Научная статья на тему 'Новая концепция управления техническим сервисом АПК в период становления информационной экономики'

Новая концепция управления техническим сервисом АПК в период становления информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
187
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СЕРВИСОМ АПК / ИНФОРМАЦИОННОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / АРМ СПЕЦИАЛИСТОВ / AIC TECHNICAL SERVICE CONTROL / INFORMATION-SYNERGETIC APPROACH / INFORMATION ECONOMY / AUTOMATED WORKING PLACES

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Матвейкин Игорь Витальевич, Извозчикова Вера Васильевна

Реализация информационно-синергетического подхода при управлении техническим сервисом АПК, основанного на формировании новых управленческих отношений и теоретических моделей, открытости системы с использованием современных достижений в области информационных технологий, позволяет совершенствовать систему технического сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Матвейкин Игорь Витальевич, Извозчикова Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW CONCEPT OF AIC TECHNICAL SERVICE CONTROL AT THE PERIOD OF INFORMATION ECONOMY BUILD UP

It is ascertained that realization of the information and synergetic approach in the AIC technical service, based on creation of new managerial relations and theoretical models, the use of modern achievements in the field of information technologies makes it possible to improve the system of technical service.

Текст научной работы на тему «Новая концепция управления техническим сервисом АПК в период становления информационной экономики»

Новая концепция управления техническим сервисом АПК в период становления информационной экономики

И.В. Матвейкин, к.т.н., Оренбургский ГАУ;

В.В. Извозчикова, к.т.н., Оренбургский ГУ

Проблема принятия решений в системе технического сервиса АПК носит фундаментальный характер, что определяется значимостью решений в деятельности предприятий данного профиля. Независимо от форм ведения сельского хозяйства материально-техническая база АПК всегда представляла собой ту основу, которая обеспечивала наивысшую производительность труда, низкую себестоимость производства основных сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства, минимальные затраты трудовых и энергоресурсов.

Исследования этой проблемы относятся к числу синергетических, поскольку выбор способа действия — это результат согласования различных аспектов: информационного, организационного, экономического, психологического,

математического и других. Скоординированные управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном итоге ведёт к достижению поставленной цели.

При управлении техническим сервисом АПК следует опираться на представление о техническом сервисе как сложной, динамичной, многофункциональной и интеллектуальной системе, включающей в себя информационные, экономические, организационно-технологические и другие компоненты. В настоящее время возникла острая необходимость в адекватной трансформации системы технического сервиса, как ответной реакции на рост неопределённости, нестабильности и динамики внутренних и внешних факторов, а также на резкий спад оснащённости сельского хозяйства техникой и возрастающую роль информации в управлении технологическими и

производственными процессами. Формирование эффективной системы управления техническим сервисом АПК в период становления информационной экономики требует разработки новой концепции развития методологии управления предприятиями. Говоря о реструктуризации системы управления техническим сервисом АПК в период информатизации общества, мы делаем акцент на информационно-синергетический подход к управлению. Синергетический подход даёт возможность осуществить анализ и синтез процессов, протекающих в системе технического сервиса АПК, а в совокупности с информационным подходом сформулировать информационномодульную концепцию и концептуальные основы моделирования в системе управления.

Синергетический подход к управлению с его понятиями неустойчивости, неравновесности,

бифуркации, катастрофы, самоорганизации, аттрактора и другими представляет своего рода системный подход к сложным открытым нелинейным системам, к которым можно отнести современную систему технического сервиса АПК.

Для достижения мощного синергетического эффекта необходимо комплексное решение проблем, начиная с организационной структуры технического сервиса, предложенной авторами [1], и эффективного размещения предприятий, до решения вопросов подготовки специалистов в данной предметной области на основе современнейших информационных технологий.

