Научная статья на тему '"НОТНОЕ ДЕЛО" ВАСИЛИЯ БЕССЕЛЯ КАК ОПЫТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ НОТОГРАФИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

"НОТНОЕ ДЕЛО" ВАСИЛИЯ БЕССЕЛЯ КАК ОПЫТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ НОТОГРАФИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSIC BIBLIOGRAPHY / MUSIC TRADE / MUSIC PUBLISHER / MUSIC CATALOGUE / НОТОГРАФИЯ / НОТНАЯ ТОРГОВЛЯ / НОТОИЗДАТЕЛЬ / НОТНЫЙ КАТАЛОГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фирсова Наталья Федоровна

Статья содержит подробный анализ книги В. В. Бесселя «Нотное дело», которая впервые вводится в современный научный оборот. Являясь уникальным примером отечественной нотографии, книга затрагивает актуальные вопросы нотоиздательства и нотной торговли. Процитированные фрагменты книги доказывают многоаспектность источника, который будет интересен как музыковедам, так и историкам книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"The Music Business" by Vasily Bessel, is an essay on received music bibliography in Russian musical culture at the beginning of the 20th century

The article includes a detailed analysis of Vasily Vasilyevich Bessel’s work «The Music Business», which has been introduced into contemporary scholarship for the f rst time. A unique example of Russian music bibliography, the book deals with real issues in sheet music publishing and trade. The excerpts quoted from the book illustrate the multifaceted nature of the source, which will be of interest to musicologists and book historians alike

Текст научной работы на тему «"НОТНОЕ ДЕЛО" ВАСИЛИЯ БЕССЕЛЯ КАК ОПЫТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ НОТОГРАФИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

РАЗДЕЛ 4. БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ SECTION 4. LIBRARY AND INFORMATION SCIENCE

УДК 78.075(=161.1)"19"

Н. Ф. Фирсова

«Нотное дело» Василия Бесселя как опыт рекомендательной нотографии в музыкальной культуре России начала ХХ века

Статья содержит подробный анализ книги В. В. Бесселя «Нотное дело», которая впервые вводится в современный научный оборот. Являясь уникальным примером отечественной нотографии, книга затрагивает актуальные вопросы нотоиздательства и нотной торговли. Процитированные фрагменты книги доказывают многоаспектность источника, который будет интересен как музыковедам, так и историкам книги.

Ключевые слова: нотография, нотная торговля, нотоиздатель, нотный каталог

Natalia F. Firsova

«The Music Business» by Vasily Bessel, is an essay on received music bibliography in Russian musical culture at the beginning of the 20th century

The article includes a detailed analysis of Vasily Vasilyevich Bessel's work «The Music Business», which has been introduced into contemporary scholarship for the first time. A unique example of Russian music bibliography, the book deals with real issues in sheet music publishing and trade. The excerpts quoted from the book illustrate the multifaceted nature of the source, which will be of interest to musicologists and book historians alike.

Keywords: music bibliography, music trade, music publisher, music catalogue

Петербургский нотоиздатель и музыкальный торговец Василий Васильевич Бессель (1843-1907) также являлся известным общественным и литературным деятелем. Владея совместно с младшим братом Иваном Васильевичем с 1869 г. нотным магазином на Невском проспекте в доме № 541 и с 1871 г. собственной нотопечат-ней на Троицкой улице в доме № 242, Бессель-старший почти на 40 лет становится главой одной из крупнейших в России издательской и книготорговой фирмы «В. Бессель и К°».

