Научная статья на тему 'Новации образовательной деятельности Михаила Кравчука'

Новации образовательной деятельности Михаила Кравчука Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / УЧЕНЫЙ / SCIENTIST / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / УКРАИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / UKRAINIAN TERMINOLOGY / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADMINISTRATIVE ACTIVITY / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнепа Ольга Владимировна

Использование элементов историзма в преподавании способствует осознанному усвоению студентами материала, развитию личностных качеств будущих специалистов, формированию умений использовать полученные знания в профессиональной деятельности. На эффективность университетской подготовки благотворно влияет изучение биографий и научно-педагогического наследия выдающихся представителей истории украинской педагогики, одним из которых является Михаил Кравчук. Его плодотворная и многогранная педагогическая деятельность (1917-1938 гг.) совпала с кардинальными изменениями в украинском образовании. Все преобразования происходили с помощью М. Кравчука: открытие гимназий и университетов, участие в работе научных и образовательных обществ, разнообразных комиссий (издательской, кадровой, организационных), создание трудовой школы и советских институтов. Он был инициатором многих из проводимых в то время образовательных реформ, акцентируя внимание на формировании профессиональных навыков будущих специалистов с учетом и развитием их творческих способностей, организации самообразовательной деятельности студентов, выявлении молодых талантов. Имея возможность работать за границей, М. Кравчук отдал свою жизнь на благо родной страны. Его короткая педагогическая деятельность прославлена именами учеников: Сергея Королева, Архипа Люльки, Владимира Челомея, Ивана Скурата, ученых-новаторов и конструкторов в авиации, ракетостроении и космонавтике. Ценны и все еще актуальны требования М. Кравчука к украинскому образованию: обучение на родном языке, доступность и равноправность в получении знаний. Опыт Михаила Кравчука, новации его образовательной деятельности имеют особую актуальность и перспективность во время реформирования современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIONS OF MYKHAILO KRAVCHUK’S EDUCATIONAL ACTIVITY

Using the historical elements in teaching one assists the students to realize the learning material, to develop future specialists’ personal features and to form their ability to use the received knowledge in professional activity. Study of biographies, scientific and pedagogical heritage of prominent representatives of history of Ukrainian pedagogics, for example Mykhailo Kravchuk, influences favorably on the efficiency of university education. His rich and many-sized pedagogical activity (1917-1938) coincided with the cardinal changes in Ukrainian education. M.Kravchuk helped such transformations as opening gymnasia and universities, work of different commissions, scientific and educational societies, creation of labour school and soviet institutes. He was the initiator of many educational reforms, accenting on forming future specialists’ professional skills, consideration and development of their creative abilities, organization of students’ individual work, discovering of young talents. Having the opportunity to work in a foreign country, M. Kravchuk devoted himself to his native land. His pedagogical activity is glorified by the names of his students: Sergii Korolyov, Arhyp Lyulka, Ivan Skurat, Volodymyr Chelomei, scientists, innovators and designers in aviation, rocket production and cosmonautics. M. Kravchuk’s requirements for Ukrainian education are still actual and valuable: the using of native language in teaching, availability of education for everybody. M. Kravchuk’s experience and the innovations of his educational activity are especially actual and perspective during the reformation of modern education.

Текст научной работы на тему «Новации образовательной деятельности Михаила Кравчука»

УДК 37. 091. 12 - 051: 51

НОВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИХАИЛА КРАВЧУКА

© 2015

О.В. Гнепа, научный сотрудник

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация. Использование элементов историзма в преподавании способствует осознанному усвоению студентами материала, развитию личностных качеств будущих специалистов, формированию умений использовать полученные знания в профессиональной деятельности. На эффективность университетской подготовки благотворно влияет изучение биографий и научно-педагогического наследия выдающихся представителей истории украинской педагогики, одним из которых является Михаил Кравчук. Его плодотворная и многогранная педагогическая деятельность (1917-1938 гг.) совпала с кардинальными изменениями в украинском образовании. Все преобразования происходили с помощью М. Кравчука: открытие гимназий и университетов, участие в работе научных и образовательных обществ, разнообразных комиссий (издательской, кадровой, организационных), создание трудовой школы и советских институтов. Он был инициатором многих из проводимых в то время образовательных реформ, акцентируя внимание на формировании профессиональных навыков будущих специалистов с учетом и развитием их творческих способностей, организации самообразовательной деятельности студентов, выявлении молодых талантов. Имея возможность работать за границей, М. Кравчук отдал свою жизнь на благо родной страны. Его короткая педагогическая деятельность прославлена именами учеников: Сергея Королева, Архипа Люльки, Владимира Челомея, Ивана Скурата, ученых-новаторов и конструкторов в авиации, ракетостроении и космонавтике. Ценны и все еще актуальны требования М. Кравчука к украинскому образованию: обучение на родном языке, доступность и равноправность в получении знаний. Опыт Михаила Кравчука, новации его образовательной деятельности имеют особую актуальность и перспективность во время реформирования современного образования.

