Научная статья на тему 'Информация как основной ресурс в управлении АПК в период становления информационной экономики'

Информация как основной ресурс в управлении АПК в период становления информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
202
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ЭКСПЕРТ / INFORMATION ECONOMY / INFORMATION / MANAGEMENT / TECHNICAL MAINTENANCE / DECISION MAKING / INFORMATION FLOWS / EXPERT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Матвейкин Игорь Витальевич, Извозчикова Вера Васильевна

В условиях становления информационной экономики, когда информация превращается в один из основных стратегических ресурсов на предприятии, проблема отбора информации, необходимой и достаточной для принятия решений, является особенно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Матвейкин Игорь Витальевич, Извозчикова Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AS THE BASIC RESOURCE IN AIC MANAGEMENT AT THE PERIOD OF INFORMATION ECONOMY DEVELOPMENT

Under the conditions of information economy coming into being, when information turns into one of the basic strategic resources of an enterprise, the problem of selection information that is necessary and sufficient enough for decision making, is especially actual.

Текст научной работы на тему «Информация как основной ресурс в управлении АПК в период становления информационной экономики»

Информация как основной ресурс в управлении АПК в период становления информационной экономики

И.В. Матвейкин, к.т.н., Оренбургский ГАУ;

В.В. Извозчикова, к.т.н., Оренбургский ГУ

В последние два десятилетия в мире появилась экономика нового типа, названная американским социологом, ведущим исследователем информационного (постиндустриального) общества М. Кастельсом информационной и глобальной [1], в которой одним из инновационных направлений в управлении предприятиями является эффективное использование современных достижений в области информационных технологий (ИТ).

В современном обществе информация становится важнейшим производительным, общественным и социальным ресурсом экономического и технического развития, при этом производительность и конкурентоспособность организаций зависят, в первую очередь, от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.

Информационный ресурс будет эффективно работать только в том случае, если организацией накоплен достаточный человеческий капитал высокого качества и создана эффективно функционирующая среда для его реализации, как производственного фактора. То есть под информационной экономикой будем понимать экономику интеллектуально-информационного капитала, который является необходимым и достаточным условием создания инновационной экономики, базирующейся на знаниях, интеллектуальном труде и высокопроизводительных ИТ.

Следует признать, что российское общество пока далеко от информационного в полном его понимании, но в научной литературе дискутируется вопрос о возможности и целесообразности внедрения западных технологий и методов управления в практику деятельности российских хозяйствующих субъектов, в том числе и в системе агропромышленного комплекса (АПК).

Решающими факторами вывода АПК из кризисного состояния и устойчивого роста сельскохозяйственного производства в период становления информационной экономики является успешное развитие и освоение научнотехнических достижений и инновационных предложений, особенно в области современных компьютерных ИТ. Это резерв, который не требует больших материальных затрат, но от которого зависят в конечном итоге эффектив-

ность сельскохозяйственного производства и использование инновационных достижений на практике.

Одно из важнейших мест в АПК занимает система технического сервиса, так как уровень использования техники и затраты на её обслуживание оказывают существенное влияние на себестоимость получаемой продукции. Только применяя высокопроизводительную и надёжную технику можно добиться высоких результатов в сельском хозяйстве. Однако в настоящее время система технического сервиса АПК не воспринимается как один из главных элементов повышения эффективности сельскохозяйственного производства, и соответственно уровень его приоритетности по-прежнему остаётся очень низким. Для вывода данной области АПК из кризиса и получения мощного синергетического эффекта необходимо задействовать все имеющиеся средства, в качестве которых могут и должны использоваться научно обоснованные системы рациональной организации труда и наиболее эффективные способы управления, среди которых главная роль отводится управ-лению деятельностью предприятий с помощью информации. Эта идея основана на понимании информации не только как среды информационного пространства, в котором осуществляется вся деятельность организации, но и как ресурса, с помощью которого возможно управление его деятельностью, то есть информация является и предметом труда, и средством труда.

Информация в техническом сервисе как предмет труда — это первичные исходные необработанные данные (сведения о текущем состоянии техники, её количестве, степени износа и т.д.), которые подлежат обработке, систематизации и анализу. Информация как средство труда — это совокупность знаний, данных и приёмов, при помощи которых исходная информация может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата.

