Научная статья на тему 'НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА "МИЭТ"'

НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА "МИЭТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / НОРМАТИВЫ / СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёв Василий Геннадьевич, Бардушкин Владимир Валентинович

В статье рассматриваются вопросы готовности студенток МИЭТ к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Проверено соответствие нормативов комплекса ГТО и нормативов Единой Всероссийской спортивной квалификации. Проведено сравнение нормативов комплекса ГТО с нормативами учебной программы для студентов вузов по дисциплине «Физическая культура». Выявлены проблемные зоны в развитии физических качеств у студенток. Проведен сравнительный анализ (по нормативам комплекса ГТО 2015 года) уровня физической подготовленности современных студенток МИЭТ и студенток конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королёв Василий Геннадьевич, Бардушкин Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА "МИЭТ"»



SCIENCE TIME

НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИЭТ»

Королёв Василий Геннадьевич, Бардушкин Владимир Валентинович, Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва

E-mail: bardushkin@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы готовности студенток МИЭТ к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Проверено соответствие нормативов комплекса ГТО и нормативов Единой Всероссийской спортивной квалификации. Проведено сравнение нормативов комплекса ГТО с нормативами учебной программы для студентов вузов по дисциплине «Физическая культура». Выявлены проблемные зоны в развитии физических качеств у студенток. Проведен сравнительный анализ (по нормативам комплекса ГТО 2015 года) уровня физической подготовленности современных студенток МИЭТ и студенток конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века.

Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», нормативы, студентки, физическая подготовленность, физическая культура.

Введение

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья, достижения активного долголетия приобретает в нашей стране особую актуальность. Студенты вузов являются авангардным отрядом молодежи России. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, а также тот вклад, который они смогут внести в возрождение России.

Исследования состояния физической подготовленности студентов проводятся на кафедре «Физического воспитания» в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» более сорока лет. Авторы считают, что данная тема будет актуальной и в последующие годы, т.к. она затрагивает

I SCIENCE TIME Щ

жизненно важные проблемы, касающиеся здоровья и работоспособности студентов.

В целях совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [1]. Новый комплекс ГТО является программной и нормативной основой физического воспитания населения.

Задачи исследования

Предлагая данный материал, авторы ставили перед собой следующие задачи:

а) проверить соответствие нормативов комплекса ГТО и нормативов Единой Всероссийской спортивной квалификации (ЕВСК);

б) провести сравнительный анализ нормативов комплекса ГТО и нормативов учебной программы для студентов вузов по дисциплине «Физическая культура», дать рекомендации по их корректировке;

в) провести анализ уровня физической подготовленности и выявить проблемные зоны в развитии физических качеств современных студенток;

г) сравнить физическую подготовленность современных студенток и студенток конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века.

Результаты и их обсуждение

Дальнейшее изложение будет следовать по пунктам объявленным выше задачам исследования. При этом обсуждение полученных результатов будет происходить непосредственно после их представления в тексте работы.

1. Проверка соответствия нормативов ГТО и нормативов ЕВСК. Известно, что всякая деятельность человека предполагает учет ее результатов. Одной из форм учета являются нормативы. Нормативные требования оценки физической подготовленности разных групп населения должны быть построены таким образом, чтобы на протяжении всей жизни стимулировать человека к совершенствованию. Устанавливаемые нормы не должны быть завышены настолько, чтобы казаться недосягаемыми, и в то же время не настолько занижены, чтобы отбивать интерес и желание к приложению усилий для их выполнения. То есть нормативы должны образовывать научно обоснованную, логически увязанную систему, а физическая подготовленность являться отправным пунктом установления нормативов для каждой группы населения России [2 - 6]. Наиболее полно этому требованию отвечает схема взаимосвязи нормативов системы физического воспитания, предложенная А.А. Михеевым и

| SCIENCE TIME Щ

Г.С. Туманяном [2]. Авторы представляют все нормативы в виде пирамиды, основание которой составляют учебные нормативы. Параллельно учебным нормативам идут нормативы комплекса ГТО. Выше нормативов ГТО идут нормативы разрядов ЕВСК.

