Научная статья на тему 'Социологическая наука и образование в Беларуси: история и повестка дня на завтра'

Социологическая наука и образование в Беларуси: история и повестка дня на завтра Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
887
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / БЕЛАРУСЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ / БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилов А.Н.

Статья посвящена развитию социологической науки и образования в Беларуси, где обобщается история возникновения, особенности развития и этапы институционализации социологии. Раскрывается роль Белорусского государственного университета в процессе ее развития, подготовке профессиональных кадров-социологов. Отмечается, что открытие социологического отделения и кафедры социологии в БГУ в 1989 г. позволило завершить институционализацию социологического образования. Социология в территории Беларуси долгое время развивалась вместе с Россией. Предысторией развития социологии в Беларуси послужили достижения национальной культуры, всей социально-политической мысли, истоки которой восходят к деятельности Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и многих других религиозных и общественных деятелей Беларуси. Выделяется три этапа развития социологии в Беларуси: 1) 20-х гг. ХХ в., связан с открытием БГУ. 30-е и последующие годы, отмеченные в истории репрессиями, разрушительными последствиями Второй мировой войны, послевоенным восстановлением, надолго задержали развитие социологической науки; 2) 1960-1990 гг. возрождение и признание социологии как науки; 3) 1991 г. по н.в. развитие социологии в суверенной Беларуси. Доказывается, что БГУ стал колыбелью социологии в Беларуси, где уже в 1921 г. была создана кафедра социологии и первобытной культуры и студентам читались лекции социологической направленности. Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительного расширились после открытия Института белорусской культуры (1922) и АН БССР (1928). Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. Отмечается роль Г.П. Давидюка и Е.М. Бабосова в возрождении социологической науки в Беларуси. В 1967 г. в Белорусском государственном университете создается Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований. Сегодня дело которой успешно продолжает Центр социологических и политических исследований (Д.Г. Ротман). В 1989 году в БГУ было открыто отделение социологии на новом философско-экономическом факультете и кафедра социологии (А.Н. Елсуков), в Академии наук Институт социологии (Е.М. Бабосов). Социологическая наука и образование в Беларуси выходит на новые рубежи, расширяется тематика исследований, международные контакты, подготовка студентов по социологическим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическая наука и образование в Беларуси: история и повестка дня на завтра»

Социологическая наука и образование в Беларуси: история и повестка дня на завтра

Данилов А.Н.

Статья посвящена развитию социологической науки и образования в Беларуси, где обобщается история возникновения, особенности развития и этапы институционализации социологии. Раскрывается роль Белорусского государственного университета в процессе ее развития, подготовке профессиональных кадров-социологов. Отмечается, что открытие социологического отделения и кафедры социологии в БГУ в 1989 г. позволило завершить институционализацию социологического образования. Социология в территории Беларуси долгое время развивалась вместе с Россией. Предысторией развития социологии в Беларуси послужили достижения национальной культуры, всей социально-политической мысли, истоки которой восходят к деятельности Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и многих других религиозных и общественных деятелей Беларуси. Выделяется три этапа развития социологии в Беларуси: 1) 20-х гг. ХХ в., связан с открытием БГУ. 30-е и последующие годы, отмеченные в истории репрессиями, разрушительными последствиями Второй мировой войны, послевоенным восстановлением, надолго задержали развитие социологической науки; 2) 1960-1990 гг. -возрождение и признание социологии как науки; 3) 1991 г. по н.в. - развитие социологии в суверенной Беларуси.

Доказывается, что БГУ стал колыбелью социологии в Беларуси, где уже в 1921 г. была создана кафедра социологии и первобытной культуры и студентам читались лекции социологической направленности. Масштабы научно-

исследовательской работы в области социальной проблематики значительного расширились после открытия Института белорусской культуры (1922) и АН БССР (1928). Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. Отмечается роль Г. П. Давидюка и Е.М. Бабосова в возрождении социологической науки в Беларуси. В 1967 г. в Белорусском государственном университете создается Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований. Сегодня дело которой успешно продолжает Центр социологических и политических исследований (Д.Г. Ротман). В 1989 году в БГУ было открыто отделение социологии на новом философско-экономическом факультете и кафедра социологии (А.Н. Елсуков), в Академии наук - Институт социологии (Е.М. Бабосов). Социологическая наука и образование в Беларуси выходит на новые рубежи, расширяется тематика исследований, международные контакты, подготовка студентов по социологическим специальностям. Ключевые слова: институционализация, социология, Беларусь, социологическая наука и образование, кафедра социологии, Белорусский государственный университет.

Введение

Открытие 30 лет назад в Белорусском государственном университете социологического отделения и кафедры социологии позволило в 1989 г. завершить институционализацию социологического образования. Последующее развитие кафедры позволило сплотить вокруг нее лучшие профессиональные кадры республики, которые внесли свой весомый вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов в области социологии и в развитие социологической науки в Беларуси в постсоветскую эпоху.

Социология в Беларусь пришла из Европы через Россию. Этот путь не был простым и быстрым. Социология воспринималась как наука обновления, наука демократии, наука революции. Ее традиционно воспринимали как науку, направленную на ниспровержение устоявшихся традиций, государственных устоев, действующей власти. Русский ученый М.М.Ковалевский в своей статье «Социология на Западе и в России», которую он опубликовал в начале прошлого века в сборнике «Новое в социологии», описывает курьезный случай, свидетелем чему он был сам: «... Мне припомнились слова жандармского полковника на границе, допрашивавшего меня: «нет ли у вас книг по социологии? Вы понимаете. в Россию - это не возможно», вспомнилось мне сожжение книги весьма консервативного американ-

ц Гп::& Д

ского писателя Уорда под заглавием: «Динамическая социология». Автор ее до сих пор уверен в том, что поводом к сожжению послужило смешение «динамизма» с динамитом»1. Поэтому не удивительно, что только по прошествии Х1Х в., социология стала признанной научной дисциплиной в России, чуть позже на территории Беларуси, входившей в то время в состав Российской империи, а позже - в состав Союза ССР. Поэтому, говоря о развитии белорусской науки и, в частности, общественно-политической мысли, невозможно абстрагироваться от ее социокультурного (прежде всего русского) окружения. Все это позволяет утверждать, что рассмотрение вопроса о развитии социологической мысли в Беларуси невозможно оторвать от общего развития социологии в советской и дореволюционной России.

