Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИКЛАДНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

РАЗВИТИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИКЛАДНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / ПОЛИТОЛОГИЯ / БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / БГУ / КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ БГУ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПОЛИТОЛОГ-ЮРИСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Антанович Нина Арсеньевна, Слуцкая Людмила Владимировна

Статья посвящена становлению и развитию политологии как академической дисциплины и прикладной специальности в Белорусском государственном университете. Рассматривается развитие специальности «Политология» в БГУ, выделена специфика подготовки политологов с присвоением квалификации «политолог-юрист».Показано, что данная квалификация обеспечивает профессионализацию политологического образованияв Беларуси и направлена на решение задач развития внутренней и внешней политики белорусского государства, политической системы в целом. Подготовка специалистов в области политико-правовой деятельности позволяет формировать навыки аналитического обеспечения работы органов государственного управления для решения государственно и социально значимых задач. Обозначено, что развитие научной школы кафедры политологии юридического факультета БГУ сфокусировано на проблематике государственной политики и управления, выделены сложившиеся научные направления политических исследований. Раскрываются основные направления осмысления ряда традиционных и новейших проблем, с которыми сталкивается белорусская политология. Ключевыми среди них являются: решение проблемы соотношения универсального - уникального в развитии политической науки; осмысление проблематики государственной политики и управления по линии выявления диалектики политических и административных компонентов государственного управления, внутри- и внешнеполитических процессов, «размывания государственного суверенитета», «смягчения пограничных режимов» vs укрепления суверенного государства, защиты его безопасности и идеологического обоснования ценностей национально-государственного развития; рассмотрение внутриполитических процессов через призму глобализации и цифровой трансформации; выявление механизмов формирования политических проблем, их постановки на повестку дня, механизмов трансформации социального в политическое, борьбы за производство и контроль информации; изучение формирования нормативно-ценностных систем; переосмысление демократии, демократической деятельности и механизмов легитимации власти;определение «точек включения» этнокультурной и региональной проблематики в политику. Актуальной тенденцией развития политической науки в Беларуси является переход от дисциплинарной обособленности к междисциплинарному синтезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SCIENCE (“POLITOLOGY”) AS AN ACADEMIC DISCIPLINE AND APPLIED SPECIALTY AT THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY

The article explores the formation and development of political science as an academic discipline and applied specialty at Belarusian State University. The development of the specialty “Political Science” (“Politology”) at BSU, and specificities of training specialists as “Political Scientist-Lawyer,” are key themes. We show that this qualification ensured the professionalization of the teaching of political science in Belarus and aimed at solving domestic and foreign policy issues of the Belarusian state and the political system as a whole. The training of specialists in political and legal activities facilitated the formation of skills of analytical support for government bodies to solvepressing issues. The development of the Political Science Department of the Faculty of Law at BSU focused on problems of public policy and administration. The main directions of the political research included comprehension of a number traditional and modern issues, which the Belarusian political science faces, injcluding: the problem of the correlation between the universal and the unique in the development of political science; dialectical comprehension of the political and administrative components in public administration, of domestic and foreign policy processes, "erosion of state sovereignty," "softening of border regimes," versus strengthening the sovereign state, protecting its security, and ideological substantiation of the values of national-state development; internal political processes consideration through the prism of globalization and the digital transformation; identification of mechanisms for the formation of political problems, their setting on the “policy agenda,” of mechanisms for the transformation of the social issues into political, the struggle for the production and control of information; research of the normative value systems formation; rethinking democracy, democratic activity and mechanisms for legitimizing power; identification of “points of inclusion” of ethical and regional issues in politics. The current trend in the Political Science development in Belarus is the transition from disciplinary isolation to interdisciplinary synthesis.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИКЛАДНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 32:001.12/.18(476)

РАЗВИТИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ПРИКЛАДНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Н. А. Антанович

Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220030, Минск, ул. Ленинградская, 8

Л. В. Слуцкая

Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220030, Минск, ул. Ленинградская, 8

Статья посвящена становлению и развитию политологии как академической дисциплины и прикладной специальности в Белорусском государственном университете. Рассматривается развитие специальности «Политология» в БГУ, выделена специфика подготовки политологов с присвоением квалификации «политолог-юрист». Показано, что данная квалификация обеспечивает профессионализацию политологического образования в Беларуси и направлена на решение задач развития внутренней и внешней политики белорусского государства, политической системы в целом. Подготовка специалистов в области политико-правовой деятельности позволяет формировать навыки аналитического обеспечения работы органов государственного управления для решения государственно и социально значимых задач. Обозначено, что развитие научной школы кафедры политологии юридического факультета БГУ сфокусировано на проблематике государственной политики и управления, выделены сложившиеся научные направления политических исследований. Раскрываются основные направления осмысления ряда традиционных и новейших проблем, с которыми сталкивается белорусская политология. Ключевыми среди них являются: вопрос соотношения универсального — уникального в развитии политической науки; осмысление проблематики государственной политики и управления по линии выявления диалектики политических и административных компонентов государственного управления, внутри- и внешнеполитических процессов, «размывания государственного суверенитета», «смягчения пограничных режимов» уэ укрепления суверенного государства, защиты его безопасности и идеологического обоснования ценностей национально-государственного развития; рассмотрение внутриполитических процессов через призму глобализации и цифровой трансформации; выявление механизмов формирования политических проблем, их постановки на повестку дня, механизмов трансформации социального в политическое, борьбы за производство и контроль информации; изучение формирования нормативно-ценностных систем; переосмысление демократии и механизмов легитимации власти; определение «точек включения» этнокультурной и региональной проблематики в политику. Актуальной тенденцией развития политической науки в Беларуси является переход от дисциплинарной обособленности к междисциплинарному синтезу.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022 https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.205

Ключевые слова: политическая наука, политология, Белорусский государственный университет — БГУ, кафедра политологии БГУ, квалификация политолог-юрист, образовательная система, междисциплинарность, государственное управление, политическая система, политический процесс.

