Научная статья на тему 'Выдающийся вклад П. И. Юргенсона в музыкальную культуру России'

Выдающийся вклад П. И. Юргенсона в музыкальную культуру России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSIC CULTURE / КОМПОЗИТОРЫ / COMPOSERS / НОТОПЕЧАТАНИЕ / ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ РАБОТЫ / MUSICOLOGICAL WORKS / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / MUSICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE / MUSIC PRINTING / SPIRITUAL MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логачева Наталья Вячеславовна

Статья посвящена издательской деятельности П.И. Юргенсона во второй половине XIX начале ХХ вв. крупнейшего представителя русской музыкальной культуры. Созданное им издательство нотной литературы превратилось в крупный музыкально-творческий и научный центр, вокруг которого объединились композиторы, известнейшие исполнители, литераторы, художники и другие представители русской дореволюционной элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outstanding contribution P. I. Jurgenson in the musical culture of Russia

The article is devoted to publishing P. I. Jurgenson in the second half of XIX early XX centuries the greatest representative of the Russian musical culture. He created the music literature publishing house has turned into a major musical and creative and scholarly center around which merged composers, famous artists, writers, artists and other representatives of the Russian pre-revolutionary elite.

Текст научной работы на тему «Выдающийся вклад П. И. Юргенсона в музыкальную культуру России»

Н.В. ЛОГАЧЕВА заведующая методическим кабинетом кафедры истории России Российского университета дружбы народов'

Выдающийся вклад П.И. Юргенсона в музыкальную культуру России

Музыкальное творчество - важная часть национальной культуры России. Вторая половина XIX в. - эпоха взлета отечественной музыкальной культуры. Неоценимую роль в этом сыграл известнейший в Российской империи и за рубежом издатель и просветитель нотной литературы Пётр Иванович Юргенсон. Он был тесно связан со многими крупными российскими и европейскими композиторами и исполнителями музыки. Его биография и деятельность изучены крайне недостаточно несмотря на то, что до настоящего времени его имя не сходит с титульных листов многих музыкальных изданий как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Пётр Иванович родился 5 июля 1836 г. в г. Ревеле (ныне Таллин) в очень бедной крестьянской семье. В 14 лет по приглашению брата, работавшего старшим приказчиком в лавке по продаже музыкальных произведений в Санкт-Петербурге, П.И. Юргенсон переезжает в столицу и включается в торговлю нотной литературой. Получив определенный опыт и накопив сбережения, он открывает собственную небольшую фирму по продаже музыкальной литературы.

Позднее, в августе 1861 г., переехав в Москву, он активно включился в издательскую деятельность по выпуску музыкальных произведений известных в тот период русских и зарубежных композиторов, которые реализовывал в открытом им на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка собственном музыкальном салоне. Каталоги и прейскурант нотного издательства П.И. Юргенсона до сих пор поражает своими масштабами и творческим подходом. В своей издательской деятельности помимо инструментальной и вокальной музыки особое внимание он обращал именно на духовно-музыкальные произведения - с 1874 г. по 1918 г. он опубликовал 2500

* Логачёва Наталья Вячеславовна, e-mail: Marta721@rambler.ru

духовно-музыкальных произведений. «Я не могу дойти до того, - писал П.И. Юргенсон П.И. Чайковскому, - чтобы думать, будто лучше, если Бортнянского забудут или чтоб его вещи стали библиографической редкостью. Покуда Россия так бедна духовной музыкальной литературою, мне сдается, не следует пренебрегать и Бортнянским, и за мною остаётся заслуга, конечно, не спасения отечества, но хотя бы исторически интересного музыкального деятеля»1.

П.И. Юргенсон высоко ценил творческое наследие Д.С. Бортнянского и публиковал много его музыкальных произведений. Бортнянский - композитор и дирижёр, общественный деятель Российской империи русинского происхождения, директор Придворной певческой капеллы, создатель классического типа русского хорового концерта. Добившись в 1816 г. императорской привилегии осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки, Бортнянский занялся редактированием лучших образцов церковного многоголосия. Созданный им духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» с рубежа XIX в. считался неофициальным национальным Гимном Российского государства. Автор опер, фортепианных сонат, камерных ансамблей Бортнянский написал и другой блистательный гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 г.2.