К сожалению, в действительности не наблюдается соответствия между нормативами ЕВСК и нормативами ГТО. На рис.1 показана взаимосвязь нормативов ЕВСК с нормативами VI ступени комплекса ГТО для женщин.

Разряд Упражнение

Бег 100 м (сек) Лыжные гонки 3 км (мин, сек) Метание гранаты (м) Плавание 50 м (сек) Бег 2 км (мин, сек) Прыжок в Д ЛИН}' с разбега (см)

1 юн. 15,8 14.49 30 39.75 8,48 430

2 юн. 17.0 16,54 26 49,75 9,28 400

3 юн 22 59,75 10,10 360

18.0 19,::

диапазон результатов на золотой знак ГТО

диапазон разультатов на серебряный знак ГТО диапазон результатов на бронзовый знак ГТО

Рис. 1 Взаимосвязь нормативов ЕВСК с нормативами комплекса ГТО

(женщины, VI ступень)

| SCIENCE TIME Щ

При анализе зон соприкосновения нормативов ЕВСК и VI ступени комплекса ГТО у женщин выясняется, что норматив на золотой знак ГТО в беге на 100 м находится между первым и вторым юношескими разрядами, в лыжных гонках - между вторым и третьим. Нормативы в беге на 2 км, в плавании на 50 м, в метании гранаты и в прыжках в длину с разбега не дотягивают до уровня третьего юношеского разряда (в некоторых случаях значительно). Например, в плавании на 50 м норматив третьего юношеского разряда равен 59,75 сек, а норма на золотой знак ГТО - 1 мин 10,0 сек.

2. Сравнительный анализ нормативов комплекса ГТО и нормативов учебной программы для студентов вузов по дисциплине «Физическая культура». Шкала оценок учебной программы по физической культуре для вузов распределена следующим образом: 5 баллов - 20% лучших результатов. Граница - 20-й перцентиль. 4, 3 и 2 балла объединяют по 20% результатов, идущих последовательно за лучшими. Границы соответственно: 40-й, 60-й, 80-й перцентиль. Если границей 1-балльной зоны сделать 100-й перцентиль, то в нее войдут все результаты. С педагогической точки зрения это не оправданно, поэтому граница этой зоны проведена по 90-му перцентилю. Для разработки этой шкалы были использованы результаты контрольных испытаний студентов вузов СССР [3].

Нормативы комплекса ГТО направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также уровня овладения некоторыми жизненно важными прикладными умениями и навыками (плавание, ходьба на лыжах, стрельба, туризм). В основу разработки новых нормативов ГТО легли установки, заложенные в концепции о трудности их выполнения: 70% испытуемых должны быть посильны нормативы бронзового знака, 60% - серебряного и 20% -золотого [7].

Проведем сравнение нормативов VI ступени комплекса ГТО для женщин 18 - 24 лет и учебной программы для студентов вузов по дисциплине «Физическая культура». Согласно приведенным выше установкам, нормативы золотого знака ГТО должны быть сопоставимы с оценкой 5 баллов, серебряного знака - с оценкой 3 ^ 4 балла, а нормативы бронзового знака можно сравнить с нормативами на оценку 2 балла.

В табл.1 представлены нормативы для оценки физической подготовленности студенток вузов и нормативы ГТО VI ступени (женщины 18 -24 лет).

Сравнительный анализ нормативов показывает следующее.

- в пяти тестах из семи нормативы для студенток на оценку 5 баллов выше нормативов ГТО на золотой знак;

- в трех тестах нормативы для студенток на оценку 2 балла выше

| SCIENCE TIME Щ

нормативов ГТО на бронзовый знак, а в четырех - ниже;

- в целом, нормативы ГТО и учебной программы, несмотря на разницу в разработке около 40 лет, относительно близки друг к другу. Исключение составляют нормативы по плаванию (на серебряный и бронзовый знаки отсутствуют временные нормативы).

