Научная статья на тему 'Новая модель профессионализации изменения на современном рынке труда'

Новая модель профессионализации изменения на современном рынке труда Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / MOTIVATION OF PROFESSIONAL CHOICE / БЛОКИРАТОРЫ МОТИВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МИССИЯ / PROFESSIONAL MISSION / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / ТРУДОВОЙ РЫНОК / LABOR MARKET / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / PROFESSIONAL MINDSET / MOTIVATION BOLLARDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Решетников Олег Викторович

Статья посвящена проблеме создания новой модели профессионализации, которая должна учитывать происходящие глобальные изменения на рынке труда. Данная модель включает в себя анализ и понимание места профессиональной деятельности в жизни человека, потенциал и индивидуальные ограничения которые следует учитывать в индивидуальном профессиональном выборе, факторы формирования профессиональной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Решетников Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new model of professionalization changes in today’s job market

The article is devoted to the problem of creating a new model of professionalization, which must take into account global changes in the labour market. This model includes the analysis and understanding of the place of professional activities in a person's life, potential and individual limitations need to be considered in individual vocational choice, factors of formation of professional mission.

Текст научной работы на тему «Новая модель профессионализации изменения на современном рынке труда»

НОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

Олег Викторович Решетников, директор Института общественного служения, руководитель социально-психологической службы ГБУ «Школа № 1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский», руководитель Учебно-методического центра дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки ЖДЦ Департамента труда и занятости населения г. Москвы, кандидат педагогических наук, [email protected]

• профессионализация • мотивация профессионального выбора • блокираторы мотивации

• профессиональная миссия • профориентация • трудовой рынок • профессиональный тип мышления

Новая модель профессионализации должна учитывать те изменения, которые происходят на современном рынке труда. Эти изменения стремительны, но не повсеместны. В российской сфере трудовой занятости существуют «ниши» от натурального хозяйства до так называемого шестого технологического уклада. Но в целом можно выделить общие устойчивые направления трансформации трудовых отношений.

1. Место профессиональной занятости в жизни человека занимает свободное время

Профессиональная занятость уступает место тому, что называется досугом или свободным временем. Если раньше выбору профессии соответствовал выбор жизненного пути и даже судьбы, то для современного человека иногда профессия - это просто профессия. Это способ заработать определённую сумму денег, с интересом проводить часть своей жизни, вносить в неё определённую долю упорядоченности. Но на профессиональной занятости жизнь не кончается. Один из «отцов» нынешней кибернетической эпохи Н. Винер говорил о том, что для нашей цивилизации эталоном является древнегреческая культура, в которой рабы занимались производственным трудом, а свободные люди посвящали себя гуманитарным занятиям. По мнению

Н. Винера, рабов должны были заменить машины с искусственным интеллектом. Не прошло и 70 лет с издания его «Кибернетики», а то, что казалось утопией, становится реальностью, к которой мы, как всегда, не готовы. Как распорядиться этим неожиданным подарком в виде всё увеличивающегося свободного времени - просидеть его в социальных сетях, проиграть в компьютерных играх или употребить для личностного самосовершенствования?

2. Голод перестал заставлять трудиться

В социально и экономически развитых странах пропал страх голода. Сегодня в России невозможно «сесть и умереть с голода» -благотворительные фонды, социальные службы, добрые люди и даже современные мусорные свалки не дадут этого сделать. Влияние этого обстоятельства на нашу жизнь ещё до конца не осмыслено социологами, а ведь это существенным образом меняет весь уклад человеческой цивилизации, начиная с библейского «в поте лица своего...»

Современный человек потребляет в большей степени по призыву маркетинговой рекламы, нежели ему это реально необходимо для здоровой жизни.

