Научная статья на тему 'Нотариальное удостоверение и государственная регистрация сделок с недвижимостью'

Нотариальное удостоверение и государственная регистрация сделок с недвижимостью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4064
642
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ДОГОВОР / НЕДВИЖИМОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / НОТАРИАЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ / CIVIL LAW / CONTRACT / REAL ESTATE / STATE REGISTRATION / NOTARIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бахитова Дина Фаритовна

Соотношение государственной регистрации и нотариального удостоверения договоров куплипродажи жилых помещений. Положительные и отрицательные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notarial certification and the state registration of real property business

The Correlation of the public registration and public certificate of contracts of purchase and sale of dwelling house. Positive and negative aspects.

Текст научной работы на тему «Нотариальное удостоверение и государственная регистрация сделок с недвижимостью»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 1 (22). С. 77-81. © Д.Ф. Бахитова , 2010

УДК 347

НОТАРИАЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ

THE NOTARIAL CERTIFICATION AND THE STATE REGISTRATION OF REAL PROPERTY BUSINESS

Д.Ф. БАХИТОВА D.PH. BAKHITOVA

Соотношение государственной регистрации и нотариального удостоверения договоров купли-продажи жилых помещений. Положительные и отрицательные аспекты.

The Correlation of the public registration and public certificate of contracts of purchase and sale of dwelling house. Positive and negative aspects.

Ключевые слова: гражданское право, договор, недвижимость, государственная регистрация, нотариальное удостоверение.

Key words: civil law, contract, real estate, state registration, notarization.

Нотариальное удостоверение договора не только представляет собой этап заключения сделки - придания ей требуемой законом формы, от чего зависит возникновение прав и обязанностей её сторон, но и позволяет комплексно решить ряд иных вопросов, прежде всего касающихся формулирования условий сделки, установления соответствия воли и волеизъявления её сторон, защиты прав сторон сделки и соблюдения требований законности. Так, согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус перед удостоверением гражданско-правовой сделки обязан проверить, не противоречит ли заключаемая сделка требованиям закона. В случае, если заключаемая сделка будет противоречить требованиям закона, нотариус должен разъяснить сторонам, в чем именно заключаемая сделка противоречит закону, и предложить пути приведения условий сделки в соответствие с действующим законодательством. В любом случае нотариус не станет удостоверять сделку, противоречащую действующему законодательству.

Осуществляемая нотариусом проверка действительности удостоверяемой сделки включает проверку всех условий действительности гражданско-правовых сделок, а именно: (1) соответствия закону содержания

сделки, (2) дееспособности сторон относительно заключения данного вида сделки, (3) соответствия подлинной воли сторон их волеизъявлению и (4) соблюдения формы сделки.

Удостоверение нотариусом гражданско-правовой сделки означает соответствие удостоверенной сделки всем указанным выше требованиям действительности, предъявляемым со стороны действующего законодательства, и рассматривается как публичная гарантия юридической действительности сделки. Публичный официальный характер нотариального удостоверения гражданско-правовых сделок предполагает общественное признание юридической действительности сделки и не требует предоставления каких-либо иных доказательств юридической действительности сделки.

Полномочия нотариуса по официальному удостоверению юридической действительности гражданско-правовых сделок основываются на доверии государства к профессионализму определенного юриста, выразившемуся в назначении этого юриста на должность нотариуса.

В основе полномочий нотариуса по удостоверению гражданско-правовых сделок лежат и установленные законодательством меры ответственности нотариуса за злоупот-

ребление предоставленными полномочиями и ошибки при удостоверении гражданско-правовых сделок.

При удостоверении гражданско-правовых сделок ответственность нотариуса лежит в двух плоскостях: публично-правовой и частноправовой.

Так, за допущенные нарушения нотариус перед государством несет уголовную и административную ответственность, которые носят публично-правовой характер.

Одновременно нотариус либо государственная нотариальная контора несет ответственность перед сторонами гражданско-правовой сделки, которые потерпели убытки от нотариальной ошибки. По своей правовой природе это частноправовая ответственность, которая предполагает имущественное (денежное) возмещение причиненных убытков потерпевшему лицу.

Применение частноправовой ответственности обеспечивается обязательным страхованием ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, в соответствии со ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Ответственность государственных нотариальных контор обеспечивается казной Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, субъекты гражданских правоотношений, обратившиеся к нотариусу за удостоверением заключаемой между ними сделки купли-продажи недвижимости, приобретают не только гарантию юридической действительности заключенной ими сделки, но и снижают свой риск убытков от признания сделки недействительной, поскольку ответственность по возмещению убытков лежит на нотариусе (государственной нотариальной конторе), удостоверившей конкретную сделку.

