Научная статья на тему 'Нормативное регулирование внедрения инновационных технологий и новых продуктов в банковскую деятельность: российский и зарубежный опыт'

Нормативное регулирование внедрения инновационных технологий и новых продуктов в банковскую деятельность: российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Регтех-решения / правовое регулирование банковской деятельности / нормативные правовые акты / финансовые технологии / государственные органы / банковский сектор / Центральный банк России / Regtech solutions / legal regulation of banking / regulatory legal acts / financial technologies / government agencies / the banking sector / the Central Bank of Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тац Дэвид Морисович

На сегодняшний день процесс развития банковской системы базируется на высоком уровне конкуренции и кризисных экономических явлениях, из-за чего процесс инновационного внедрения в банковскую деятельность рассматривается как важное условие для стабильности и эффективности их функционирования. Инновации выступают в качестве фактора роста экономики, изменений структурного характера при ведении банковской деятельности. Процесс эффективной реализации деятельности основан на регулярных изменениях и нововведениях. В условиях рыночной экономики, для увеличения конкурентоспособности, получения большей доли рынка и эффективного развития, банки должны не только расширять свои операционные возможности, но и вести активную инновационную деятельность. В этой связи критерии инновационной развитости и конкурентный потенциал в национальном разрезе являются важными элементами для изучения и отождествления их особенностей с реальной экономикой и банковской средой. Проблемы и трудности конкурентного преодоления, связанные с инновационным развитием банков, как отличительного фактора, с каждым годом становятся все более релевантными и ключевыми. В рамках данной научной статьи был проведен сравнительный анализ подходов зарубежных стран и Российской Федерации к специфике нормативного регулирования внедрения инновационных технологий и новых продуктов в банковскую деятельность с определением органов и их функций к регулированию использования финансовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY REGULATION OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND NEW PRODUCTS IN BANKING ACTIVITIES: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Today, the process of development of the banking system is based on a high level of competition and crisis economic phenomena, which is why the process of innovative implementation in banking is viewed as an important condition for the stability and efficiency of their functioning. Innovations act as a factor in economic growth, structural changes in the conduct of banking activities. The process of effective implementation of activities is based on regular changes and innovations. In a market economy, in order to increase competitiveness, gain a larger market share and effective development, banks must not only expand their operational capabilities, but also conduct active innovation. In this regard, the criteria for innovative development and competitive potential in the national context are important elements for studying and identifying their features with the real economy and the banking environment. The problems and difficulties of overcoming competitiveness associated with the innovative development of banks, as a distinctive factor, are becoming more and more relevant and key every year. Within the framework of this scientific article, a comparative analysis of the approaches of foreign countries and the Russian Federation to the specifics of regulatory regulation of the introduction of innovative technologies and new products into banking was carried out, with the definition of bodies and their functions to regulate the use of financial technologies.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование внедрения инновационных технологий и новых продуктов в банковскую деятельность: российский и зарубежный опыт»

Нормативное регулирование внедрения инновационных технологий и новых продуктов в банковскую деятельность: российский и зарубежный опыт

Тац Дэвид Морисович,

студент, Департамент международного и публичного права Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации

E-mail: devid1305@gmail.com

На сегодняшний день процесс развития банковской системы базируется на высоком уровне конкуренции и кризисных экономических явлениях, из-за чего процесс инновационного внедрения в банковскую деятельность рассматривается как важное условие для стабильности и эффективности их функционирования.

Инновации выступают в качестве фактора роста экономики, изменений структурного характера при ведении банковской деятельности. Процесс эффективной реализации деятельности основан на регулярных изменениях и нововведениях. В условиях рыночной экономики, для увеличения конкурентоспособности, получения большей доли рынка и эффективного развития, банки должны не только расширять свои операционные возможности, но и вести активную инновационную деятельность.

В этой связи критерии инновационной развитости и конкурентный потенциал в национальном разрезе являются важными элементами для изучения и отождествления их особенностей с реальной экономикой и банковской средой. Проблемы и трудности конкурентного преодоления, связанные с инновационным развитием банков, как отличительного фактора, с каждым годом становятся все более релевантными и ключевыми. В рамках данной научной статьи был проведен сравнительный анализ подходов зарубежных стран и Российской Федерации к специфике нормативного регулирования внедрения инновационных технологий и новых продуктов в банковскую деятельность с определением органов и их функций к регулированию использования финансовых технологий.

Ключевые слова: Регтех-решения, правовое регулирование банковской деятельности, нормативные правовые акты, финансовые технологии, государственные органы, банковский сектор, Центральный банк России.

На сегодняшний день выделяется широкий и узкий подход к понятию «банковские инновации». В рамках первого подхода инновации сочетаются с формированием новаторских услуг и продуктов.

В рамках второго подхода банковская инновация может рассматриваться как система нововведений разноаспектного характера во всех областях деятельности кредитных организаций, имеющих положительный эффект.

