Научная статья на тему 'Проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и физическая подготовленность студентов юношей'

Проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и физическая подготовленность студентов юношей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев В. Г., Бойцова И. В.

В статье представлены данные об уровне физической подготовленности студентов юношей Национального исследовательского университета «МИЭТ» в период с 2009 года по 2013 год. Проведено сравнение нормативов комплекса ГТО с нормативами учебной программы по физической культуре студентов вузов и нормативами по физической подготовке военнослужащих Российской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев В. Г., Бойцова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и физическая подготовленность студентов юношей»

являясь следствием процесса интеграции ценностей определяет взаимосвязь потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и целей личности. С позиции культурологического подхода образование рассматривается как сфера духовного производства, как функция культуры, включающая самые разнообразные социальные явления: качества и способности человека, определённые типы поведения и связанные с ним нормы, правила, знания, потребности, отношения, интересы и т.д., обеспечивая её самосохранение в духовно-практическом опыте личности. Личностно-деятельный подход позволяет заменить авторитарно-репродуктивную модель образования в сфере физической культуры на рефлексивно-гуманистическую, выводит его на личностный уровень, что предполагает изменение отношений в системе «преподаватель-студент». Психологическим условием реанимации этой связи в педагогическом процессе являются диалогизация обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Гришин Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 249 с.

2. Жуйкова Т.П. Технология ТРИЗ в обучении студентов педагогических специальностей / Т.П. Жуйкова. - Абакан, 2012. - 104 с.

3. Макланов А.Г. Общая психология. - ООО» Питер Пресс», 2008. -581 с.

4. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1988. -183 с.

5. Сорокун П.А. Психология. - ПГПИ им. С.М. Кирова, 2001. - 300 с.

ПРОЕКТ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ЮНОШЕЙ

© Королев В.Г.*, Бойцова И.В.

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва

В статье представлены данные об уровне физической подготовленности студентов юношей Национального исследовательского университета «МИЭТ» в период с 2009 года по 2013 год. Проведено сравне-

* Доцент кафедры Физического воспитания, доцент.

ние нормативов комплекса ГТО с нормативами учебной программы по физической культуре студентов вузов и нормативами по физической подготовке военнослужащих Российской армии.

Ключевые слова Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, физическая подготовленность, безопасный уровень здоровья, нормативы.

Введение. Даже при существовании массы спортивных школ, возросших возможностей заниматься физической культурой общее здоровье нации неуклонно катится вниз. Участники II Международного научного конгресса «Спорт и здоровье», состоявшегося в Санкт-Петербурге в 2005 году, констатировали негативные, глобальные тенденции ухудшения физического, нравственного и духовного здоровья человека. Конгресс назвал и причину такого положения - резкое снижение объёма и интенсивности двигательной активности людей при возросшей психологической и информационной перегрузке [5]. Национальный проект «Здоровье» немыслим без улучшения физического воспитания молодежи. Давно возникла необходимость возрождения или создания нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

24 марта 2014 года на сайте Кремля опубликован указ № 172. В тексте указа говорится: «Ввести в действие с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания населения».

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая общедоступная система объективной оценки физического развития учащихся школ, студентов и молодёжи, что делает невозможным сравнение уровня физической подготовленности человека в различные периоды жизни, учащихся разных школ, колледжей, институтов, регионов. Это привело к отсутствию контроля физической подготовленности населения России. Благодаря возрождению Всероссийского физкультурно-спортивного (ВФСК) комплекса ГТО тесты и нормативы должны стать едиными для разных групп граждан России.

Организация исследования. В работе проведён сравнительный анализ нормативов проекта ВФСК ГТО VI ступени для мужчин в возрасте от 18 до 24 лет с нормативами военнослужащих и нормативами учебной программы студентов, а также даны оценка физической подготовленности студентов.