Формированию ассортимента музыкальной торговли братьев Бессель способствовали заграничные контакты, обеспечивавшие иностранные поступления, а также большой объем самостоятельно изданной нотной литературы преимущественно современных русских композиторов. Музыковед Б. Л. Вольман дает следующую характеристику торговому предприятию фирмы «В. Бессель и К°»: «Первые шаги Бесселя в нотной торговле были успешны благодаря тому, что он создал в своем магазине большой выбор тщательно отобранных нот и книг. Бессель зарекомендовал себя серьезным предпринимателем, заботившимся об удовлетворении запросов наиболее культурных покупателей. Люди из музыкально-артистического

Section 4. Library and information science мира Петербурга с самого начала создали Бесселю хорошую репутацию. Его торговля пошла настолько хорошо, что в 1888 году фирмой был открыт нотный магазин в Москве и начата торговля за границей»3.

В мемуарной литературе можно встретить проникновенные слова современников о личности Василия Бесселя и особенностях его музыкального магазина. Так, в воспоминаниях княгини Марии Васильевны Волконской4, называвшей издателя «мой придворный поставщик нот», мы находим такую информацию о старшем Бесселе: «Он всегда был очень любезен, когда моя мать и я заходили к нему в магазин; уверял, что я приношу ему счастье, что стоит мне войти в его пустой магазин, как он тотчас же наполняется покупателями, и потому спускал мне % с нот; кроме того, показывал нам письмо Ф. Листа о Балакиреве. (Письмо это он вставил в рамку и держал не в первой комнате магазина, куда с улицы входили покупатели, а во второй.)»5.

Порядок организации торговли в петербургском магазине фирмы «В. Бессель и К°» является открытым вопросом, так как на сегодняшний день не удалось обнаружить об этом документальных свидетельств. Однако благодаря незаурядному литературному таланту Бесселя-старшего, оставившего после себя большое количество музыкально-публицистической литературы на разные темы, мы имеем возможность по материалам прижизненных публикаций издателя реконструировать специфику этого нототоргового предприятия.

Речь идет о книге, изданной Бесселем в Петербурге в 1901 г. под названием «Нотное дело (краткие сведения). Необходимое пособие для продавцев нот и для всех желающих заниматься нотной торговлей»6. Н. Ф. Финдейзен в своем очерке о Бесселе отмечал о книге следующее: «Наиболее полно и практично он (Бессель. - Н. Ф.) изложил все, чему научил его долголетний издательский опыт и изучение музыкально-издательской отрасли торговой промышленности, в своем крупном, несмотря на сжатое изложение, труде «Нотное дело» - первая и до сих пор единственная не только у нас, но, пожалуй, и заграницей подобная книга. Она действительно может быть рассматриваема как диссертация - вернее всего учебного характера - на звание «ученого издателя». Практическое значение ее давно уже всеми признано, как пособие для лиц, ведущих торговлю нотами. Изучивший эту книгу не будет уже слепо, наугад вести свое торговое дело»7.

Книга Бесселя имеет рекомендательный характер: анализ практических задач нотной торговли сочетается здесь с освещением общеисторических и культурных вопросов, призванных расширить кругозор продавцов нот. Во многом содержание «Нотного дела» отвечает просветительской миссии издателя-музыканта - выпускника Петербургской консерватории (1865 г.) и альтиста императорских оперных театров (до 1874 г.). Также имея опыт преподавания на «Курсах элементарной теории и сольфеджио», устроенных в квартире своих родителей, известный нотоизда-тель на протяжении всей жизни имел неутоленный талант музыкального историка и педагога. Этими обстоятельствами можно объяснить столь значительный объем общеобразовательной информации, имеющейся в «Нотном деле»: это характеристика основных музыкальных жанров, форм и особенностей разных музыкальных инструментов, а также «Краткий исторический обзор развития нотописания и нотопечатания». О своих задачах в предисловии к «Нотному делу» Бессель пишет сле-

Раздел 4. Библиографоведение.Библиотековедение дующее: «Всякий знает, что подобная торговля как нотная, зависит прежде всего от продавца, хорошо знающего свой „товар" <...> Неумело, без знания дела, проданная нотная тетрадь, вызывает неудовольствие в покупателе и охлаждает в нем охоту вновь купить что-либо; умело выбранная тетрадь, удачно проданный хороший танец или любимый романс, создает, в покупателе, охоту вновь купить что-нибудь. Еще ярче выкажется уменье продавца в выборе музыкально-педагогических пособий или салонной музыки. У иных торговцев в провинции, имеющих ноты для продажи, мне приходилось встречать молодых людей, не только не умеющих толково продать ноты, но даже рассортировать их, по принятому порядку»8.

