевая классификация видов производственной деятельности в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
189
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая отраслевая классификация видов производственной деятельности в сфере культуры»

Таким образом, современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного при доминировании последнего. Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов

основных школ управления, важнейшим условием чего выступают ценности целостности, взаимодействия, многообразия, вариативности, а также ценности человека и свободы его выбора, на которых базируются перечисленные выше современные подходы к управленческой деятельности.

Примечания

1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995. с. 23.

2. Файоль А Общее и промышленное управление. М., Контроллинг, 1991. с. 12.

3. Bertalanffy L.von. General System Theory. N.Y.: George Braziller, 1968. р. 31.

4. Follett M. Group organization the solution of popular government. 1928. New York: Longmans, 1920. p. 235.

5. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. 519 с.

6. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986. с. 54.

7. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., Питер, 2001. 320 с.

О.К. Луховская

НОВАЯ ОТРАСЛЕВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ

КУЛЬТУРЫ

Народное творчество, массовым образом участвующее в процессе общественного труда, следует отнести к одному из видов экономической деятельности - самодеятельному искусству. Особенностью учета затрат по данному виду деятельности является отсутствие оценки стоимости совокупности элементов нематериального культурного наследия (сырья и материалов), условий их производства (технологии), а также труда субъектов деятельности (их создающих). Для учета остаются лишь несколько признаков экономической деятельности - видов использования основной производимой продукции, т.е. потребления и реализации. Обеспечение экономических условий сохранения нематериального культурного наследия, развития самодеятельного искусства, народного художественного творчества является одним из основных направлений государственной политики.

В народном искусстве явно присутствуют черты производственной деятельности, есть свои технологии, своя продукция, экономические отношения на всех стадиях ее производства и, наконец, экономические субъекты, которые заняты в сфере художественного производства. Произведения народного искусства имеют свойство быть потребленными как товар через имитацию созданного на базе их идейной основы продукта, его проката, показа публике, которая «платит деньги». Воспроизводство, демонстрация, показ созданных в народном искусстве произведений или продуктов соответствуют всем чертам деятельности в сфере услуг и могут быть выделены в самостоятельную группу их классификации как видов экономической деятельности.

Определенные «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (ст.4) области культурной деятельности включают народную культуру во всех

ее проявлениях таких, как языки,диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество и иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.При определении отраслевых границ данная деятельность как самостоятельный ее вид в культуре «упущена». В основу ее классификации должны быть положены экономические характеристики видов творческой деятельности, устанавливаемые в рамках системы общественного разделения труда, учитывая, что «общественно организованный творческий труд охватывает лишь такие формы организации творческого труда, которые участвуют в процессе общественного разделения труда и выступают тем самым в качестве самостоятельных субъектов». Принимая за основу данные критерии творческого труда, следует различать экономику традиционной культуры, к которой относятся все формы «организованной» деятельности, и экономику традиционной народной культуры. За пределами первой находятся различные, пока еще мало признанные как элементы общественно-организованного труда традиционно и инновативно сложившиеся формы народной творческой деятельности, конечные результаты которых не поступают в потребление посредством обмена. К ним, например, относятся:

- С-культура - области творческой самореализации человека в условиях сложившихся традиций национально-самобытной культуры того или иного народа: а) народные традиции; способы украшения жилища; пошив костюмов; вышивание; лозопле-тение и другие виды домашнего ремесла, обрядов, ритуалов и т.п.; б) способы художественных технологий народного творчества; в) авторские художественные произведения и народные произведения искусства, народные костюмы, созданные для личного обихода;

- Л-культура - области художественного воспроизводства «С-культуры», сферы латентного функционирования искусства: использование сложившихся традиций в украшениях собственного жилища; вовлечение в организацию быта и подготовку домашних празднеств передаваемых из поколения в поколение предметов ремесла, костюмов, самобытных произведений

искусств, ритуалов; использование в создании новых художественных форм продуктов быта, знаний и навыков, способов традиционных ремесел; применение сложившегося языка в подготовке домашнего праздника и т.п.;

- А-культура - области активного функционирования, воспроизводства и исполнения «Л-культуры»: проведение празднеств силами народных организаторов; исполнение (применение) инсценировок народных произведений искусства силами любителей; различные формы «самообслуживания», например, домашнее музицирование, пение, чтение и т.п., а также стихийно организованные публичные выступления в традиционных формах любительского творчества: народная песня, музыка, танец, поэзия, ремесло, театр.