ВВЕДЕНИЕ

В начале статьи приведем мнение французских социальных ученых Р. Пэн-то и М. Гравитца о значимости дисциплинарного становления политологии: «Политическая наука раньше всех других социальных наук привлекла внимание человека... Можно было бы предположить, что политическая наука соответственно оказалась первой наукой, отделившейся от морали и философии и ставшей автономной. В действительности политическая наука в этом плане была последней.» [Пэнто, Гравитц, 1972, с. 183-184]. В текущей ситуации глобальных социальных и технологических изменений в науке востребован междисциплинарный подход. Но указанный подход не должен становиться основанием для размывания предметного поля научных дисциплин. Предметно-методологическая определенность и самостоятельность дисциплины — основа для дальнейшего междисциплинарного синтеза. Предметное поле политической науки охватывает проблематику изучения сущностных признаков, свойств и закономерностей политики, политической реальности и политико-властных отношений, элементов, структуры и функций политических систем. Следует учитывать исходную трактовку политики и политического: либо как «искусства управления государством», либо как «искусства управления общественными / публичными делами». Вторая трактовка является более широкой. Трактовка политики осуществляется в континууме от конституционализма и этатизма до «естественной сферы человеческого поведения». Как отмечают Дж. С.Дризек, Б.Хониг, Э. Филлипс, «политическое» обозначает «как минимум некоторую форму индивидуальных или коллективных действий, которые нарушают обычное положение дел или сложившиеся модели поведения и управления», а политическая теория — «поле битвы, где конкурирующие мыслители преследуют взаимоисключающие позиции, игнорируя альтернативные подходы» [Dryzek, Honig, Phillips, 2013]. Политическая наука включает как гуманистический и нормативный модусы, так и модус объяснения, базирующийся на установлении причинно-следственных связей и закономерностей политической сферы, привлечении измерения политических феноменов. «Каноническая политическая теория» дополняется концептуальными построениями на основе «критической и феминистской теорий, анализа дискурса, теории кино, исследования средств массовой коммуникации, нейронауки, изучения окружающей среды, поведенческой науки и экономики» [Dryzek, Honig, Phillips, 2013].

Цель данной статьи — провести обзор развития политологии как прикладной специальности и академической дисциплины в Белорусском государственном университете (БГУ).

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЛИТОЛОГИЯ» В БГУ

Политология в Беларуси — это и академическая дисциплина, в рамках которой подготовлен ряд научных работ, защищены диссертации, и специальность, ставшая основой для практической трудовой деятельности выпускников университетов. Кафедра политологии Белорусского государственного университета (БГУ) — один из центров развития политической науки в Республике Беларусь — была создана в 1990 г. в соответствии с решением ученого совета БГУ. Первым заведующим кафедрой, создателем отделения политологии и Совета по присуждению ученых степеней по политическим наукам стал доктор философских наук, профессор А. М. Байчоров, который имел опыт работы в академической и дипломатической областях (работал в ООН, в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь и в настоящее время имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного посланника). С 1993 по конец 2019 г. кафедру политологии БГУ возглавлял С. В. Решетников — известный белорусский политолог, доктор политических наук, профессор, который инициировал открытие квалификации «политолог-юрист». Диплом с квалификацией «политолог-юрист» с 1997 г. (первый выпуск) по настоящее время получили более 680 выпускников БГУ. Подготовка специалистов с квалификацией «политолог-юрист» — уникальное явление на постсоветском пространстве, где становление и развитие политологического образования часто ведется на философских и исторических факультетах [Ан-танович и др., 2020а, с. 9-10]. В ведущих университетах Российской Федерации действуют самостоятельные факультеты политических наук. В Республике Беларусь подготовку по специальности «Политология» ведут в БГУ, а также Белорусском государственном экономическом университете (БГЭУ), Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина. В негосударственных образовательных учреждениях (Институт предпринимательства и парламентаризма, БИП — Университет права и социально-информационных технологий) выпускники получают квалификацию «Политолог-юрист», работая по типовым учебным планам, разработанным БГУ. В БГЭУ в 2009 г. была открыта специальность «Политолог-менеджер» (специализация «Политический менеджмент»). В Брестском государственном университете ведется подготовка по специальности «Историк-политолог». Отметим, что в Беларуси типовые учебные планы по всем специальностям включают следующие разделы, объединяющие ряд учебных дисциплин: 1) дисциплины государственного компонента; 2) дисциплины учреждения высшего образования; 3) дисциплины специализации. Система дисциплин государственного компонента, обязательная для всех университетов, ведущих подготовку по специальности «Политология», разрабатывается сотрудниками кафедры политологии юридического факультета БГУ.

Политологическое образование в БГУ развивалось по линии подготовки специалистов в области политико-правовой деятельности с присвоением квалификации «Политолог-юрист». Подготовка по специальности «Политология» с квалификацией «Политолог-юрист» обеспечивает профессионализацию политологического образования, направленного на решение задач развития внутренней и внешней политики государства, политической системы в целом,

ее идеологического обоснования, формирование навыков решения государственно и социально значимых задач, аналитического обеспечения работы органов государственного управления. Ведущее место в трансляции политологического знания занимает реализация познавательной функции, позволяющей формировать понимание сути политико-правовой сферы общества. При подготовке политологов-юристов на юридическом факультете БГУ реализуются профессиональные компетенции по организационно-управленческому, научно-исследовательскому, коммуникативному, информационно-справочному и консультативному, педагогическому направлениям, обеспечивается развитие экспертно-политологического сообщества.

Профессиональная подготовка политологов-юристов осуществляется также посредством включения студентов в работу научно-практического кружка по политологии. Деятельность кружка направлена на формирование аналитических способностей и логического мышления у студентов, чему способствуют разнообразные формы взаимодействия, составляющие основу для инновационной деятельности и профессионального роста будущих политологов: проведение дискуссий, деловых игр, встреч с профессионалами и др. Благодаря такой дискуссионной площадке студенты приобретают навыки публичных выступлений, включаются в научную жизнь, участвуют в круглых столах и конференциях. Все это закладывает прочный фундамент преемственности научных кадров кафедры.

Кафедра политологии реализует не только задачу профессиональной подготовки политологов, но и преподавание политологии как самостоятельной дисциплины, а также дисциплин политологического профиля («Государственная политика и управление», «Основы идеологии белорусского государства», «Общественная политика», «Политическая коммуникация», «Политическая культура», «Теория политических систем» и др.) на различных факультетах БГУ. Отметим, вне зависимости от того, какой родовой термин будет использован (общественные науки, социальные науки, социально-гуманитарные науки), в преподавании таких дисциплин, как философия, социология, политология, психология, педагогика и даже экономическая теория, реализуются как познавательная, так и воспитательная функции. В политических системах различного типа реализация воспитательной функции имеет свою специфику. Приведем высказывание российского исследователя М. Ю. Немцева о реализации воспитательной функции при изучении дисциплины «Основы научного коммунизма» в СССР: «Наука должна была решить социальные проблемы путем рационализации и оптимизации самой человеческой природы» [Немцев, 2016, с. 26], т. е. решить задачу формирования базовых ценностных установок, влияющих на поведение человека.