Сложность и трудоёмкость функций управления техническим сервисом АПК обусловлены разноплановостью процессов, происходящих в данной системе, и значительным увеличением

АРМ директора

АРМ анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности АРМ планирования и прогнозирования

I

уровень

АРМ внутреннего аудита

АРМ главного бухгалтера АРМ бухгалтера по расчётам с бюджетом и внебюджетным фондам Гипертекстовые, юридические, финансовые, бухгалтерские справочные базы

II

уровень

АРМ ведения учёта и формирования отчётности

АРМ бухгалтера аналитического и синтетического учёта АРМ бухгалтера по учёту затрат на производство АРМ формирования финансовых результатов и отчётности

III

уровень

АРМ технологического учёта

АРМ планирования ремонтов АРМ материальнотехнического обеспечения ремонтов АРМ по диагностике неисправностей АРМ сбора текущей информации

IV

уровень

АРМ оперативного управления предприятием

АРМ учёта труда и заработной платы АРМ специалистов расчётной группы АРМ специалистов материальных и нематериальных активов

АРМ сбора и регистрации первичной информации

АРМ первичного материального учёта АРМ инспектора отдела кадров АРМ учёта отработанного времени и выработки рабочих АРМ диспетчера АРМ склада

V

уровень

VI

уровень

Рис. 1 - Организационная структура информационной системы управления предприятием технического сервиса на основе АРМ специалистов

объёма экономической и научно-технической информации, являющейся основным проводящим каналом и связующим звеном между наукой и сельскохозяйственным производством.

В период становления информационной экономики необходимым условием обеспечения эффективности принимаемых решений является всестороннее использование информации. Информацию с требуемым уровнем достоверности, оперативности и т.д. призвана предоставить система автоматизированного учёта и контроля всей деятельности предприятия, основанная на использовании новейших технологий сбора, обработки, хранения и представления информации. Причём для получения синергетического эффекта компьютеризация производственной и управленческой деятельности должна основываться на комплексе автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов (рис. 1), организованных по модульному принципу и интегрированных в единую региональную информационную систему.

Система АРМ экономических служб уровней I, II, III и V может базироваться на готовых, хорошо зарекомендовавших себя программных продуктах, таких как «1С-предприятие», «1С-бухгалтерия». Создание же системы АРМ технологического учёта и АРМ первичной обработки информации требует инновационных подходов к их разработке и организации, поскольку они должны учитывать специфику деятельности того или иного предприятия АПК.

Прогнозы развития, обоснование рационального размещения службы технического сервиса сельского хозяйства и его специализации на региональном уровне не получили необходимой научной проработки и не стали основой деятельности местных органов управления. Из-за коренных изменений в организационноструктурном, хозяйственном и производственнотехнологическом планах аграрного сектора требуются определённые коррективы методик оптимизации размещения ремонтно-обслуживающих предприятий технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), разработанных в различное время в СССР. По этим методикам предусматривалось заранее запланированное обслуживание техники. Объём работ определялся для каждого района, и на основе этого находили зону действия ремонтно-обслуживающих предприятий. Такая форма характерна для условий плановой экономики, а в условиях рыночной экономики обязать фермера направлять технику на ремонт на конкретное предприятие невозможно. Поэтому первой задачей при разработке математических моделей, позволяющих определять и обосновывать оптимальные размеры и состав таких предприятий, является учёт конкретной ситуации в отрасли в пределах региона. Главное при этом — максимальное удовлетворение потребностей за-

казчиков, обеспечение минимальных суммарных затрат на ремонт техники, повышение качества ремонта, создание централизованной базы, снижение трудоёмкости и себестоимости ремонта.

Второй важной задачей является решение проблемы рациональной загрузки предприятий ТО и Р сельскохозяйственной техники, при этом главными факторами снижения затрат при обеспечении требуемой надёжности работы сельскохозяйственной техники выступают величина и сроки их планово-предупредительного и текущего ремонтов.

Наиболее эффективным, с экономической точки зрения, является ремонт сельскохозяйственной техники непосредственно перед накоплением в ней серьезных дефектов, либо делающих последующую её эксплуатацию невозможной, либо ведущих к ремонтонепригод-ности. Выбор данного момента времени невозможен без использования методов прогнозирования состояния сельскохозяйственной техники с применением нечётких временных моделей.

Согласно статистике, примерно 60% отказов сельскохозяйственной техники приходится на время напряжённой работы (посевная и уборочная кампании). При этом продолжительность простоя производственных мощностей может составлять две недели и больше. Как следствие, отказы сельскохозяйственной техники наносят значительный ущерб финансовому состоянию хозяйства.

Выходом из сложившейся ситуации может быть разработка и применение систем управления процессом массового обслуживания сельскохозяйственной техники. Как показал зарубежный опыт и проведённые авторами исследования, при массовом использовании подобных систем возможно снижение убытков от простоя сельскохозяйственной техники в 2—3 раза и снижение затрат на его эксплуатацию на 10—15%.