Результаты и их обсуждение. За основу ВФСК ГТО взят комплекс 1972 года. Сравнивая нормативы комплекса ГТО 1972 года и проекта комплекса 2014 года [6], следует отметить:

1. В ВФСК введён бронзовый знак отличия, которого не было в предыдущем комплексе.

2. В ВФСК виды испытаний разделены на обязательные тесты и тесты по выбору.

3. В ВФСК предложены новые виды испытаний такие как: прыжок в длину с места толчком двумя ногами, наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, рывок гири.

4. Стрельба из малокалиберной винтовки заменена на стрельбу из пневматической винтовки или электронного оружия.

5. Женщины будут выполнять подтягивание из виса на низкой перекладине вместо сгибания и разгибания рук в упоре на гимнастической скамейке.

6. Нормативы ВФСК в беге на 100 м и на 3 км, в прыжке в длину с разбега, в метании гранаты и в плавании по трудности выполнения уступают нормативам предыдущего комплекса. Исключение составляют нормативы по лыжным гонкам.

Насколько же успешно с нормативами ВФСК справляются сегодняшние студенты? В Московском институте электронной техники студенты ежегодно сдают обязательные тесты по физической подготовке. В табл. 1 представлены результаты выполнения норм в некоторых видах испытаний по проекту ВФСК студентами 2 курса в 2009-2013 г.

Таблица 1

Выполнение норм ГТО студентами-юношами 2 курса МИЭТ

№ п/п Выполнение нормативов ГТО в процентах

Виды испытаний (тесты) Золотой Серебряный Бронзовый Не уложились

знак знак знак в норматив

1 Бег на 100 м 35.9 48.7 3.8 11.6

2 Бег на 3 км 9.1 14,8 9.1 67.0

3 Подтягивание из виса на высокой перекладине 28.9 21.7 8.2 41.3

4 Прыжок в длину с места 35.8 21.0 26.2 17.0

Результаты сдачи студентами-юношами обязательных тестов учебной программы по физической культуре убеждают в неэквивалентности нормативов комплекса ГТО в разных видах испытаний. Эквивалентными результатами являются те, которые выполняются равным количеством людей (одного уровня подготовленности) [1]. Например, нормативы на золотой знак в беге на 100 м и в прыжке в длину с места выполняют почти 36 % студентов, а в беге на 3 км менее 10 %. Ещё больший разброс результатов мы наблюдаем среди тех студентов, которые не укладываются в нормативы на бронзовый знак: от 11.6 % до 67.0 %.

В связи с этим представляет интерес сравнение нормативов комплекса ГТО с нормативами учебной программы по физической культуре студентов вузов и нормативами по физической подготовке военнослужащих Российской армии. Это сравнение представлено в табл. 2.

Таблица 2

Нормативы комплекса ГТО и программные нормативы различных групп граждан Российской Федерации

№ п/п Нормативы (баллы, знак ГТО)

Виды испытаний (тесты) Организация 5 золотой 4 серебряный 3 бронзовый

Студенты 13,2 13,6 14,0

1 Бег 100 м (сек.) Военнослужащие 14,0 14,5 15,2

ГТО 13,5 14,8 15,1

Студенты 12.00 12.35 13.10

2 Бег 3 км (мин., сек.) Военнослужащие 12.20 12.35 13.10

ГТО 12.30 13.30 14.00

Подтягивание из виса на перекладине (кол-во раз) Студенты 15 12 9

3 Военнослужащие 14 12 10

ГТО 13 10 9

4 Прыжок в длину с места (см) Студенты 250 240 230

ГТО 240 230 215

Студенты: 50 м 100 м 0.40,0 1.40,0 0.44,0 1.50,0 0.48,0 2.00,0

5 Плавание 50 м и 100 м (мин., сек.) Военнослужащие 100м 1.40,0 1.55,0 2.25,0

ГТО 50 м 42.0 без врем. без врем.

