Научная статья на тему 'Пути решения вопросов технического сервиса машин АПК'

Пути решения вопросов технического сервиса машин АПК Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1065
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Извозчикова В. В., Матвейкин И. В.

Работа посвящена проблемам инженерного обеспечения АПК и, в частности, вопросам сервисного обслуживания машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий. На основе анализа приведена структурная схема технического сервиса АПК на уровне РФ и предложены пути совершенствования управления инженерной службой сельхозпредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of solving the problems of technical service of the AIC machines

The article is devoted to the problems of engineering supply of the AIC and service maintenance of the machine and tractor fleet of farm enterprises in particular. The block diagram of AIC technical service is illustrated as result of analysis and ways of improvement the engineering farm enterprises service management are suggested.

Текст научной работы на тему «Пути решения вопросов технического сервиса машин АПК»

Пути решения вопросов технического сервиса машин АПК

В. В. Извозчикова, к.т.н., И. В. Матвейкин, к.т.н., доцент, ОренбургскийГАУ

Одной из задач, стоящих перед инженерными службами АПК, является оснащение хозяйств новой и продление сроков эксплуатации имеющейся сельскохозяйственной техники, так как состояние машинно-тракторного парка ставит под вопрос само существование товарного сельского хозяйства.

Мониторинг функционирования инженернотехнической системы свидетельствует о том, что техническое оснащение сельскохозяйственного производства остается в два раза ниже необходимого уровня и продолжает снижаться. Ежегодное обновление парка машин с традиционных до 1991 г. 9—11% от наличия сократилось до 0,3—3%. Это сказывается на отставании от достигнутого в 1990 г. объема валового производства сельскохозяйственной продукции, на уменьшении потребления населением главных видов отечественного продовольствия.

Поэтому основное внимание ученых сосредоточено на разработке современных методов поддержания парка машин в работоспособном состоянии и эффективного использования имеющейся техники, то есть основным вопросом является вопрос совершенствования технического сервиса и материально-технического обеспечения АПК[1].

В настоящее время под руководством В. И. Черноиванова ведутся исследования по повышению технического уровня имеющихся машин и ресурсов до уровня новых путем их модернизации при ремонте и организации вторичного рынка подержанной техники[2].

На решение этих задач направлены работы Ю. А. Конкина, связанные с утилизацией и возвратом в сферу использования узлов и деталей списанной техники[3], и работы В. П. Ляляки-на, В. И. Черноиванова по разработке новых технологий по восстановлению и упрочнению деталей машин[4, 5].

Одной из основных частей технического сервиса является система технического обслуживания и ремонта.

Научно обоснованная система мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту машин учитывает закономерности проявления их общих свойств. Эта система, в соответствии с техническими и конструктивными параметрами машин, а также особенностями их эксплуатации предусматривает перечень работ по техническому обслуживанию с целью профилак-

тики, а также предотвращению аварийных из-носов, поломок, нарушению регулировок, влияющих на качество работы машин.

Проведению обслуживающих и ремонтных мероприятий должно предшествовать полное диагностирование деталей и узлов сельскохозяйственной техники. По мнению В. И. Черноиванова, А. Э. Северного, Ю. Н. Сидыганова и других, эта процедура должна проводиться с использованием ресурсосберегающей технологии, предусматривающей безразборное диагностирование, что позволит увеличить наработку на отказ в 1,5—2 раза выше нормы[6, 7].

Анализируя состояние машинно-тракторного парка Оренбургской области, можно отметить, что, начиная с 1990 г., ежегодно хозяйствами списывалось в среднем 9—10% единиц сельскохозяйственной техники, а с 1998 г. эта цифра сократилась до 3%. Если рассматривать общую картину наличия тракторов и комбайнов в хозяйствах Оренбургской области как основополагающих составляющих сельскохозяйственного производства, то можно отметить, что их количество за последние 10 лет резко сократилось (тракторов — на 42%, комбайнов — на 37%). Анализ обеспеченности производителей сельскохозяйственной продукции основными видами техники на 2002 г. показывает, что полностью хозяйства техникой не обеспечены, из-за чего значительно возрастает нагрузка на имеющиеся машины. Кроме того, как показал анализ возрастного состава парка сельхозмашин, 78% (19106 шт.) тракторов имеет возраст более 10 лет (при нормативном сроке 10 лет); 17% (4174) имеют срок службы 6—10 лет и только 5% (1164 шт.) можно считать относительно новыми — их срок составляет от одного до пяти лет. Эти цифры говорят о необходимости разработки целого комплекса мероприятий как по проведению ремонтных работ, так и по поддержанию парка машин в работоспособном состоянии, что требует четкого планирования и отлаженной информационной системы.

