Примечания:
1. Беляев Д. Стиляги (Из серии "Типы, уходящие в прошлое") // Крокодил. - 1949. - № 7.
2. Ципурский Г. "Комсомолу приходится объявить беспощадную и решительную войну против всех типов стиляг". Политика в отношении "вестерни-зированной" молодежи в Советском Союзе при Н. С. Хрущеве // Новейшая история России. - 2013. - №3.-С. 55-83.
3. Гук О. Тарзан в своем Отечестве // Интервью с Валентином Тихоненко
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pchela.rU/podshiv/11/tarzan.htm.
4. Рафикова С. "По проспекту, словно манекен..." Образ стиляги глазами сибирских обывателей // Родина. - 2010. - № 10. - С. 135-138.
5. Аксенов В. В поисках грустного беби. - М. : Конец века, 1992. - 480 с.
6. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.
7. Славкин В. И. Памятник неизвестному стиляге: История поколения в анекдотах, легендах, байках, песнях. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. -311 с.
8. Балах 3. Не по одежке // Работница. - 1963. -№11.
MIKHAILO-ARKHANGEL5KY CHURCHES OF THE 5VYATOKRE5TOV5KYDISTRICT
Zaporozhtseva Oiga Alexeevna, Under-graduate Student, Chair of History of Russia, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
in article it is told about churches in villages of the Svyatokrestovsky district which were built in honor of Saint Michael the Archangel. Also data on a parable who entered it and about number been born and died are provided. Keywords: Archangel Michael Church; parables; reference book on the Stavropol diocese of N. T. Mikhaylov.
УДК 908
© Запорожцева О.A., 2015
МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ СВЯТОКРЕСТОВСКОГО УЕЗДА 1
В статье рассказывается о церквях в селах Святокрестовского уезда, которые были построены в честь Архангела Михаила. Также приводятся данные о притче, кто в него входил и о числе родившихся и умерших.
Ключевые слова: Михайло-Архангельская церковь; притч; справочник по Ставропольской епархии Н. Т. Михайлова.
Название Архангельское (до этого его называли Новоархангельское, Цыгановка) село получило в честь Святого Архангела Михаила. В справочнике по Ставропольской епархии, составленном в 1910 году священником Н.Т. Михайловым, было написано о том, что в селе имелось 2 церкви и 2 прихода. [1, С. 495]
В селе имелась Александро-Невская церковь. Она была построена в 1903 году, из кирпича без колокольни. [2, С. 100] В притч входили - священник и псаломщик. Для проживания священника было отведено 19 десятин земли, а для псаломщика - 6 десятин земли. Население собирало денежную сумму и выдавало его в качестве квартирного пособия священнику - 120 рублей, а псаломщику - 36 рублей. Церковных школ в приходе не было, но имелось одно министерское одноклассное училище. Судя по церковной метрической книге в приходе состояло: 3107 православных жителей, рождений -319, браков - 41, смертей - 175. [1. С. 495]
ЗАПОРОЖЦЕВА Ольга Алексеевна, магистрант, кафедра Истории России, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]
110 июня 1900 г.-создан Прасковейский уезд в составе Ставропольской губернии из частей Александровского и Новогригорьевского уездов, (до 1900 года эти три села входили в состав Новогригорьевского). 29 декабря 1910 - Прасковейский уезд переименован в Святокрестовский уезд. 28 декабря 1921 - Решением Коллегии НКВД Святокрестовский уезд переименован в Прикумский уезд. 7 августа 1935 - Постановлением ЦИКСССР Прикумский район переименован в Будённовский район. 14 ноября 1957 -Указом Президиума Верховного Совета СССР Будённовский район переименован в Прикумский. 30 ноября 1973 - постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Прикумский район переименован в Будённовский район. Таким образом, в статье рассматривается не только Святокрестовский уезд, но и другие перечисленные в сноске уезды.