Особенности и этапы развития социологии в Беларуси_

Социологическая наука и образования в Беларуси сформировались в ХХ столетии. Сам процесс выбора пути развития, принятия новой науки сопровождался как периодами интенсивной работы ученых, востребованностью результатов их усилий обществом и властью, так и периодами полного запрета, преследования ученых за право иметь свою точку зрения по фундаментальным вопросам развития общества2. Говоря о развитии социологии Беларуси, необхо-

1 Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России // Новое в социологии. Сб. 1.- СПб., 1913. - С.1-10.

2 Данилов А.Н. Социология // Наука Белару-

си в ХХ столетии. - Минск: «Белорусская наука», 2001. - С.190-202.

димо учитывать ряд обстоятельств. Первое из них заключается в том, что Беларусь, как самостоятельный этнический регион, располагаясь в центре Европы, постоянно находилась как бы в зоне политической тектоники между Востоком и Западом, между странами севера и юга. Здесь, в зоне белорусского этноса, сталкивались политические интересы Киевской Руси, Литвы, Польши и России. Второе обстоятельство связано с тем, что, находясь в центре Европы, Беларусь постоянно оказывалась транзитной территорией, по которой прокатывались волны военных действий. Третье обстоятельство - невозможность отделить историю Беларуси от истории ее соседей. Беларусь долгое время входила в состав Российской империи, а позже - СССР. Реальную государственность Беларусь обрела лишь в советский период, получив все ее атрибуты (территория, граница, столица, правительство), свидетельством чему является ее участие в качестве самостоятельного государства при учреждении ООН3. С распадом Советского Союза в 1991 году Беларусь обрела суверенный статус и стала самостоятельно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику.

Следует сразу отметить, что предысторией развития социологии в Беларуси послужили достижения национальной культуры, всей социально-политической мысли, истоки которой восходят к деятельности Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и многих других религиозных и

3 Елсуков А.Н. Философско-экономический бриколаж. - Минск: Книжный дом, 2011. -С.195-206.

общественных деятелей Беларуси1. Мы обычно выделяем три этапа развития социологии в Беларуси. Первый этап, берущий начало в 20-х гг. ХХ в., связан с открытием Белорусского государственного университета. 30-е и последующие годы, отмеченные в истории репрессиями, разрушительными последствиями Второй мировой войны, послевоенным восстановлением, надолго задержали развитие социологической науки. Второй этап (1960-1990 гг.) - возрождение и признание социологии как науки, необходимости ее развития. И, наконец, третий этап (1991 г. по настоящее время) - развитие социологии в суверенной Беларуси.

Социологическая мысль в дореволюционный период, несмотря на явное противодействие властей, развивалась в общем русле мировой социологии, постепенно приобретая все признаки самостоятельной научной дисциплины, значение которой постоянно возрастало. По инерции это развитие продолжалось и в первые годы после Октябрьской революции 1917 года. Переводились на русский язык книги многих западных специалистов (например, Г. Тарда, З. Фрейда), работали крупные ученые и общественные деятели, такие как Н.А. Бердяев, А.А. Богданов, С.Н. Булгаков, Г.В. Вернадский, П.А. Кропоткин, С.Г. Струмилин и многие другие, которые отстаивали свои оригинальные концепции общественного развития. В 1918 г. был открыт Социобиблиографический институт, главной целью которого стала популяризация социологиче-

1 Елсуков А.Н., Данилов А.Н. Предыстория социологии. - Минск, 2009.

ских знаний, создание своеобразной базы социальных данных и главное - проведение в стране конкретных социологических исследований. В 1920 г. в Петроградском университете на факультете общественных наук была открыта кафедра социологии, которую возглавил П. А. Сорокин, где студентам в качестве обязательных курсов читались лекции по системе социологии (П.А. Сорокин), генетической социологии (К.М. Тахтарев), истории социологических учений (В.В. Святловский). В 20-е гг. ХХ в. создается целая серия учебной литературы по социологии. Наконец, в 1921 г. был образован «Кружок объективного изучения - массового и индивидуального - поведения людей», объединивший усилия биологов и социологов, занимавшихся исследованием действий и поступков человека. Почетным председателем кружка стал Нобелевский лауреат, академик И.П. Павлов, а председателем П.А. Сорокин.

Белорусский государственный университет - колыбель социологии в Беларуси

В первые послереволюционные годы новая власть, будучи занятой неотложными военно-

хозяйственными делами, отдала вопросы вузовского образования в руки старой дореволюционной профессуры, которая хотя и пыталась осмыслить суть происходящих событий, однако в основном не разделяла слишком радикальные преобразования общества. Сохранялись и некоторые старые формы управления вузами. Так, еще в 1922 г. вузами руководили коллегии профессоров. В этих условиях

по всей стране стали создаваться новые вузы с четко обозначенной прокоммунистической программой обучения. Именно в этот период в Беларуси создается ряд новых научных центров, в том числе Белорусский государственный университет (1921 г.), первым ректором которого стал молодой ученый В.И. Пичета. Сразу же в университете создается кафедра социологии и первобытной культуры (1921 г.), которую возглавлял С.З. Кацен-боген (понятие кафедры в то время отличалось от современного и означало предмет и того лектора, который этот предмет вел).1 Студентам читались лекции по общей социологии, проблемам труда, экономике, праву, истории культуры, социологии семьи и брака. Все это говорит о тесной связи отечественной социологии с западной теоретической традицией. Правда, сама теоретическая мысль этого периода отличалась большим плюрализмом и крайней абстрактностью. В частности, одновременно развивались такие течения, как «социальный дарвинизм», «фрейдизм», «эмпириомонизм», «физиологическая социология», «социальный

2

энергитизм» и ряд других .

В первые годы советской власти ученые ориентировались на проведения конкретно-социологических исследований. Предполагалось, что такие исследования могут стать основой научного подхода новой власти к государственному управ-

лению. Многие экономические, демографические, историко-политические исследования включали в себя социологические мотивы. Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительного расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры (Инбелкульт)3, который возглавил В.М. Игнатов-ский. В этот период были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.Ф. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А.А. Гаваровский, С.М. Риверс)4.

Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось в 1922 г. Многие статистические обследования по предмету и характеру представляли собой тип прикладных социологических исследований. Статистика и конкретная социология взаимно дополняли друг друга. Появляется все больше социологических работ, построенных на статистических данных или

Максимчик А.Н. Малоизвестные страницы биографии и деятельности профессора С. З. Каценбогена (1889-1946) // Журнал БГУ. Социология. 2017. № 2. С. 65-73. 2 Каценбоген С.З. Белорусский государственный университет за 1922-23 академ. год (итоги и перспективы) // Труды БГУ. -1923. - № 4,5.

3 1нстытут беларускай культуры. 1922-1928 : дакументы i матэрыялы / В.У.Скалабан, М.У. Токарау. - Мшск : Беларус. Навука, 2011. -4257 с.