Благодаря кропотливой научно-издательской и организаторской деятельности П.И. Юргенсона были изданы и тем самым популяризованы сочинения 167 хорошо известных композиторов, среди которых: протоиерей Д. Аллеманов, А. Аренский, А. Архангельский, М. Балакирев, Д. Бортнянский, А. Варламов, протоиерей М. Виноградов, М. Глинка, А. Гречанинов, А.П. Есаулов, В.А. Жданов, протоиерей В. Зиновьев, М. Ипполитов-Иванов, Вас. Калинников, А. Кастальский, Н. Компанейский, протоиерей М.Лисицын, Л. Малашкин, протоиерей В. Металлов, А. Никольский, В. Орлов, М. Остроглазов, В. Реби-ков, С. Рахманинов, А. Рождественский, Ю. Сахновский, Н. Толстяков, протоиерей П. Турчанинов, П. Чайковский, Н. Че-репнин, А. Чесноков, П. Чесноков, К. Шведов и др. Многие сочинения этих авторов вошли в золотой фонд музыкальной культуры мира - и в этом бесценная заслуга П.И. Юргенсона.

Репертуар нотных изданий фирмы П.И. Юргенсона поражает своим разнообразием. С первых дней своей деятельности он уделял максимум внимания сочинениям отечественных композиторов, начиная с XVIII в. Кроме того, он стал первым в России, кто издал полные собрания фортепианных

1 Чайковский П.И. Переписка с П.И. Юргенсоном. М., 2011, т.1. с. 218.

2 См.: Гоебениченко С.Ф., Широкорад И.И. От Бородино и до Парижа // Социально-гуманитарные знания, 2014, № 5, с. 208.

сочинений Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, опер Р. Вагнера. Одновременно первым осуществил издание учебной литературы - «дешёвых» изданий для широкой публики. В этой связи П.И. Чайковский отмечал, что П.И. Юргенсон «умел примирить эгоистическую тенденцию наживы с искренним желанием послужить и делу распространения хорошей, настоящей музыки в России. Несмотря на всю прибыльность он отказался от лёгкой музыки (танцев, цыганских песен и проч.) и явился первым русским издателем бессмертных образцов классического немецкого искусства. Несмотря на всю неприбыльность он также первый принялся за издание произведений начинающих русских композиторов»1. Являясь профессиональным издателем, с одной стороны, и распространителем нотной продукции - с другой, П.И. Юргенсон постоянно совершенствовал качество нотных изданий, при этом всемерно стремился увеличить реализуемость своей продукции, исходя из реальных финансовых возможностей основных слоев российского народа.

Особая заслуга П.И. Юргенсона перед Отечеством заключается в создании Московского отделения Русского музыкального общества, которое сыграло исключительную роль в совершенствовании российской музыкальной культуры и музыкального образования, в пропаганде и активной поддержке музыкальных инициатив губернских и уездных городов центральной России.

Становление Русского музыкального общества связано с периодом общественного подъема рубежа 1860-х гг. Инициаторами его создания стали Великая княгиня А.Г. Рубинштейн, Ю.Ф. Абаза и другие музыкально-общественные деятели России. Общество состояло из действительных членов - исполнителей и посетителей, вносящих ежегодный взнос в размере 15 руб., и почетных членов, вносящих ежегодно по 100 руб. или единовременно 1 тыс. руб. В то же время звание почетных членов могли удостоиться без денежных взносов отечественные и иностранные члены общества, имеющие широкую известность и принесшие большую пользу музыке в России2. Первыми в почетные члены Русского музыкального общества были избраны в марте 1860 г. великая княгиня Елена Павловна, великий князь Константин Николаевич, преклонных лет композиторы А.Н. Верстовский и А.С. Даргомыжский. В дальнейшем это число пополнялось такими знаменитыми композиторами и музыкантами, как Г. Берлиоз, Ф. Лист, А. Рубинштейн, Р. Вагнер, Н. Рубинштейн, П.И. Чайковский и др.

1 Чайковский П.И. Указ. соч., с. 198-199.

2 См.: Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 703. Оп. 1. Д.16.

Предполагалось, что существовать Русское музыкальное общество будет на членские взносы, сборы с концертов и частные пожертвования, а с открытием его учебных заведений -и на доходы от платы за обучение. Однако вскоре было принято решение о ежегодной государственной субсидии, с чем материальное положение Русского музыкального общества значительно упрочилось.

П.И. Юргенсон принял самое активное участие в разработке организационной структуры Русского музыкального общества, которая была несложной: основное направление деятельности общества определялось Общим собранием, а текущие вопросы решал Комитет директоров, состоящий из пяти членов Общества, он же осуществлял руководство Обществом в периоды между Общими собраниями, отчитывался на них за выполненную годовую работу и т.д.