Впервые церковь в честь Архангела Михаила упоминается в архивных документах в 1803 году. Полностью церковь была построена к 1852 году, а в феврале 1859 года случился пожар, в результате которого основное здание церкви сгорело. Весь инвентарь и богослужебные процессии были временно перенесены в церковную сторожку. В 1863 году на средства прихожан была построена новая церковь, освященная в сентябре. [2, С. 101] Позже из-за ветхости, церковь была приписана к другой сельской церкви - во имя Святого великого князя Александра Невского. [3, С. 108] В 18991902 годах строилась другая церковь, которая получила название Михайло-Архангельская. Она была освидетельствована 16 июня 1902 года архитектором Г.П. Кусковым. Позже, в октябре 1906 года эта церковь была освящена. Здание церкви было кирпичным, "красивой архитектуры, высокое, светлое", просторное, с такой же колокольней [2, С. 101 ]. В состав притча входили: 1 священник, 1 диакон и 1 псалтырь. Согласно одной из клирических ведомостей за 1909 год, упоминаемой в справочнике Н. Михайловым: "Земли первоначально было назначено притчам 2 церквей 198 десятин, но с 1 июля 1905 года общество произвольно отчислило притчам обеих церквей для пользования только 66 десятин". Было положено казенное жалование священнику 137 рублей 20 копеек, диакону - 68 рублей 60 копеек, псаломщику - 42 рубля 90 копеек, просфорне -15 рублей 68 копеек. Священник проживал в церковном доме, а диакон получал от общества 60 рублей квартирными. [1, С. 495] Церковно-при-ходских школ в приходе имелось две. Одна располагалась в самом селе в церковной сторожке, а другая - в приписном поселке Архиповском. Также имелось одноклассное министерское женское и двухклассное мужское училища. 5691 человек исповедовали православие, а 52 человека были раскольниками. [1,С. 496]
Обе церкви были разрушены в первой четверти XX века. Нынешняя церковь построена в память прежней Михайло-Архангельской церкви в 1982 году. [4, С.193]
В самом селе, согласно миссионерскому отчету, насчитывалось сектантов-баптистов -3 человека, хлыстов -195 человек. [1, С. 496]
В селе Покойное, согласно справочнику по приходам, первый Михайло-Архангельский храм был построен в 1756 году [3, С.112], когда на земли, где ныне расположено село, стекались переселенцы из южных губерний России. Предположительно, когда появился храм села
еще не было, так как само село было основано лишь в 1766 году, то есть спустя 10 лет после строительства храма. [1, С. 458]
Согласно справочнику, составленному Комитетом Ставропольского края по делам архивов, Михаило-Архангельская церковь упоминается в архивных документах с 1843 года. [2, С. 114]
Далее известно, что в 1852 году, по проекту известного архитектора Ткаченко, была построена каменная церковь в честь Михаила Архангела (судя по годам строительства, эту церковь можно отнести как второе церковное сооружение в честь Святого). [4, С. 191] Но в справочнике по Ставропольской епархии, составленном в 1910 году священником Н.Т. Михайловым, имеется и третья дата строительства церкви - это 1851 год. [1, С. 458]
Здание церкви было каменным, имелась колокольня. Церковь была освящена в 1851 году, а само здание полностью отремонтировано лишь в 1869 году. [2, С. 114]
Состав притча церкви включал - 2 священника, 1 диакона и 2 псаломщика. Капитал притча составлял 880 рублей. Кружечный доход составлял в 1909 году 4000 рублей. Причтовой земли имелось 198 десятин, а арендовалось в среднем за 300 рублей. Платили церковным служителям казенное жалованье: первому священнику - 135 рублей, обоим псаломщикам -по 45 рублей. Оба священника жили в церковных домах, которые были не очень удобными для проживания. Дьякон имел квартиру при церковно-приходской школе, а псаломщики получали от общества по 30 рублей квартирными. Имелась одна женская церковно-при-ходская школа. [1, С. 458]
Население составляло 6949 человек, в том числе раскольников-поповцев - 15 человек, баптистов -12, молокан -11, хлыстов -108 человек. В селе насчитывалось - 574 рожденных, 402 смерти, и был заключен 91 брак. [1, С. 459] Некоторое время церковь использовалась в качестве зернохранилища. В 1933 году церковь была частично разграблена. После Великой Отечественной войны богослужения в церкви были возобновлены. [3, С.112]
Интересны современные воспоминания о церкви. Так, Лариса Логвиненко в газете "Ставропольский благовест" описала свое пребывание в этой чудесной церкви: "Заходишь в храм и диву даешься: старинные паникадила (здесь нет электрического света и на службе зажигают только свечи), прекрасная живопись, множество старинных икон, в том числе написанных по случаю определенных событий,
> <
X ил
•х.
