47 (89) - 2011
Фондовый рынок
УДК 339.7
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БИРЖЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ
Ю. В. СЕМЕРНИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: ysemernina@yandex. ru Саратовский государственный социально-экономический университет
В статье проведен анализ показателей российского рынка корпоративных облигаций в целом и рынка биржевых облигаций в частности. Восходящая динамика темпов роста доли рынка биржевых облигаций в совокупном объеме рынка корпоративных облигаций с 2008 г. по первое полугодие 2011 г. послужила основой для рассмотрения причин активного роста рынка биржевых облигаций на начальном и современном этапах его развития и для определения перспективы развития данного сегмента рынка корпоративного долга.
Ключевые слова: биржевая облигация, корпоративная облигация, динамика, фондовая биржа, эмиссия, листинг, котировальный список, рейтинг.
История развития российского рынка биржевых облигаций берет свое начало в 2008 г. Первое размещение биржевых облигаций было осуществлено 25 марта эмитентом ОАО «РБК Информационные системы» на Фондовой бирже (ФБ) ММВБ, а уже к концу 2008 г. было размещено 15 выпусков биржевых облигаций 3 эмитентов общим объемом 16,5 млрд руб. по номиналу. По итогам 2009 г. на ФБ ММВБ было размещено 29 выпусков биржевых облигаций 16 эмитентов объемом 143,6 млрд руб.
В 2010 г. российские эмитенты проявили еще
больший интерес к биржевым облигациям, и по итогам года на ФБ ММВБ было размещено 93 выпуска биржевых облигаций 52 эмитентов, а объем размещений составил 354,8 млрд руб. по номиналу.
В первом полугодии 2011г. на российском рынке корпоративных облигаций сохранялась высокая эмиссионная активность компаний, и сегмент биржевых облигаций продолжил свое бурное развитие. За первое полугодие 2011 г. 37 эмитентов разместили 49 выпусков биржевых облигаций суммарным объемом 178,3 млрд руб. по номиналу (табл. 1) [1].
Восходящая динамика сегмента биржевых облигаций на российском фондовом рынке свидетельствует об увеличении интереса к этому инструменту управления краткосрочной ликвидностью со стороны российских корпораций. Следует отметить, что с момента появления биржевых облигаций на ФБ ММВБ до окончания 2010 г. в совокупности было зарегистрировано 445 выпусков биржевых облигаций 107 эмитентов на сумму 1,7 трлн руб. [1].
В целом долговой сегмент российского рынка ценных бумаг характеризуется тем, что основной объем корпоративных облигаций размещается на биржевом рынке, а точнее на Фондовой бирже ММВБ.
Таблица 1
Динамика развития рынка биржевых облигаций на ФБ ММВБ
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. I полугодие 2011 г.
Номинальный объем размещения, млрд руб. 16,5 143,6 354,8 178,3
Количество эмитентов 3 16 52 37
Количество выпусков 15 29 93 49
Таблица 2
Динамика развития первичного рынка корпоративных облигаций на ФБ ММВБ
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. I полугодие 2011 г.
Номинальный объем размещения, млрд руб. 535,2 908,3 854,7 540,5
Количество новых выпусков 146 154 191 110
Источники: [1, 2].
Так, в 2008 г. на ФБ ММВБ было размещено 146 новых выпусков и 1 доразмещение суммарным объемом 535,2 млрд руб. по номиналу. В 2009 г. было размещено 154 новых выпуска и 1 доразмещение суммарным объемом 908,3 млрд руб. по номиналу. На других российских биржевых площадках в 2009 г. размещений корпоративных облигаций не осуществлялось.
На внебиржевом рынке в 2009 г. было выпущено в обращение 27 выпусков рублевых корпоративных облигаций суммарным объемом эмиссии 134,2 млрд руб.1. А в 2010 г. на ФБ ММВБ был размещен 191 выпуск и доразмещено 3 выпуска корпоративных облигаций суммарным объемом 854,7 млрд руб. по номиналу. На других российских биржевых площадках размещений корпоративных облигаций не осуще ствляло сь.
