Научная статья на тему 'Структура внеучебного времени студентов в процессе подготовки к рынку труда'

Структура внеучебного времени студентов в процессе подготовки к рынку труда Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
57
4
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS / STRUCTURE OF STUDENTS'' ACTIVITIES / MOTIVATION / EFFECTIVE ECONOMIC BEHAVIOR IN THE LABOR MARKET / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Анисимова Ирина Александровна, Воронин Геннадий Леонидович

Дается социологический анализ эффективности распределения внеучебного времени студентами классического университета, с точки зрения ресурсности, для развития профессиональных компетенций личности и вклада в результативное экономическое поведение на рынке труда. Цель исследования выявление основных типов экономической активности студентов при подготовке к вступлению на рынок труда. Элементом новизны является проведенный типологический анализ студентов, в ходе которого выявлены типы профессионально-карьерной ресурсности личности студента: «будущий профессионал», «трудоголик», «инфантильный», «активист». Исследование проводилось в ННГУ им. Н.И. Лобачевского среди студентов 24-го курсов бакалавриата и первого курса магистратуры ( N =1600, аперель-май 2016 г.) по естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому и техническому направлениям. В ходе исследования была применена квотная выборка с учетом факультета, специальности и курса обучающихся. Для анализа данных использованы методы частотного, факторного, кластерного анализов и таблиц сопряженности. Выявлены приоритетные направления использования свободного времени студентами для формирования и накопления профессионального потенциала личности.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Анисимова Ирина Александровна, Воронин Геннадий Леонидович,

THE STRUCTURE OF STUDENTS'' OUT-OF-CLASS TIME IN PREPARATION FOR THE LABOUR MARKET

The article presents a sociological analysis of the efficiency of out-of-class time distribution by students of the classical University as a resource for the development of their individual professional competencies and for ensuring their efficient economic behavior in the labor market. The purpose of the research is to identify the main types of students’ economic activity as they prepare for the entry into the labor market. The article’s novelty consists in a typological analysis of students whereby the types of professional and career resources of students’ personalities were identified as «a future professional», «a work addict», «immature», and «an activist». The research was conducted among 2nd, 3rd and 4th year Bachelor's program and first-year Master's program UNN students ( N = 1600, June-July 2016) in the fields of natural science, humanities, social and economic sciences. In the course of the research, quota sampling was applied that took into account the students’ faculty, specialty and their year of studies. To analyze the data, the methods of frequency, factor and cluster analysis as well as conjugacy tables were used. Priority areas of using free time by students for developing and accumulating their personal professional potential were revealed.

Текст научной работы на тему «Структура внеучебного времени студентов в процессе подготовки к рынку труда»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сери я: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 81-89 §1

УДК 316.4.06

СТРУКТУРА ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К РЫНКУ ТРУДА

© 2017 г. И.А. Анисимова, Г.Л. Воронин

Анисимова Ирина Александровна, к.соц.н.; начальник информационно-аналитического отдела Центра карьеры Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

in.an.ot@mail.ru

Воронин Геннадий Леонидович, д.соц.н., доц.; профессор кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

voroninglmail@mail. ги

Стнтья поступилн вреднацию 23.01.2017 Стнтья принятн а публианции 17.10.2017

Дается социологический анализ эффективности распределения внеучебного времени студентами классического университета, с точки зрения ресурсности, для развития профессиональных компетенций личности и вклада в результативное экономическое поведение на рынке труда. Цель исследования - выявление основных типов экономической активности студентов при подготовке к вступлению на рынок труда. Элементом новизны является проведенный типологический анализ студентов, в ходе которого выявлены типы профессионально-карьерной ресурсности личности студента: «будущий профессионал», «трудоголик», «инфантильный», «активист». Исследование проводилось в ННГУ им. Н.И. Лобачевского среди студентов 24-го курсов бакалавриата и первого курса магистратуры (#=1600, апрель-май 2016 г.) по естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому и техническому направлениям. В ходе исследования была применена квотная выборка с учетом факультета, специальности и курса обучающихся. Для анализа данных использованы методы частотного, факторного, кластерного анализов и таблиц сопряженности. Выявлены приоритетные направления использования свободного времени студентами для формирования и накопления профессионального потенциала личности.

Ключевые словн: профессиональные компетенции, внеучебная деятельность студентов, структура занятости студентов, мотивация, эффективное экономическое поведение на рынке труда, профессиональная ориентация, профессиональная идентичность, профессиональная самореализация.

