Научная статья на тему 'Народные художественные промыслы как особый бренд культурного туризма депрессивного региона (на примере Ивановской области)'

Народные художественные промыслы как особый бренд культурного туризма депрессивного региона (на примере Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1533
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОМЫСЛЫ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / CULTURAL TOURISM / DEPRESSIVE REGION / NATIONAL ARTISTIC TRADES / IVANOVO REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковенко Наталия Владимировна

Культурный туризм является наиболее динамично развивающимся направлением в теории и практике мирового туризма. Теоретико-методологическое осмысление этого вида туристской деятельности вызывает много дискуссионных моментов как с позиций спроса, так и потребления культурных услуг. В связи с этим оценка культурного туризма должна проводиться не столько как вида туризма, а как современной, инновационной технологии развития туризма, представляющей собой: 1) сферу потребительской туристской деятельности, 2) особую область бизнеса, 3) инновационную технологию развития отдельных социально-культурных объектов, и, непосредственно, сферы культуры. Культурный туризм в общей доле туристского рынка составляет около 25% от общего количества туристской прибыли, и по прогнозам экспертов она будет только увеличиваться. Неизменное пополнение видов и форм культурного туризма, и, в частности, развитие народных художественных промыслов, повсеместно распространенных на территории Российской Федерации, происходит с ростом количества туристских поездок именно с культурно-познавательной целью. Народные промыслы развивают малое и среднее предпринимательство, а потому играют все возрастающую роль в социально-экономическом развитии России. Учитывая тот факт, что далеко не все российские регионы обеспечены природно-рекреационными ресурсами, именно народно-художественные промыслы могут выступить базовой, а, возможно, и наиболее инновационной отраслью в развитии туристической сферы, и помогут решить наиболее острые социально-значимые проблемы депрессивных регионов, в нашем случае Ивановской области, которая по уровню развития занимает одно из последних мест в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Яковенко Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ARTISTIC TRADES AS A SPECIAL BRAND OF CULTURAL TOURISM IN THE DEPRESSIVE REGION (EXPERIENCE OF IVANOVO REGION)

Cultural tourism is the most dynamically developing direction in the theory and practice of world tourism. Theoretical and methodological understanding of this type of tourist activity causes many debatable moments, from positions both demand and consumption of cultural services. In this regard, the assessment of cultural tourism has to be carried out not only as a type of tourism, as well as the modern innovative technology for tourism development representing: 1) field of consumer tourist activity, 2) special area of business, 3) innovative technology of certain welfare objects development, and directly spheres of culture. Cultural tourism in the total share of the tourism market makes about 25% of total of tourist earnings, and according to forecasts of experts it will only increase. Permanent replenishment and updating of cultural tourism types and forms, and in particular development of national artistic trades which are ubiquitous in the Russian Federation comes from the increase in the number of tourist trips with the cultural and informative purpose. Handicrafts develop small and medium business, and therefore play an increasingly important role in social and economic development of Russia. Considering the fact that not all Russian regions are provided with natural and recreational resources, national artistic trades can act basic, and probably the most innovative industries in the development of the tourism sector, and will help to solve the most acute socially important problems of the depressive region (Ivanovo region), which on a level of development occupies one of the last places in Russia.

Текст научной работы на тему «Народные художественные промыслы как особый бренд культурного туризма депрессивного региона (на примере Ивановской области)»

УДК 379.85 DOI: 10.12737/14533

Яковенко Наталия Владимировна

Воронежский государственный университет (г. Воронеж, Российская Федерация), д-р геогр. наук, профессор; e-mail: n. [email protected]

