Научная статья на тему 'Новаторы и новации'

Новаторы и новации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прищепенко В.В.

Статья поступила в редакцию как отклик на опубликованную в «ЭКО» статью В. В. Иванова «Проблемы формирования российской инновационной политики» (2006. № 1. С. 2-11). В ней автор обосновывает различие понятий «новация» и «инновация», поднимает вопросы формирования новаторов и генерации новации. Рассуждения автора могут заинтересовать исследователей инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новаторы и новации»

Статья поступила в редакцию как отклик на опубликованную в «ЭКО» статью В. В. Иванова «Проблемы формирования российской инновационной политики» (2006. № 1. С. 2-11). В ней автор обосновывает различие понятий «новация» и «инновация», поднимает вопросы формирования новаторов и генерации новации.

Рассуждения автора могут заинтересовать исследователей инновационной экономики.

Новаторы и новации

В. В. ПРИЩЕПЕНКО,

кандидат технических наук, г. Волжский

Новационный путь развития

Новация - это нечто новое, новшество1. Исходя из этого словарного понятия, применительно к инноватике как науке, связанной с изучением и разработкой теории и практики деятельности по развитию индивида, этноса, социума, их среды обитания путем создания новаций и их преобразования в инновации, автором предложено следующее определение понятия «новация».

«Новация - это обладающий мировой новизной результат какой-либо деятельности: форма выражения новых или новая форма выражения известных идей, научных исследований, разработки, производства, либо их совокупности, являющийся сущностью любого товара, его свойство».

Новация - это потенциальная услуга, скрытая в товаре (объект интеллектуальной собственности, изделии (вещи) или технологии), которая при использовании новации преобразуется в реальную услугу для потребителя, в то, ради чего он приобретает новацию. Новации в виде объектов интеллектуальной собственности, такие, например, как правила, формулы, инструкции, методики, нормативные документы, чертежи, технологические регламенты и т. п.,

1 Новый - впервые созданный. См.: Ожегов С.И., ШведоваН. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

© ЭКО 2006 г.

186 ЭКО

представляющие новые знания, затем материализуются как сущность материального продукта, конструктивных его элементов, обусловливая свойства материализованного продукта, объектов или субъектов. Если результат не обладает мировой новизной, а является новым только для отдельного социума, отрасли, фирмы, индивида, то это - псевдоновация, повторный результат. Такое понимание новизны особенно важно для выработки стратегий по приоритетным направлениям развития или экономического роста, особенно в условиях глобального рынка.

Новация и инновация - это не одно и то же. Слово «инновация» впервые упоминается в XVI веке как производное от глагола innovate - вводить что-либо новое; делать изменения; внедрять2. Тогда смысл существительного innovation (инновация, нововведение) - это что-то новое, вошедшее в употребление. Исходя из этого положения автором предложено следующее определение понятия «инновация»: «Инновация - это освоенная на монопольном рынке и эксплуатируемая (потребляемая) новация».

При потере монополизма, диффузии новации последняя превращается в псевдоновацию, а инновация превращается в псевдоинновацию, что приводит к временному динамическому равновесию в рыночной конкуренции. Однако, согласно взглядам основоположника инноватики Й. Шумпетера, нормой здоровой экономики является динамическое неравновесие, ведущее к созидательному разрушению, которое для достижения или сохранения лидерства обусловливает необходимость создания более совершенных, чем у конкурентов, новаций, их коммерциализации и эффективного монопольного превращения в инновации взамен псевдоинноваций быстрее конкурентов. Это обусловливает стремление быть единственным на рынке.

Новации как объекты интеллектуальной собственности могут создаваться новаторами других стран, но превращаться в инновации в России. Новации, если они к моменту ос-

2 Семенов И. В., Кубахов П. С. Стратегическая инновация и маркетинг: от противоположности к единству // Маркетинг. 2005. № 5. С. 46.

воения потеряют монопольное право, могут превратиться в псевдоновации. Новации на момент освоения также могут устареть, уступить более совершенным новациям. Малоквалифицированная инновационная деятельность может оказаться неэффективной. Во всех этих случаях трудно говорить о развитии. Последнее может быть обеспечено только через создание новаций и их превращения в инновации.

Инновационная деятельность, основанная на использовании по лицензии результатов новационной деятельности другого субъекта, чаще всего может привести только к временному экономическому росту, но не к развитию, тем более, если речь идет о псевдоинновационной деятельности, повторению, копированию чужих результатов, что обусловливает заведомое отставание не только в развитии, но и в росте, экономическую зависимость и угрозу самостоятельности. Исходя из этого, употребление выражения «инновационный путь развития» чаще всего некорректно. Существует единственно верный путь - новационный путь развития на основе ключевых мировых приоритетов, который может обеспечить национальную безопасность и независимую политику. Поэтому основы политики развития РФ должны, прежде всего, отражать развитие новационного потенциала России, обеспечивающего успехи именно российских исследований и разработок новаций, их коммерциализацию и быстрое и эффективное превращение новаций в инновации, стараясь как можно дольше сохранять монополизм, определяющий лидирующие позиции.

