Научная статья на тему 'Культурный туризм как потенциал развития экономики региона (на примере Ивановской области)'

Культурный туризм как потенциал развития экономики региона (на примере Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
348
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурный туризм как потенциал развития экономики региона (на примере Ивановской области)»

Культурный туризм как потенциал развития экономики региона

рублей. При этом необходимо помнить, что анализ себестоимости конкурса проводился с допущениями, что один специалист проводит только один конкурс, но, по сути, данный подход к себестоимости закладывает принцип анализа стоимостной эффективности проведения самих закупок. Отметим, что по данным статистической формы 1-Торги в среднем по Ивановской области в месяц одним муниципальным районом, городским округом в 2007 г проводилось 3,5 конкурса, а в 2008 г всего 1,3 конкурса, что приближается к допущению и расчетной величине себестоимости конкурса. Доктор экономических наук Нестерович Н. В. отмечает, что в большинстве случаев далеко не в полной мере учитываются реальные затраты на проведение закупочной компании [1, с. 34]. По данным Росстата затраты на проведения открытых конкурсов в России составляют в среднем 0,02 % от цены контракта. Для сравнения в мировой практике эти затраты составляют 3 процента от цены контракта. Столь значительная разница объясняется не столь рачительностью российских госзаказчиков, а тем, что они не считают в должной мере такого рода затраты [1, с. 34]. Все это позволяет сделать вывод о том, что экономия бюджетных средств в процессе проведения государственных (муниципальных) закупок не отражает реального положе-

ния дел в процессе закупок. Й. Шумпетер отмечает, что «целью чистой экономии... всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий» [2, с. 135]. В настоящих условиях, когда торги проводятся при сумме превышающей пятьсот тысяч рублей, экономия от проведения торгов начинает перекрывать расходы от проведения торгов, только если первоначальная сумма торгов как минимум в два раза выше существующей. Если учитывать все потенциально-возможные расходы, то целью чистой экономии для открытого конкурса должна быть первоначальная сумма - 2091,3 тыс. р.

Наименее затратным является способ запроса котировок, необходимо расширить пороговое ограничение запроса котировок. Полагаю, необходимо учитывать реальные затраты на проведение торгов при определении пороговых ограничений сумм способов размещения государственного (муниципального) заказа.

Библиографический список

1. Нестерович Н. В. 94-ФЗ: как найти экономию? // Госзаказ. 2008. № 12.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. Автономова В. С., Любского М. С., Чепуренко А. Ю.; общая редакция Милейковского -А. Г. - М.: Прогресс. 1982.

ББК 65.04 Зуборева Е. П.

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПОТЕНЦИАЛ

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Автором рассматривается культурный туризм в качестве потенциала для развития экономики региона на примере Ивановской области, также структура культурного потенциала в системе экономики региона в разрезе каждого элемента.

Ключевые слова: культурный потенциал, материальные ресурсы культурного потенциала, нематериальные ресурсы культурного потенциала, трудовые ресурсы культурного потенциала, информационные ресурсы культурного потенциала, туристская деятельность, культурный туризм, нематериальное культурное наследие.

Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

В России термин «туризм» определяется федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды (путешествия) граждан Рос-

сии, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Давно выде-

© Зуборева Е. П., 2009

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

315

лился в самостоятельным вид туризма - культурный туризм. Экономический аспект туристической деятельности в сфере культуры весьма важен. Организация туризма позволяет возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков, что обеспечивает инвестиции в инфраструктуру и экономику региона.

Культурный туризм может быть использован не только как фактор создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке, но и как потенциал в экономике региона. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма и, следовательно, региона в целом, зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты культурного наследия региона должны быть представлены разумно и творчески. Их использование в качестве потенциала экономики региона позволяет формировать уникальный туристский продукт обладающий конкурентоспособностью, что обеспечивает его производителю экономическую выгоду. В культуре единообразие ресурсов недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор выступает в качестве долговременного экономического ресурса - интереса туристов к конкретному культурному объекту Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только предоставление услуг проживания и питания (по Маслоу), но и приобщения туриста к познанию особенностей традиционной народной культуры и культурного потенциала региона.

