НОВАЯ МАГИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ ИЗ НЕКРОПОЛЯ
ПАНТИКАПЕЯ (предварительное сообщение)*
Резюме: В статье анализируется ранее неизданная магическая надпись на свинцовой табличке, найденная на некрополе древнего Пантикапея. В высшей степени любопытной особенностью текста надписи является многократное повторение слова dvrovupo^. Опираясь на ближайшие аналогии, автор сообщения склонен рассматривать публикуемую надпись как обращение к духам преждевременно умерших покойников (аюрог).
Ключевые слова: греческая эпиграфика, греческая магия, Северное Причерноморье, Пантикапей, безымянное божество, духи умерших; Greek epigraphy, Greek magic, northern Black Sea region, Pantikapaion, anonymous god, untimely dead.
В последние годы античная магия, очевидно, привлекает к себе не меньшее, если даже не большее внимание исследователей религиозной жизни древности, чем на рубеже XIX-XX вв., когда изучение, как иногда говорят, «девиантных» религиозных практик усилиями таких выдающихся классиков как Альбрехт Дитерих, Рихард Вюнш, Огюст Одоллан, Карл Прейзенданц, Е. Г. Кагаров (Кагаров 1918) и других, по-настоящему вошло в орбиту серьезной академической науки. Именно на том рубеже столетий появляются не только первые своды эпиграфических магических памятников, но и монографические разыскания, без консультации с которыми, до сих пор невозможна основательная работа в этой плоскости классической филологии. Однако со времени издания корпусов Р. Вюнша и О. Одоллана никаких новых обобщающих сводов магических надписей не издавалось и лишь совсем недавно под эгидой Берлинской академии началась подготовка XVI тома INSCRIPTIONES GRAECAE, первая часть которого, посвященная аттическим defixionum
* Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта 12-01-00116а «Корпус магических надписей античного Северного Причерноморья»
tabellae, должна была выйти в свет в прошлом году, но, кажется, так пока и не вышла1.
Количество магических надписей из греческих городов Северного Причерноморья в эпоху появления первых сводов магической эпиграфики было совсем не велико. Сейчас, впрочем, число таких памятников значительно выросло: только более или менее опубликованных надписей, найденных в Ольвии, сейчас известно около сорока, что касается Боспора, то я насчитал их более тридцати.
Попытку собрать воедино боспорские магические надписи предпринял В. П. Яйленко в 2GG5 г., издавший в своей статье на эту тему 31 памятник: из них 5 - керамические амулеты, 2 -свинцовые, б - tabellae defixionum на свинце и 2 - на керамике, 3 издатель относит к категории, названной им «гностическо-христианские амулеты», В - надписи на перстнях-амулетах, 2 -«надписи на амулетах цилиндрах из золота» и 1 - «сарматский амулет с посвящением богу ветра Вате» (Ватафарну). Следует, тем не менее, заметить, что ряд чтений и комментариев издателя вызывает определенные сомнения и весь изданный Яйленко материал нуждается в тщательной проверке и качественных фотографиях (у него только прориси) .
Кроме того, ежегодно на территории древнего Боспора находят новые памятники интересующего нас рода. К сожалению, большая часть таких находок совершается «черными копателями» и поступает в руки частных коллекционеров, а не в фонды государственных музеев. Об одной такой надписи, из частного собрания, я и хочу сделать краткое предварительное сообщение.
Надпись, о которой я хочу сообщить, была обнаружена в прошлом году в р-не Керчи на месте древнего некрополя Пантикапея: к несчастью, это все, что известно об археологическом контексте находки.
1 См.: http://www.topoi.org/group/b-defixiones-topoi-l/
2 См.: Яйленко 2GG5: 512-514.
Текст процарапан ровным, довольно аккуратным почерком на поверхности свинцовой таблички длиной 16 см и шириной от 2.5 до 6.5 см. Пластинка было сложена вчетверо, о чем свидетельствуют 4 сгиба. Самая древняя дата, которую можно предложить на основании палеографии, III в. до н. э.: в пользу такой датировки, как представляется, может говорить присутствие лунарной сигмы, появляющейся в боспорских надписях с этого времени. Формы остальных букв не имеют каких-либо ярко выраженных особенностей, которые бы позволили уточнить датировку в более узких хронологических рамках.
Текст надписи читается, по большей части, без затруднений:
1 ауюуицо^ А
avwvu^oq
avrovu^o^ ?
3 dv®vup,o<; OP av®vu^°?
2 avwvu^o[q] 4 av®vu|io<; .. [avrovu^jo^ PA
5 avrovu^o^ .. dvrovu^[0?]
3 d[v]wvu^oq 6 dvrovu^o^ .. 2
7
4 , г т , r 1 avrovuuoc MAAP
a[v]wvu^[oq] 8 ™ > V ' ,
OP avrovu^o^ T
5 avwvu^og 9 AT dvrovu^o[<;] PA
Подобного рода текстов на свинцовых пластинках до сих пор не встречалось, и прямых параллелей данному тексту мне до сих пор обнаружить не удалось не только в эпиграфике Северного Причерноморья, но и вообще во всей греческой эпиграфике.
