Научная статья на тему 'НОВАЯ НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ПОЛИТОЛОГИИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ» КАК ОСОБОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ'

НОВАЯ НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ПОЛИТОЛОГИИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ» КАК ОСОБОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
221
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данкова Жанна Юрьевна, Забузов Олег Николаевич, Мельков Сергей Анатольевич

С использованием методов сравнительного теоретического анализа, традиционного анализа документов проведен краткий анализ содержания паспорта специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики. Показана прикладная направленность будущих исследований по новой специальности и заявленным отраслям знаний. Очерчено поле научных методов при решении конкретных исследовательских задач по данной специальности. На основании трехаспектного анализа осуществлено изучение содержания паспорта специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики. Сделаны выводы относительно смыслового наполнения пунктов новой специальности. Так, часть пунктов паспорта специальности 5.5.3 взята из других паспортов специальностей по Политическим науками и регионоведению, но часть - новая. Включение специальности 5.5.3 в номенклатуру специальностей по политологии будет способствовать возрастанию междисциплинарного характера проводимых исследований по политологии. За счет введения новой специальности не исключено возрастание прикладных аналитических работ по политологии. Разработка научных исследований, подпадающих под паспорт специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики, в дальнейшем потребует уточнения предметного поля исследования как для политологии, так и для экономики. Авторами сделан своего рода «методологический задел» для проведения будущих исследований по специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики. Предложен потенциально приемлемый методико-технологический инструментарий для проведения исследований в рамках вышеназванной научной специальности и основных направлений исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SCIENTIFIC SPECIALTY IN POLITICAL SCIENCE «PUBLIC ADMINISTRATION AND SECTORAL POLICIES» AS A SPECIAL SUBJECT FIELD OF POLITICAL SCIENCE

Using the methods of grouping, generalization, comparative theoretical analysis, traditional document analysis and extrapolation, a brief analysis of the content of the passport of the specialty 5.5.3 Public administration and sectoral policies was carried out. The applied orientation of future research on a new specialty and declared branches of knowledge is shown. The field of scientific methods in solving specific research tasks in this specialty is outlined. On the basis of a three-aspect analysis, the content of the passport of the specialty 5.5.3 Public administration and sectoral policies was studied. Conclusions are drawn regarding the semantic content of the points of the new specialty. So, part of the items in the passport of specialty 5.5.3 are taken from other passports of specialties in Political sciences and regional studies, but part is new. The inclusion of specialty 5.5.3 in the nomenclature of specialties in political science will contribute to an increase in the interdisciplinary nature of the ongoing research in political science. Due to the introduction of a new specialty, an increase in applied analytical work in political science is not excluded. The development of scientific research that falls under the passport of the specialty 5.5.3 Public Administration and sectoral policies will require further clarification of the subject field of research for both political science and economics. The authors have made a kind of «methodological groundwork» for conducting future research in the specialty 5.5.3 Public administration and sectoral policies. The potentially acceptable methodological and technological tools for conducting research within the framework of the above-mentioned scientific specialty are proposed.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ПОЛИТОЛОГИИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ» КАК ОСОБОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI 10.19181/nko.2022.28.4.9 EDN EXRLWW УДК 303

Ж. Ю. Данкова1, О. Н. Забузов2, С. А. Мельков1

1 Академия гражданской защиты МЧС России.

Химки,Россия.

2 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН.

Москва, Россия.

НОВАЯ НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ПОЛИТОЛОГИИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ» КАК ОСОБОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. С использованием методов сравнительного теоретического анализа, традиционного анализа документов проведен краткий анализ содержания паспорта специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики. Показана прикладная направленность будущих исследований по новой специальности и заявленным отраслям знаний. Очерчено поле научных методов при решении конкретных исследовательских задач по данной специальности.

На основании трехаспектного анализа осуществлено изучение содержания паспорта специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики. Сделаны выводы относительно смыслового наполнения пунктов новой специальности. Так, часть пунктов паспорта специальности 5.5.3 взята из других паспортов специальностей по Политическим науками и регионоведению, но часть - новая. Включение специальности 5.5.3 в номенклатуру специальностей по политологии будет способствовать возрастанию междисциплинарного характера проводимых исследований по политологии. За счет введения новой специальности не исключено возрастание прикладных аналитических работ по политологии. Разработка научных исследований, подпадающих под паспорт специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики, в дальнейшем потребует уточнения предметного поля исследования как для политологии, так и для экономики.