Культурный потенциал в современных источниках научных исследований определяется как:

1) совокупность накапливаемых ресурсов культуры, которыми располагает общество в каж-

дый данный момент, - всех тех возможностей, запасов, средств и источников, которые а) находятся в природе или накапливаются обществом в качестве материальных и духовных результатов человеческого труда в сфере художественной деятельности, б) сохраняются в качестве культурных ценностей и объектов культурного наследия;

2) накопленные и вновь созданные ресурсы культуры, способные неоднократно удовлетворять всеобщие культурные потребности и составляющие необходимые условия для их мобилизации в сфере художественной деятельности;

3) ресурсный источник удовлетворения культурных потребностей общества» [1].

С учетом данного определения конкретизируется структура культурного туризма как экономической системы, включающей следующие элементы, функционирующие как единое целое:

а) субъекты отрасли: туроператор, турагент, экскурсионное бюро, трансфер;

б) две подотрасли - сферу художественной деятельности и сферу потребления товаров и услуг: первая обеспечивает производство художественных продуктов и доведение их до стадии потребления, вторая - обеспечивает их потребление;

в) две области - самодеятельного и профессионального искусства, где осуществляется производство и реализация художественного продукта в области самодеятельного народного и авторского творчества и в области профессионального творчества авторов и постановочной деятельности;

г) два сектора - государственный и частный как совокупность организованных и самоорганизующихся хозяйствующих субъектов художественной деятельности.

Кроме того, с нашей точки зрения, можно выделить следующие области культурного потенциала: 1) область производства, 2) область сохранения, 3) область распределения (распространения), 4) область потребления.

Под ресурсной базой культурного потенциала понимаем единую ценностную систему общества, совокупность природных и созданных человеком в длительной временной перспективе материальных и нематериальных объектов и явлений -реальных или задействованных, потенциальных или резервных культурных ценностей, - а также условий и характеристик, возможностей и средств, пригодных для их художественного воспроизводства в экономической форме продуктов - товаров и услуг. Данные характеристики, по нашему мнению,

Рис. 1. Структура культурного потенциала в системе экономики региона

определяют потенциал культуры, который в связи с этим следует признать объектом системного анализа. В экономике региона он представлен различными видами историко-культурных памятников, мемориальных мест, нематериального культурным наследием, народными промыслами, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

Рассмотрим структуру культурного потенциала в системе экономики региона в разрезе каждого элемента.

1. Материальные ресурсы культурного потенциала представляют собой предметы овеществленного труда, аккумулирующие в себе затраты труда и ресурсов, связанных с производством и их эксплуатацией. Как правило, в сфере культуры материальные ресурсы включают: объекты культурного наследия - памятники в вещной (материальной) форме; имущество, предназначенное для организации деятельности, досуга и обеспечения населения услугами организаций культуры всех форм собственности [2]; различные реквизиты исполнительских искусств, а также артефакты «интерпретативное воплощение» в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном

сообщении и оценочном суждении».

В Ивановской области насчитывается большое количество монументальных памятников, памятников архитектуры и культуры. В настоящее время на государственном учете в области находится 2292 единицы памятников (2513 объектов). Средняя плотность их составляет 98 единиц на 1 тыс. км2. Наибольшее число памятников сосредоточено в Шуйском (532 ед.), Ивановском (457 ед.), Кине-шемском (223 ед.), Приволжском (153 ед.), Гаври-лов-Посадском (104 ед.) районах. Наибольшая концентрация памятников в Шуйском районе, где плотность составляет 485 ед. на 1 тыс. км2 [5].

Из общего количества памятников истории и культуры наибольший удельный вес (67 %) приходится на архитектурные объекты, доля памятников истории составляет 17 %, археологии - 15 %, монументального искусства - 1 %.