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАК ОСОБЫЙ БРЕНД КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Культурный туризм является наиболее динамично развивающимся направлением в теории и практике мирового туризма. Теоретико-методологическое осмысление этого вида туристской деятельности вызывает много дискуссионных моментов как с позиций спроса, так и потребления культурных услуг. В связи с этим оценка культурного туризма должна проводиться не столько как вида туризма, а как современной, инновационной технологии развития туризма, представляющей собой: 1) сферу потребительской туристской деятельности, 2) особую область бизнеса, 3) инновационную технологию развития отдельных социально-культурных объектов, и, непосредственно, сферы культуры. Культурный туризм в общей доле туристского рынка составляет около 25% от общего количества туристской прибыли, и по прогнозам экспертов она будет только увеличиваться. Неизменное пополнение видов и форм культурного туризма, и, в частности, развитие народных художественных промыслов, повсеместно распространенных на территории Российской Федерации, происходит с ростом количества туристских поездок именно с культурно-познавательной целью. Народные промыслы развивают малое и среднее предпринимательство, а потому играют все возрастающую роль в социально-экономическом развитии России. Учитывая тот факт, что далеко не все российские регионы обеспечены природно-рекреационными ресурсами, именно народно-художественные промыслы могут выступить базовой, а, возможно, и наиболее инновационной отраслью в развитии туристической сферы, и помогут решить наиболее острые социально-значимые проблемы депрессивных регионов, в нашем случае - Ивановской области, которая по уровню развития занимает одно из последних мест в России.

Ключевые слова: культурный туризм, депрессивный регион, народные художественные помыслы, Ивановская область.

В современных условиях глобализации и неоднозначности национальной идентичности стран можно видеть увеличение интереса к культурному и познавательному туризму. Основу его составляет культурное и историческое наследие народов.

Культурный туризм является одним из наиболее быстро растущих и развивающихся секторов в туристской индустрии. В связи с этим данный аспект приобретает немаловажное значение и в области социально-экономико-географических исследований, что ярко отражено в работах [12-14]. Туризм все больше и больше рассматривается как главный элемент, как способ, при помощи которого мы видим другие места и иные культуры, и путь, которым «мы и другие» видим и представляем «нас и их» и связанные тождества [7].

Согласно ЮНВТО (2005), культурный туризм, доля которого составляет 37% от глобального туризма, растет со скоростью 15% в год. Возможно, что предполагаемый высокий темп роста и доля культурного туризма может быть критически осуждена, так как нет никаких четких статистических оснований для его оценки, но во многих регионах культурный туризм может выступить идеальным средством для регионального развития, поскольку местные жители смогут получать прямую экономическую выгоду от посещения туристами [11].

Туризм является наиболее эффективным с позиций знакомства с той или иной культурой. Государственная культурная политика в сфере культурного развитии представляет собой «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по со-

хранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры». Для того чтобы понять, что же означает категория «культурный туризм» для России необходимо рассмотреть дефиницию «культурный турист» в различных ее трактовках. Richards G. [9] предлагает два определения культурного туризма: 1) технический -перемещение людей к определенным культурным достопримечательностям, таким как музеи, объекты наследия, фестивали вне их обычного места жительства;

2) концептуальный - перемещение людей к культурным проявлениям далеко за пределами их обычного местожительства, с намерением сбора новой информации, посещения мероприятий и удовлетворение их культурных потребностей.

Исследователи B. McKercher и H. du Cros [8] выделяют 5 видов «культурных туристов»: 1) целевые; 2) экскурсионные;

3)«счастливо случайные»; 4) казуальные; 5) инцидентные. В то же время, американский исследователь M. Smith [13] определяет 6 категорий туризма:

S этнический туризм (изучение культуры и образа жизни редких и экзотических народностей);

S культурный туризм (изучение и участие в народных фестивалях, фольклорных танцах, выставках предметов искусства и ремесла);

S исторический туризм (ознакомление с достопримечательностями страны, например, музеями, соборами и т.д.);

S экологический туризм (туры в места с относительно нетронутой природой);

S рекреационный туризм (отдых и лечение);

S деловой туризм (участие в конгрессах, собраниях, комбинируются с другими видами туризма).