Замечу, что приобретение лицензий не всегда эффективно для обеспечения развития и обусловливает технологическую, а значит, экономическую и политическую зависимость. Поэтому призывы расходовать финансовый резерв России на закупку зарубежных производств чаще всего нерациональны. Более целесообразно создание собственных, обладающих мировой новизной и конкурентоспособностью новых знаний и на их базе - собственных производств. Из новых знаний наиболее ценными являются новые технологические принципы на основе открытий и пионерных изобретений, обусловливающие более высокие по уровню за-

мещающие технологии, которые могут обеспечить мировое лидерство в развитии, диктуя другим лицензионную зависимость. В этом случае генератор (ученый, изобретатель) объектов интеллектуальной собственности на основе новых технологических принципов может формировать общественные отношения, не производя материализованных продуктов, но разрешая по своему усмотрению создавать производства по лицензионному или франшизному договору. Именно так поступают в настоящее время развитые страны, размещая производства в других государствах.

Новатор

Генератором новации является новатор (ученый, изобретатель) - физическое лицо (несколько физических лиц), творческим трудом которых создана новация в виде открытия, изобретения, других объектов интеллектуальной собственности (ОИС), в том числе ноу-хау, отображенных на каком-либо носителе информации. Новатора как генератора новаций, его уникальные творческие и интуитивные способности необходимо формировать специально. При этом следует учитывать, что на это могут потребоваться не одно десятилетие и существенные затраты, надо также учитывать высокий суверенитет новатора на рынке труда, мобильность и т. д.

Этап генерации новации как объекта интеллектуальной собственности (ОИС) включает различные формы мыслительной деятельности новатора по приоритетным направлениям развития: фундаментальные и прикладные исследования, эксперименты, разработки и другие виды поиска в различных сферах деятельности, в том числе в сферах управления, политики, ведущие к появлению новых в мире знаний на макро-, микро- или наноуровне, определяющих принципы технологических укладов в виде нематериальных новаций, что является основой развития любого социума. Многочисленные виды новаций в виде ОИС, такие, например, как открытия, изобретения, правила, формулы, инструкции, методики, нормативные документы, чертежи, тех-

нологические регламенты и т. п., представляющие новые знания, затем материализуются как сущность материального продукта, конструктивных его элементов, обусловливая свойства материализованного продукта (изделия или технологии), объектов или субъектов.

Для формирования новаторов и генерации новации необходимо решить следующие задачи:

^ содействовать осознанию институтами России ценности новаторов и создаваемых ими новаций; ^ повышать качество человеческого ресурса, особенно интеллектуального, способного к генерации новых знаний по стратегическим направлениям развития; ^ создавать сеть инкубаторов для «выращивания» и отбора новаторов в дошкольных и различных образовательных организациях России с учетом способностей, интересов, предназначения; ^ разработать образовательные программы, ориентированные не только на развитие логического и аналитического мышления, как это принято в образовательной системе России, но и на гармоничное развитие других составляющих интеллекта, особенно творческого, интуитивного и практического (предпринимательского) мышления; ^ перейти от пассивной технологии обучения к активной, от роли традиционного российского учителя, транслирующего устаревшие знания, к роли преподавателя-консультанта или тренера-наставника, обеспечивающего развитие не только логического и системного мышления, но и творческого воображения, интуитивного и предпринимательского мышления, усвоение современных навыков и ценностей на их основе; ^ готовить тренеров-наставников, особенно из среды новаторов;

^ создавать механизмы мотивации активности звезд-новаторов и других лиц, содействующих новаторской деятельности в России, в том числе методическое и

материальное обеспечение, а также поощрение «выращивания» новаторов, нормативно-правовое и другое обеспечение их благоприятной деятельности за счет институциональных преобразований3;

^ разработать эффективный механизм управления деятельностью по генерации объектов интеллектуальной собственности, в том числе по сокращению «утечки мозгов» из России; ^ готовить из студентов и специалистов общетехнической направленности новационных менеджеров и маркетологов, а также специалистов-инноваторов, содействующих эффективной деятельности новаторов; ^ определять коммерческую, социальную, экологическую, политическую и др. ценности направления работ генераторов новации над созданием объектов интеллектуальной собственности. Для решения вышеперечисленных задач необходимо создать соответствующие системы управления и главное внимание уделить развитию человека. Необходим переход от выращивания человека умного к созданию человека разумного, обладающего творчеством и интуицией, свободного от шаблонов, стереотипов мышления. И это следует делать в раннем возрасте при соответствующей системе образования. Формирование человека, осознающего свое предназначение, - это прорыв в развитии личности, способной, в свою очередь, создать новый технологический уклад разума.

3 Отъезд из России ученых и высококвалифицированных специалистов - не просто потеря ученых-новаторов. Это и приобретение конкурентом недостающего и перспективного интеллектуального капитала. Мало того, без лидера часто разрушается перспективное научное направление, а ученый-новатор у пригревшей его «мачехи» мотивирован трудиться энергичнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.