Но уже сегодня люди не готовы идти на кабальные условия профессионального труда, принимать на себя непосильные обяза-

тельства и вообще, что называется, лишний раз «напрягаться». Конечно, это не отменяет ответственности перед семьёй, стремления к самим собой установленным жизненным стандартам потребительских «вожделений», но оставляет лазейку -«как-нибудь с голоду не помрем». В США и Европе на вэлфер1 постоянно живут уже сотни тысяч граждан трудоспособного возраста и состояния. Как говорил грек Сократ, приходя на рынок: «Сколько же существует вещей, в которых я не нуждаюсь».

Отсюда возникает модель непрерывного образования - постоянное в течение всей трудовой жизни повышение профессиональной компетенции и готовность к профессиональному переобучению.

5. Не один, а три трудовых рынка

Если быть точнее, то следует говорить не об одном, а о трёх рынках труда, каждый из которых имеет свои особенности:

3. Короткий контракт - отношения с работодателем изменчивы

Если ещё 20-30 лет назад в СССР большинство трудовых контрактов были пожизненными, то в современной России их средний срок каждый год сокращается.

Технический прогресс, искусственные потребительские «пузыри», саморегулирующийся рынок, стратегические игры экономических и политических лидеров - всё это многократно перекраивает трудовой рынок и заставляет работодателей не заглядывать далеко вперёд, а работников - постоянно находиться в поиске нового лучшего места.

4. Профессиональная подготовка

многоуровневая

и в течение всей жизни

Изменчивость рынка труда приводит к тому, что профессиональные навыки быстро устаревают. Например, в современной медицине устаревает примерно 20% профессиональных навыков и знаний в год. Следовательно, врач, который в течение нескольких лет не переобучался, не осваивал новых технологий, становится профессионально непригоден. Быстро возникают новые специализации и дополнительные квалификации, отражающие изменяющиеся потребности производства и сферы услуг.

1 Государственная программа поддержки лиц, не имеющих других источников дохода. Термин "вэлфер" (от англ. welfare) применяется по аналогии с подобной программой США.

• Экономика услуг - постиндустриальная, информационная экономика, социальная сфера или производство услуг.

• Реальная экономика - индустриальная экономика или производство товаров.

• Постинформационная экономика - энтёр-тейтмент (развлечения) или производство эмоций.

Так, например, в сфере социальных услуг существуют размытые профессиональные требования - библиотекарь, социальный работник, менеджер, торговый представитель, работник муниципалитета могут довольно легко заменять друг друга при достаточно высоком уровне мотивации. Большинство профессиональных навыков, которые необходимы в сфере социальных услуг, приобретаются не в учебном заведении, а непосредственно на рабочем месте.

Ещё большее значение для специалистов в экономике услуг имеют социальные компетенции, так называемые мягкие навыки (soft skills) - креативность, ответственность, коммуникабельность, работа в команде и т.д. Для развития этих навыков в большей степени подходят не учебные аудитории, а реальное пространство социальной практики, что существенным образом меняет современное образование. Вместо аудиторного поглощения информации больше социальных проектов, реальной ответственности, взаимодействия и общественного служения, приобретения первичного профессионального опыта.

В так называемом реальном секторе экономики парадокс заключается в том, что эта сфера стремится максимально «избавиться» от человека на производстве, поскольку это его самый дорогой и ненадёжный

ищ.......mm.......шш

элемент. Безусловно, требуются профессионалы, но лучшие и не массово.

Экономика «эмоций» строится на феномене «свободного времени», которое перестаёт быть просто свободным, увеличивается и расширяется. Кинематограф, зрелищные спортивные мероприятия, игры и развлечения, социокультурный туризм, театр и шоу, телевидение. Экономической прибыльности этой сферы может позавидовать традиционное производство. Стоимость постройки парохода «Титаник» судоходной компании «Уайт Стар Лайн» в современных ценах составляет примерно 250 млн долл., а прибыль фильма «Титаник» - более 2 млрд долл. (затраты на производство - 200 млн долл.).