Время - одна из системообразующих осей координат в социальном взаимодействии, важнейший ресурс развития личности и фактор социальных изменений. Время является единицей, которая подвержена оценке с точки зрения осмысления эффективности его использования в старшем возрасте и часто в период накопления потенциала личности - в юношеском и раннем старшем возрасте, на этапе формирования социального окружения, наращивания профессиональных компетенций и поиска путей жизненной и профессиональной самореализации.

Аналитический подход, позволяющий рассматривать время как ресурс развития экономического потенциала личности студента, основан на концептуальных подходах социологии личности, социологии времени, экономической социологии и социологии культуры и духовной жизни.

Время и соотнесение деятельности человека с временем является, во многом, философской категорией. Социологические подходы к анализу времени в социальном пространстве представлены в работах Э. Дюркгейма (ритмическая природа социальной жизни, представление о

«качественном времени») [1], П. Сорокина и Р. Мертона (качественная природа социального времени и имманентность культурных ритмов, анализ качественных аспектов времени на микро- и макроуровнях) [2], И. Гурвича (проводит различие между «микросоциальными временами», характерными для групп и небольших социальных общностей, и «макросоциальными временами», характерными для социальных систем и институтов).

В апреле-мае 2016 г. авторами статьи было проведено социологическое исследование «Высшее университетское (классическое) образование: мотивация получения и применения на рынке труда» методами анкетного опроса, наблюдения, беседы, экспертного опроса [3]. В ходе анкетного опроса была получена социологическая информация от 1600 студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского 2-4-го курсов бакалавриата и первого курса магистратуры. В ходе исследования была применена квотная выборка с учетом факультета, специальности и курса обучающихся. Цель исследования - выявление основных типов экономической активности студентов при подготовке к вступлению на ры-

нок труда. Обработка и анализ данных осуществлялись с использованием программы IBM SPSS Statistics v21.0.0.

Структура распределения учебного и внеучебного времени студентов

Доминирующей деятельностью студентов системы высшего профессионального образования является обучение. При этом только половина студентов заявляют о полном (или почти полном) поглощении времени учебными теоретическими и практическими занятиями. Вторая половина студенчества заявляет, что его вполне достаточно для реализации личных, внеучебных планов. В настоящем исследовании под свободным временем студентов будем понимать отличные от аудиторных и самостоятельных учебных занятий отрезки времени.

Исходя из традиционного взгляда на распределение времени, мы можем предположить, что объем внеучебного времени студента не может превышать 8 часов, но при этом только каждый пятый студент высказывается о недостаточности свободного времени, остальные 80% умеют организовать свой труд и найти время для вне-учебных занятий.

Структура распределения внеучебного времени студентов университета такова, что локомотивом выступает «личная жизнь» (40.4%), понимаемая авторами исследования скорее как пассивная трата времени, а «не развитие». В качестве активного расходования внеучебного времени, в той или иной степени связанного с самореализацией, названы Интернет (35%), общение с друзьями (32%), спорт (32%) и домашние дела (25%). Такой набор приоритетов во многом определяется спецификой возрастного периода студенчества и говорит об ориентации на формирование социального окружения, социальных связей, брачных и семейных отношений. Данью времени в университетском студенчестве является возрастание внимания к состоянию, поддержанию и развитию собственного здоровья как базового источника жизненной и профессиональной самореализации и дальнейших успехов, что стало результатом комплекса государственных мер по развитию данного направления на ступени среднего общего образования (возвращение норм ГТО и включение их в структуру системы профессионального образования).

Внеучебная занятость второго плана - художественное творчество (17%), чтение литературы (12%), прогулки на свежем воздухе (16%), общение с родственниками (12%) и компьютерные игры (17%). В этом прослеживается ведущая установка студентов на развитие внутрен-

него духовного мира, интеллектуальных и творческих способностей, а также профессиональных компетенций. Кроме этого, в равной мере выражена установка на уход в виртуальный мир и развитие социальных контактов и своей личности.

Крайне малая доля студентов уделяет время развитию гражданской позиции, служению обществу - волонтерству, помощи нуждающимся, общественной деятельности. В этой связи уместно говорить о нишах в формировании и развитии гражданского общества. Также малопривлекательным является другой аспект инициативного поведения - создание собственного бизнеса.

Различия в приоритетах распределения вне-учебного времени наблюдаются между активными и неактивными студентами. По сути, эти группы являются прототипами формирования прямо противоположных типов экономического поведения.

К активным студентам отнесены обучающиеся, которые работают и/или участвуют во внеучебной студенческой жизни. Неактивными студентами будем называть тех обучающихся, которые не принимают участия во внеучебных студенческих мероприятиях и не работают (постоянно, временно, в режиме подработки или случайного заработка). Доля активных студентов с учетом 95%-го доверительного интервала составляет 42-47%, а неактивных - 53-58%.