На внебиржевом рынке в 2010 г. было размещено 16 новых выпусков рублевых корпоративных облигаций суммарным объемом эмиссии 20,7 млрд руб.2. В первой половине 2011 г. на ФБ ММВБ было размещено 110 новых выпусков корпоративных облигаций суммарным объемом 540,5 млрд руб. по номиналу.
На другой российской биржевой площадке, РТС, был размещен 1 выпуск корпоративных облигаций объемом 1,4 млрд руб. по номиналу. На внебиржевом рынке - 4 выпуска рублевых корпоративных облигаций суммарным объемом эмиссии 7,1 млрд руб.3.
Чтобы получить представление о темпах роста сегмента биржевых облигаций в совокупном объеме выпусков корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ с 2008 г. по первое полугодие 2011 г., обратимся к динамике последнего (табл. 2).
1 Центральный банк РФ. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2009 год. № 1.
2 Центральный банк РФ. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 год. № 1.
3 Центральный банк РФ. Обзор финансового рынка. Первое
полугодие 2011 года. № 2.
Источники: [1, 3].
Темпы роста доли биржевых облигаций в совокупном объеме выпусков корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ за период с 2008 г. по первое полугодие 2011 гг., а также темпы роста доли биржевых облигаций в общем объеме размещений корпоративных облигаций свидетельствуют о стремительном развитии этого сегмента долгового рынка (рис. 1, 2).
Анализируя динамику объемов размещений корпоративных облигаций в период с 2008 г. по первое полугодие 2011 г., следует учесть, что в 2009 г. в обращение был выпущен максимальный за всю историю российского рынка корпоративного долга годовой объем корпоративных облигаций, но первое полугодие 2011 г. характеризовалось еще большей эмиссионной активностью российских компаний. Тем не менее по темпам роста рынок биржевых облигаций сохраняет лидерские позиции. В частности, в совокупном объеме выпусков корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ, в 2008 г. доля биржевых облигаций составляла 3,2 %; в 2009 г. - 15,8 %; в 2010 г. -41,5 %; а в первом полугодии 2011 г. - 33,0 %4.
Стремительная динамика развития рынка биржевых облигаций свидетельствует о растущей популярности этого источника финансирования российских компаний. Рассмотрим причины, по которым биржевые облигации становятся все более привлекательным инструментом долгового рынка.
Прежде всего необходимо отметить, что биржевыми облигациями в соответствии со ст. 27.5.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» именуются облигации, которые одновременно соответствуют следующим условиям:5
4 Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2009 год. № 1. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 год. № 1. Обзор финансового рынка. Первое полугодие 2011 года. № 2.
5 Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 9-ФЗ.
200
150
100
50
п 1
1
□ Корпоративные облигации
□ Биржевые облигации
2008 г.
2009 г.
2010 г.
I полугодие 2011 г.
Рис. 1. Количество новых выпусков корпоративных облигаций на ФБ ММВБ
1 0001 /
800- /
600- г 71
|
400-
2000- и
□ Корпоративные облигации
□ Биржевые облигации
2008 г.
2009 г.
2010 г.
I полугодие 2011 г.
Рис. 2. Объем размещений корпоративных облигаций на ФБ ММВБ (по номиналу, млрд руб.)
1) размещение облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;
2) эмитентом облигаций является хозяйственное общество, государственная корпорация или международная финансовая организация, если в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигаций к торгам, включены акции и (или) облигации указанных эмитентов;
3) эмитент облигаций существует не менее трех лет и имеет надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за два завершенных финансовых года;
4) облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости;
5) срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать три года с даты начала их размещения;
6) облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии.
Тот проводит свои операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через фондовую биржу, которая допускает такие облигации к торгам на основании договора, который заключается с этой биржей и (или) клиринговой организацией;
7) оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям осуществляются только денежными средствами.