Студенты 23.50 25.00 26.25

6 Лыжные гонки 5 км (мин., сек.) ГТО 23.30 25.30 26.30

Военнослужащие 27.00 28.00 29.00

Из табл. 2 видно, что только в одном виде испытаний - в подтягивании из виса на перекладине нормативы для военнослужащих Российской армии, студентов и проекта комплекса ГТО практически совпадают. В беге на 100 м, 3 км и прыжке в длину с места нормативы для студентов выше соответствующих нормативов комплекса ГТО. Нормативы в плавании для студентов и военнослужащих примерно равноценны, но значительно превосходят нормативы комплекса ГТО. Нормативы в лыжных гонках в комплексе ГТО и для студентов практически одинаковые и в тоже время значительно превосходят нормативы для военнослужащих.

Отдельно необходимо остановиться на нормах комплекса ГТО в некоторых видах испытаний:

1. Бег на 100 м. Мы считаем нормативы на серебряный и бронзовый знак заниженными. Ни в одном другом виде испытаний нет выполнения норм на уровне 88 %. Исключение составляют виды испытаний, в которых отсутствуют нормативы по времени (туристский поход, кросс по пересеченной местности на 5 км, плавание на 50 м).

2. Бег на 3 км является наиболее проблемным видом испытаний комплекса ГТО. Считается, что уровень выносливости является прямым показателем здоровья человека. Для студентов основной медицинской группы

«безопасному уровню здоровья индивида» соответствует результат быстрее 14.00 мин в беге на 3000 м у юношей [4]. Анализ динамики физической подготовленности студентов МИЭТ говорит о том, что уровень выносливости из года в год снижается. При этом более 50 % результатов юношей, поступивших на первый курс, в беге на 3000 м не соответствуют безопасному уровню их здоровья. Еще большую тревогу вызывает тот факт, что в последние годы от семестра к семестру наблюдается снижение уровня общей выносливости студентов [2]. Косвенно факт снижения уровня выносливости подтверждают нормативы единой спортивной классификации. Норматив III разряда в беге на 1000 м в 1973 году был равен 2 мин. 50 сек., а в 2010 году - 3 мин. 00 сек., в беге на 3000 м - 9 мин. 55 сек. и 10 мин. 20 сек. соответственно.

Ни для кого не секрет, что норматив в беге на 3 км завышен. Вопрос в том, что же делать? С одной стороны устанавливать норматив на бронзовый знак ГТО ниже безопасного уровня здоровья было бы неправильно. С другой стороны американский физиолог Кеннет Купер определяет степень физической подготовленности для мужчин в возрасте до 30 лет как хорошую, если они за 12 мин. пробегают 2400 метров [3]. В перерасчёте на 3000 м результат должен быть не менее 15 мин.

3. Бег на лыжах на 5 км. Вызывают сомнения реальность нормативов для сегодняшних студентов. В большинстве вузов средней полосы России занятия по лыжной подготовке не проводятся. Причин здесь несколько. В первую очередь это связано с отсутствием проката лыжного инвентаря в вузах, а также с изменением климата. Если в 70-х годах прошлого века в декабре месяце ежегодно проводились зачётные соревнования по лыжным гонкам, то в последние годы в декабре не всегда лежит снег.

Опрос студентов 1-3 курсов Московского института электронной техники показал, что только у 21,5 % есть лыжи, катались на лыжах в этом году всего 12,6 % студентов. У 42,5 % школьников в 11 классе уроки физкультуры по лыжной подготовке заменялись катанием на коньках, плаванием, спортивными играми.

В бесснежных районах России бег на лыжах заменяется кроссом на 5 км. При этом почему-то даже на золотой знак отсутствует временной норматив. В комплексе ГТО 1972 года в бесснежных районах бег на лыжах заменялся марш-броском на 6 км с временным нормативом.

С нашей точки зрения в кроссе на золотой и серебряный знак надо установить временной норматив. На бронзовый знак в беге на лыжах и в кроссе можно ввести норматив без учёта времени.