С другой стороны, в последние годы наблюдается тенденция роста использования в сельскохозяйственных предприятиях Оренбургской области иностранной техники. Так, в 2000 г. использовались комбайны «Кейс» в количестве 16 штук, при обслуживании и ремонте которых необходима соответствующая система информационного обеспечения.

В то же время, если рассматривать положение дел в масштабе России, то ремонтно-обслуживающая база сельского хозяйства, включаю-

щая в себя около 160 ремонтных заводов, 400 специализированных мастерских, 1600 районных ремонтно-технических предприятий и более 20 тыс. ремонтных мастерских в хозяйствах, используется в среднем на 15—20% своей мощности, тогда как потребность в ремонтных работах постоянно возрастает. Такое положение дел привело к тому, что снижение технической оснащенности сельского хозяйства на 40% вызвало снижение внутреннего валового продукта АПК на 42%.

Для успешной реализации программы совершенствования системы технического сервиса сельскохозяйственной техники необходим новый подход к ее организации. Производственная база технического сервиса должна претерпеть изменения на всех уровнях. В связи с этим Черноивановым В. И. и другими была предложена новая форма организации технического обслуживания и ремонта машин в АПК на основе создания дилерской службы. Кроме того, в Стратегии развития технического сервиса АПК В. И. Черноивановым выработана концепция развития сети МТС как структуры, наиболее способствующей научно-техническому прогрессу в АПК.

Предлагаемая укрупненная структурная схема технического сервиса в АПК на уровне Российской Федерации приведена на рис. 1.

Независимо от форм организации труда на ремонтных предприятиях каждое из них для бесперебойной работы должно быть обеспечено необходимыми материально-техническими ресурсами в соответствии с предъявляемыми требованиями. Кроме того, эти предприятия должны быть обеспечены соответствующим обслуживающим персоналом, имеющим определенную степень квалификации.

Здесь надо отметить, что, как правило, ремонтные предприятия сами не выходят на машиностроительные, инструментальные заводы, а используют в основном торгово-проводящую сеть ОАО «Росагроснаб».

Кроме указанной выше структуры, занимающейся обеспечением ремонта предприятия АПК всем необходимым, существуют и другие организации, занимающиеся материально-техническим обеспечением, но отличающиеся друг от друга по видам предлагаемых услуг, номенклатуре, обслуживанию отдельных категорий заказчиков и многим другим параметрам. Однако всех их объединяет некоторая общность: сфера деятельности, выражающаяся в обработке потоков информации, которая поступает как от нижестоящих организаций (предприятий сервиса, ремонта), так и от предприятий, которые непосредственно занимаются производством запасных частей и агрегатов к сельскохозяйственным машинам и механизмам.

Основной объем работ по ТО, ремонту и хранению техники должен выполняться владельцами техники. В связи с этим даже в мелких хозяйствах необходимо создавать производственную базу для мелкого ремонта. Сложные виды ТО и ремонта необходимо производить в ремонтных мастерских крупных хозяйств и ремонтных предприятий.

Районные сервисные предприятия могут включать в себя станции ТО тракторов, автомобилей, комбайнов, мастерские общего назначения, технические обменные пункты и другие. Они изучают спрос и предложения на технику, снабжают хозяйства запасными частями и другими материально-техническими средствами.

Областные предприятия технического сервиса будут продолжать выполнять функции специализированных предприятий по ремонту машин и агрегатов, производя при этом многомарочный необезличенный ремонт. Фирменный технический сервис производится заводом-изгото-вителем через центры сервисного обслуживания.