Ключевые слова: педагог, ученый, образовательная деятельность, украинская терминология, управленческая деятельность, высшая школа, самостоятельная работа, педагогическая система, профессиональная подготовка.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важную роль в популяризации математических знаний, повышении мотивации, творческом развитии личности имеет использование на занятиях историко-математическо-го материала. Введение в преподавание человеческого фактора имеет значительный воспитательный потенциал, поскольку не представляет безымянную науку, а конкретных людей с их положительными и отрицательными качествами, с которых можно брать пример, у которых можно поучиться [1]. С этой точки зрения интересна для исследования личность Михаила Филипповича Кравчука (1892-1942), всемирно известного ученого, автора более ста восьмидесяти работ в разных отраслях математики. Несмотря на занятие научной деятельностью, М. Кравчук принимал активное участие в развитии украинского образования. Ему, как педагогу-методисту, принадлежит достойное место в истории украинской педагогики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечают многие исследователи (О. Панишева [1], В. Бевз [2] и др.), использование элементов истории математики в профессиональной подготовке будущих учителей имеет особую актуальность. Эффективность обучения непосредственно зависит от мотивации обучения, которая тесно взаимосвязана с элементами историзма на занятиях математики в целом, и аспектами образовательной деятельности М.Кравчука в частности. Интерес представляют одни из последних исследований жизненного пути и педагогического наследия М.Кравчука - книги Г. Возняка [3] и Н. Вирченко [4]. Значительный объем информации о педагоге-математике опубликован в материалах международных конференций его имени, которые, начиная с 1992 года, проводятся в Национальном техническом университете Украины «КПИ».

Формирование целей статьи (постановка задания). Задание статьи - анализ образовательной деятельности М. Кравчука и ее использование на занятиях с целью улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На протяжении двадцати четырех лет образовательная деятельность М. Кравчука была плодотворной и многогранной: педагогическая, управленческая, органи-

зационная, методическая, издательская, терминологическая. В его педагогической концепции были определены такие основные принципы: обучение на родном языке, доступность и равноправность в получении знаний, образование как единственный путь к счастливому будущему украинского народа. М. Кравчук не писал научных работ по педагогике, однако был учителем от Бога. В его учебных пособиях и методических статьях есть много ценных мыслей об образовании и воспитании, которые остаются актуальными и сегодня.

Заметим, что научно-педагогические взгляды М. Кравчука формировались под воздействием политической ситуации в Украине начала ХХ века. После Февральской революции создавались общественные организации с целью развития украинского образования. Самую важную роль среди них сыграло Общество школьного образования, участники которого (среди них и М. Кравчук) издавали украинские учебники и занимались разработкой национальной терминологии. 1917 год был очень плодотворным для М.Кравчука. Изданы его учебники, среди которых: «Конспект геометрии», «Геометрия для гимназий», [5], «Начальная геометрия», «Пропедевтическая геометрия» [6] (последние два в соавторстве), а также проекты алгебраической и геометрической терминологии [7]. Заметим, что М. Кравчук начал заниматься украинской математической терминологией еще в студенческие годы. Он был не просто теоретиком, а педагогом-экспериментатором, практиком, который блестяще внедрял национальную терминологию в учебный процесс Первой и Второй украинских гимназий, Украинского народного университета, подготовительных курсов. В 1917-1920 годы Михаил Кравчук не только принимал активное участие в деятельности Общества школьного образования, но и сотрудничал с Комиссией по народному образованию Киевской губернской народной управы, где был советчиком [8, с. 63].

Михаил Кравчук руководил работой математической подкомиссии терминологической комиссии при Украинском научном обществе, действительным членом которого он являлся с июля 1917 года. Главной целью деятельности общества являлась разработка и популяризация на украинском языке достижений разных отраслей науки: доклады на заседаниях общества, лекции для населения, подготовка и издание научных работ, разработка украинской терминологии [9, с. 126].