Таким образом, биржевая облигация представляет собой эмиссионную ценную бумагу, которая позволяет привлекать краткосрочное финансирование на срок до трех лет по упрощенной процедуре эмиссии. Следует отметить, что до 31.12.2008 (т. е. до вступления в силу изменений, внесенных в ст. 27.5.2. ФЗ «О рынке ценных бумаг») выпускать биржевые облигации могло только открытое акционерное общество на срок, не превышающий одного года с даты начала их размещения, и при условии, что (только) акции данного эмитента уже прошли процедуру листинга на фондовой бирже. Безусловно, подобная законодательная новация придала дополнительное ускорение темпам роста российского рынка биржевых облигаций.
Следует сказать о том, что процедура эмиссии классических облигаций (как эмиссионных ценных бумаг) включает следующие этапы:6
- принятие решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
6 Ст. 2.1.1. Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (в ред. от 20.07.2010 N 10-48/пз-н).
7х"
25
0
- размещение ценных бумаг;
- государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Эмиссия биржевых облигаций в соответствии со ст. 27.5.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» может осуществляться без государственной регистрации их выпуска, регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска). Соответственно, становится очевидной, во-первых, экономия эмитента на уплате пошлины за государственную регистрацию; а во-вторых, сокращение срока, необходимого для размещения ценных бумаг при эмиссии биржевых облигаций по сравнению с «классическими» облигациями.
Одним из обязательных реквизитов сертификата биржевых облигаций (вместо государственного регистрационного номера выпуска эмиссионных ценных бумаг) является идентификационный номер, присвоенный выпуску биржевых облигаций фондовой биржей. Следует отметить, что при размещении биржевых облигаций на ФБ ММВБ размер вознаграждения биржи за присвоение биржевым облигациям идентификационного номера зависит от количества их выпусков (табл. 3). А тарифы фондовой биржи ММВБ за допуск к размещению биржевых облигаций значительно ниже по сравнению с тарифами для классических облигаций (табл. 4, 5).
Таким образом, тарифы фондовой биржи ММВБ за допуск к размещению биржевых облигаций не превышают 150 000 руб., а за размещение классических облигаций не превышают 300 000 руб.
Следует отметить, что в соответствии с «Правилами допуска биржевых облигаций к торгам в ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» [1] размещение биржевых облигаций может осуществляться:
- без прохождения процедуры листинга;
- с прохождением процедуры листинга.
Если размещение биржевых облигаций эмитента осуществляется без прохождения процедуры листинга, то эти ценные бумаги включаются в список «Ценные бумаги, допущенные к размещению», а эмитент оплачивает вознаграждение за услуги по допуску биржевых облигаций к торгам в ЗАО «ФБ ММВБ» в процессе размещения и за присвоение идентификационного номера биржевым облигациям (табл. 3-5).
Таблица 3
Тарифы ФБ ММВБ за присвоение биржевым облигациям идентификационного номера
Количество выпусков Тариф (без учета НДС)
За первый выпуск 150 тыс. руб.
За второй и последующие выпуски (при условии одновременной подачи документов на присвоение идентификационного номера) 50 тыс. руб. за каждый выпуск
Источник: [1].
Таблица 4
Тарифы за допуск биржевых облигаций к торгам в процессе их размещения на ФБ ММВБ
Объем выпуска Порядок расчета размера оплаты, руб. (без учета НДС)
До 120 млн руб. 0,05 % от объема выпуска
От 120 млн руб. до 1 млрд руб. 60 000 руб. + 0,005 % от размера превышения объема выпуска над 120 млн руб.
Свыше 1 млрд руб. 104 000 руб. + 0,0025 % от размера превышения объема выпуска над 1 млрд руб., но не более 150 000 руб.
Источник: [1]. Таблица 5 Тарифы за размещение классических облигаций на ФБ ММВБ
Объем выпуска Порядок определения размера вознаграждения, руб. (без учета НДС)
До 120 млн руб. 0,1 % от объема выпуска
От 120 млн руб. до 1 млрд руб. 120 000 руб. + 0,01 % от размера превышения объема выпуска над 120 млн руб.
Свыше 1 млрд руб. 208 000 руб. + 0,005 % от размера превышения объема выпуска над 1 млрд руб., но не более 300 000 руб.
Источник: [1].