Порядок и принципы сортировки нотной продукции, описанные Бесселем в «Нотном деле», показательны как с точки зрения помощи продавцам нот для ориентации в разнообразии музыкальных публикаций, так и с позиции понимания издателем современного состояния музыкальной культуры. В разделе «Сортировка нот» Бессель пишет следующее: «Ноты сортируются сначала по категориям, т. е. оперы отдельно, оркестровые сочинения отдельно, вокальные произведения отдельно и т. д. Затем в каждой категории ноты сортируются по алфавиту фамилий композиторов, причем обыкновенно придерживаются латинского, а не русского алфавита, потому что, кроме громадного количества иностранных изданий, имеющихся у нас в продаже, и на большинстве русских изданий, титула, т. е. заглавные страницы печатаются на французском языке <...> Русские романсы сортируются по русскому алфавиту; немецкие - по немецкому; французские и итальянские -по латинскому <...> В виду громадности группы фортепианной музыки, в 2 руки, в прежнее время - в больших магазинах - сортировали отдельно: школы; этюды; увертюры; пьесы и танцы. Это разделение, удобное для самых больших магазинов, затрудняя отыскивание пьесы, вообще не практично; для большинства оно неприменимо, поэтому и не заслуживает предпочтения <...> Весьма важно сохранять ноты, по возможности свежими, т. е. предохранять их от порчи. Для достижения этого необходимо иметь две толстые папки, нижнюю и верхнюю; последняя должна иметь отвесную крышку с алфавитной пометкой о том, что находится в пакете»9.

Затрагивая вопросы сохранности нотной продукции, как в помещении магазина, так и на складе собственной нотопечатни, Бессель также уделяет значительное внимание правилам учета товарооборота, выделяя несколько его разновидностей: издательская контора, оптовая торговля, сортиментная торговля и абонемент на чтение нот. Для каждой из указанных сфер Бессель рекомендует использование определенной учетной документации, необходимой для фиксирования движения товара10.

Отметим, что вопросы финансовых вложений имели для владельца фирмы «В. Бессель и К°» большое значение, что подтверждает содержание книги. Автор сообщает условия печатания и издания нот, подробные финансовые схемы их покупки и продажи, а также примерные расчеты стоимости нот при покупке за границей. Бессель приводит ряд интересных сведений о закономерностях развития рынка нотопечатания в Европе и России и состоянии этой отрасли полиграфической промышленности на современный написанию книги момент. Вопросы авторского и издательского права в нотном производстве также попадают в поле зрения автора «Нотного дела». Бессель поясняет читателю юридические механизмы и

Section 4. Library and information science финансовые расчеты уступки композитором права собственности на музыкальные произведения.

Учитывая различные схемы продвижения нотного товара, Бессель не упускает возможность дать краткую характеристику одному из самых эффективных средств торговой рекламы - нотным каталогам. Осознание важности для современной музыкальной культуры наличия разных каталогов в странах Европы и России вынуждает автора «Нотного дела» выделить для характеристики этой торговой формы нотографических изданий целый раздел под названием «Нотные каталоги и их устройство». Подчеркнем, что, начиная с 1870 г., фирма «В. Бессель и К°» издает как нотопродавческие «Каталоги изданий музыкальной торговли», так и «Каталоги сочинениям, изданным с правом собственности».

