Научная статья на тему 'Банковская тайна'

Банковская тайна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1779
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тайна / информация / правовой режим / конфиденциальность / банк / банковская тайна / операции / налоговые органы / secret / information / legal regime / confidentiality / bank / banking secrecy / operations / tax authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаянэ Юрьевна Атаян, Ольга Николаевна Амвросова

Актуальность статьи обусловлена отсутствием единообразного понимания банковской тайны в науке и законодательстве. На основе исследования правового регулирования института банковской тайны представлены предложения по совершенствованию существующего нормативно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Banking secrecy: problems of legislative and practical law enforcemen

The relevance of the article is due to the lack of a uniform understanding of bank secrecy in science and legislation. Based on the study of legal regulation of the institution of bank secrecy, proposals for improving the existing regulatory and legal regulation are submitted.

Текст научной работы на тему «Банковская тайна»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

УДК 347.6

ББК 67.404.4 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10017

БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Проблемы законодательного и практического правоприменения

Гаянэ Юрьевна АТАЯН, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: atayan-gay76@mail.ru

Ольга Николаевна АМВРОСОВА, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: kilinkarov.77@mail.ru

Научные специальности по публикуемому материалу: 12.00.04 — финансовое право;

налоговое право; бюджетное право;

12.00.14 —административное право; административный процесс

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена отсутствием единообразного понимания банковской тайны в науке и законодательстве. На основе исследования правового регулирования института банковской тайны представлены предложения по совершенствованию существующего нормативно-правового регулирования.

Ключевые слова: тайна, информация, правовой режим, конфиденциальность, банк, банковская тайна, операции, налоговые органы.

Annotation. The relevance of the article is due to the lack of a uniform understanding of bank secrecy in science and legislation. Based on the study of legal regulation of the institution of bank secrecy, proposals for improving the existing regulatory and legal regulation are submitted.

Keywords: secret, information, legal regime, confidentiality, bank, banking secrecy, operations, tax authorities

Банковская тайна является одним из видов охраняемых законом тайн. В целях нормального функционирования банковской деятельности доступ к сведениям, ее составляющим, ограничен законодательством РФ.

Тем не менее различные экономические проблемы начала XXI в. стали причиной пересмотра подходов к банковской тайне. Развитые страны, стремящиеся в условиях кризиса сбалансировать дефицитные бюджеты путем увеличения налоговых поступлений и снижения доли теневой экономики, по отдельности и совместно стали предпринимать действия по повышению прозрачности финансовой системы, чтобы путем ослабления института банковской тайны облегчить доступ компетентных органов к информа-

ции о клиентах банков и их операциях для целей выявления неправомерных операций [1].

Несмотря на то что в настоящее время институт банковской тайны находится в центре внимания многих специалистов в науке, так и не сложилось четкого, теоретически обоснованного подхода к определению банковской тайны.

Логичной и обоснованной представляется точка зрения O.A. Городова о том, что тайна — это не информация, а особый правовой режим информации с ограниченным доступом и, соответственно, информация не может составлять тайны, как это зафиксировано в ряде законодательных актов; она может находиться в тайне, т.е. особом правовом режиме [2] .

№ 2/2018

Аналогичное неоднократно подчеркивали российские высшие суды, подразумевая под банковской тайной особый правовой режим, который предполагает соблюдение специальных правил и требований, установленных законодательством.

Основы правового режима банковской тайны заложены еще в Конституции Российской Федерации. Являясь видом личной тайны или тайны частной жизни, в ней реализуется право каждого на неприкосновенность частной жизни и личную тайну (ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ) [4].

Из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении [6].

Термин «банковская тайна» в отечественном законодательстве также явно не определен. Косвенно определение дается через перечисление признаков информации, которая может быть отнесена к данной категории.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ [9], определяющей виды информации в зависимости от категории доступа к ней, информация, являющаяся объектом правовой охраны режима банковской тайны, относится к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с банковской тайной, на сегодняшний день осуществляется ГК РФ [3] и ФЗ «О банках и банковской деятельности» [8].

В связи с соотношением названных статей считаем совершенно обоснованным мнение отдельных исследователей «об отсутствии регулятивного потенциала ст. 857 ГК РФ, а в той части, где есть какие-то предписания, она дублирует ст. 26 ФЗ № 395-1. Что же касается возмещения убытков, то его можно осуществить по нормам об убытках и по ст. 26 ФЗ № 395-1» [6].

Это тем более актуально, поскольку и в соответствии с правовой доктриной в случае воз-

никновения конкуренции общей и специальной нормы права приоритет отдается специальной норме.

