Научная статья на тему '"носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…". Феномен стиляг во второй половине 1940-1950-е гг'

"носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…". Феномен стиляг во второй половине 1940-1950-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
878
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЯГИ / "ВЕСТЕРНИЗИРОВАННАЯ" МОЛОДЕЖЬ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ЗАПАД / "ЧУЖДОЕ" ВЛИЯНИЕ / СТИЛЬ / СОВЕТСКИЕ МОДНИКИ / ОДЕЖДА / ДЖАЗ / "БРОДВЕЙ" / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / DANDIES / THE "WESTERNIZED" YOUTH / SOVIET UNION / WEST / "ALIEN" INFLUENCE / STYLE / THE SOVIET DANDIES / CLOTHES / THE JAZZ / "BROADWAY" / IDEOLOGICAL STRUCTURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бокова Яна Михайловна

В статье раскрывается феномен "стильной" молодежи, которая фактом своего существования бросила вызов пуританскому образу жизни Советского Союза. Показана роль стиляг в деле расшатывания культурного и повседневного единообразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"He wore trousers narrow, read Hemingway …". The phenomenon of dandies in the second half of the 1940-1950th

In article the phenomenon of "stylish" youth which the fact of the existence threw down a challenge to a Puritan way of life of the Soviet Union reveals. The role of dandies in shaking of cultural and daily uniformity is shown.

Текст научной работы на тему «"носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…". Феномен стиляг во второй половине 1940-1950-е гг»

"HE WORE TROUSERS NARROW, READ HEMINGWA Y ...".THE PHENOMENON OF DANDIES IN THE SECOND HALF OF THE 1940-1950TH

Bokova Yana Mikhaelovna, Under-graduate Student, Humanitarian institute, North-Caucasian Federal University, Stavropol

E-mail: kbokowa.yana@yandex.ru

in article the phenomenon of "stylish" youth which the fact of the existence threw down a challenge to a Puritan way of life of the Soviet Union reveals. The role of dandies in shaking of cultural and daily uniformity is shown. Keywords: dandies; the "westernized"youth; the Soviet Union; the West; "alien"influence; style; the Soviet dandies; clothes; the jazz; "Broadway", ideological structures.

"НОСИЛ ОН БРЮКИ УЗКИЕ, ЧИТАЛ ХЕМИНГУЭЯ...". ФЕНОМЕН СТИЛЯГ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-1950-е гг.

В статье раскрывается феномен "стильной" молодежи, которая фактом своего существования бросила вызов пуританскому образу жизни Советского Союза. Показана роль стиляг в деле расшатывания культурного и повседневного единообразия.

Ключевые слова: стиляги; "вестернизированная" молодежь; Советский Союз; Запад; "чуждое"влияние; стиль; советские модники; одежда; джаз; "Бродвей"; идеологические структуры.

I

После окончания Великой Отечественной войны повседневная жизнь советских граждан наполнилась материализованными предметами иностранного производства - военными трофеями: европейской одеждой, американскими автомобилями, бытовой техникой. Они вызвали небывалый интерес к Западу, который в массовом сознании представлялся неведомым краем, в котором жизнь людей была более интересной, насыщенной и богатой. Горожане до полного износа носили трофейные вещи, с восторгом смотрели в кинотеатрах зарубежные фильмы. Герои некоторых кинолент, в первую очередь американских, стали примером для подражания среди молодого поколения, которые копировали их образ, стиль, манеру поведения. Неудивительно, что к концу 1940-х гг. в Советском Союзе началась борьба с "низкопоклонством перед Западом". Вновь партийно-идеологические структуры провозгласили, что социалистическая страна, окруженная "вражеским" капиталистическим миром, должна не допустить "тлетворного" распространения морали империализма.

Однако полностью изолировать СССР от "чуждого" влияния не удалось. На улицах крупных городов появились молодые модники, которые с легкой руки журналиста Д. Беляева стали называться "стилягами" [1, с. 10]. Стиляги повышенное внимание уделяли своему внешнему виду, слушали западную музыку, танцевали буги-вуги, фокстрот, позже рок-н-ролл и твист. Яркая одежда и "вызывающее" поведение шокировали обывателей. Стремление "вестернизирован-ной" молодежи походить на иностранцев, ни в чем не уступать сверстникам из других стран рождало недовольство в партийных кругах. До самой кончины Сталина "стильная молодежь" не вызывала серьезных опасений, так, например, с 1950 по 1953 годы не было издано ни одного официального постановления, где осуждалась бы стиляги. Связано это было и с локальностью явления и с малочисленностью его приверженцев. Но главное заключалось в другом. Согласимся с доводами историка Г. Ципурского, что состав стиляг конца 1940-х - начала 1950-х гг. был представлен в основном детьми партийной и государственной элиты. Молодые модники находились под протек-

УДК 93/94

LO

1-Н

О си

-О Q-

LQ <

БОКОВА Яна Михайловна,

магистрант, Гуманитарный институт, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь bokowa.yanalS>yandex.ru

> <

X ил

•х.