В силу действующих принципов экономики культуры - ориентацию на рынок, указанные выше виды потребления не подлежат учету при определении отраслевых границ общественного производства. Принято считать, что в отличие от «производственной» сферы они не создают материальные ценности и не образуют национальный доход, а имеют место только в процессе личного потребления. Однако следует признать то, что народное творчество обладает всеми признаками вида экономической деятельности, по которым производители продукции могут быть классифицированы как субъекты управления, а элементы нематериального культурного наследия - как его объекты - самодеятельное искусство следует рассматривать как самостоятельный элемент системы управления. «Самодеятельное искусство» в таком случае следует рассматривать как самостоятельный вид деятельности - одну из областей отрасли культуры, создающей культурные блага, основное предназначение которых состоит в удовлетворении гражданами своих культурных потребностей. Также сюда следует отнести еще ряд признаков данного вида деятельности. Перечислим наиболее существенные из них:

1. Элементы нематериального культурного наследия - обычаи, знания, навыки, предметы - являются «сырьем и материалами», предметами труда в области традиционной народной культуры, например фольклора, любительского художественного творчества и декоративно-

прикладного, ремесленнического народного творчества (народные промыслы и ремесла), используясь далее в процессах их художественного воспроизводства во всех видах и жанрах профессионального искусства.

2. Признанные сообществами в качестве культурного наследия обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства переходят в статус «нематериального культурного наследия» и подлежат обязательному учету и поддержке государством. Данный процесс может быть осуществлен только в соответствии с отраслевыми затратами.

3. К производительным силам (субъектам труда) относятся творческие способности человека, который как хранитель памяти воспринимает и использует те или иные элементы традиционной народной культуры, передавая их из поколения в поколение в целях удовлетворения культурных потребностей.

4. Творческий процесс в художественной самодеятельности (труд) есть процесс воспроизводства производительных сил (физических и умственных способностей человека) общества, качественно определяемый уровнем развития культуры, среды, в которой он протекает.

5. К технологиям относятся устоявшиеся в народе способы воспроизводства элементов и условий традиционной культуры: устные традиции; самодеятельные исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, функционально родственные характеристикам деятельности других отраслей.

6.Способами «опредмечивания» выступают технологии художественного производства, то есть специального воспроизведения для многократного использования и потребления в пространственных и временных формах.

7. Результатом труда (коллективного или индивидуального) является интеллектуальный продукт, созданный во временных и пространственных художественных формах как произведение искусства, поступающий в потребление посредством обмена в целях удовлетворения потребности и обладающий свойством потребительной стоимости. То есть нематериальные блага народного творчества соизмеряются нематериальными благами культуры как

продукты труда, удовлетворяющие потребность людей. Именно поэтому происходит обмен результатами деятельности в обществе.

8. В процессе создания продуктов самодеятельного искусства участвуют два субъекта культурной деятельности, из которых один (народ, творец) выступает в позиции «производителя», а другой (зритель, слушатель, читатель, участник массовых мероприятий и т.п.) - в роли «потребителя». Особенность потребления состоит в латентности производства - даже когда производителем выступает сам потребитель, у него всегда есть другое воспринимающее лицо. Экономический эффект заключается в том, что народная культура, искусство и культура социально выгодны - они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.

9. Традиционная народная культура выступает основным фактором производства посредством репродукции человеческого капитала, который является «долговременным экономическим ресурсом, воспроизводственный оборот которого в несколько раз продолжительнее средних сроков оборота основного капитала».

Перечисленные признаки расширяют уже имеющееся понятие «отрасль культуры», которая характеризуется во многих научных трудах (1, 2, 3). Анализ совокупности выделенных классификационных признаков отрасли, представленных современными исследователями, позволяет сделать заключение о соответствии им многих черт самодеятельного искусства. В связи с этим «самодеятельное искусство» в организационной структуре культуры может быть выделено как структурная единица.