В БГУ подготовка политологов ведется на основе междисциплинарного взаимодействия политической и правовой наук. Важной установкой является многоуровневое понимание сути политики, ее рассмотрение на формальном (институциональном), содержательном и процессуальном уровнях. Тогда как институциональное измерение политики проявляется в конституционно-правовом оформлении, «дизайне» политической системы, содержательное отражает, как формируется и реализуется политический курс государства, различные

направления государственной политики, процессуальное представляет собой реальное участие граждан в политике.

«Точки пересечения» политической и правовой наук находятся в области изучения механизмов формирования политических институтов (как государственных, так и негосударственных), их правового регулирования, адекватного социальным реалиям; учета политической динамики в законотворческих процессах и собственно взаимодействия политической воли и права. Единый объект исследования политической и правовой наук — публичное регулирование общественных отношений. Хотя политология призвана изучить не только публичные, но и латентные социально-политические и социально-экономические процессы, опираясь на созданный ею теоретико-методологический аппарат [Антанович, 2006]. «Характеристиками права являются нормативность, общеобязательность, формализованность, государственная природа, направленность на стабилизацию общественных отношений. Характеристики политики — властный характер, управление общественными делами, целенаправленность, конфликтно-консенсусная диалектика, направленность на динамику социальных отношений... Право и политику объединяют рационально-волевой характер и интенциональная природа (направленность на регулирование отношений и закрепление определенного порядка, иерархичных либо сетевых отношений), а также противоречивая диалектика. социально-групповой и общесоциальной составляющих» [Антанович и др., 2020Ь, с. 486].

Белорусские авторы С. А. Калинин, В. И. Павлов, С. М. Сивец указывают: «Политико-правовая составляющая особенно актуальна для "юных" правопорядков и государственностей, которые фактически стоят перед выбором между присоединением к позиционирующим себя в качестве общепризнанных правопо-рядкам и разработкой собственных цивилизационно и культурно окрашенных способов правового развития» [Калинин, Павлов, Сивец, 2014, с. 83]. Российские исследователи А. Ю. Сунгуров и А. Е. Семикова, рассматривая предметное поле политологии права, отмечают, что оно включает в себя «анализ проблем правотворчества и правоприменения на микроуровне (трансформация права внутри страны) и на макроуровне (имплементация международного права на национальном уровне)» [Сунгуров, Семикова, 2017, с. 83].

Основанием синтеза политической и правовой наук является их способность не только описывать фундаментальную сущность политики и права, но и разрабатывать прикладные механизмы регулирования общественных отношений (порядок организации органов власти, приемы государственного управления, регулятивы политического и социально-экономического поведения). Знание законодательства используется и как инструмент политического анализа: «Правовые знания, будучи предметными по своей сути, эффективно дополняют знания в области методологии политической науки и приемов политического анализа» [Решетников, Антанович, Побережная, 2017, с. 38-39].

Разработки сотрудников кафедры политологии юридического факультета БГУ лежат в основе типовых учебных планов отделений политологии, а также типовых учебных программ по дисциплинам политологического спектра в Республике Беларусь. Это обусловливает высокую ответственность в под_ 187

ПОЛИТЭКС. 2022. Том 18, № 2

готовке программной документации. Миссия кафедры и специальности «Политология» на юридическом факультете БГУ заключается в учебном, организационно-методическом и научном обеспечении профиля образования «Государственная политика и управление» в соответствии с Конституцией и программным Законом «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь» [Решетников, Антанович, Побережная, 2017, с. 41]. Главная цель политологического образования в БГУ — «подготовка в интересах белорусского государства конкурентоспособных, всесторонне образованных, способных к саморазвитию и инновационной деятельности личностей, обладающих развитым гражданским сознанием и компетентными знаниями о социально-политической сфере» [Антанович и др., 2020а, с. 10].

Значимой ступенью для научного и профессионального роста специалистов-политологов является магистратура по политическим наукам, цель которой — «развитие знаний, навыков и умений у студентов в инновационных областях политической науки и возможность, их применения в политико-управленческой практике» [Решетников, Побережная, Слуцкая, 2020а, с. 520]. Обучение в магистратуре предполагает подготовку по актуальным направлениям политических исследований, приобретение навыков, развивающих интеллектуальный и общекультурный уровень, но и возможность их использования в практической деятельности.

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ В БГУ КАК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В рамках Академии наук Республики Беларусь действуют Институт философии, Институт истории, Институт экономики, Институт социологии, «решающие свои специфические проблемы, но пока нет научных учреждений республиканского уровня, которые проводили бы фундаментальные исследования в сфере политических наук, государственной политики и государственного строительства» [Решетников, 2020Ь, с. 45]. В 2019 г. с целью информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления создан Белорусский институт стратегических исследований (https://bisr.gov.by/o-bisi), который не входит в структуру Академии наук Беларуси.

На базе кафедры политологии БГУ с начала 1990-х годов функционирует Совет по защите диссертаций по политическим наукам. Хронология его деятельности: Совет по защите диссертаций Д 056.03.11 (1991-1995); Д 02.01.18 (19972001); Д 02.01.18 (2001-2006); Д 02.01.18 (2006-2009); Д 02.01.18 (2010-2015); Д 02.01.18 (2015-2018); Д 02.01.18 (2019-2022) [Решетников, 2016; Решетников, 2020Ь, с. 45]. В 1997 г. Совет по защите кандидатских диссертаций создан и в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. За период с 1997 г. по июнь 2021 г. в Беларуси защищено 10 докторских и 70 кандидатских диссертаций по политическим наукам. Всего в Республике Беларусь подготовлено около 100 кандидатов и 11 докторов политических наук. Специальности для защит диссертаций по политическим наукам (23.00.01, 23.00.02, 23.00.03, 23.00.04, 23.00.05) унифицированы с номенклатурой, установленной в Российской Федерации. Развитие политологии в России оказывает большое