Дж. Арри указывает на то, что культурный туризм со своими структурными элементами, практической сферой деятельности и событиями, выступает продолжением тех норм и законов культуры, из которой он образуется. A. Therkelsen [15] обосновывает такую позицию, что «культурные продукты» генерируют ассоциации и смысловые ориентиры, которые

находятся под влиянием культуры потенциального туриста. M. Robinson [10] отмечает, что туристы декодируют культуры в общественном пространстве и времени в соответствии с конкретными режимами формальных и неформальных знаний, систематизированных через экспозицию туристских программ и нормы процессов социализации.

Культурный туризм давно выделился из туризма и стал самостоятельной разновидностью. ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов». Следовательно, можно сделать вывод, что данный вид туризма основан на историко-культурном потенциале страны, в который входит социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности [2].

Культурный туризм представляет собой такой вид туризма, где культура выступает основой формирования туристской привлекательности дестинации, мотивации туристской деятельности, а также производимых и потребляемых туристских благ. Он отличается следующими характеристиками: а) включает виды туризма, ориентированные на познавательные и ознакомительные цели; б) направлен на изучение природного и культурного наследия; в) продает туристам культурный продукт в виде культурных впечатлений; г) основными институтами выступают музеи и учреждения культуры; д) объекты показа -памятники, здания, города, события и пр.

Культурный туризм имеет немаловажное значение для развития любого региона, так как [3]: 1) имеет позитивное экономическое и социальное воздействие для развития региона; 2) выступает инициатором установления и усиления позитивного имиджа региона; 3) поддерживает сохранение культурного наследия региона; 4) дает возможность для установления взаимопонимания между людьми в разных странах и регионах; 5) способствует развитию культуры и туризма.

Министерством культуры РФ в 2013 г. был разработан проект Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. В нем одной из предпосылок

в развитии этнокультурного и познавательного туризма является разработка системы мер по поддержанию и развитию традиционных ремесел и промыслов народов России, которая полностью соответствует Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России» (2014-2020) Ч

Центральный федеральный округ России является центром культурно-познавательного и делового туризма страны, где целый ряд регионов обладает неограниченными возможностями для их развития. Вместе с тем в каждом субъекте Российской Федерации определены собственные точки роста туризма, что особенно важно для развития регионов, находящихся на крайне низком уровне социально-экономического развития. В этом плане следует отметить Ивановскую область, в которой значительная часть проблем развития обусловлена сложившейся ситуацией в России в целом, например, крайне низкие доходы населения. Другие проблемы имею узкоспецифичный характер, например, территориальные диспропорции по социально-экономическим показателям, тогда как некоторые были обусловлены заложенными несколько десятилетий назад трендами, например, уровень рождаемости. Несмотря на то, что на фоне остальных регионов ЦФО Ивановская область является наиболее депрессивным кризисным регионом [4], она имеет богатейший историко-культурный потенциал. Располагаясь в центральной части России, регион характеризуется низким уровнем негативного промышленного воздействия и наличием большой части лесопокрытой площади. Поэтому географические и исторически сложившиеся предпосылки формируют положительный облик региона как экологически чистого и привлекательного для развития различных видов туризма. В 2013 г. туристский поток в Ивановскую область составил 1,33 млн. чел. что на 10% больше, чем в 2012 г., из них 35,3 тыс. чел. - зару-

1 Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение № 941-р от 31 мая 2014 г. М., 2014. 70 с.

бежные туристы. За прошедшие несколько лет приток туристов в регион вырос более чем на четверть (рис. 1). Рост туристского потока связан с увеличением числа посетителей различных культурных мероприятий области, открытием новых объектов туристкой инфраструктуры, а также с успешным продвижением регионального туристского продукта на национальном рынке [5].

Многообразие исторических, культурных и природных ресурсов региона позволяет развивать туризм в самых разных его формах [6], основные из которых определены в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г. (в ред. от 19.05.2014 г.)2 -оздоровительный, круизный (водный, автобусный), спортивный и активный, деловой (конференц-туризм), культурно-познавательный формы туризма. На территории Ивановской области находится 1708 объектов культурного наследия, отражающих различные стороны общественной, производственной и культурной деятельности людей, населявших территорию региона, начиная с эпохи мезолита до наших дней. В регионе имеется более 10 населенных пунктов, которые имеют статус исторического поселения (Шуя, Плес, Кинешма, Юрьевец и др.), а также старинные села (Писцово, Холуй, Палех, Лух и др.), которые исторически связаны с развитием наиболее крупных художественных промыслов.

Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Использование местного природного сырья и материалов, изготовление бытовых вещей ручным способом (ручного труда) составляют основу этих видов производства. Эстетические свойства изготовляемых вещей (прялок, коробов, глиняной и деревянной посуды, одежды, украшений) заключены в выявленной мастером красоте поделочного материала - цвете, фактуре, пластических качествах, с учётом

2 Постановление Правительства Ивановской области № 188-п от 19.05.2014. URL: http://dkt.ivanovoobl.ru/wp-content/uploads/ sites/20/2015/04/455-p.docx (Дата обращения: 08.07.2015).

Таблица 1 - Состав и характеристика объектов культурного наследия на территории Ивановской области

Типы наследия Характеристика Категории

Памятники истории и культуры Единичные объекты, их ансамбли и комплексы с природно-историческим окружением (фоном) и не материальные творческие произведения • Памятники истории (в т.ч. науки и техники, инженерного искусства, этнографии, мемориалы) • Памятники архитектуры и градостроительства (в т.ч. историческая планировка, садово-парковые объекты) • Памятники изобразительного, музыкального и литературного творчества

Культурные ландшафты Устойчивое сочетание природных и культурных компонентов, образовавшихся в результате художественно-творческой и интеллектуальной, а также рутинной жизнеобеспечивающей деятельности населения. Результат совместного творчества человека и природы • Рукотворные (целенаправленно созданные) - ландшафты поселений, садов, парков) • Эволюционировавшие ландшафты - измененные природные ландшафты под воздействием длительного целенаправленного воздействия (сельские, отчасти исторические заводские (индустриальные) ландшафты) • Ассоциативные ландшафты, обладающие культурной ценностью • реально связаны с историческими событиями, личностями, произведениями; • ментально ассоциируются с тем или иным феноменом культуры

Формы живой традиционной культуры Воспроизведение традиционных видов деятельности, обеспечивающих преемственность культурных навыков и представлений • Традиции природопользования • Народные ремесла • Обрядовые народные и религиозные обычаи • Традиции обустройства жилища • Фольклор

Рис. 1 - Показатели, характеризующие динамику развития туризма в Ивановской области

которых создается форма изделия, всегда точно отвечающая назначению вещи.

Орнамент (геометрический, растительный, изобразительный), истоки которого связаны с древними мифологическими представлениями и развитием художественного мышления, усиливает эстетические свойства предметов. Мастерство в изготовлении предметов определяется преемственностью художественно-технологических традиций. Следование

традиции и, одновременно, её творческое воспроизведение мастером, сообщает каждому изделию узнаваемость, и вместе с тем, неповторимость.

Художественно-стилистические особенности изделий народных ремёсел и промыслов складывались на основе традиций национальных культур, получивших в каждом регионе свои отличительные особенности [1]. Являясь хранителем глубинных мировоззренческих и художественных

традиции, народное прикладное искусство на протяжении веков вбирало в себя элементы древнерусского искусства, традиции городскоИ культуры XVII-XX вв., что позволяло ему всегда оставаться искусством современным. И сегодня художественные ремёсла и промыслы представляют искусство живое, развивающееся, составляя неотъемлемую часть современной культуры. Виды народных промыслов, распространенные в России, представлены на рис. 2.

Классификация традиционных народных ремёсел и промыслов обычно проводится с учетом используемых в производстве поделочных материалов [1]. На этой основе выделяются:

• изделия из твёрдых материалов (дерево, береста, лоза);

• керамика, фаянс, фарфор, стекло;

• металл, камень, кость;

• изделия из мягких материалов -пряденого льна, шерсти;

• изделия из меха и кожи животных.