Если размещение биржевых облигаций эмитента осуществляется с прохождением процедуры листинга, то эти ценные бумаги после прохождения биржевой экспертизы могут быть включены в список в раздел «Котировальный список «А» первого уровня» либо в раздел «Котировальный список «А» второго уровня», либо в раздел «Котировальный список «Б», либо в раздел «Котировальный список «В». А эмитент оплачивает (помимо вознаграждения за услуги по допуску биржевых облигаций к торгам в ЗАО «ФБ ММВБ» в процессе размещения и за присвоение идентификационного номера биржевым
облигациям) проведение экспертизы ценных бумаг и вознаграждение за услуги по включению ценных бумаг в котировальные списки ФБ ММВБ (табл. 6).
Каждый котировальный список предполагает набор требований к эмитенту и размещаемым ценным бумагам. Это требования к объему выпуска, объему сделок, финансовой отчетности эмитента и т. п. (табл. 7). Листинг на фондовой бирже позволяет эмитентам корпоративных облигаций расширить инвесторскую базу за счет институциональных инвесторов, таких как: Пенсионный фонд РФ (ПФР), негосударственные пенсионные фонды (НПФ), паевые инвестиционные фонды (ПИФ), управляющие компании (УК), страховые компании и др.
Следует отметить, что для некоторых категорий институциональных инвесторов устанавливаются государственные нормы, запрещающие приобретать облигации (и иные ценные бумаги), которые не входят в котировальные листы определенного уровня фондовой биржи.
Существенным моментом для эмитента корпоративных облигаций является наличие ощутимой разницы во времени, необходимом для размещения биржевых или классических облигаций на фондовой бирже ММВБ. Считается, что эмиссия биржевых облигаций занимает 4-7 недель, а эмиссия классических облигаций может осуществляться не менее 8-10 недель. Также у эмитента биржевых облига-
Таблица 6
Тарифы ФБ ММВБ за услуги по включению ценных бумаг в котировальные списки, поддержанию ценных бумаг в котировальных списках и проведению экспертизы
Котировальный список ФБ ММВБ (далее - КС) Включение в КС, руб. (без учета НДС) Поддержание в КС, руб. в год (без учета НДС) Проведение экспертизы ценных бумаг корпоративных эмитентов, руб. (без учета НДС)
«А» первого уровня 60 000 15 000 90 000
«А» второго уровня 45 000 12 000 90 000
«Б» 15 000 6 000 90 000
«В» 15 000 6 000 90 000
Источник: [1].
Таблица 7
Основные требования ФБ ММВБ к корпоративным облигациям*
Облигации (биржевые облигации) Котировальный список
А 1 А 2 Б В**
Минимальный объем выпуска облигаций 1 млрд 500 млн 300 млн 300 млн
Минимальный ежемесячный объем сделок за последние 3 10 млн 1 млн 500 тыс. -
мес. для включения облигаций в котировальный список, руб.
Минимальный среднемесячный объем сделок по итогам пос- 25 млн 2,5 млн 1 млн -
ледних 6 мес. для поддержания облигаций в котировальном
списке, руб.
Срок существования Корпоративные облигации Не менее 3 лет Не менее 3 лет 1 год 6 мес.
эмитента Биржевые облигации Не менее 3 лет Не менее 3 лет Не менее 3 лет Не менее 3 лет
Безубыточность баланса эмитента 2 года из пос- 2 года из послед- - -
ледних 3 лет них 3 лет
Финансовая отчетность МСФО/US GAAP МСФО/US GAAP - -
Соблюдение кодекса корпоративного поведения Формализованные требования по - -
соблюдению кодекса при наличии
подтверждающих документов
Максимальный срок существования бумаг в списке - - - 1 год
Наличие договора с маркет-мейкером - - - На весь
срок
Наличие у эмитента и/или выпуска облигаций кредитного Обязательное - - -
рейтинга одного из рейтинговых агентств условие
* URL: http://www. micex. га.
**Для ценных бумаг, впервые размещающихся на фондовой бирже путем открытой подписки или через брокера, организующего размещение, либо впервые предлагающихся к публичному обращению через фондовую биржу.