Можно сделать вывод, что инновации в банковской сфере рассматриваются как новые услуги или продукты, технологии их предоставления или оптимизированный процесс, благодаря которым повышается уровень эффективности деятельности того или иного банковского учреждения.

На наш взгляд банковские инновации выступают в качестве доведенных до клиентов и принятых или кардинально новых услуг или продуктов, которые предоставляются на основе системы использования технологий инфокоммуникацион-ного характера, благодаря которым повышается социально-экономический эффект.

Функционирование банковской системы регулируется набором правовых норм, составляющих банковское право. Деятельность кредитных организаций регулируется также нормами, которые регулируют процесс оборота имущества (к примеру, положениями Гражданского кодекса) и регулируют определенные вопросы банковской деятельности.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» (с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) и Центральным банком Российской Федерации (Банк России), других федеральных законов и правил Банка России.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 -основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России. [4]

ФЗ «О потребительском кредите (займе)» выступает в качестве нормативного правового акта, регулирующего отношения, которые возникают в рамках системы по предоставлению потребительского кредитования для физических лиц.

Данный ФЗ не применим к отношениям, которые возникают в связи с предоставлением потребительского кредита, если обязательства заёмщи-

5 -о

сз

<

ка обеспечиваются ипотекой. Таким образом, банковское право относится к набору нормативных правовых актов, которые содержат положения, касающиеся банковской деятельности, то есть устанавливают правовой статус банков, которые регулируют внешние отношения кредитных организаций и оказывают правовую поддержку частных отношений с клиентами.

В Российской Федерации при возникновении банковского права появились следующие экономические условия:

• Формирование коммерческих банков, цель которых заключается в получении максимальной прибыли с помощью финансовых инструментов, являющихся достаточно рисковыми;

• Создание двухуровневой системы банков (преобразование из одноуровневой), что активизировало работу коммерческих кредитных организаций, являющихся главными посредниками при проведении денежных операций;

• Процесс развития денежного рынка и рынка, связанного с предоставлением финансовых услуг. Необходимо заметить, что в таблице 1 представлены регулирующие использование финансовых технологий в РФ органы и их функции.

Таблица 1. Регулирующие использование финансовых технологий в РФ органы и их функции [4]

Регулирующий орган Функции

Центральный Банк Российской Федерации - Осуществление регулирования, контроля и надзора на финансовых рынках - Осуществление регистрации финансовой деятельности, лицензирования, регулирования и надзора МФО - Осуществление регистрации, лицензирования, надзора финансовой и банковской деятельности

Фонд защиты вкладчиков Осуществление покрытия банковских депозитов на сумму до 700000 рублей

Отдел по защите прав потребителей Общая защита прав потребителя и пользователя

Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров Гарантированное покрытие на сумму до 250 000 рублей

Современная правовая основа деятельности банковской системы РФ базируется на Конституции и Гражданском кодексе. Так, нормы Конституции основаны на требованиях органов, уполномоченных осуществлять реализацию управления кредитной и банковской системами с определением порядка их формирования.

В российской Федерации Конституция выступает в качестве нормы, которой отражаются функциональные характеристики Центрального Банка £ России в форме публичной организации, а также § ее основные обязанности и структура. ~ В рамках Уголовного кодекса РФ за подтверж-г денный факт раскрытия банковской тайны (ст. 183

УК РФ), а также ха подтвержденный факт реализации незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) предусмотрено наказание.

Также правовые характеристики деятельности участников банковского сектора отражены в инструкциях Центрального банка Российской Федерации, которыми регулируется каждый спектр деятельности кредитных учреждений. К наиболее важным можно отнести следующие инструкции:

№ 1 - «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций»

№ 75-И - «О порядке применения федеральных законов, регулирующих порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности»

№ 59 - «О мерах по пруденциальному надзору»; № 8 - «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации».

Каждый вид банковской операции всегда регулируется федеральными законами, которые, зачастую, отражают основные догмы Женевской конвенции «О валютном регулировании и валютном контроле» 1930 г.

Достаточно большим значением характеризуется Федеральный закон Российской Федерации «О банкротстве кредитных организаций», а рамках которого описана специфика раскрытия, критериев и процедуры банкротства.

В свою очередь, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» была установлена концепция кредитных учреждений, ЦБ и банковский системы в целом.

В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 3 февраля 1996 г. № 17) банк определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

• Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

• Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;

• Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

При ликвидации коммерческих банков (в том числе по причине их несостоятельности (банкротства) Центрального банка Российской Федерации обеспечивается участие в работе ликвидационных комиссий его представителей и аудиторов.

В Указе было установлено, что Председатель Центральный банк Российской Федерации участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, Министра финансов и Министра экономики - на заседаниях Совета директоров Центрального банка Российской Федерации.

