В 1979 году учащийся Вяншас, угрожая взрывом, попытался угнать Як-40 из Симферополя в Турцию.
При попытках угона из Новокузнецка и Анадыря застрелены двое преступников.
За последующие три года ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте во взаимодействии с ФСБ и ГТК предотвратили 7 угонов гражданских воздушных судов, обезвредили более 215 различных взрывных устройств, пресекли десятки других диверсий и аварий. Таким образом, перед ОВД на транспорте формируется специальная задача по обеспечению безопасности пассажиров и экипажа судов.
Этот фактор поставил перед ОВД на транспорте особую задачу по предупреждению несчастных случаев, раскрытию убийств, под них сокрытых, обеспечению безопасности пассажиров и экипажей поездов и судов, борьбе с захватом и угоном гражданских воздушных судов, которой нет на территории, обслуживаемой оперативными подразделениями и горрайор-ганов внутренних дел.
Рассмотренные выше факторы среды функционирования оказывают серьезное влияние на формирование задач оперативных подразделений ОВД на транспорте. Системе железнодорожного, водного и воздушного транспорта присущи и другие факторы, которые не формируют специальных задач, однако оказывают влияние на состояние борьбы с организованной преступностью. К ним относятся:4 подверженность сезонным и погодным колебаниям, вызывающая большое скопление пассажиров, располагающих значительными денежными и материальными
средствами, что привлекает на объекты транспорта большое количество преступного элемента; круглосуточный цикл работы; интенсификация грузовых и пассажирских перевозок; свободный доступ к подвижному составу и объектам как грузовых, так и пассажирских перевозок.
Особенности факторов среды функционирования оперативных подразделений ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, их задач по борьбе с преступностью в сфере грузовых и пассажирских перевозок, обеспечения безопасности учитываются при разработке структуры этих органов, а также при организации и тактике оперативно-розыскной и следственной работы по борьбе с преступностью на транспорте.
1 См.: Титов С.М. Организация и функционирование органов внутренних дел на станциях и в портах: Учеб. пособие. - М.: Академия МВД РФ, 1992.
2 См.: Приказ МТ и МВД РФ № 716/188 от 9 сентября 2003 г. «О подготовке совместного заседания коллегий МТ РФ и МВД РФ».
3 См.: Титов С.М. Организация борьбы с кражами на железнодорожном и воздушном транспорте: Учеб. пособие. — М.: Академия МВД РФ, 1994.
4 См.: Титов С.М., Гетман Н.И., Титова Е.С., Скоропатс-кий Н.И. и др. Организация борьбы с преступностью в сфере грузовых и пассажирских перевозок, банковской системе, мошенничестве, терроризмом и захватом заложников на транспорте: Учеб.-практ. пособие. — М.: Академия управления МВД РФ, 1995. — С. 132.
НОТАРИАТ КАК ИНСТИТУТ ПРЕВЕНТИВНОГО, ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ
А.Л. МИРОНОВ
«Нотариусы сопровождают человека в мир права», — писал Жобер в XI в. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, впервые изданный в 1897 г., определяет нотариат как «правовой институт, носители которого — нотариусы — уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных». Исторически генезис нотариата связан с необходимостью содействовать участникам гражданского оборота в совершении сделок и юридическом закреплении их действий, в охране их прав.
Нотариус выполняет важную функцию оказания квалифицированной юридической помощи, которая, к сожалению, не всегда упоминается в работах российских исследователей и недостаточно четко определена в Конституции и законодательстве.
Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи до недавнего времени традиционно связывалось с деятельностью института адвокатуры, функционированием сети коллегий адвокатов1. Однако в настоящее время, с повышением внимания к обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, следует трактовать конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи более широко, включая в систему оказания такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, также и нотариусов, осуществляющих деятельность по реализации публично-правовой функции государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Любое нотариальное действие, производимое нотариусом по просьбе лица, обратившегося к нему за его совершением, является, по сути, реализацией права этого лица на квалифицированную юридическую помощь, несмотря на конкретное содержание этого нотариального действия, направленного непосредственно на защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации семейных, наследственных, жилищных прав, прав в сфере гражданского оборота и осуществления предпринимательской деятельности и пр.