В студенческой среде принято считать, что научная деятельность характерна для социально неактивных личностей, а различные виды вне-учебной занятости (творчество, работа и т.п.) не позволяют раскрыться аналитическим и исследовательским способностям. Однако следует заметить, что научная деятельность не представляет интереса в структуре распределения времени у неактивных студентов, а в группе активных студентов, принимающих участие в студенческих мероприятиях, работающих, доля научно заинтересованных, участвующих в конференциях и публикующих материалы в научных изданиях составила 98% (рис.). Активным студентам в большей степени свойственно распределять свободное время в пользу работы, общественной деятельности, занятия фотографией, волонтерства, науки, начала собственного бизнеса.

Общественные инициативы студенчества во многом стимулируются студенческими организациями университета. Их деятельность охватывает 31% студенчества.

Наиболее популярными организациями являются студенческие советы факультетов (21% активных студентов принимали участие в их деятельности), студенческие отряды (15%), сту-

Оощение с родственниками Фильмы, музыка Интернет Клувы, КОНЦерТЫ

ФОТОГрЛфИЯ ....................................................................................................... Х Ч Л:: : : :: : : : : :: ::: :: :: ::: : П

ВОЛОНТерСТВО ^Ж^Лу^^У! :: :: :: :: ::: :: :: :: :: ::: :: ::: :: :: ::: :: ::: :: :: : ХД * : :: : " :: :: ": :: : " :: " :: :: ": :: " : 1

< )бщественная деятельность [т^д-^^ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - И

Подрабатываю • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • ЧД, А • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • И

Работаю ::::::::::::::::::: ::::::::::::::::::::::::: '-М, ::::: :::::::::::::::::::::::::::: ::::::::

Собственныйбитнес ::::::::::::: ::::::::::: ::::::::::::::::::::::::: У4. :::::::: :::::::::::::::::::::::::::: ::::::::::: : ^

Нау<шяя деятельность • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • - ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ^

«во 20° 0 Зйво «во 60Чо "ОЧо 80<>о 9Й»о ЮООо

^Неактивные ^ Активные

Рис. Предпочтения в распределении внеучебного времени в группах активных и неактивных студентов, %

денческий совет ННГУ (12%) и студенческий бизнес-инкубатор «Интуиция» (12%). Преимущественно они моделируют свободное время активных студентов.

Интересной является динамика сотрудничества студентов с различными студенческими организациями в период обучения в университете. Студенты начинают использовать свободное время для получения опыта работы, сосредоточиваются на деятельности в рамках одной определенной студенческой организации, проявляют ярко выраженный интерес к одному-двум видам внеучебной деятельности. Так, по мере перехода на старшие курсы большее количество студентов теряет интерес к студенческому самоуправлению на факультетах и в институтах (10%), студенческому совету ННГУ (10%), студенческому бизнес-инкубатору «Интуиция» (8%), студенческим отрядам (7%). Единственной студенческой организацией, которая наращивает интерес студенчества и отличается стабильностью членства, остается студенческий совет «Потенциал» Центра карьеры ННГУ. Этот результат может быть связан с пониманием студентами важности для дальнейшего профессионального развития организуемых мероприятий, в которых возможно прямое общение с работодателями, бизнес-тренерами, знакомство с технологиями и инструментами трудоустройства.

Важным показателем, с одной стороны, структуры распределения внеучебного времени, а с другой стороны, эффективности различных направлений воспитательной работы является популярность студенческих мероприятий.

Наиболее популярными мероприятиями являются фестивали «Осенние дебюты», «Студенческая весна». В них принимает участие более половины всех студентов университета, в том числе 62% активистов.

Каждый третий студент университета участвует во внеучебной деятельности своего фа-

культета/института. Максимального охвата достигают творческие и выездные мероприятия. Более четверти студентов на факультетах и в институтах участвует в научных и волонтерских проектах факультета/института, где проходят обучение.

Третьими по приоритету распределения времени являются мероприятия, нацеленные на профессиональную ориентацию и самореализацию, - ярмарки вакансий, дни карьеры, деловые игры (24%). При этом не прослеживается различий в приоритетах выбора мероприятий между активными и неактивными студентами.

Опытом работы с возможностью заработка обладают 80% студентов ННГУ, при этом 46% из них продолжают работать в постоянном режиме (42% официально трудоустроены). Количество времени, которое студенты отводят на работу, достаточно велико. Каждый четвертый работающий студент работает 5 дней в неделю. Каждый второй занят на рабочем месте от 2 до 4 дней. Большинство студентов работает свыше 6 часов в день, из них 17% - более 8 часов в день.