Авторами сделан своего рода «методологический задел» для проведения будущих исследований по специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики. Предложен потенциально приемлемый методико-технологический инструментарий для проведения исследований в рамках вышеназванной научной специальности и основных направлений исследований.

Ключевые слова: государственное управление; методы исследования; научная специальность; научный инструментарий; паспорт специальности; политическая наука; отраслевые политики; политология; экономическая наука.

Для цитирования: Данкова Ж.Ю., Забузов О.Н., Мельков С.А. Новая научная специальность по политологии «Государственное управление и отраслевые политики» как особое предметное поле политической науки // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 109-121. DOI 10.19181/пко.2022.28.4.9. EDN EXRLWW

Введение . В 2021 г. в ходе исполнения президентского поручения о совершенствовании условий подготовки научных кадров, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации было проведено обновление

номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени1. Значительно сократилось количество групп научных специальностей (на 35%, с 52 до 34). Число самих специальностей в рамках эти групп уменьшилось на 18,4% (с 430 до 351). Среди них некоторые были исключены полностью; другие - изменили название и содержание в результате объединения нескольких научных специальностей; третьи - вошли как составная часть в родственные специальности [1]. В целом, в номенклатуре 2021 года появилась 21 новая специальность

В частности, из номенклатуры специальностей по политическим наукам были исключены три научных специальности («Политическая культура и идеологии», «Конфликтология», «Политическая регионалистика, этнополитика») и добавлена одна новая. Новая специальность имеет шифр 5 . 5. 3 и называется «Государственное управление и отраслевые политики» с возможностью присуждения ученых степеней по этой специальности как по политическим, так и по экономическим наукам В соответствии с внесенными изменениями создаются новые и переформатируются прежние диссертационные советы Соответственно вносятся изменения в деятельность аспирантур, а также научных журналов и иных изданий (как периодических, так и не периодических), - Высшая аттестационная комиссия регулярно публикует обновленные в соответствии с новой номенклатурой перечни научных изданий для обязательных публикаций соискателей ученых степеней Первый диссовет по новой специальности был открыт в конце 2021 года в МГУ, летом 2022 года по специальности 5 . 5 . 3 была защищена кандидатская диссертация, на декабрь планируется защита докторской диссертации по данной специальности (обе по политическим наукам)2.

Актуальность темы исследования. Отметим проведение дискуссии в научном сообществе и многих отечественных вузах Причем - это нужно специально подчеркнуть, - дискуссия проводилась не до, а после издания вышеупомянутого приказа и была инициирована, насколько нам известно, самим министерством Причинами такого инициирования, скорее всего, стало включение тематики «Государственного управления...» в рубрикатор политических, а не экономических наук. Если проанализировать паспорт специальности 5 . 5. 3, можно легко убедиться в его политологическом содержании

Полагаем, не случайным было недавнее заявление российского президента на встрече с победителями конкурса «Лидеры России» об отсутствии у политической науки своего метода исследования3. На этом основании глава государства логично усомнился, что политологию можно отнести к наукам. Действительно, одной их характерных особенностей методологической основы политических исследований является явно выраженный мультидисциплинарный подход, проявляющийся в достаточно широком использовании в ходе изучения предметного поля политологии методами иных отраслей знаний: социологии, экономики,

1 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» // Официальный интернет-портал правовой информации . URL: https://u .to/LFV1HA (дата обращения: 22.08.2022).

2 Диссертационный совет МГУ.055.1 МГУ имени М. В . Ломоносова. URL: https://u.to/OVV1HA (дата обращения: 20.10.2022).

3 Встреча с победителями конкурса «Лидеры России» // Официальный сайт Президента России . URL: https://u .to/RFV1HA (дата обращения: 22.08.2022).

психологии и т.д. Именно полидисциплинарность политической науки и многоа-спектность ее предмета исследования обуславливает использование для изучения последнего различных исследовательских методов .

Известно, что проблематика государственного управления, впрочем, как и бизнес-управления в ряде стран является самостоятельной наукой, по которой присваиваются ученые степени. В нашей стране пока этого не случилось, хотя попытки предпринимались, в том числе и в рамках вышеупомянутой нами дискуссии. К примеру, в Пекинском университете основными направлениями Административного управления (PhD point) являются Основные теории и методы управления, Современное государственное управление Китая, Сравнительное управление, Человеческие ресурсы. Развитие ресурсов и управление, Право и администрирование, Организация и управление и т.д. Программа Государственная политика, к примеру, представлена такими направлениями как Анализ государственной политики, Государственная экономика и политика, Окружающая среда и здоровье и др. В настоящее время в Пекинском университете по специальности Управление в чрезвычайных ситуациях основными направлениями обучения, исследований и подготовки кадров являются Основные теории и методы управления в чрезвычайных ситуациях, Анализ политики управления в чрезвычайных ситуациях, Большие данные и интеллектуальное управление в чрезвычайных ситуациях и Сравнительное управление в чрезвычайных ситуациях4.