О ил

У

X 0-О ь-

а

12

цией влиятельных и обеспеченных родителей. К тому же "отец народов" И. В. Сталин не хотел выставлять проблемы напоказ,тем более, если они касались будущих строителей коммунизма, каковыми считалась советская молодежь [2, с. 58].

В период хрущевской "оттепели" "стиляжничество" стало более массовым явлением. Его ряды пополнили не только представители "золотой молодежи", но и обычные студенты, рабочие и служащие. Приоткрытие "железного занавеса", культурный диалог с Западом, некоторая демократичность политического курса, насыщенная яркими событиями общественная атмосфера, увеличение информационного потока способствовали раскрепощению молодого поколения.

Некоторые молодые люди, которым были присущи индивидуализм, максимализм, эпа-тажность стремились во что бы то ни стало выделиться из толпы, быть "другими", отличаться от остальной безликой серой массы людей. Отсюда и желание одеваться по-другому. Стиляги выработали свой собственный стиль, который со временем значительно изменился. В сознании большинства советских граждан надолго сохранился следующий образ: стиляга -юноша носит узкие укороченные брюки-дудочки, яркие рубашки и длинные разноцветные пиджаки, галстуки двух типов - широкие с экзотическими рисунками и тонкие ("селедки"), на ногах - туфли с узкими носами или модные ботинки, на подошву которых клеилась каучуковая или резиновая рифленая платформа, получившая название "манная каша". "Стильные" юноши отращивали длинные волосы, часть которых поднималась и фиксировалась в стиле "а ля Элвис Пресли".

В сатирическом журнале "Крокодил" "вес-тернизированную" молодежь за любовь к пестрым нарядам и желание походить на западных сверстников сравнивали с представителями животного мира - с павлинами, попугаями и обезьянами. Кстати, карикатурные зарисовки послужили не только официальному осмеянию советских модников, но и сформировали у провинциальной молодежи представление о том, как одевается "стильное" юношество из крупных городов.

Эпатажность и крикливость в середине 1950-х гг. уступили место элегантности и изящности, когда советского франта трудно было отличить от иностранца. Ленинградский стиляга Валентин Тихоненко вспоминал: "Бывали простенькие, но очень красивые костюмы, все были чистошерстяные. В те времена хорошим

материалом считалась чистая шерсть, 100-процентная, хорошего цвета. Костюмы были со вкусом, не было диких цветов, как комсомольцы писали. Были у меня плащи, шуба у меня была, английское пальто ратиновое... А эти писали - "попугайское". Разве в Англии делают попугайское?" [3] Позже некоторые стиляги будут гордо именовать себя "штатниками", гардероб которых состоял из качественных американских вещей.

Только самые обеспеченные имели возможность приобрести фирменную одежду за рубежом через фарцовщиков или родственников и друзей, побывавших в других странах.

Некоторая часть "вестернизированной" молодежи для пошива стильной одежды обращалась к частным портным, но стоило это достаточно дорого, да и к тому же немногие соглашались "обшивать" стиляг. В большинстве случаев советские стиляги самостоятельно создавали свой образ путем перешива или переделки старой одежды. Согласимся с точным утверждением историка С. Рафиковой, что в стране существовала тонкая "прослойка "элиты", экипированная по последней моде" и "масса подражателей, действующих методом "перешить-перекроить". Поэтому и спектр стиляжных "портретов" поразительно широк: от дендизма, близкого к уровню "штатников" -до неумелого кустарного копирования смутно представляемых атрибутов" [4, с. 138].

Стилягами были не только юноши, но и девушки. В пуританском советском обществе с идеалом скромной труженицы они подвергались большему осуждению, нежели "стильные" представители мужского пола. Девушки-стиляги не выработали свой единый стиль. Но достаточно им было надеть яркую блузку или укороченную юбку с разрезом, сделать "модную" прическу и макияж для того, чтобы подвергнуться общественному порицанию и именоваться стилягой.