воздействие на политологию в Республике Беларусь. Научная школа кафедры политологии юридического факультета БГУ ведет исследования по следующим направлениям:

— теория политики, методология политической науки, теория государственной политики и управления, политическая аналитика;

— институциональное измерение государственной политики и управления (институты политической системы, виды государственной политики в соответствии с системой органов государственного управления, взаимосвязь политики и права);

— процессуальное измерение публичной и государственной политики, политического и государственного управления (принятие политических решений, деятельность политических партий и групп интересов, политическое поведение);

— инструментальное измерение публичной и государственной политики, политического и государственного управления; политические технологии, организация отношений с органами государственной власти и лоббизм; процессы цифровизации в государственном управлении;

— политическое пространство и политическое поле (политические идеологии, политическая идентичность, массовая и политическая коммуникация, связи с общественностью);

— проблемы глобального и регионального развития (в частности, региональная подсистема внутригосударственных и международных отношений; эт-нополитика; этнокультурный и религиозный факторы политических процессов и государственной политики) [Антанович, 2021, с. 95].

Белорусская политология сталкивается с необходимостью осмысления как традиционной тематики, так и новейших проблем политической науки. Попытаемся очертить основные из них. Отметим важность решения проблемы соотношения универсального — уникального в развитии социально-политической науки, которое не может быть одномоментным, это постоянный процесс мониторинга, выявления и осмысления специфики национально-государственного и политического развития своей страны в соотнесении с тенденциями мирового развития.

Как было показано в первой части статьи, подготовка специалистов-политологов связана с изучением процессов формирования и реализации государственной политики и управления. «Государственная политика находится на "прикладной" стороне политической науки. При разработке политики требуются нормативные критерии для обеспечения стандартов оценки фактических результатов или потенциальных политик. Политические теоретики выполняют функцию разъяснения нормативных принципов, лежащих в основе практических политических действий» [Dryzek, Honig, Phillips, 2013]. Для развития политической науки в Беларуси осмысление указанной проблематики чрезвычайно важно. Изучение государственной политики и управления требует выявления диалектики политических и административных компонентов государственного управления, а также взаимосвязи внутри- и внешнеполитических процессов. На отделении политологии БГУ изучается развитие политической системы, системы государственного управления в Республике Беларусь, институтов Со_ 189

ПОЛИТЭКС 2022. Том 18, № 2

юзного государства и ЕАЭС (работы С. В. Решетникова, Н. А. Антанович, С. Г. Па-речиной, Д. В. Белявцевой и др.). Динамика партийной системы и общественных объединений в Республики Беларусь рассматривается В. В. Шимовым.

К дилеммам политической составляющей государственного управления можно отнести следующие: персоналистские vs институциональные основания политических систем; преемственность vs обновление политического курса; политический плюрализм vs популизм, который преимущественно востребу-ется социальными группами, тяготеющими к традиционным и консервативным ценностям; использование новейших технологических достижений в экономике и социальной жизни vs стремление снизить социальную динамику, прибегая к неотрадиционализму (избирательной актуализации традиционных элементов нормативно-ценностной регулятивной системы). Несмотря на идеологические различия, лежащие в основе политического курса в странах постсоветского пространства (некоторые исследователи считают этот термин спорным в 20-е годы XXI в.1), проявились процессы политической институционализации, а в государственном управлении акцентированы вопросы защиты безопасности и суверенитета, ведется поиск механизмов стабилизации политической системы. Проблематика безопасности и угроз дестабилизации управленческой системы активно используется в политическом дискурсе и подлежит изучению [Антанович, 2020, с. 12-13].

Представляется важным обозначить еще одну исследовательскую проблему для белорусской политической науки: изучение механизмов формирования политических проблем, их постановки на «повестку дня», механизмов трансформации социального (трактуемого в широком смысле слова) в политическое, определение «точек включения» этической и региональной проблематики в исследование политических процессов. Осмысления требует проблематика социальных и, в частности, поколенческих трансформаций, протестных движений, состояния ценностной системы общества. Ценностные системы кристаллизовались столетиями, вырастали из культурной, этно-национальной, исторической специфики народов. С наступлением эпохи массового общества стали ускоряться процессы технологического воздействия и искусственного формирования нормативно-ценностных систем. Тем не менее это не только не привело к стиранию этнокультурных различий, а усилило их. Влияние этнокультурных факторов на общественные отношения и процессы становится все более про-блематизированным. Вместо культурного взаимообогащения и структурного проникновения этнических общностей в границах различных социальных полей зачастую происходит размежевание и обособление, создаются ограничения

1 П. И. Пашковский считает, что «понятие "постсоветское пространство" подразумевает многоуровневый процесс дезинтеграции некогда единого государства.» [Пашковский, 2015, с. 41]. А. В. Гущин и И. Е.Ханова ставят под вопрос обоснованность употребления термина «постсоветское пространство», считая его «распадающимся» [Гущин, Ханова, 2019, с. 53]. Ф. Лукьянов утверждает, что «постсоветское пространство — уже историческое понятие», предлагает «уходить от этого термина» и «говорить о новой организации Большой Евразии, которая включает в себя все государства региона. Сейчас должен обсуждаться понятийный аппарат Большой Евразии, совершенно новой ее организации» [Лукьянов, 2017].

для взаимодействия. Различные аспекты указанной проблематики разрабатываются белорусскими политологами С. В. Решетниковым, А. П. Мельниковым, С. Г. Паречиной, О. Е. Побережной, Л. В. Слуцкой.

Значимым направлением в развитии мировой политической науки и задачей для белорусских политологов являются изучение и переосмысление демократии и механизмов легитимации власти, в том числе с учетом глобализационных процессов и цифровой трансформации. Хотя прочность статуса правящих элит по-прежнему в значительной степени зависит от экономического процветания государства, механизмы легитимации власти этим не ограничиваются. Белорусские политологи изучают борьбу за мифологическую, религиозную и этическую легитимацию власти. Правящие элиты и их конкуренты выдвигают свои обоснования моральности власти, делают отсылки к религиозным основаниям власти. В функционировании политических систем используется «положительная обратная связь» как механизм борьбы с эрозией или модернизацией сложившихся / доминирующих нормативно-ценностных систем, инструмент формирования политической культуры. Конкретным инструментом в этом плане выступает политика памяти. Опора на традиционные ценности используется для стабилизации политических систем. Указанная проблематика разрабатывается С. Г Паречиной.

