Б. БОГОРОДСКИЙ.
Норскин сгонщик ')
(Опыт 6ЫТОВОГО II ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО 0ПНСЛНИЯ.1.
В. L. Bogorodsky. — Die Plösser von Norsk.
Der Verfasser gibt eine Beschreibung der schweren Arbeit der Flößer, welche das Holz vom Oberlauf der Wolga und ihrer Nebenflüsse abwärts flößen, auf Grund seiner Beobachtungen im Dorfe Norsk des Gouvernements Jaroslaw.
Nach einer kurzen Beschreibung des Lebens der Flößer im Laufe des Winters, wird ausführlich der Verlauf ihrer Arbeit im Frühling und im Sommer geschildert: das Bauen der Kähne, das Hinauffahren zum Oberlauf der Wolga, die Art der Zusammenfügung der Flöße, das Holzflößen selbst uud das Manövrieren der FJÖße unterwegs. Es wird ferner die Terminologie der Flößer angeführt, mit ausführlicher Deutung derselben. Ein Glossar ist der Arbeit beigefügt (mit Bezeichnung der Ausdrücke, die erstmalig niedergeschrieben wurden).
Der Lebenszuschnitt und besonders sprachwissenschaftliche Tatsachen gestatten zu behaupten, daß die Flößer von Norsk keine isolierte Volksgruppe bilden, sondern dem ganzen kulturellen Gepräge der übrigen Bevölkerung des Bezirkes nahestehen; die technischen Ausdrücke der Flößer dagegen lassen ihre Redeart analog anderen professionellen Jargons erscheinen.
На правом берегу Волги, в 13 км. выше Ярославля, раскинулся небольшой поселок — Норское. Одна часть постоянных жителей Норского работает на местной бумаго-прядильной фабрике, другая занимается сплавом плотов или гонок по Волге. Последние то и носят название згбншыки. Приглядитесь к их быту зимою и летом, познакомьтесь поближе с их тяжелой работой на гонках. У сгонщикл есть свои орудия производства, свои особые приемы в процессе тяжелой работы, свои профессиональные термины, непонятные тому, кто не знаком с бытом сгонщика на плотах и не представляет себе труд Норского волгаря.
Тяжелая работа сгонщика требует от него крепкого физического здоровья. И сгонщик, действительно, здоров, силен, широк в плечах.
') Эта работа сделана была по предложению и под руководством проф. Б. А. Ларина. При осуществлении ее автору помогло, во 1-х, то обстоятельство, что он сам рос на Волге и жил в Порском; а во-2-х, внимание и помощь самих сгонщиков, весьма охотно дававших все нужные сведения. Особенно полезен был Д. И Зайцем, которому и приношу здесь свою благодарность.
Слабому на гонках нечего делать, даже кашу варить -в смысле самого простого дела на гонках — и то не возьмут такого с собою. Работа на Волжском приволье закаляет здоровье сгонщика, и он выглядит куда лучше, чем его сосед, прорабатавший, скажем для примера, те же 30 — 40 лет на фабрике у прядильного станка. Но годам к 60 сгонщику обычно изменяют глаза, так как им приходится напряженно работать, когда плоты идут день и ночь, да слабеют ноги, потому что ногам частенько случается бывать в холодной весенней или осенней воде при сплачивании бревен—дерёф или спихивании плотов с мели.
Но тяжело поработав с самой ранней весны,как только пройдет лед, и до поздней осени, до заморозков, сгонщик большую часть года сидит дома, отдыхает по необходимости от своей сезонной работы. Зимой он работает около дома: омманыват рыпку, т.-е. ловит рыбу, или пилит лес на ближайшем лесопильном заводе, или сидит на лйпке, т.-е. боченке с кожаным сиденьем, и шьет обувь. Живет сгонщик в собственном доме; строевой лес он сам пригоняет с верховьев Волги, Шексны или Мологи — это ему обходится не так дорого. Самая же постройка дома—дело уже не сгонщика, а спеца плотника, особенно славятся здесь плотники писцовцы, из села Писцова Иваново-Вознесенской губернии. Домики сгонщиков небольшие — одноэтажные, в 3 — 5 окон „по ли цу", редко под железной крышей, чаще крыты дранкой. Русская печь и от нее две тесовые перегородки дают в доме три комнаты: кухню, переднюю и спальную. Стены оклеены обычно обоями, в доме чистенько. В переднем углу каждой комнаты образа, а кое-где в домах по соседству с иконами еще до сих пор висят портреты семьи Романовых, тут же старинные снимки живых и мертвых родственников, а среди всей этой массы картин повешен семейный портрет хозяев. Зеркало с бумажными яркими цветами; комод, покрытый сплетенною хозяйкой скатертью: над ним полукругом старые открытки с праздничными поздравлениями; .горка" — шкаф для посуды, где за стеклянной дверцей стоят чашки, чайник, сахарница, чайница, ложки — всё бьет в глаза своими яркими красками и блеском. В маленькой спаленке стоит двуспальная кровать с двумя-тремя подушками; детских кроватей нет, „робята" спят на полу, сколько бы их ни было. Для грудных детей вешают колыбель — „зыпку" на железной пружине или реже на очепе, т.-е. деревянном шесте. В передней и спальной комнатах стоят стулья, а у некоторых сгонщиков имеются и небольшие диваны. В кухне стоит стол, крашеные лавки и табуретки. За этим столом обедает, ужинает и „чяй-пьёт" семья сгонщика. В праздник обязательно печется белый пирог, а на буднях белого хлеба у многосемейных не бывает. При доме небольшой участочек земли, где построен амбар для хранения инвентаря сгонщика, „руськая" белая баня и сарай, где сложены дрова и стоит корова. А сзади дома и построек — бани, сарая, идет небольшой огородик, где среди гряд можно встретить яблони, кусты смородины и малины. Но забота об огороде и скотине ложится почти целиком на хозяйку, а в летнее время и исключительно, так как хозяина нет дома, он на гонках.
Одет сгонщик и летом и зимою тепло: на ногах у него и летом часто валенцы или длинные почти до паха „руськие сабогй"; зимнюю шапку и свое ватное полупальто он берет с собою и летом на гонки. И только в тихую жаркую погоду, в одной ситцевой рубахе с растёгнутым воротом и босиком, похаживает он вокруг костра на плотах или лежит на солнышке и отдыхает — ухо вйлит. Дома сгон-
шик обычно одевается так: старики еще носят сюртуки, особенно когда идут в гости, или носят пиджаки, на ногах блестящие сапоги, брюки носят „взаборку". Хозяйки за модами не следят: на них широкие юбки и старинные кофты. Зато молодежь любит принарядиться: парни в штиблетах, брюках „галифе" или с „колоколами"; девушки тоже любят одеться, особенно если идут на танцы, а танцевать любят до упаду и стараются не пропустить без танцев ни одного праздника. Но в будни все ходят в старом, готовы себе отказать в еде, но чтоб было во что одеться и показаться людям.