Фактически в равных долях осуществлен выбор студентов по продолжению трудовой деятельности на месте работы, которое они нашли во время обучения в университете. Каждый пятый студент ННГУ связывает работу во время учебы с долгосрочным профессионально-карьерным планированием. 40% студентов не готовы к конкретным решениям по смене работы или ее продолжению на этапе незавершенного высшего образования. Каждый третий категорически отрицает возможность продолжения работы на прежнем месте после получения диплома об окончании университета, что говорит об установке на временный характер работы, чаще всего не связанной с приобретаемой в университете специальностью. Следует также подчеркнуть, что данный показатель является важным в построении прогнозных оценок трудоустройства выпускников. На основании по-

лученных данных можно говорить, что в среднем 43% трудоустроенных в период обучения студентов гарантированно продолжают профессионально-карьерное развитие на рынке труда. Целевой аудиторией служб, содействующих трудоустройству выпускников (Центра карьеры), должны стать 57% работающих в период обучения в университете студентов, которые планируют смену работы с получением диплома о высшем образовании, а также 64% неработающих студентов. В отношении каждой из групп должны быть разработаны адресные программы поддержки и содействия трудоустройству.

Максимальное число трудоустроенных во время обучения в университете студентов реализуют личностный и профессиональный потенциал в сфере торговли (32%) и образования (24%). Это говорит о том, что данные сферы максимально открыты для молодых специалистов, зачастую не обладающих профессионально-практическим опытом, с одной стороны, а также испытывают колоссальный кадровый голод - с другой. В этих сферах, как правило, в личности студентов развиваются компетенции сервисности, клиентоориентированности, качества прагматичности, тайм-менеджмента, умения объяснять, структурировать и систематизировать информацию и др.

Также студентам ННГУ удается найти возможности для первичной профессиональной реализации в сфере отдыха и развлечений (16%) и рекламно-маркетинговом направлении (15%). В этих сферах возможно развитие творческих, нестандартных подходов к обеспечению производственных задач, планирования и стратегического мышления, сервисности и клиентоориен-тированности.

Мотивационные составляющие распределения времени студентами

Главными аспектами использования времени как ресурса развития потенциала личности являются мотивация, целеполагание и результативность, которые выступают движущими силами формирования описанной выше структуры распределения внеучебного времени. Мотивация сотрудничества с различными студенческими организациями у большинства студентов-активистов нерациональна, неконкретна и недостаточно связана с планированием собственной жизни, развитием собственной ресурсности.

Менее трети студентов-активистов убеждены, что деятельность в студенческих организациях и участие во внеучебных мероприятиях позволяют получить социальные связи и навыки взаимодействия, а также общеорганизационные умения и навыки.

Менее четверти студентов привлекает возможность обретения круга общения (друзей, единомышленников), социально-групповой принадлежности, возможность решать более сложные задачи в условиях ограниченности внеучебного времени и привычный (со школы) порядок организации личного времени: «я нашел близких по духу людей, которые понимают меня, мы с ними делаем общее дело»; «у меня появилось много хороших друзей, и я очень ценю их»; «я научился(-лась) не бояться браться за сложные задачи»; «я со школы привык к активной вне-учебной жизни».

Осознаваемый студентами результат от участия в студенческих мероприятиях университета перекликается с мотивами и выражен в максимальной степени развития умения работать в команде, коммуникабельности, ответственности. Четверть студентов отмечают результативность студенческих мероприятий в формировании инициативности, креативности, целеустремленности, а также навыка публичных выступлений. Во многом развитие этих компетенций связано с творческими мероприятиями, в первую очередь при подготовке фестивалей «Осенние дебюты» и «Студенческая весна».

Студенческая самооценка результатов вне-учебной деятельности, связанная с участием в студенческих мероприятиях, показывает недостаточный уровень развития системного мышления, проектной деятельности, аналитического мышления, управленческих и научно-исследовательских компетенций, современных презентационных и оформительских навыков, а также навыков делового общения, которые являются сегодня трендовыми на рынке труда.

Мотивы трудоустройства у работающих студентов не связаны с долгосрочным планированием своей трудовой деятельности, движущими силами знакомства с рынком труда выступают две ключевые установки: стремление к финансовой независимости и подработка как вариант обретения свободных к использованию денег.

Второй значимой группой мотивов трудоустройства студентов во время учебы выступает установка на долгосрочный результат - получение практического опыта и низкая финансовая обеспеченность семьи студента. Для каждого четвертого студента ННГУ трудоустройство -форма активности в свободное время, противопоставляемой скуке и бездействию.

