Научная статья на тему 'Нормативные правовые акты, регламентирующие международные связи субъектов Российской Федерации'

Нормативные правовые акты, регламентирующие международные связи субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6408
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плотников Василий Сергеевич

Для современного периода развития международного, в том числе и международного экономического сотрудничества, характерно самостоятельное участие в нём не только суверенных государств, но и входящих в эти государства образований, к которым относятся административно-территориальные единицы и субъекты Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плотников Василий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативные правовые акты, регламентирующие международные связи субъектов Российской Федерации»

Василий ПЛОТНИКОВ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для современного периода развития международного, в том числе и международного экономического сотрудничества, характерно самостоятельное участие в нём не только суверенных государств, но и входящих в эти государства образований, к которым относятся административно-территориальные единицы и субъекты Федерации.

При этом следует отметить, что законодательство Российской Федерации различает понятия «международные отношения» и «международные и внешнеэкономические связи». Международные отношения - это совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств1. Международные и внешнеэкономические связи - это связи регионов с иностранными партнёрами, осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях2.

С юридической точки зрения различия в данных понятиях не определяются, однако если обратиться к толковому словарю русского

1 Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993, стр. 231.

Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. - М., 2002, стр. 48

языка, то ясно, что понятие «отношения» шире понятия «связи1. Согласно Конституции, Российская Федерация осуществляет именно международные отношения, в то время как её субъекты - международные и внешнеэкономические связи.

На сегодняшний день регионы могут сотрудничать с целым рядом партнеров на международной арене - государствами, их регионами, местными властями иностранных государств, международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами. При этом международные связи могут регулироваться международным публичным правом, международным частным правом, одним или несколькими законодательствами государств, а иногда они одновременно регулируются и международным, и внутригосударственным правом.

Международные связи имеют достаточно широкое содержание. Они могут осуществляться в рамках внешнеэкономического, научнотехнического, культурного, гуманитарного, экологического и других видов сотрудничества. Хотя эти направления и взаимосвязаны между собой, каждое из них имеет свое определённое значение. В то же время, как показывает практика, региональные администрации первоочередное внимание уделяют внешнеэкономической деятельности.

Регионы осуществляют два типа международных связей -приграничное и межтерриториальное сотрудничество2.

Приграничное сотрудничество - любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами и властями, находящимися под

1 Отношение - взаимная связь разных величин, предметов, действий (отношения между двумя величинами); взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве (производственные отношения людей, дипломатические отношения, дружеские). Связь - тесное общение между кем-, чем-нибудь (дружеская связь, укреплять международные связи) // Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Екатеринбург : Урал-Советы (Весть), 1994.

2 Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные

подходы. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005, стр.216.

юрисдикцией двух или более Договаривающихся Сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения целей1.

Под межтерриториальным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на установление отношений между территориальными сообществами двух или более Договаривающихся Сторон, отличных от отношений приграничного сотрудничества соседних сообществ и властей, включающие заключение соглашений с территориальными сообществами и властями других государств.

Основными элементами системы международных связей регионов России являются её субъекты. Весь комплекс правовых норм, упорядочивающих международные связи субъектов России, разделяется на три уровня: федеральный, региональный и международный.

Федеральный уровень включает в себя пять видов правовых норм -конституционные нормы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовая база приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

На региональном уровне разработано два вида правовых норм -конституционные и уставные нормы на уровне субъектов Российской Федерации, а также законы и иные правовые акты субъектов Федерации, упорядочивающие их международные и внешнеэкономические связи.

Международный уровень можно представить в виде четырех видов документов: многосторонние международно-правовые акты, регулирующие сотрудничество регионов, участниками которых является Россия и её субъекты; многосторонние соглашения о создании регионов

1 Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Мадрид. 21 мая 1980г. // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. - М., 2002, стр. 375.

приграничного сотрудничества с участием России; договоры Российской Федерации с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству, а также соглашения субъектов Российской Федерации с зарубежными партнёрами о международных и внешнеэкономических связях.

На федеральном уровне фундаментом для правовой основы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, бесспорно, является Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Являясь основным законом, Конституция определяет устройство государства, полномочия органов государственной власти, в том числе в сфере внешней политики, международной и внешнеэкономической деятельности.

Статья 5 Конституции определяет федеральное строение Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство1.

В Конституции РФ в том числе содержатся правовые нормы, имеющие принципиальное значение для понимания проблем международных и внешнеэкономических связей России. В соответствии с Конституцией суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, а сама Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Конституция гарантирует единство экономического пространства Российской Федерации.

В ст. 71, 72 и 73 Конституции речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, в том числе и в сфере международных отношений.

1 Конституция Российской Федерации (выдержки) // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. - М., 2002, стр. 43.

Конституцией установлено, что к ведению Российской Федерации относятся внешняя политика, международные отношения и международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, установление федеральной политики и разработка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России.

В ст. 72 содержится широкий перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, которые решаются совместно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К совместному ведению России и её субъектов относятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и выполнение международных договоров Российской Федерации. Это положение означает, что субъекты Федерации имеют право осуществлять свои международные и внешнеэкономические связи при условии их координации с федеральным центром. По предметам совместного ведения принимаются также федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

В ст. 73 Конституции констатируется, что вне пределов ведения Российской Федерации и её полномочий (по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов) субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст. 76 Конституции, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России, а по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные

правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и вне совместного ведения, субъекты России осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Причём федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Формальные, или законодательные, рамки внешнеэкономической деятельности регионов, равно как и возможности регионов влиять на решения федерального центра в области международных отношений и внешней политики вплоть до недавнего времени были узкими. Законодательная база внешнеэкономических и международных связей субъектов начала формироваться лишь с середины 90-х гг. XX в. Первыми законами, призванными регулировать взаимоотношения центра и регионов в международной сфере, стали закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. и закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», вступивший в силу в июле 1995 г.1 определил понятие международного договора Российской Федерации, порядок принятия и исполнения международных договоров. Учитывая, что Россия является федеративным государством, федеральный закон определяет права и обязанности субъектов Федерации, связываемые с заключаемыми Россией международными договорами.

1 Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 14 июля 1995 года № 101-ФЗ (выдержки) // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. - М., 2002, стр. 54.

Два положения закона имеют особое значение для субъектов Федерации. Во-первых, предложения о заключении международных договоров до их представления Президенту или в Правительство Российской Федерации согласовываются с органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации (п. 5 ст. 9). От последних требуется компетентное и заинтересованное участие. Во-вторых, на органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации возложена обязанность обеспечения в пределах их полномочий выполнения международных договоров Российской Федерации (п. 3 ст. 32). Имеются в виду организационные, финансовые и материальные меры, ориентация региональных органов и хозяйствующих субъектов, последовательная реализация международных обязательств, корректировка собственных правовых актов.

В федеральном законе установлены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым, прежде всего, отнесены единство внешнеторговой политики Российской Федерации, а также единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за её осуществлением.

Особое внимание следует обратить на единство внешнеторговой политики России как составной части её внешней политики. Это следует подчеркнуть, поскольку из этого вытекает, что внешнеторговая политика определяется не только коммерческой составляющей. Она подчинена внешней политике России как державы, стремящейся к обеспечению собственных интересов, мира и процветания народов.

ПЛОТНИКОВ Василий Сергеевич - к.соц.н., доцент; проректор по международным связям СИМОиР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.