Взаимные расчеты являются неотъемлемой частью всех гражданских обязательств. В соответствии с законом расчеты между сторонами обязательств связаны в безналичном порядке через Банк.

В рамках Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность относительно нескольких форм правонарушений банком собственных обязанностей по соблюдению текущего законодательства, связанного с налогами и сборами:

1) Нарушение процедуры по открытию счета для налогоплательщика, то есть это процесс открытия банком счета налогоплательщика без предъявления им свидетельства об учете в налоговом органе, или же это процесс открытия счета налогоплательщику при наличии решения налогового органа об остановке операций по счетам данного лица;

2) Нарушение сроков по исполнению поручений о перечислении налогов или сборов:

А) Согласно Налоговому кодексу РФ нарушение сроков, связанных с исполнением поручений налогоплательщика или же налогового агента о факте перечисления налога или сбора; [3]

Б) Банк совершает действия, основанные на формировании положения об отсутствии денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого, согласно Налоговому кодексу, банк имеет инкассовое поручение Налогового органа;

3) Банком не исполняются решения налоговых органов, основанные на приостановлении всех операций по счетам налогоплательщиков;

4) Банк не исполняет решение налогового органа о взыскании налога, то есть банк не выполняет распоряжение до строго установленной даты инкассового поручения, основанного на перечислении со счета налогоплательщика.

Тем не менее, действующее в РФ правовое обеспечение банковской деятельности, несмотря на прогрессивный характер и общую рыночную направленность, не в полной мере соответствует экономической ситуации и международному уровню правового регулирования банковской системы.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 17.04.2017) // СПС Консультант Плюс

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. // СПС Консультант Плюс

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. - N 148149. // СПС Консультант Плюс

4. Федеральный закон от 02.12.1990 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) № 395-1 - Ст. 5 // СПС Консультант Плюс

5. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ // СПС Консультант Плюс

6. Алексеенко А.А. Правовой статус и порядок работы регулятивной песочницы Центрального Банка Российской Федерации // Научно-практический журнал Аллея Науки. - 2018. -№ 7(23). - С. 12-17

7. Колупаева Д.А. Перспективы развития Регтех в России // Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России. - 2018. -№ 4. - С. 132-135

8. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации URL: https://www.cbr.ru (Дата обращения: 10.04.2021)

REGULATORY REGULATION OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND NEW PRODUCTS IN BANKING ACTIVITIES: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Tats D.M.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Today, the process of development of the banking system is based on a high level of competition and crisis economic phenomena, which is why the process of innovative implementation in banking is viewed as an important condition for the stability and efficiency of their functioning.

Innovations act as a factor in economic growth, structural changes in the conduct of banking activities. The process of effective implementation of activities is based on regular changes and innovations. In a market economy, in order to increase competitiveness, gain a larger market share and effective development, banks must not only expand their operational capabilities, but also conduct active innovation. In this regard, the criteria for innovative development and competitive potential in the national context are important elements for studying and identifying their features with the real economy and the banking environment. The problems and difficulties of overcoming competitiveness associated with the innovative development of banks, as a distinctive factor, are becoming more and more relevant and key every year. Within the framework of this scientific article, a comparative analysis of the approaches of foreign countries and the Russian Federation to the specifics of regulatory regulation of the introduction of innovative technologies and new products into banking was carried out, with the definition of bodies and their functions to regulate the use of financial technologies.

Keywords: Regtech solutions, legal regulation of banking, regulatory legal acts, financial technologies, government agencies, the banking sector, the Central Bank of Russia.

References

1. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 17.04.2017) // SPS Consultant Plus

2. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ of 31.07.1998 (as amended on 28.12.2013) // Sobranie Zakono-datelstva Rossiyskoy Federatsii. - 1998. - No. 31. // SPS Consultant Plus

3. The Tax Code of the Russian Federation (part one) of 31.07.1998 No. 146-FZ (ed. of 28.12.2013) // Rossiyskaya Gazeta. - N 148-149. // SPS Consultant Plus

4. Federal Law of 02.12.1990 (as amended on 03.07.2016) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2017) No. 395-1-St. 5 // SPS Consultant Plus

5. Federal Law" On Consumer Credit (Loan) " of 21.12.2013 N 353-FZ // SPS Consultant Plus

6. Alekseenko A.A. The legal status and order of work of the reg- _ ulatory sandbox of the Central Bank of the Russian Federa- Р tion // Nauchno-prakticheskiy zhurnal Alleya Nauki. - 2018. - Д № 7(23). - Pp. 12-17 Ч

7. Kolupaeva D.A. Prospects for the development of Regtech in С Russia // Digital economy in the socio-economic development g of Russia. - 2018. - No. 4. - pp. 132-135

8. Official website of the Central Bank of the Russian Federation У URL: https://www.cbr.ru (Accessed: 10.04.2021) К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.