4 Бабосов Е.М. Формирование и развитие социологии в Беларуси // Социология. Ч. 1. Общая социологическая теория. - Минск, 1998. - С.92-103.

данных, полученных специальными эмпирическими методами.

В 1927 г. в Минске вышла коллективная монография «Рабочая молодежь в Беларуси. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние», подготовленная коллективом преподавателей кафедры социальной гигиены БГУ во главе со Б.Я. Смулевичем, вполне соответствовавшая стандартам прикладного социологического исследования. В этом же году под руководством С.М. Василей-ского было проведено выборочное исследование ценностных ориен-таций и уровней культурного развития отдельных групп молодежи Беларуси. В его книге «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психико-технических исследований» впервые в отечественной науке был дан систематический анализ основных методов конкретного социологического исследования. Под руководством П.Я. Панкевича осуществлено исследование образа жизни, состояния нравственного сознания и быта белорусского студенчества. Интерес также представляет работа С.Я. Вольфсона «Социология брака и семьи», вышедшая в Минске в 1929 г., и ряд других публикаций. Таким образом, социология в Беларуси развивалась в общем русле мировой социологической мысли, постепенно приобретая все признаки самостоятельной научной дисциплины.

Так, после Октябрьской революции 1917 г. социология, казалось, обрела все признаки важной и социально значимой науки, однако результаты исследований социологов все больше и больше входили в противоречие с основ-

ными теоретическими положениями и идеологическими установками новой власти. Этот конфликт стал ощущаться, когда конкретно-социологические исследования начали расходиться с теми утопическими проектами, которые были обещаны новой властью рабочим и крестьянам. Стали закрываться ранее созданные кафедры, научные общества и исследовательские центры социологии; лишать званий и степеней старых работников вузов; увольнять многих из них с работы; наконец, арест ортодоксальных приверженцев старого мировоззрения или высылку их за границу. Так, в 1922 г. большая группа ученых (до 160 человек), в основном философов, обществоведов и деятелей культуры, была выслана из страны. Там оказались такие светила русской науки и культуры, как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, И.А. Ильин и многие другие. Именно в этой группе оказался и один из основоположников российской социологии П.А. Сорокин, внесший после высылки значительный вклад в развитие американской и мировой социологической науки.

В 1920-е гг. на арену политической и идеологической борьбы в коммунистической России вышло новое поколение марксистов-управленцев, которое попыталось по-новому осмыслить соотношение марксистской философии и социологии, что фактически привело к отождествлению исторического материализма с социологией. В этой «мясорубке» пострадали и белорусские обществоведы. В 1929 г. был смещен со своего поста первый ректор БГУ - В. И. Пичета. Кафедра социологии и первобытной

ц Гп::& Д

культуры в БГУ была закрыта, из учебных планов исключены все курсы социологии. Постепенно в научных кругах за социологией закрепляется ярлык «буржуазной лженауки» и она на долгие годы, вплоть до конца 1950-х гг., исключается из цикла общественных наук, упоминаясь лишь в критических исследованиях трудов западных теоретиков. Современные исследования показывают, что официальных документов о запрете социологии в СССР не существовало. В реальной политике и научной практике социология продолжала свое существование в большинстве случаев в латентном виде или в официальной роли как марксистско-ленинская теория в 1930-е гг., позднее, в 1950-1970-е гг. как исторический материализм.1

Только с середины 1960-х гг. начинается активный период возрождения социологической науки. Почему это стало возможным? Тому были причины, как политического, так и социально-экономического характера. В стране ощущалась потребность в новых знаниях, реально отражающих социальные процессы и противоречия, новые теории прогнозирования и управления обществом в новых исторических условиях. К тому же необходимо было выходить из международной изоляции, активно влиять на ход мировых событий. В истории этот период получил название «хрущевской оттепели».

Социология в Беларуси быстро встала на ноги, в полном смысле слова возродилась. Сформировалось активное ядро исследователей, было восстановлено социологическое наследие - не только труды социологов 1920-1930 гг., но и социологические идеи выдающихся дореволюционных философов, писателей, статистиков, юристов, демографов и др.; создавались новые подразделения, готовились кадры, возникла заводская социология -должности социологов были впервые введены в штатное расписание крупных предприятий, отраслевых институтов и органов управления. За пределами республики стали говорить о белорусской школе социологии. Серьезным достижением социологической науки стала разработка планов социального развития коллективов, регионов и республики в целом. План города Минска был отмечен золотой медалью ВДНХ, что в то время было высоким признанием. Заложенные в тот период традиции позволяют столице Беларуси сохранять высокий уровень не только в экономике, но и в социальной сфере, благоустройстве, развитии инфраструктуры и т. д. Большую роль в возрождении социологической науки в Беларуси сыграли профессор Г.П. Давидюк и академик Е.М. Бабосов2.

В 1967 г. в Белорусском государственном университете создается Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований (ПНИЛСИ)3, которая по праву стала

И все же возрождение...

Козлова Л.А. Послереволюционная российская социология: неудавшаяся попытка советизации // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 105-113.

Данилов А.Н. Слово о современниках: эссе, интервью. - Минск: Беларус. навука, 2013.

3 Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследова-

колыбелью социологической науки и образования в республике. Именно в ее структурах сформировалась плеяда ныне хорошо известных в стране и далеко за ее пределами ученых на плечи которых легла непростая задача по подготовке профессиональных кадров ученых-социологов, исследовать актуальные проблемы социальной жизни страны. С первых дней существования лаборатории здесь стали изучаться проблемы эффективности идеологической работы, с начала 1970-х гг. - проблемы студенческой молодежи, затем проблемы семьи, трудовых коллективов и социального управления. С самого начала научно-исследовательская деятельность лаборатории стали реализовывать крупные исследовательские проекты, разрабатывающиеся на долгосрочной основе. К примеру: «Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов в учебно-исследовательской системе вуза», «Проблемы воспитания старшеклассников в городской семье», «Изменение характера и содержания труда при социализме», «Эффективность функционирования республиканских средств массовой информации и пропаганды».1 В таких проектах, как правило, применялся целый комплекс взаимосвязанных исследовательских процедур: интервью с экспертами, наблюдение, контент-анализ разнообразных документов

ний Белорусского государственного университета (ПНИЛСИ БГУ): к 50-летию создания. - Минск: Изд. центр БГУ, 2017. - 99 с.

1 Социологические исследования. Анноти-

рованный указатель печатных работ, выполненных в Проблемной НИЛ социологических исследований БГУ им. В. И. Ленина. 1968 - 1987 гг. Минск. 1988. С. 4.