Цену образования знают, но для детей своих сгонщики достаточным считали прежде местное высшее начальное училище, а теперь местную школу-семилетку; в город детей своих отправляют учиться гораздо реже, чем их соседи, работающие на фабрике. Молодежь читает и книги и газеты, среди стариков-сгонщиков есть любители книг и почти нет любителей газет. Местные церковные праздники справляются по-старому: ходят в церковь, любят громкий колокольный звон, а вечером или даже с утра в такой день сгонщик обычно пьян. Молодежь в этом отношении превзошла отцов. Праздники, свадьбы, танцы, спектакли частенько сопровождаются скандалами.
Общественную жизнь сгонщик не особенно любит. Он принимает участие в перевыборах Совета, бывает на собраниях, любит указать на недостатки в общественном хозяйстве (худые мосты, дороги, лестницы), но самого сгонщика втянуть непосредственно в общественную работу трудно. Партийные сгонщики — наперечет, комсомольцев больше, но все же % их много ниже, чем % партийных среди местных фабричных рабочих. Взаимоотношения сгонщиков хорошие, живут дружно, и почти все друг другу родственники. Сплетен в Норском масса: кто куда пошел, что сделал, быстро разносится „жывбй газетой*.
Так живет Норский сгонщик зимою, но с приближением весны его жизнь меняется в корне. С великого поста сгонщики начинают уже свои собрания. Их тяжелая работа требует крепкой организации. Сейчас по Норскому насчитывается сто человек сгонщиков, а прежде их было гораздо больше. Сплавом леса Норские занимаются с давних пор, деды теперешних сгонщиков занимались тем же, только не лес сплавляли, а перевозили готовые дрова на судах. В дореволюционное время в Норском было 2 — 3 подрядчика, которые, эксплуатируя труд бедняка-сгонщика, сумели нажить себе состояние и двухэтажные дома. Один из них — ,0 и тб н ы ч" был в свое время известен, как подрядчик по сплаву и торговец лесом, на все расстояние Волги от верховьев и до Нижнего. С наступлением революции промысел Нор-ских волгарей упал с тем, чтоб потом возродиться с большей силой. Но соседняя фабрика и прежде, а особенно теперь притягивает к себе сгонщика более равномерным трудом, и многие, особенно молодежь, поступают на фабрику. Настоящий же сгонщик не променяет свою работу ни на какую другую; он убежден, что с ростом нашей промышленности увеличиваются его заработки на Волге, что в свободное зимнее время он найдет еще другую работу. Года четыре тому назад Норская артель сплавщиков, существовавшая с 1913-14 года, окончательно оформилась, и сгонщики стали членами Профсоюза Работников земли и леса. Они имеют свой рабочком и уполномоченного, на обязанности которого — заключать договоры с предприятиями, нуждающимися в сплаве леса, закупленного на Шексне, Мологе и верхней Волге. Переизбрать рабочком, выдвинуть уполномоченного, сорганизоваться по четверо на лодку, узнать, как идет заготовка леса
вверху и каковы виды на работу — все это горячо обсуждается на общих собраниях, а выборы уполномоченного и выработка условий его труда нередко сопровождаются беспощадной руганью, тем более, что на собраниях сгонщиков отсутствуют женщины. Собрания сгонщиков не часты, но деловиты. Каждый приходит со своими готовыми предложениями и с пеной у рта их отстаивает. А осенью, когда делят заработок и подводят итог всей работе, бывает ругани и споров без конца, только-что дело не доходит до рукопашной.
Вместе с организацией сгонщиков идет и приготовление ими своих лодок для дальней дороги и трудной работы. Лодка сгонщика очень своеобразна. Длина ее 81метров с шириною в средине 1% метра. Покупают лодки готовыми в верховьях Волги, Шексны или Мологи за 35 — 40 рублей, но те лодки плохи, их хватает на 5 лет не более, поэтому сгонщики предпочитают заказать лодку на месте. В Норском есть 2—3 специалиста, которые за 70 руб. сделают лодку крепкую, лет на 15. Лодку строят весной из сырого дерева в течение 2-х недель, не менее. Инструментов тут требуется немного: топор, рубанок, одноручная пила, надвёртыш1), гвозди. Прежде всего для будущей лодки устраиваются козла, на которых и ведется процесс работы (чертеж 1-й). Дело начинается с того, что выстругивается лыжна доска толщиною в 7 см, шириною в 15 см, длиною по длине лодки. Это будущий киль (хребет) лодки. К лыжной доске пришываютса (приколачиваются) два пыжа, т.-е. подъема от киля, для носа и кормы лодки. Носовой пыж метра в 2 длиною, кормовой в 1% м. На лыжную доску по ее длине приколачиваются тагунй (говорят и тугуны) или копани. Это деревянные дуги толщиною в 9 см., их выкорчевывают в лесу, выбирая "для тагуна в срубленной ели корень и часть ствола. В копанях для протока воды, набравшейся в лодку, делают отверстия, которые называют голубицы. Теперь выстругивают кормовую дошшёчку трапецоидальной формы, в которую потом вобьют штырок или железный шпенёк для навес и, а навесь — весло длиною в 2' з метра, заменяющее собою руль. Слова р у л ь у сгонщика нет. Навесь обычно употребляется тогда, когда лодка идет с грузом, свободная же управляется маленьким веслецом, которое называют пра-вельноё весло. Верхушки копаней шшывают с обоих сторон досками. Остов лодки, таким образом, готов. Теперь начинают шить тёс с нижней лыжной доски. На обе стороны кладут по 7 досок шириною в 18 см. и толщиною в 2 — 3 см. Так из них выйдут правый и левый борта лодки (см. черт. 1-й). Теперь остается уже мелкая работа. Окончательно обделывается нос и корма лодки. Чтобы еще прочнее связать борта лодки, к паре противоположных копаней в кормовой части приколачивается озда — четыреугольный брусок, несколько выгнутый, дугою вверх. В средине лодки с той же целью делается бёть— толстая доска в виде скамейки с дырою по средине для так называемого шпилёнка — деревянного кругляша или короткого бревна длиною в 1 метр, толщиною в 20 см., употребляемого, как увидим потом, при поднятии со дна реки якоря (см. ниже черт. 5-й). На дне лодки (черт. 1-й) меж капанями образуются льяла, из которых выкачивают л ё й ко й набравшуюся в лодку воду; их обыкновенно два — кормовое льяло и носовое. В средней части лодки на дне кладется доска с круглым отверстием для шпиленка,
1) „Н а я в С* р т ы ш" — рот штопора для просверливания дырочек в деревянном материале.