Анализ ряда исследований, посвященных изучению отраслевой характеристики культуры, мониторинг инфраструктуры регионального рынка культуры и искусства, изучение современных подходов к формированию организационной структуры культуры в системе регионального управления позволяют определить отраслевую структуру культуры в составе двух видов взаимосвязанных подотраслей.

Первая подотрасль - «искусство» -область создания произведений всех форм искусств (временных и пространственных)

и их художественного воспроизводства (интерпретации) на профессиональной и самодеятельной основе. В зависимости от схожести продукции и технологии ее изготовления выделяются такие виды деятельности, как:

1.1. «профессиональное искусство» в формах:

во-первых, профессионального творчества авторов - деятельности творцов, профессионально создающих произведения искусств, - композиторов, поэтов, прозаиков, художников, скульпторов и других представителей творческих художественных профессий, выступающих на индивидуальной основе, в результате деятельности которых продукты поступают в потребление посредством отбора (целевого или конкурсного);

во-вторых, постановочной деятельности специалистов узкого профиля, а именно режиссеров, продюсеров, сценаристов, балетмейстеров, дирижеров, хормейстеров и других творческих «постановщиков», деятельность которых направлена на профессиональное создание латентных продуктов -новых художественных форм для производственного потребления в театрах, концертных и эстрадных организациях, киностудиях, цирках, филармониях, на фестивалях и т.п. Основная направленность этой деятельности - удовлетворение латентных запросов в сфере культуры и искусства посредством внутрипроизводственного обмена.

1.11. «самодеятельное искусство» в следующих формах:

во-первых, самодеятельного народного творчества, куда входят:

а) формы устного искусства - творческой деятельности народа, порождающей качественно новое идейное (образное) содержание продуктов - произведений фольклора, первозданно созданных народом в таких его жанрах, как, например, былины, сказания, песни, легенды, частушки, пословицы, поговорки, сказки и т.п.;

б) формы художественного искусства - создание интеллектуальных и вещных (временных и пространственных) художественных форм народных произведений искусств силами любителей (выступающих коллективно или в одиночку): любительского художественного творчества и декоративно-прикладного, ремесленнического народного творчества (народные промыслы и ремесла);

во-вторых, самодеятельного авторского творчества - творческой деятельности конкретного лица: поэтов, художников, сочинителей музыки, авторов произведений декоративно-прикладного творчества и других авторов-творцов из числа любителей, например художников-фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий, выступающих стихийно или участвующих в организованных мероприятиях на индивидуальной основе. Результатом их труда выступают индивидуально созданные интеллектуальные или материальные произведения, поступающие в потребление через обмен, например, в процессе выступления на концертах (в том числе самоорганизующихся уличных, бытовых и т.п.), участия в выставках, ярмарках и других мероприятиях.

В зависимости от характера основной производимой продукции, организации и технологии производства, вида используемого сырья и материалов - признаков экономической классификации видов искусств и способов создания художественных ценностей в подотрасли «искусство» следует выделить:

А) деятельность в области традиционных искусств, в том числе:

- пространственных форм - изобразительное искусство, архитектуру, дизайн, живопись, графику, прикладные искусства, художественную фотографию, результатом которых выступает «вещная» форма продуктов, позволяющая измерять искусство экономическими категориями «статистики». Содержание такой материальной формы, как правило, уже изначально олицетворяет их потребительские функции как экономической формы продуктов культуры;

- временных форм - музыки, сценического (постановочного) искусства, балета, литературы, экономической формой которых выступает нематериальная форма продуктов.

Б) деятельность в области инновационных искусств, в том числе - создание высокотехнологичных, экономически выгодных (например, в шоу-бизнесе) форм продуктов в новых видах художественной деятельности - дигитальные артефакты, концептуальное искусство, перфомансы, инсталляции, индустрия интерактивных развлечений.

Вторая подотрасль - «культуры, и досуга» - объединяет виды деятельности, связанные с изучением, распространением, исполнением и демонстрацией, сохранением и защитой, популяризацией и художественной имитацией созданных в подотрасли «искусство» культурных ценностей. Культурная деятельность, по всем признакам соответствующая сфере услуг, классифицируется на исполнительскую деятельность в сфере искусства (как правило, называемую сферой исполнительского искусства) и деятельность, носящую просветительный, культурно-досуговый и (или) научно-методический, информационный характер.

