УДК 821.161.1.09"19"
Котельникова Екатерина Владимировна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ АЛЕКСЕЯ АНТИПОВИЧА ПОТЕХИНА
Статья посвящена изучению отличительных особенностей жанра этнографического очерка на примере творчества А.А. Потехина. Впервые в литературоведении предпринята попытка представить литератора не только как драматурга, а очеркиста-бытописателя. В статье рассмотрена и проанализирована серия этнографических очерков писателя 1850-х - начала 1860-х годов, появившихся после его путешествий по Волге с целью изучения культуры и быта местных жителей («Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Лов красной рыбы в Саратовской губернии», «Река Керженец», «С Ветлуги», «На ночлеге»). Обращается внимание не только на условия быта, занятия и материальное положение представителей русского этноса и других народов, а также отмечается своеобразие народных характеров, раскрытых писателем. Подчеркивается, что немаловажное значение в структуре этнографического очерка играет фольклор, записи которого были выполнены самим очеркистом (народная лирика, легенды, предания, поверья).
Ключевые слова: А.А. Потехин, этнографический очерк, фольклор, этнография, быт, культура, народ.
Очерковая литература, как правило, совмещает характерные черты художественного и публицистического стилей, в чем и заключается специфика этого жанра. В очерке вымысел представляет меньшее значение, чем в других литературных жанрах, а сюжет в нем ослаблен, или его нет совсем. Очеркист нередко переключается от одного описываемого события к другому, а также вмешивается в развитие событий от первого лица. Это позволяет ему добровольно группировать факты, проводить различные сравнения и соответствия. В жанре очерка значительную роль играют научные обобщения и публицистические рассуждения, а иногда и статистический материал.
В 1850-е годы появляются очерки, описывающие быт народа с яркой этнографической направленностью. «Нравоописательные очерки этой поры приобретают большую степень эмпиричности: автор свободно говорит о разных явлениях, шире пользуется средствами диалога и особенно жанровой сценки. Старая, в известной мере догматическая форма "физиологии", утрачивает свою популярность, и очеркисты нового типа ею почти не пользуются» [8, с. 313].
Так зародился этнографический очерк. Его формирование относится к 50-м годам XIX века и связано с развитием революционной обстановки (1859-1861) и отменой крепостного права в России. В этот период в России в известных журналах того времени печатаются этнографические очерки («Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин», «Библиотека для чтения», «Сын отечества»). Основная функция таких очерков заключалась в выявлении типологических черт и отличительных особенностей русской культуры и быта.
Целый ряд писателей 1850-х - 60-х годов отдали дань этому жанру. Первые же этнографические очерки были созданы В. Далем, И. Тургеневым, Д. Григоровичем и др. «Эта беллетристика распространяла интерес к народному быту, раскрывала
иные его стороны, именно нравственно-бытовое настроение народа» [3, с. 52].
Без сомнения, фольклор и этнография в литературе представленного периода входят в одну область - народознание. Новое направление, как считал А.Н. Пыпин, объединяло писателей, столь непохожих друг на друга, но, несмотря на это, имевших общие особенности творчества. Все их произведения этнографически точны и верны в описании быта, в чем и видел исследователь преимущество нового литературного течения.
По мнению А.Л. Фокеева, «этнографический очерк как основной жанр этнографической прозы отличается известной идейно-художественной определенностью. Внимание автора сосредоточено на внешней реальности этнографического типа (географической, социальной, экономической, культурологической этнографии); событийный ряд также связан с фольклорно-этнографическими элементами, доминирующими в описании» [7, с. 111].
Важно отметить, что жанр этнографического очерка в теоретическом аспекте в современной науке не разработан, в чем и состоит актуальность и новизна данной статьи. Задача, стоящая перед ее автором, - выявить отличительные особенности жанра этнографического очерка на примере творчества А.А. Потехина.