"Вестернизированная" молодежь предпочитала слушать "несоветскую" музыку. Ее страстью стал классический американский джаз, который в Советском Союзе долгое время был под запретом, так как считался "идеологическим оружием" США. Почитатели данного музыкального стиля, лишенного какой-либо идеологической нагрузки, считались потенциальными изменниками: "Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст". Несмотря на запреты и гонения, молодые люди "ловили" музыкальные программы западных радиостанций и переписывали их на ветхие магнитофоны. Затем распространяли запись на старых рентгено-

вских пленках. В народе самодеятельные пластинки именовались "джазом на костях" или "музыкой на ребрах". Писатель Василий Аксенов, современник событий, писал о раскрепощающей роли джаза: "Для моего поколения русских американский джаз был безостановочным экспрессом ночного ветра, пролетающего над верхами "железного занавеса""; "джаз становился чем-то большим, чем музыка, он приобрел черты идеологии, вернее, антиидеологии" [5, с. 438,439].

Особому нареканию со стороны комсомола подвергались танцевальные пристрастия "вестернизированной" молодежи. В клубах, на танцплощадках, в студенческих общежитиях стиляги даже под контролем комсомольских работников умудрялись танцевать буги-вуги, рок-н-ролл. "Бесовские" движения раздражали официальных блюстителей порядка. Так, в 1957 году секретарь коммунистической ячейки Московского госуниверситета Зеленич сетовал на то, что в общежитиях первого университета страны "завелись" юноши и девушки, которые "вытворяют невесть что на танцах". В заключение он добавил, что "эти вульгарные танцы, эти стиляги - ... Это заимствование самого худшего, самого гнилого из всего, существующего в мире капитализма" [2, с. 60].

Центральные улицы крупных городов, служившие местом сбора стиляг, стали называться "Бродвеем" или "Бродом". Здесь они совершали "хил" (прогулку), показывали себя и смотрели на других. На "Бродвее" выработалась и своеобразная манера поведения: "развинченная" походка, которая свидетельствовала о "принадлежности к богеме" [6, с. 528], манерность, высокомерие, медленное растягивание слов и др. Нередко такие прогулки приводили к столкновениям с дружинниками.

Идеологические структуры боролись со стилягами различными способами. Их осмеивали и клеймили в печати, порицали, увещевали. Наиболее активные и непреклонные исключались из вузов и комсомола. Советское население отрицательно относилось к отклоняющейся от общепринятых норм поведения молодежи. Считалось, что "вестернизирован-ные" юноши и девушки противопоставляют себя остальной молодежи, придерживающейся коммунистической идеологии. Обыватели вслед за прессой именовали молодых нонконформистов тунеядцами, бездельниками, бездушными пижонами, прожигателями жизни, "тряпичниками".

Всем своим внешним видом стиляги бросали вызов советскому обществу, в котором безликость и однообразие стали характерными чертами повседневной жизни. Большинство исповедовало принципы - "будь как все", "не высовывайся". Стремление хоть чем-то выделиться из унифицированной массы настораживало и пугало партийную "верхушку". Прав был В. И. Славкин, который однажды сказал: "Населением в униформе легче руководить, чем людьми в разноцветных пиджаках" [7, с. 8]. Подражание западной моде, увлечение американской музыкой и танцами было расценено властью как проявление инакомыслия. "Вес-тернизированная" молодежь неосознанно пошла на разрыв с советскими ценностями, идеалами, иллюзиями и догмами.

В 1960-е гг. борьба со стилягами постепенно сошла на нет. То, что раньше вызывало негодование, сделалось обыденным явлением: заузились брюки, укоротились юбки, повсеместно стали слушать западную музыку, многие научились танцевать рок-н-ролл. Городская молодежь тщательнее стала заботиться о внешнем виде. Выглядеть красиво и современно желал каждый. Теперь было важно за внешней мишурой разглядеть человека. Новые тенденции нашли отражение в статье "Не по одежке", помещенной в журнале "Работница" (1963 г.). Автор статьи писала: "Прошла молоденькая девушка - стройная фигурка, миловидное личико. Но одежда, одежда!.. Узкая юбочка выше колен, какая-то длинная, нелепая кофта: вот, наверное, пустышка, стиляга, без ума, без сердца... Оказалось, отзывчивая, добрая девушка. Подходим к человеку с мещанской меркой - по одежке. Не понравилась юбка, не понравилась прическа, и ну пошли судить-рядить: стиляга. А вот в душу заглянуть забудем" [8, с. 20].