(например, сообщений газет, радио и телевидения, редакционной почты), различные виды анкетного опроса (раздаточный, почтовый, прессовый), социальный эксперимент. При обработке эмпирических результатов на ЭВМ в этих случаях, помимо одномерного и корреляционного анализа, использовались различные виды регрессионного, дискриминантного, факторного и кластерного анализа (по адаптированному в Вычислительном Центре БГУ пакету программ).

Сегодня дело социологов ПНИЛСИ успешно продолжает Центр социологических и политических исследований (директор -профессор Д.Г. Ротман). Ученые центра сотрудничают с Представительством ООН в Беларуси, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Постоянным комитетом Союзного государства России и Беларуси, Всемирным банком реконструкции и развития, министерствами и ведомствами Республики Беларусь.

Обобщение теоретических поисков и прикладных исследований стало основой для создания «Словаря прикладной социологии»2, вышедшего в свет в 1984 г. (отв. ред. Г.П. Давидюк, сост. К. В. Шуль-га), ставшего первым не только в Беларуси, но и в СССР. Словарь пользовался большой популярностью среди социологов, управленцев разного уровня, а также студентов и преподавателей вузов страны (в 1991 г. книга переиздана в дополненном и переработанном виде под названием «Социологический словарь» - примеч. авт.).

Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В. Шульга; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.]. - Мн.: Изд-во «Унивеситетское», 1984. - 317 с.

Вторым социологическим подразделением, созданным в Беларуси (1968 г.) стал вначале сектор, а затем отдел социальных исследований (Г.П. Давидюк) Института философии и права АН БССР (директор - К.П. Буслов). Новые социологические подразделения были малочисленны, испытывали острую нехватку квалифицированных кадров, организационные трудности начального периода. И, тем не менее, вскоре появились первые коллективные работы, изданные академическими социологами. К.П. Буслов, Г.П. Давидюк, Е.М. Бабосов, Е.Х. Капелян и их сотрудники подготовили и выпустили монографии, в которых раскрываются основные тенденции развития социальной структуры общества применительно к проблемам Беларуси: «Социальные изменения рабочего класса Белоруссии» (1964), «Структура советской интеллигенции (по материалам БССР) (1970), «Научно-технический прогресс и социальные изменения на селе (по материалам БССР)» (1972), «Баптизм и баптисты: Социологический очерк» (1966).

На протяжении 1970-1980-х гг. социология в Академии наук БССР получила значительное развитие по многим направлениям. Большое внимание стало уделяться теоретическому анализу методологических проблем социологического знания, уточнения объекта, предмета, методов социологического исследования, построения концептуальных социологических систем. В БГУ больше внимания стали уделять подготовке профессиональных социологов, выполнению многочисленных заказов от пред-

приятий и организаций по исследованию социальных проблем в конкретном трудовом коллективе для упреждения возможных конфликтов, выявления резервов повышения трудовой активности, определения эффективности принимаемых администрацией решений, совершенствования стиля работы руководителей всех уровней, оптимизации в подборе и расстановке управленческих кадров.

По примеру Белорусского государственного университета социологические структуры стали создаваться во всех ведущих вузах республики. Начинают формироваться отраслевые направления социологии - труда, организаций, семьи, образования, религии, личности, молодежи, девиантного поведения. В этот период в стране активно нарастает процесс освоения и критического осмысливания опыта развития мировой социологической мысли, большое внимание уделяется теоретическому анализу методологических проблем социологического знания, изучению социальной структуры общества, ее динамики, социальных перемещений. В учебниках «Введение в прикладную социологию» (1975) и «Прикладная социология» (1979), подготовленных профессором Г.П. Да-видюком, выражаются современные представления о функциях социологии, ее основных категориях. Эти книги стали первой попыткой раскрыть историю становления и развития социологической науки в 1960-1970-е гг. и сформулировать практические предложения по учебному процессу.

В сентябре 1976 г. учреждается Белорусское отделение советской социологической ассоциации, глав-

ной задачей которого было объединение усилий социологов республики для поддержания и повышения профессионального уровня, распространение социологических знаний и широкое использование результатов исследований на практике, создание основ для становления целостной системы социологического образования в стране.

Вместе с тем ситуация в отечественной социологии 1970-1980-х гг. оставалась противоречивой. С одной стороны, были достигнуты значительные результаты в области эмпирических и прикладных исследований, организации преподавания социологических дисциплин, подготовки кадров высшей квалификации, появился ряд значительных работ в области использования математических методов в социологии. В этот период были достигнуты серьезные результаты в изучении проблем труда, промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной структуры общества (рабочего класса, интеллигенции, села). Получили развития исследования в области образования, культуры, молодежи, рабочего и свободного времени, образа жизни, общественного мнения, средств массовой информации, личности, советской семьи и др. С другой стороны, в научном сообществе нарастала обеспокоенность усилением социологического мифотворчества, снижением уровня востребованности как теоретической, так и эмпирической социологии. Социологии по-прежнему отводилась роль источника лишь прикладного знания, функционировавшая в узких рамках дозволенных партией границ, в трудную минуту оказалась неспо-

собной спрогнозировать последствия надвигающегося катастрофы.

Чрезмерный эмпиризм сыграл с отечественной социологией злую шутку. Никто из представителей белорусской, как и советской академической социологии, не смог поставить правильный «социологический диагноз» состоянию советского общества и предвидеть последующее драматическое развитие событий. А ведь именно в этом и состояла первоначальная и основная цель институционализации социологии в СССР в 1960-1980-х годы, ее прогностическая функция. Очевидно, что успешный процесс институционализации социологии не упредил близкий распад Союза ССР. Жаль, что и сегодня былой опыт ничему не учит. Излишняя институциональная регламентация социологической науки, как и науки вообще, так же опасна, как и отсутствие или кризис соответствующих научных институтов.

Заканчивались 1980-е годы... Страна выходила на новые рубежи. Перестроечное напряжение нарастало с каждым днем, вокруг только и говорили о переменах, после которых всем станет легче жить. Именно в такие переломные этапы сама жизнь востребует социологию - точную науку об обществе. Вновь правящей элите понадобилась наука революций, наука действия, наука управления массами, наука, изучающая настоящее и прогнозирующая будущее. Именно наука об обществе реальном, в котором живет, мыслит, совершает поступки человек со своими проблемами и радостями. В 1988 г. с большим опозданием правящая коммунистическая партия принимает постановление «О повышении роли

марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества». Это решение не изменит положения в стране, но даст уникальный шанс в полном объеме реабилитировать социологическую науку и образование в Советском Союзе и тем самым, хоть в какой-то степени, покаяться перед социологами за трагическое прошлое этой науки в нашем отечестве.