К первой группе видов деятельности подотрасли «культуры и досуга» относится деятельность профессиональных театров, филармоний, цирков, самостоятельных творческих коллективов, концертных залов, творческих центров, ориентированная, прежде всего, на публичный показ спектаклей, концертов, эстрадных и других представлений, их организацию и подготовку. К данным видам деятельности относится лишь демонстрация сформированных ранее продуктов, а не сама «постановка». Всеми признаками «исполнительского искусства» обладают:

- виды деятельности профессиональных исполнительских искусств, направленные на профессиональную имитацию (прокат, демонстрацию) созданных ранее, а также новых художественных форм. Сюда включаются услуги актеров, музыкантов, танцоров и других индивидуальных исполнителей, а также театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллективов и других коллективных исполнителей;

- самодеятельное исполнение художественных произведений (собственных или заимствованных): коллективно или в одиночку. Здесь задействован - интеллектуальный труд, поступающий в потребление через личное участие авторов-любителей в подготовке и проведении выставок, конкурсов, фестивалей, ярмарок, конгрессов, конференций, мероприятий общероссийского и международного значения и других мероприятий в области культуры и средств массовой информации.

Ко второй группе видов деятельности подотрасли «культуры и досуга» - просветительной - относится деятельность библиотек, музеев, депозитариев произведений культуры и искусства, учреждений дополнительного образования, выставочных залов и картинных галерей, парков культуры и отдыха, зоопарков, учреждений клубного типа (Домов и Дворцов культуры, клубов, социально-культурных и других специализированных и многофункциональных комплексов и объединений), центров культуры и искусства, научно-методических центров народного творчества и других организаций.

Исходя из вышеизложенного, процесс формирования культурных ценностей в отрасли «искусство и культура» охватывает все стадии общественного производства и воспроизводства и соответствует марксовому определению «расширенного производства». Эффективность экономических отношений на всех стадиях производства (искусство) и обращения (сфера услуг культуры - просвещение и культур-но-досуговая деятельность) в отрасли «культура и искусство» достигается при условии удовлетворения как личных культурных потребностей, так и потребностей производства и общества в целом. К первостепенным задачам развития всех перечисленных видов экономической деятельности в культуре относится создание условий для сохранения различных форм самобытной культуры, нематериального и материального культурного наследия сообществ, их воспроизводства и преумножения.

В основе экономической и социальной эффективности возрождения отечественной культуры лежит особая система художественного воспроизводства созданного многими поколениями позитивного нематериального потенциала самобытной культуры, конкретными формами которого выступают базовые образы тех или иных народных произведений искусств, утвердившихся сообществами в статусе нематериального культурного наследия - экономических ресурсов художественного производства. Выступая заемными социально-экономическими ресурсами (сырьевой базой) формирования современных культурных благ, они позволяют наращивать потенциал отечественной культуры, приумножать национальное ее многообразие

и развивать патриотическое воспитание общества, качественно улучшая общественную среду.

Таким образом, управление и организация деятельности экономических субъектов, занятых в сфере художественного народного творчества, является основой функционирования культуры как отрасли экономики, а включение его в организационную структуру культуры - необходимым элементом учета нематериальных ресурсов культурного потенциала региона и государственной системы управ-

ления ими. В то же время необходимо подчеркнуть, что понимание роли данных процессов в культуре является одним из факторов интенсификации экономики России, поскольку существующих традиционных подходов к определению границ отрасли недостаточно. Выделение самодеятельного искусства как вида экономической деятельности позволяет включить в систему экономических производственных отношений богатые и разнообразные процессы традиционного народного творчества.

Примечания

1. Чарная, И. В. Введение в экономику культуры: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 080502-Экономика и упр. на предприятии культуры и искусства. М. : МГУКИ, 2006.

2. Воронова, Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие. Рязань : Узорочье, 1998. 192 с.

3. Экономика культуры: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050400 Театроведение. М. : Слово/Э1оуо, 2005. 605 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.