Таблица 1

Нормативы комплекса ГТО VI ступени (женщины 18 - 24 лет) и учебные нормативы для студенток вузов по физической культуре

Вид испытания (тест) Норматив (знак ГТО, баллы)

золотой 5 серебряный 3 - 4 бронзовый 2

Бег 100 м (сек) ГТО 16,5 17,0 17,5

студентки 15,7 17,0 17,9

Бег 2 км (мин, сек) ГТО 10,30 11,15 11,35

студентки 10,15 11,15 11,50

Подтягивание из виса на низкои перекладине (количество раз) ГТО 20 15 10

студентки 20 10 8

Прыжок в длину с места (см) ГТО 195 180 170

студентки 190 168 160

Метание гранаты (м) ГТО 21 17 14

студентки 25 18 15

Бег на лыжах 3 км (мин, сек) ГТО 18,00 19,30 20,20

студентки 18,00 19,30 20,00

Плавание 50 м (мин, сек) ГТО 1,10 без учета времени без учета времени

студентки 0,54 1,14 1,24

3. Анализ уровня физической подготовленности современных студенток. Осенью 2015 года преподаватели кафедры физического воспитания МИЭТ провели тестирование студенток 1-го курса по нормативам комплекса

ГТО. Подобное тестирование в настоящее время является неотъемлемой частью учебной программы и дает возможность преподавателям на основании анализа полученных данных вносить в учебный процесс соответствующие коррективы. В тестирование входили следующие упражнения: бег на 100 м, бег на 2 км, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, наклон вперед из положения стоя, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине и метание гранаты. Результаты тестирования студенток - первокурсниц представлены на рис.2.

а)

б)

в)

Рис. 2

г)

д)

е)

ж)

з)

Рис. 2 Результаты выполнения нормативов ГТО VI ступени студентками 1 курса

МИЭТ в сентябре - октябре 2015 года

Анализ результатов выполнения студентками нормативов комплекса ГТО показал следующее.

1. Нормативы разных видов испытаний нового комплекса ГТО не являются эквивалентными. Процент студенток, не выполнивших нормативы на бронзовый знак, находится в диапазоне от 15,2% (наклон вперед) до 80,6% (бег на 2 км).

2. Нормативы на золотой знак в беге на 2 км, в подтягивании из виса лежа

| SCIENCE TIME Щ

на низкой перекладине, в прыжке в длину с места, в поднимании туловища из положения лежа на спине и в метании гранаты являются непосильными для современных студенток. Выполнение нормативов на золотой знак ГТО в этих видах испытаний не превысило 13,2%.

3. Норматив наклон вперед из положения стоя на золотой знак выполнили 50,9%, что говорит о явно заниженном требовании.

4. Нормативы на бронзовый знак во всех видах испытаний (за исключением наклона вперед и метания гранаты) являются завышенными.

Наибольшую тревогу вызывает низкий уровень выносливости современных студентов (и юношей [4, 8], и девушек). Известно, что существует взаимосвязь между аэробными возможностями организма с одной стороны и состоянием здоровья с другой. Чем ниже уровень максимального потребления кислорода (МПК), тем больше заболеваемость населения, и наоборот. Безопасный уровень здоровья, гарантирующий отсутствие заболеваний сердечно -сосудистой системы, отмечен лишь у людей, имеющих достаточно высокие аэробные возможности - у мужчин 42 и у женщин 35 мл кислорода на 1 кг массы тела (так называемые относительные величины МПК). При снижении МПК ниже этой величины отмечается прогрессивный рост заболеваемости и увеличения факторов риска ишемической болезни сердца [9, 10]. Исследованиями установлена тесная взаимосвязь между МПК и расстоянием, преодолеваемым за 12 минут. По Кеннету Куперу, женщинам, чтобы иметь МПК 35 мл кислорода на 1 кг массы тела, надо пробегать 2 км быстрее, чем за 12 минут 30 секунд. Это почти на минуту медленнее норматива на бронзовый знак ГТО, но даже этот результат по силам только 42% студенток, поступивших на первый курс.