В ряде стран мира политическая наука не является мононаукой, там в ходу употребляемое во множественном числе «стыковое» понятие «политические науки», т.е. таких наук несколько (политическая социология, политическая психология, политическая конфликтология, политическая история и другие) . К примеру, австрийской классификацией отраслей науки (Österreichische Systematik der Wissenschaftszweige) для политической науки предусмотрена следующая подчинённая иерархия специальностей: Общее государственное учение, Политика в отношении убежища, Электронное правительство, Политика в области развития, Европейская интеграция, Исследовательская политика, Исследование мира, Международные отношения, Исследование конфликтов, Миграционная политика, Теория организации, Анализ поля политики, Политическая история, Политические системы, Политическая теория, Исследование терроризма, Сравнительная политология, Научно-техническая политика5 .

Отдельно стоит отметить, что название и содержание паспорта новой научной специальности, кроме «государственного управления» (ГУ) было добавлено еще и понятие «отраслевые политики» (ОП) . Мы полагаем, что это верное решение, так как теперь в рамках этой специальности будут проводиться исследования не только на стыке политической и экономической наук, но и в органах государственной власти по профилю своей деятельности Поясним, минобороны будет изучать формирование и реализацию военной политики, МВД - формирование и реализацию правоохранительной политики, МЧС - формирование и реализацию политики в области безопасности жизнедеятельности и т п

Научная проблема. Представляется значимым, но отнюдь не решенным вопрос методического обеспечения обозначенных исследовательских практик Как конкретно, по каким параметрам, с помощью какого инструментария

4 ЙИ // ЗШ^ШМШШ^и. URL: https://u.to/WFV1HA (дата обращения: 22.08.2022).

5 Politikwissenschaften // Vocabs . URL: https://vocabs . acdh .oeaw.ac. at/oefosdisciplines/5060 (дата обращения: 22 08 2022)

и каких технико-технологических приемов возможно адекватно разработать и объективно оценить форму, содержание и результаты той или иной политики? Полагаем, что именно в осмыслении содержания каждого из направления исследований в рамках новой специальности и поиске методологических и методических оснований реализации прикладных задач исследовательской работы заключается проблема для нынешних и будущих исследователей по специальности 5 5 3 Государственное управление и отраслевые политики

Методология исследования и теоретические рассуждения. Объект исследования в рамках данной статьи- содержание новой научной специальности 5. 5 . 3 Государственное управление и отраслевые политики. Предмет исследования - процесс проведения исследований в рамках научной специальности 5 5 3 Государственное управление и отраслевые политики. Цель исследования - уточнение предметного поля проведения будущих исследований в рамках указанной научной специальности и обоснование возможного научного инструментария для проведения научных исследований. Исследуемая проблема - отсутствие понимания у научного сообщества6 предметного поля по специальности 5. 5. 3 Государственное управление и отраслевые политики В связи с методологической сложностью поставленной проблемы, в данной статье авторы сознательно не обращаются к исследованию дефиниции «отраслевые политики» . Тем временем в научной среде этот элемент новой специальности обсуждается как в аспекте междисциплинарных исследований в целом, так и в связи с экономическими науками (например, см . [2; 3]).

Авторы исходят из того, что без применения в исследованиях по специальности 5 5 3 Государственное управление и отраслевые политики набора прикладных (конкретных) методов, и в целом без постановки задачи формирования у будущих кандидатов и докторов наук аналитических компетенций вряд ли удастся добиться нового качества, уровня и прикладных результатов научных исследований

Прикладная направленность исследований новой специальности и заявленные отрасли науки, по которым планируется присуждать ученые степени (политические и экономические), на наш взгляд, требуют с одной стороны, четко очерченных границ и детализации содержательного наполнения предметной области исследований А, с другой, - конкретизации и обоснования возможности применения апробированного набора методов и инструментов научного познания с учетом сложившихся правил научной обоснованности и доказательности