Рекомендательным задачам пособия для продавцов нот отвечает «Словарь авторов», который Бессель приводит в завершении своей книги. Данный «оценочный каталог» (определение Н. Ф. Финдейзена)11, становится уникальным явлением в но-тографической литературе конца XIX - начала ХХ веков. Представляя собой перечень наиболее активно продаваемых нотных изданий, «Словарь» Бесселя выходит за рамки привычных для читателя рубежа веков рекомендательных библиографических пособий по музыкальной литературе12. Сочетая в себе черты как репертуарных и педагогических аннотированных указателей, так и критических биобиблиографических обзоров, «Словарь авторов» Бесселя определяет, прежде всего, торговую востребованность музыкальных публикаций, выделяя из всего объема нотной продукции самые яркие образцы.

Первый раздел «Словаря» назван «Краткая характеристика главнейших авторов фортепианных сочинений» и содержит обзор русских и иностранных композиторов. Ряд позиций Бесселя выдают субъективную оценку издателем степени популярности в России того или иного автора (особенно иностранного). Во многом оценки Бесселя определены веяниями моды, что, несомненно, отвечает задачам эффективных продаж. Давая обзор творческого наследия авторов, издатель подчеркивает, что «характеристика эта не претендует на критику или художественную оценку произведений композиторов; она должна служить только руководством для продавцев нот в России»13.

В подаче справочного материала в этом разделе «Словаря» можно выявить ряд критериев, которые Бессель использует при анализе авторов:

1. Национальность композитора и его историческое положение;

2. Отношение к России (преподавал, жил, гастролировал);

3. Объем творческого наследия и ведущие жанры;

4. Оценка степени популярности;

5. Уровень технической сложности для исполнения14.

Второй раздел «Словаря» посвящен исключительно русским именам, наиболее известные из которых выделены жирным шрифтом. Перечень композиторов организован по жанрам: сочинения для фортепиано, камерная музыка и оркестровые сочинения. Однако списки сочинений сделаны очень кратко, т. к. приведены только основные произведения в указанных жанрах.

Вынесение в отдельный раздел характеристики русских авторов свидетельствует о значительных финансовых рисках, связанных со сбытом этого нотного

Раздел 4. Библиографоведение.Библиотековедение товара. Так, в начале второго раздела «Словаря авторов» Бессель указывает: «В сочинениях русских композиторов невозможно точно определить то, что нужно держать на складе и что не нужно. Причины тому весьма различны: прежде всего еще не установилась популярность авторов и их произведений. Обыкновенно спрос на подобные сочинения является в зависимости от публичного их исполнения, в концертах или салонах, в театре или собраниях. Поэтому совершенно необходимо следить за программами концертов, вечеров и всяких музыкальных собраний. Весьма естественно, что сочинения наших знаменитых, всемирно-известных композиторов, следует всегда иметь на месте»15. Подчеркнем, что для Василия Бесселя определение степени популярности того или иного современного русского автора была актуальна не только с точки зрения прибыльности в торговом сбыте их нотной продукции, но и с позиции эффективности финансовых вложений в новые публикации отечественных композиторов на территории собственной нотопечатни.

Третий раздел «Словаря авторов» назван «Произведения вокальной музыки» и содержит обзор одноголосного пения (романсы) и оперных сочинений русских и зарубежных авторов (немецких, французских и итальянских). В списках русских оперных произведений обращает на себя внимание включение неопубликованных сочинений. Так, с ремаркой «еще не издана» приведены: оперы А. Аренского «Наль и Дамаянти», Н. Афанасьева «Амалат-Бек», А. Даргомыжского «Эсмеральда», В. Каш-перова «Гроза», Н. Соловьева «Кузнец Вакула». В иностранной оперной нотографии приведены как оригинальные, так и русскоязычные названия, а также отмечены публикации с русским текстом. По поводу языковых особенностей оперных нотных изданий Бессель указывает следующее: «Итальянские оперные труппы, в последнее время, включают в свой репертуар произведения иностранных авторов: французских, немецких. Вследствие этого появились в продаже оперы не итальянских авторов, изданные с итальянским текстом»16.