Без всякого сомнения, читается слово avwvu^o^ (или avwvu^o^?), выведенное автором надписи почти двадцать раз. Непонятны остальные знаки, которые, вероятно, имеет смысл толковать как сокращения или как voces magicae.
Что же такое это avwvu^o^? В том, что это не может быть личным именем вряд ли следует сомневаться. Тогда, может быть, божество?
Истории религий известно довольно много «безымянных» богов, однако, как ни странно, нет ни одной хотя бы и краткой статьи о безымянных греческих или римских богах ни в одном из наших профессиональных справочников . Это обстоятельство во многом вынуждает нас исследовать этот вопрос наощупь.
Нам известно немногое: Страбон, к примеру, пишет, цитируя Посидония, что кельтиберы ночью во время полнолуния совершали жертвоприношение «какому-то безымянному божеству» (avwvu^w tlvl 0еф 3.4.16), но нам ничего об этом божестве неизвестно, или, в другом месте, тот же Страбон, рассказывая об эфиопах, говорит, что «богом они считают одно бессмертное существо (его они признают причиной всего), и другое смертное, какое-то безымянное и неопределенное» (0eov 5е
3 Единственными работами общего характера о безымянных богах до сих пор остаются статьи: МасСи11осЬ 1917 и Ыкегшап 1986.
vo|j.lCoucti tov |j.ev aBdvaxov (toutov 5’ elvai tov afciov xwv navxwv) tov 5e Bv^tov avwvu^ov TLva Kai ou ааф^ 17.3.15).
Гораздо чаще «безымянными» называли греки Эриний и Эвменид (см., например: Eur. IT 944; PBerl. 9772, col. 4. 8, фрагмент «Меланиппы-пленницы»), сами «имена» которых являются эвфемизмами и употребляются, вероятно, в зависимости от того благосклонно или нет расположены эти существа к человеку4. Подробно вопрос о «безымянности» Эриний и Эвменид исследован Альбертом Генрихсом5, потому я не буду подробно на нем останавливаться. Следует, впрочем, отметить то обстоятельство, что факт того, что эти божества сочетают отсутствие собственного единого теонима с обилием разных имен (Эринии, Эвмениды, ae^vai 0eai и многие другие, полный список которых можно найти у того же А. Генрихса), сочетание анонимности и многоименности усиливает их неизрекаемую и
6
пугающую сущность .
Интересно, что папирус из Дервени фактически ассоциирует Эриний и Эвменид с душами мертвых (col. ii. 5-10), им совершаются такие же приношения что и мертвым. Вероятно, что это не случайно, так как и тех других называют 0eoi KaTaxBovioi. И уж, конечно, вряд ли случайно, особую категорию покойников называют avwvu^oL, а именно так называют души усопших, умерших преждевременной, чаще насильственной смертью, которые имеют особое название - dtopoi7. Таких dtopoi, покойников охотящихся за живыми в поисках мести, Эрвин Роде отождествляет с Эриниями, к тому же выводу склоняется и Альберт Генрихс8. Awqol - это категория покойника не обретшего полноты зрелости, исполнения своей индивидуальной самости и личностной определенности, а потому они - dvwvupoi, они вечно жаждущие живой крови воины «войска Гекаты», по словам Роде. «Не» и «сверх» - неотъемлемый морфологический атрибут их псевдоимен: они - dvdQL0^oL, a^uxoi, dwpoi и т. д.
Именно к таким существам (которые также называются Y8Ku§ai^ov8^), точнее в их могилы, папирусные магические
4 См.: Lloyd-Jones 1990.
5 Henrichs 1991; Idem 1994.
6 См.: Bader 1989; Henrichs 1994: 50, n. 110.
7 Подробнее об аюрог см.: Johnston 1999: 127-150; Garland 2001: 77-88.
8 Rohde 1898: II, 411-413, 424; Henrichs 1994: 54-58.
рецептурники рекомендуют подкладывать послания тем, кто ищет мести (например, PGM V. 304-369) или любви. Магические папирусы упоминают этих awpoi около двадцати раз (Munoz Delgado 2001: 19).
Обращения конкретно к avwvu^OL встречаются в эпиграфических памятниках не часто: в сущности, у нас есть только ряд судебных заклятий из кипрского Куриона (см.: Mitford 1971: 12736, 12921, 13125, 13424, 13529, 136 , 13724, 13828, 13927, 14023, 14225: ol wbe каты kl^evol awpoi ке dvwvu|j.oi).