Несмотря на острую критику глобализации, внутриполитические процессы рассматриваются через ее призму (работы Г. А. Кругловой). Глобализация понимается не только как экономический и политический инструмент международных отношений, межгосударственной интеграции и конкуренции, но и как процесс борьбы за производство и контроль информации, смыслообразующих положений, которые подаются в форме базовых основополагающих утверждений в политической коммуникации. Политический рынок приобрел глобальный характер. Рыночные механизмы в политическом управлении используются лидерами, которые не признают принципы, лежащие в основе «классического рынка», будь то экономического или политического. Размывается разграничение между мобилизационными и маркетинговыми политическими технологиями воздействия на массовое и групповое социально-политическое сознание. В учебном процессе самостоятельное внимание уделено политическим технологиям, в частности вЯ-технологиям и связям государства и бизнеса (работы Н. А. Антанович, Л. В. Слуцкой, Н. П. Денисюк).

Стремительные изменения ХХ1 в. имеют «маятниковый характер»: эпоха постиндустриализма и глобализации первоначально привела к росту международных коммуникаций, преодолевающих государственные границы, к идеям «размывания государственного суверенитета», «смягчения пограничных режимов» [Ирхин, 2014, с. 22]. Откатная волна проявляется в стремлении укрепить суверенное государство, обеспечить его безопасность, защитить ценности национально-государственного развития. Рост влияния массмедиа, а также новых социальных медиа крупных влиятельных государств-глобализаторов стал одной из причин озабоченности государств, на которые направлено это коммуникативное воздействие (публикации А. С. Писарчик). Очевидно «усиление зависимости власти и политической элиты от средств и способов передачи информации, а также доминирование общественного пространства над по_ 191

ПОЛИТЭКС- 2022. Том 18, № 2

литическим. Публичная политика из площадки запроса на формирование повестки дня политики превратилась в производителя данной повестки, иногда даже оказывая непосредственное влияние на ее формирование, что влечет за собой внутреннюю несогласованность государственной политики и невозможность выработки долгосрочной политической стратегии» [Слуцкая, 2020, с. 141]. Необходимость обеспечения собственной информационной безопасности приводит к мощной волне информационного противоборства. Требуют анализа новые формы внутриполитического и международного взаимодействия: не только информационные войны и их вариации (гуманитарное вмешательство, гибридная война, прокси-война и др.), но и кибератаки на государственные учреждения, предприятия и фирмы. Киберпространство является полем противостояния и новых форм ведения войны. Технологические фирмы-гиганты, «держатели» новых социальных медиа (В1дТеоИ) способны блокировать социальные аккаунты глав государства, что является прямой угрозой национальной безопасности того или иного государства и проявлением перераспределения влияния и власти. Данная проблематика изучается В. О. Калишуком.

Как и в эпоху холодной войны, сегодня ведется мощнейшая конкуренция за глобальное идеологическое лидерство: конкурируют не только либеральные, социалистические и коммунистические идеи в их различных проявлениях. Активно продвигаются идеи евразийства, китайского цивилизационного проекта, азиатской модели управления2.

На взлете религиозные фундаменталистские идеи, носителями которых выступают группировки, рвущиеся к власти, использующие террористические методы. Данное исследовательское направление представлено в работах Л. Е. Землякова, Л. Е. Криштаповича.

В контексте современных социально-политических процессов, когда на повестке дня стоит вопрос поиска инструментов укрепления единства гражданской нации, а институциональные и гражданские формы этнокультурных отношений являются значимой составляющей социальной солидарности, разработка модели этнокультурных отношений и социально-политических процессов в рамках определенных видов политики идентичности приобретает для белорусской политической науки особую актуальность. Белорусские исследователи изучают столкновение культурно-цивилизационных моделей развития, которое в снятом виде несет в себе и экономико-технологическую конкуренцию. Синергетический и сетевой подходы в изучении политических процессов

2 См. подробнее работу Дж. Стадвелла «Азиатская модель управления», в которой показано, что образование является одним из факторов, влияющих на экономическое развитие: «.в Японии, Южной Корее, на Тайване, а после 1978 г и в Китае высокоэффективные инвестиции в образование и научно-педагогические исследования оказались во множестве сосредоточены не в сфере формального обучения, а в бизнесе. по определению конкурирующем на международном рынке». Это последнее обстоятельство, возможно, имеет ключевое значение для быстрого приобретения технологического потенциала. «Главной средой для развития промышленных технологий служат фирмы, а не государственные институты», — цитирует Дж. Стадвелл японского ученого М. Кондо, который таким образом обосновывал неудачи технологического развития Малайзии [Стадвелл, 2013, с. 24].

сохраняют свою актуальность. По данному исследовательскому направлению разработки ведутся кандидатом политических наук В. С. Михайловским.

Примером динамично развивающейся тематической области белорусской политологии является политическая регионалистика. Данная проблематика разрабатывается кандидатом политических наук Д.В. Белявцевой, преподавателем А. С. Рыжим. Один из значимых факторов оживления региональных исследований — возможность «сотрудничества со смежными науками и формирования устойчивого взаимодействия со специализированными областями знания» [Белявцева, 2017, с. 21]. Расширение предметного поля политических исследований, включающих темы формирования и трансформации региональной политики, региональной политической идентичности, этнокультурных и региональных особенностей пограничья, взаимодействия регионов на различных уровнях, создает предпосылки для реализации задач междисциплинарного синтеза в изучении региональных политических процессов.

Одним из направлений развития политической науки в Беларуси является изучение экологической проблематики (работы Г. А. Кругловой). Динамика потребностей и доступных человечеству технологических возможностей их удовлетворения связана с получением прибыли, а политика и экономика потребления ведут к экологическому кризису. Идеи исследователей глобальных проблем человечества середины и второй половины ХХ в. об угрозах ядерной войны, экологического коллапса и технологических изменений, прорывов актуальны и поныне. Указанные проблемы увязаны с вызовами «цифрового неравенства», возникновения «цифровых колоний» и «цифровых диктатур» (исследования кандидата политических наук Е. М. Ильиной).