Разумно использовать классические три группы методов, каждая из которых позволяет решать конкретные задачи и целевые установки исследования: 1) общенаучные; 2) специальные; 3) методы, заимствованные из других наук [4, с. 229-234]. Кроме того, как показал анализ ряда научных публикаций [5-8 и др . ], раскрывающих проблему выбора и применения методов в политических исследованиях, перечень таких методов все-таки относительно ограничен, в первую очередь, областью применения метода и его назначением, предметным полем конкретного исследования, а также видом и уровнем проводимого исследования Речь идет о применении базовых аналитических методов (контент-анализа, инвент-анализа, дискурс-анализа, когнитивного картирования) и комплексного аналитического моделирования (эмпирического, нормативного

6 Об этом авторы исследования судят, в первую очередь, по себе (научную квалификацию см . в сведениях об авторах) .

и динамического) [9, с. 14]. Если одновременно с этим помнить, что практически все процессы, явления и объекты (в том числе и в рамках 18-ти направлений исследований, обозначенных в Паспорте специальности 5 5 3) можно структурировать и подвергнуть научному анализу (например, оценке и расчетам получаемых эффектов), то есть экономическому анализу, то, по сути, перед исследователем открывается целый спектр инструментальных возможностей постановки и решения научной проблемы с последующим приращением методического потенциала политических исследований в целом

Особое значение данный вывод имеет для исследования отраслевых политик, разработка и реализация которых напрямую связаны с экономической политикой, в первую очередь, с установлением степени её «.согласованности государственно-частного соуправления развитием отраслей экономики» [10, с . 245-252]. Однако здесь мы также видим достаточно большой комплекс проблем, связанных с тем, что:

- как правило, политологи и исследователи-экономисты используют разные исследовательские методы и разные их наборы;

- зачастую политологи и исследователи-экономисты по-разному формируют исследуемую проблему и предметно-методологическую область;

- даже преподавание по направлению «Государственное и муниципальное управление» политологи и исследователи-экономисты выстраивают по-разному Поясним: если у политологов в приоритете взгляд со стороны власти, то исследователи-экономисты, в первую очередь, смотрят со стороны экономической результативности и/или эффективности;

- превалирование в современной практике государственного управления концепции «государственного менеджмента», ориентирующей на получение в ходе государственного управления/регулирования конкретного эффекта, не ограничивается ожиданием и получением исключительно экономических результатов в виде бюджетной эффективности Здесь имеет место быть и установка на достижение значимой социальной эффективности

Для получения наиболее объективных результатов научных исследований далеко нетипичных (стереотипных/шаблонных) явлений и процессов государственного управления и отраслевых политик в рамках новой специальности считаем допустимым выделить ряд потенциально эффективных методов

1. Методы сбора и обработки информации: анализ документов, контент-анализ, наблюдение, фокус-групп, методики психологической диагностики, эксперимент, методы исторического анализа (синхронный и ди-ахронный) и т д

2 Методы анализа информации: системный анализ, ивент-анализ, анализ выгод и издержек, матрица Геллера, факторный анализ, аксиологический и институциональный методы, децизионный метод, ситуационный анализ и др

3 Методы проверки/детализации/уточнения/обоснования/аргументации научных результатов: социологические методы (опросы, экспертная оценка, наблюдение, эксперимент), методов подготовки управленческих решений, корреляционный/регрессионный анализ и т д

4 Методы прогнозирования и моделирования конечного ожидаемого результата: метод когнитивного картирования, структурно-функциональный анализ, методы математического и статистического моделирования систем, проектирование, симулятивные (имитационные) методы, и т д

Анализ паспорта новой специальности. Перевод вышеизложенных теоретических суждений в практическую плоскость диктует необходимость проведения детального анализа содержания Паспорта специальности и выявлении трех аспектов: 1) внесенных изменений в паспорт специальности 5 . 5 . 3; 2) возможных (желательных) методов исследования; 3) общей нашей оценки каждого пункта паспорта специальности. Результаты проведенной нами аналитической работы представлены в таблице 1

Таблица 1

Анализ содержания паспорта специальности 5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики

№ п/п Основное содержание исследовательских направлений Новизна исследовательского направления Возможные методы исследования Авторская оценка и попытка разграничения предметного поля политической и экономической наук