О Ш 30-о ь-а
16
например "В память чудесного спасения Императора и Его августейшей семьи", другие пожертвованы предками нынешних сельчан в надежде, что их имена будут всегда помянуты пред Престолом Господним как "жертвователей и благоукрасителей святого храма сего"... [4, С. 191]
Например, икона Преподобного Серафима Саровского в золоченном окладе, по преданию, была принесена в село Покойное паломниками в 1903 году из Сарова, когда русская Православная Церковь прославила "сегоугодника Божия во святых". На другой иконе изображены Святитель Николай и Мученица Александра. На иконе имеется надпись: "Икона сия сооружена в память, во знаменование священного коронования их императорских величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны. 14 мая, 1896 год". Самой почитаемой в этой церкви является икона Иверская Божья Матерь, которая являет и по сей день столько чудес и милостей. [4, С. 191]
Другая прихожанка храма Евдокия Алексеевна Пильева рассказывает: "Война всех мужиков позабирала, а мы работали... В самом начале церковь нашу закрыли, а туда стали пшеницу возить. Все иконы поснимали, а Ивер-скую снять не могли. Засыпали пшеницу по всей церкви и даже в алтаре. С тех пор, в 12 часов ночи, так она начинала громко голосить. Плакала. Все слышали (рядом с церковью находится сельсовет, милиция), так жутко было слышать, прямо мороз по телу. Многие любопытствовали. Откроют, зайдут в церковь - и всегда вокруг иконы пшеницы не было. Вокруг чисто, будто только повесили. Вскоре оборвалось огромное паникадило. Тяжелое. Проломило пол. Когда в село пришли немцы, увидели храм, подивились его красоте. Стали пшеницу вывозить, заставили людей привести все в порядок. И потом так было: как суббота - мы до обеда работаем, а потом в церковь идем. А в воскресенье - обязательно к обедне". [4, С. 191-192]
Интересно и другое воспоминание. Так, Надежда Денисовна Хуркина долгое время ухаживала за своей бабушкой - Пелагеей Никитичной Бутенко, которая с 1913 года была певчей в церкви Михаила Архангела. Пелагея Никитична рассказывала: "Прасковея - богатая, а Покойное - бедное. Там три церкви было, и все поломали, а у нас одна - и осталась. Тут люди больше веровали. В те времена налог платили большой, на каждый метр церковной
площади. А у кого тогда деньги были? Так наши старухи по селам ходили собирать, продавали свои вещи, но платили. Когда иконы вынесли и храм засыпали пшеницей, служба совершалась в избе-читальне. А Иверскую вынести не смогли, как ни старались. Она осталась висеть в храме и из глаз у нее слезы текли. Потом кинулись было церковь ломать, она пшеницей засыпана. Это так Бог дал" ... [4, С. 192-193]
Сегодня настоятелем храма Михаила Архангела в селе Покойное является отец Димитрий Трущелев. Он рассказывает: "Каждое воскресенье служим перед Иверской иконой молебны. На таких молебнах немало приезжих. Теперь никто незапрещает посещать храм, никто не собирается устраивать в нем склад и выносить иконы. По-прежнему находится в нем чудотворная, дивная икона Иверской Божьей Матери". [4, С. 193]
Когда село Правокумское называлось Солонцы, так же в то время его называли Кумс-кое, в нем, согласно архивным документам, упоминается Крестовоздвиженская церковь. Здание церкви было построено в 1861 году, а освящено в 1863 году. Здание было деревянным на каменном фундаменте. В 1886 году на средства прихожан церковь была расширена. Таким образом к ней были пристроены приделы, и она была отремонтирована. [2, С. 115]
Согласно справочнику по Ставропольской епархии, составленному в 1910 году священником Н.Т. Михайловым, в состав притча входили: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика (с 1902 года). Причтовой земли имелось 66 десятин, а арендовалась земля за 200 рублей. Первый священник, диакон и первый псаломщик жили в церковных домах. Второй священник получал от общества квартирное пособие в 100 рублей, а второй псаломщик получал от него же квартирными 25 рублей. [1, С. 459]
Имелась одна церковно-приходская школа, которая размещалась в церковном, саманном, обложенном кирпичом, здании. В этой школе также находилась и квартира, которая была отведена для учителя в качестве жилья. [1, С.459] Население села составляло 5386 человек, в том числе раскольников-поповцев 51 человек, также насчитывалось444 человека рожденных, 48 браков, 195 смертей. [1, С.459]
