Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВОЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВОЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камолов И.И.

Исполнительная власть в Республике Таджикистан как самостоятельная ветвь власти играет значительную роль в жизни общества и государства, от нее зависит, насколько эффективно будут исполняться нормы законов, реализовываться конституционные права и свободы граждан. В представленной статье рассматриваются широкий круг вопрос относительно систематизации нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL ACTS OF THE EXECUTIVE POWER IN THE LEGAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TAGIKISTAN

Executive power in the Republic of Tajikistan as an independent branch of government plays a significant role in the life of society and the state, from her demand how effectively enforced norms of laws implemented constitutional rights and freedoms of citizens. In the present article discusses a range of issues concerning the systematization of regulatory legal acts of the executive authorities.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВОЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

ОСВЕЩЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СТОРОН ИСТОРИИ ДИНАСТИИ ТЕМУРИДОВ В «МУНТАХАБ-АТ-ТАВОРИХ» МУХАММАД ХАКИМХОН

Аннотация. В данной статье автор рассматривает борьбу Темура против представителя династии джалоиров Султон Ахмада, проблемы разногласий между Темуром и Хусейном, его отношения с сербадарами Хорасана.

Ключевые слова: борьба, Тимур,Султон Ахмад, разногласия, Хусейн, джалоиры, Герата ,Мухаммад Шайбанидхана, власть, династия, власть, династия.

RESEARCH OF SOME SIDES OF THE HISTORY OF A DYNASTY OF TEMURIDS IN "MUNTAHAB-AT-TAVORIH" MUHAMMAD HAKIMKHON

Abstract. In given article the author considers struggle of Temur against representatives of the dynasty of Jaloirov Sulton Ahmad, disagreement problems between Temur and Hussein and its relation with sarbadorons of Khurasan.

Key words: Timur's Struggle against Sulton Ahmad, disagreements between Timur and Hussein, Jaloiri, capture of Herat from party Muhammad Shaibanidhana.

Сведения об авторе: Муродов Ахмадхон Амрохонович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей историй Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: sattori1990@mail.ru

Information about the author: Murodov Ahmadkhon Amrokhonovichich - the candidate of historical sciences, docent, Chair of General History, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ainy

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Камолов И. И.

Таджикский национальный университет

Исполнительная власть в Республике Таджикистан как самостоятельная ветвь власти играет значительную роль в жизни общества и государства, от нее зависит, насколько эффективно будут исполняться нормы законов, реализовываться конституционные права и свободы граждан. Исполнительная власть осуществляется совокупностью органов, которые включают в себя отраслевые (министерства), межотраслевые и организационные (ведомства) органы.

Современная юридическая наука представлена различными подходами к пониманию исполнительной власти.

Так, В.В. Лазарев определяет исполнительную власть как вторичную подзаконную ветвь государственной власти, имеющую универсальный предметный и организующий характер и направленную на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти [7, с. 382].

И. Л. Бачило исполнительную власть определяет как ветвь государственной власти, выраженную системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характер [3, с. 31].

В юридической литературе высказывалась возможность и необходимость рассмотрения исполнительной власти в широком и узком смыслах. Так, по мнению К.С. Вельского, исполнительная власть в широком смысле представляет систему органов государственного управления, построенных иерархически, наделенных властными

полномочиями и реализующих их с целью создания условия для нормального функционирования общества. В узком смысле исполнительная власть - это право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственность этого должностного лица [1, с. 76].

Существует и другая трактовка, предусматривающая, что орган исполнительной власти - это составная часть механизма (системы) исполнительной власти; действует (функционирует) только в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства; осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией, имеет структуру, применяет присущие ему формы и методы действия [9, с. 10].

Мы полагаем, что, характеристика органов исполнительной власти как органов государственного управления являются идентичными. Отсюда необходимо интегрировать две указанные составляющие в соответствующей дефиниции.

Орган исполнительной власти можно определить как орган государственной власти и элемент механизма исполнительной власти, реализующий государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в целях обеспечения необходимой жизнедеятельности общества путем непосредственного, повседневного и практического решения задач и функций государства в установленной сфере.

Отсюда неоднозначное определение правотворчества органов государственного управления, означающая далеко не однозначное явление, представляющее собой одновременно и правовую форму исполнительно- распорядительной деятельности, и последовательную систему организационных действий, направленных на создание нормативного акта» [5, с. 10].

По мнению Михеевой И.В. традиционно правотворческая деятельность министерств и других структур исполнительной власти рассматривается наряду с реализацией ими функций государственного управления и как самостоятельная деятельность по подготовке и юридическому оформлению управленческого решения в виде подзаконного нормативного правового акта, и как участие в инициировании и составлении текста законодательного акта [8, с. 88].