Третьей немаловажной задачей является организация материально-технического обеспечения ремонта сельскохозяйственной техники.

Несмотря на значительное увеличение количества приобретаемой сельхозтехники и оборудования, по сравнению с 2005 г. общий уровень обеспеченности техникой в 2010 г. продолжает снижаться из-за массового списания старой техники: кормоуборочных комбайнов — на 45%, зерноуборочных — на 18%, тракторов — на 30%. При этом количество приобретаемых запасных частей выросло на 67% и свидетельствует о том, что сейчас поддержание основной техники в работоспособном состоянии зависит от слаженного обеспечения запасными частями и ремонтными материалами [2], спрос на которые должен формироваться снизу — потребителями, которые в свою очередь должны иметь возможность планировать потребность в запасных частях, рацио-

Рис. 2 - Структура АРМ в системе технического сервиса АПК

нально используя оборотные средства, повышая эффективность эксплуатации техники. В связи с этим вопросы по прогнозированию поставки партий запасных частей по срокам, номенклатуре и количеству являются для всех участников рынка весьма актуальными и требуют теоретического и экспериментального обоснования.

Четвёртой проблемой становится создание качественной системы диагностирования технических средств.

Многочисленные исследования показывают, что обеспечение минимальных затрат на ТО и Р сельскохозяйственной техники (с учётом потерь от простоев или при заданной готовности) возможно по мере реализации плановопредупредительной стратегии ТО и Р, дополненной рациональным использованием средств диагностирования с целью выявления развивающихся предотказных состояний, предотвращения отказов путём профилактических замен деталей, а также для оценки целесообразности

и необходимого объёма ремонтных воздействий в конкретный момент времени.

В последнее время на сельскохозяйственной технике ведущих западных фирм широко используются бортовые электронные средства (БЭС), выполняющие функции контроля, регулирования или автоматического управления различными системами и механизмами технического средства, а также обеспечивающие оператора необходимой информацией. На выпускаемых в настоящее время отечественных (СНГ) тракторах и комбайнах подобные средства не применяются, однако большинство тракторных заводов рассматривают возможность установки БЭС на своих перспективных мощных моделях. В связи с этим целесообразно использование интеллектуальных информационных систем для решения комплекса задач диагностирования технического состояния сельскохозяйственной техники.

На основе предложенных выше подходов к решению задач технического сервиса АПК, направ-

ленных на улучшение ремонтно-технического обслуживания сельскохозяйственной техники и использование информационно-модульной концепции, предложена структура АРМ технологического учёта в системе технического сервиса АПК, представленная на рисунке 2.

Точности оценки технического состояния сельскохозяйственных машин специалистами-диагностами должно способствовать повышение квалификации, доступ к новой и разнообразной информации по технической диагностике. Но специалисты, проживающие в сельской местности, часто не имеют возможности оперативно получать новую необходимую им информацию и повышать свою квалификацию, не отрываясь от работы на длительные промежутки времени.

В настоящее время в этом им может помочь дистанционное обучение, которое имеет такие положительные стороны, как более дешёвый и быстрый способ обучения, а при правильной его организации ещё и более качественный и эффективный, чем обычный, так как время обучения сокращается в этом случае на 35—45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15—25% [3]. При этом дистанционное обучение позволяет сократить дополнительные расходы,

связанные с арендой помещений и проездом к месту обучения. Однако сейчас удалённое обучение в сельском хозяйстве почти не затронуто разработчиками курсов дистанционного обучения, и специалисты не имеют возможности получать необходимую им информацию удобным для себя способом.

Таким образом, следует отметить, что только при совокупном решении всех вышеперечисленных задач с реализацией информационносинергетического подхода к управлению техническим сервисом АПК, основанного на формировании новых управленческих отношений и теоретических моделей, открытости системы и использовании современных достижений в области информационных технологий, удастся совершенствовать систему технического сервиса, являющуюся неотъемлемым элементом поддержания стабильных темпов развития производства продукции в регионе.

Литература

1. Извозчикова В.В., Матвейкин И.В. Совершенствование технического сервиса сельскохозяйственных машин на основе информационного обеспечения // Техника в сельском хозяйстве. 2008. №3. С. 23-26.

2. Новости Министерства сельского хозяйства... // URL: http:// www.mcx.ru.

3. Электронное обучение 2008: эффективность и результативность // URL: http://www.elearnexpo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.