В соответствии с постановлением, предстояло вывести социологию в СССР на качественно новую ступень развития, существенно повысить теоретический, методологический и методический уровни научных разработок и коренным образом улучшить их использование в управлении и прогнозировании общественных процессов, углублении демократизации и гласности. Необходимо было осуществить систему мер, направленных на обеспечение комплексности и результативности социологических исследований, развитие сети социологических институтов и центров, повышение роли служб социального развития на предприятиях и в организациях, коренное улучшение социологического образования и подготовки кадров социологов, создание научно обоснованной системы изучения общественного мнения, расширение информационной базы социологии, увеличение выпуска и повышение качества социологической литературы, улучшение материально-

технического и финансового обеспечения научных разработок1.

1 Кафедре социологии БГУ - 20 лет: сб.

науч. тр. / под науч. ред. А.Н. Данилова, А.Н. Елсукова, Д.К. Безнюка; Белгосуниверситет. - Минск: Право и экономика, 2009. - С.7-22.

Как правило, в эти годы многие принятые постановления уже не выполнялись. Тем не менее, буквально в считанные месяцы в структурах Академии наук СССР стали открываться научные учреждения и подразделения социологического профиля. Институт социологических исследований АН СССР был преобразован в Институт социологии, в регионах по мере необходимости и при наличии соответствующих кадров поэтапно стали создаваться подобные научные структуры. Кардинально менялась ситуация в сфере социологического образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В двенадцати крупнейших университетах СССР открываются социологические факультеты и отделения, социологические лаборатории, создаются аспирантуры, докторантуры, формируется система советов по защите диссертаций по социологическим наукам, существенно увеличивается количество периодических изданий, научной, методической и учебной литературы по социологии. Основой методологической и методической базы учебного плана новой дисциплины послужили немногочисленные изданные монографии, даже конспекты лекций высокопрофессиональных отечественных кадров социологов, а также переводные книги.

В 1989 году в БГУ было открыто отделение социологии на новом философско-экономическом факультете и кафедра социологии (декан и зав. кафедрой профессор А.Н. Елсуков2), в Академии наук -

Память и слава: Альберт Николаевич Елсуков. К 80-летию со дня рождения / ред-

Институт социологии (директор академик Е.М. Бабосов1), на всех факультетах в вузах Беларуси стал читаться курс по общей социологии. Заново были подготовлены учебные программы, курсы лекций, учебники, стала активно издаваться научная и учебная литература социологического профиля. За прошедшие тридцать лет произошли большие перемены: сформировалась эффективная, адекватная времени система подготовки специалистов, о чем свидетельствуют достижения наших бывших студентов, которые работают в Беларуси, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Эстафету руководителя кафедрой социологии после А.Н. Елсукова принял профессор Давид Генрихович Ротман2 (2003-2005), с 2005 года кафедру возглавляет Александр Николаевич Данилов.

Системный кризис конца 1980-х гг. предъявил новые требования к социологической науке, резко усилился интерес к исследованию социальных трансформаций белорусского общества, ценностных ориен-таций различных социальных групп населения, к проблемам роста политической активности населения, изучению стратификации и демографических характеристик меняющегося общества под воздействием социальных, экономических и социально-психологических факторов. Особое

кол.: А.Н. Данилов (отв. ред.) [и др.]. -Минск: БГУ, 2016. - 279 с.

1 Евгений Михайлович Бабосов к 85-летию со дня рождения / Нац. академ. наук Беларуси, Отд-ние гуманитар. наук и искусств, Центр. науч. б-ка им. Якуба Коласа; сост: А.Н. Данилов [и др.]. - Минск: Беларус. навука, 2016.- 270 с.

2 Ротман Д.Г. Избранное. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009.

внимание социологи Беларуси сосредоточили на разработке различных аспектов анализа социального развития молодежи.

Перестройка породила новые возможности для развития социологической науки. С одной стороны, демократизация и гласность востребовали новые формы организации политической работы, когда многое в социальной жизни необходимо было упреждать, а значит изучать и прогнозировать последствия принимаемых решений. С другой стороны, начался период активной коммерционали-зации эмпирических исследований, значительно сократились ассигнования на развитие академической науки. Но коммерционализация создавала лишь моду на социологию, что зачастую вело ее к искаженному развитию.

Траектория социологии суверенной Беларуси_

С 1991 года, когда Республика Беларусь стала независимой, траектория развития белорусской социологии стало меняться, больше пришлось рассчитывать на собственные силы. Образовательный процесс на кафедре социологии строился на основе лучших традиций советской высшей школы, главной особенностью которой был акцент на подготовку студентов в области фундаментальных дисциплин. Была введена специализация немногочисленного преподавательского состава по направлениям: методология социологического познания, социологическая теория в классической и постклассической версии, история социологии и методы эмпирических социологических исследований. Подготовка

студентов подкреплялась основательными курсами лекций по философии, экономической теории и высшей математике. Математика была введена в качестве профилирующего предмета при вступительных экзаменах по специальности социология, что позволило повысить качество отбора студентов. Как оказалось, хорошее знание школьной математики вполне коррелировало со способностями молодых людей к общественным дисциплинам.

В этот период открывается Совет по защите диссертаций по социологическим наукам. Ежегодно на конкурсной основе формируется аспирантура по специальностям: 22.00.01 - теория, методология и история социологии и 22.00.08 -социология управления, 2/3 выпускников аспирантуры защищаются досрочно или в срок. В целом, основные процессы институциона-лизации белорусской социологии в суверенной Беларуси были завершены к середине 1990-х годов прошлого века. После некоторого периода растерянности (на рубеже 1990-х гг.), ухода части социологов в коммерческие структуры, белорусская социология все более активно вовлекается в исследование актуальных проблем жизни нового белорусского общества.

Получила новое развитие проблемы системной трансформации постсоветских стран, образовавшихся после распада СССР, новое дыхание получила политическая социология (Д. Г. Ротман, Л. А. Со-глаева, А.П. Лимаренко, Ж.М. Гри-щенко, В.Л. Абушенко). Многие правительственные и неправительственные организации заинтересованы в изучении рейтинга по-

литических лидеров и партий, оценки важных политических событий и государственных решений, общественного мнения о стратегических направлениях развития, векторах международной политики и интеграции, вопросов отношения к тем или иным теле- и радиопередачам, печатным изданиям и т. д. Все это - важная часть социологической работы, и от ее качественного выполнения зависит степень самопознания обществом самого себя, а значит, и социального настроения людей. Наши ведущие социологи (Е.М. Бабосов, С.А. Ша-вель, Д.Г. Ротман, Л.Г. Титаренко, А.В. Рубанов, Р.А. Смирнова, Д.К. Безнюк, Е.А. Кечина, Е.Е. Кучко, О. В. Кобяк и др.) в своих исследованиях анализируют противоречивые процессы, обозначившиеся в ХХ в. и определившие проблемное поле социологической науки начала XXI в.