В 2015 году в ряде стран Европы обсуждался вопрос о дополнительном выходном дне и, соответственно, 4-хдневной трудовой неделе. Одна из причин этой дискуссии - развитие рынка развлечений и необходимость большего свободного времени у его потребителей.

Производство «эмоций» существует со времён древней римской формулы «хлеба и зрелищ», но именно в XXI веке начинает конкурировать с реальным производством и услугами. Более того, перспективы этого направления будут возрастать по мере роботизации и автоматизации производства и сферы услуг. Но и производство эмоций технологизируется, и, видимо, близки события, которые описаны в фантастической повести «Футурологический конгресс» С. Лемма - создание «долгоиграющих» цифровых копий актёров и актрис.

6. Профессиональная занятость как проблема социальной справедливости

Значительная часть рабочих мест, особенно в сфере экономики услуг, а для Москвы это более 70% всех рабочих мест, - во многом проблема социальной справедливости. Сколько требуется социальных работников, управленцев, педагогов и так далее, по большей части определяется концепцией социальной политики. Следовательно, работники этой сферы должны быть постоянно готовы к смене своей профессиональной позиции - от локальной до радикальной.

7. Продаётся и вознаграждается индивидуальность

Прежде всего возрастает роль индивидуальности, особенно в тех сферах, где необходимы инновационные, творческие подходы к решению профессиональных задач. Во-вторых, работодатель стремится найти своего «единственного» специалиста, который и мотивационно, и компетентностно в наибольшей степени соответствует предлагаемой профессиональной позиции. Наконец, в-третьих, что особенно важно, специалист ищет ту профессиональную занятость, которая если и не принесёт денег и славы, то даст индивидуальную удовлетворённость, удовольствие от самой профессиональной деятельности, а не только от её результатов.

При этом возрастает возможность не занимать уже готовое рабочее место, а создавать своё собственное. Так, например, в Европе трудовая самозанятость охватывает 6-10% всех рабочих мест. Кроме того, 7-10% рабочих мест постоянной трудовой занятости создано в третьем секторе (НКО - некоммерческие организации), а например, в Нидерландах таких рабочих мест - 15%.

В Москве в последнее время развивается поддержка стартапов2, особенно в научно-технической сфере, позволяющих продвигать свои индивидуальные проекты, например, в сфере информационных технологий.

8. Профессиональная подготовка: больше практики, меньше теории

Современное образование всё больше ориентируется на практический подход, замещающий схоластическую, теоретическую подготовку. Тем более что созданное информационное пространство способно обеспечить сложнейшие теоретические и информационные запросы.

2 Стартап (от англ. startup company, startup, букв. «начало процесса») — термин, впервые использованный Forbes в августе 1976 года и Business Week в сентябре 1977 для обозначения компаний с короткой историей операционной деятельности.

В реальной сфере экономики получил распространение опыт дуального обучения Германии, когда значительная часть времени обучения проходит непосредственно на рабочем месте.

Во многих странах внедряется подход «обучение служением», предполагающий применение школьниками полученных знаний на практике и с пользой для общества.

Соответствие - потребностям рынка труда. Государство поощряло различными способами - от социальных программ до материальных бонусов - выбор наиболее востребованных направлений профессиональной подготовки.

В апробированную на базе ГБУ СОШ 1910 в 2014/2015 учебном году модель профориентации были включены четыре блока:

Развиваются различные формы доброволь- • Мотивация.

ческой профессионализации - приобрете- • Потенциал.

ние первичного профессионального опыта • Выбор.

в добровольческом служении. • Соответствие.

Особую роль для профессионализации студентов и школьников выполняют различные социальные платформы (НКО, благотворительные, социальные сети), которые позволяют приобрести социальные навыки, востребованные в любой профессиональной деятельности.