Региональные центры технического сервиса организуются на базе областных ремонтных сервисных предприятий. Зона деятельности таких центров — область, часть области или несколько областей в составе Российской Федерации. Региональный центр изучает конъюнктуру рынка; организует рекламу, продажу и доставку машин, запасных частей, материалов; координирует деятельность сервисных предприятий и дилеров а также выполняет многие другие функции.

Главный центр технического сервиса — это торгово-накопительное координирующее предприятие в системе завода-изготовителя. Оно организует сбыт, ТО и ремонт, изучает конъюнктуру рынка, составляет прогнозы и координирует деятельность предприятий.

По данным ГОСНИТИ, при рациональной организации технического сервиса на 8—12% сокращается время на ТО и ремонт, на 20—28% увеличивается наработка на трактор и на 34— 46% повышается его производительность.

Рассмотренная выше схема должна базироваться на существующей ремонтно-обслуживающей базе и следующих принципах:

— ремонтное производство строится исходя из признания приоритета сельского товаропроизводителя, то есть организация ремонта машин и оборудования ориентируется на его интересы и его эффективную производственную деятельность;

— ремонт машин и оборудования организуют с учетом региональных особенностей их использования;

— организация ремонта предполагает необходимость учета особенностей конструктивнотехнологического исполнения машин;

Рис. 1 - Организационная структура технического сервиса

— обеспечение экономической заинтересованности в ремонте машин всех участников сельскохозяйственного производства: владельцев машин, ремонтно-технических предприятий, заводов-изготовителей машин и запасных частей к ним;

— соблюдение приоритета владельцев в выборе исполнителей ремонта своих машин;

— обеспечение оптимальности распределения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин между подразделениями ремонтно-обслуживающей базы;

— обеспечение оптимальности пропорций между производством новых машин, запасных частей к ним и ремонтно-обслуживающим производством;

— создание условий для экономической заинтересованности заводов-изготовителей в сервисе своей продукции;

— обеспечение органического единства организации ремонта машин со всеми вопросами технического сервиса.

— при организации современной системы технического обслуживания и ремонта необходимо учитывать и обращаться к новейшим технологиям и разработкам в сферах, изучающих способы сбора, обработки, хранения и передачи информации, информационного обеспечения процессов производства и управления.

Для соблюдения перечисленных принципов возникает необходимость построения структуры управления системой технического сервиса в виде, который бы позволял элементам системы оптимально и эффективно получать и перерабатывать весь необходимый объем данных в разрезе своей деятельности для повышения результативности работы.

В связи с этим в структуру управления инженерной службой сельхозпредприятий необходимо ввести информационные отделы во главе со специалистами по информатизации, что по-

зволило бы иметь полную статистическую информацию о состоянии машинно-тракторного парка, потребностях в запасных частях, ходе ремонтных работ и других аспектах, связанных с ремонтно-техническими мероприятиями, проводимыми в хозяйствах.

Таким образом, при организации современных систем технического обслуживания и ремонта необходимо учитывать и обращаться к новейшим формам организации техсервиса с использованием современных подходов к информационному обеспечению процесса производства и управления.

Литература

1 Артюшин А. А. Основные итоги и направления развития агро-инженерной науки // Техника в сельском хозяйстве. — 2003. — №4. - С.3-6.

2 Черноиванов В. И. Стратегия развития технического сервиса в АПК // Техника в сельском хозяйстве. — 2004. — №2. — С.3—6.

3 Конкин М. Ю. Утилизация составных частей машин в системе технического сервиса // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2003. — №12. — С.2—4.

4 Черноиванов В. И. и др. Руководство по техническому диагностированию при техническом обслуживании, ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин. — М.: ФГНУ «Росинфор-магротех», 2001. — 249 с.

5 Лялякин В. П. Тенденции и перспективы развития восстановления и упрочнения деталей машин в АПК // Науч. тр. / ВИМ.

- 2000. - Т. 130. - С.233—236.

6 Черноиванов В. И., Северный А. Э., Халфин М. А., Халфин С. М., Орсик Л. С., Сидыганов Ю. Н. Ресурсосбережение при технической эксплуатации сельскохозяйственной техники. Ч. I., II.

— М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 315 с., 418 с.

7 Сидыганов Ю. Н. Современные средства вибрационного диагностирования машин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2003. — №7. — С.22—24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.