При подходе к управлению деятельностью предприятий технического сервиса АПК с помощью информации возникает необходимость построения структуры управления системой технического сервиса в виде, который бы позволял элементам системы оптимально и эффективно получать и перерабатывать весь необходимый объём данных в разрезе своей деятельности для повышения результативности своей работы.

Учитывая современные особенности, перспективы развития и требования к техническому обслуживанию и ремонту и организации современной системы технического сервиса в целом, разработана организационная структура технического сервиса на уровне Оренбургской области, представленная на рисунке, где пока-

зана функциональная связь звеньев системы с компонентами информационной региональной системы. Взаимодействие этих систем позволяет повысить эффективность использования машин и уровень их надёжности. Добиться эффективности системы технического сервиса возможно за счёт достижения согласованной

Фирменный технический сервис

Службы: рекламы и поставок, проката а лизинга, маркетинга

Специализированное предприятие по ремонту и восстановлению

Ремонтные заводы

Министерство сельского хозяйства Оренбургской области

Отраслевой информационный сектор «Информагротехсервис»

Информационные отделы: мониторинга, маркетинга, науки, образования, кадровой политики, консультационный

Районный центр технического обслуживания

Отдел рекламы и поставок

Служба по подготовке кадров

Станции технического обслуживания

Предприятия по ремонту и восстановлению

Предприятие по модернизации

Подразделения мобильного сервиса

Служба утилизации

Сельхозпроизводители

Стационарные предприятия ТО

Мастерские по ремонту и восстановлению

Бригады мобильного сервиса

Рис. - Функциональная взаимосвязь подразделений технического сервиса с компонентами информационной региональной системы

работы различных звеньев системы и улучшения информационного обеспечения, при этом необходимо учитывать и обращаться к новейшим технологиям и разработкам в сферах, изучающих способы сбора, обработки, хранения, передачи и использования информации, информационного обеспечения процессов производства и управления. Так, по мнению 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей, не соответствующее современному уровню управления и производства использование ИТ препятствует их эффективной деятельности, и экономические потери при этом составляют порядка 20% [2].

Для организации эффективной системы управления предприятиями технического сервиса АПК необходимо правильно организованное информационное обеспечение, являющееся фундаментом для принятия решений.

В свою очередь, для эффективного использования информационного обеспечения необходимо создать надежную информационную систему, в которой должны использоваться массивы информации, организованные с помощью современной вычислительной техники и программных средств, в базы знаний (БЗ) и банки данных (БД).

Одной из главных проблем, требующей реше-шения при проектировании систем управления, опирающихся на современные ИТ, является определение состава информации, которая действительно нужна работнику для эффективного выполнения своих функций с учётом феномена информационной необозримости.

Методы и модели исследований, а также анализа внутренних информационных потоков достаточно разработаны и освещены в литературе, в то же время практически неразработанным остаётся вопрос методического обеспечения исследования и отбора внешних документальных информационных потоков.

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, естественным продолжением отечественной школы планирования российские учёные видят стратегическое планирование, отличительной особенностью которого является ориентация на внешнее окружение предприятия. Основным критерием внедрения стратегического планирования в деятельность компаний стало наличие своевременной, актуальной и достоверной информации. Полное, исчерпывающее удовлетворение потребностей в информации об окружающей среде, на наш взгляд, обеспечить невозможно, поскольку большая часть информации, оказывающей влияние на эффективное управление и принятие решений в системе технического сервиса АПК, рассредоточена в многочисленных изданиях, нормативных документах, инструкциях, в том числе зарубежных.

Проблема поиска информации об окружающей среде очень сложна, в частности потому, что на этапе поиска трудно определить, относится она к решаемой задаче или нет, будет использована или нет. Поэтому отбор информации об окружающей среде предприятия предлагается вести по качественному составу информации с использованием экспертных оценок.

В связи с этим авторами разработана методика оценки источников информации (ИИ), основанная на определении интегрального коэффициента качества, отражающего оценку информации экспертами по ряду используемых критериев качества.