Основные типы экономической активности студентов при подготовке к выходу на рынок труда

В результате анализа ключевых индикаторов использования внеучебного времени студентами методом условного распределения были вы-

делены четыре типа установок, каждый из которых характеризует вид экономического поведения в процессе подготовки к выходу на рынок труда, с одной стороны, и модель стратегии трудоустройства и профессионального развития и реализации личности, с другой стороны.

Типология отражает различия между студентами: 1) которые не обладают опытом работы и участия в студенческой жизни; 2) которые не принимают участия в студенческой жизни, но работают; 3) которые когда-либо участвовали в студенческой жизни и не обладают опытом работы; 4) которые успевают принимать участие в подготовке университетских мероприятий и проектов, а также работать. Рассмотрим каждый из типов подробнее.

1) Тип «будущий профессионал» (55.6%): профессионально ориентированный, социально неактивный, не принимает участия в студенческих мероприятиях и организациях, не обладает опытом работы. Наиболее характерен для студентов, проживающих с родителями. Уровень обеспеченности в семьях достаточно высок (среди представителей этого типа максимальная выраженность такого слоя семей, которые могут позволить себе практически все), что также находит свое отражение в форме обучения студентов (максимальная представленность студентов, обучающихся внебюджетно, достигнута именно в типе «будущих профессионалов» -38%). Связь с родительской семьей у типа «будущий профессионал» сильно выражена и является лейтмотивом распределения времени. Так, студенты этой группы больше времени, чем все остальные студенты, посвящают общению с родственниками (19%) и домашним делам (29%). Кроме этих направлений распределения времени «будущие профессионалы» больше всех проводят времени в Интернете (48%) и за компьютерными играми (18%). Для девушек характерно рукоделие (12%). Семья студента -«будущего профессионала» обеспечила высокий уровень воспитания нравственных и профессиональных качеств личности, что находит свое отражение в патриотических ценностных установках (15%), «порядочности, честности» (13%), которые максимально выражены у студентов именно этого типа, а также установках на социальное взаимодействие законопослушного и охранительного плана: «Лучше жить бедняком, чем жить со грехом» (57%) и «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (40%).

Тип «будущий профессионал» в большей степени характерен для юношей, в отличие от типов активной организации внеучебного времени студенческими мероприятиями или работой девушек, поэтому заметно более выражен-

ными карьерными стратегиями студентов этого типа являются служба в армии (5%) и создание собственного бизнеса (7%).

Цель профессионально-карьерного развития студенты типа «будущий профессионал» понимают как работу по профессии, профессиональную самореализацию (49%) и наращивание профессионализма и компетентности (90%). В соответствии с этой целью выстроена и образовательная траектория студентов этого типа -«профессиональная самореализация» (39%), основанная на мотивации выбора университета, факультета и получаемой специальности, с точки зрения увлекательности процесса получения образования (37%) и гарантий трудоустройства по окончании высшего учебного заведения (32%). Студенты этого типа ставят комплексную цель получения высшего образования -получение профессии, позволяющей хорошо зарабатывать и занимать определенный статус в обществе, а также открывать свой бизнес.

Поведение на рынке труда студенты типа «будущий профессионал» планируют начать самостоятельно, полагаясь на высокий уровень образования (60%). Приоритетными сегментами рынка труда для них являются 1Т и программное обеспечение (15%) и правоохранительные органы, ФСБ, МЧС, вооруженные силы (15%). Среди студентов этого типа максимально выражены географические предпочтения будущего трудоустройства - столичные регионы: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская области (13%).

Планирование трудовой деятельности у «будущих профессионалов» связано с построением успешной карьеры в стремлении к саморазвитию, образованию и профессионализму (22%), а уникальной составляющей успешной карьеры, характерной в максимальном выражении для рассматриваемого типа студентов, является служба своему Отечеству. Студенты этой группы считают науку важнейшей составляющей профессионального успеха, однако признают, что не охвачены этим направлением внеучебной деятельности, вероятно, по причине того, что в основном это студенты 2-3-х курсов.

В целом, тип «будущий профессионал» объединяет студентов с высоким уровнем профессиональной идентичности, стремлением и высоким уровнем мотивации к глубокому освоению профессии и высокой профессиональной ресурс-ностью, выраженной в четком следовании своим жизненным и профессиональным целям, мотивам и установкам. Структура распределения свободного времени этими студентами сосредоточена на развитии своего потенциала в родительской семье и профессиональных навыков.