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 27
ций существенная экономия времени возникает по причине отсутствия необходимости государственной регистрации отчета об итогах выпуска. После окончания размещения биржевых облигаций фондовая биржа подводит итоги выпуска, раскрывает информацию об итогах выпуска и сама направляет соответствующее уведомление в ФСФР.
А на подготовку и регистрацию отчета об итогах выпуска классических облигаций уходит порядка трех-четырех недель, в течение которых облигации не могут торговаться на вторичном рынке. Обращение биржевых облигаций фондовая биржа может начать уже на следующий день после окончания их размещения или даже в день окончания размещения. Таким образом, неоспоримым преимуществом биржевых облигаций над классическими облигациями помимо более низких тарифов по размещению является быстрое появление на вторичном рынке.
Считается, что облигации, входящие в котировальные листы более высокого уровня, имеют более высокую степень надежности и, соответственно, характеризуются более низкой доходностью, а это, в свою очередь, создает предпосылки для формирования условий, позволяющих снизить стоимость финансирования эмитента таких ценных бумаг.
Таким образом, более высокий уровень котировального списка фондовой биржи, в который попадают биржевые облигации при размещении (или обращении), увеличивает потенциальное количество институциональных инвесторов, имеющих возможность инвестировать в данные ценные бумаги (табл. 8).
Привлекательности биржевым облигациям добавляет еще и то, что их проспект более либерален
по сравнению с проспектом классических облигаций и представляет собой сокращенную его версию. Это обстоятельство объясняется тем, что биржевые облигации эмитента допускаются к торгам на фондовой бирже при условии, что акции или облигации данного эмитента уже прошли процедуру листинга на этой фондовой бирже, а значит, эмитент регулярно раскрывает отчетность по выпущенным прежде ценным бумагам. Также здесь следует отметить, что срок действия проспекта биржевых облигаций не ограничен, а срок действия проспекта классических облигаций составляет один год. По этой причине эмитент, зарегистрировав программу биржевых облигаций, может пользоваться ею неограниченное время в пределах зарегистрированного размера, в то время как при размещении классических облигаций эмитент должен уложиться по времени в срок, не превышающий одного года.
Тем не менее значительные преимущества (экономические и временные) эмиссии биржевых облигаций не позволят вытеснить классические облигации с рынка корпоративного долга. Во-первых, потому, что биржевые облигации - это инструмент только биржевого рынка, а классическим облигациям доступен и внебиржевой рынок; во-вторых, в отличие от классических облигаций, биржевые не могут выпускаться с залоговым обеспечением; в-третьих, срок, на который могут быть выпущены биржевые облигации, не должен превышать трех лет с даты начала размещения, и по этой причине потребность компаний в более долгосрочной ликвидности могут удовлетворять только классические облигации.
Таким образом, размещение биржевых облигаций на российском рынке интересно прежде всего
Таблица 8
Влияние категории котировального списка ФБ ММВБ на инвестиционную привлекательность облигаций
Категория инвестора Средства инвестора Котировальные списки
А1 А2 Б В
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) Пенсионные резервы Пенсионные накопления +* + + + +
Пенсионный фонд Российской Федерации Пенсионные накопления + - - -
Страховые компании Собственные средства и средства страховых резервов + - - -
Паевые инвестиционные фонды (ПИФ) Имущество пайщиков, переданное в доверительное управление + + + +
Общие фонды банковского управления Денежные средства, переданные в доверительное управление + + + +
*+ - ценные бумаги из данного котировального списка могут быть включены в портфель инвестора соответствующей категории; - ценные бумаги из данного котировального списка не могут быть включены в портфель инвестора соответствующей категории.
компаниям, регулярно привлекающим кратко- и среднесрочные финансовые ресурсы на биржевом рынке, потому как короткие сроки размещения биржевых облигаций позволяют гибко реагировать на конъюнктуру долгового рынка.