Открыты для политологического исследования и другие проблемы. Мы стали свидетелями активного развития репродуктивных технологий, которые могут повлиять на темпы воспроизводства народонаселения, манипуляции с геномом человека. Какова эволюция человека? Как меняются нравственные представления, в том числе относительно семьи и сексуального поведения? Конституционные основы реализации соматических прав изучены белорусским ученым , доктором юридических наук, профессором, Заслуженным юристом Республики Беларусь, членом-корреспондентом НАН Беларуси Д. Г Василевичем.

Итак, политология имеет как строго научную, так и гуманистическую составляющие (ГАлмонд). С одной стороны, эмпирические и прикладные исследования реализуются в форме поиска закономерностей и причинно-следственных объяснений политики, с другой — мониторинг, сбор и обобщение данных базируются на определенных исследовательских подходах и нормативных ценностях. Исследовательские подходы основаны на различных онтологических предположениях о природе политики и эпистемологических принципах, обосновывающих то, как ученый получает достоверные знания о политике. Остается открытым вопрос «канона» классических научных текстов, составляющих основу для дедуктивного построения знаний о политике: какие именно из них признаются таковыми? Сложился определенный консенсус по поводу значимости древневосточных текстов, текстов периода античности, средневековья, начальных этапов Нового времени, а вот признание значимости текстов социально-политического характера,

написанных в XX и XXI вв., становится предметом идеологических споров. Происходит постепенное «забвение первоисточников», получили распространение интерпретации достижений философской, социально-политической и правовой мысли человечества, которые имеют вторичный, третичный и т. д. характер. Социально-политическое знание в значительной степени строится дедуктивным путем. В этом плане теоретические положения политологии дополняются отсылками к официальным политическим текстам.

Тенденция развития современной политической науки — переход от научной обособленности, которая позволила сформировать дисциплинарно организованное знание о различных фрагментах социально-политической реальности, к междисциплинарному синтезу с юридической наукой, а также с философией, социологией, экономической наукой, историей, психологией, филологией, антропологией. Указанная тенденция воспринята белорусскими политологами. Осмысление политических процессов требует перехода с собственно политического на экзистенциальный уровень анализа. В конечном счете выявление сути политики и составляющих политического процесса касается понимания сути человека. Какова связь человека с миром? Что реально интересует людей и приносит им счастье? Остались ли человеческие ценности константой в сравнении с предыдущими эпохами? Стремясь решить подобные вопросы, от чисто прикладного и технологического знания политического процесса мы можем подняться на уровень политической теории и философии политики.

Отметим еще одно важное положение: развитие науки зависит от статуса научного сообщества с точки зрения его определенной самостоятельности, а значит, влиятельности в той или иной стране. Научного сообщества, отличающегося как профессионализмом, так и качествами академической честности и высокой социальной ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что система политологического образования в Республике Беларусь в целом соответствует как практике Российской Федерации в этой сфере, так и мировой. Политология в Беларуси — это не только академическая дисциплина, но и специальность, ставшая основой для практической деятельности ряда выпускников белорусских университетов. Политологическое образование в БГУ развивалось по линии совершенствования подготовки специалистов в области политико-правовой деятельности с присвоением квалификации «Политолог-юрист». Обучение по специальности «Политология» в БГУ реализуется на двух ступенях образования. Специальности для защит докторских и кандидатских диссертаций по политическим наукам унифицированы с номенклатурой, установленной в Российской Федерации.

Развитие научной школы кафедры политологии юридического факультета БГУ сфокусировано на проблематике государственной политики и управления. Подготовка специалистов в области политико-правовой деятельности в БГУ позволяет формировать навыки аналитического обеспечения работы органов государственного управления для решения государственно и социально значимых задач.

Литература

Антанович Н. А. Дилеммы безопасности, суверенитета и преемственности в политическом процессе // Суверенитет — безопасность — интеграция как константы устойчивого государственного развития: международный опыт и национальные реалии. Белорусская политология: многообразие в единстве: мат-лы IX междунар. науч.-практич. конф., Гродно, 14-15 мая 2020 г: в 2 ч. / гл. ред. Ватыль В. Н. Ч. 1. Гродно, 2020. С. 11-14.

Антанович Н. А. Политика и право: проблемы взаимодействия в современном обществе // Новейшая история (1991-2006 гг.): государство, общество, личность: мат-лы науч.-теоре-тич. конф. (Минск, 29 сент. 2006 г.). Минск: Белорусская наука, 2006. С. 332-337.

Антанович Н. А. Политологическое образование на юридическом факультете Белорусского государственного университета // Государство и право в XXI веке: мат-лы междунар. науч.-практич. конф., посвященной 95-летию юридического факультета Белорусского государственного университета, 26-27 ноября 2020 года, г. Минск / гл. ред. Т. Н. Михалёва. Минск: БГУ, 2021. С. 94-97. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/259804 (дата обращения: 05.08.2021).

Антанович Н. А., Михайловский В. С., Ильина Е. М., Паречина С. Г. Междисциплинарность в изучении государственных институтов и публичной политики: о взаимодействии политической и правовой наук (мировой опыт и практика подготовки специалистов с квалификацией «Политолог-юрист» на юридическом факультете БГУ) // Юрыдычная навука i адукацыя у Беларусюм дзяржауным ушверстаце: псторыя i сучаснасць: да 95-годдзя юрыдычнага фа-культэта: зб. навук. прац / гал. рэд. Т. М. Мiхалева. МЫск: БДУ, 2020b. С. 485-495.

Антанович Н. А., Решетников С. В., Паречина С. Г., Ильина Е. М. У истоков и в авангарде белорусской политологии // У истоков и в авангарде белорусской политологии: мат-лы науч. конф., Республика Беларусь, Минск, 27 нояб. 2020 г. / отв. ред.Н. А. Антанович. Минск: БГУ, 2020a. С. 8-15.

Белявцева Д. В. Институционализация региональных политических исследований на постсоветском пространстве // Научные труды РИВШ. Минск: Изд-во РИВШ, 2017. С. 20-28.

Гущин А. В., Ханова И. Е. Постсоветское пространство: причины, процесс и промежуточные результаты трансформации // РСМ — Россия и современный мир. 2019. № 2 (103). C. 53-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postsovetskoe-prostranstvo-prichiny-protsess-i-promezhutochnye-rezultaty-transformatsii (дата обращения: 05.08.2021).