Промыслы Ивановского региона - это

богатейшие и далеко известные культурные традиции предков. Некоторым предприятиям сейчас по 400-500 лет, они дошли до современного времени, пережив

военные и экономические катаклизмы. Картосхема важнейших мест бытования народных художественных промыслов региона представлена на рис. 3.

Традиционные художественные промыслы представлены лаковой миниатюрой Палеха, которая имея в основе исконную иконопись, впитала принципы и древнерусской живописи, и народного творчества. Самобытный палехский стиль ико-нописания сформировался к сер. XVIII в., и уже в советское время постепенно трансформировался в лаковые миниатюры.

В пгт Палех имеется более 600 художников, которые занимаются иконописью, лаковой миниатюрой, настенными декоративными росписями, иллюстрациями. В последние годы все больше они обращаются к родным истокам, так как искусство палехчан начиналось именно с иконописи. В настоящее время созданы и работают несколько иконописных мастерских.

Общество «Палехский иконостас» насчитывает 120 мастеров и художников. Кроме большого количества отдельных икон, предметов церковного убранства и иных изделий церковного назначения, мастерами Общества полностью изготов-

Рис. 2 - Виды народных промыслов, распространенные на территории России

Рис. 3 - Картосхема мест бытования народных художественных промыслов

Ивановской области

лено 100 иконостасов. Работы палехских иконописцев можно видеть в разных уголках как России, так и стран СНГ, например в Храме Всех Святых в г. Минске.

Пос. Холуй уже в 1613 г. (в то время слобода) упоминался как общеизвестный центр иконописи и лаковой миниатюры. На Холуйской художественной фабрике лаковой миниатюры работает ок. 200 чел. Истинные традиции продолжают развиваться.

Холуйское художественное училище им. Н.Н. Харламова ведет свои традиции с организованной в 1883 г. Холуйской иконописной школы, руководителями которой были выпускники Петербургской Императорской Академии художеств -академик живописи Н.Н. Харламов и ученик И.Е. Репина Е.А. Зарин. В 1943 г. училище начало подготовку художников миниатюрной живописи. Преподавателями училища были основоположники Холуйской лаковой миниатюры, бывшие иконописцы К.В. Костерин, В.Д. Пуза-нов-Молев, С.А. Мокин. За время своего существования училище подготовило около 2 тыс. художников миниатюрной живописи и художественной вышивки.

В их числе Народные художники России Н.И. Бабурин и Б.И. Киселев, Заслуженные художники России Н.Н. Денисов, В.А. Ел-кин, П.А. Митяшин и мн.др. Центральное место в училище занимает подготовка художников-миниатюристов на отделении миниатюрной живописи. Учащиеся овладевают приемами техники лаковой миниатюры, иконописания и монументальной стенописи. Высокий уровень подготовки позволяет выпускникам успешно работать на промысле, продолжая традиции основоположников лаковой миниатюры Холуя, а также заниматься возрождением иконописного искусства. Учащиеся и выпускники училища успешно выступают со своими работами на Всероссийских и Международных выставках. Также в училище осуществляется подготовка специалистов по художественной вышивке.

В Ивановском крае много художественных музеев, в собрании которых представлены уникальные изделия. Музей «Художественные промыслы Ивановского края» в Плесе находится на набережной в здании «Мучных рядов». Само зание является памятником архитектуры вт. пол.

XIX в. В экспозиции представлены четыре направления в развитии художественных промыслов Ивановской области: ювелирное искусство, льняное жаккардовое ткачество, лаковая миниатюра Палеха и Холуя, а также оригинальная ивановская вышивка. Особенность экспозиции в том, что наряду с историческими экспонатами, здесь показаны образцы современных изделий. Посетителям предоставляется возможность не только посмотреть экспонаты, но и приобрести современные экспонаты или заказать их изготовление.