В последнее десятилетие российское гражданское законодательство претерпевает значительные изменения, связанные с сокращением видов гражданско-правовых сделок, для которых устанавливается законом обязательная нотариальная форма. Одним из высказываемых аргументов для принятия подобного решения было стремление законодателя снизить финансовое бремя для уча-

стников сделки, связанное с уплатой нотариального тарифа (государственной пошлины) при нотариальном удостоверении договоров. Финансовые расходы, возлагаемые на стороны договора при нотариальном удостоверении сделки, сами по себе являются неизбежными, поскольку именно за счет этих средств осуществляется содержание нотариальных контор и страхование ответственности нотариусов. Другое дело, что размеры нотариальных тарифов (государственной пошлины) при нотариальном удостоверении договоров купли-продажи недвижимости могут и должны корректироваться на законодательном уровне.

Практика нотариальных контор свидетельствует о том, что граждане и юридические лица не в полной мере используют предоставленную законом возможность придать заключаемой сделке нотариальную форму, хотя использование данной формы предоставляло бы им дополнительные юридические гарантии защиты имущественных прав и законных интересов.

Однако данная проблема, как представляется, лежит не столько в правовой сфере, сколько в плоскости внутренних организационных проблем деятельности нотариата, в недостаточной степени проводящего разъяснительную пропагандистскую работу о повышенном уровне защиты участников гражданских правоотношений при использовании нотариальной формы для заключения гражданско-правовых сделок.

Развитие цивилизованных рыночных отношений, становление гражданского общества в России с неизбежностью востребуют нотариальную форму для оформления заключаемых гражданско-правовых сделок именно в связи с правовыми последствиями публичной достоверности и гарантиями юридической действительности, обеспечением повышенной правовой защиты участников сделки.

Официальное признание юридических гарантий действительности нотариально удостоверенных гражданско-правовых сделок должно найти своё более широкое отражение в законодательстве с тем, чтобы нотариальное оформление сделки рассматривалось гражданами не как очередная бюрократическая процедура, а как необходимый этап

защиты их законных прав и имущественных интересов.

Прежде всего, как представляется, необходимо законодательное определение механизма взаимодействия нотариусов и органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, фактически отсутствующего в настоящее время.

Нотариальное удостоверение договора и государственная регистрация имеют общую цель - обеспечение законности оборота недвижимости. Однако государственная регистрация по процедуре и правовым последствиям не тождественна нотариальному удостоверению. Деятельность государственного регистратора сводится в основном к работе с поступившими к нему документами, которые могут быть составлены значительно раньше поступления на государственную регистрацию. За рамками процесса государственной регистрации остается проверка право- и дееспособности сторон сделки, разъяснение им значения их действий, смысла и содержания заключенной сделки. Таким образом, осуществляя прием документов на государственную регистрацию и в процессе самой регистрации, Федеральная Регистрационная служба в большей мере ориентируется на соответствие закону формы сделки, чем её содержания.

В то же время сопоставление предмета юридической экспертизы на этапе государственной регистрации сделки и проверки условий действительности сделки со стороны нотариуса показывает, что указанные предметы существенно отличаются между собой. Так, предметом юридической экспертизы на этапе государственной регистрации сделки являются только представленные сторонами сделки документы, в то время как нотариус при удостоверении сделки имеет отношения с конкретными участниками сделки, вследствие этого нотариус имеет реальную возможность оценить дееспособность граждан -участников сделки и оценить соответствие их внутренней воли осуществленному волеизъявлению, разъяснить участникам сделки правовые последствия вступления в сделку и, наконец, не удостоверять сделку, противоречащую действующему законодательству.

Представим себе, что стороны сделки купли-продажи квартиры удостоверили факт

заключения указанной сделки нотариально. Наличие удостоверительной надписи нотариуса на тексте сделки означает официальную гарантию со стороны государства юридической действительности данной сделки. Затем стороны сделки обращаются в уполномоченный орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для соответствующей государственной регистрации указанной сделки, с моментом совершения которой закон связывает юридический факт заключения сделки. После этого уже осуществляется государственная регистрация перехода прав от продавца к покупателю, с которой закон связывает факт перехода права собственности на квартиру к покупателю. Как видим, процедура совершения сделки купли-продажи в данном примере включает три этапа: нотариальное удостоверение, государственную регистрацию сделки, государственную регистрацию перехода права собственности от продавца к покупателю.