Одной из причин создания Русского музыкального общества явилось то, что становление светской музыкальной культуры шло в России крайне медленно. В отличие от многовековых традиций в организации церковно-певческих школ в Российской империи долгое время не было специальных музыкальных учебных заведений для обучения светскому искусству инструментального исполнительства - игре на инструментах учили лишь при Академии художеств и Придворной певческой капелле. Не существовало также государственных учреждений для проведения симфонических и камерных концертов и т.д. Таким образом, в помощи нуждались именно концертная и образовательная сферы музыкального искусства. В этой связи П.И. Юргенсон, как и другие организаторы российской музыкальной культуры, хорошо понимал, что имевшиеся на тот момент частные ансамбли и оркестры, как и недолговременно существовавшие частные музыкальные школы, не могли решить данную проблему в общероссийском масштабе.

Следует отметить, что в целях развития светского инструментального ансамблевого и оркестрового исполнительства, любители музыки и музыканты-профессионалы начали еще на рубеже XIX в. создавать в Санкт-Петербурге и Москве общества по типу европейских. История последних восходила к средневековым традициям цеховых объединений, например, общества мейстерзингеров в Германии. Позже они переросли в музыкальные коллегии - содружества музыкантов разных специальностей. В совместном музицировании разучивались и готовились программы к концертным выступлениям, ставшими характерными для общественной жизни европейских городов. К такого рода организации можно отнести «Санкт-Петербургское филармоническое общество», созданное ещё в 1802 г., объединившее оркестрантов из Императорских театров для исполнения какого-либо сценического произведения.

Проявляя большую активность в создании и деятельности Русского музыкального общества, П.И. Юргенсон хорошо понимал, что его появление в художественном сегменте отечественной культуры означало бы переход к качественно новому типу концертной жизни с её организованными формами исполнительства и регулярностью проведения публичных концертов. В письмах к П.И. Чайковскому он писал: «В воскресенье был первый квартет, и малый зал битком набит... В Москве ничего особенного. Концерты шли своим чередом, не пропускались»1. Только за первый сезон русским любителям музыки было предложено ознакомиться с творениями таких композиторов, как Л. Бетховен, Ф. Мендельсон, К. Вебер, И.С. Бах, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Г.Ф. Гендель, В.А. Моцарт, Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Глюк, Й. Гайдн, Г. Берлиоз, Ф. Шопен и др. В то же время необходимо отметить, что русские авторы в первом сезоне были представлены лишь М.И. Глинкой, А.С. Даргомыжским, Ц.А. Кюи, А. Гурилевым, А. Верстовским, М.П. Мусоргским, А.Г. Рубинштейном.

Зато на 500-м симфоническом собрании 13 декабря 1908 г. программа состояла уже из сочинений отечественных авторов - А. Глазунова (под его руководством проходил и вечер), Н.А. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, Ц.А. Кюи, А.Т. Гречанинова, С.В. Рахманинова, М.И. Глинки и вынужденно включенного в этот ряд австрийца Ф. Вейнгартнера. Концерт открывал фактически юбилейный для Русского музыкального общества год - 1909 г. По результатам полувековой деятельности Общества можно было отметить, что в музыкальном пространстве именно России в 1859 г., появился социокультурный феномен. И в этом большая заслуга и П.И. Юргенсона как издателя и популяризатора русского и зарубежного музыкального искусства.

С созданием Русского музыкального общества П.И. Юргенсон становится близким другом Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского, входит в кружок группировавшихся вокруг них московских музыкальных деятелей. С тех пор нотоиздатель тесно сотрудничал с Московским отделением Русского музыкального общества и в 1875 г. возглавил его. При всем этом П.И. Юрген-сон не имел профессионального музыкального образования, но, как он сам писал, «это мне не препятствовало составить себе свое собственное мнение»2. Будучи три десятка лет одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества, он вел большую и крайне важную для России работу по организации музыкального образования, приглашал дирижеров симфонических концертов и солистов, определял смену руководства консерватории. Он сумел влиться в самую

1 Чайковский П.И. Указ. соч., с. 64, 70.

2 Там же, с. 74.

гущу музыкальной жизни, имел тесные личные и деловые связи со многими композиторами и музыкальными деятелями.

Свою музыкально-просветительскую активность П.И. Юр-генсон умело обращал и на пользу собственного издательства и фирмы по реализации нотной продукции. Их дела шли тем успешнее, чем больше было профессиональных музыкантов и обучающихся музыке, а также увлеченных музицированием любителей, соответственно шире становился и рынок нотной литературы. По сути, П.И. Юргенсон был типичным представителем предпринимательских кругов, использующих все возможности для расширения нотно-издательского дела и усиления своей фирмы. Его переписка с русскими композиторами характеризует его как «хваткого» человека, по-деловому смотревшего на жизнь и музыкальное творчество, порой даже циничного ставившего честь предпринимателя не выше, чем доход, извлекаемый из своего дела, однако, при этом наделенного тонким своеобразным юмором. В конце жизни он писал: «Я глубоко люблю свое дело не потому только, что оно меня кормит, а потому, что дело это не простое, а важное для многих, и тем оно мне любо» 1.