А.А. Потехин (1834-1896) известен в русской литературе как писатель своими драмами, рассказами, романами и очерками. На его творчество обратили внимание такие современные ученые, как П.М. Тамаев, Е.А. Потехина, С.В. Касторский и др. В своих работах они установили творческие связи Потехина с писателями-современниками [6], проанализировали его драматургию [2], обратились к рассмотрению его «мужицких» пьес [5], в поле исследований попали и краеведческие вопросы [1].
Однако все научные труды ограничиваются либо биографическими фактами, либо изучением творчества Потехина в контексте драматургии, и о нем практически ничего не написано как об исследователе-этнографе. Думается, что это на-
© Котельникова Е.В., 2016
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2016
117
прямую связано с малой изученностью жанра этнографического очерка. Тем не менее в творческом наследии Потехина имеется целый ряд этнографических очерков, которые и станут предметом нашей работы.
Так, в период с 1852 по 1861 годы в печати появляются следующие этнографические очерки Потехина: «Путь по Волге», «Уездный городок Ки-нешма» (1852), «Лов красной рыбы в Саратовской губернии», «Река Керженец» (1857), «С Ветлуги», «На ночлеге» (1861). Все эти произведения были созданы писателем в результате исследования волжских территорий, по которым он путешествовал с целью изучения культуры и быта местных жителей.
Рассмотрим отличительные черты каждого из этих очерков, в результате чего попытаемся выявить структуру самого жанра этнографического очерка.
Одним из важных элементов очерков Потехи-на является подробное описание населенных пунктов, в которых побывал автор, а также бытовой уклад населения (мебель, утварь и др.)
В очерке «Путь по Волге» Потехин так описывает вид деревни с Волги: «Мимо вас несется деревня с дымящимися трубами, с горящим отражением солнца стеклами окон, и ярко блещущим крестом сельской колокольни. По плоскому скату берега, покрытому густой зеленью травы, в картинном беспорядке бродит стадо, жадно поглощая увлаженную росою зелень...» [4, с. 19].
Автор не обходит вниманием и внешний вид Костромы: «Главное украшение Костромы, если смотреть на нее с Волги, - это прекрасное, величественное здание собора с его изящною колокольней, позлащенными главами и высокими каменными стенами, служившими некогда украшением: построенный на самом высоком и видном месте берега, собор Костромской царствует, так сказать, над всем городом.» [4, с. 21].
А вот описание крестьянской избы деревни Костромской губернии: «Не хитра и не богата ее наружность: сложенная из толстых бревен, покрытая соломой, иногда с черной печью, она только тремя маленькими окошечками, в которые с трудом пролезет курица, смотрит на мир Божий» [4, с. 31]. Изба, на первый взгляд, выглядит нищей, однако писатель рассеивает наше первое впечатление и замечает, что за этими стенами скрывается «мирное довольство» и «спокойная жизнь». Автор очень подробно описывает избу с внутренней стороны, в поле его внимания попадает каждая мелочь: и кухонная посуда, и свеча желтого воска и размеры дверных проходов (нужно низко кланяться, чтобы зайти в эти двери, иначе можно удариться головой).
В очерке «Река Керженец» при описании одной из деревень Потехин также акцентирует свое внимание на внешнем виде и внутреннем убранстве избы: «Избы в здешних местах снаружи очень ненарядны: три маленькие окошка, из которых сред-
нее больше крайних, соломенная крыша и никаких резных украшений, ни вычурных затейливых полотенец под крышей, ни резного гребня по коню, ни кочетов, ни резьбы на воротах; зато лес пошел на постройку крепкий, массивный, и внутри, в избе, простор и приволье» [4, с. 124]. В этом же очерке писатель подробно описывает внутренний вид и устройство зимницы (землянки, где всю зиму жили бурлаки, пока валили лес и строили плоты) и удивляется терпению и выносливости русского человека: «И в этом дыму, в этой тесноте, грязи и копоти может жить русский человек большую половину жизни!..» [4, с. 139].