Опосредуя деятельность участников гражданского оборота, нотариат вносит свою лепту в формирование и четкое закрепление взаимных прав и свобод субъектов гражданских правоотношений.
Уже на стадии согласования условий договоров в процессе их заключения и при подготовке к совершению иных нотариальных действий нотариат играет важную роль в предупреждении возможных споров между участниками гражданского оборота, уже тем самым профилактически снижая количество гражданско-правовых споров.
Эта роль выполняется нотариатом не только в сфере гражданского оборота, но и в иных областях. Так, например, при нотариальном удостоверении брачного договора нотариус не только способствует установлению такого режима общего имущества, который устроил бы каждого супруга, но и минимизирует необходимость обращения в суд по вопросам раздела имущества в случае развода супругов.
В свете вопроса о защите прав граждан деятельность нотариата имеет большое значение для повышения юридической грамотности населения, поскольку в процессе этой деятельности разъясняется смысл всех положений сделки и последствий их применения, намерения совершения нотариальных действий сторон приводятся в соответствие с действующим законодательством2.
Важнейшей составляющей деятельности нотариата как органа предупредительного правосудия является обеспечение нотариусами принудительного исполнения обязательств без обращения в суд.
В нотариальной практике наиболее распространены совершения нотариусами исполнительных надписей для взыскания денежных сумм или истребования имущества должника на документах, удостоверяющих задолженность (ст. 89 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации3, ст. 12 Закона «Об исполнительном производстве»), обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения (ст. 349 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исполнительная надпись нотариуса является одним из самых распространенных способов принуди-
тельного исполнения обязательств без обращения в суд и относится исследователями к так называемым несудебным формам защиты интересов кредиторов4.
Вопрос о том, что практика совершения исполнительных надписей не соответствует Конституции Российской Федерации, а именно ч. 3 ст. 35, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, является достаточно сложным.
Представляется, что взыскание на основании исполнительных надписей нотариусов бесспорной задолженности не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Прежде всего потому, что при взыскании задолженности в бесспорном порядке должник не лишается права на защиту своих прав и интересов. Взыскание по исполнительной надписи происходит в рамках исполнительного производства, где должнику предоставлено право защиты, в том числе в судебном порядке. Кроме того, бесспорность задолженности, взыскиваемой на основании исполнительной надписи нотариуса, полностью соответствует характеру нотариата как органа бесспорной юрисдикции. Следует отметить, что не только нотариат, но и некоторые иные органы, в частности налоговые, вправе обращать взыскание на имущество и денежные средства должников во внесудебном порядке, и такой порядок взыскания признан правомерным Конституционным Судом Российской Федерации.
В частности, из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. № 21-О5 по жалобе гражданина Д.А. Носкова на нарушение его конституционных прав п. 5 ст. 338 ГПК РСФСР следует, что в соответствии со ст. 91 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате критерием правомерного совершения исполнительной надписи является бесспорность задолженности и признание (подтверждение) должником своей обязанности исполнить требование, отсутствие спора между кредитором и должником о размерах и сроках подлежащего исполнению требования. Толкование всех указанных вопросов входит в компетенцию нотариусов и судов.
При соблюдении этих условий совершение исполнительной надписи нотариусом является правомерным.
Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. № 1716. Данный документ действует на сегодняшний день со значительными изменениями, назрела настоятельная потребность в принятии нового перечня, кроме того, совершенно справедливо ставится вопрос о юридической силе такого перечня7,
который вводит своего рода ограничение прав: права обращения за судебной защитой, права на распоряжение своим имуществом, которое возможно только федеральным законом. Следовательно, вопросы совершения исполнительной надписи нотариуса необходимо в будущем урегулировать не постановлением правительства, а федеральным законом.
Помимо этого, следует совершенствовать и Закон об исполнительном производстве, в котором исполнительная надпись нотариуса прямо не указана. Системное толкование законодательства о производстве исполнительной надписи приводит к выводу о том, что она подпадает под подп. 8 п. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве. Следует все же легально закрепить исполнительную надпись нотариуса в качестве основания принудительного взыскания, чтобы исключить случаи узкого, не соответствующего смыслу Основ законодательства Российской Федерации о нотариате толкования.
Несомненно важна для обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь деятельность нотариусов по обеспечению доказательств, необходимых в случае возникновения дела в судах или административных органах. Эта деятельность осуществляется до момента возникновения дела в суде, в условиях, когда наличие спора о праве материальном еще только предполагается.