Современная школа в большей степени ориентирует учащихся в реальных социальных возможностях социума, в построении индивидуальной карьерной и образовательной траектории, в определении своей индивидуальности и формировании уникальной профессиональной миссии.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Обозначенные изменения на рынке труда предполагают создание новой модели профессионализации. Данная модель должна сочетать в себе возможности для приобретения реального профессионального опыта и новые подходы к профориентационной работе. Прежняя модель, в основном, охватывала триаду: склонности, способности, соответствие.

Склонности - интерес к определённой сфере профессиональной занятости, определённый тип социального поведения, личностная мотивация.

Способности - в зависимости от профессиональной сферы деятельности включают различные данные: физические, интеллектуальные, коммуникационные и т.д.

Каждый из блоков включает основные вопросы, ответы на которые позволяют оптимально сориентировать учащихся в выборе направления профессиональной подготовки.

1. Мотивация

Какое место профессия занимает среди жизненных приоритетов?

Если взять восемь основных приоритетов, то какое место среди них будет занимать в жизни будущего профессионала трудовая деятельность:

• семья;

• друзья;

• хобби, интересы, развлечения;

• профессия;

• саморазвитие, образование;

• политика, гражданственность патриотизм;

• религия;

• благополучие материальное. Методика расстановки этих приоритетов дана в Приложении 1.

Кроме того, учащимся для самостоятельного анализа и групповой дискуссии были предложены следующие темы:

• Возможен ли в жизни баланс интересов и целей?

• Какие приоритеты в большей степени осложняют профессиональный рост, а какие в меньшей и почему?

• Должны ли труд и профессия быть центром жизни?

• Как жизненные приоритеты взаимосвязаны между собой?

• Может ли профессиональный труд служить лишь возможностью для самореализации в других сферах жизни?

• Зависит ли качество труда от его различных мотивов?

• Чем на самом деле служит профессия -обязательным трудом или образом жизни, или средством решения жизненных проблем?

Каковы мотивационные ожидания от будущей профессии?

Предлагаются две группы мотивов:

• внешние - деньги, престиж, комфорт;

• внутренние - личная предрасположенность, личностный смысл, самореализация.

Первая группа - это внешние мотивы, ориентация на размер заработной платы, престижность профессии и комфортные условия труда. Вторая группа - это внутренние факторы, ориентация на личную предрасположенность, личностный смысл и возможности самореализации в профессиональной деятельности.

Методика «Профессиональный интерес» публиковалась ранее3.

Профессиональные предпочтения -какими вижу их я и какими другие?

Учащимся был предложен список из 26 общих направлений профессиональной подготовки, каждое из которых включало 5-6 наиболее распространённых профессиональных позиций. Необходимо было выбрать 1-2-3 направления, наиболее интересные для себя, и указать одно направление для каждого одноклассника, которое видится как наиболее соответствующее.

Методика «Моя профессиональная роль» построена по принципу методик, используемых кадровыми службами в бизнесе -3600.

Учащиеся впоследствии получают информацию о том, на каких профессиональных позициях их видят одноклассники.

-11И11111М111ШИ ТЙГ"- А»«

5. Моя 1>роЛ*ссиональ*<м роль.. Смете

См 1. АРТИСТ тг КГ" вм*» 11 СИ-ЧЛЮЩИА, Хараотрттм »¿он

1. ДИЗАЙНЕР ТРЕНЕР 1*. ОШКУИ. ПОМОЩНИК. НАСТАВНИК СПАСАТЕЛЬ

"акЛИсГ* Сецрвбетт НЯ-Щ.

1 ИНЖЕНЕР Нчммр и ОРГАНИЗАТОР МЕНЕДЖЕР

4. 5ИНФОРМИРОВАНИИ А и^А-чг Ое^тгиг» I А. ОХРАНА ЛЭОПАСНООГЬ 17. ПОЛИТИК № ПРЕДПИШИ: »••»ШгСШ» л/1 ■ 1 с— РИ1"»! Пытш 1»М(

Фрагмент бланка методики

Что ограничивает, блокирует мою профессиональную мотивацию?

