Научная статья на тему 'Новации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в современных условиях'

Новации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1631
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН РФ / ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Юрий Алексеевич, Бочарова Наталья Николаевна

В статье исследуется проблема влияния политических, экономических перемен последнего времени на систему и структуру федеральных органов исполнительной власти РФ. Антикризисным планом Правительства РФ предусмотрено сокращение бюджетных расходов, в том числе - на органы государственной власти. Данный пункт получил свою реализацию в реорганизации, ликвидации, оптимизации федеральных органов исполнительной власти РФ и их территориальных органов (на уровне субъектов РФ и федеральных округов). Авторами статьи рассмотрены конкретные примеры такой оптимизации бюджетных расходов. В завершении статьи делается вывод о своевременности этих мер не только с точки зрения сокращения бюджетных расходов, но и с точки зрения повышения эффективности государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колесников Юрий Алексеевич, Бочарова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в современных условиях»

УДК 340

Колесников Юрий Алексеевич

доктор юридических наук, доцент юридического факультета.

Южный федеральный университет yakolesnikov@sfedu.ru

Бочарова Наталья Николаевна

преподаватель кафедры процессуального права Южно-Российского института управления. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ yakolesnikov@sfedu.ru

Новации в системе

И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Yury A. Kolesnikov

doctor of law,

associate professor of law department. Southern federal university yakolesnikov@sfedu.ru

Natalya N. Bocharova

teacher of chair of a procedural law of the Southern Russian institute of management.The Russian academy of national economy and public service at the Russian President yakolesnikov@sfedu.ru

Innovations in the system

AND STRUCTURE OF FEDERAL BODIES OF EXECUTIVE POWER IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. В статье исследуется проблема влияния политических, экономических перемен последнего времени на систему и структуру федеральных органов исполнительной власти РФ. Антикризисным планом Правительства РФ предусмотрено сокращение бюджетных расходов, в том числе - на органы государственной власти. Данный пункт получил свою реализацию в реорганизации, ликвидации, оптимизации федеральных органов исполнительной власти РФ и их территориальных органов (на уровне субъектов РФ и федеральных округов). Авторами статьи рассмотрены конкретные примеры такой оптимизации бюджетных расходов. В завершении статьи делается вывод о своевременности этих мер не только с точки зрения сокращения бюджетных расходов, но и с точки зрения повышения эффективности государственного управления.

Ключевые слова: федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы, Антикризисный план РФ, оптимизация бюджетных средств, повышение эффективности управления.

Annotation, this article examines the influence of political, economic changes of recent times on the system and structure of Federal Executive authorities of the Russian Federation. Anti-crisis plan of the Government of the Russian Federation stipulates the reduction of budget expenditures, including the public authorities. This item gained its implementation in reorganization, liquidation, optimization of the Federal bodies of Executive power and their territorial bodies (at the level of subjects of the Russian Federation and Federal districts). The authors examined specific examples of such optimization of budget expenditures. At the end of the article concludes that the timeliness of these measures not only from the point of view of budget cuts, but also from the point of view of increasing the efficiency of public administration.

Keywords: Federal Executive authorities, territorial authorities, the anti-crisis plan of the Russian Federation, optimization of budget funds, improve management efficiency.

Негативные тенденции во внешней политической ситуации вокруг России привели к ухудшению общего экономического состояния страны. Падение курса рубля, обвал цен на нефть, рост цен внутри страны - со всем этим пришлось столкнуться россиянам и Правительству РФ в 2014 году. После рекордного обвала национальной валюты в декабре 2014 года был подготовлен и подписан премьер-министром Антикризисный план на 2015 год [1]. Приоритет-

ная задача Правительства РФ, в соответствии с данным планом, - это сокращение бюджетных на 10 %. Для этого будут приниматься меры по сокращению неэффективных затрат, таких как сокращение расходов на органы государственной власти. Для этого в плане предусмотрен ряд мер, в том числе структурных. В рамках данной статьи мы остановим свое внимание на одной из них: п. 7 Улучшение качества государственной системы и крупных компаний [1].

123

Система и структура федеральных органов исполнительной власти в России с 1993 года подвергались неоднократному реформированию, пока Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года [2, 3] не была установлена система и структура, действующие по сей день.