В то же время следует обратить внимание на то, что при освещении банковской тайны в ГК РФ к тайным сведениям, помимо банковского счета, банковского вклада, операций по счету, закрепленных в ст. 26 ФЗ № 395-1, ГК РФ относит, в том числе, и сведения о клиенте, т.е. персональные данные клиента. Для исключения конфликтных ситуаций необходимо законодательно унифицировать понятие банковской тайны.

Кроме того, в последнее время издается достаточно много федеральных законов, в которых содержатся специальные правила, регламентирующие порядок получения таких сведений. В результате состав органов, обладающих правом получать сведения, составляющие банковскую тайну, постоянно увеличивается.

Полагаем, что данная тенденция будет расти и усиливаться в контексте общемировой на резкое ослабление института банковской тайны с целью выявления неправомерных операций. Из этого можно сделать вывод, что перечень случаев обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну, содержащийся в ст. 26 ФЗ № 395-1, не носит исчерпывающего характера.

Ввиду этого необходимо максимально регламентировать процедуру получения государственными органами сведений, составляющих банковскую тайну, для защиты клиентов банков путем закрепления в законодательстве закрытого списка органов, имеющих доступ к таким сведениям, а также объема тех сведений, которые они в тех или иных случаях вправе получать.

Так, в соответствии с законодательством РФ налоговые органы обладают доступом к сведениям, составляющим банковскую тайну. С каждым годом из-за вносимых изменений в Налоговый кодекс РФ объем информации, к которой налоговый орган имеет доступ, увеличивается, а их полномочия расширяются.

Банк, с одной стороны, обязан соблюдать режим банковской тайны, а с другой — предоставлять сведения, содержащие банковскую тайну, налоговому органу, что само по себе не является нарушением режима банковской тайны, только если информация, истребуемая налоговыми органами, запрашивается в пределах, необходимых для осуществления налогового контроля. Однако нужно понимать, что данные

№ 2/2018

пределы отличаются в представлениях банка и налогового органа, что, как показывает многочисленная практика, порождает большое количество споров по данному поводу [1].

В одних случаях банки обязаны автоматически предоставлять информацию о своем клиенте-налогоплательщике, в других — по мотивированному запросу налоговых органов в рамках налогового контроля.

Так, норма, закрепленная п. 1 ст. 86 НК РФ [5], позволяет налоговым органам без запроса получать информацию от банков просто в силу прямого указания закона.

Достаточно распространенной причиной возникновения споров является по мнению налоговых инспекций несвоевременное исполнение банками обязанности направлять электронные сообщения в адрес налоговых органов.

Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 27 сентября 2013 г. № А75-9874/2012 [7] пришел к выводу об отсутствии у инспекции оснований для привлечения банка к ответственности по п. 2 ст. 132 НК РФ, поскольку сведения об открытии расчетного счета, содержащиеся в первоначальном сообщении от 3 сентября 2012 г., совпадают со сведениями, содержащиеся в принятом электронном сообщении от 11 сентября 2012 г. Поскольку сообщение должно содержать сведения об открытии счета, в названных электронных сообщениях эти сведения указаны.

Таким образом, при наличии доказательств надлежащего исполнения банком своих обязанностей, даже если сообщение не дошло до налогового органа, суды не находят оснований для привлечения банка к ответственности.

Нужно учитывать, что далеко не во всех случаях налоговый орган вправе запрашивать информацию о клиентах банка. Например, налоговый орган не вправе запрашивать информацию о клиенте банка, если это не связано с проверкой самого клиента как налогоплательщика (п. 2 ст. 86 НК РФ).

В частности, постановлением ФАС СевероКавказского округа от 19 июня 2009 г. по делу № А18-321/2008 [7] заявление о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в осуществлении сбора сведений, составляющих банковскую тайну, на основании запроса удовлетворено, поскольку налоговым

органом при направлении запроса не соблюдены требования пунктов 2 и 3 ст. 86 НК РФ. Запрос направлен после проведения проверки. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция неправомерно истребовала у кредитной организации выписку по операциям на счетах общества, поскольку в отношении названной организации не проводились мероприятия налогового контроля.

Считаем, что правовое регулирование банковской тайны на уровне федерального закона позволит заложить правовой фундамент для формирования наиболее эффективной системы оборота и защиты данной информации.

Библиографический список

1. Безнощенко Н.В. Соотношение банковской и налоговой тайны // Налоги. 2017. № 9.

2. Городов O.A. Информационное право: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2007.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018 г.) // Рос. газ. 1998. № 148-149. 6 авг.

6. Олейник O.M., Максимова CA Банковская тайна: смена парадигмы или дисбаланс интересов? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 12.

7. СПС «Консультант Плюс. Судебная практика»

8. Федеральный закон «O банках и банковской деятельности» от 02.12.1990. г. № 395-1 (ред. от 31.12.2017 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018 г.) // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

9. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // Рос. газ. 2006. № 165. 29 июля.

№ 2/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.