1 Власть, политическое управление и ГУ Нет. Уже было в п. 2 Паспорта 23.00.027 и п. 9 Паспорта 23.00.038 Теоретический анализ, системный анализ, контент-анализ, ивент-анализ, факторный анализ. Для проверки/уточнения научных результатов целесообразно использование социологических методов, методов подготовки управленческих ре-шений9 (далее - УР), аксиологического метода, метода когнитивного картирования, дискурс-анализ и т.п. Общий пункт, фактически «перекрывающий» остальные пункты Паспорта специальности. Думается, что вряд ли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований. Хотя чисто экономические подходы к решению задач государственного управления/ регулирования вполне уместны и допустимы

2 Суть ГУ, в том числе при различных политических режимах Частично. Уже было в п. 2 Паспорта 23.00.02 Теоретический анализ, социологические методы, аксиологический метод, институциональный метод Врядли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

3 Система ГУ Новый пункт для политологии Структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ и иные методы подготовки УР, институциональный метод Врядли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

7 ВАК 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии // TeaCode. com. URL: https://u. to/ZVVIHA (дата обращения: 22.08.2022) .

8 ВАК 23.00.03 Политическая культура и идеологии // TeaCode . com . URL: https://u .to/b1V1HA (дата обращения: 22 08 2022)

9 Под методами подготовки УР авторами подразумеваются статистический анализ, математическое моделирование (эмпирическая модель), теория вероятности, теория игр, кубический закон, закон Дюверже, эксперимент, социологический и экспертный опросы, метод аналогии, воронка причинности, дилемма заключенного, теорема медианного избирателя, регрессионный анализ, метод корреляции, институциональный анализ, индикативный анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ, Диаграмма Исикавы, и многие другие виды анализов [1, с . 9-10].

Продолжение таблицы 1

№ п/п Основное содержание исследовательских направлений Новизна исследовательского направления Возможные методы исследования Авторская оценка и попытка разграничения предметного поля политической и экономической наук

4 Модели и процедуры ... различных решений Новый пункт для политологии Моделирование, проектирование, иные методы подготовки УР Врядли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований.

5 Уровни ГУ Новый пункт для политологии Структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, иные методы подготовки УР, институциональный метод Врядли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

6 Политика цифро-визации и цифровое ГУ Новый пункт для политологии Эксперимент, структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, иные методы подготовки УР, аксиологический метод, институциональный метод Врядли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

7 Информационно-коммуникативная среда ГМУ Новый пункт для политологии Эксперимент, структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ и иные методы подготовки УР, институциональный метод Врядли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

8 Граждане и негосударственные структуры в ГМУ Частично. Уже было в п. 1 Паспорта 23.00.03, п. 24 Паспорта 23.00.0510 и п. 2 Паспорта 23.00.0611 Социологические методы, структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, аксиологический метод, институциональный метод Врядли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

9 Госполитика и ее отраслевые разновидности Частично. Уже было в п. 2 Паспорта 23.00.02 Теоретический анализ, социологические методы, структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, аксиологический метод, институциональный метод Очевидно, что вряд ли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

10 ВАК 23.00.05 Политическая регионалистика. Этнополитика // TeaCode .com. URL: https://u . to/glVIHA (дата обращения: 22.08.2022).

11 ВАК 23.00.06 Конфликтология // TeaCode.com. URL: https://u.to/jFV1HA (дата обращения: 22 08 2022)

Продолжение таблицы 1

№ п/п Основное содержание исследовательских направлений Новизна исследовательского направления Возможные методы исследования Авторская оценка и попытка разграничения предметного поля политической и экономической наук

10 Механизмы, инструменты и стадии госполитики Новый пункт для политологии Системный анализ, теоретический анализ, моделирование, социологические методы, структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, аксиологический метод, институциональный метод Очевидно, что вряд ли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

11 Публичная политика и управление ею Частично. Уже было в п. 11 Паспорта 23.00.02. Появилась связь публичных ценностей с ГУ Теоретический анализ, моделирование, социологические методы, структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, аксиологический метод, институциональный метод Очевидно, что вряд ли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

12 Региональное и территориальное измерение ГУ и госполитики Частично. Уже было в нескольких пп. Паспорта 23.00.05 Эксперимент, моделирование, социологические методы, структурно-функциональный анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, иные методы подготовки УР, аксиологический метод, институциональный метод. В этом пункте есть поле для изучения экономистами

13 Конфликты и их регулирование в ГУ и ОП (во множественном числе) Частично за счет появления слова «ГУ». Уже было в п. 12 Паспорта 23.00.03, п. 10 Паспорта 23.00.046, п. 31 Паспорта 23.00.05 и нескольких пп. Паспорта 23.00.06 Эксперимент, моделирование, психологические методики, социологические методы, иные методы подготовки УР, аксиологический метод, институциональный метод Врядли экономисты смогут по данному направлению выделить специфику экономических исследований

14 Вызовы и риски ГУ, госполитики и ОП Новый пункт для политологии Эксперимент, моделирование, психологические методики, социологические методы, иные методы подготовки УР, В этом пункте есть поле для изучения экономистами

12 ВАК 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития // TeaCode . com. URL: https://u .to/m1V1HA (дата обращения: 22.08.2022) .