эту доску называют маткой или п я т н о й д о с к о й. Теперь остается сделать лавочки в лодке. К тагунам приколачиваются поттёлины и на эти планки кладутся бесётки. К верхней части бортов приделываются подушки—деревянные полукруглые утолщения или накладки на бортах лодки, закрывающие собою концы тагунов. А чтоб закрыть тагуны полностью, внутри лодки по бортам приколачиваются доски. Кроме матки, на дно еще кладут нашести или елань, чтобы не попадать ногою в льяла. В носу лодки вколачивается пробой с кольцом для привязывания лодки к берегу веревкой или цепью. Это — п р и ч А л. Первая площадка в носу и последняя на корме носят название — в ы ход оф; под кормовым выходом устраивается нечто в роде ящичка, называемого — казёнка. Заканчивается работа тем, что делают две пары вёсел (реже говорят вйсел). а на подушках устраиваются две пары деревянных оключин или уключин. Весло ходит меж двух деревянных стержней. У него
Черт. 1. Лодка и ее части. Вверху — строюпшяся лодка. 1) козлы, 2) лыжная доскл, 3) носовой пыж. 4) кормовой пыж, 5) тагуны. 6) голубицы, 7) кормовая дошечка со штырком. Внизу — вил сверху готовой лодки: 1) нос, 2) корма, 3) левый борт, 4) правый борт. 5) озда, б) беть, 7) носовое льяло. 8) кормовое льяло, 9) матка, 10) беседка на подтелннах. II) подушки с оключинамн, 12) елань, 13) причал, 14) кольцо для причала, 15) носовой выход. 16) кормовой выход, 17) казенка.
различают лопась — лопатку и ручку, держа за которую гребут Ггрестй — плыть на лодке вперед) или т а л а н я т — тормозят ход лодки; ручку и часть весла, которая ходит в лодке при работе веслом, называют т и те в а. Постройка лодки кончена. Теперь ее надо смолить. Лодку скувырнут (перевернут) и сначала пробивают смолевой паклей (т. е. просмоленной), взятой из старых к о н ц о ф — остатков веревок. Инструментов для пробивки надо очень немного: Лебезду (или говорят Л е б ё с к у) — железную лопатку и молоток, а иногда просто колотушычку. После пробивки берут котёл, кладут туда смолу и на костре кипятят, пока смола не будет полужидкой. Смолы на лодку выходит до 15 кг.. ее покупают в городе по 40—35 коп. за 1 кг. На палку навертывают тряпку и делают помазок, им и смолят лодки. Когда смола высохнет, лодку спускают на воду.
Наступает день отправки. Сгонщики собираются в путь. Берут в лодки шэсты— длинные круглые палки для отвода плотов в сторону, на одном конце шеста окбва — острый железный наконечник, на другом мулйфка — поперечная планка для упора в грудь при
отталкивании плота; берут с собой разной длины багры — круглые шесты с острым железным копьем и крючком на конце. Непременно забирают в лодку и парус. Он делается обычно хозяйкой из сурового полотна. Ширина паруса м., длина 3 метра. Кругом парус обшивается тонкой бичевкой. На верхнем крае деллются колечки—мочки, в которые вдевается равина — небольшой шест, на который парус и свивается. В беть и матку (см. выше черт. 1-й; вставляют д ё р е в о длиною до 8 м., на нем есть блок и подъёмная — веревка для * иоднятия паруса; подъёмная вскинет равину вверх, и парус надуется ветром. Для управления парусом внизу у его краев имеется две тонких веревсчки—шкоты. Для плотов, которые здесь обыкновенно называются гонкам, сгонщики берут 2 якоря, весом до 80 кг. каждый. У якоря различают следующие части: рога или лапы, их четыре; це л ьё') —стержень от рогов к кольцу; кольцо у целья; конец каждого рога называют пером — это треугольная лопатка, которая загребает и зарывается в землю. Берут в лодку еще с н а с т и— веревочные канаты. Среди снастей различают следующие: 1) рыск (он же трос) или рыскбваи снась, употребляемая при остановке плотов и идущая от якоря к гонкам; 2) суки, их две: а) сука целевая илидидлевая, привязываемая за целье якоря, и в) роговая. привязываемая за рога. Суки употребляются при спуске якоря в воду и для его вытаскивания. Когда якорь опущен на дно, то к снастям, идущим от якоря на поверхность воды, привязывается круглое полено буёк или сырец, своего рода поплавок, указывающий место, где спущен якорь. Веревка, которая идет от буйка к сукам, называется лёгосью. Есть еще род снастей — протяга; п рот я к употребляется для скрепления частей гонки, так называемых косякоф, т. е. площадок из бревен, расположенных последовательно вдоль реки (см. ниже черт. 3-й). Берут в лодку известный уже нам шпилёнок и так называемую рамбофку — круглую палку длиною в 1 — Р/г метра, необходимую сгонщику, как увидим после, при подъеме якоря из воды (см. ниже черт. 5-й). Крупные вещи взяты, остается мелкий инвентарь — каталаш: два котла для супа и каши, ножик, ложки, чайник, чашки, солонку, провизию. Берут еще флак для определения направления ветра; колокольчик, чтоб просить пароход о тихом ходе; фонарь со свеч ям. Не забывают взять с собою 2 — 3 топора, пилу, долото. Берут еще с собою кошку или котофку — маленький якорек из железных прутьев для потко-тофки (котовить пытаться зацепить) утопленной снасти. Приносят в лодку и розношки — три палочки метра по I1/« длиною, связанные вместе за один конец, на них вешают железные или деревянные крючки, а на последние подвешивают котел для варки пищи и чайник. Сахар, лавровый лист (очень употребителен), перец, табак держат в сундуке. Забирают „польта". „о дня л а", подушки, валенцы, сапоги. Наконец, все готово, сгонщики садятся в лодку.
В Норской артели насчитывается 25 лодок, на каждой лодке работает четверо, каждая лодка работу ведет отдельно и на гонке, значит, только четверо рабочих. Старший в лодке — лоцман, его дело руководить рзботой во время справа, давать плотам верное направление (лоцман ить—вести гонку); далее идут фтор ой и третей, главное их дело вйест с якорем с Еерхнего конца гонок для подтаскивания течением гонки к тому или иному берегу (см. ниже черт. 5-й). Второй ездит с рыском в рогах, т. е. его дело тащить
1) Эту часть якоря называют также дйдель.