В апреле 1917 года на заседании совета Украинского научного общества было принято решение об открытии Украинского народного университета. С целью обсуж-

дения плана его деятельности, условии приема студентов и программ преподавания в июне того же года был создан организационный комитет, членом которого был и Михаил Кравчук. Торжественное открытие Киевского украинского народного университета состоялось 5 октября 1917 года. Первыми были образованы историко-филологический, физико-математический и юридический факультеты, а также подготовительное отделение. Через год университет был реорганизован в государственное высшее учебное заведение. М. Кравчук исполнял обязанности профессора Украинского народного (позже -государственного) университета, длительное время был секретарем физико-математического факультета этого учебного заведения [9, с. 85; 10, с. 83-84].

С момента открытия университета М. Кравчук принимал участие в работе разнообразных комиссий: - издательской, которая подготовила первый том «Вестника Украинского народного университета» и некоторые конспекты лекций, в том числе конспект лекций по геометрии Михаила Кравчука;

- кадровой, которая занималась вопросами аттестации учителей для украинских учебных заведений (школ, гимназий, университетов);

- организационных, по поводу открытия естественного отделения на физико-математическом факультете, а также астрономо-геодезического и технического факультетов [8, с. 72-73].

Важно заметить, что для молодежи, желающей учится в университете и не имеющей достаточного уровня знаний, были созданы подготовительные курсы. Их слушатели автоматически, без экзаменов, зачислялись на первый курс университета. Михаил Кравчук преподавал на подготовительном отделении, а с сентября 1918 года был назначен его директором. Он взял на себя всю организационную работу по налаживанию эффективной деятельности курсов. Не зря студенты по-простому называли их «бурсой Кравчука» [8, с. 75]. Результаты деятельности М. Кравчука на этой должности выражены: во введении трехгодичной системы обучения, в разработке проекта статута курсов, в решении таких вопросов, как финансирование учреждения, повышение заработной платы сотрудников, поиск собственного помещении.

После становления советской власти почти все украинские учебные заведения были закрыты. В образовательной деятельности М. Кравчука начался новый этап: в 1920 году его назначили директором Саварской начальной школы Киевской области. В этом селе ученый получил большой опыт работы с детьми, что оказало особое влияние на расширение и обогащение его педагогических взглядов, повышение интереса к методике преподавания математики.

М. Кравчук реорганизовал четырехклассное учебное заведение в Саварскую семиклассную трудовую школу, разработал новый учебный план, главной целью которого было формирование всесторонне развитой личности. Молодой директор подобрал коллектив педагогов-еди-номышлеников, предусмотрел изучение иностранных языков, открыл библиотеку, физический и геометрический кабинеты. В воспитательной работе с учениками М. Кравчук всячески поддерживал и поощрял своих подчиненных, которые обращались к истории украинского народа, его традициям и обрядам. Значительное внимание уделял директор внешкольному образованию: организовал исторический музей, драматический и хоровой кружки, школьный оркестр. Под его умелым руководством проводилась широкая культурно-просветительская работа среди взрослого населения, организовывалась туристическо-краеведческая работа. Главнейшей задачей учебного процесса М.Кравчук считал обучение и подготовку школьников к учебной и трудовой деятельности: «Над книгой, опытом или на огороде - все нужно делать со знаниями и любовью». По его инициативе возле школы посадили сад, выделили землю для агрономических опытов [11; 12]._

Во время пребывания М. Кравчука в Саварке любимыми уроками учеников стали алгебра и геометрия. В школе дети чувствовали себя естественно и свободно. Педагог проводил занятия эмоционально, интересно и очень остроумно, широко используя наглядность. Другой методической идеей, которую он последовательно использовал на занятиях, было обучение на высоком уровне сложности, то есть один из принципов развивающего обучения [13, с. 204]. Значительное внимание М. Кравчук уделял решению нестандартных заданий, формированию у детей логического, образного мышления и познавательной самостоятельности. Он считал, что не стоит заучивать учебный материал, а нужно его понимать и уметь применять при решении практических задач, знать идею доказательства теорем.

Обычные сельские парни Иван Скурат и Архип Люлька, которых педагог привлек к науке, стали учеными-новаторами и конструкторами в авиационной отрасли. На самолетах с двигателями А. Люльки установлены десятки мировых рекордов скорости и высоты полета [4, с. 17; 14]. Академик Люлька отмечал, что М. Кравчук всю жизнь оставался его наставником, доброе имя которого он вспоминал с неизменным глубочайшим уважением. В московской квартире А. Люльки рядом с портретом Т. Шевченко находился портрет любимого учителя, хотя это было опасно после ареста М. Кравчука в связи с его обвинениями в национализме и связях с врагами народа [11].