Развитие и реализация культурно-туристского потенциала муниципальных районов Ивановской области, и, непосредственно, народно-художественных промыслов, определяется целым рядом факторов, которые выступают своего рода ограничителями:

• транспортная доступность в некоторые муниципалитеты региона;

• низкий уровень бюджетных расходов на туристскую отрасль, что сдерживает продвижение туристических возможностей муниципального образования;

• отсутствие во многих муниципалитетах региона предпринимательской среды для развития туристической отрасли;

• острая нехватка качественной гостиничной развлекательной и инфраструктуры;

• дефицит высококвалифицированного персонала, который бы смог осуществлять качественное обслуживание туриста.

Несмотря на это, считаем целесообразным расширить спектр объектов народно-художественных промыслов, которые могут представлять интерес для туристов, и включить в объекты ознакомления туристов следующее:

• отдельные изделия народных мастеров;

• коллекции народных мастеров в специализированных музеях;

• изделия народных мастеров в выставочных залах;

• отдельные разделы в художественных, исторических и краеведческих музеях;

• специализированные музеи;

• учебные заведения, в которых проводится обучение будущих мастеров народных промыслов;

• посещение мастерских и цехов, где непосредственно создаются произведения народного искусства);

• участие в мастер-классах ведущих мастеров народного промысла;

• фестивали народного промысла;

• специализированные салоны и магазины;

• ярмарки произведений народных промыслов и художественного искусства;

• специализированные отделы в магазинах, где можно было бы приобрести литературу, посвященную центрам народных художественных промыслов;

• центры поддержки развития народных художественных промыслов.

Таким образом, развитие культурного туризма, а именно такого направления, как народно-художественные промыслы, может выступить действенным механизмом реализации стратегии и продвижения культурного туризма в Ивановской области и привлечь как туристов, так и потенциальных инвесторов посредством «демонстрации» культуры коренных народов и местного наследия региона. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению качества жизни населения и привлечению дополнительных доходов в региональный бюджет.

Для развития культурно-познавательного туризма в Ивановской области необходимы следующие специальные меры:

• разработка, внедрение и распространение новой концепции интерактивной экспозиции в учреждениях культуры (музеях, культурно-досуговых учреждениях, природно-ландшафтных комплексах) с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя в процесс познания;

• создание и развитие смешанного типа учреждений культуры, эколого-куль-турных туристских комплексов, совмещающих музейную экспозицию, природно-ландшафтную территорию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, образовательную и просветительскую функцию, научно-исследовательский центр, торгово-ярмароч-ный комплекс. Такой комплексный подход способен привлечь и удержать интерес современной потребительской аудитории,

а также даст возможность привлечения инвестиций для финансирования проектов по созданию новых или преобразованию уже действующих учреждений культуры за счет средств внебюджетных источников;

• внедрение практики активной маркетинговой деятельности учреждений культуры, включающей исследование рынка, анализ реальной и целевой потребительской аудитории, определение товарной политики и продвижение услуг на рынок, включая рекламу и деятельность по связям с общественностью, посредством объединения маркетинговых усилий всех объектов культуры на базе национального туристского портала и внедрения единой информационной системы по учету и анализу количества и характеристик посетителей, дающей возможность онлайн-брони-рования и онлайн-продажи билетов;

• проведение обучения работников учреждений культуры и других предприятий, относящихся к объектам туристского показа, инновационным методам работы, маркетинговой деятельности и приемам составления интерактивных программ для туристов;

• ориентация на индивидуального туриста, принимающего решение о поездке (экскурсии) без предварительной подготовки, с использованием услуг туристских компаний или полностью самостоятельно, предусматривающая информационную поддержку процесса выбора, заказа и потребления туристской услуги;

• решение проблемы транспортной доступности объектов культурно-познавательного туризма, включая организацию подъездных путей и парковочных мест для туристских автобусов и личного транспорта индивидуальных туристов;

• обновление культурно-познавательных туристских программ, регулярное внесение разнообразия в традиционные туристские маршруты для стимулирования повторных визитов;

• развитие краеведения, создание и развитие деятельности краеведческих клубов и музеев.