якорь со дна за суку, привязанную к рогам якоря. Недаром про второго и говорят, что он роботат в рогах. Третий при выезде помогает второму, работая ф цельё, т. е. тянет из воды якорь за суку, привязанную к целью якоря. Кашовар, он же четвёртой, должен не только варить суп и кашу, но и заменять третьего, а главное его дело — бйть ф потесь. Потесь — то же, что баба й к а, это — большое весло впереди плотов, им бьют (гребут) для того, чтоб дать иное направление гонке (см. ниже черт. 3-й). Сообразно своей работе и ответственности, заработок делят „по паям" или .на прб-центы": лоцману 1'/» пая (37°/0), второму 1 пай (29®;), третьему '/« пая (21®/0) и кашевару '.'а пая (13°/0). Тот или иной расчет вырабатывается заранее на общих собраниях сгонщиков.
На берег выходят провожать сгонщиков и жены и дети. Нередко бывает так, что в одной лодке работает отец и 2 сына: отец за лоцмана, сыновья за второго и третьего, а четвертого берут со стороны. Обычно отправляется в один день по нескольку лодок. Прощаются, старики крестятся на свой приход, и лодка отпихивается от берега.
Быстрое течение полноводной Волги, холод в лодке, временами дождь, весенний резкий ветер делают подъёмку — дорогу вверх неприятной. Хорошо, если дует юго-восточный ветер, тогда, несмотря на все зигзаги Волги, до Рыбинска дойдёш парусом. Но если юго-восточного ветра нет, действуют по иному: проедут на веслах село и выхбдят на бичеву. Самый берег называют тогда бичевнйк. Бичева устраивается так: берут тонкую веревку длиною в 100—110 метров, один конец зачаливают за лодку, а на другом делаются две петли для лймки, т.-е. для нагрудника из кожи, ремня или брезента. Двое идут по бичевнику, один у на вес и правит, один на отдыхе. Выезжают обычно рано утром, часа в 4-5. День идут, ночь спят. Для ночного отдыха, а также на случай дождя устраивают в лодке скороспёшной шалаш, который называют шыш. Его устройство простое: ставят в беть весло, привязывают к нему навесь и на нее по обе стороны настилают багры, шесты, разножки; закрываются парусом и шиш готов. А утром опять в путь — лямкой. То и дело слышится по Волге, как идет перекличка меж теми, кто сидит в лодке, и теми, кто идёт лймкой. „Не убёйс!* кричат на берег с лодки, когда прибавляют бичевы, иначе могут упасть вперед те товарищи, которые идут по берегу в полунаклонном положении. .Наддай!" кричат с берега в лодку, когда надо дать больше бичевы. Промежутки меж сменами — перегбны одинаковы для каждой лодки: от 12 до 15 км. никаких споров меж парами нет. Так, от Ярославля до Рыбинска (85 км) установлено 7 смен, от Рыбинска до г. Мологи — 3 смены (37 км)\ тут, конечно, принималось во внимание не только расстояние, но и то, каков берег; пескам иттй труднее, чем по каменистому бичевнику; неловко итти около судов, так как их приходится объезжать на веслах, временно бросая лямку и впрягаясь потом в нее снова. Дойдя до Рыбинска Гот Нор-ского 72 км.), лодка через лоцмана получает наряд и накладные. Наряд указывает, куда и кому гнать лёс, накладные — сколько дерёф сплавлять. Забрав в Рыбинске .харчёй" (мяса, хлеба, соли, сахару, русской горькой), сгонщики снова идут лямкой. Добираются до верховьев Волги, Мологи, Шексны („Шохны", говорят и „Шэксны"), Ухры, Коигоры, Согожи. Но вот дошли до места. Бичева сматывается на деревянную продолговатую мотушку — пйльцм четыреугольной формы. От Норского успели подняться километров
на 200. Трудная часть пути позади, но более тяжелая — сплав леса по столь большой воде еще остается впереди.
Приехав на место, отыскивают уполномоченного по лесным заготовкам. Тот отпускает сгонщикам или лес или кошбвник. Л ё с—это бревна, годные для стройки *); а кошбвник — коротенькие бревнышки, годные лишь на дрова. Связывать бревна—плотить лес Норским сгонщикам приходится редко, обычно эту работу проводят до их приезда „верхофцы", но иногда и сгонщикам приходится собирать лес. Тогда они берут дерева и кладут их на воде в один ряд комель с комлем, вершына с вершыной. Комли глядят вверх реки, вершины идут вниз. Положив таким образом 20 — 30 — 40 дерев в один ряд, берут две поперечные жерди — поворы, к одной „приплачивают" вершины, к другой комли бревен. Способов п л 6т к и два: 1) по- мол оськи или пот кляч и 2) по-шо-хонскй или пот клин (см. черт. 2-й). Первый способ, применяемый на р Мологе, состоит в следующем: каждое дерево опоясывается еловой вйцой —своего рода веревкой из елового прута с таким расчетом, чтоб в поясе вицы проходила лежащая поперек дерева повора. На
Черт. 2. Способы плотки дерев Слева —плотка по-модоськи: 1) дерево, 2) еловая вица, 3) повора, 4) петля вицы, 5) кляч. Справа — плотка по-шохонски: I) бревна,
2) хомут, 3) повора, 4) клин.
тонком конце вицы делают петлю и продевают в нее полуметровую палку — клйч, затем оба конца вицы перекручиваются, кляч пригнетается вплотную к поворе, а следующий такой же пояс новой вицы на соседнем бревне захватит вместе с поворой и кляч предшествующего бревна. Второй способ плотки „пот клин" применяется на реке Шексне и многим отличается от предыдущего. Шохонская плотка сразу пару бревен опоясывает одним хо му то м — готовым кольцом из виц. Хомут перекидывается через лежащую поперек бревен повору и задерживается на ней вложенным меж бревнами клином, заостренным тонким поленом. Здесь уже употребляют не только еловые вицы, как на Мологе, но и черемуховые и березовые, которые, однако, в прочности уступают еловым и часто в пути опревают и рвутся. Шохонская плотка, таким образом, хуже молоськой; волны пароходов первую разбивают скорее, и сгонщику чаще приходится опходйть край, т -е. проверять число бревен. Сплоченные тем или иным способом с вершин и комлей поворами 20 — 30 бревен составляют к о ей к (черт. 3-й). Крайнее бревно у косяков называют заплаф. Косяки между собой -связываются це п а м — веревками из виц. В помощь
') Толстые дерева длиною не менее 17 метр. наз. балошником.