Системный кризис, породивший процесс глубоких социальных изменений, усилил интерес социологов к исследованию главного объекта и субъекта социологической науки - человека. Ученые БГУ значительно расширили объем исследований ценностных ориентаций различных социальных групп населения республики, особенности их социализации и идентификации. В начале 1990-х гг. в экономической социологии и социологии труда произошел резкий тематический сдвиг исследований. Среди новых проблем, которые активно изучаются социологами, - трудовые конфликты и забастовочное движение рабочих, экономическая преступность и ее социальные последствия, многообразие форм собственности на производстве,

проблемы занятости и безработицы, переход к рыночным отношениям, предпринимательство, приватизация. По-прежнему актуальны вопросы оплаты труда и материального стимулирования, участия работников в управлении, организация и условия труда, стабилизация коллектива и социально-психологический климат в нем. В Беларуси сформировалась научная школа Г.Н. Соколовой по экономической социологии, которую сегодня успешно продолжает ученик Галины Николаевны профессор О.В. Кобяк.

Проблематика экономической социологии и социологии труда взаимодействует с социальной экологией, социологией катастроф и экстремальных ситуаций, что особенно важно для Республики Беларусь, более других пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС. Переход к рыночным отношениям не только обнажил прежние, но и обусловил возникновение новых проблем социологии семьи и демографии, рост с начала 1990-х годов интереса к гендерной проблематике в социологии.

Исследования в области социологии науки, начатые в 1970-е гг., позволили определить методологические принципы исследования научной деятельности, ее социальные характеристики, особенности познавательной деятельности с системой отношений в рамках института науки вообще. К концу ХХ в. в рамках научной школы профессора Г.А. Несветайлова разработаны трансформационные характеристики функционирования науки в контексте глобальных социальных и социокультурных изменений, развития новой инноваци-

онной системы, обеспечивающей технологический прогресс, ее непосредственная зависимость от состояния экономики, создания рынка новых технологий, кадрового потенциала; внедрена система мониторинга миграции научных кадров страны.

В области социологии культуры - традиционном для Беларуси научном направлении - рассмотрены проблемы развития белорусской нации; социодинамика культуры в ее национальных традициях и особенностях в контексте взаимодействия со становлением и проявлениями специфики белорусского менталитета и национального своеобразия; национального самосознания белорусского народа как в прошлые эпохи, так и в современный период. В начале ХХ1 в. социологи Беларуси изучают проблемы национальной идентичности, составляющие культурного кода белорусского народа, его традиций и ценностей. Стали больше изучаться проблемы межнациональные отношения в условиях становления суверенитета, проблемы региональной политики, развития местного самоуправления. Новое развитие получили исследования проблем условий жизни, образа жизни и здоровья населения.

С 1997 г. в Белорусском государственном университете выходит первый профессиональный научно-теоретический журнал «Социология»1. В 2003 г. одновременно выходят первые отечественные социологические энциклопедии

1 Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований БГУ - 30 лет. Круглый стол // Социология. - 1998. - № 1.

(под общей редакцией А.Н. Данилова и А. А. Грицанова)1, содержание которых в полной мере отвечало современному уровню социально-гуманитарного знания и основным задачам социологического образования. В изданиях давалось изложение содержания основных социологических теорий, раскрывается методология и история развития социологического знания, отражаются сведения по теоретической и прикладной социологии, специальным социологическим теориям. Значительное место отводится проблемам методологии и методики социологических исследований с учетом новых информационных технологий. Биографические статьи включают основные факты, характеризующие творческую сторону деятельности известных ученых-социологов.

В 2000 г. по инициативе социологов БГУ был созван Учредительный съезд социологов Республики Беларусь, который создал Белорусское общественное объединение «Социологическое общество»2.

Повестка дня на завтра

Социологическая наука и образование в Беларуси выходит на новые рубежи, стремиться соответствовать современным вызовам времени. Она располагает высоким научным потенциалом, обеспечивается преемственность специалистов разных поколений. Только на

1 Социологическая энциклопедия (под общ. ред. А.Н. Данилова). - Минск, 2003; Социология. Энциклопедия (под ред. А.А. Грицанова. - Минск, 2003.

2 Данилов А.Н. Социология в Белорусском государственном университете: история, факты, документы / А.Н. Данилов, А.Н. Ел-суков, Д.Г. Ротман. - Минск: БГУ, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кафедре социологии БГУ сегодня работают семь докторов социологических наук: А.Н. Данилов, Л.Г. Титаренко, А. В. Рубанов, Д. К. Без-нюк, Е.А. Кечина, Е.Е. Кучко, О.В. Кобяк. Все сотрудники кафедры участвуют в научно-

исследовательской работе, где осуществляется 7 крупных научных проектов по линии БРФФИ, Министерства образования Республики Беларусь, по программе ЕС «Горизонт 2020», в исследовательских проектах UNICEF. Успешно формируется формирует новое поколение научной интеллигенции, современной генерации профессиональных ученых-социологов. За этот период выпущено более 1,5 тыс. высококвалифицированных специалистов.

Из года в год расширяется подготовка студентов по социологическим специальностям. В настоящее время профессиональных социологов готовят помимо БГУ, в Белорусском государственном экономическом университете, Могилевском государственном университете им. А. Кулешова, Гродненском государственном университете им. Я. Купалы и др. университетах страны. Основные специализации обучения: теоретическая социология, методология и методы социологического исследования и социология управления, политическая социология. На отделении социологии студенты овладевают целым комплексом научных дисциплин социологического профиля. Они изучают теорию и историю социологии, осваивают навыки компьютерной обработки информации, большое внимание уделяется изучению дисциплин математического цикла. Ведущие ученые страны читают

специальные курсы и ведут методологические семинары, посвященные изучению актуальных проблем современного общества. Выпускники отделения социологии получают квалификацию «Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин» и успешно работают в социологических и маркетинговых службах, рекламных агентствах, структурах по связям с общественностью в государственных и негосударственных организациях, научно-исследовательских центрах, в органах государственного и муниципального управления, в вузах, а также в качестве консультантов-аналитиков в общественных организациях и объединениях страны. Некоторые выпускники отделения социологии стали докторами и кандидатами социологических наук и успешно занимаются научной и преподавательской деятельностью в исследовательских центрах, вузах Республики Беларусь и других стран1.