Ирхин Ю. В. Постмодернистская методология анализа и проектирования политики // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2014. № 1 (123). С. 13-25.

Калинин С. А., Павлов В. И., Сивец С. М. Правовая политика Республики Беларусь: современное состояние и стратегия развития // Весц Нацыянальнай акадэмИ навук Беларусь Сер. Гумантарных навук. 2014. № 2. С. 83-88.

Лукьянов Ф. Трансформация постсоветского пространства //РСМД — Российский совет по международным делам. 2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ interview/transformatsiya-postsovetskogo-prostranstva/ (дата обращения: 05.08.2021).

Немцев М. Ю. К истории советской академической дисциплины «Основы научного коммунизма» // Идеи и идеалы. 2016. № 1 (27). С. 23-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-sovetskoy-akademicheskoy-distsipliny-osnovy-nauchnogo-kommunizma (дата обращения: 05.08.2021).

Пашковский П. И. Проблема интерпретации понятия «постсоветское пространство» // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. № 4. С. 41-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-interpretatsii-ponyatiya-postsovetskoe-prostranstvo (дата обращения: 05.08.2021).

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / пер. с франц. С. В. Боботова, Ю. А. Глазова. М.: Прогресс, 1972. 607 с.

Решетников С. В. Политическая наука в БГУ: теоретико-методологические и прикладные аспекты. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: БГУ, 2016. URL: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/171096 (дата обращения: 05.08.2021).

Решетников С. В., Антанович Н. А., Побережная О. Е. Научные и прикладные школы в области политологии: политико-правовой подход // Вышэйшая школа. 2017. № 1 (117). С. 36-41.

Решетников С. В., Побережная О. Е., Слуцкая Л. В. Особенности углубленной подготовки специалистов-политологов в белорусском государственном университете // Государство и право в XXI веке: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию юридического факультета Белорусского государственного университета, 26-27 ноября 2020 года, г Минск / глав. ред. Т. Н. Михалёва. Минск: БГУ, 2020a. С. 519-525.

Решетников С. В. Истоки политологии как сферы науки и образования в Белорусском государственном университете // У истоков и в авангарде белорусской политологии: мат-лы науч. конф., Республика Беларусь, Минск, 27 ноября 2020 г / отв. ред. Н. А. Антанович. Минск: БГУ, 2020b. С. 45-51.

Слуцкая Л. В. Диверсификация политического пространства в сфере публичной политики в условиях цифровизации // Весшк Гродзенскага Дзаржаунага уыверстата iмя Яню Купалы. 2020. № 3. С. 137-143.

СтадвеллДж. Азиатская модель управления: Удачи и провалы самого динамичного региона в мире. М.: Альпина Диджитал, 2013. 536 с.

Сунгуров, А. Ю., Семикова А. Е. Юридическая политология или политология права: эскиз исследовательского поля // Общественные науки и современность. 2017. № 5. С. 83-93. URL: https://ons-journal.ru/s086904990011487-7-1/ (дата обращения: 05.08.2021).

Dryzek J. S., Honig B., Phillips A. Overview of Political Theory // The Oxford Handbook of Political Science / ed. by Goodin R. E. Oxford: Oxford University Press, 2013. URL: https:// www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199604456.001.0001/oxfordhb-9780199604456-e-002 (дата обращения: 05.08.2021).

Антанович Нина Арсеньевна — д-р полит. наук, проф.; antanovich@bsu.by

Слуцкая Людмила Владимировна — канд. ист. наук, доц.; slutskayalv@bsu.by

Статья поступила в редакцию: 25 ноября 2021 г.;

рекомендована к печати: 15 февраля 2022 г

Для цитирования: Антанович Н. А., Слуцкая Л. В. Развитие политологии как академической дисциплины и прикладной специальности в Белорусском государственном университете // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. Т. 18, № 2. С. 183-198. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.205

POLITICAL SCIENCE ("POLITOLOGY") AS AN ACADEMIC DISCIPLINE AND APPLIED SPECIALTY AT THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY

Nina A. Antanovich

Belarusian State University,

8, ul. Leningradskaya, Minsk, 220030, Belarus; antanovich@bsu.by

Liudmila V. Slutskaya

Belarusian State University,

8, ul. Leningradskaya, Minsk, 220030, Belarus; slutskayalv@bsu.by

The article explores the formation and development of political science as an academic discipline and applied specialty at Belarusian State University. The development of the specialty "Political Science" ("Politology") at BSU, and specificities of training specialists as "politician — lawyer", are key themes. We show that this qualification ensured the professionalization of the teaching of political science in Belarus and aimed at solving domestic and foreign policy issues of the Belarusian state and the political system as a whole. The training of specialists in political and legal activities facilitated the formation of skills of analytical support for government bodies to solvepressing is-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sues. The development of the Political Science Department of the Faculty of Law at BSU focused on problems of public policy and administration. The main directions of the political research included comprehension of a number traditional and modern issues, which the Belarusian political science faces, including: the problem of the correlation between the universal and the unique in the development of political science; dialectical comprehension of the political and administrative components in public administration, of domestic and foreign policy processes, "erosion of state sovereignty", "softening of border regimes", versus strengthening the sovereign state, protecting its security, and ideological substantiation of the values of national-state development; internal political processes consideration through the prism of globalization and the digital transformation; identification of mechanisms for the formation of political problems, their setting on the "policy agenda", of mechanisms for the transformation of the social issues into political, the struggle for the production and control of information; research of the normative value systems formation; rethinking democracy, and mechanisms for legitimizing power; identification of "points of inclusion" of ethical and regional issues in politics. The current trend in the Political Science development in Belarus is the transition from disciplinary isolation to interdisciplinary synthesis. Keywords: political science, Belarusian State University — BSU, department of political science, qualification politician — lawyer, educational system, interdisciplinarity, public administration, political system, political process.