В нашей жизни существуют не только те мотивы, которые побуждают нас к активным действиям, но и те факторы, которые эти мотивы сдерживают, ограничивают, блокируют.

Блокираторы условно могут быть разделены на три группы:

• Жизненные - «жизнь не дошла до предела», отсутствие ситуации неадекватности, отсутствие опыта фрустрации, отсутствие страха голода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Внешние (объективные) - «карьера дело случая», «умные работают на дураков», «построй план - рассмеши богов», «неудобства» индивидуальности.

• Внутренние (субъективные) - связаны с внутренними установками субъекта: «думаю, что я гениален», «думаю, что я такой же, как все», «думаю, что я неспособен», «думаю, что ещё рано думать».

Методика ранее публиковалась4.

В целом подробный анализ мотивационной сферы профессионального выбора позволяет участникам лучше понять роль и место профессии в своей жизни, особенности ожиданий от трудовой деятельности, лич-

3 Решетников О.В. Профессионализация как процесс первичного включения молодёжи в трудовые отношения/ ж-л «Школьные технологии» № 5 (2013).

4 Решетников О.В. Блокираторы профессиональной мотивации. - Вестник практической психологии образования. 2015. № 1. С. - 66-73.

ностные склонности и предпочтения, представления одноклассников о собственной будущей профессии.

Используемые методики и возникающие в процессе их выполнения проблемные, спорные вопросы служат началом самостоятельной работы учащихся над тем, чтобы наилучшим образом разобраться в своих профессиональных мотивах и не ошибиться с выбором направления профессиональной подготовки.

2. Потенциал

Индивидуально-типовые особенности

Для определения профессионального потенциала важно определить то, что называется профессиональным типом мышления.

Профессиональное мышление связано с тем типом восприятия, который имеет психофизиологическую основу, например

Таблица 1

Продукт Отношения Творчество

Изобрёл Возглавил Написал

Создал Изменил отношение Нарисовал

Открыл Улучшил взаимодействие Сыграл роль

Исследовал Решил общественную Поставил

Разработал проблему Украсил

Полетел Изменил сознание Развеселил

Добыл Навёл порядок Разнообразил

Купил и т.д. Заставил Путешествовал

Продал и т.д.

Убедил людей и т.д.

Таблица 2

Рациональная Взаимодействие Эмоции

польза

Неуверенность в себе

Стабильный Публичное признание. Разнообразные

высокий доход. Хорошие отношения увлечения.

Отдельная с друзьями. Возможность

жилплощадь. Обретение творческой

Статусные единомышленников. самореализации.

приобретения Хорошее Создать свой

(авто, гаджеты, образование. богатый

предметы Приносить пользу внутренний мир.

роскоши). обществу Жить своими

Стильная радостями,

модная одежда. меньше

Достигать ориентируясь

реальных на публичные

конкретных шаблоны

результатов и стереотипы.

Жить яркой,

насыщенной

жизнью

функциональная ассиметрия полушарий головного мозга. «Левополушарные» и «пра-вополушарные» по-разному подходят к решению профессиональных задач.

Другой индивидуальной особенностью, определяющей профессиональный тип мышления, могут быть названы продуктивные установки сознания, то есть на какой результат деятельности человек ориентируется:

• реальный материальный продукт;

• эффекты социального взаимодействия;

• творческие, художественные произведения и развлечения.

На практике эти результаты деятельности не всегда легко различимы и отделимы друг от друга, но всё же условная граница проходит довольно чётко. Уже в детском возрасте можно оценить, например, то, как распоряжается ребёнок своим личным временем, на что его тратит - на общение и взаимодействие, конструирование и создание, на творчество и развлечения. Учащимся предлагается небольшой тест: ответить на вопрос, какие 10 дел он считает для себя, повзрослевшего, самыми интересными и полезными для общества.