Управление в сфере развития туризма и народных художественных промыслов должно заключаться в осуществлении ряда мероприятий (рис. 4).

Рис. 4 - Основные мероприятия в сфере управления туристским использованием народных художественных промыслов Ивановской области

Необходимо максимально уделить внимание наиболее удаленным районам и, непосредственно, районам с депрессивной экономикой, мотивации творчества предпринимателей и участников малого бизнеса, а также участию потребителя в формировании нового инновационного проекта.

Таким образом, наличие уникальных историко-культурных и природных ресурсов позволяет утверждать, что в Ивановской области имеются все предпосылки для становления культурно-познавательного туризма, который реально может дать экономике депрессивного региона соци-

ально-политические и экономические дивиденды и выгоды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно исконные, традиционные народные художественные ремесла Ивановской земли, получив развитие, дадут не только экономический эффект от такого вида деятельности, но и будут стимулировать дополнительный приток туристов в регион. Это увеличит узнаваемость и привлекательность региона, начнут создаваться новые рабочие места в сфере малого бизнеса, что в свою очередь сформирует мультипликативный эффект во всех сферах экономики и социальной жизни.

Список источников:

1. Ганьшина Г.В. Природные материалы в народных художественных промыслах России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 1. С. 74-83.

2. Мошняга Е.В. Культурный туризм и межкультурная коммуникация // Туризм: от науки - к практике. Труды Российской академии естественных наук. Т. 1. М.: РАЕН, 2006. С. 43-65.

3. Сущинская М.Д. Культурный туризм. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 128 с.

4. Яковенко Н.В. Депрессивные регионы России: методология, теория, прикладные аспекты (на примере Ивановской области): Автореф... дисс. д-ра геогр. н. Воронеж, 2013. 40 с.

5. Яковенко Н.В. Сельские гостевые дома как перспективное направление развития агротуризма в Ивановской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3. С. 83-90.

6. Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы // Запад - Россия - Восток, 2014. №8. С. 499-517.

7. Goeldner Ch.R., Ritchie J.R.B. Tourism - Principles, Practices, Philosophies. New Jersey, John Wiley & Sons, 2003. PP. 413-429.

8. McKercher B., du Cros, H. Cultural tourism: The partnership between tourism and cultural heritage management. NY: The Haworth Hospitality Press, 2002.

9. Richards G. Introduction: Culture and Tourism in Europe / Cultural Tourism in Europe. Wallingford: CAB International, 1996.

10. Robinson M. The trans-textured tourist: literature as knowledge in the making of tourists // Tourism Recreation Research. 2005. Iss. 30 (1). PP. 73-81.

11. Smith M.K. Issues in Cultural Tourism Studies. London - New-York: Routeledge, 2003. 195 p.

12. Smith M.K., Robinson M. Cultural Tourism in a Changing World: Politics, Participation and (Representation. Clevedon - Buffalo - Toronto: Channel View Publications, 2006.

13. Smith M. The Routledge handbook of cultural tourism. New York & London: Routledge, 2013.

14. Therkelsen A. Imaging Places. Image Formation of Tourists and Its Consequences for Destination Promotion // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2003. Vol. 2, Iss. 3. PP. 134-152.

15. UNESCO Draft decisions recommended by the program and external relations commission, 155th Session of the Executive Doard. November 2, 1998, Resolution 3.5.5. World Heritage Committee, Kyoto, Japan.