References

Antanovich N. A. Dilemmas of security, sovereignty and continuity in the political process. Sovereignty — Security — Integration as constants of sustainable state development: international experience and national realities. Belarusian political science: diversity in unity. Collection of materials of the IX international scientific and practical conference (Grodno, May 14-15, 2020), in 2 pts, chief ed. by Vatyl V. N., pt. 1. Grodno, 2020, pp. 11-14. (In Russian)

Antanovich N. A. Education in political science at the law faculty of the Belarusian State University. State and law in the 21st century: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 95th anniversary of the Faculty of Law of the Belarusian State University, November 26-27, 2020, Minsk, chief ed. by Mihalyova T. N. Minsk: BGU Publ., 2021, pp. 94-97. Available at: https://elib.bsu.by/handle/123456789/259804 (accessed: 05.08.2021). (In Russian)

Antanovich N. A. Politics and law: Problems of interaction in modern society. Modern history (1991-2006) — state, society, personality: materials of the International scientific and theoretical conference, Minsk, September29, 2006. Minsk: Belorusskaia nauka Publ., 2006, pp. 332-337. (In Russian)

Antanovich N. A., Mikhailovsky V. S., Ilyina E. M., Parechina S. G. Interdisciplinarity in the study of state institutions and public policy: on the interaction of political and legal sciences (world experience and practice of training specialists with the qualification "Political scientist-lawyer" at the Faculty of Law of BSU). Law and education at the Belarusian State University: history and modernity: to the 95th anniversary of the Faculty of Law: collection of scientific papers, chief ed. by Mihaleva T. M. Minsk: BDU Publ., 2020b, pp. 485-495. (In Russian)

Antanovich N. A., Reshetnikov S. V., Parechina S. G., Ilyina E. M. At the origins and at the forefront of Belarusian political science. At the origins and in the forefront of Belarusian political science: materials of a scientific conference, Republic of Belarus, Minsk, November 27, 2020, chief ed. by Antanovich N. A. Minsk: BGU Publ., 2020a, pp. 8-15. (In Russian)

Belyavzeva D. V. Institutionalization of regional political studies in the Post-Soviet space. Nauch-nye Trudy RIVSh. Minsk: Izd-vo RIVSH Publ., 2017, pp. 20-28. (In Russian)

Dryzek J. S., Honig B., Phillips A. Overview of Political Theory. The Oxford Handbook of Political Science, ed. by Goodin R. E. Oxford: Oxford University Press, 2013. Available at: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199604456.001.0001/oxford-hb-9780199604456-e-002 (accessed: 05.08.2021).

Gushchin A. V., Khanova I. E. Post-Soviet space: causes, process and intermediate results of transformation. RSM — Rossiia i sovremennyi mir, 2019, no. 2 (103), pp. 53-66. Available at:

tfOjWTBKC. 2022. TOM 18, № 2

https://cyberleninka.ru/article/n/postsovetskoe-prostranstvo-prichiny-protsess-i-promezhutoch-nye-rezultaty-transformatsii (accessed: 05.08.2021). (In Russian)

Irkhin Yu. V. Postmodern methodology of policy analysis and public policy design. RGGU Bulletin. Series "Political Science. History. International Relations", 2014, no. 1 (123), pp. 13-25. (In Russian)

Kalinin S. A., Pavlov V. I. , Sivets S. M. Legal policy of the Republic of Belarus: current state and development strategy. Proceedings of the National Academy of Sciences of Belarus, Humanitarian Series, 2014, no. 2, pp. 83-88. (In Russian)

Lukyanov F. Transformation of the post-Soviet space. RIAC— Russian International Affairs Council, 2017. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/transformatsi-ya-postsovetskogo-prostranstva/ (accessed: 05.08.2021). (In Russian)

Nemtsev M.Yu. Emergence of "Scientific Communism" as an academic discipline in the USSR. Ideas and Ideals, 2016, vol. 1, no 1 (27), pp. 23-38. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-istorii-sovetskoy-akademicheskoy-distsipliny-osnovy-nauchnogo-kommunizma (accessed: 05.08.2021). (In Russian)

Pashkovsky P. I. The problem of interpreting the concept of "Post-Soviet space". Uchenye zapiski Krymskogo federal'no gouniversiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiia. Politologiia. Kul'turologiia, 2015, no. 4, pp. 41-48. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-interpretatsii-pon-yatiya-postsovetskoe-prostranstvo (accessed: 05.08.2021). (In Russian)

Pento R., Gravitz M. Methods of the Social Sciences, transl. from French by Bobotov S. V., Gla-zov Iu. A. Moscow: Progress Publ., 1972. 607 p. (In Russian)

Reshetnikov S. V. Political science at BSU: Theoretical, methodological and applied aspects. 2nd ed., revised and expanded. Minsk: BGU Publ., 2016. Available at: http://elib.bsu.by/han-dle/123456789/171096 (accessed: 05.08.2021). (In Russian)

Reshetnikov S. V., Antanovich N. A., Poberezhnaya O. E. Scientific and applied schools in the field of political science: Political and legal approach. Vysheishaia shkola, 2017, no. 1 (117), pp. 3641. (In Russian)

Reshetnikov S. V., Poberezhnaya O. E., Slutskaya L. V. Features of political scientists training at the Belarusian State University. State and law in the 21st century: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 95th anniversary of the Faculty of Law of the Belarusian State University, November26-27, 2020, Minsk, chief ed. by Mihalyova T. N. Minsk: BGU Publ., 2020a, pp. 519-525. (In Russian)

Reshetnikov S. V. The origins of political science as a field of science and education at the Belarusian State University. At the origins and in the forefront of Belarusian political science: materials of a scientific conference, Republic of Belarus, Minsk, November 27, 2020, chief ed. by Antanovich N. A. Minsk: BGU Publ., 2020b, pp. 45-51. (In Russian)

Slutskaya L. V. Diversification of the political space of public policy in the context of digitalization. Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno, 2020, no. 3, pp. 137-143. (In Russian)

Studwell J. How Asia works: Success and failure in the world's most dynamic region. Moscow: Alpina Didgital Publ., 2013. 536 p. (In Russian)

Sungurov A., Semikova A. Legal political science or political science of law: The outline of research field. Social Sciences and Contemporary World, 2017, no. 5, pp. 83-93. Available at: https:// ons-journal.ru/s086904990011487-7-1/ (accessed: 05.08.2021). (In Russian)

Received: November 25, 2021

Accepted: February 15, 2022

For citation: Antanovich N. A., Slutskaya L. V. Political science ("politology") as an academic discipline and applied specialty at the Belarusian State University. Political Expertise: POLITEX, 2022, vol. 18, no. 2, pp. 183-198. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.205 (In Russian)

HOWT5KC. 2022. TOM 18, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.