N
цепам по гонке, состоящей из 10—30 косяков, проходит п рот я к — крепкий канат. Прочно привязав один конец прбтяга на последнем косяке гонки '). сгонщик ведет протяг через всю гонку, проходя последовательно косяк за косяком и накидывая петлю—крюк на одно из бревен каждого косяка. Такую работу называют б у х -тофка; бухтовать или накидывать крюки значит: скреплять гонку протягом. Плоты получаются длиною до 220 метров; связывают — ч я л ят обыкновенно по 2 гонки, до 30 косяков в каждой. Если сгонщик скажет: „гонку гнал", это значит — вёл одну гонку; если скажет: „шчялок гнал" или „свяску гнал", значит — у него в пути было две рядом счаленные гонки. Связав две гонки вместе, получают плоты или чаще гонки, их-то и спускает лодка в 4 человека. Передняя часть гонок называется голбфка, задняя — пятка, боковая часть — плечо, а средину гонок называют пузо.
Несколько иначе дело обстоит с кошовником. Котонина бревно длиною в 21/а— 4 метра. Из отдельных кошовин образуется так называемая юма. Ее устройство простое (см. черт. 4-й): берется две нижних поворы, к концам каждой поворы врубается перпендикулярно поворе отнога — кол высотою в 2'/« метра, таких отног на обоих поворах делают две пары; теперь повору с поворой на концах соединяют двумя поперечными кошовинами; образуется нечто похожее
Черт. 3 Гонка леса: 1) косяки, 2) заплав, 3) цепы, •!) протяг, 5) пятка, 6) головка, 7) бабайка, 8) пятной головннк, 9) лежни, 10) рискован снасть.
на клетку, в эту клетку кладут кошовину за кошовиной, но в одном направлении — поперек реки, чтоб бревнышки при сплаве не могли выскользнуть; когда клетка полна кошовником, тогда кладут 2 верхних поворы параллельно нижним и юма готова. Три - четыре юмы, связанные вместе кольцам или серёшкам из виц, накинутыми на отноги, дают косяк, а косяки дают те же гонки, которые здесь и называют .котовник" или погон. В осадке котовник уходит на 1 метр, а лес в комлях бывает до 1/з м-> смотря по толщине бревен. Промежутки меж юмаии, косяками, а равно и меж деревами в косяке называют ч е л м а н а м и. Особенно широки челманы в косяке между кривыми бревнами — м ото ваты м и деревами. Если сгонщика хотят рассердить, то стоит ему крикнуть: „вылей воду из челмана!" и он разразится площадной руганью. Ходить по бревнам, где шевелится каждое бревно, непривычному трудно: он того и гляди может выкупаться в челмане.
Косяки сплочены меж собою, гонки готовы, но это еще не всё. Надо теперь устраивать два головника: пятно й голов ник и головной головни к. Пятной (черт. 3-й) устраивается на пятке гонки, на последнем косяке; берут яекремнйстоё, т.-е. здоровое с твердым слоем дерево — „головник", кладут его поперек косяка и пришивают вицами к бревнам. Чтобы головник был повыше, кладут предварительно на косяк пбткладни или лёжни— продольные бревна.
') Эта работа называется ч й л и т ь с п й т к и.
Как подкладни, так и сам головник, т.-е. верхнее поперечное к гонке бревно, твердо, как можно тверже, скрепляются вицами. Своими концами головник образует два уха — правое и левое, за которые и ч й л я т рысковую снасть, идущую от якоря со дна реки, когда останавливают гонки. На головнике просверливают два отверстия, куда вставляют пальцы — четыреугольные деревянные колышки, за которые зацепляют снасть, чтобы она не съезжала с головника. На пятном головнике трудная работа: когда хотят перевести гонку на другую линию или остановиться, делают рыск, т.-е. сзади гонки с лодки опускают якорь на дно, а лоцман, стоя на головнике, начинает травйть — останавливать гонку, сдавая потихоньку снасть, привязанную одним концом к якорю, а другим к головнику. Нельзя сразу крепко привязать снасть за головник, иначе она лопнет, как бы ни была крепка. Остановить гонку, да особенно по первой воде, очень трудно. Иногда может „переёсь головник", т.-е. передавить его страшной силой; при рыске снасть поливают водою, иначе она может перегореть от трения. Травйть — одна из самых трудных работ на гонках. Кроме того, что можно перервать снасть, изломать головник. от неумелой работы может обломиться лапа якоря, тогда
Черт. 4 Засевшая на мели юма и стаскивание гонки с мели бабой. Справ а—юма: 1) нижняя повора, 2) отиоги, 3) поперечные кошовины, 4) верхние пэворы, 5» кольца.
6) Челман. Слева: 1) баба, 2) снасть. 3) поворина.
гонку во-время не остановишь, да и якорь испортишь, так как он с 3-мя рогами будет не годен к употреблению до тех пор, пока не приделают к нему деревянную лапу — шток. Наконец, при такой огромной силе гонки неумелый сгонщик легко может .испортить" себе руку, что, впрочем, бывает очень редко.
Головной головник так же устроен, как и пятной, лишь несколько покороче и не настолько прочен; у него, однако, своя цель: на нем делается вырубка, в которую вставляется потесь или бабайка; здесь обычно стоит кашевар и бьёт ф бабайку или гребёт ф потесь, направляя гонку в желаемую сторону (см. выше черт.3-й). На пятке устраивается шалаш для второго и третьего, а на головке для лоцмана и кашевара. Шалаш делают обычно коником, т.-е. ставятся две пары кольев, пересекающихся верхними концами, на них кладется палка, а сверху настилается брезент, парус или рогожа. Пить чай, обедать и ужинать все четверо собираются на головку, так как харчи хранятся в переднем шалаше. Последнее дело перед отправкой — устроить очаг, о г н й ш ш о: вырубают с земли дерн и кладут его на косяк в 2 — 3 ряда. Огонь поддерживается на плотах всю ночь, на огнище же готовят себе обед и чай. Теперь все готово, сгонщикам пора спускаться вниз. Отвалка бывает в тихую погоду или при небольшом ветерке, безразлично — днем или ночью; отчаливают или с якорей или от берега? Тронулись в путь — отвалили...
В тихую погоду гонки безостановочно плывут день и ночь. Опытный лоцман знает все островки, мели, камни; знает, где дно вязкое, каменистое или песчаное. Ночью работают .на пару", да и то один может покимарить — подремать, если на Волге тихо; другая пара ночью крепко спит. .По первой воде" плывут 41/» — 51,а км. в час, летом по 21 г — 3 км. Сгонщики страшно сердятся, когда их в шутку спрашивают: „далёко ли самолёда-то („самолёт" — быаш. пара-ходное о-во) обогнали?" намекая на тихий ход плотов.