С особой скрупулезностью этнограф описывает женский скит Лыковской волости, который он посетил с целью осмотреть устройство обители и снять ее план. В итоге стало известно, из каких помещений состоит скит (келья, келья игуменьи, сени, келарня, чулан, моленная, печь) и в какой последовательности и с какой целью было построено каждое из них.
В очерке «Уездный городок Кинешма» писатель также обращается к описанию обители: «Архитектура его напоминает вам обыкновенную деревенскую часовню, но в самом деле она весьма оригинальна и своеобразна. Здание это весьма уже ветхо; стены его кругом исписаны разными стихами и изречениями, преимущественно направленными против раскольников» [4,с. 48]. Помимо описания внешнего вида обители и ее архитектуры, автор показывает и современное состояние городской гостиницы.
В очерках «Лов красной рыбы в Саратовской губернии», «С Ветлуги» и «На ночлеге» отсутствуют описания архитектурных особенностей, что можно объяснить местностью, которая входит в объект исследования (берега Волги, где люди занимаются рыбным промыслом или рубкой леса и живут обособленно в отдалении от своих домов и семей).
От внешних описаний исследуемых населенных пунктов Потехин переходит к занятиям и интересам местных жителей, что является неотъемлемым условием этнографического очерка.
Так, в очерке «Путь по Волге» писатель говорит о профессиях, связанных с речными ресурсами (лоцман, бурлак). На Волге это самые основные способы заработать на жизнь, именно поэтому они пользуются такой популярностью. Автор здесь обращает внимание на такие детали, как виды лодок, плата бурлакам, отношение бурлаков к пароходству.
Этнограф считает, что появление пароходов не лучшим образом сказалось на материальном благополучии бурлаков. Он отмечает, что для русского человека всегда трудно даются новые условия, поэтому и «переход от одного ремесла к другому, от старой привычки к новой, будет довольно труден для бурлака, но он совершится не вдруг, не повсеместно, и потому без особенных усилий» [4, с. 12].
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016
Описывая быт жителей Костромы, Потехин говорит о таких промыслах, как рыболовство и обмен лошадей (занятия мужчин), прядение и беление ниток, которые потом продаются в городе (занятия женщин).
В очерке «Уездный городок Кинешма» писатель обращает внимание на любимое занятие местных жителей - проведение ярмарок, на которых они могут продать промышленные продукты (полотняное производство), а также изделия, сделанные своими руками (полотна, различные виды посуды, фарфоровые фигурки и т.д.).
Этнограф обращает внимание на первое воскресенье ярмарки, которое называется гулящим: «На этот праздник крестьяне съезжаются в город весьма издалека, и вся площадь, все пространство, занятое ярмарочными зданиями, наполняется народом - веселым, счастливым, беззаботным, Русским народом, который хочет повеселиться на славу. Всякий мужичок, всякая баба захватывают с собою из дому какое-нибудь произведение своих трудолюбивых рук с тем, чтобы продать его, и на вырученные деньги - погулять, а потому в этот день можно купить все чрезвычайно дешево» [4, с. 79].
В очерке «Река Керженец» писатель говорит о таких занятиях жителей Лыковской волости, как рубка леса и охота, причем рубка леса является для них основным промыслом: «В своем единственном промысле они дошли до совершенства, и хотя, по-видимому, не много нужно искусства, чтобы срубить и обтесать дерево, но нельзя не полюбоваться, с какой необыкновенной чистотою, посредством одного топора, снимается кора с дерева: поверхность его остается так гладка, как у восковой свечи, ни зарубки, ни затесинки, - все бревно как будто отполировано» [4, с. 123].
В очерке «С Ветлуги» Потехин пишет о малоизвестном городке Семенове, в котором жители занимаются, помимо вырубки леса, выделкой деревянных ложек, а также изготовлением лодок. Эти занятия приносят им прибыль. А вот ловля рыбы и охота на медведя - своего рода развлечение для здешнего населения.
Неслучайно этнограф так скрупулезно описывает в своих очерках занятия местных жителей: от этого напрямую зависят особенности их одежды, быта, а также характеры. Все эти черты являются существенными в определении жанра этнографического очерка.