Заслуживает исследовательского внимания «Приложение» к книге Бесселя, состоящее из двух частей. В первом приложении приведены образцы книг, применяемых для финансовой отчетности в сортиментной и оптовой торговле, издательской конторе и нотопечатне (с. 93-100). Второе приложение содержит «Устав Русского Общества Издателей музыкальных произведений и торговцев нотами и музыкальными инструментами» (с. 101-108). Бессель так аргументирует актуальность включения этой информации в свою книгу: «В виду возникновения в 1898 году „Русского Общества Издателей музыкальных произведений и торговцев нотами и музыкальными инструментами" в С.-Петербурге, имеющее целью упорядочение музыкальной торговли в России, и тесной связи, установившейся между Обществом и большинством деятелей по нотному делу, автор признал полезным приложить в конце своей книги его Устав и указать на нынешний состав его Правления»17.

В заключение отметим, что начинание Бесселя в деле продвижения музыкальной торговли имело своих последователей. Так, в 1907 г. в Киеве выходит в свет «Спутник нототорговца. Каталог педагогических репертуаров, этюдов и танцев для фортепиано в две руки в алфавитном порядке, по заглавию пьес и танцев»18. Однако содержание этого каталога, который представляет собой систематизированную роспись пьес из репертуарных сборников, лишено методических пояснений и рекомендаций. Таким образом, именно подробность и обстоятельность книги

Section 4. Library and information science Бесселя «Нотное дело», освещающей целый комплекс задач нотной торговли, позволяет признать уникальность этого пособия. Несмотря на субъективность оценок издателя, приведенная в его книге нотографическая информация достойна, на наш взгляд, пристального внимания. И хотелось бы надеяться, что включение труда Бесселя в современный научный оборот станет интересным и полезным приобретением для отечественной музыкальной библиографии начала XX в.

Примечания

1 Данный номер дома приводится по сведениям, имеющимся в рукописных документах В. В. Бесселя (см., например: ОР РНБ. Ф. 68. Д. 5). Однако в литературе об издателе можно встретить указание на другой номер дома магазина, расположенного на Невском проспекте, - № 58. См.: Финдейзен Н. Ф. Василий Васильевич Бессель: очерк его музыкально-общественной деятельности / сост. по печ. и неизд. источникам. СПб., 1909. С. 18. (В сноске Финдейзен указывает, что это ныне дом № 66). Насколько нам известно, фирма «В. Бессель и К°» имела на Невском проспекте только один магазин, а «чехарда» с номерами домов была связана с общегородской тенденцией перенумерации, характерной для Петербурга.

2 Данный номер дома имеется на обложках нотных изданий Бесселя.

3 Вольман Б. Л. Русские нотные издания XIX- начала XX века. Л., 1970. С. 105.

4 Волконская Мария Васильевна (1860-1940), урожд. Кондрашова; брала уроки игры на фортепиано у М. А. Балакирева (1870-е гг.).

5 Волконская М. В. За 38 лет. Отрывки из воспоминаний: посвящ. памяти Милия Алексеевича Балакирева (перепечатка из журнала «Русская старина») // Балакиреву посвящается: сб. статей к 160-летию со дня рождения композитора (1836-1996) / ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 1998. С. 186-187.

6 Нотное дело (краткие сведения). Необходимое пособие для продавцев нот и для всех желающих заниматься нотной торговлей / сост. В. В. Бессель, свободный художник музыки и основатель Муз. торговли под фирмой «В. Бессель и К°» в С.-Петербурге. СПб., 1901. V, 108 с.

7 Финдейзен Н. Ф. Василий Васильевич Бессель... С. 91.

8 Бессель В. В. Нотное дело... С. IV. Здесь и далее сохраняется орфография источника.

9 Там же. С. 54-55.