Здесь уместно отметить, что биржевые облигации могут быть допущены к торгам на ФБ ММВБ не только в процессе их размещения, но и в процессе обращения. При этом в соответствии с Правилами допуска биржевых облигаций к торгам в ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» [1] допуск биржевых облигаций к торгам в процессе обращения может осуществляться:
- без прохождения процедуры листинга;
- с прохождением процедуры листинга.
Если допуск биржевых облигаций к торгам в
процессе обращения осуществляется без прохождения процедуры листинга, то эти ценные бумаги включаются в котировальный список в раздел «Перечень внесписочных ценных бумаг». Это обстоятельство, с одной стороны, позволяет эмитенту сэкономить время, необходимое для допуска биржевых облигаций к торгам, и деньги, необходимые на оплату услуг биржи по проведению экспертизы ценных бумаг.
Вознаграждение за проведение процедур допуска к торгам в перечне внесписочных ценных бумаг на ФБ ММВБ не взимается [1]. Но, с другой стороны, включение ценных бумаг в перечень вне-списочных ценных бумаг делает их недоступными инструментами для некоторых институциональных инвесторов (например, Пенсионного фонда РФ, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний).
Если допуск биржевых облигаций к торгам в процессе обращения осуществляется с прохождением процедуры листинга, то эти ценные бумаги после прохождения биржевой экспертизы могут быть включены в котировальный список соответствующей категории.
Включение биржевых облигаций в котировальные списки А1, А2, Б, В ФБ ММВБ требует больших временных затрат и оплаты биржевых услуг по проведению экспертизы ценных бумаг, но делает их привлекательными инструментами для широкой инвесторской базы, включая институциональных инвесторов (см. табл. 8). За поддержание биржевых облигаций в котировальном списке фондовой биржи ММВБ соответствующей категории эмитент тоже оплачивает биржевое вознаграждение (см.
Таблица 9
Общее количество торгуемых облигаций и биржевых облигаций в ЗАО «ФБ ММВБ» на 01.10.2010 г. *
Уровень Облигации Биржевые облигации
А1 163 бумаги 71 эмитента 21 бумага 13 эмитентов
А2 12 бумаг 11 эмитентов 8 бумаг 4 эмитентов
Б 105 бумаг 73 эмитентов 11 бумаг 8 эмитентов
В 28 бумаг 21 эмитента 4 бумаги 3 эмитентов
ПВЦБ 313 бумаг 249 эмитентов 41 бумага 24 эмитентов
* Источник: URL: М1р://%'%глг. тюех. ги.
табл. 6). Следует отметить, что в общем количестве торгуемых облигаций на фондовой бирже ММВБ количество облигаций, входящих в перечень вне-списочных ценных бумаг (ПВЦБ), существенно превышает количество облигаций, прошедших процедуру биржевого листинга (табл. 9).
Существенному росту рынка биржевых облигаций также способствовало их включение Банком России в Ломбардный список в ноябре 2008 г.7. Это перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России. А включение облигаций какого-либо эмитента в Ломбардный список, в свою очередь, свидетельствует о признании Банком России высокого качества ценных бумаг этого эмитента.
Банк России, таким образом, не только высоко оценивает ценные бумаги эмитента, облигации которого включены в Ломбардный список, но и указывает, что кредитные организации, владеющие такими облигациями, могут привлекать денежные средства Банка России под обеспечение в виде обращающихся на ФБ ММВБ облигаций, так как ломбардные операции являются одним из основных механизмов рефинансирования коммерческих банков. Таким образом, эти ценные бумаги становятся еще более привлекательными для инвесторов, сочетая высокий уровень надежности с возможностью выгодного инвестирования финансовых ресурсов.
Однако не все биржевые облигации попадают в Ломбардный список. Помимо того, что эти облигации должны быть допущены к обращению на ММВБ, рейтинг долгосрочной кредитоспособности эмитента биржевых облигаций по обязательствам в
7 Указание ЦБ РФ от 27.11 2008 № 2134-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России».