Окончание таблицы 1

№ п/п Основное содержание исследовательских направлений Новизна исследовательского направления Возможные методы исследования Авторская оценка и попытка разграничения предметного поля политической и экономической наук

бюджетирование, методы статистического анализа(расчет результативности, эффективности и т.п.), аксиологический метод

15 Национальные интересы и иные факторы ГУ, госполитики и ОП (во множественном числе) Частично. Уже было в п. 4 Паспорта 23.00.04 и п. 11 Паспорта 23.00.05 Эксперимент, психологические методики, социологические методы, иные методы подготовки УР, бюджетирование, экономические расчеты (результативности, эффективности и т.п.), аксиологический метод В этом пункте есть поле для изучения экономистами

16 Планирование, прогнозирование и программирование ГУ, госполитики и ОП (во множественном числе) Новый пункт для политологии Методы подготовки УР, бюджетирование, экономические расчеты (результативности, эффективности и т.п.), институциональный метод В этом пункте есть поле для изучения экономистами

17 Обеспечение безопасности ГУ, госполитики и ОП (во множественном числе) Частично. Уже было в п. 16 Паспорта 23.00.04 и п.31 Паспорта 23.00.05 Методы подготовки УР, бюджетирование, экономические расчеты (результативности, эффективности и т.п.), аксиологический метод В этом пункте есть поле для изучения экономистами

18 ГУ, госполитики и Оп (во множественном числе) в различных условиях Частично. Уже было в п. 5 Паспорта 23.00.04 и ряде пп. Паспорта 23.00.05 Методы подготовки УР, структурно-функциональный анализ, бюджетирование, экономические расчеты (результативности, эффективности и т.п.), аксиологический метод, институциональный метод В этом пункте есть поле для изучения экономистами

На основании анализа содержания таблицы, отметим ряд важных, на наш взгляд, моментов:

- часть пунктов паспорта специальности 5 . 5 . 3 взята из других паспортов специальностей по политическим наукам и регионоведению Но часть пунктов (полностью или частично) - новая;

- из-за введения специальности 5 . 5 . 3, скорее всего, усилится (потенциально может усилиться) междисциплинарный характер проводимых исследований по политологии;

- за счет введения специальности 5 . 5 . 3 и реального применения прикладных методов исследования, скорее всего, усилится (потенциально может усилиться) прикладной и именно аналитический характер получаемых при этом результатов - то есть, исследователями благодаря этому будут получены качественно иные компетенции [11, с . 5];

- предметное поле исследования для политологов и экономистов-исследователей нуждается в дальнейшем уточнении (некоторая работа в этом направлении уже начата, см. например, [12]).

Общие выводы по исследованию, которые на наш взгляд, представляют собой теоретическую и практическую значимость для политической науки в целом . Появление новой научной специальности с явно выраженным прикладным аспектом явилось результатом укрупнения научных специальностей. В итоге, содержательно заявленные в Паспорте направления исследований скорее напоминают некий симбиоз ранее существующих направлений по политическим специальностям с небольшими нововведениями. Ясное представление границ и наполнения предметного поля для политологов и экономистов на сегодняшний день отсутствует Вероятно, в ближайшем будущем нам предстоит увидеть своего рода кооперацию исследовательских практик ученых различных областей научного знания, что, несомненно, повлечет за собой трансформацию научного пространства, качественное изменение технологий и инструментария проведения научных исследований, преобразование набора исследовательских навыков и компетенций самих исследователей. Надеемся, что в совокупности предполагаемых будем наблюдать улучшение практических результатов научных исследований

Библиографический список

1. Алимова Н. К. Новая номенклатура специальностей, по которым присуждаются ученые степени // Научная периодика: проблемы и решения. 2021. Т. 10, № 1-2 . EDN EBLSBH .

2 . Устинович Е. С. Государственная отраслевая политика как проблемное поле исследований в политической науке // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право . 2021. Т. 11, № 2 . С . 88-94. EDN EQTIJR .