2) Тип «трудоголик» (27.5%): профессионально ориентированный, не принимающий участия в студенческих мероприятиях и общественных студенческих организациях, экономически активный тип, совмещающий получение высшего образования с постоянной работой. Этот тип проявляется среди студентов, чаще всего проживающих самостоятельно (снимающих квартиру или уже имеющих собственную или доступную для проживания квартиру) или живущих в небольших или неполных семьях. Такой тип занятости характерен для студентов 3-4-х курсов, которые приближаются к окончанию обучения в университете и соприкасаются с рынком труда. Ценностями студентов этого типа, кроме характерных для всех студентов в целом, являются хорошая семья (73%), интересная работа (42%), деньги, материальное благополучие (28%). Ценностные установки этой категории студентов во многом сформированы в условиях неблагополучного личного социального опыта или опыта родителей и иллюстрируют неудовлетворенность положением дел в родительской семье, стремлением не соотноситься с ней, стремлением к финансовой самостоятельности из-за нехватки денежных средств и неудачной профессиональной самореализации родителей.

В структуре распределения внеучебного времени у студентов типа «трудоголик» значимое место занимает спорт (35%) и научная работа (15%). Эти виды занятости обеспечивают более глубокое погружение в получаемый профиль образования, развитие системного и стратегического мышления, аналитических способностей, а также формирование дисциплины, организованности, строгой нацеленности на результат.

Цель получения высшего образования для работающих студентов заключается в получении диплома (68%) как одного из важных инструментов карьерного роста, который представляет для них интерес. Мотивация выбора образовательной траектории (высшего учебного заведения, факультета и специальности) совпадает с общеуниверситетскими.

Студенты типа «трудоголик» выстраивают свою профессиональную траекторию в период обучения преимущественно по получаемой в университете специальности (49%) и планируют остаться в той же сфере трудовой деятельности и после получения диплома о высшем образовании (74%). Их планы по окончании университета - работа и продолжение обучения. Предпочитаемая работа - высокооплачиваемая (75%), дружный, сплоченный коллектив (30%) и возможности подъема вверх по карьерной лест-

нице (32%). Показателем успешной карьеры для студентов типа «трудоголик» являются деньги и богатство (64%). Парадоксально, но сферой будущего трудоустройства представители этого типа видят образование, которое традиционно не является сферой высокого уровня доходов.

В целом, к типу «трудоголик» можно отнести студентов с высокой профессиональной идентичностью, профессиональной мотивацией, стремлением к научному познанию и с высоким достиженческим потенциалом.

3) Тип «инфантильный» (2.5%): социально активный тип объединяет студентов, которые принимают участие в различных студенческих мероприятиях и участвуют в деятельности студенческих объединений, однако это экономически не активный тип. К рассматриваемой категории относятся коммуникабельные и творческие студенты, в основном женского пола, обучающиеся преимущественно на бюджетной основе (78%). У представителей этого типа студентов наибольшее количество отцов, обладающих высшим профессиональным образованием. В связи с этим фиксируется сильное влияние личности отца на поведение ребенка-студента, в котором слабо выражена самостоятельность в возможностях осуществлять выбор, доминирует исполнительская роль и отсутствие долгосрочных жизненных и профессиональных планов. Студенты инфантильного типа в большей степени представлены проживающими в Нижнем Новгороде с родителями (53%) и приехавшими из городов Нижегородской области и проживающими в общежитии (23%).

Отличительными ценностными установками для данного типа студентов являются хорошая семья (48%), здоровье (44%), интересная жизнь, приключения, переживания острых впечатлений (41%), богатая духовная жизнь, общая культура (21%), творчество (14%), связи с влиятельными людьми (12%).

В установках на социальное взаимодействие у студентов инфантильного типа прослеживаются две тенденции: с одной стороны, установка на толерантность, жертвенность, свойственные девушкам («Лучше жить бедняком, чем жить со грехом» - 61%; «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» - 36%; «Терпение - лучшее спасение» - 78%), с другой стороны, на авантюризм, риск, сомнение в результативности сложившегося хода жизни, попытку пересмотреть правила и нормы («Не пойман - не вор» - 39%; «От трудов праведных не наживешь палат каменных» - 59%).

В структуре распределения свободного времени студентов инфантильного типа важное место занимают творчество (музыка, танцы и

др.) - 25%, общение с друзьями (40%), общение с родственниками (23%), личная жизнь (50%). Это единственный тип студентов, которые практически не тратят время на компьютерные игры. Студенты инфантильного типа, вероятно, крайне увлечены творческим процессом и отмечают явный недостаток свободного времени (38%), что говорит о невысоком уровне организованности.

Следует также отметить, что большая часть представителей студентов инфантильного типа -это участники студенческих мероприятий (70%), преимущественно творческих общеуниверситетских и проводимых на факультетах и в институтах. Среди студентов этого типа минимальное количество организаторов (19%). Самоанализ студентами результатов участия в студенческих мероприятиях показывает развитие творческих (28%) и управленческих (21%) навыков; навыка публичных выступлений (41%) и быстрой обучаемости (18%).