4. Плавание является жизненно необходимым навыком. До сих пор сотни людей ежегодно тонут из-за того, что не умеют плавать. Каждый ребёнок, оканчивая школу должен уметь плавать, а также по возможности вла-

деть приёмами спасания на воде. В этом свете удивляет факт снижения требований к нормативам по плаванию в ВФСК. В стране с каждым годом вводятся в строй новые бассейны. Норматив третьего спортивного разряда по плаванию на 100 м изменился с 1.22,2 в 1977 году до 1.13,0 в 2011 году. В предыдущем комплексе временной норматив был установлен на золотой и серебряный знаки, а дистанция была в 2 раза больше. Учитывая роль плавания в жизни людей, предлагаем внести плавание в число обязательных видов комплекса ГТО. Установить временные нормативы на золотой и серебряный знаки в плавании на 50 м, а на бронзовый знак увеличить дистанцию до 100 м без учёта времени.

5. Прыжки в длину. Вызывают вопросы нормативы в прыжках в длину. Почему-то интервал в нормативах на золотой и серебряный знаки в прыжке в длину с разбега в четыре раза больше интервала между серебряным и бронзовым знаками, а в прыжке в длину с места, наоборот, в полтора раза меньше, что по нашему мнению недопустимо.

6. Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье. Интервал между нормативами на серебряный и бронзовый знаки слишком мал (всего 1 см).

Заключение. ВФСК ГТО создаёт систему физического воспитания граждан в возрасте от 6 до 70 лет по 11 ступеням. Виды испытаний комплекса позволяют объективно оценить уровень основных физических качеств человека в соответствии с возрастными нормами и уровень владения прикладными навыками и умениями. Комплекс содержит оценку уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта, а также рекомендации к недельному двигательному режиму.

Отдельные нормативы комплекса требуют уточнения. Программы и нормативы физического воспитания учащихся школ, колледжей, студентов военнослужащих нужно привести в соответствие с тестами и нормативами комплекса ГТО.

Список литературы:

1. Зациорский В.М., Бондаревский Е.Я., Петросян А. М. Спортивная метрология. Проблема оценки спортивных достижений: Лекция для студентов / ГЦОЛИФК. - М., 1975. - 66 с.

2. Королев В.Г., Бардушкин В.В. Физическая подготовленность студентов-юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете / В.Г. Королев, В.В. Бардушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал. -2011. - № 1. - С. 58-62.

3. Купер К. Новая аэробика: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 125 с.

4. Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 4. - C. 29-31.

5. http://sport-health.ru/?module=pages&action=view_page&id=26.

6. ufkis33.ru>sites/defauMiles.. .Проект.. .ГТО. pdf (Google).

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ В СПОРТЕ» ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

© Мордовченков Н.В.*, Ведерников А.В.*, Баринов А.Н.*

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического института,

г. Нижний Новгород

В статье затронуты вопросы концепции программы формирования здорового образа жизни граждан, имеется обзор и анализ работы региональной власти по развитию физической культуры и спорта. Представлены требования к составлению программы профессиональной переподготовки по направлению «Менеджер в спорте», произведен обзор предполагаемых результатов по итогам введения и реализации программы подготовки спортивных менеджеров.

Ключевые слова менеджмент в спорте, программа профессиональной переподготовки, самоменеджмент, философия спорта.

Актуальность: Стабильность и перспективы развития страны в условиях рынка требуют не только комплексного, системного подхода и анализа. В укреплении и функционировании социальной инфраструктуры, но и адекватного представления о её структуре и возможностях, создании методоло-го-теоретической и практической концепции программы оздоровления граждан как активный вклад фундаментальной науки в национальную безопасность государства.

Решая стратегические задачи государства (Институты, инфраструктура, инновации, инвестиции, интеллектуальный капитал) необходимо сосредо-

* Профессор НГИЭИ, доктор экономических наук.

* Заведующий кафедрой «ФБЖ», аспирант НГИЭИ.

" Заместитель декана по воспитательной работе Технологического факультета, старший преподаватель кафедры Физической культуры и безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.