Для решения поставленной задачи формируется группа экспертов, отобранных по критерию максимальной согласованности мнений и при условии, что все они имеют одинаково высокий уровень подготовки. Набор показателей качества информации, по которым проводится отбор источников информации, представляется некоторым множеством (К = {Кь К2,..., К}, (I = 1, Ь). Причём было определено, что наиболее полно можно оценить информацию, используя такие показатели качества, как точность, достоверность и полнота. В процессе своей работы эксперты оценивают информацию по каждому из выбранных показателей отдельно, после чего принимают окончательное решение о включении того или иного ИИ в создаваемую БД.

Процедуру оценки и отбора ИИ экспертами предлагается описывать в терминах теории графов [3], как наиболее наглядного способа представления отношения эксперта к ИИ, легко поддающегося формализации и обработке на персональных компьютерах. Так, для наиболее полного представления отношения «эксперт — ИИ» воспользуемся двудольным графом Кенига:

0(К ) = (Е, X V ), (1)

где Е и X — множества вершин графа О(К);

V — множество рёбер, устанавливающее взаимно однозначное соответствие между вершинами из множества Е и множества X.

При дальнейшем рассмотрении считается, что множеству Е соответствует количество привлекаемых экспертов И; множеству X — количество представленных к рассмотрению источников информации I, а множество V представляет некоторую оценочную функцию Г = Е(/у, ку), определяющую степень отношения экспертов к рассматриваемому источнику информации. Величина /у характеризует, как эксперт оценивает анализируемый источник информации по конкретному показателю качества. Система условий по включению у-го источника информации в базу данных /-м экспертом имеет следующий вид:

/у =2,- «согласен»', /ь. = 1, - «возможно» ', = 0, - «несогласен».

у и

При /у = 1 или 2 эксперт указывает степень важности источника информации путём присвоения ему коэффициента важности 0<^<1. Известно, что для выполнения различного рода формальных преобразований с графами удобно использовать их матричное представление. Так, граф Кенига (¡(К) может быть представлен двумя матрицами инцидентности: матрицей

ЦЛЦ./, каждый элемент которой показывает степень отношения /-го эксперта к /- му источнику информации по каждому критерию,

„ с{К) = Ы

и матрицей 4 ' II у 1\-/, элементы которой представляют собой коэффициенты важности у-го источника информации для /-го эксперта.

Используя элементы матриц 1{К) и С(К), можно получить усреднённую оценку всеми экспертами конкретного источника информации (У^р ) по данному критерию, то есть:

Как следует из условий поставленной задачи, в БД включают только те источники информации, за которые высказалось наибольшее число экспертов. В связи с этим для дальнейших рассуждений при оценке качества источника информации выбирается величина , удовлетворяющая условию 1 < У^ < 2 .

Проведёнными исследованиями установлено, что мнения экспертов при отборе источников информации могут расходиться, даже если группа формировалась по критерию максимальной согласованности мнений. Это объясняется их

1 ^

(2)

способностью к многомерному анализу документа, организационными факторами и многими другими причинами как субъективного, так и объективного характера. В связи с этим и на основании приведённых выше рассуждений оценивать источники информации предлагается с использованием интегрального коэффициента качества, который учитывает используемые экспертами показатели качества. Интегральный коэффициент качества имеет вид:

где Ь — количество задействованных критериев качества (шт.);

У^ — усреднённый показатель качества оценки экспертами у-го источника информации при использовании /-го критерия. Несмотря на то, что величина Котб может принимать значения в диапазоне от нуля до двух, рекомендуется отбирать ИИ, для которых выполняется условие 1 < Кптб < 2 •

Таким образом, разработанная методика формализует процедуру оценки качества и отбора информации экспертной группой. Это, в свою очередь, даст возможность включать в формируемые БД ИИ, которые, по мнению экспертов, являются наиболее важными на данный момент времени и в данной предметной области. Предлагаемая методика позволит пользователям информационной системы использовать при управлении и принятии решений актуальную и адекватную информацию, что в конечном итоге существенно повысит эффективность функционирования системы принятия решений.

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.:ГУ ВШЭ, 2000. С. 608.

2. Экономика знаний и факторы ее реализации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 15 (267) П http:www.budgetrf.ru

3. Оре О. Теория графов. М.: Наука, 1968.

(3)

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.