Научная статья на тему 'Нормы-принципы и их роль в повышении уровня определенности налогового права'

Нормы-принципы и их роль в повышении уровня определенности налогового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПРАВО / НОРМЫ-ПРИНЦИПЫ / НОРМЫ-ДЕФИНИЦИИ / ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белешов Алексей Александрович

В статье рассматриваются нормы-принципы в контексте их влияния на общий уровень определенности налогового права. Дается определение принципам законодательства. Указана возможность влияния наличия таких норм на структуру законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормы-принципы и их роль в повышении уровня определенности налогового права»

НОРМЫ-ПРИНЦИПЫ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ НАЛОГОВОГО ПРАВА Белешов А.А.

Белешов Алексей Александрович - магистрант, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права,

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматриваются нормы-принципы в контексте их влияния на общий уровень определенности налогового права. Дается определение принципам законодательства. Указана возможность влияния наличия таких норм на структуру законодательства.

Ключевые слова: налоговое право, нормы-принципы, нормы-дефиниции, определенность.

Принципы налогового права отличаются высокой нормативной абстрактностью и обобщением. Заключая в себе некоторые особенности, как-то: аксиологический и идеологический характер, открытая структура и т.д. - эти принципы считаются наименее детализированными, чем другие юридические явления, а потому следует поднять тему неопределенности в налоговом праве как с точки зрения теоретической, так и практической.

Общеправовые подходы к понятию «принцип права» многообразны и разноплановы. Определяя термин «принцип налогового права», следует начинать с общеправовых подходов. В разных типах литературы (как в научной, так и в учебной) даются самые разнообразные определения «принципам налогового права»: исходные направления, общие начала, базовые положения, руководящие идеи (установки), специализированные нормы особого типа и т. д. Для обобщения всего вышесказанного используется такая категория, как «принципы налогообложения», которая объединяет в себе юридические, социально -экономические, политические, организационные и нравственные принципы.

Полагаем, будучи вовлеченными в систему правового регулирования, любые принципы (несмотря на свою изначально экономическую, политическую или идеологическую природу) приобретают правовой характер и должны рассматриваться как правовые принципы. Определяя правовые принципы как идеи, мы имеем в виду идеи, так или иначе воплощенные в праве; говоря о правовых принципах как основах, установках, началах, руководящих положениях, мы имеем в виду именно о нормативные начала правового института, отрасли либо права в целом [1, 31].

Принципы налогового права являются дополнениями друг другу, что приводит к «горизонтальной» и «вертикальной» справедливости. «Горизонтальная» справедливость означает, что при наличии одинаковых условий налогоплательщики должны вносить одинаковые налоги, в то время как «вертикальная» справедливость указывает на то, что при наличии одинаковых объектов, но разных налоговых баз налогоплательщики должны уплачивать разные по размеру налоги. При этом должен действовать и принцип соразмерности налогообложения, т.е. должны учитываться и реальные возможности плательщика к внесению налогов [2, 103].

Как следствие, принципы носят приоритетный характер, поскольку все нормы законодательства должны им соответствовать.

Следует отметить, что принципы обладают открытой структурой. Содержание принципов «не ограничивается только формулировкой в конкретной норме, а выражается в других нормах права, сформировавшихся под влиянием данного принципа». Так как принципы обладают большим потенциалом развития, что связано с формированием развивающихся представлений о них, часто во время истолкования они подвергаются определенной трансформации[3,15]. Принципы информационно насыщенны, емкие и имеют открытую структуру, а их обширное содержание постигается с помощью старательной интерпретации субъектов налогового права и

в первую очередь - судов. Содержимое принципа очень разностороннее и эволюционирует в процессе развития налогово-правовой науки и практики. И если нормы имеют четкое и однозначное содержание, то принцип многогранен.

Список литературы

1. Крохина Ю.А. Принцип экономической обоснованности в правовых позициях Конституционного Суда РФ / Ю.А. Крохина // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2003 года / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 28-38.

2. Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики: учеб. пособие / В.А. Парыгина. М.: Статус-Кво 97, 2005. 336 с.

3. Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства / В.М. Семенов. М.: Юрид. лит., 1982. 152 с.

ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛОГИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ Белешов А.А.

Белешов Алексей Александрович - магистрант, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права,

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматривается возможность применения аналогии закона и аналогии права для разрешения проблемных вопросов при рассмотрении налоговых споров. Указываются пределы применения аналогии. Предлагаются возможные условия применения аналогии закона и аналогии права.

Ключевые слова: налоговое право, аналогия закона, аналогия права, определенность.

Применение аналогии при разрешении споров в налоговом праве подчиняется общим правилам, однако со своими особенностями, которые в полной мере отражают специфику налогового права. Как пример, для преодоления пробелов законодательства использование аналогии берет свое начало в воле законодательного органа, который ограничил регулирование части возможные вопросов налогового права способами, отличными от законодательных норм налогового права.

Такое ограничение во всей своей красе раскрывается при определении налогов и сборов, а в частности при фиксации субъектов налогообложения, как и собственно самой формы и размера налога.

Немецкий правовед К. Лангенбухер указывает на то, что налоговые органы не могут иметь прав по введению и сбору налогов, которые не были предусмотрены законодательными органами. Ведь в тех сферах, где законную деятельность может вести только законодательный орган, судебные органы не имеют возможности применять аналогию [1, 486].

В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 4 апреля 1996 г. № 9-П, установление налогов и сборов возможно только в форме законодательного акта, а как следствие, любые налоги и сборы, подлежащие сбору, не на основе такого акта не могут быть признаны законными.

С точки зрения принципа законного установления налогов и сборов применение аналогии закона и аналогии права является недопустимым как в отношении субъекта налогообложения, так и в отношении самой сущности налогового обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.