С целью расширения тематики научно-исследовательской работы, совершенствования методики преподавания курсов и спецкурсов кафедра постоянно стремится наращивать масштабы международного сотрудничества, которое осуществляется по многим направлениям. Многие ученые и преподаватели вузов Беларуси являются участниками международных проектов и членами международных социологических организаций.

Социология сегодня стала одним из главных источников получе-

1 Кафедра социологии БГУ: история и современность. К 25-летию создания / А.Н. Данилов [и др.]; под ред. А.Н. Данилова. -Минск: БГУ, 2014.

ния социального знания о современном обществе, процессах протекающих в нем, о человеке, его социальном самочувствии. В социологическую науку включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь, происходит закономерная смена поколений. Уровень подготовки современных специалистов-социологов, кандидатов и докторов социологических наук, адекватен самым высоким международным требованиям. Социологи активно включились в решение социальных и социально-политических проблем суверенной Республики Беларусь, научно обосновывая ее социальные приоритеты и национальные интересы.

Все возрастающая значимость социологии - в ее способности увидеть будущее. Сегодня мы живем как раз в такое время, когда обществу необходимы новые социальные теории, концепции, идеи. И именно в такой период социология становится максимально востребованной. Нельзя ничего получить в готовом виде извне, все должно вырасти внутри национального социума. Современная социология стоит на плечах гигантов прошлого. Но, справедливо признавая этот факт, социология утратила бы свое значение, если бы, опираясь только на наследие прошлого, не связывала бы свою теорию, свой понятийный и исследовательский аппарат с учетом новых научно-технических, экономических и социальных реалий, сложившихся на рубеже XX -XXI веков. Новые социальные реалии порождают потребность в новых социальных понятиях, новых социальных теориях и концепциях.

ц Гп::& Д

Естественно, человечество в своем историческом развитии находится в постоянном поиске, гармонизируя свои возможности и устремления с историко-культурными и социально-экономическими условиями. По существу стоит глобальная проблема - раскрыть культурный код жизни человека. Как завещание сегодня звучат слова академика В.С. Степина «Особая роль генетических (биологических) программ в жизни человека обстоятельно исследована современной наукой. Мне представляется перспективным осмысление второго типа программ - надбиологических, регулирующих социальную жизнь, деятельность, поведение и общение людей. С этих позиций культура может быть рассмотрена как слож-ноорганизованная, исторически развивающаяся система надбиоло-гических программ человеческой жизнедеятельности».1

Цивилизация вступает в фазу повышенных рисков. В современном социологическом знании, явно обозначились тенденции его радикального обновления, естественно возникла теоретико-

методологическая неопределенность, осложняющаяся происходящими в современном научном знании сменами научной картины мира и способов его познания. Продолжается поиск таких парадиг-мальных ориентаций в научном познании и практической деятельности, которые бы органично сочетались с антропологическим измерением глобального социального развития, а также с человеком в

его единстве с социумом и природой. Именно поэтому человеческий фактор в настоящее время рассматривается как один из определяющих векторов осознания необходимости устойчивого развития2.

Социологическая наука всегда молода и современна. На ее долю выпало сложное и исключительно ответственно дело - говорить правду; правду о человеческом взаимодействии, развитии, о настроениях и прогнозировать будущее, созидать общество для жизни людей. Делать это трудно, но на то и наука, чтобы, преодолевая трудности совершенствовать себя и окружающую тебя действительность. Все это имеет непосредственное отношение к развитию социологического образования и науки, определяет особенности и потенциальные возможности их дальнейшего развития.

Литература

1. Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России // Новое в социологии. Сб. 1.- СПб., 1913.

2. Данилов А.Н. Социология // Наука Беларуси в XX столетии. -Минск: «Белорусская наука», 2001.

3. Елсуков А.Н. Философско-экономический бриколаж. - Минск: Книжный дом, 2011.

4. Елсуков А.Н., Данилов А.Н. Предыстория социологии. - Минск, 2009.

5. Максимчик А.Н. Малоизвестные страницы биографии и деятельности профессора С. З. Кацен-богена (1889-1946) // Журнал БГУ. Социология. 2017. № 2.

1 Степин В.С. Человек. Деятельность. Культура. - СПб : СПбГУП, 2018.

2 Шавель С.А. Высокая общественная миссия социологической науки // Социология. -2006. - № 1.

6. Каценбоген С.З. Белорусский государственный университет за 1922-23 академ. год (итоги и перспективы) // Труды БГУ. - 1923. -№ 4,5.

7. 1нстытут беларускай культуры. 1922-1928 : дакументы i матэрыялы / В.У.Скалабан, М.У. Токарау. - МЫск : Беларус. Навука, 2011.

8. Бабосов Е.М. Формирование и развитие социологии в Беларуси // Социология. Ч. 1. Общая социологическая теория. - Минск, 1998.

9. Козлова Л.А. Послереволюционная российская социология: неудавшаяся попытка советизации // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 105-113.

10. Данилов А.Н. Слово о современниках: эссе, интервью. - Минск: Беларус. навука, 2013.

11. Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований Белорусского государственного университета (ПНИЛСИ БГУ): к 50-летию создания / редкол. : А.Н. Данилов (пред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2017.

12.Социологические исследования. Аннотированный указатель печатных работ, выполненных в Проблемной НИЛ социологических исследований БГУ им. В. И. Ленина. 1968 - 1987 гг. Минск. 1988.

13. Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В. Шульга; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.]. - Мн.: Изд-во «Унивеситетское», 1984.

14.Кафедре социологии БГУ -20 лет: сб. науч. тр. / под науч. ред. А.Н. Данилова, А.Н. Елсукова, Д.К. Безнюка; Белгосуниверситет. -Минск: Право и экономика, 2009.

15. Память и слава: Альберт Николаевич Елсуков. К 80-летию со

дня рождения / редкол.: А.Н. Данилов (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2016.

16. Евгений Михайлович Бабосов к 85-летию со дня рождения / Нац. академ. наук Беларуси, Отд-ние гуманитар. наук и искусств, Центр. науч. б-ка им. Якуба Коласа; сост: А.Н. Данилов [и др.]. - Минск: Беларус. навука, 2016.

17. Ротман Д.Г. Избранное. -Минск: ГИУСТ БГУ, 2009.

18. Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований БГУ

- 30 лет. Круглый стол // Социология. - 1998. - № 1.

