Научная статья на тему 'Новация в праве социального обеспечения: егиссо'

Новация в праве социального обеспечения: егиссо Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
587
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное обеспечение / информация / государство / граждане / social security / information / state / citizens

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степшина А. В., Тупикин А. Е.

В статье рассматриваются вопросы социального обеспечения граждан РФ. Описывается новый способ информирования граждан об их праве на социальное обеспечение, гарантированное государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of social security of Russian citizens. A new way of informing citizens about their right to social security guaranteed by the state is described

Текст научной работы на тему «Новация в праве социального обеспечения: егиссо»

НОВАЦИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ЕГИССО

Степшина А.В.,

студентка 3 курса юридического факультета, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, г. Екатеринбург;

Тупикин А.Е.,

студент 3 курса юридического факультета, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, г. Екатеринбург;

Научный руководитель: Истомина Е.А., к.ю.н., доцент, доцент кафедры социального права,

Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, г. Екатеринбург Аннотация: В статье рассматриваются вопросы социального обеспечения граждан РФ. Описывается новый способ информирования граждан об их праве на социальное обеспечение, гарантированное государством.

Ключевые слова: социальное обеспечение, информация, государство, граждане

Summary: The article deals with the issues of social security of Russian citizens. A new way of informing citizens about their right to social security guaranteed by the state is described. Keywords: social security, information, state, citizens

Социальное обеспечение - это система общественных отношений, сторонами которого являются с одной стороны - граждане, а с другой -органы, организации и учреждения, возникающие по поводу обеспечения пенсиями и пособиями, за счет специализированных источников, на условиях и нормам, установленных законом, при наступление социальных рисков.

Основные права и свободы человека гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [1] В статье 22 Декларации закреплено право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.

Гарантированность провозглашенных прав обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно статье 7 Конституции [2], Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека. Однако не все граждане РФ знают о своем праве на социальное обеспечение, и, следовательно, нужно донести до них информацию.

Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее - ЕГИССО) утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 года № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» [3] и Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 388[4], цель которой -определение прав граждан на социальное обеспечение, предусмотренные статьей 39 Конституции РФ, а также меры социальной поддержки, гарантий, выплат и компенсаций, установленные законодательством, а также обеспечить соответствующей информацией, усовершенствовать учет прав граждан на социальное обеспечение, мер социальной поддержки.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время система социального обеспечения многоуровневая, то есть, на федеральном уровне выплачиваются пенсии (по старости, по инвалидности и др.), различные пособия (по временной нетрудоспособности и др.). С ведением же в действие ЕГИССО значительно упростится информирование граждан обо всех видах государственной поддержки, которые будут основываться на следующих принципах:

1) повышение качественного планирования за счет повторяющихся мер социальной защиты;

2) снижение затрат на межведомственные взаимодействие (у органов власти избавятся от избыточных функций);

3) прозрачность, открытость, доступность для граждан;

4) адресность - оказание мер социальной поддержки в связи с нуждаемостью.

Исходя из данных принципов, ЕГИССО вводится для достижения следующих целей. Во-первых, это повышение качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите (пенсионеры, многодетные семьи и другие). Во-вторых, повышение эффективности государственного управления в условиях ограниченности финансовых ресурсов. И в-третьих, информированность граждан о правах на социальное обеспечение.

Соответствующие изменения претерпит ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178[5]. В данный ФЗ будет внесена глава, посвященная ЕГИССО, которая зафиксирует в своём содержании следующее:

a) сведения о лице, получающем меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги (в том числеконтактный телефон, адрес места жительства, сведения о вознаграждениях в ходе трудовой деятельности и ее периодах, сведения о размере пенсии, сведения о документах, дающих право на получение соцзащиты);

b) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки) (сведения о размере и периоде меры соцзащиты, размер

занимаемой площади жилья для мер социальной защиты (поддержки) по оплате ЖКХ);

^ сведения о мерах социальной защиты (поддержки), с указанием их вида, условий, способов и форм их предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер и услуг, а также их возможных объемов в натуральной форме либо денежном выражении;

d) сведения об информационных ресурсах, используемых для предоставления мер социальной защиты;

e) сведения об индивидуальных предпринимателях, предоставляющих меры социальной защиты;

^ неперсонифицированные сведения о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Рассматриваемая информационная система будет создана в соответствии с основными общеправовыми принципами, такими как законность, демократизм [6; с. 91-96], принцип социального государства [7; с. 4-5].

За счет взаимодействия системы с порталом государственных услуг информация о предоставляемых мерах социальной поддержки будет отражаться в личных кабинетах граждан. Чиновники для получения информации из системы должны направлять запросы через электронную форму в ЕГИССО или через систему межведомственного взаимодействия, при этом документ подчеркивает, что не допускается запрашивать информацию для деятельности, не связанной с предоставлением мер социальной поддержки.

ЕГИССО не только будет способствовать учёту всей необходимой информации, что само по себе позволит уменьшить денежные и трудовые расходы в делопроизводстве. Она также исключит дублирование сведений в различных ведомствах, усилит адресность социальной поддержки государства. Это позволит сэкономить необоснованные расходы. Кроме того, возникает сильный инструмент для изучения статистики на уровне страны в аспекте регионов, групп населения, видов мер поддержки. На этой базе возможно принятие продуманных и оперативных решений по финансам социальной сферы.

Однако в складывающейся ситуации необходимо особое внимание уделить вопросу безопасности персональных данных граждан, непосредственно составляющих ядро данной информационной системы. Ведь существует риск потери данных граждан, связанных с их социальным обеспечением, а также риск взлома баз данных ЕГИССО с целью удаления либо неправомерного изменения данных, способного повлечь за собой опасность неосуществления гражданами своих прав на социальное обеспечение или опасность неправомерной реализации гражданами прав на социальное обеспечение, которых они в действительности не имеют.

Таким образом, формирующаяся система нуждается в надёжной подсистеме информационной безопасности, которая позволит обеспечить

бесперебойное функционирование всех информационных механизмов, тем самым минимизировав вероятность злоупотребления системой в корыстных целях.

В заключение можно сказать, что с помощью ЕГИССО унифицируются все виды социальной поддержки граждан. Государство собирается объединить в единое целое информацию обо всех мерах социальной поддержки, оказываемых гражданам. Планируется объединить все информационные системы, содержащие необходимые данные. У граждан в результате созданияЕГИССО появится возможность открыть личный кабинет в интернете и получить всю информацию из одного ресурса обо всех полагающихся мерах социальной поддержки со всех уровней бюджета.

Список использованных источников:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

3. О Единой государственной информационной системе социального обеспечения (вместе с «Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения», «Порядком предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения»): Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 года № 181 // Российская газета. 2017. № 42;

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости: Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ //Российская газета. 2015. № 297;

5. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178 // Российская газета. 1999. № 142;

6. Филиппова М.В. Иванкина Т.В., Лаврикова М.Ю. Право социального обеспечения. М.: Юристъ, 2006.

7. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения. -М.:ГроссМедиа, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.