Какие детали одежды и внешности местных жителей отмечает Потехин? Так, описывая близкое соседство костромских горожан и жителей Татарской слободы, писатель отмечает следующие детали в изображении внешнего вида татар: «. резко выдается скулистая, большею частью рябоватая, с маленькими глазами и приплюснутым носом, фигура, в белом кафтане, среди открытых, белых
чистых лиц русского человека, обыкновенно в синей одежде. Также резко бросаются в глаза физиономия и оригинальный костюм татарки, свободно прогуливающейся в базарный день на толкучем рынке среди русских торговок» [4, с. 23].
Изображая ярмарочные гулящие дни, автор не упускает возможности показать характерные особенности костюмов жителей Кинешмы: «.муж в своей синей чуйке, подвязанной красным кушаком, жена в самом лучшем штофном сарафане, в шелковой душегрейке, в кокошнике, который покрывается на золоте платком, или просто повязанная французским двуличневым платом» [4, с. 63].
Однако внешность и костюм, пожалуй, имеют не такую большую значимость для писателя-этнографа. От описания этнографических реалий автор переходит к изображению характеров героев очерков, что помогает ему глубинно исследовать культуру и быт народа. Причем Потехин умеет точно и тонко подметить психологические особенности не только какого-то конкретного человека, но и всего русского народа в целом. Так, о некоторых негативных тенденциях русского национального характера он пишет: «Напрасно говорят, что русский человек умеет только подражать. Напротив, мы, кажется, богато одарены и способностью изобретения, но мы не довоспитались еще до умения прилагать наши изобретения к делу; к тому же мы от природы очень ленивы и вследствие того склонны к рутине; наконец, мы слишком самоуверенны, высокомерны и в то же время стыдливы и боязливы к насмешке при неудаче, как дети.» [4, с. 177].
Рассуждая о характере русского человека, писатель приходит к выводу о том, что «русский человек, куда его ни поставь, везде одинаков и везде верен своему характеру» [4, с. 134]. Стоит добавить, что Потехин говорит о русском человеке с трепетом и любовью, что свидетельствует о глубоких патриотических чувствах писателя. Так, изображая танец подвыпившего черемиса, автор и здесь не преминул заметить о нраве русского человека: «Он плясал долго и искусно, выкидывал ногами, но той удали и молодцеватости, того упоения, с которым пляшет русский человек, в его пляске не было и тени» [4, с. 185].
От типических обобщенных черт русской нации Потехин идет к изображению характера отдельного человека, конкретной личности, делая акцент на профессиональных качествах. Так, он пишет о лоцмане: «Если это человек угрюмый с виду, неразговорчивый, с повелительной и важной физиономией, значит, он давно уже занимается своим делом и искусен в нем - на него вы можете смело положиться: он знает Волгу от Твери до Астрахани, не ошибется ни на одной мели, не натолкнется ни на гряду, ни на камень» [4, с. 9]. Вероятно, профессия наложила такой отпечаток на этих людей: осознавая важность своей профессии
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016
119
и опираясь на собственные навыки и умения, они и ведут себя подобным образом.
В очерке «Лов красной рыбы в Саратовской губернии» Потехин рассказывает о ловце рыбы Дементьеве, по приказанию хозяина отправившемся в непогоду проверять рыбу в снастях вместе со своим сыном-гребцом: «Только спокойствие духа, смелость и опытность спасают ловца. Он пристает к берегу, быстро выскакивает и держит обеими руками лодку, чтобы не отшибло ее волной, пока мальчик ставит мачту и разматывает бечеву. А потом они еще бредут к своему стану, мокрые и измученные, таща за собою лодку. И не высохши, не обогревшись, завертываются в шубы и спят крепким сном, тотчас же позабыв об опасности, как только она миновалась» [4, с. 102].
Человеческие характеры важны для Потехина как этнографа: не зная их, в полной мере не понять и не осознать культуру и быт населения той или иной территории.