10 Перечень торговых книг, приведенный Бесселем в «Нотном деле», содержит: «1) Запись исходящих нот (Manco-Buch), т. е. книга в которую записываются все ноты, подлежащие пополнению. Эту запись следует делать всегда безотлагательно; на ней основан весь порядок в сортименте. 2) Памятная книга (Strazze), т. е. черновая запись вообще. Сюда записывается временно все, что не вносится пока, на счет: ноты выданные на просмотр и т. п. 3) Личный счет (Contobuch). В эту книгу записывается - на одной странице для каждого лица или учреждения - все, что отпускается в кредит т. е. на счет. 4) Товарная книга - с отделом русским и иностранным (если имеются сношения с иностранными издателями). В эту книгу вносится весь товар, полученный от издателей <...> Сюда-же вносятся и платежи. 5) Касса или приходо-расходная книга. Это есть книга, в которую вносятся итоги суточного прихода, т. е. магазинная продажа, получение по счетам и т. п., а также все расходы. 6) Книга иногородних покупателей. Эта книга ведется по нумерам и затем фамилии покупателей разносятся по алфавиту с указанием нумера. 7) Магазинная продажа. В эту книгу вносится подробно каждая проданная тетрадь. 7а) Conto Corrent кассы. В эту книгу вносятся все статьи из кассы, а статьи из Conto ^г^п^ной книги вносятся в Главную книгу - в месячных итогах и 8) Инвентарь. Эта книга ведется по личному усмотрению». Бессель В. В. Нотное дело. С. 57-58.

11 Финдейзен Н. Ф. Василий Васильевич Бессель. С. 92.

Раздел 4. Библиографоведение.Библиотековедение

12 См., например: Миропольский С. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе с приложением статьи «об эстетическом образовании нашего народа» и библиографического «обзора русской музыкально-педагогической литературы» и заграничной: 2-е изд., перераб. СПб., 1882. 252, III с.; Мазурин К. М. К истории и библиографии пения. М., 1893. XVI, 132 с.; Критико-библиографические заметки по литературе церковного и вообще школьного пения / сост. священник Василий Лебедев. Тамбов, 1904. 173 с.; Лебедев В., Нелидов К. Обзор детской, школьной и хоровой музыкальной литературы: опыт алфавитного указателя для матерей, учителей пения и хоровых дирижеров. Тамбов, 1907. 14, 182 с.; Опыт библиографического указателя по литературе русских народных песен. СПб., 1909. 28 с.

13 Бессель В. В. Нотное дело... С. 59.

14 Показательны, например, следующие характеристики авторов, которые дает Бессель: «Хороший современный салонный композитор; имеет около 180 сочинений -большинство из них (равно и прекрасные транскрипции его) пользуются известностью. Автор салонных пьес, продолжительное время живший в Москве <...> В настоящее время его сочинения уже устарели - их почти не играют. Автор более 150 оперных и опереточных попурри, пользовавшихся прежде значительной известностью. Выбор их зависит от местного репертуара оперных и опереточных представлений. Современный французский композитор изящных салонных пьес и оперных транскрипций средней трудности, а также весьма мелодичных и эффектных этюдов. Современный немецкий композитор, сочинения которого мало популярны, не смотря на их музыкальные достоинства. Устаревший немецкий композитор педагогических легких пьес. Некоторые его сонатины и по сие время пользуются известностью в среде фортепианных педагогов. Композитор, живший одно время в Петербурге, а потому в его сочинениях встречаются транскрипции русских романсов, песен и оперных отрывков.». Бессель В. В. Нотное дело. С. 61-80.

15 Бессель В. В. Нотное дело. С. 82.

16 Там же. С. 91.

17 Там же. С. 92.

18 Спутник нототорговца: каталог педагогических репертуаров, этюдов и танцев для фортепиано в две руки в алфавитном порядке по заглавию пьес и танцев. Kijow: Druk polska, [1912]. 229 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.