19.Социологическая энциклопедия (под общ. ред. А.Н. Данилова).

- Минск, 2003; Социология. Энциклопедия (под ред. А.А. Грицанова.

- Минск, 2003.

20.Данилов А.Н. Социология в Белорусском государственном университете: история, факты, документы / А.Н. Данилов, А.Н. Елсуков, Д.Г. Ротман. - Минск: БГУ, 2006.

21. Кафедра социологии БГУ: история и современность. К 25-летию создания / А.Н. Данилов [и др.]; под ред. А.Н. Данилова. -Минск: БГУ, 2014.

22.Степин В.С. Человек. Деятельность. Культура. - СПб : СПбГУП, 2018.

23.Шавель С. А. Высокая общественная миссия социологической науки // Социология. - 2006. - № 1.

Science and education in Belarus: history

and agenda for tomorrow Danilov A.N.

Belarusian State University The article is devoted to the development of sociological science and education in Belarus. It summarizes the history of occurrence, features of development and stages of the institutionalizing sociology. The role of the

Belarusian State University in the process of its development, the preparation of professional personnel-sociologists is revealed. It is noted that the opening of the sociological department in BSU in 1989 made it possible to complete the institutionalization of sociological education. Sociology on the territory of Belarus has developed with Russia for along time. The background of the sociology development in Belarus is the achievement of national culture, all social and political thought, which origins are in the activities of Euphrosyne Polotskaya, Francisk Skaryna, Simeon Polotski and many other religious and public figures of Belarus. There are three stages in the development of sociology in Belarus: 1) the 20s of the twentieth century are associated with the BSU opening. The 30th and subsequent years marked by the history of repression, the devastating effects of the Second World War, post-war reconstruction, delayed the development of sociological science for a long time; 2) 1960-1990 - the revival and recognition of sociology as a science; 3) 1991 till the present - the development of sociology in sovereign Belarus It is proved that BSU became the cradle of sociology in Belarus. The Department of Sociology and Primitive Culture was already created in 1921, and students were given lectures of a sociological orientation. The research work in the field of significant social issues expanded after opening the Institute of Belarusian Culture (1922) and the Academy of Sciences of the BSSR (1928). An important role in the development of social and economic research was played by a statistical information system. The role of G.P. Davidyuk and E.M. Babosov was significant in the revival of sociological science in Belarus. The Problem Laboratory of Sociological Research was created at the Belarusian State University in 1967. Today its business is successfully continued by the Center for Sociological and Political Research (Director - Professor D.G. Rotman). In 1989 the Sociology Department (A.N. Elsukov) was opened at the new Faculty of Philosophy and Economics in bSu, and the Sociology Institute (E.M. Babosov) was opened at the Academy of Sciences. Sociological science and education in Belarus is going to new frontiers; research topics, international contacts, and the training of students in sociological specialties are expanding.

Key words: institutionalization, sociology, Belarus, sociological science and education, department of sociology, Belarusian State University. References

1. Kovalevsky M.M. Sociology in the West and

in Russia // New in sociology. Sat 1.- SPb., 1913.

2. Danilov A.N. Sociology // Science of Belarus

in the twentieth century. - Minsk: Belarusian Science, 2001.

3. Elsukov A.N. Philosophical and economic bricolage. - Minsk: Book House, 2011.

4. Elsukov A.N., Danilov A.N. Background to

sociology. - Minsk, 2009.

5. Maksimchik A.N. Little-known pages of the

biography and activities of Professor C. Z. Katsenbogen (1889-1946) // BSU Journal. Sociology. 2017. No. 2.

6. Katsenbogen S.Z. Belarusian State University for the 1922-23 academic. year (results and prospects) // Transactions of BSU. - 1923. - No. 4,5.

7. Institute of Belarusian culture. 1922-1928: documents and materials / V.U. Skalaban, M.U. Tokaray. - Minsk: Belarus. Navuka, 2011.

8. Babosov E.M. The formation and development of sociology in Belarus // Sociology. Part 1. General sociological theory. - Minsk, 1998.

9. Kozlova L.A. Post-revolutionary Russian sociology: a failed attempt at Sovietization // Sociological Studies. 2016. No. 12. P. 105-113.

10. Danilov A.N. A word about contemporaries: essays, interviews. - Minsk: Belarus. Navuka, 2013.

11. Problematic research laboratory of sociological research of the Belarusian State University (PNILSI BSU): to the 50th anniversary of creation / editorial. : A.N. Danilov (previous) [and others]. - Minsk: Publ. BSU Center, 2017.

12. Sociological studies. Annotated index of printed works performed in the Problem Research Laboratory of Sociological Studies of BSU named after V.I. Lenin. 1968 - 1987 Minsk. 1988.

13. Dictionary of Applied Sociology / [Comp. K.V. Shulga; Editorial: G.P. Davidyuk (ed. Ed.) And others.]. - Mn .: Publishing house "University", 1984.

14. Department of Sociology, BSU - 20 years: Sat. scientific tr / under the scientific. ed. A.N. Danilova, A.N. Elsukova, D.K. Bezniuk; Belgosuniversitet. - Minsk: Law and Economics, 2009.

15. Memory and glory: Albert Nikolaevich Yelsukov. On the occasion of the 80th birthday / editorial: A.N. Danilov (ed. Ed.) [Et al.]. - Minsk: BSU, 2016.

16. Evgeny Mikhailovich Babosov on the 85th anniversary of his birth / Nat. Academic Sciences of Belarus, Separate Humanities. Arts and Sciences, Center. scientific bk them. Yakub Kolas; sost: A.N. Danilov [et al.]. - Minsk: Belarus. Navuka, 2016.

17. Rotman D.G. Favorites. - Minsk: GIUST BSU, 2009.

18. Problem research laboratory of sociological research at BSU - 30 years. Round table // Sociology. - 1998. - No. 1.

19. Sociological Encyclopedia (under the general editorship of AN Danilov). - Minsk,

2003; Sociology. Encyclopedia (edited by A.A. Gritsanov. - Minsk, 2003.

20. Danilov A.N. Sociology at the Belarusian State University: history, facts, documents / A.N. Danilov, A.N. Elsukov, D.G. Rothman. - Minsk: BSU, 2006.

21. Department of Sociology, BSU: history and modernity. To the 25th anniversary of creation / A.N. Danilov [et al.]; under the editorship of A.N. Danilova. - Minsk: BSU, 2014.

22. Stepin V.S. Person. Activity. The culture. -SPb: SPbGUP, 2018.

23. Shavel S.A. High public mission of sociological science // Sociology. - 2006. -No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.