Мотивация участия в студенческих проектах редко связана у студентов этого типа с творческим самовыражением или планированием своего профессионального будущего в этой области. Ведущими мотивами участия для рассматриваемого типа активистов выступают прагматичные цели: «Я участвую за компанию, вместе с друзьями» (38%), «Я стремлюсь быть всегда на виду, а студенческая работа помогает мне заявить о себе» (32%), «У меня нет сильного желания участвовать, но приходится» (17%), «Это дает статус, необходимый для успешной сдачи сессии» (17%) -и иллюзорные планы на будущее: «Выпускники, прошедшие школу студенческих организаций ННГУ, успешны в жизни и карьере» (47%), «Это связи и команда для собственного бизнеса в будущем» (46%), «Это возможность донести свой взгляд на мир широкому кругу людей» (46%), «Это возможность заявить о наличии опыта работы будущему работодателю» (46%), «Это старт моего карьерного развития» (40%).

В процессе изучения профессионально-карьерных ожиданий студентов инфантильного типа выявлены низкий уровень профессиональной идентичности, который выражен в невысоком стремлении к трудоустройству по получаемой специальности; низкая профессиональная мотивация и зачастую нежелание учиться. В основе выбора образовательной траектории лежат советы знакомых (23%), международные связи факультета (29%), традиционные взаимоотношения школы и факультета (23%) и представление об интересной студенческой жизни (КВН, праздники и т.п.) (40%). Цель получения высшего образования - трудоустройство, а цель работы - получение дохода.

Студенты инфантильного типа относятся к категории «вечных студентов» и больше всех остальных ориентированы на продолжение обучения в вузе после окончания первой ступени (32%). При этом среди них наименьшее число тех, кто планирует поступать в аспирантуру и вести научную работу (3%). Продолжение обучения воспринимается рассматриваемым типом как альтернатива формированию экономического поведения и знакомству с рынком труда. Инструмент выхода на рынок труда для студентов инфантильного типа - связи родителей (21%).

Профессионально-карьерными предпочтениями для дальнейшего трудоустройства являются компании, расположенные в Нижнем Новгороде (79%). Более, чем другие студенты, студенты-активисты обращают внимание на престиж компании (бренд) (27%) и дружный сплоченный коллектив (27%).

Карьера и профессиональный успех воспринимается студентами инфантильного типа как всеобщее признание (12%), высокий пост (18%), практические навыки, опыт (24%) и упорство, целеустремленность (15%).

Таким образом, студенты инфантильного типа являются профессионально низкоресурсными, их потенциал необходимо наращивать за счет грамотного тайм-менеджмента свободного времени и формирования мотивации в профессионально-карьерном развитии в период обучения в университете.

4) Тип «активист» (14.1%): социально и экономически активный тип студентов, которые работают и принимают участие в студенческих мероприятиях. Ключевыми ценностями являются интересная жизнь (45%), хорошие друзья (47%), интеллект (29%), интересная работа (30%).

Творчество (25%), спорт (32%), постоянная работа (20%), Интернет (33%), научная деятельность (11%) - ключевые направления распределения внеучебного времени студентов рассматриваемого типа. Такую структуру вне-учебной активности можно признать наиболее сбалансированной, с точки зрения развития различных составляющих потенциала личности: здоровья, информированности, культуры, профессиональной и научной деятельности. Основой реализации такой разнонаправленной занятости студентов этого типа выступает грамотная самоорганизация и тайм-менеджмент. Следует заметить, что именно среди студентов, активных во всех видах внеучебной деятельности, максимальная представленность организаторов студенческих мероприятий. С одной стороны, центральным направлением их деятельности являются, как и у инфантильного типа, творческие общеуниверситетские мероприятия («Осенние

дебюты», «Студенческая весна» и т.д.) и мероприятия, проводимые в рамках факультета/института, а с другой стороны, отличительной особенностью типа студентов-активистов является высокий интерес к своему профессиональному будущему, который выражается в максимальном участии представителей именно этого типа студентов в карьерных мероприятиях университета (31%) - ярмарках вакансий, днях карьеры, деловых играх.

Самооценка студентами-активистами результатов участия в студенческих мероприятиях показывает существенные различия с результатами самооценки студентов инфантильного типа. В частности, студенты-активисты, благодаря участию в студенческих проектах и мероприятиях, демонстрируют развитие достаточно зрелых компетенций: коммуникабельности (51%), умения работать в команде (52%), тайм-менеджмента (15%), умения доводить работу до конца (13%), которые являются ценными для работодателя и основой успешного профессионально-карьерного роста на рынке труда.