иностранной валюте по международной шкале как минимум одного из рейтинговых агентств должен был быть (до 1 апреля 2011 г.) не ниже В - по классификации международного рейтингового агентства Standard & Poor's или Fitch либо B3 по классификации агентства Moody's. Уместно сказать, что в 2010 г. доля ценных бумаг эмитентов, не имеющих кредитного рейтинга, составила 21 % от суммарного объема корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ8. А из всех выпущенных в 2010 г. эмиссий 91 % в денежном выражении приходился на компании с кредитными рейтингами, позволявшими включать их долговые бумаги в Ломбардный список9. Это обстоятельство следует расценивать как положительное явление как для российского рынка публичного долга в целом, так и для рынка биржевых облигаций в частности.
Тем не менее 31 января 2011 г. Совет директоров ЦБ РФ принял решение в два этапа повысить требования к минимальным значениям международных рейтингов, присвоенных эмитентам (выпускам) ценных бумаг, включаемых в Ломбардный список Банка России. Так, с 1 апреля 2011 г. пороговое значение рейтингов было повышено с В-/ВЗ до В/В2 по классификации рейтинговых агентств Standard & Poor's, Fitch Ratings и Moody's Investors Service, а с 1 июля 2011 г. - с В/В2 до В+/В1 по классификации этих рейтинговых агентств10 (табл. 10).
Необходимо подчеркнуть, что рейтинг российских компаний ограничен уровнем странового рейтинга: ВВВ, Ваа1, ВВВ (см. табл. 10). Большинство российских компаний имеют рейтинг в диапазоне от В до ВВ. Как правило, эмитенты корпоративных облигаций, относящиеся к первому эшелону, имеют кредитный рейтинг не ниже ВВВ - по рейтинговой оценке рейтингового агентства Standard & Poor's и Ba3 по рейтинговой оценке рейтингового агентства Moody's. Эмитенты второго эшелона имеют кредитный рейтинг не ниже ВВ и Ba3 по рейтинговой шкале соответствующих агентств, и эмитенты третьего эшелона имеют
8 URL: http://www. cbr. ru - Центральный банк РФ. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 год. № 1 (70).
9 URL:http://www. raexpert. ru/editions/bulletin/14march2011_obl. pdf. pdf - Бюллетень рейтингового агентства «Эксперт РА». Обзор «Рынок корпоративных облигаций по итогам 2010 года», 14 марта 2011 г., Москва.
10 URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;b ase=LAW;n=109871Информация Банка России от 31.01.2011 г. «О требованиях к минимальным значениям международных рейтингов, присвоенных эмитентам (выпускам) ценных бумаг, включаемых в Ломбардный список Банка России».
Таблица 10
Шкалы рейтингов международных рейтинговых агентств: Standard & Poor's, Fitch Ratings, Moody's Investor Services
Standard & Poor's Fitch Ratings Moody's Investor Services
AAA AA+ AA AA-A+ A A-BBB+ BBB BBB- AAA AA+ AA AA-A+ A A-BBB+ BBB BBB- Aaa Aa1 Aa2 Aa3 A1 A2 A3 Baal Baa2 Baa3
BB+ BB BB-B+ B B- BB+ BB BB-B+ B B- Bal Ba2 Ba3 B1 B2 B3
CCC+ CCC CCC- CCC Caa Ca C
кредитный рейтинг ниже ВВ - по шкале рейтингового агентства Standard&Poor's и Ba3 по рейтинговой оценке рейтингового агентства Moody's.
Анализ динамики показателей российского рынка биржевых облигаций за первые 3,5 года его существования достаточно убедительно свидетельствует о стремительном развитии этого сегмента долгового рынка на начальном этапе. Если учесть, что с момента возникновения рынка биржевых облигаций по 2010 г. включительно на этот рынок вышло чуть более 100 эмитентов и потенциально могут стать эмитентами биржевых облигаций почти столько же участников рынка, то можно с высокой долей вероятности прогнозировать и дальнейший бурный рост этого рынка. Упрощенная процедура допуска на биржевой рынок, а также высокая ликвидность биржевых облигаций способствуют расширению их инвесторской базы, в том числе за счет институциональных инвесторов.
Список литературы
1. Сайт группы ММВБ. URL: http://www. micex.
2. Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: http://www. raexpert. ru.
3. Сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www. cbr. ru.