В республике Таджикистан ведомственное правотворчество осуществляется как в рамках самостоятельного подзаконного правотворчества министерств государственных комитетов и ведомств, так и в рамках разработки ими законопроектов и их инициирование посредством Правительства в Парламент [6, с. 6].

Однако, рамках самостоятельной деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств в русле построение демократического, правового, светского и социального государства наряду с правотворчеством Парламента Президента и Правительства возникает необходимость подготовки нормативных правовых актов самих министерств, государственных комитетов и ведомств.

Но с другой стороны инициирование законопроектов Парламенту позволить более детально подойти к вопросу разработки и издание нормативных актов со стороны министерств, государственных комитетов и ведомств.

Одним из обусловленных взаимосвязанностей вышеназванных органов исполнительной власти правотворческие отношение по делегированию правотворческих полномочий Президентом и Правительством министерствам, государственным комитетам и ведомствам. Как правило, Президент Республики Таджикистан и Правительство Республики Таджикистан вправе делегировать часть своих правотворческих полномочий подведомственным им органам, если это не противоречит Конституции и законам Республики Таджикистан.

Другая особенность делегирования полномочий заключается в том, что в нормативном правовом акте о делегировании указывается, какому органу, и на какой срок делегируется конкретное полномочие, а также устанавливаются рамки, в пределах которых орган реализует делегированное ему полномочие. Орган, издавая

нормативный правовой акт в порядке реализации делегированного ему полномочия, ссылается на закон и иной нормативный правовой акт, которым ему делегировано соответствующее полномочие.

Не менее важным при таком раскладе и законодательном закреплении представляется вопрос об обеспечении качества разрабатываемых нормативных актов со стороны выше названных структур. Начиная от представления проекта нормативного акта ее рассмотрения и других соответственных шагов.

Учитывая вышеназванные свойства Б. Х. Раззаков отмечает, что систему исполнительной власти Республики Таджикистан можно представить в узком и широком смысле. В узком понимании - это основные субъекты государственного управления (министерства, государственные комитеты, председатели областей, городов и районов, которые являются представителями Президента на местах). В широком смысле в систему органов исполнительной власти включаются также вспомогательные субъекты государственного управления (агентства, инспекции, центры, службы и др.)/

В соответствии с Законом РТ «О системе органов государственного управления Республики Таджикистан» от 16.04.2012 г., № 828, в систему центральных органов государственного управления входят Исполнительный аппарат Президента Республики Таджикистан; министерства и государственные комитеты республики; органы при Президенте страны; органы при Правительстве; консультативно-совещательные органы при Президенте и Правительстве.

В соответствии со ст. 5 Закона РТ «О нормативных правовых актах», субъектами правотворческой деятельности в Таджикистане из числа представителей органов исполнительной власти могут выступать Президент Республики Таджикистан, министерства, государственные комитеты и иные государственные органы Правительство республики. Однако закон не уточняет, что входит в понятие «иные государственные органы». На наш взгляд данная норма хотя и является абстрактным, но ее нельзя относить к избыточным нормам действующего Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актов» так как теория множественности исполнительных органов порождает их правосубъектность в сфере правотворчество. Закон республики Таджикистан «О системе органов государственного управления» не дает понятие иных органов в связи, с чем следует обратиться к теоретическим воззрением. В литературах в качестве иных органов подразумеваются вспомогательные органы исполнительной власти [2, с. 152], структурные подразделение [4, с. 41] ведомство. Понятие «ведомство» нередко трактуется весьма широко и зачастую включает в себя органы различного характера, например, Национальный банк, Центральная избирательная комиссия по выборам и референдумом, Генеральная прокуратура Республики и другие органы, не входящие в структуру Правительственных органов исполнительной власти.

С другой стороны это понятие практически не употребляется в действующем законодательстве, и сточки зрения лингвистики чувства восприятие более правильно именовать акты, издаваемые органами исполнительной власти, как «правовые акты министерство и государственных комитетов и ведомств». Одним из недостатков указанного наименования, безусловно, являются его громоздкость и неудобство в употреблении. Однако, осуществляя выбор между такими критериями понятия как его точность либо лаконичность и удобство в употреблении, представляется верным отдать предпочтение точности словосочетание и произношение.

Понятие министерство и государственный комитет указано в Законе РТ «О системе органов государственного управления Республики Таджикистан». Так согласно нормам закона министерство является центральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и управление в определённой сфере деятельности, а также в пределах, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, координирует деятельность других центральных органов исполнительной власти в этой сфере (ст.11).

Государственный комитет является центральным исполнительным органом государственной власти, который осуществляет реализацию государственной политики и межотраслевое регулирование, а также в пределах, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Координирует деятельность других центральных исполнительных органов государственной власти в соответствующей сфере деятельности (ег.12.).