Несмотря на занятость в сельской школе, М. Кравчук с октября 1920 года работал в Киевском институте народного образования, а с 1921 года - в Киевском политехническом институте. Прочитав лекции в киевских вузах, талантливый педагог поездом или попутным транспортом добирался до Саварки (так продолжалось около двух лет) [8, с. 126].

Отметим, что, после прихода советской власти началось реформирование украинской системы высшего образования: ликвидированы университеты и созданы два новых типа высших учебных заведений - институты и техникумы. М. Кравчук выступал против этих нововведений, считал их нецелесообразными. Он написал докладную правительству со своими предложениями относительно организации учебного процесса в институтах народного образования, в частности, обязательного открытия в них рабочих факультетов. Некоторые из этих рекомендаций были учтены. И для того, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, М. Кравчук соглашается работать в Киевском институте народного образования [15, с. 111, 116]. В течении двух лет (1926-1928) он занимал должность декана факультета профессионального образования.

В 20-30 гг. ХХ века М. Кравчук преподавал во многих киевских институтах: архитектурном, кооперативном, народного хозяйства, народного образования, политехническом (из факультетов которого были созданы авиационный, ветеринарно-зоотехнический и сельскохозяйственный институты, где он также работал). Такая огромная педагогическая нагрузка была под силу только человеку, любящему свою работу. В большинстве этих вузов М. Кравчук не просто читал математические курсы, а также возглавлял кафедры математики. Он был членом редакционных коллегий «Записок КИНО», «Записок КСГИ», «Трудов КАИ». В первую очередь усилия М. Кравчука были направлены на разработку учебных программ и обеспечение дисциплин, которые читал, собственными учебниками и пособиями.

Отметим, что уровень знаний первых советских выпускников был очень низким, поскольку в институтах математические дисциплины за объемом и содержанием не занимали надлежащего им места [16, с. 69; 17, с. 63]. М. Кравчук понимал, что есть студенты, которые могут усвоить значительно больше, чем предвидено учебным планом. Он был одним из инициаторов создания семинаров повышенного типа, которые существовали в

Украине до возобновления деятельности университетов, и проводил такой семинар по математическому анализу. М. Кравчук учитывал способности и предпочтения студентов, рекомендовал им участвовать в математических съездах. Педагог считал, что нецелесообразно давать начинающему ученому тему статьи или диссертации, лучше предложить отрасль и пусть студент с ней глубоко ознакомится, тогда сам выберет себе тему исследования. Этот подход способствовал формированию у молодежи интереса к научной работе, развитию их исследовательских умений и навыков [16, с. 70; 18, с.60]. Многие воспитанники Михаила Кравчука стали кандидатами и докторами наук, известными профессорами, создали собственные научные школы.

Много сил и энергии также отдал М. Кравчук открытию в Украине университетов (1933) как самых эффективных высших учебных заведений, в которых сочетались профессиональная, педагогическая и научная подготовка студентов [19, с. 12]. Он был одним из инициаторов проведения совещания в Харькове с целью пересмотра университетских учебных программ. Участники совещания разработали новый учебный план для математиков, в котором были учтены опыт Московского университета и кадровые возможности Киева [16].

В результате научного поиска определено, что преподавательская деятельность М. Кравчука характеризовалась хорошо продуманной методикой преподавания, доступностью изложения, в частности, юмористическими отступами, историческими экскурсами, новыми математическими открытиями, содержательностью лекций, их связью с практикой. По его мнению, значительные возможности имела самостоятельная работа студентов. Поэтому педагог давал молодежи советы относительно рационального изучения своих учебных дисциплин, то есть формировал общие навыки самообразования. М. Кравчук рассматривал семинар как основной вид учебного занятия, рекомендовал в течении 10-20 минут вводить основные математические понятия, а остальное время решать разнообразные примеры и задачи.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Жизненный путь Михаила Кравчука - это пример каждодневных достижений в развитии украинской науки и образования, которые он рассматривал как единственный путь к будущему счастью своего народа. Академика Кравчука давно уже нет среди нас, но воплощена в жизнь его мечта о всемирно известной украинской математической школе. В частности, на международных математических олимпиадах в течении 1993-2009 годов украинские школьники получили 26 золотых, 37 серебряных и 27 бронзовых медалей, 6 почетных грамот [20]. Перспективным направлением дальнейших исследований считаем анализ математического наследия М. Кравчука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пашшева О. В. Використання елеменпв юторп математики у фаховш шдготовщ // Освгга на Луганщиш. 2008. № 1. С. 177-183.