3 . Федякин А. В. Государственная транспортная политика и эвристические возможности отраслевой политологии // ПОИСК: Политика . Обществоведение . Искусство . Социология. Культура. 2022 . № 2(91) . С . 38-48. EDN ZSYVBX .

4 . Политические институты, процессы и технологии: теория и кейсы / Ж . Ю . Данкова, В . О . Евсеев, О . Н . Забузов [и др.] . Москва : КноРус, 2021 . 564 с . ISBN 978-5-406-07033-8. EDN JLJMAU .

5 . Нисневич Ю. А. Современные методы политических исследований // Вестник Российского университета дружбы народов . Серия: Политология. 2011 . № 2 . С . 5-16. EDN NTBMTF.

6 . Ермилова Т. В. Применение методов политического исследования // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й научной конференции (Челябинск, 15-17 апреля 2014 года) . Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2014 . С . 350-355. EDN SYWNKR .

7 Новикова А. В. Методы исследования политической власти и политического управления // Известия Иркутского государственного университета . Серия: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 8 . С . 144-151. EDN SHVDEB .

8 . Карепова С. Г., Пинчук А. Н, Некрасов С. В. К вопросу об изучении коррупционного потенциала: определение, субъекты, методы исследования // Наука . Культура . Общество . 2019 . Т. 25, № 1. С . 20-32 . EDN VXIJVQ.

9 . Боришполец К. П. Методы политических исследований . Москва : Аспект пресс, 2005. 221 с . ISBN 5-7567-0370-5. EDN RAVLAF.

10 Ардашева Е. П. Отраслевая политика: понятие и функции в инновационной экономике // Вестник Казанского технологического университета . 2007. № 3-4 . С . 245-252 . EDN HOBQNI .

11. Аналитика в органах государственной власти и местного самоуправления (по тематике управления развитием в условиях пандемии) : сб . трудов секции № 18 XXXI Международной научно-практической конференции (Химки, 17 марта 2021 года) . Химки : АГЗ МЧС России, 2021. 334 с . EDN BBJMDX .

12 . Межва З. Э. Предметное поле экономической политологии с точки зрения экономиста // Гуманитарные науки . Вестник Финансового университета. 2022 . Т. 12, № 1. С . 90-99. DOI 10.26794/2226-7867-2022-12-1-90-99. EDN ZWFQUD .

Дата поступления в редакцию: 24.08.2022 . Дата поступления финальной версии: 19.10.2022 .

Принята к печати: 25 .11.2022 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах: Данкова Жанна Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д .И . Михайлика .

Химки, Россия e-mail: [email protected] Author ID РИНЦ: 308431

Забузов Олег Николаевич, кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт социально-политических исследований

ФНИСЦ РАН Москва, Россия e-mail: zabuzov@mail .ru Author ID РИНЦ: 674543 ORCID: 0000-0001-6032-2042

Мельков Сергей Анатольевич, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д И Михайлика Химки, Россия e-mail: 304304@mail ru Author ID РИНЦ: 381898 ORCID: 0000-0002-1312-8105

Zh. Yu. Dankova1, O. N. Zabuzov2, S. A. Mel'kov1

1 Civil Defence Academy EMERCOM of Russia. Khimki, Russia. 2 Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia.

NEW SCIENTIFIC SPECIALTY IN POLITICAL SCIENCE «PUBLIC ADMINISTRATION AND SECTORAL POLICIES» AS A SPECIAL SUBJECT FIELD OF POLITICAL SCIENCE

Abstract. Using the methods of grouping, generalization, comparative theoretical analysis, traditional document analysis and extrapolation, a brief analysis of the content of the passport of the specialty 5.5.3 Public administration and sectoral policies was carried out. The applied orientation of future research on a new specialty and declared branches of knowledge is shown. The field of scientific methods in solving specific research tasks in this specialty is outlined.

On the basis of a three-aspect analysis, the content of the passport of the specialty 5.5.3 Public administration and sectoral policies was studied. Conclusions are drawn regarding the semantic content of the points of the new specialty. So, part of the items in the passport of specialty 5.5.3 are taken from other passports of specialties in Political sciences and regional studies, but part is new. The inclusion of specialty 5.5.3 in the nomenclature of specialties in political science will contribute to an increase in the interdisciplinary nature of the ongoing research in political science. Due to the introduction of a new specialty, an increase in applied analytical work in political science is not excluded. The development of scientific research that falls under the passport of the specialty 5.5.3 Public Administration and sectoral policies will require further clarification of the subject field of research for both political science and economics.