В 1908 году губернский инженер Г.П. Кусков осмотрел ветхую Крестовоздвиженскую церковь на предмет ремонта и предложил построить новую. 6 апреля 1910 года было освидетельствовано место, на котором предложено построить новый кирпичный храм. 8 ноября 1911 года была совершена закладка
храма в честь Святого Архистратига Михаила. Строительство церкви было завершено к 8 ноября 1916 году. В Москве был заказан в фирме "Гагарин и Сталогоров" - иконостас. Но по условиям военного времени фирма не смогла доставить иконостас к освящению храма (7 ноября 1916 год). В связи с этим временно был установлен полотняный иконостас. [2, С. 115]
Старая Крестовоздвиженская и новая Ми-хаило-Архангельская церкви считались обновленческими, но в 30-е годы XX века были разрушены. С середины 1930-х до конца 1950-х годов в разных местах села располагались три действующих молитвенных дома. К сожалению, эти дома не сохранились до сегодняшнего дня. [3, С. 112]
В 1993 году в здании бывшей школы, ровесницы старой церкви, входившей с нею в единый архитектурный комплекс, соединенный аллеей, была оборудована нынешняя Михай-ло-Архангельская церковь, которая получила свое название от храма, разрушенного после 1917 года. [3, С. 112]
В храме имеются иконы, которые особо почитаются. Среди них можно выделить икону "Спасителя в терновом венце", икону Рождества Христова. Эти иконы были пожертвова-
ны родственниками иеромонаха Антония (Еременко), который в свое время передал их со Святой горы Афон в 20-е годы XX века. [3, С. 112]
В настоящее время администрацией и самими прихожанами сел оказывается необходимая помощь в благоустройстве нынешних церквей. Население и по сей день молится и просит о помощи те самые почитаемые иконы, которые были сохранены предками.
Литература:
1. Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани : справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) / Н.Т. Михайлов. - М.: Изд. Надыршин, 2008. - 840 с.
2. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.): справочник / сост. В.В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. - Ставрополь : Бюро новостей, 2012. - 448 с.
3. Ставропольская и Владикавказская епархия : справочник по приходам / под ред. протоиерея Игоря Подоситникова, Е.И. Бронского, Т.Н. Ковалевой. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2005.- 140 с.
4. Беликов Г.А., Синельников Б.М. Соборы златоглавые. - Ставрополь : Ставропольское книжное изд-во, 2006. - 344 е., ил.
LD
1-Н
О
CÜ
-О Q-
Ш <
S
17
METHODS OF MAKING POLITICAL CONTROL IN RUSSIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES Mayshev Sergey Evgertyevich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Chair of Civil and Criminal Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk E-mail: mayschev.sergejigiya.ru
The article highlights the issues of formation and development of the system of political control exercised by the public security of the Russian Empire.
Keywords: political control; public safety; the agents; secret agents, security department; the recruitment.
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ УДК 930 В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НА ЧАЛЕ XX вв.
В статье освещаются вопросы становления и развития системы политического © Майшев С.Е., 2015 контроля, осуществляемой органами государственной безопасности Российской Империи.
Ключевые слова: политический контроль; государственная безопасность; агентура; секретные сотрудники; охранное отделение; вербовка.
Проблема установления эффективного контроля государства над теми или иными сторонами жизни общества занимала важное место в функционировании властных элит России. Отношение к системе контроля в целом и механизму его функционирования было различным на тех или иных этапах развития государственности, изменений в экономической, а следовательно, и политической жизни. Однако, на наш взгляд, неизменным оставалось стремление правящих режимов к своевременному получению адекватной инфор-