Но вот поднимается на Волге ветер, и картина на гонках резко меняется,. Не любит сгонщик, когда подует навальной ветер — гонку может навалить на берег. Не любит он и оддорнова или отвальное а, так как он не дает возможности поставить цлоты на требуемое место. Плохо бывает, когда подует фстречной ветер он вовсе мешает плыть. Сильный попутный ветер — погбнннк тоже принуждает плоты стоять на месте. Не любит сгонщик и поперёш-ной ветер. „Тыдбплыл до городу-то?" спрашивает один другого: .Как я доплыву? Поп ер ека голая была!" отвечает тот. Одно уже то, что столько названий ветра у сгонщика, показывает, что ветер причиняет волгарям много беспокойства. И верно, при ветре никто не спит, страшная „г о р я ч к а" бывает, тут у всех одна забота — остановиться поскорее. Второй и третий выезжают с рыском. У них в лодке якорь, к якорю фчйлена снась, обратный конец снасти на пятном головнике. Якорь бросают в воду, сначала он тащится, бороздит дно, потом заколодит, т.-е. якорь лапами уйдет в землю. Лоцман все время травит на пятном головнике, пока гонка не окротйтса, т.-е. не убавит своего хода и не остановится вовсе. Если с верховьев Шексны в тихую погоду до Ярославля плывут 4—5 суток, то в ветер бывают в пути и до трех недель. Стоянки в дороге называют д н е ф к а м и. . В о с т о н 6 ф к у или на я к о р и остаёиса, или, где крутояр '), г берегу по два л и-в а м с а", говорят сгонщики. Часто бывает необходимо перевести гонку на другую линию, тут опять выезжают с рыском. Снова опускают якорь, и снова на головнике лоцман травит. Когда гонка выровняется, лоцман крикнет: .подымай!", тогда второй и третий вытащат якорь, и гонка плывет дальше. Поднять пятипудовой якорь со дна очень не легко, особенно когда он забрал и забрал намертво, т.-е. лапами ушел очень глубоко в землю, или когда якорь на дне встретил за с ору или задёю, т.-е. зацепился за камень, за утопшее судно или за коряку. Поднимать якорь со дна дело второго и третьего. Подъехав на лодке к якорю, сгонщики вынимают из воды в лодку роговую и целевую суки (черт.5-й). Туго навив роговую суку на шпи-лёнок и продев рамбовку в петлю снасти, навертывают рамбовкой суку до отказа. Рамбовку рертят; шпилёнок, вставленный в беть лодки, тоже вертится, сука все более и более навивается. Когда снасть .напружится" до отказа, оба сгонщика в такт начинают качать лодку. Один борт высоко поднимается, другой почти захлёстывается водой. .Не фстаёт!" кричит второй или третий, т.-е. якорь не могут сорвать с места. Если якорь двоим не вытащить, едут за лоцманом, и трое пытаются поднять якорь указанным способом. Но так как борт лодки при качке легко можно „залить водбй", то иногда суки переводят на нос или корму лодки, получая таким образом раскачку лодки более сильную и избегая в то же время захлёстывания лодки водою. Если одна лодка не в состоянии вытащить якорь, просят помощи
') Крутойр — глубокий берег.
I
у других. Но бывает и так, что от сильного толчка лодки сука обрывается или лапа отламыватса, тогда якорь остается на дне не поднятым, что, впрочем, бывает редко, так как сгонщики знают, где можно и где нельзя по условиям дна бросать якорья. „Фета л!" кричит второй или третий, значит, якорь вырвали из земли, и лоцману можно выбирать снась, т.-е. из воды вытаскивать веревочный канат. Во время пути часто приходится то отрыскивать — удаляться от берегов, то п од рыск ива ть — приближаться к берегу, и выезд с якорем приходится применять часто; даже свою лодку сгонщик называет завбзня, так как ее главное дело — завозить вверх от гонки якорь с рыском. Иногда вместо рыска проделывают работу другого рода: берут крюк или соху, т.-е. березовый кол с острой железной оковкой на конце и с природным сучком на нижней части для завертывания снасти, привязанной другим концом к пятному головнику; крюк запахивают, т.-е. втыкают в землю, умело направляют то вдоль, то .вглупь" берега, оставляя за собою борозды и ямы, а гонка этим задерживается и приближается к берегу. .Выламывай!' крикнет лоцман, когда гонка .в ы п р я м итс а"; крюк выпускают из рук, и он с силой летит . прочь. Если надо совсем остановить гонку, крюк закрепляется с о гика м—подпорками с разных сторон. Есть еще ряд действий, чтоб держать гонку, т.-е. направлять ее в ту или иную сторону. Головку гонки держат бабайкой, а средину гонки держат ш эстам, упираясь ими по дну реки. Иногда же отводят гонку с помощью лодки. Берут коне ц—небольшую веревку, привязывают ее к пятке одним концом, а другим к лодке; отъезжают от гонки на лодке и все время .гребут в вёсла*; гонка таким образом переводится на другой , путь. Эта работа на языке сгонщика называется бучурить. „По бучурь пятку-ту!" кричит лоцман с головки, это значит: отводи пятку в сторону, отъехав с концом на лодке. В опасных местах, например, когда плывут через Рыбинский .караван" — стоянку судов или на перекатах, т.-е. мелких местах, в помощь одной лодке дается другая и работают .на две силы". Проплытие через такое опасное место называется пропуском на две силы.
Как ни опытен бывает лоцман, но случаи посадки гонок на мель не редки: то сильным ветром набьёт на берег, то на грйву 1) посадят гонку (.дно-то не парькётной пол"): то во время стоянки, вследствие убыли воды, часть плотов останется на берегу (опсушыли). Тут работы много: берут в руки по стягу—рычагу для подъема гонки, и спихивают плоты с мели. Если это не помогает, есть более сильное средство: стаскивать плоты с мели „бабой" или, как говорят сгонщики, ходить на бабу (см. черт. 4-й). Допустим.
ч
Черт. 5. Способ поднятия якоря: 1) роговая сука, 2) целевая, 3) рыск, идущий к плотам. 4) шпилёнок, 5) рамбовка, 6) беть, в которую вставлен шпилёнок, 7) борт .лодки.
') Грива — возвышение на дне реки.
что косяк сел на осерёд ы ш —мель среди реки. Врывают на берегу в землю столб — бабу в 41 г — 5 метров; набивают снась, т.-е. натягивают чялку или веревку, проведя ее от косяка к бабе; берут поворину — длинный кол, кладут ее поперек столба, предварительно продев в петлю снасти, и начинают неторопливо ходить с повори-ной кругом бабы; канат натянется и начнет навиваться на столб; столб в свою очередь начнет вертеться; гонка с гривы потянется в сторону бабы на глубокое место. Если снасти набирается много на столбе, говорят: „сканфбрь!", т.-е. опусти снасть на землю и освободи столб от излишней веревки; если снась нашла на снась, т.-е. один круг каната налег на другой, то говорят: „заело", канат поправляют и снова натинают ходить кругом бабы. Если „баба"' меньшего размера и её держат люди, не закапывая глубоко в землю, то вся работа будет называться ходить на шшолчёк (черт. 6-й). В этом случае тоже натягивают снасть от косяка, попавшего на мель к шшолчку с той же целью — стащить гонку с мели, но сила получается меньшая, чем в той работе, которая называется „ходить на бабу". Если же не помогает ни „шшолчёк" ни „баба", то остается одно — плечевину л а мать, т.-е. по чурочке, по бревнышку на плечах переносить весь засевший на мель косяк, и гнать его молем,
4i коснк ил мели.