Таким образом, "стиляжничество" появилось в Советском Союзе не случайно. "Стильная" молодежь, подверженная западному влиянию, пыталась фактом своего существования доказать, что общество, обрекающее себя на изоляцию, превращается в одноликую и бесцветную массу людей, с недоверием взирающих на все "чужое". Стиляги нанесли ощутимый удар по стилевому единообразию повседневной культуры и норм поведения. Заслуга их состояла в том, что они медленно, но неуклонно "внедряли" в массовое сознание идею того, что "другой", "иной", непохожий на тебя вовсе не означает, что он плохой, негативный или безнравственный.

Примечания:

1. Беляев Д. Стиляги (Из серии "Типы, уходящие в прошлое") // Крокодил. - 1949. - № 7.

2. Ципурский Г. "Комсомолу приходится объявить беспощадную и решительную войну против всех типов стиляг". Политика в отношении "вестерни-зированной" молодежи в Советском Союзе при Н. С. Хрущеве // Новейшая история России. - 2013. - №3.-С. 55-83.

3. Гук О. Тарзан в своем Отечестве // Интервью с Валентином Тихоненко

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pchela.ru/podshiv/! 1/tarzan.htm.

4. Рафикова С. "По проспекту, словно манекен..." Образ стиляги глазами сибирских обывателей // Родина. - 2010. - № 10. - С. 135-138.

5. Аксенов В. В поисках грустного беби. - М. : Конец века, 1992. - 480 с.

6. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.

7. Славкин В. И. Памятник неизвестному стиляге: История поколения в анекдотах, легендах, байках, песнях. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. -311 с.

8. Балах 3. Не по одежке // Работница. - 1963. -№11.

MIKHAILO-ARKHANGEL5KY CHURCHES OF THE SVYATOKRESTOVSKYDISTRICT

Zaporozhtseva Otga Alexeevna, Under-graduate Student, Chair of History of Russia, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: QLBZ1992@maii.ru

in article it is told about churches in villages of the Svyatokrestovsky district which were built in honor of Saint Michael the Archangel. Also data on a parable who entered it and about number been born and died are provided. Keywords: Archangel Michael Church; parables; reference book on the Stavropol diocese of N. T. Mikhayiov.

УДК 908

© Запорожцева О.A., 2015

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ СВЯТОКРЕСТОВСКОГО УЕЗДА 1

В статье рассказывается о церквях в селах Святокрестовского уезда, которые были построены в честь Архангела Михаила. Также приводятся данные о притче, кто в него входил и о числе родившихся и умерших.

Ключевые слова: Михайло-Архангельская церковь; притч; справочник по Ставропольской епархии Н. Т. Михайлова.

Название Архангельское (до этого его называли Новоархангельское, Цыгановка) село получило в честь Святого Архангела Михаила. В справочнике по Ставропольской епархии, составленном в 1910 году священником Н.Т. Михайловым, было написано о том, что в селе имелось 2 церкви и 2 прихода. [1, С. 495]

В селе имелась Александро-Невская церковь. Она была построена в 1903 году, из кирпича без колокольни. [2, С. 100] В притч входили - священник и псаломщик. Для проживания священника было отведено 19 десятин земли, а для псаломщика - 6 десятин земли. Население собирало денежную сумму и выдавало его в качестве квартирного пособия священнику - 120 рублей, а псаломщику - 36 рублей. Церковных школ в приходе не было, но имелось одно министерское одноклассное училище. Судя по церковной метрической книге в приходе состояло: 3107 православных жителей, рождений -319, браков - 41, смертей - 175. [1. С. 495]

ЗАПОРОЖЦЕВА Ольга Алексеевна, магистрант, кафедра Истории России, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь QLBZi992@maii.ru

110 июня 1900 г.-создан Прасковейский уезд в составе Ставропольской губернии из частей Александровского и Новогригорьевского уездов, (до 1900 года эти три села входили в состав Новогригорьевского). 29 декабря 1910 - Прасковейский уезд переименован в Святокрестовский уезд. 28 декабря 1921 - Решением Коллегии НКВД Святокрестовский уезд переименован в Прикумский уезд. 7 августа 1935 - Постановлением ЦИКСССР Прикумский район переименован в Будённовский район. 14 ноября 1957 -Указом Президиума Верховного Совета СССР Будённовский район переименован в Прикумский. 30 ноября 1973 - постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Прикумский район переименован в Будённовский район. Таким образом, в статье рассматривается не только Святокрестовский уезд, но и другие перечисленные в сноске уезды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.