В республике Таджикистан полномочие по изданию нормативных правовых актов в пределах министерств и государственных комитетов закреплено не в Конституции, а в Законе РТ «О нормативных правовых актах» (ст. 22). В соответствии с данной статьей, министерства и иные органы государственного управления издают нормативные правовые акты в форме распоряжений, государственные комитеты - в форме постановлений. Принимаемые министерствами, государственными комитетами и иными органами государственного управления нормативные правовые акты иных наименований (инструкции, положения, уставы, правила и др.) оформляются распоряжением или постановлением. Для решения оперативных и иных текущих вопросов руководители министерств, государственных комитетов и иных органов государственного управления принимают приказы, постановления и распоряжения, не имеющие нормативных свойств). Структурные подразделения министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления не вправе принимать акты нормативного правового характера, если они не имеют соответствующего статуса (ст. 22 указанного Закона).

Таким образом, система органов исполнительной власти, отличаясь множественностью самих органов, их видов, разно плановостью компетенции, подчиненности и другими свойствами. В последние десять лет данная система неоднократно подвергалась изменениям в целях оптимизации и усиления их роли в процессе реформирования государства и общества.

Литература:

1. Вельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. - М., 1990.

2. Захарова Н. Н. Систематизация нормативно-правовых актов министерств СССР: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1990.

3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / отв. ред. И.Л. Бачило. - М., 1998.

4. Лобашев А.В. Ведомственные нормативные акты советского государства: дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1988.

5. Михеева И.В. Правотворчество министерств Российской империи в XIX - начале ХХ века / научн. ред. Н.А. Власенко.- М., 2012.

6. Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств. - М., 1975.

7. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. - М., 2001.

8. Разок;ов Б. Х. Президент Республики Таджикистан - глава исполнительной власти.- Душанбе, 2010 (на тадж. яз.).

9. Соколова Н. С. Теоретические аспекты совершенствования правотворческой деятельности министерств и ведомств СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.-М., 1988.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВОЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Аннотация. Исполнительная власть в Республике Таджикистан как самостоятельная ветвь власти играет значительную роль в жизни общества и государства, от нее зависит, насколько эффективно будут исполняться нормы законов, реализовываться конституционные права и свободы граждан. В представленной статье рассматриваются

широкий круг вопрос относительно систематизации нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Ключевые слова: органы исполнительной власти, нормативный акт, исполнительная власть, ведомственные акты.

NORMATIVE LEGAL ACTS OF THE EXECUTIVE POWER IN THE LEGAL SYSTEM

OF THE REPUBLIC OF TAGIKISTAN

Abstract. Executive power in the Republic of Tajikistan as an independent branch of government plays a significant role in the life of society and the state, from her demand how effectively enforced norms of laws implemented constitutional rights and freedoms of citizens. In the present article discusses a range of issues concerning the systematization of regulatory legal acts of the executive authorities.

Key words: вodies of executive power, legislative act, executive branch, departmental regulations.

Сведения об авторе: Камолов И. И. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: kamolov_ii@yandex.ru

Information about the author: Kamolov I. I. - сandidate of sciences (Law), docent of the department of the Theory and history of state and law of the faculty of law of Tajik National University

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ

Сангинов Д. Ш.

Таджикский национальный университет

Термин "договор" используется в нескольких значениях: во-первых, как основание возникновения правоотношения (юридический факт); во-вторых, как правоотношение, возникшее из этого основания (обязательство); в-третьих, как документ (форма соглашения). Таким образом, каждый раз, когда мы говорим о договоре, необходимо учитывать, в каком значении используется этот термин. В отличие от сделки, договор всегда представляет собой согласованное волеизъявление двух или более сторон, направленное на порождение гражданско-правовых последствий. Для договора необходимо совпадение воли сторон по всем вопросам, имеющим для них существенное значение [1, с. 79]. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2]. Содержание договора как соглашения (сделки) составляет совокупность согласованных его сторонами условий, в которых закрепляются права и обязанности контрагентов, составляющие содержание договорного обязательства. В письменных договорах условия излагаются в виде отдельных пунктов. К основному тексту письменного договора могут, кроме того, добавляться различные согласованные сторонами приложения и дополнения, также входящие в его содержание в качестве составных частей договора. Наличие приложений, конкретизирующих содержание договора, должно оговариваться в его основном тексте. Такие приложения становятся необходимыми частями. Дополнения обычно в том или ином отношении меняют содержание отдельных условий договора [3, с. 95]. Условия договора в совокупности составляют содержание договора. Условия договора разделяются на три гуппи: существенные, обычные и случайные [4, с. 298].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.