Затем условно полученные результаты могут быть разделены на три группы (табл. 1).

Третий аспект профессионального мышления отражается в способе решения жизненных задач.

Традиционное разделение на гуманитариев и математиков в большей степени актуально для общего анализа особенностей мышления. Для профессионализации важнее выявить образ мышления и связанный с ним образ действия, модальность мышления:

• продукт (рациональная польза);

• услуги (социальное взаимодействие);

• эмоции.

В методике «Модальность принятия решений» задаются различные жизненные ситуации и предлагается выбрать наиболее оптимальные, по мнению отвечающего, варианты решения проблемы. В зависимости от преобладающего типа ответов выделяется один из трёх видов модальности:

• рациональная польза;

• социальное взаимодействие;

• эмоциональное воздействие.

Пример вопроса и вариантов ответа (табл. 2).

Методика «Модальность принятия решений» дана в приложении.

Профессиональная миссия и уникальное профессиональное предложение

Важная составляющая профессионального потенциала - осознание своей профессиональной миссии. Профессиональное предназначение может быть осознано интуитивно, задано социальной ситуацией (например, в семье) но может потребовать и сосредоточенного самостоятельного анализа, работы со специалистами по профессионализации.

В понятиях современного рынка труда важно помочь учащимся определиться с собственным уникальным профессиональным предложением, то есть осознать свои сильные стороны, преимущества, которые могут быть реализованы в профессиональной деятельности.

Профессиональные навыки и опыт, способности

Аудиторных тестов и дискуссий недостаточно для понимания всех особенностей индивидуальной профессиональной предрасположенности. Поэтому важно, чтобы у учащихся была возможность приобретения реального первичного профессионального опыта, раскрытия своих потенциальных способностей в социальной практике.

3. Выбор

Профессиональная роль

Получив результаты первых двух блоков профориентационной работы, следует переходить к этапу осознанного профессионального выбора. Модель, которую мы предложили учащимся, предполагает учёт следующих аспектов в процессе выбора конкретных сфер профессиональной занятости: профессиональные интересы, способности, практика, ограничения.

Поскольку предыдущий этап работы позволяет конкретизировать направление выбо-

Пример таблицы (второй этап по направлению «Услуги»)

ра - производство, услуги или эмоции, то последующая работа ведётся уже с учётом этого выбора.

С этой целью были разработаны таблицы, позволяющие максимально конкретизировать профессиональный выбор.

Работа проводится в четыре этапа.

На первом этапе предлагается оценить свои профессиональные способности.

На втором этапе - интересы, имеющийся опыт и ограничения.

На третьем этапе, с учётом данных первых двух, выбрать конкретную профессиональную позицию, соответствующую полученным результатам и их анализу.

Профессиональная позиция

После выбора профессиональной роли следует обратить внимание, что в перспективе необходим ещё и выбор профессиональной позиции внутри выбранной сферы деятельности:

• мастер - исполнитель;

• генератор идей - исследователь;

• лидер - организатор;

• критик - эксперт;

• инноватор - технолог;

• посредник - брокер;

• спикер - коммуникатор;

• творец - автор.

Заканчивается этот этап профориентационной работы формированием реалистичной картины профессионального будущего в форме свободного анализа и обсуждения с заинтересованными сторонами (родители, учителя).

Четвёртый этап работы - «Соответствие» -отвечает на два вопроса:

1. Что надо сделать, чтобы соответствовать выбранному профессиональному образу?

2 Каким требованиям рынка труда следует соответствовать?

ный проект, не откладывая его до времени получения профессионального образования.

2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ РЫНКА ТРУДА

2.1. Требования рынка труда

2.2. Ожидания рынка труда

2.3. Предложения рынка труда

2.4. Потенциал рынка труда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

1. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

1.1. Модели профессионализации

Данная модель может включать следующие элементы:

• практическую работу;

• теоретическую подготовку;

• добровольческое служение;

• работу с наставником;

• подготовку социальных проектов;

• посещение кружков и секций;

• олимпиады и конкурсы и т.д.