т.-е. сплоченным наспех, беспорядочно. Спихивать плот с мели часто без штанов, раздевшись, сгонщики называют „быть на сварьбе" (sic!). „Сварьбы" особенно часты в верхней Волге, так как там много перекатов. Проплывать с лесом приходится мимо Норского. Обычно тут делают остановку или на лодке заезжают домой, хотя бы на несколько часов. В прежнее время сгонщик считал своим долгом обеспечить себя на зиму дровами и пригонял к родному дому связку* кошовин, а иногда и целых бревен, которые в плотах оказывались как бы лишними. Это он называл — м о г а р ы ч, добыча. Теперь приемка и сдача „по с о рта м е нту" — строгая, деревья не только считаются, но и измеряются в толщине и длине, но могарыч не исчез, сгонщик и теперь дров покупает немного, а лес сдает „умело".
Поставить гонки на место к пристани не легко; для остановки надо заранее подрыскивать — подтягиваться к берегу, надо х в а -та тс а, т.-е. постепенно замедлять ход гонки и тихо остановиться. Приехав, меняют céoy снасти на чужие, производят новую у ч я л к у или бухтбфку прбтягами, „якорй" ставят другие или просто в берег „вколотят сваи"—колья или вобьют кавыик ним причалят плоты. „О б у хт о в à л и", „учйлили" и снова подыма-ютса. едут вверх. Таких спусков (спуск = подъёмка-{-сплаф) при хорошей погоде, т.-е. без ветра, за лето лодка сделает до 10—12-ти. „Организацыи", как выразился один из сгонщиков: „обожают
Норску артель", и работает она каждое лето с первых чисел мая до октября. Раз до 10-ти сгонщики выплывают с верховьев и плывут на Ярославль, Кострому, .Н6 реку фабрику", а иногда и до Нижнего. Только к декабрю месяцу кончатся в артели все расчеты.
Полная зависимость сгонщика от природы сделала его суеверным. Теперь поверия быстро отходят в область преданий, но все же старики еще верят в разные приметы. Так, если наплаву щука выскочит на гонку, изломаёсса: или якорь оставишь на дне; или тыку здёлаш, т.-е. головкой ударишься в берег; или тебя перевернет книзу комлйм 1); или просто сядешь на мель. Отцы теперешних сгонщиков такую щуку не ели; нынешние лоцмана сейчас же щуке отрубают голову и бросают щуку снова в воду обязательно через лег.ое плечо, но так делают не все. Один сгонщик рассказывал, что они ,з головам съели трех шшук и не изломал иса". В тот день недели, на который приходился в этом году праздник Благовещенья, не выезжают из дома, а то может случиться авария. Быть ветру, если в тихуЮ погоду отлив на Волге „што зёрькало". Солнце заходит „с лучям"—будет ветер. Комары кусаются — перед дождем. Чайки плавают — к сильному ветру. Вороны кричат — .быть до ж ж у". Направление ветра угадывают по звуку: если слышно стук парохода снизу, будет низовой ветер; если — сверху, подуег верховой. В Николин день 9-го мая работать никак нельзя, иначе будут неудачи. При отправке гонок с места, опускают с головки „ломоть хлёба намасленой и насолёной', если этого не сделать, в пути будет ветер; у сгонщика есть выражение — „замаслило", т.-е. стало тихо. Особенно не любили, когда .свишшут з гонок" — „вётра насвишшош", говаривали старики. Если по Волге песок плывёт или если .раковины хватаютса на якорь", так идет прибыль воды. Плохое предзнаменование, если крыса (,гат") перебежит дорог)'—„будёш бйтса прбтиф воды*. — .Вери не вёри прметам-то, а фее ду мате а"...
Предыдущее показало, как мне кажется, достаточно ясно, что сгонщики не представляют совершенно изолированной группы. Сезонность и относительная недолговременность их работы обусловливают большую даже, чем напр. у профессиональных ремесленников села, близость их по всему культурному складу к остальному населению Норского. Это особенно отчетливо отражается в их языке, что и было проиллюстрировано приведенными мной языковыми данными. Здесь не может быть речи об особом диалекте сгонщиков. Кроме определенного круга технических терминов (наличие их позволяет считать речь сгонщика аналогичною профессиональным жаргонам), у них в употреблении лишь очень незначительный запас специфической фразеологии по сравнению с нормальным говором с. Норского, при том часто в этой фразеологии можно отметить заимствования из соседних жаргонов, напр. водников, рыбаков и др. Чисто лингвистический анализ собранного здесь материала, могущий многое осветить в истории и социальных отношениях сгонщицкого промысла, я оставляю до другой работы.
М „Рос т у р й л о\ как скажут сгонщики, т.-е повернуло гонку вниз пяткой от неравномерного течения воды в реке.
*
УКАЗАТЕЛЬ
слов и выражений сгонщика, объясненных выше 1).
2 о - >. п Слова и выражения X к г X & м * о с о с ^ т'- Слова и выражения г X 5 6 и *
1 Баба............ 142 18 137
Ходить на бйбу ' . . 141 19 140
2 136 встречн6й в 4 т е р " . 140
бйть бабёйкой * . . . 139 20 141
3 135 21 выламывать . . . . 141
4 балоч н и к '........ 137 22 134
5 13-1 23 Головка гбнок * . . . . 13«
6 бёть............. 133 24 Головнйк гонки * . . . 138
7 бичева ... ... 136 25 Головнойголовнйк ' . 138
выйти на бнчеву ' . 136 26 голубица *....... 133
8 9 бнчевннк ......... . 136 27 130
блок........... 135 138
10 борт ............ 133 28 134
11: бревно........... 131 29 141
12 буёк ........... 135 30 Дбрево (мн. ч. дерева) .... 131
13; бухтовйть *....... 138 дерево (мачта) ..... 135
бухтопка' ..... 138 31 14)
14 бучурить '........ 141 держать г 6 Н К у * . . . 141
15 Верховый .......... 143 держать бабайкой * . 141
верховый »¿тер ...... 143 держать шестами*. 141
16 вершйна . . ..... 137 32 дйдель * ......... 135
17 весло . . . .#........ |134 33 140
'■) Слова, напечатанные разрядкой по своему значению не совпадают с определениями в словаре Даля. Слова, напечатанные разрядкой и отмеченные кроме того звездочкой ('), отсутствуют у Лаля. Слова, напечатлнные обычным шрифтом, по своему значение тождеств ниы со значением, имеющимся в словаре Даля.