С открытием Московской консерватории П.И. Юргенсон становится незаменимым помощником А.Г. Рубинштейна. Как член дирекции Русского музыкального общества он постоянно присутствует на студенческих экзаменах, регулярно общается с профессорами. И когда в 1877 г. Комитет Русского музыкального общества решил купить дом для Московской консерватории, то именно П.И. Юргенсону было выдано письмо-полномочие на переговоры по этому щепетильному вопросу. Он неслучайно явился инициатором открытия в консерватории класса органа, ежегодно оплачивал обучение одного студента и на протяжении длительного времени бесплатно передавал библиотеке консерватории по два экземпляра каждого выпускаемого нотного издания. Одновременно он придавал большое значение выходу музыкальной педагогической литературы, всячески стимулировал перевод зарубежных авторов на русский язык, подготовку и выпуск учебников. «Я когда-то ворчал на московских профессоров консерватории, что учебников и учебного материала своего у них нет, и молил Бога просветить их на этот счет. Бог услышал... но пересолил: теперь так и сыпят! У меня опять задачник Конюса и учебник форм Лренс-кого, таблицы глонюса и т. д. И готов теперь молить об убавке благостыни»2.

Благодаря подвижничеству П.И. Юргенсона произошел кардинальный переворот взглядов издателей на историческую

1 РГАЛИ. Ф. 703. Оп. 1. Д.16.

2 Чайковский П.И. Переписка с П.И. Юргенсоном. М., 2013, т. 2, с. 445.

ценность автографов русских композиторов, в результате издательства стали своеобразными хранилищами уникальных, имеющих мировое значение нотных рукописей известнейших в настоящее время композиторов. Музыкальный репертуар, изданный П.И. Юргенсоном обширен. Основное внимание он уделял отечественным композиторам, затем следовали издания известных опер западноевропейских композиторов и камерно-вокальные сочинения с переводами на русский язык, а также любимые публикой фортепианные сочинения Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Э. Грига. Одновременно П.И. Юргенсон издавал оригинальные русские и переводные теоретические и музыковедческие работы, учебники, методические пособия, музыкально-педагогическую литературу.

П.И. Юргенсон стал первым и единственным крупным русским издателем, который регулярно и в большом количестве издавал православную духовную музыку как старую, так и новую. И в этом смысле он явился родоначальником ното-издательства русской музыки.

После смерти П.И. Юргенсона, в декабре 1903 г. во главе фирмы встал его старший сын, который продолжил его дело вплоть до 1918 г. В ноябре 1918 г., за месяц до выхода Декрета о национализации нотных магазинов, складов, нотопеча-тен и нотоиздательств, комитет фирмы при участии Б.П. Юргенсона постановил передать издательство (с нотопечатнями) и торговлю органам Советской власти. В декабре 1918 г. на базе издательства при содействии братьев Бориса и Григория Юргенсонов был организован издательский подотдел Музыкального отдела Наркомата просвещения, который явился предшественником современного издательства «Музыка». В 2004 г. издательство П.И. Юргенсона было возрождено вновь. Сегодня «Музыкальное издательство «П. Юргенсон» является эксклюзивным представителем крупнейших мировых музыкальных издательств в странах СНГ и старейшим музыкальным издательством России. Оно по-прежнему продолжает выполнять свою высокую культурологическую миссию.

Логачёва Н.В. Выдающийся вклад П.И. Юргенсона в музыкальную культуру России. Статья посвящена издательской деятельности П.И. Юргенсона во второй половине XIX - начале ХХ вв. - крупнейшего представителя русской музыкальной культуры. Созданное им издательство нотной литературы превратилось в крупный музыкально-творческий и научный центр, вокруг которого объединились композиторы, известнейшие исполнители, литераторы, художники и другие представители русской дореволюционной элиты.

Ключевые слова: музыкальная культура, композиторы, нотопечатание, духовно-музыкальные произведения, музыковедческие работы, музыкально-педагогическая литература.

Logacheva N.V. Outstanding contribution P. I. Jurgenson in the musical culture of Russia. The article is devoted to publishing P. I. Jurgenson in the second half of XIX - early XX centuries - the greatest representative of the Russian musical culture. He created the music literature publishing house has turned into a major musical and creative and scholarly center around which merged composers, famous artists, writers, artists and other representatives of the Russian pre-revolutionary elite.

Key words: music culture, composers, music printing, spiritual music, musicological works, musical and pedagogical literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.