Мотивация участия в студенческих мероприятиях у студентов-активистов иная, чем у студентов инфантильного типа, лишенная иллюзий и элементов внешнего влияния, и в то же время еще более прагматичная и сосредоточенная на извлечении выгод от этой формы активности: привлекают премии и нематериальные бонусы студенческой работы (28%), это интересное времяпрепровождение (71%).

Мотивация трудоустройства в период обучения в университете у студентов-активистов перекликается с мотивацией участия в студенческих мероприятиях: сводится к стремлению обретения финансовой независимости от родительской семьи (84%). Это связано с тем, что большая часть студентов, относящихся к этому типу, проживает отдельно от родителей (на съемной квартире, в общежитии), вопросы самообеспечения, начиная с финансового, стоят для них на первом плане.

Образовательная траектория студентов-активистов построена на высокой мотивации обучения и высоком уровне профессиональной идентичности личности студентов, что выражается в признании того, что обучение в университете проходит с интересом (48%), а будущее трудоустройство желательно по специальности (39%). Цель получения высшего образования, как ни в одном другом типе студентов, связывается с получением определённого статуса в обществе (9%), а также с ярко выраженной необходимостью получения диплома о высшем образовании (65%).

Студенты-активисты заинтересованы больше всех других студентов в поступлении в ас-

пирантуру и осуществлении научной деятельности (10%) в сочетании с возможностью продолжения трудовой деятельности, которая, в идеальном варианте, должна обладать творческим и интересным содержанием. Предпочтения в области работы у студентов-активистов связаны со сферой торговли (10%), науки (11%), правоохранительных органов (13%), географически - в Нижнем Новгороде (69%). Цель трудоустройства по окончании университета (смены работы) для уже работающих студентов -возможность самореализации (63%) и возможность открыть свой бизнес (16%).

Показателем успешной карьеры для студентов-активистов является превращение работы в призвание, когда работа формирует интерес, а коллектив полностью вовлечён в процесс работы (25%).

Следует отметить, что студенты-активисты являются высокоресурсным профессиональным типом с высоким уровнем профессиональной мотивации и идентичности, с большим опытом экономического поведения на рынке труда и зрелыми управленческими навыками работы в команде, менеджмента и самоменеджмента. Мотивация поведения на рынке труда - обеспечение полноценного гармоничного развития личности, суверенитет личности и достижения. Тип студентов-активистов является кадровым резервом управленческого звена компаний, а также представляет значительный интерес для научных сообществ и объединений в плане перспективного и результативного сотрудничества в области аналитики и исследований.

Проведенный анализ показал приоритетные направления использования внеучебного времени студентами для формирования и накопления профессионального потенциала личности. Выявленные типы профессионально-карьерной ресурсности (будущие профессионалы, трудоголики, инфантильный тип, активист) являются типами экономического (образовательно-трудового) поведения, а также целевыми социокультурными группами служб, содействующих трудоустройству и профессиональной реализации, для разработки комплекса адресных программ по повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (Введение, Глава 1) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 174-230.

2. Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа [Перевод Н.В. Романовского] // СОЦИС. 2004. № 6. С. 112-119.

3. Воронин Г.Л., Анисимова И.А. Социологическая научно-исследовательская программа Центра карьеры Университета Лобачевского в проектировании и реализации деятельности по профессиональной ориентации, трудоустройству и профессиональ-

но-карьерной реализации студентов и выпускников // Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. С. 315-318.

THE STRUCTURE OF STUDENTS' OUT-OF-CLASS TIME IN PREPARATION FOR THE LABOUR MARKET

I.A. Anisimova, G.L. Voronin

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article presents a sociological analysis of the efficiency of out-of-class time distribution by students of the classical University as a resource for the development of their individual professional competencies and for ensuring their efficient economic behavior in the labor market. The purpose of the research is to identify the main types of students' economic activity as they prepare for the entry into the labor market. The article's novelty consists in a typological analysis of students whereby the types of professional and career resources of students' personalities were identified as «a future professional», «a work addict», «immature», and «an activist». The research was conducted among 2nd, 3rd and 4th year Bachelor's program and first-year Master's program UNN students (N = 1600, June-July 2016) in the fields of natural science, humanities, social and economic sciences. In the course of the research, quota sampling was applied that took into account the students' faculty, specialty and their year of studies. To analyze the data, the methods of frequency, factor and cluster analysis as well as conjugacy tables were used. Priority areas of using free time by students for developing and accumulating their personal professional potential were revealed.

Keywords: professional competence, extracurricular activities of students, structure of students' activities, motivation, effective economic behavior in the labor market, career guidance, professional identity, professional self-realization.