1.2. Индивидуальная траектория профессионального развития

Определение последовательности подготовки к будущей профессии. Например, решение сначала приобрести реальный профессиональный опыт и лишь затем поступать на соответствующую специальность в учебное заведение.

1.3. Образовательная модель

Включает все виды и формы образования -формальное (колледж, лицей, институт и т.д.), внеформальное (дополнительное -кружки, секции, факультативы) и неформальное (общественные организации, социальные проекты, самообразование).

1.4. Уникальный профессиональный проект

Возможно, что уже с периода обучения в средней школе следует готовить свой уникальный индивидуальный профессиональ-

Реальная современная профессионализация школьников не может ограничиваться только аудиторной профориентационной работой и требует как можно более раннего вовлечения детей и подростков в процесс приобретения первичного профессионального опыта. С этой целью в Москве реализуются программы, ориентированные на построение образовательной траектории - «Профессиональные среды» и «Университетские субботы».

В перспективе необходимо разработать программу, которая позволяла бы ученикам приобретать реальный опыт первичной профессиональной деятельности, включая такие формы, как:

• добровольческая работа, в том числе в профессиональных средах, с наставниками;

• реализация социальных проектов;

• внедрение в образовательный процесс принципа «обучение служением»;

• создание среды профессиональных проб для школьников (опыт Германии, Финляндии);

• расширение взаимодействия школы и местного социума и т.п.

Приложение 1 Методика

«Жизненные приоритеты и профессия»

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ: потенциал, выбор, соответствие

Фамилия Имя Дата

Жизненные приоритеты и профессия

Сначала поставьте 8 баллов тому утверждению, с которым вы в наибольшей степени согласны, или что кажется наиболее важным, затем по нисходящей оцените

оставшиеся утверждения. После этого суммируйте результаты по столбцам и расставьте в таблице приоритеты согласно набранной суммы - от большей к меньшей.

1 2 3 4 5 6 7 8

Счастливая семья -оправдывает человеческое существование Только участвуя в жизни других людей, можно найти смысл собственной жизни Следуй своим интересам и увлечениям -и жизнь не пройдёт мимо В труде и профессии исполняется человеческое предназначение Образовываясь, развиваясь и совершенствуясь, достигаешь цели жизни Любовь к Родине, активное участие в общественной жизни Материальная независимость и жизненное благополучие -фундамент счастливой жизни Любовь к Богу наполняет смыслом жизнь и направляет к её истинным целям

В дружной семье и в холод тепло Не имей 100 рублей, а имей сто друзей Делай то, что тебе интересно и будешь интересен сам Труд делает из обезьяны человека Познай себя и ты познаешь мир Раньше думай о Родине, а потом о себе Дом - полная чаша Без Бога все дороги в никуда

Найти свою вторую половинку Разделять жизнь с близкими по духу, еди-номышлен-никами Прожить увлечённо и весело Достичь мастерства и совершенства в деле Постичь мудрость и не размениваться на суету Быть полезным Родине и людям Ни в чём не испытывать нужды Жить в мире с собственной совестью

У меня много времени и сил уходит на заботы о семье и близких Я уделяю много времени и внимания своим друзьям Я трачу время на хобби, интересы, увлечения Я направляю свои силы на то, чтобы выбрать профессию и стать мастером своего дела Больше времени следует тратить на то, чтобы стать образованным, цивилизованным человеком Для меня важно быть патриотом и гражданином Усилий достоин только конкретный, видимый результат В центре моей жизни и моих размышлений вера в Бога

О том, каков человек лучше всего судить по тому...