2. Бевз В. Г. Iсторiя математики як штеграцшна основа навчання предмепв математичного циклу у фаховш пвдготовщ майбутшх учителiв: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. К.: Нац. пед. ун-т iменi М.П.Драгоманова, 2007. 46 с.

3. Возняк Г. М. Михайло Кравчук: «Моя любов -Укра!на i математика». Тернотль: Навчальна книга-Богдан, 2012. 112 с.: ш.

4. Вiрченко Н. Велет украшсько! математики. 2-ге вид., пер. i доп. К: НТУУ «КП1», 2014. 88 с.

5. Видавнича хрошка // Книгар (Лгтопис украшського письменства). К.: Товариство «Час», 1917. Число перше (вересень). С. 923.

6. Бiблiографiя // Вшьна украшська школа. 1917. № 2. С. 125-127.

7. Кравчук М. Математична наука на Укрш'ш (за десятирiччя 1918-1928) // Украшсьш вiстi. Париж, 1928. 13 жовт. № 76.

8. Урбанский В. М. Михаил Филиппович Кравчук, 1892-1942 (?). М.: Наука, 2002. 203 с., ил.

9. Онопрieнко В., Реент О., Щербань Т. Укра1нське наукове товариство: 1907-1921 роки. Ки!в, 1998. 242 с.

10. Сухомлинська О.В. Нариси штори украшського шшльництва. 1905-1933: Навч. посiбник / О. В. Сухомлинська та ш; за ред. О. В. Сухомлинсько!. К.: Заповгт, 1996. 304 с.

11. Зi спогадiв Архипа Люльки // Кшвський полiтехнiк, газета НТУУ "КИТ. 2005. № 13 (7 квиня). С. 3.

12. Зi спогащв Мари Калiнiчни 1щенко // Матерiали Музею академiка Михайла Кравчука (с. Човниця Кiверцiвського району Волинсько! областi).

13. Михалiн Г. О. Професшна пiдготовка вчителя математики у процес навчання математичного аналiзу. К.: НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2003. 320 с.

14. Шаров I. Кравчук Михайло Пилипович (18921942): класик математично! науки // Вчеш Укра!ни: 100 видатних iмен. К.: АртЕк, 2006. С. 187-191.

15. Сорока М. О. Михайло Кравчук: БiографiчниИ роман. К.: Молодь, 1985. 192 с. (Б-ка юнацтва. Серiя бiографiчних творiв «Уславлеш iмена»; Вип. 63).

16. Дршфельд Г. I. Вища математична освгга у Киевi в роки 1927-1941 // У свт математики. 1998. Т. 4. Вип. 2. С. 68-82.

17. Кравчук М. Математика та математики в Кивському Ушверситеп за сто рок1в (1834-1934) // Розвиток науки в Ки!вському ушверситеп за сто рок1в. К.: Вид-во КДУ, 1935. С. 34-69.

18. Кравчук М. П. Другий Всесоюзний математичний з'!зд // ВГстГ УАН. К., 1935. №1. С. 59-74.

19. Тарнавська С. В. Мережа та структура вищих навчальних заклащв УСРР в 1920-1933 роки // Гшея: науковий вГсник: зб. наук. пр. Вип. 50 (8). К., 2011. [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.nbuv. gov.ua

20. Лейфура В. М. До 75-рГччя математичних олiмпiад в Украш // Матер. Тринадцято! мГжн. наук. конф. iменi академша М.Кравчука, (Ки!в, 13-15 травня 2010 р.). К.: НТУУ «КП1», 2010. Т. 3. С. 228.

THE INNOVATIONS OF MYKHAILO KRAVCHUK'S EDUCATIONAL ACTIVITY

© 2015

O.V. Gnepa, researcher

Lesya Ukrainka Eastern European National University, Lutsk (Ukraine)

Abstract. Using the historical elements in teaching one assists the students to realize the learning material, to develop future specialists' personal features and to form their ability to use the received knowledge in professional activity. Study of biographies, scientific and pedagogical heritage of prominent representatives of history of Ukrainian pedagogics, for example Mykhailo Kravchuk, influences favorably on the efficiency of university education. His rich and many-sized pedagogical activity (1917-1938) coincided with the cardinal changes in Ukrainian education. M. Kravchuk helped such transformations as opening gymnasia and universities, work of different commissions, scientific and educational societies, creation of labour school and soviet institutes. He was the initiator of many educational reforms, accenting on forming future specialists' professional skills, consideration and development of their creative abilities, organization of students' individual work, discovering of young talents. Having the opportunity to work in a foreign country, M. Kravchuk devoted himself to his native land. His pedagogical activity is glorified by the names of his students: Sergii Korolyov, Arhyp Lyulka, Ivan Skurat, Volodymyr Chelomei, scientists, innovators and designers in aviation, rocket production and cosmonautics. M. Kravchuk's requirements for Ukrainian education are still actual and valuable: the using of native language in teaching, availability of education for everybody. M. Kravchuk's experience and the innovations of his educational activity are especially actual and perspective during the reformation of modern education.