Возможно, что к такого рода памятникам можно также отнести и defixio из Ольвии, изданное впервые еще В. В. Шкор-пилом в 1908 году (SEG 37:673):
[to]aTC£p СТ£ 'HM-£Lg OU Y£lV<W>CTKO|a£-
v, ouxwg Eurco[A]ig Kai Aiovuaiog,
MaKap£ug, Api[a]xoKpaxng Ka<i> AniaonoAig, [K]w|aaiog,
5 'Hpayopng £ni [5]ivov прауца napa-
y£LVOVTai, K[a]i A£nxLvag,
Елшратп?, Eaxiaiog^
£п' o xi TCpaypa [n]ap<ay>£LV0Vxai, £п' oxi-va |aapxup£nv o[u]xoi 'vwnaav {£v6naav}
10 &[ап£]р лЦ£^д a£ [^]v Se |aoi auxoug
Kaxaax^g Kai K[axa]Ade^g £<y>w Se a£ x£i^^aw KaL ao[i] apiaxov 5[w]p-{p}ov {Swpov} napaaK£[uw].
Итак, я полагаю, что предварительно, до полного академического издания этой надписи, которое подготавливается С. Ю. Сапрыкиным, Н. Ф. Федосеевым и мной, можно сделать заключение о том, что адресатом этого послания на свинце был дух или духи преждевременно умершего покойника. То, что ближайшие аналогии нашему тексту являются tabellae iudicariae, по терминологии Огюста Одоллана, позволяет предполагать, что возможно и наша надпись может быть отнесена к такого рода памятникам. Кроме прочего, несмотря на то, что в этой надписи мы имеем дело, по сути, всего с одним словом, нельзя преуменьшать ее историческое значение: это первый памятник с такой формулой не только на Боспоре и в Северном Причерноморье, но и на всей территории древней ойкумены.
Литература
Кагаров 191В - Кагаров Е. Г. Греческие таблички с проклятиями. Харьков, 191В.
Шкорпил 1908 - Шкорпил В. В. Три свинцовые пластинки с надписями из Ольвии // ИАК 1908. Т. 27. C. бВ-74.
Яйленко 2GG5 - Яйленко В. П. Магические надписи Боспора // Древности Боспора. 2GG5. Т. В. С. 4б5-514.
Bader 19В9 - Bader G. Gott nennen: Von Gotternamen zu gottlichen Namen // Zeitschrift fur Theologie und Kirche. Вб. 19В9. S. 3G6-354.
Bikerman 19Вб - Bikerman E. Anonymous Gods // Studies in Jewish and Christian History. III. Leiden, 19Вб. P. 270-281 (= Journal of Warburg Institute. Vol. 1. № 3. 193В. P. 1В7-19б).
Garland 2GG1 - Garland R. The Greek Way of Death. 2nd Ed. Cornell UP.
Henrichs 1991 - Henrichs A. Namenlosigkeit und Euphemismus: Zur Ambivalenz der chthonischen Machte im attischen Drama // H. Hofmann u. A. Harder (Hrsg.). Fragmenta dramatica: Beitrage zur Interpretation der griechischen Tragikerfragmente und ihrer Wirkungs-geschichte. Gottingen, 1991. S. 161-2G1.
Henrichs 1994 - Henrichs A. Anonymity and Polarity: Unknown Gods and Nameless Altars at the Areopagos // Illinois Classical Studies. 19. 1994. P. 27-5В.
van der Horst 19ВВ - van der Horst P. W. The Unknown God (Acts 17 : 23) // R. van der Broek, T. Baarda, and J. Mansfeld (Eds.) Knowledge of God in the Graeco-Roman World. Leiden; N.Y., 19ВВ. P. 19-42.
Johnston 1999 - Johnston S. I. Restless Dead: Encounters Between the Living and the Dead in Ancient Greece. Berkley; Los Angeles, 1999.
Lloyd-Jones 199G - Lloyd-Jones H. Erinyes, Semnai Theai, Eumenides // E. M. Craik (Ed.). «Owls to Athens»: Essays on Classical Subjects Presented to Sir Kenneth Dover. Oxford, 199G. P. 2G3-211.
MacCulloch 1917 - MacCulloch J. A. Nameless Gods // Encyclopaedia of Religion and Ethics. IX. 1917. P. 17В-1В1.
Mitford 1971 - Mitford T. B. The Inscriptions of Kourion. (Memoirs of the American Philosophical Society, В3). Philadelphia, 1971.
Munoz Delsado 2GG1 - Munoz Delsado L. Lexico de masia y relision en los papiros magicos griegos. Diccionario Griego-Espanol. Anejo V. Madrid, 2GG1.
Rohde 1В9В - Rohde E. Psyche: Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. 2te Aufl. Freiburg i.B.; Leipzig; Tubingen, 1В9В.
Usener 1В9б - Usener H. Gotternamen: Versuch einer Lehre von der religiosen Begriffsbildung. Bonn, 1В9б.
Alexey W. Belousov. A New Magic Inscription from Pantikapaion necropolis: Preliminary report
A newly found magic inscription on lead is analyzed in the article. In
the inscription there is only one word - dvrovuuoc, however, it is repeated
about twenty times. The author suggests that this is an appeal to the restless
spirits of the untimely dead.