13 мая 2000 г. Президентом РФ был подписан Указ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» [4], которым утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Данным актом в России учреждены семь федеральных округов, во главе которых встали полномочные представители Президента РФ (позже введены еще два федеральных округа - СевероКавказский и Крымский) [5]. Параллельно с этим появилась проблема правового статуса окружных управлений федеральных органов исполнительной власти, так как создались правовые основы их функционирования. В связи с этим четко обозначились некоторые вопросы и проблемы их статуса.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» [6] была сформулирована главная цель создания окружных управлений: федеральным органам исполнительной власти было поручено определить в составе своих центральных аппаратов структурные подразделения, которые бы отвечали за координацию взаимодействия федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов с полномочными представителями. Такие органы за короткий период были созданы и стали выполнять, в основном, координационные, сводно-аналитические, информационные и контрольные функции.

На сегодня федеральные органы исполнительной власти в основном завершили процесс формирования на уровне федерального округа своих территориальных органов (окружных управлений).

Однако, геополитические и экономические события последнего времени (о чем мы говорили выше) стали сильно влиять на данную сформированную структуру - появилась тенденция к их реорганизации, ликвидации, укрупнению, т.п.

Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 2009 г. № 233 «О территориальных органах Министерства внутренних дел РФ» (документ утратил силу с 1 марта 2011 г.), территориальными органами Министерства внутренних дел РФ являлись: на окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам, на региональном уровне -министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации.

В МВД России эти подразделения сначала назывались комитетами федеральной криминальной милиции, что акцентировало их функциональное предназначение. Целью их создания было усиление института представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, укрепление вертикали власти, а в конечном итоге выполнение основного предназначения милиции - борьбы с преступностью, в том числе и носящей региональный характер.

На базе данных комитетов Указом Президента РФ № 644 4 июня 2001 г. (ред. от 05.05.2014) [7] были созданы главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам.

А Указом Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 [8] окружные управления МВД РФ были ликвидированы, за исключением Северо-Кавказского. Основной причиной ликвидации называлось дублирование функций и неэффективность деятельности. Также была высказана точка зрения о ликвидации окружных управлений МВД с целью сокращения бюджетных расходов, которые были перенаправлены на создание вертикали власти в Республике Крым [13].

Вместе с упразднением Федеральной службы по поставкам вооружений, Указом Президента РФ № 613 от 08.09.2014 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» были упразднены и управления данной службы в федеральных округах [9].

Далее, в Министерстве культуры РФ были созданы территориальные органы, которые осуществляли свою деятельность на территории федерального округа (Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ) или нескольких субъектов Российской Федерации, объединенных в некие регионы (Южное, Кубанское, Нижне-Волжское, Сибирское, Средне-Сибирское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Приморское, Балтийское управления) [10]. Однако, с учетом геополитических и экономических изменений последних месяцев, Управления стали укрупняться, например, появилось Управление Министерства культуры РФ по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам [11].

Такую же тенденцию мы можем наблюдать в иных территориальных управлениях федеральных органов исполнительной власти: Управление Федеральной службы по аккредитации в Южном, Северо-Кавказском и Крымском федеральном округах [12, 13].

Власти задумались о ликвидации Госнаркоконтроля путем слияния ФСКН с МВД: с целью оптимизации структуры и численности в связи с «оптимизацией финансового обеспечения, повышение эффективности расходования бюджетных средств» [14].

124

Также обсуждается вопрос слияния с МВД Федеральной миграционной службы по тем же причинам [14].

Главная цель проводимой реформы управления в России - оптимизация системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в том числе - территориальных органов через функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, образованных на уровне федерального округа, с одновременной ликвидацией территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Федерации и делегированием их полномочий как окружным территориальным структурам федеральных органов исполнительной власти, так и органам исполнительной власти субъектов Федерации [15]. То есть, создание двухзвенной и лишь в ограниченных случаях трехзвенной системы федеральных органов исполнительной власти. При этом, реформирование, как мы видим, может происходить не только по вертикали, но и в своем роде по горизонтали - укрупнение территориальных управ-

Литература:

1. URL: www.pravo.gov.ru

2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 12.03.2004. № 50.

3. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 12.05.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 22.05.2012. № 114.

4. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 16.05.2000. № 92-93.

5. Указ Президента РФ от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа» // Собрание законодательства РФ. 2014, 24 марта. № 12. Ст. 1265.

6. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 34. Ст. 3473.

7. Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 (ред. от 05.05.2014) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 24. Ст. 2416.

лений по округам, что позволит повысить эффективность их взаимодействия и одновременно снизить финансовые затраты на управленческий аппарат.

