М.В. Баранова
Новации законодательной регламентации рекламы
биржевых облигаций
9 февраля 2007 года Президент России подписал Федеральный закон Российской Федерации № 18 «О внесении изменений в статьи 29 и 38 Федерального закона "О рекламе"», которым статья 29 дополнена частью 8 следующего содержания: «Не допускается реклама биржевых облигаций до даты допуска их фондовой биржей к торгам в процессе размещения биржевых облигаций» [1].
В чем глубинный смысл введения нового правового запрета? Каким образом оптимально организовать его соблюдение? Какие препятствия могут возникнуть при реализации этого нововведения?
Приведенная юридическая норма вводит дополнительный контрольный этап, позволяющий организатору торгов (фондовой бирже) провести проверку соблюдения эмитентом требований, предъявляемых к данному виду облигаций. Допуск биржевых облигаций к торгам означает то, что они соответствуют всем предъявляемым к данному виду ценных бумаг требованиям.
Институт биржевых облигаций появился в действующем российском законодательстве лишь в 2006 году.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 138-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», направленный на расширение перечня финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, ввел новый вид облигации - биржевую облигацию (статья 27.5.2 Закона «О рынке ценных бумаг» в новой редакции).
Выпускать биржевые облигации могут только открытые акционерные общества, существующие не менее трех лет, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже. Ценные бумаги являются краткосрочными, имеют срок обращения 1 год. Биржевые облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии.
От обычных облигаций биржевые отличаются тем, что их выпуск не требует регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам. Фактически биржа будет разрешать компаниям продавать свои долговые инструменты, а государство при этом надо будет всего лишь уведомить.
Биржевые облигации допускаются к торгам только на той бирже, где обращаются акции эмитента. Их владельцам предоставляется право только на получение номинальной стоимости облигаций или номинальной стоимости плюс фиксированный процент в срок не позднее 12 месяцев с начала размещения. Владелец этих ценных бумаг вправе предъявить их к досрочному погашению, если акции эмитента исключены из списков допущенных к торгам на всех биржах. При этом фондовая биржа информирует уполномоченный орган о допуске биржевых облигаций к торгам в уведомительном порядке.
Выпуск биржевых облигаций требует гораздо меньше времени и денег, ведь регистрация проспектов эмиссии часто сопровождается неофициальными издержками - в адрес лиц, которые помогают прохождению документов через чиновников.
Иными словами, биржевые облигации используются для привлечения «быстрых» денег для покрытия временной нехватки ресурсов компании.
В соответствии с частью 6 статьи 29 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе» реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта за исключением случая, если в соответствии с Федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется.
В отношении биржевых облигаций, в отличие от иных эмиссионных ценных бумаг, осуществляется не регистрация проспекта эмиссии, а допуск фондовой биржей к торгам (статья 27.5.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Таким образом, введение запрета на рекламу биржевых облигаций до даты их допуска фондовой биржей к торгам в процессе размещения обусловлено, в первую очередь, необходимостью консолидации в Федеральном законе «О рекламе» требований к рекламе ценных бумаг.
В то же время законодатель, кажется, не учел существенные отличия биржевых облигаций от иных эмиссионных бумаг: короткий срок обращения и цель эмиссии (привлечение «быстрых» денег). Достичь этой цели в нынешних экономических условиях вряд ли возможно.
Проблем с соблюдением рассматриваемого правового запрета возникнуть не должно: думается, что реализация его мало будет отличаться от соблюдения запрета, установленного в части 6 статьи 29 Федерального закона «О рекламе», за некоторыми исключениями, описанными в пункте 3.
Некоторые участники рынка ценных бумаг считают, что после принятия поправок в Федеральный закон «О рекламе» обеспечить должный интерес инвесторов к биржевым облигациям будет невозможно.
Начальник Управления долговых инструментов банка «Союз» Михаил Автухов заявил, что, если, согласно новому закону, реклама биржевых облигаций до момента их размещения на бирже будет запрещена, то непонятно, каким же образом инвестор будет получать информацию о бумаге. Если поправки будут приняты, они затруднят для эмитентов привлечение денег через биржевые облигации. Ведь эти бумаги созданы для привлечения «быстрых» денег для покрытия временной нехватки ресурсов компании. И запрет рекламы до начала торгов может свести ценность бумаги для эмитента к нулю [2].
При размещении классических облигаций после регистрации их выпуска в ФСФР его организаторы проводят не только рекламную компанию в СМИ, но и маркетинговые мероприятия для формирования интереса инвесторов и обеспечения спроса на бумаги на фондовом рынке - роад-шоу*.
Реклама биржевых облигаций в СМИ до их выпуска запрещена, но нет прямого запрета на проведение роад-шоу.
Так, по мнению главы банковского комитета Госдумы Владислава Резника, роад-шоу облигационных займов, рассчитанное на профессиональных инвесторов, рекламой не является.
Двусмысленность ситуации признают и в Федеральной антимонопольной службе. Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров пояснил, что определения роад-шоу в российском законодательстве нет, поэтому судить, является та или иная акция рекламой или нет, нужно в каждом конкретном случае исходя из того, формирует ли она интерес к продукту или нет.
Однако, исходя из формального определения рекламы, даваемого в статье 3 Федерального закона «О рекламе» (реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке), роад-шоу могут быть признаны рекламой, и государственные органы смогут в любой момент предъявить эмитентам биржевых облигаций обвинения в нарушении законодательства.
Возможно, стоит внести термин «роад-шоу» в российское рекламное законодательство и прямо указать, будут ли являться данные маркетинговые мероприятия рекламой или нет. В этом случае проблемная ситуация, несомненно, будет разрешена.
Литература
1. Российская газета. 2007. 14 февраля. 2. Гостева Е., Дементьева С., Разумова М. Биржевые облигации оставили без рекламы // Коммерсант
Daily. 2007. 26 января.