Фольклорные элементы - важная составляющая этнографического очерка, служащая средством раскрытия характера героев. С этой целью Потехин приводит легенды, пословицы, обычаи, предания, поверья, бурлацкие песни, песни черемисок и др. Причем фольклор он дает в собственных записях.
Так, описывая труд бурлаков, писатель обращает внимание на то, что каждый их взмах весел сопровождается простым напевом: «Вот раз, Еще раз, Раз первой, Раз другой, У-ухнем, Да ухнем!.. Вот еще, еще Раз первой,
Раз другой и т.д.» [4, с. 14].
Подобная бурлацкая песня приведена уже в более поздний период композитором М. Балакиревым в Нижнем Новгороде в книге «Сборник русских народных лирических песен Н.М. Лопатина и В.П. Прокунина» в 1889 году. В этих песнях есть определенное сходство:
«Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Разовьем мы березу, Разовьем мы кудряву, Ай да, да, ай да!» [9].
Отличительные особенности данных песен заключаются, скорее всего, в областных тенденциях.
Тяжелому труду бурлаков всегда вторит песня, от того работа становится легче и веселее. Все их песни поются хором и часто варьируются в словах: «Пора нам, хозяюшка, Завестися домиком, Купим коровушку, Коровушка: мык, мык!
Купим мы телушку,
Телушка то: брык, брык!..» [4, с. 25].
В очерках «На ночлеге» и «Река Керженец» автор повествует об интересных народных обычаях, а также поверьях местных жителей о колдунах, бесах, приворотах.
Использование фольклора в данных очерках позволяет писателю в полной мере понять жизненный уклад местных жителей, уровень их культуры и просвещенности, а также подметить такие особенности русского национального характера, как суеверие и почти фанатичная вера в Бога.
Итак, проанализировав этнографические очерки Потехина, можно выделить их типологическое сходство: особое внимание уделяется занятиям, профессиям местных жителей, их одежде, внешности, характеру, а также окружающей среде, в которой они проживают, архитектурным и фольклор-но-этнографическим элементам.
Структура этнографического очерка выглядит следующим образом: от внешнего описания исследуемых населенных пунктов автор переходит к самим героям, акцентируя внимание на их образе жизни, профессиях и занятиях, после чего в поле зрения автора попадает их внешний вид, особенности одежды. Все эти составляющие помогают дать общее представление о русской нации в целом. Затем писатель в своих наблюдениях приходит к конкретным героям, используя для их анализа не только определенные жизненные ситуации, но и фольклор как средство раскрытия их характеров.
Все это необходимо Потехину как автору этнографических очерков не только для удовлетворения возросшего интереса читательской публики к народу в связи с ухудшением положения народных масс и нарастающей революционной обстановкой в стране, но и для точного и верного описания культуры и быта людей, в чем он и видел свою основную задачу.
Библиографический список
1. А.А. Потехин и Кинешма: сб. / А.А. Потехин, Е.А. Потехина, П.М. Тамаев; вступ. сл. Е.А. Поте-хиной. - Иваново: Референт, 2009. - 560 с.
2. Касторский С.В. Писатель-драматург А.А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. - М.; Л.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1959. - С. 177-198.
3. Пыпин А.Н. История русской этнографии: в 4 т. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1890-1892. - Т. 2. - 434 с.
4. Сочинения А.А. Потехина. Этнографические очерки, отрывки, неоконченные рассказы и воспоминания: в 12 т. - СПб.: Просвещение, 18731874. - Т. 12. - 349 с.
5. Тамаев П.М. «Мужицкие пьесы» А.А. Потехина в контексте русской драматургии середины XIX века. -Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 1991. - 44 с.
120
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2016
Архангельск в путевой литературе: варианты авторского восприятия местности
6. Тамаев П.М. Островский и Потехин: начало жизненных и творческих отношений // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сб. науч. трудов. - Шуя, 2006. - С. 169-177.
7. Фокеев А.Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тенденции, типология. - М.: Народный учитель, 2002. - 516 с.
8. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). - М.: Наука, 1965. - 322 с.
9. Харитонов Л.М.Песнь бурлака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. leonidharitonov.ru/articles/arts/pesn-burlaka (дата обращения: 25.11.2015).
УДК 821.161.1.09"18/19"
Антипина Анастасия Сергеевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск
АРХАНГЕЛЬСК В ПУТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ВАРИАНТЫ АВТОРСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МЕСТНОСТИ
В статье предпринята попытка анализа образа Архангельска в путевой литературе XVIII-XIX веков с позиции исследования городских текстов, в том числе с использованием методологии Н.П. Анциферова. Архангельск, будучи, с одной стороны, городом-портом, а с другой - воспринимаемый как глубокая провинция, может быть описан как с использованием устойчивых элементов Петербургского текста, так и посредством актуализации провинциального литературного кода. Кроме того, на характер изображения города в произведении накладывают отпечаток личность автора и его эстетическая позиция. Так, в сочинении П.И. Челищева «Путешествие по Северу России в 1791 году» находят отражение просветительские идеалы автора, в книге «Год на Севере» С.В. Максимова повествование носит характер физиологического очерка с его интересом к социальным темам, К.К. Случевский в его «По Северу России» рассматривает край с государственных позиций, а автор-рассказчик «По Северу дикому» Н.А. Лейкина, выступая как частное лицо, создает тем самым яркий пример «туристического» описания города.
Ключевые слова: литература путешествий, городской текст, локальный текст, Северный текст русской литературы, русская литература XVIII века, русская литература XIX века.
Путевые записки зарубежных и русских авторов о Севере европейской части России самим фактом своего существования маркируют описываемое пространство как незнакомое, труднодоступное и нуждающееся в создании нарратива о себе. Закономерно возникает вопрос о том, чем пространство Русского Севера могло привлекать путешественников, что подвигало их зафиксировать увиденное на бумаге и каким Север и город Архангельск как его центр были представлены читателю. Сфокусируем внимание именно на Архангельске как центральном локусе местности и рассмотрим, в чем состояли особенности и функции этого города в текстах путевых записок о Русском Севере.
Мы уже отметили географическую труднодо-ступность и неизведанность местности как важные факторы создания путевой литературы о ней; характерно, что путевые тексты об Архангельске создавались, начиная с первых экспедиций европейцев в XVI веке вплоть до рубежа Х1Х-ХХ веков, а если учесть написанный Ю. Казаковым в 19601972 годах его «Северный дневник» - произведение синтетического жанра, родственное в том числе путевым запискам, - то окажется, что архангельский Север обладал способностью порождать путевые тексты на протяжении почти всего периода развития новой европейской литературы. Действительно, проблема отсутствия или затрудненности дорожных коммуникаций, связи Архан-
гельска и Русского Севера в целом с национальными центрами является актуальной и по сей день. Эта особенность обусловила определенную изолированность региона от общероссийского пространства, способствовала консервации здесь местного диалекта, фольклора, специфических черт жизненного уклада. С другой стороны, приморское положение Архангельска, его роль международного порта позволили городу создать и поддерживать свои собственные связи с Западной Европой, обрести статус стратегического и экономического центра региона, расценивать самого себя именно как центр, а не провинцию.
Как мы отметили выше, поначалу Архангельский Север становится объектом литературного описания зарубежных путешественников, и уже в первых подобных текстах наблюдаются особенности, встречающиеся затем в записках более позднего времени и формирующие определенную традицию описания города. Д. Николаев во введении к сборнику «Северные ворота России» указывает на лаконичность описаний местности как на общую особенность этих текстов. Как отмечает Д. Николаев, неразвернутость изображения местности является следствием освоенности локуса, который становится уже знакомым, «своим» для англичан. Русские авторы-путешественники сохраняют в своих текстах общий принцип построения, последовательно перечисляя населенные пункты, их экономику, социальный состав населения и проч., но
© Антипина А.С., 2016
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2016
121