The authors have made a kind of «methodological groundwork» for conducting future research in the specialty 5.5.3 Public administration and sectoral policies. The potentially acceptable methodological and technological tools for conducting research within the framework of the above-mentioned scientific specialty are proposed.

Keywords: public administration; research methods; scientific specialty; scientific tools; specialty passport; political science; sectoral policies; political science; economics.

For citation: Dankova Zh.Yu., Zabuzov O.N., Mel'kov S.A. (2022) New scientific specialty in political science «Public administration and sectoral policies» as a special subject field of political science. Science. Culture. Society. Vol. 28. No. 4. Pp. 109-121. DOI 10.19181/nko.2022.28.4.9

References

1. Alimova N . K . (2021) New Nomenclature of Specialties for which Scientific Degrees are Awarded . Nauchnaya periodika: problemy i resheniya. Vol . 10 . No . 1-2 (in Russ . ) .

2 . Ustinovich E . S . (2021) Public Sector Policy as a Problem Area for Research in Political Science . Proceedings of South-West State University. Series History and Law. Vol . 11 . No . 2 . Pp . 88-94 (in Russ . ) .

3 . Fedyakin A . V. (2022) State Transport Policy and Heuristic Possibilities of Branch Political Science . P.O.I.S.K.: Policy. Social Science. Art. Sociology. Culture. No . 2(91). Pp 38-48 (in Russ )

4 . Dankova Zh . Yu ., Evseev V. O ., Zabuzov O . N . [et al .] (2021) Politicheskie instituty, protsessy i tekhnologii: teoriya i keisy [Political Institutions, Processes, and Technologies: Theory and Cases]. Moscow, KnoRus Publ . 564 p . ISBN 978-5-406-07033-8 (in Russ . ).

5 . Nisnevich Y. A. (2011) The Modern Methods of Political Research . RUDN Journal of Political Science. No 2 Pp 5-16 (in Russ )

6. Ermilova T. V. (2014) Application of Methods of Political Research. Nauka YuUrGU: materialy 66-i nauchnoi konferentsii [SUSU Science: Proceedings of the 66th Scientific Conference] (Chelyabinsk, April 15-17, 2014) . Chelyabinsk, SUSU Publ . Center. Pp . 350-355 (in Russ.) .

7 . Novikova A.V. (2014) Methods for Research on Political Rule and Political Government . The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science and Religion Studies. Vol . 8 . Pp. 144-151 (in Russ.) .

8 . Karepova S . G., Pinchuk A . N., Nekrasov S . V. (2019) The Question of Studying Corruption Potential: Definition, Actors and Research Methods Science. Culture. Society Vol 25 No 1 Pp 20-32 (in Russ )

9 . Borishpolets K . P. (2005) Metody politicheskikh issledovanii [Methods of Political Research] Moscow, Aspekt Press 221 p ISBN 5-7567-0370-5 (in Russ )

10 Ardasheva E P (2007) Branch policy: concept and functions in the innovation economy. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. No . 3-4 . Pp . 245-252 (in Russ . ) .

11. Analytics in Bodies of State Power and Local Government (on the Subject of Development Management in Conditions of Pandemic) : Proceedings of Section 18 of the XXXI International Scientific-Practical Conference (Khimki, March 17, 2021) . Khimki, AGZ of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2021 . 334 p . (in Russ . ) .

12 . Mierzwa Z . E . (2022) The Subject of Economic Politology from the Economist's Point of View. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. Vol . 12 . No. 1. Pp. 90-99. DOI 10.26794/2226-7867-2022-12-1-90-99 (in Russ.) .

The article was submitted on August 24, 2022 The final version arrived on October 19, 2022 Accepted on November 25, 2022

Information about the authors: Zhanna Yu. Dankova, Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Academy of Civil Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after Lieutenant General D .I . Mikhaylik .

Khimki, Russia . e-mail: zdankova@yandex .ru

Oleg N. Zabuzov, Candidate of Political Science, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS . Moscow, Russia . e-mail: zabuzov@mail .ru ORCID: 0000-0001-6032-2042

Sergei A. Mel'kov, Doctor of Political Science, Professor, Head of the Department of State and Municipal Administration, Academy of Civil Protection of the Ministry

of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after Lieutenant General D .I . Mikhaylik .

Khimki, Russia e-mail: 304304@mail ru ORCID: 0000-0002-1312-8105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.