Как он относится к своим родным и близким Какой он друг Чем он страстно увлекается Чего он достиг в профессии, труде или в карьере Какое у него образование, его познания и мудрость Каково его отношение к своей стране и её людям Чего он реально достиг: деньги, власть, ресурсы Каковы его духовность и нравственность

НАОБОРОТ, 8 баллов - с чем не согласен и т.д.

Человек может быть счастлив в холостой жизни Человек может быть доволен малым числом друзей Интересы и увлечения могут отвлекать внимание, когда нет других забот Профессия и труд нужны только для того, чтобы не умереть с голоду И без образования можно стать прекрасным человеком Родина там, где жить лучше Человеку для счастья надо: горсть зерна, родниковая вода и любовь близких Бог нужен слабым

ПРИОРИТЕТЫ

Семья

Дружба

Увлечения

Труд, профессия

Образование, развитие

Патриотизм

Достаток

Вера

Приложение 2

Методика «Модальность принятия решений»

Отметьте в каждой ситуации выборы по количеству вариантов в группе (в скобках дано уточнение)

Польза Взаимодействие Эмоции

1 2 3

1. Неуверенность в себе (5)

Стабильный высокий доход Отдельная жилплощадь Статусные приобретения (авто, гаджеты, предметы роскоши) Стильная модная одежда Достигать реальных конкретных результатов Публичное признание Хорошие отношения с друзьями Обретение единомышленников Хорошее образование Приносить пользу обществу Разнообразные увлечения Возможность творческой самореализации Создать свой богатый внутренний мир Жить своими радостями, меньше ориентируясь на публичные шаблоны и стереотипы Жить яркой, насыщенной жизнью

2. Вдохнуть новую жизнь в семейные отношения (3)

Сделать дома хороший ремонт Приобрести автомобиль Приобретение и обустройство дачи Пригласить друзей в гости Открыть друг в друге что-то новое Посетить совместные тренинги, улучшить взаимопонимание Путешествовать всей семьёй Найти интересное увлечение для всей семьи Посещать спектакли, кинотеатры, выставки, праздничные мероприятия и т.д.

3. Сотрудники компании «выгорают», теряют интерес к работе (4)

Повысить зарплату, выплачивать премии Увеличить отпуск Совершенствовать рабочее место, условия труда Более чёткие требования и правила Улучшить взаимодействие сотрудников Включить в процесс принятия решений и планирования Внутренняя ротация (новые профессиональные обязанности) и повышение квалификации Система морального поощрения Организовать яркий «корпоратив» Абонемент в фитнес-клуб Совместная благотворительная деятельность Организация совместных культурных мероприятий

4. Усталость, стресс (5)

Хорошая вкусная еда СПА процедуры Подарки Шопинг Сон Друзья Больше общения, избегание одиночества Тренинги, мастер-классы и новые навыки Помощь тем, кому ещё хуже Социальные сети Новые увлечение Общение с природой Музыка Книги и фильмы Экстремальный отдых

1 2 3

5. Принятие решений (4)

Инструкция и правила Факты и статистические данные Технологии интеллектуальных решений Методические рекомендации Советы более знающих Групповая дискуссия Примеры успешного опыта Наблюдение за другими Вижу результат Яркое воображение последствий Умение чувствовать ситуацию Интуиция

6. Готовлю гостевой обед (учитываю в большей степени...) (5)

Калории Польза Совместимость продуктов Сезонная ценность Чистота и порядок в доме Вкусы гостей Общие блюда Подготовить темы для общения Рассадить гостей по симпатиям Пригласить интересного гостя Красиво подано Необычные, экзотические блюда Тамада и тосты, общение за столом Сюрпризы и игры Необычное украшение квартиры

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ

Фамилия Имя

Отметьте плюсом в соответствующей колонке выбранные вами варианты решения проблемы, наиболее близкие лично вам (по числу вариантов)

1

2

3

4

5

6

Для анализа результата подсчитывается количество выборов в каждой колонке и определяется вариант, набравший наибольшую сумму. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.