Nataliya V. Yakovenko

Voronezh State University (Voronezh, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor

NATIONAL ARTISTIC TRADES AS A SPECIAL BRAND OF CULTURAL TOURISM IN THE DEPRESSIVE REGION (EXPERIENCE OF IVANOVO REGION)

Cultural tourism is the most dynamically developing direction in the theory and practice of world tourism. Theoretical and methodological understanding of this type of tourist activity causes many debatable moments, from positions both demand and consumption of cultural services. In this regard, the assessment of cultural tourism has to be carried out not only as a type of tourism, as well as the modern innovative technology for tourism development representing:

1) field of consumer tourist activity, 2) special area of business, 3) innovative technology of certain welfare objects development, and directly spheres of culture. Cultural tourism in the total share of the tourism market makes about 25% of total of tourist earnings, and according to forecasts of experts it will only increase. Permanent replenishment and updating of cultural tourism types and forms, and in particular development of national artistic trades which are ubiquitous in the Russian Federation comes from the increase in the number of tourist trips with the cultural and informative purpose. Handicrafts develop small and medium business, and therefore play an increasingly important role in social and economic development of Russia. Considering the fact that not all Russian regions are provided with natural and recreational resources, national artistic trades can act basic, and probably the most innovative industries in the development of the tourism sector, and will help to solve the most acute socially important problems of the depressive region (Ivanovo region), which on a level of development occupies one of the last places in Russia. Keywords: cultural tourism, depressive region, national artistic trades, Ivanovo region.

References:

1. Ganshina G.V. Prirodnye materialy v narodnyh hudozhestvennyh promyslah Rossii [Natural materials in national artistic trades of Russia] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2012. Iss. 1. PP. 74-83.

2. Moshnjaga E.V. Kul'turnyj turizm i mezhkul'turnaja kommunikacija [Cultural tourism and intercultural communication] // Turizm: ot nauki - k praktike. Trudy Rossijskoj akademii estestvennyh nauk [Tourism: from science - to practice. Proceedings of the Russian Academy of Natural Sciences]. Vol. 1. Moscow: RANS, 2006. PP. 43-65.

3. Sushhinskaja M.D. Kul'turnyj turizm [Cultural tourism]. St. Petersburg: Publishing house SPSUEF, 2010. 128 p.

4. Yakovenko N.V. Depressivnye regiony Rossii: metodologija, teorija, prikladnye aspekty (na primere Ivanovskoj oblasti) [Depressive regions of Russia: methodology, theory, practical aspects (experience of Ivanovo region)]: Doctor of Geographical dissertation: author's abstract. Voronezh, 2013. 40 p.

5. Yakovenko N.V. Sel'skie gostevye doma kak perspektivnoe napravlenie razvitija agroturizma v Ivanovskoj oblasti [Rural guesthouses as perspective direction of development of agritourism in the Ivanovo region] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, Iss. 3. PP. 83-90.

6. Yakunin V.N. Vidy turizma: istoriografija problemy [Types of tourism: historiography of the problem] // Zapad -Rossija - Vostok [West - Russia - East]. 2014. Iss. 8. PP. 499-517.

7. Goeldner Ch.R., Ritchie J.R.B. Tourism - Principles, Practices, Philosophies. New Jersey, John Wiley & Sons, 2003. PP. 413-429.

8. McKercher B., du Cros, H. Cultural tourism: The partnership between tourism and cultural heritage management. NY: The Haworth Hospitality Press, 2002.

9. Richards G. Introduction: Culture and Tourism in Europe / Cultural Tourism in Europe. Wallingford: CAB International, 1996.

10. Robinson M. The trans-textured tourist: literature as knowledge in the making of tourists // Tourism Recreation Research. 2005. Iss. 30 (1). PP. 73-81.

11. Smith M.K. Issues in Cultural Tourism Studies. London - New-York: Routeledge, 2003. 195 p.

12. Smith M.K., Robinson M. Cultural Tourism in a Changing World: Politics, Participation and (Re)presentation. Clevedon - Buffalo - Toronto: Channel View Publications, 2006.

13. Smith M. The Routledge handbook of cultural tourism. New York & London: Routledge, 2013.

14. Therkelsen A. Imaging Places. Image Formation of Tourists and Its Consequences for Destination Promotion // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2003. Vol. 2, Iss. 3. PP. 134-152.

15. UNESCO Draft decisions recommended by the program and external relations commission, 155th Session of the Executive Doard. November 2, 1998, Resolution 3.5.5. World Heritage Committee, Kyoto, Japan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.