X к > |
с с Слова и выражения X I X 1 ж 1
о = * Слова и выражения Р- о = >. а. 1
ия С г« 5 I
* '.•с г
1 34 33 6.5 37
пятнам доска* . . . 34 кошбвииа '......] 381
лыжная доска....... 33 66 кругляш...........: зз|
кормовая дошёчка..... 133 67 крутояр ........... 4«
35 Забрать .......... 140 68 крюк........... 41
36 141 накидывать крюки* 1381
37 задёя *, (у Даля задёва) . . 140 запахать крюк * . . . 141
3« заесть ............ 142 69 крючек.......... 13.51
39 заколодить ....... 140 70, 1351
40 1 а м л с л и т ь........ 143 71 лсбеэдй .......... 134|
41 запахивать ...... 141 72 легость.......... 135|
42 73 138
43 засбра ............ 140 74 133
44 Изломаться ....... 143 75 137
45 Кава ............542 лёс гнать ........ 137
к л в у вбить * . 142 лёс плотить ........ 137
46 казёнка.......... 76 1331
134
караван .......... 77 лопасть ........... 134|
47 141
48 135 /8 1351
к а т а л л ж ...
« лоцманить ....... 13о|
49 кашевар . .......... 136 133
131
кашу варить..... 80 13«
50 киль............ 133 81 Матка........... 134
51 кляч..........- . 137 82 могарыч.........
1421
плоткл под кляч'. . 137 83
Молем гнать"..... 1421
52 клин............ 137 84 Мотоватый........ 138
плйтка под к л й н * . . 137 8с 135
52 козлы............ 133 мочки па руса * . . . 13У
& 135 8( 134
51 134 8' Набить........... 141
5( комель ........... 137 набйть на берег* . . 141
5" 141 набйть снйсть...... . 142
51 кбпань ........... 133 8 9 навалить ........... 140
5< 133 140
6( ) коряка .......... 140 8 9 навесь ............ 133
6 косяк ............ 137 9 0 надвёртыш......... 133
6 2 котёл.....*....... 134 9 136
6 3 котбвить* ....... 13? 9 2 наддай! *......... 136
котбвка * ...... 13? 9 3 яаплаву*........ 1431
6 4 кошка........... 13£ 9 4 нашесть......... ' |
Но». Лея. Гос. Пел. Нлстит. Ю
о = — и 5 С В Слова н выражения £ Я X ж
о Слова и выражения с. О «= >. с.
5 о 31 и
41 * 7.
95 некремнйстый* .... 38 123 понбра .......... 37
96. ИЗ II о в 6 р и н л . . . • . . 42
143 124 138
97 125 погбнннк*........ 140
98 141 126 Подваливаться ..... 140
99 142 127 подъёмка......... 136
100 обходйть край* .... 137 128 135
101 139 129 Пбдкллдснь ....... 138
102 133 130 подрйскивлть........ 141
103 131 подталина........' 134
10-1 13-1 132 подушка......•....- 134
105 окротйться*...... 140 133 140
106 137 подымАШ* ...... 140
107 осерёзыш ........ 142 134 ПОДЫМАТЬСЯ....... 142
108 139 135 покнмАрить* . . . . 140
13У 136 134
140 137 140
отвальный »¿тер ' . 140 138 потесь.......... 139
109 Отдбрпый........ . 140 б й т ь в.пбтесь* . . . 139
140 139 142
ПО отногл .......... 138 ьрйстань.....
111 отрыскивать ......... 141 140 134 133
112 Пакля .......... 134 141 пришивать..........
113 139 142 пропуск ......... 141
139 143 п рб т я г.......... 13э
п а л е и г о л о в н и к а " .
114 п!рус............ 135 144 138
аойтй парусом *. . . 136 п у з о гонок" ..... 138
115 перегбн .... ..... 136 145 133
116 переёсть ........... 139 146 пил ьцы.......... 136
117 перек4т ........... 141 147 138
118 перо............ 135 пятка г 6 к к и * . . . 138
перо якоря * ..... 135 148 пятнйП головни к * . . . 138
119 планка ........... 134 149, Раб6тать в рогйх* 136
12С 142 15С Раббтать п цельй* . . 136
плечевйиу ломйть*. 142 151 р а и и и а *......... 135
121 1 плечо . . ......... 138 152 разножки......... 135
п л е ч 6 гонки* .... 138 рамббвка *........ 135
12: плотйть........... 137 15< р а с т у р й т ь ....... 143
плотка .......... 137 15.' 135
138 135
о с о = к с. Слова н выражения 5 = г * а с о = > .И * Л < .<*? а Л л Слова и выражения 5 С. и 2
157 рысхбвый......... 135 181 гйка *.......... 143
158 Свйдь6а ........ 142 тыку сделать* ... 143
быть на свадьбе . 142 182 Убйться........... 136
159 свая............. 142 не убёйс«! *...... 136
с 11.1 ю вбить........ 142 183 Ухо головннка* . . . . 130
160 • 161 162 связка ............ свйзкугн4л* .... сгонщик............ сгонщик п л о т 6 в * . . 138 138 130 130 138 184 185 186 187 188 189 Ухо в й л и т ь *....... фонарь........... .131 142 142 135 135 142
серёжка у плотов *. 138 190 137
163 сканфбрнть......... 142 191 Цельё * ......... 135
164 скувырнуть* ...... 134 192 целевая сука ' ..... 1&5
165 134 193 цепы для гонок*. . . . 137
166 смолить........... 134 194 Чалить.......... 138
167 снасть ............ 135 195 142
выбирать снасть..... 141 196 ч е л м а н *......... 138
142 вылей воду из челмана! * 138
168 сортимент *....... 142 197 чурочка ........... 142
169 Сохё............ 141 198 Шалаш........... 139
170 сошки.......... . 141 199 134
171 СПАД I........... 142 200 133
172 спуск ........... 142 201 136
173 сука............. 135 202 135
д и д л е в а я сука * . . . 135 203 шпнлёнок* ....... 133
роговая сука* . . . 135 204 139
174 Счалок.......... 138 205 штырбк * (у Даля ШТЫР' 133
138 206 Щелчёк.......... 142
175 135 ходйть на шелчёк *. 142
176 Тагун (тугУн)........ 133 207 138
177 таланить........., . . 134 208 Йкорь (мн. я корья 1...... 135
178 титева .......... 134 якорь встал........ 141
179 139 'выезд с якорем * .. 135
180 135 якорьзабрал намертво* 140