Статья 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате закрепляет, что по просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.
Нотариус не обеспечивает доказательств по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу находится в производстве суда или административного органа.
В порядке обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, назначает экспертизу.
При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.
Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако неявка их не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств. Обеспечение доказательств без извещения одной из сторон и заинтересованных лиц производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.
Аналогичный характер и значение имеет и нотариальное действие по принятию нотариусом заявления
о морском протесте (ст. 99 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.
Нотариат, действующий в качестве совокупности лиц свободной профессии на принципах самофинансирования и имущественной ответственности в качестве органа превентивного правосудия, является эффективно работающей системой юридического сопровождения гражданских правоотношений абсолютно без затрат для бюджета. Частнопрактикующий нотариат обусловил освобождение бюджета от расходов на содержание своих нотариальных контор, и государство получило дополнительные средства для финансирования иных целей, в том числе и для создания дополнительных структур, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан8.
Деятельность нотариата как института превентивного правосудия играет важную роль не только в предупреждении обращения граждан и юридических лиц в суд, но и имеет большое значение в процессе судебного рассмотрения и разрешения споров в тех случаях, когда дело относится к компетенции судебных органов.
Нотариат способен значительно упростить и ускорить процесс разрешения дел судами, способствовать более полному исследованию обстоятельств дел, обеспечивая тем самым конституционное право человека и гражданина на судебную защиту.
Прежде всего, на практике быстрой и эффективной судебной защите субъективных прав служит упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства, без вызова сторон, без ведения судебного протокола. В соответствии со ст. 121 Гражданского процессуального кодекса РФ судебный приказ представляет собой судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по определенным категориям требований, в частности основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом.
В процессе искового производства нотариат как орган превентивного правосудия способствует полному установлению обстоятельств дела, так как юридическая сила выданных нотариусом документов весьма значительна.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, следовательно прямого приоритета нотариально удостоверенные документы перед другими
доказательствами не имеют. Однако нельзя отрицать специфику нотариальных документов в процессе доказывания, связанную с публично-правовой природой нотариата. Такие документы пользуются большим доверием судей, поскольку выданы независимым, беспристрастным, компетентным лицом, не заинтересованным в исходе спора.
Кроме того, если можно оспаривать показания одних свидетелей с помощью показаний других, то большинство нотариально оформленных документов можно оспаривать только путем предъявления соответствующего иска, например, о признании недействительным завещания, свидетельства, договора и т.д. В этом случае действует презумпция действительности договора, которую должен опровергнуть заявитель.
В целях исследования обстоятельств совершения и удостоверения сделок и договоров нотариус может быть вызван судом в качестве свидетеля, что дополняет исследованием самого документа при наличии оснований полагать, что документ подписывался под влиянием обмана или заблуждения.
Таким образом, деятельность органов нотариата в обеспечении реализации конституционного права человека и гражданина на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия имеет большое значение в общем объеме деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих гражданам и юридическим лицам доступ к правосудию и эффективную защиту своих законных
прав и интересов при осуществлении судебного рассмотрения и разрешения дел.
Реализуя право граждан на судебную защиту, нотариат не подменяет собой органы судебной системы и не осуществляет правосудие, являющееся исключительной прерогативой судов. Нотариат выступает институтом превентивного, предупредительного правосудия, со своей подведомственностью и формами деятельности.
1 См., например: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред.Б.Н. Топо-рина. — М., Юристъ, 1997. — С. 325—331; Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М., Издательство БЕК, 1994. — С. 156—158.
2 См.: Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. — М.: Издательская группа НОРМА-ИН-ФРА-М, 2004. — С. 14.
3 См.: СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
4 См. подробнее: Козлов А.Ф. Суд первой инстанции как субъект процессуального права. Томск, 1983. — С. 58—83; Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. В.Н. Аргунова. — С. 137.
5 См.: Вестник КС.
6 СП РСФСР. — 1976. — №7. — Ст. 56.
7 См.: Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. — 1998. — № 7. — С. 17—21.
8 См.: Клейн В. Составляющая превентивного правосудия // Нотариальный вестник. — 1998. — №7/8. — С. 16.