Возможно, происходящие новеллы в системе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти позволят повысить эффективность государственного управления территориальным развитием, унифицировать органы исполнительной власти, преодолеть несогласованность действий между федеральными и региональными органами исполнительной власти и исключить дублирования в их работе, нивелировать проблемы постоянной координации работы между федеральными и региональными органами исполнительной власти, повысить правовой статус полномочных представителей Президента в федеральных округах, а также обеспечить экономическую эффективность функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с точки зрения и с учетом возможности оптимизации бюджетных расходов.

Literature:

1. URL: www.pravo.gov.ru

2. The decree of the President of the Russian Federation dated 09.03.2004 № 314 (edited on 22.06.2010) «About system and structure of Federal Executive authorities» // Rossiyskaya Gazeta. 12.03.2004. № 50.

3. The presidential decree dated 21.05.2012 №. 636 (edited on 12.05.2014) «About structure of Federal enforcement authorities» // Rossiyskaya Gazeta. 22.05.2012. № 114.

4. The presidential decree of 13 May 2000 № 849 «On the Plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Federal district» (with changes and additions) // Rossiyskaya Gazeta. 16.05.2000 № 92-93.

5. The presidential decree of 21 March 2014 №. 168 «About formation of the Crimean Federal district» // Collected legislation of the Russian Federation. 2014, March 24. №. 12. P. 1265.

6. The RF Government decree of 12 August 2000 № 592 «On cooperation of the Government of the Russian Federation and Federal bodies of Executive power with the Plenipotentiary representatives of the President of the Russian Federation in the Federal districts and the scheme of territorial bodies of Federal Executive authorities» // Collected legislation of the Russian Federation. 2000. № 34. P. 3473.

7. The presidential decree of June 4, 2001 № 644 (edited on 05.05.2014) «On some issues of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation» // Collected legislation of the Russian Federation. 2001. № 24. P. 2416.

125

8. Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.05.2014. № 19. Ст. 2396.

9. Указ Президента РФ от 08.09.2014 № 613 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств». URL: www.kremlin.ru

10. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (ред. от 20.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 01.08.2011. № 31. Ст. 4758.

11. Приказ Минкультуры России от 29.07.2013 № 1054 (ред. от 11.12.2014) «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства культуры РФ» // Российская газета. 01.11.2013. № 247.

12. Приказ Минэкономразвития России от 15.08.2012 № 512 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по аккредитации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 17.12.2012. № 51.

13. Приказ Федеральной службы по аккредитации от 01.02.2013 № 306 «О создании Управления Федеральной службы по аккредитации по Южному федеральному округу» // Консультант Плюс.

14. Vedomosti.ru 30.01.2015; Силуанов /4. Расходы министерств и ведомств будут сокращены // Российская газета. 27.02.15.

15. Черкасов КВ. Организационно-правовые основы учреждения и функционирования федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа // Законодательство и экономика. 2008. № 12.

8. The presidential decree dated 5 May 2014 №. 300 «On some issues of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation» // Collected legislation of the Russian Federation. 12.05.2014. № 19. P. 2396.

9. The decree of the President of the Russian Federation dated 08.09.2014 № 613 «On some issues of state management and control in the sphere of the state defense order of weapons, military and special equipment». URL: www.kremlin.ru

10. The RF Government decree of 20 July 2011, №. 590 «On the Ministry of culture of the Russian Federation» (as amended on 20.02.2014) // Collected legislation of the Russian Federation. 01.08.2011. № 31. P. 4758.

11. Order of the Ministry of culture dated 29.07.2013 №. 1054 (edited on 11.12.2014) «On approval of the regulation on the territorial body of the Ministry of culture of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 01.11.2013. №. 247.

12. The order of The Ministry of economic development as of 15.08.2012 №. 512 (edited on 15.11.2013) «About the statement of Typical position about territorial body of the Federal service for accreditation» // Bulletin of Normative acts of Federal Executive authorities. 17.12.2012. № 51.

13. The order of the Federal service for accreditation from 01.02.2013 № 306 «On the establishment of the Federal service for accreditation in the southern Federal district» // Consultant Plus.

14. Vedomosti.ru 30.01.2015; Siluanov A. Expenditures of ministries and agencies will be reduced // The Russian newspaper. 27.02.15.

15. Cherkasov K.V. The legal basis for the establishment and operation of the Federal bodies of Executive power at the Federal district level // The legislation and economy. 2008. № 12.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.