В рассмотренном примере вызывает сомнение необходимость и обоснованность процедуры государственной регистрации сделки купли-продажи. Действующий закон связывает момент заключения такой сделки с моментом её государственной регистрации, однако данное установление законодателя представляется произвольным и субъективным. Если нотариус путем проставления удостоверительной надписи на тексте сделки официально подтверждает её юридическую действительность, то какая существует необходимость в законодательном установлении дополнительной юрисдикционной процедуры совершения данной сделки? В данной ситуации правовые последствия нотариальной формы совершения сделки дублируются государственной регистрацией сделки. И вместо того, чтобы момент заключения сделки был связан с моментом её нотариального удостоверения, что характерно для нотариальной формы гражданско-правовых сделок вообще, момент заключения сделки связывается с моментом её государственной регистрации. В то же время, как уже отмечалось, компетенция нотариуса шире компетенции органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые по своей сути никогда не смо-

гут в полной мере заменить участие нотариуса в оформлении сделки. Возложение на органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бремени государственной регистрации нотариально удостоверенных сделок с недвижимым имуществом представляется излишним и влечет ряд негативных моментов: чрезмерное усложнение оборота недвижимости, создание дополнительных административных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, необоснованное увеличение расходов государственного бюджета на деятельность органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Фактически государство, с одной стороны, предоставляет полномочия нотариусам по удостоверению гражданско-правовых сделок и публичному подтверждению факта их совершения, с другой стороны, на законодательном уровне эти полномочия ограничивает, так как связывает факт заключения сделки с прохождением дополнительной административной процедуры, что, как представляется, свидетельствует о нарушении баланса частных и публичных интересов в обществе.

Сделка с недвижимым имуществом, прошедшая нотариальное удостоверение, не нуждается в каких-либо дополнительных подтверждениях своей юридической действительности и факта совершения, в том числе со стороны государственных органов, и не должна подвергаться государственной регистрации в существующем сегодня виде, а момент заключения сделки с недвижимым имуществом должен быть связан с моментом её нотариального удостоверения.

Для исправления сложившегося положения необходимо внесение изменений и дополнений в законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Отмеченное выше не означает предложения отказаться от государственной регистрации перехода права собственности от продавца квартиры к покупателю, что, безусловно, необходимо для обеспечения стабильности оборота недвижимого имущества и соответствует мировой практике.

Однако и при применении данной процедуры нотариальное удостоверение сделки

может и должно изменить сложившиеся отношения. Так, при удостоверении сделки купли-продажи недвижимого имущества нотариус обязан проверить правоустанавливающие документы, подтверждающие права продавца на конкретный объект недвижимости. Точно такую же проверку осуществляет и государственный регистратор при государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости к покупателю. И опять мы видим дублирование в функциях нотариуса и органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [1].

Для прошедших нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом целесообразно рассмотреть возможность установления более упрощенной процедуры государственной регистрации перехода прав на объект недвижимости, которая бы исключала дублирование в работе. Например, орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при поступлении к нему нотариально удостоверенной сделки не осуществляет юридическую проверку действительности сделки, а лишь формально проверяет наличие оснований для отказа в государственной регистрации перехода прав на объект недвижимости к приобретателю. Упрощение процедуры государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество может выражаться в сокращении сроков государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество по нотариально удостоверенным сделкам, в том числе за счет непосредственной передачи нотариусами документов по удостоверенной сделке в регистрирующий орган.

Нотариальная форма гражданско-правовых сделок несет в себе ряд функций.

Консультативная функция обеспечивается благодаря участию нотариуса в оформлении сделки и состоит в том, что участникам сделки разъясняются положения действующего законодательства применительно к правовым последствия заключаемой ими сделки.

Функция предупреждения также обеспечивается участием нотариуса и состоит в предотвращении участников сделки от непродуманного поведения при заключении сделки, выяснении подлинной направленно-

сти их воли на получение определенного правового результата и соотнесение его с условиями конкретной сделки.

Одним из основных правовых последствий применения нотариальной формы гражданско-правовых сделок является то, что нотариально удостоверенная сделка обладает в силу факта её нотариального удостоверения официальной гарантией её юридической действительности, которая не нуждается в доказывании другими средствами, так как является публичной.

Кроме того, стороны нотариально удостоверенной сделки получают гарантии возмещения убытков, причиненных вследствие допущенной нотариусом ошибки, в том числе и за счет обязательного страхования нотариусов, занимающихся частной практикой.

Использование нотариальной формы при удостоверении гражданско-правовых сделок несет и другие правовые последствия для участников сделки. Так, в силу ст. 121, 122 Гражданско-процессуального кодекса РФ взыскание денежных средств и истребование движимого имущества по нотариально удостоверенным сделкам осуществляется по

упрощенной процедуре, установленной для вынесения судебного приказа.

Таким образом, использование нотариальной формы при заключении гражданско-правовых сделок направлено на повышенную защиту имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц и тем самым на обеспечение правовыми мерами правопорядка в стране и государстве.

В условиях развития в России различных форм товарно-денежных отношений и становления гражданского общества расширение участия института нотариата в оформлении гражданско-правовых сделок, предоставляющего гражданам и юридическим лицам дополнительные гарантии стабильности, представляется вполне оправданным.

1. Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, утв. Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Москва 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.