4. Сравнение физической подготовленности современных студенток и студенток конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века. Приведем интересные данные, дающие представление об основных изменениях в уровне физической подготовленности студенток, произошедших за последние 35 - 40 лет. В табл.2 представлены результаты сравнительного анализа физической подготовленности студенток МИЭТ 1 - 3 курсов конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века и современных студенток. Сравнение проводилось по нормативам комплекса ГТО 2015 года.

Сравнительный анализ физической подготовленности студенток конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века и их современных сверстниц свидетельствует об ухудшении показателей по основным параметрам двигательной подготовленности и физического развития. При этом наибольшие изменения у современных студенток по сравнению со сверстницами конца 70-х -начала 80-х годов произошли по показателям выносливости. Кроме того, данные табл.2 свидетельствуют также о значительном ухудшении результатов в таком

| SCIENCE TIME Щ

технически сложном виде как метание гранаты. Это, прежде всего, связано с тем, что в последние годы в школах мало внимания уделяется метаниям.

Таблица 2

Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО VI ступени студентками 1 - 3 курсов МИЭТ в 1978 - 1982 и 2014 - 2015 годах по нормативам комплекса ГТО 2015 года, %

Вид испытания Годы Выполнили норматив на золотой знак Не выполнили норматив на бронзовый знак Количество испытуемых (чел.)

Бег 100 м 2014 - 2015 26,1 48,9 188

1978 - 1982 46,9 25,9 2209

Бег 2 км 2014 - 2015 11,7 68,8 247

1978 - 1982 32,4 29,0 822

Прыжок в длину с места 2014 - 2015 11,6 43,0 223

1978 - 1982 17,4 45,1 1738

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метание гранаты 2015 13,2 34,1 129

1978 - 1982 43,8 9,2 1776

Заключение

Подводя итог сказанному, отметим следующее.

- внедрение нового физкультурно-спортивного комплекса ГТО предусматривает дальнейшее совершенствование учебных программ (их содержания, структуры и учебных нормативов) по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях;

- нормативы комплекса ГТО пока еще далеки от совершенства. Они не соответствуют установкам, заложенным в концепцию о трудности их выполнения. Это, в частности, подтверждают результаты выполнения нормативов комплекса ГТО VI ступени студентками МИЭТ в 2014 -2015 г. г Поэтому предстоит большая работа по их научному обоснованию и изменению.

Литература:

1. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный курс]. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172. -URL: http://kremlin.ru/acts/20636 (дата обращения 30.01.2016)

2. Михеев А.А., Туманян Г.С. Обоснование учебных нормативов и оценки физической подготовленности учащихся // Теория и практика физической культуры. — 1980. — № 2. — С. 44-47.

I

SCIENCE TIME

I

3. Решетников Н.В. Обоснование нормативов физической подготовленности. — М.: ВНИИФК. — 1991. — 45 с.

4. Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи: коллективная научная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова, ISBN 978-5-9907022-3-3 / Ульяновск: SIMJET. — 2015. — 496 с. (§ 6.3: «О тенденциях последних лет в уровне физической подготовленности студентов-юношей младших курсов», авторы В.Г. Королёв, В.В. Бардушкин, с. 458-475.)

5. Королёв В.Г., Бардушкин В.В. Анализ качества нормативов оценки уровня физической подготовленности студентов - юношей и военнослужащих // Science Time. — 2015. — № 6 (18). — С. 223-234.

6. Королёв В.Г., Бардушкин В.В. Анализ эквивалентности нормативов для оценки уровня физической подготовленности студентов и военнослужащих // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2015. — № 3 (7). —

7. Уваров В.А., Булавина Т.А. Результаты апробации действующих нормативных требований 1-У1 ступени ВФСК ГТО // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). — Ульяновск: УлГТУ — 2015. — С. 236-239.

8. Королёв В.Г., Бардушкин В.В. Физическая подготовленность студентов -юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — № 1. — С. 58-62.

9. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 4. — С. 29-31.

10. Купер К. Новая аэробика: пер. с англ. - 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт. -- 1979. — 125 с.

С. 63-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.