Keywords: teacher, scientist, educational activity, Ukrainian terminology, administrative activity, higher school, independent work, pedagogical system, professional education.

УДК 316.2:316.47

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖПОКОЛЕННОЙ

КОММУНИКАЦИИ

© 2015

Н.Б. Горбачева, специалист по методической работе кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Молодежь является будущим нашей страны. Самореализация, самоопределение, саморазвитие молодого поколения во многом зависит от родителей и семейных взаимоотношений. Социологическое концепции рассматривают становление молодежи и ее развитие с разных позиций. И.М. Ильинский сформировал гуманистическую концепцию молодежи, в которой основная роль в формировании жизнеспособности личности отводится понятиям самоорганизации, самореализации и самовыражения. Суть концепции - воспитание жизнеспособного поколения в обществе, в котором происходят глобализационные процессы, деградация различных сфер жизни, деформация духовных ценностей. Е.Л. Омельченко характеризует молодое поколение с точки зрения стилевого анализа жизни молодых людей. Социолог считает, что большое влияние на это оказывает рынок потребительства. Современное потребительство среди молодежи рассматривается как опасная тенденция в поведении молодого поколения. Рассматривая взаимодействия между поколениями сквозь призму символического интеракционизма, отметим, что человеку свойственно строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Я-концепция выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно. Большая роль в этом отводится родителям. Я-концепция определяется двумя факторами: действие индивида в конкретной ситуации, и его интерпретация действия других. На формирование Я-концепции оказывают влияние социальные ценности, установки и роли. Ю. Зубок говорит, что современная неопределенность в социальной, экономической и политической жизни определяет неструктурированность социальной системы, в которой наблюдается деформация структур и морально-нравственных устоев, как в обществе, так и на индивидуально-личностном уровне.

Ключевые слова: молодежь, родители, поколение, символический интеракционизм, концепция, ценности, самоопределение, самоутверждение, самоорганизация, самореализация и саморазвитие.

Современные социально-экономические изменения в стране отражаются на семье, воспитании и социализации личности, взаимоотношениях между поколениями [1]. Трансформация опыта старших членов семьи, традиций, социальных норм и установок осуществляется в процессе межпоколенной коммуникации, которая способствует развитию у молодой личности ответственности и самостоятельности. Проблема дистанции между родителями и подростками проявляется в коммуникации между поколениями. Известный в мировом сообществе исследователей молодежных проблем современный социолог И.М. Ильинский, который в советский период разработал концепцию перестройки в комсомоле, уже тогда выделял общение как главный механизм связи между поколениями: «Комсомол - организатор социального общения молодежи... Общение молодежи - исключительно важный момент обеспечения преемственности поколений». В дальнейшее И.М. Ильинский сформировал гуманистическую концепцию молодежи, в которой основная роль в формировании жизнеспособности личности отводится понятиям самоорганизации, самореализации и самовыражения. Суть концепции - воспитание

жизнеспособного поколения в обществе, в котором происходят глобализационные процессы, деградация различных сфер жизни, деформация духовных ценностей. В данных условиях необходимо сохранить целостность социальной системы, духовно развиваться и воспитать последующие поколение не менее жизнеспособными в биологическом и социальном планах. Поэтому, как утверждает И.М. Ильинский, жизнеспособная личность должна стать индивидуальностью, самостоятельной, со своими смысложизненными установками, самоутвердиться, реализовать свои планы и творческие способности, используя среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Таким образом, молодое поколение должно быть социально активным и ответственным за будущее, в котором «придется оздоровить старые и найти новые ценности, утвердить новую парадигму жизни, новое мышление, новые правила общежития, новую мораль и нравственность» [2, с. 48-59].

Концепция И.М. Ильинского включает восемь базовых положений. Мы рассмотрим те, что относятся к нашей теме: молодежь является объективным общественным явлением, выступающим как большая специфиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.