Из общей массы памятников области памятники, имеющие местную или федеральную категорию охраны, составляют 19 %. На местной охране состоит 278 единиц, на федеральной - 163 единицы. Самое большое количество памятников, находящихся на государственной охране сконцентрировано на территории Плесского музея - заповедника. Многие памятники, учтен-

Рис. 2. Материально-техническая база культурного потенциала [5]

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

317

ные как единица, представляют собой в ряде случаев архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких объектов.

Также в Ивановской области имеется большое количество музеев, библиотек, клубов, динамика которых представлена на рис. 2.

Таким образом, Ивановская область располагает достаточно большим потенциалом материальных объектов культуры и монументальных достопримечательностей, представляющих интерес для внутреннего культурного туризма.

1. Нематериальные ресурсы культурного потенциала включают, во-первых, нематериальное культурное наследие - обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия. Нематериальные ресурсы проявляются в следующих областях: устные традиции; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами [1]; во-вторых, единую ценностную систему общества, в основу которой положены общественные предпочтения в области культуры, сформировавшиеся в процессе многовекового ее развития, воспринятые ныне живущим поколением в их исходной внутренней образной форме, сохраняемые и распространяемые в той или иной вещной форме первозданного своего воплощения; в-третьих, идейную основу произведений искусства, представляющую высокое смысловое и символическое значение для практических областей культурной, а точнее сказать, художественной деятельности разных исторических периодов.

По мнению разработчиков «Методических рекомендаций по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов» к нематериальным ресурсам также следует отнести и виды самодеятельного народного творчества, а именно занятия в хоровых, хореографических, театральных, фольклорных коллективах, а также студиях изобразительного искусства, народных промыслов и клубных формированиях фотолюбителей, исполнителей духовых оркестровых и вокальных инструментальных произведений, включая клубы по интересам, общественные объединения на базе учреждений культуры.

Можно смело утверждать, что Ивановская область привлекает не только религиозной историей и природой, но и отличается уникальной духовной, самобытной культурой и историей сло-

жившихся традиций народа, особыми технологиями народных ремесел и способов производства тканей, лаковых миниатюр и т. п. Статистика свидетельствует, что с каждым годом увеличивается количество проводимых мероприятий (фестивалей, праздников, конкурсов и т. п.), а также их активная пропаганда и рекламная деятельность.

Ивановская область является зоной сосредоточения традиционных народных ремесел и промыслов, на базе которых развито производство изделий народного творчества и сувениров, являющееся доходным видом индустрии туризма. Развитие народных промыслов и ремесел предусматривает привлечение широких масс населения, повышает уровень занятости и рост доходов, увеличивает поступления в местный бюджет.

2. Под трудовыми ресурсами культурного потенциала нами понимается та часть населения страны, которая обладает необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в сфере культуры. К условиям поддержки трудовых ресурсов необходимо отнести: утверждение нормативов трудозатрат для определения штатной численности, применение установленных показателей по отнесению к группам по оплате труда руководителей и специалистов, внедрение местной системы стимулирующих доплат и надбавок, других условий и т. п.

Упадок интереса работать в сфере культуры и искусства в 1990 г., как показывает статистика, связан с тем, что большая часть подростков просто не видела смысла в получении образования, связанного с данными специальностями, так как это приносило очень мало денег. А у кого уже было такое образование, резко приходилось менять профессиональную деятельность и уходить в те области, которые приносят деньги, на которые можно прожить. Данная проблема происходит и сейчас, поэтому кадров в этой области очень мало.

3. К информационным ресурсам согласно Закону РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (от 27 июля 2006 г. №2 149-ФЗ) относится «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» [4]. В настоящее время мы можем наблюдать достаточно резкий подъём в развитии технологий. Это объясняется наличием необходимых условий эффективного управления информационными ресурсами, а именно: организация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.